on Physical Culture and Sports of the Education and Culture Department of the Russian Academy of Education. Materials of the international scientific and practical conference, Moscow, pp. 163-174.
7. Krivolapchuk, I.A., Melnikov, D.V., Chernova, M.B., Vasilyeva, R.M. (2021), "Typological features of the energy supply of muscle activity in girls and boys 9-10 years old", Human. Sport. Medicine, Vol. 21, No.1, pp. 14-22.
8. Jamnick, N.A., Pettitt, R,W., Granata, C., Pyne, D.B. and Bishop, D.J. (2020), "An Examination and Critique of Current Methods to Determine Exercise Intensity", Sports Med, No. 10, pp. 17291756, doi: 10.1007/s40279-020-01322-8.
9. Mann, T, Lamberts, R.P. and Lambert, M.I. (2013), "Methods of prescribing relative exercise intensity: physiological and practical considerations", Sports Med., Vol. 43(7), pp. 13-25, doi: 10.1007/s40279-013-0045-x.
Контактная информация: mashacernova@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.10.2021
УДК 796.332
ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 9-ТИ ЛЕТ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Александр Евгеньевич Войцехович, аспирант, Максим Юрьевич Нифонтов, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье представлены результаты разработанных контрольных тестов с учетом индивидуальных морфофункциональных особенностей по определению уровня физической подготовленности футболистов 7-9 лет и их сравнительный анализ с учетом требований Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол», утвержденного Приказом № 880 от 25.10.2019 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол» (ФССП) на этапе начальной подготовки. Рассмотрены возможности своевременной корректировки учебно-тренировочного процесса в части технической и физической подготовленности футболистов 9-ти лет. Рассмотрены показатели физической подготовленности футболистов на этапе начальной подготовки по программе реализуемой в филиале Академии футбольного клуба «Зенит» - «Зенит-Адмиралтейский» и сопоставлены полученные результаты с требованиями Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол», выявлены основные виды физической подготовленности.
Ключевые слова: техническая подготовка, физическая подготовка, контрольные тесты, этапы спортивной подготовки, этап начальной подготовки, Федеральный стандарт спортивной подготовки, вид спорта «футбол».
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p56-60
INFLUENCE OF INDIVIDUAL MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF YOUNG FOOTBALLERS OF 9 YEARS OLD ON THE INDICES OF PHYSICAL FITNESS
Alexander Evgenievich Voitsekhovich, the post-graduate student, Maksim Yurievich Nifontov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, the Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg
Abstract
This article presents the results of the developed control tests, taking into account the individual morphological and functional characteristics to determine the level of physical readiness of 9 year old football players and their comparative analysis, taking into account the requirements of the Federal stand-
ard of sports training in the sport of football, approved by Order No. 880 of 25.10.2019 " On the approval of the federal standard of sports training in the sport "football" (FSSP) at the stage of initial training. The possibilities of timely correction of the educational and training process in terms of technical and physical fitness of 9-year-old football players are considered. The indicators of physical fitness of football players at the stage of initial training according to the program implemented in the branch of the Academy of the football club "Zenit" - "Zenit-Admiralteyskiy" are considered and the results obtained are compared with the requirements of the Federal standard of sports training in the sport "football", the main types of physical fitness are identified.
Keywords: technical training, physical training, control tests, stages of sports training, stage of initial training, Federal standard of sports training, kind of sport "football".
В учебно-тренировочном процессе на каждом этапе спортивной подготовки футболистов обязательным является контроль и мониторинг динамики показателей общей и специальной физической подготовленностью спортсмена. Известно, что подготовка спортивного резерва в футболе - это целенаправленный и многолетний процесс, связанный с формированием двигательных умений и навыков, развитием физических качеств и способностей, которые обеспечивают эффективную реализацию технико-тактических действий в процессе соревновательной деятельности. Не менее важен для эффективной подготовки юных футболистов подбор тренировочных средств, обеспечивающих обучение и совершенствование технических приемов игры, и повышение уровня общей и специальной физической подготовленности. Неоспорим и тот факт, что физическая подготовленность футболистов - один из ключевых факторов, влияющим на активность и эффективность командных, групповых, а также технико-тактических действий.
В настоящее время приоритетом спортивных школ, готовящих пополнение группы олимпийского резерва является подготовка всесторонне развитых юных футболистов. Однако в практической реализации данного приоритета сегодня в российском футболе в целом, и в детско-юношеском, в частности, существуют проблемы в построении учебно-тренировочного процесса: часто не прослеживается динамика развития физических качеств; недостаточно отслеживается индивидуальный уровень технической и физической подготовленности с целью их развития; не просматривается рациональность тренировочных результатов [2].
Современный футбол развивается в направлении высокой подвижности игроков, скоростной техники, творческих действий футболистов, дальнейшей интенсификации, проявляющейся в увеличении скорости игры обеспечивающий лучший результат. В связи с этим необходимо уделять особое внимание развитию двигательных возможностей спортсмена, учитывая их возрастные особенности, и грамотно планировать учебно-тренировочную работу, позволяющую проводить анализ и своевременную коррекцию технической и физической подготовленности как основного звена в достижении высокого уровня спортивных результатов [1, 4].
Задачи исследования:
1. Научно обосновать полученные результаты тестирования контрольной группы футболистов 9-ти лет по разработанным тестам с учетом индивидуальных морфофункци-ональных особенностей.
2. Определить взаимосвязь индивидуальных морфофункциональных особенностей игроков с полученными высокими показателями по результатам разработанных контрольных тестов.
Гипотеза исследования - предполагается, что учет индивидуальных морфофунк-циональных особенностей отдельно взятых футболистов 9-ти лет при процедуре проведения контрольных тестов по оценке физической подготовленности на этапе начальной подготовки будет способствовать повышению уровня их физической подготовленности и позволит скорректировать процесс спортивной подготовки с учетом динамики полученных показателей.
Методы исследования: анализ современной научно-методической литературы, нормативно-правовых документов связанных с основными тенденциями в развитии футбола, а также требований Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол»; тестирование юных футболистов по основным нормативным требованиям стандарта; математико-статистическая обработка результатов тестирования позволила выявить расхождения их с требованиями ФССП [5] и определить основные направления дальнейшего совершенствования их физической подготовки.
В утвержденном Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «футбол» [3] четко определены показатели общей и специальной физической подготовленности футболистов в зависимости от этапа подготовки, что требует постоянного мониторинга этих показателей, подбора соответствующих средств и методов учебно-тренировочного процесса, в связи с чем было проанализировано состояние общей и специальной физической подготовленности юных футболистов на примере филиала Академии футбольного клуба «Зенит» - «Зенит-Адмиралтейский», оценить их соответствие требованиям ФССП и предложить пути их корректировки.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для анализа и сопоставления результатов тестирования по виду спорта «футбол» были проведены испытания на оценку уровня развития физической подготовленности в контрольной группе юных футболистов 9-ти лет на базе филиала Академии футбольного клуба «Зенит» - «Зенит-Адмиралтейский». Предложенные контрольные испытания юные футболисты проходили с целью зачисления и перевода их из группы начальной подготовки в группу тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) спортивной подготовки по окончании третьего года обучения. В контрольных испытаниях участвовал 28 юных футболистов 9-ти лет.
Все контрольные упражнения проводились с сопровождением ведущего тренера и в соответствии с методическими рекомендациями, изложенными в программе спортивной подготовки по футболу филиала Академии футбольного клуба «Зенит» - «Зенит-Адмиралтейский».
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Спортивная подготовка в филиале Академии футбольного клуба «Зенит» - «Зенит-Адмиралтейский» осуществляется на следующих этапах: этап начальной подготовки; тренировочный этап (этап спортивной специализации).
Анализ контрольных тестов показал, что контрольно-переводные нормативы для оценки общей, специальной физической подготовки ФССП по виду спорта «футбол» соответствуют требованиям комплекса контрольных испытаний, предъявляемым в Академии футбольного клуба «Зенит» - «Зенит-Адмиралтейский».
Для проведения исследования были отобраны 4 контрольных теста общей физической и специальной физической подготовки к зачислению в группу тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) спортивной подготовки:
Тест 1-Бег на 15 метров с места;
Тест 2-Бег на 15 метров с разбега (+5 метров для разгона);
Тест 3-Бег с изменением направления движения (15 метров в форме
Тест 4-Прыжок в длину с места.
Результаты проведенных контрольных тестов по завершении этапа начальной подготовки 28 футболистов 9-ти лет представлены в таблице 1.
В тесте 1 (показатель стартовой скорости) - бег на 15 метров с места после 3-х лет обучения на начальном этапе спортивной подготовки в первой попытке 25 % игроков выполнили норматив и показали результаты менее 3.0 сек. 75% игроков показали результат более 3.0 секунд.
Таблица 1 - Показатели контрольных тестов общей физической и специальной физиче-
ской подготовки футболистов 9-ти лет
Фамилия, Имя 15 м с места (сек.) 15 м с разбега (сек.) Бег со сменой направления (сек.) Прыжок с места (см)
До После До После До После До После
1. М. Лука 2.84 2.88 2.54 2.54 5.53 5.75 163 159
2. Г. Вова 3.13 3.23 2.71 2.72 5.50 5.69 153 149
3. К. Влад 2.98 3.03 2.48 2.51 5.53 5.53 160 161
4. Д. Влад 3.12 2.96 2.66 2.60 5.74 5.57 147 146
5. М. Демид 3.03 3.05 2.73 2.72 5.71 5.44 152 154
6. Г. Кирилл 2.91 3.00 2.52 2.47 5.37 5.59 156 155
7. М. Марк 3.12 3.22 2.77 2.71 5.43 5.32 140 150
8. К. Максим 2.82 2.83 2.49 2.53 - 5.77 161 155
9. Д. Илья 2.86 2.90 2.42 2.40 5.44 - 170 168
10. Г. Дамиан 3.03 3.07 2.58 2.62 5.70 5.58 160 159
11. Л. Денис 2.96 2.99 2.57 2.57 6.15 5.59 157 156
12. Л. Давид 3.23 3.45 2.72 2.76 6.27 6.07 130 137
13. О. Лука 2.99 3.05 2.58 2.65 5.76 5.72 153 150
14. Ш. Ваня 3.14 3.14 2.73 2.69 5.57 5.77 148 150
15. Е. Кирилл 3.03 3.07 2.64 2.61 5.66 5.88 170 170
16. В. Саша 2.97 3.03 2.55 2.58 5.70 5.39 140 150
17. В. Егор 3.10 3.15 2.62 2.70 5.62 5.96 153 145
18. П. Даня 3.10 3.01 2.62 2.62 5.54 5.46 140 135
19. Д. Дима 3.13 3.17 2.67 2.75 5.60 5.68 153 141
20. Л. Андрей 3.25 3.35 2.77 2.79 5.49 5.83 140 144
21. Н. Мирослав 3.22 3.27 2.56 2.57 5.90 5.90 146 148
22. С. Максим 3.05 3.13 2.58 2.53 5.86 5.75 159 155
23. С. Стёпа 3.15 3.40 2.83 2.98 5.97 6.41 146 140
24. Л. Ваня 3.23 3.18 2.75 2.73 5.72 5.70 166 160
25. К. Марк 3.07 3.27 2.67 2.75 5.56 5.70 144 140
26. Р. Матвей 3.38 3.43 2.90 2.93 5.87 5.96 146 152
27. М. Марк 3.02 3.02 2.67 2.76 5.50 5.69 150 156
28. Г. Георгий 3.39 3.45 2.89 2.93 6.62 6.35 143 138
В тесте 2 (показатель скоростных способностей) - бег на 15 метров с разбега 28 участников исследования показали результаты менее 3,0 секунд, что свидетельствует о высоком уровне развития скоростных способностей.
В тесте 3 (показатель координационных способностей) - бег с изменением направления футболисты продемонстрировали свое умение перекладывать вес тела с одной ноги на другую.
В тесте 4 (показатель силы мышц ног) - прыжок в длину с места. 20 % показали результат соответствующий возрастной группе в итоговом периоде 3-го года обучения.
Для обоснования влияния индивидуальных морфофункциональных особенностей футболистов проводились дополнительные измерения:
- измерение артериального давления до и после тренировки, для определения реакции организма на различные виды и типы нагрузок;
- пульсометрия каждого футболиста экспериментальной группы на протяжении всего учебно-тренировочного процесса с применением передатчика сердечного ритма «SIGMA R1 STS» с нагрудным фиксатором;
- ежедневный наружный осмотр (соматоскопия) в присутствии врача.
Все вышеуказанные измерения проводились не только в период тренировок на базе филиала Академии футбольного клуба «Зенит» - «Зенит-Адмиралтейский», но и в процессе выездных тренировочных сборов и контрольных матчей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Годик М.А Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. -Москва : Терра-Спорт, 2006. 272 с.
2. Губа В.П., Интегральная подготовка футболистов / В.П Губа, А.В. Лексаков, А.В. Анти-пов / Москва : Советский спорт, 2010. -208 с.
3. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "футбол" : приказ Министерства спорта РФ от 25 октября 2019 г. № 880 // ГАРАНТ.РУ : [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72872252/ (дата обращения 01.08.2021).
4. Шаргави Али Шакир. Анализ физической подготовленности юных футболистов на соответствие нормативным требованиям федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол / Шаргави Али Шакир, П.К. Петров // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2017. - Т. 27, № 4. - С. 491-495.
5. Мухамедзянов Р.Р. Анализ Федеральных государственных стандартов спортивной подготовки по виду спорта «футбол» / Р.Р. Мухамедзянов, М.Ю. Нифонтов / Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2019. - № 4 (30). - С. 140-146.
REFERENCES
1. Godik, M.A.(2006), Physical training offootball players, Terra-Sport, Moscow.
2. Guba, V.P., Leksakov, A.V., Antipov, A.V. (2010), Integral training of football players, Soviet sport, Moscow.
3. Ministry of Sports of the Russian Federation (2019), "On the approval of the federal standard of sports training in the sport "football", Order of October 25, 2019 No. 880, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72872252/ (date of access 08/01/2021).
4. Shargavi, Ali Shakir and Petrov, P.K. (2017), "Analysis of the physical fitness of young football players for compliance with the regulatory requirements of the federal standard of sports training in the sport of football", Bulletin of the Udmurt University. Series. Philosophy, Psychology. Pedagogy, Vol. 27, No. 4 , pp. 491-495/
5. Mukhamedzyanov, R.R. and Nifontov M.Yu. (2019), "Analysis of the Federal State Standards of Sports Training in the Sport "Football"", Physical education and sports training, No. 4 (30), pp. 140146.
Контактная информация: voytsekhovich.alex@bk.ru
Статья поступила в редакцию 30.10.2021
УДК 796.332
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФУТБОЛИСТОВ 5-7 ЛЕТ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ НА ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Алексей Евгеньевич Войцехович, аспирант, Александр Викторович Привалов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлен предварительный анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих спортивную подготовку в РФ. Основной акцент сделан на представлении разработанной авторами комплексной методики технической подготовки и развития приоритетных для футбола физических качеств с учетом их ранней специализации по виду спорта «футбол» на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки. В ходе проведенного научного исследования удалось обосновать возможность развития базовых физических качеств в процессе технической подготовки футболистов 5-7 лет при учете индивидуальных особенностей развития и психо-физического состояния в годовом цикле подготовки. Полученные результаты в части показателей физической подготовленности у спортсменов 7-ми лет могут способствовать успешному зачислению футболистов в группы начальной подготовки по виду спорта «футбол».
Ключевые слова: техническая подготовка футболистов, физическое развитие, этапы спортивной подготовки, этап начальной подготовки, нормативы общей физической подготовки, вид спорта «футбол», Федеральный стандарт спортивной подготовки.