Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В ЖЕНСКОМ ФУТБОЛЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В ЖЕНСКОМ ФУТБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ ФУТБОЛ / ТЕХНИКА ИГРЫ / НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АВТОНОМНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ФУТБОЛА / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Анастасия Михайловна, Золотарев Александр Петрович

Эффективность начального обучения технике игры в футбол во многом определяет успешность становления спортивного мастерства на этапах многолетней подготовки и дальнейшей адаптации в профессиональном спорте. В современной теории и методике футбола начальная техническая подготовка юных спортсменов приводится в целом, не руководствуясь при этом гендерной принадлежностью занимающихся. При достаточной разработанности вопросов методики начальной технической подготовки на примере футбола для мальчиков в данном аспекте отсутствуют методические разработки для девочек. Цель исследования заключалась в определении методологических направлений перспективной разработки проблемы начального обучения технике игры в женском футболе. Методы и организация исследования: анализ научно-методической литературы и программно-нормативных документов. Результаты. Анализ научно-методической литературы и программно-нормативных документов, регламентирующих многолетнюю подготовку спортивного резерва по футболу, показал, что в настоящее время в теории и методике футбола сложилось положение, когда абсолютное большинство разработок в направлении технической подготовки спортсменов выполнено применительно к мужскому футболу и лишь в единичных работах данный аспект рассматривается относительно женщин. При этом в общей массе сведений по рассматриваемому вопросу применительно к женскому футболу отсутствует дифференцирование в зависимости от автономных разновидностей игры - классического футбола, мини-футбола (футзала), пляжного футбола. С целью оптимизации исследования вопросов технической подготовки юных футболисток на начальном этапе многолетнего тренировочного процесса предлагается методологии разработки проблемы построения начального обучения технике игры в женском футболе, основанная на принципе детерминированности технической подготовки спортсменок закономерностями их соревновательной деятельности. Заключение. На фоне общего характера действующей методики начальной технической подготовки в футболе, не учитывающей гендерные различия, отсутствие дифференцированной программы для девочек указывает на необходимость разработки методологии построения этого процесса, особенно - для пляжного футбола в силу известной специфики игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова Анастасия Михайловна, Золотарев Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANT ISSUES OF METHODOLOGY DEVELOPING PROBLEM OF BASIC TRAINING IN GAME TECHNIQUE OF WOMEN’S FOOTBALL

The effectiveness of basic training in the technique of playing football largely determines the success of sportsmanship formation at the stages of long-term training and further adaptation in professional sport. In the modern theory and methodology of football, the initial technical training of young athletes is given in general, without being guided by the gender identity of those involved. With sufficient elaboration of methodological issues of the basic technical training on the example of football for boys, there are no methodological developments for girls in this aspect. The purpose of the study is to determine the methodological directions for the prospective development of the basic training problem in the technique of playing women's football. Methodology and organization of research: analysis of scientific and methodological literature and program and regulatory documents. Results. Scientific methodological literature analysis and programmatic documents, regulating the long-term training of the sports reserve in football has shown that the current situation in the theory and methodology of football when the absolute majority of developments in the direction of athletes technical training are carried out in relation to men's football and only in single works this aspect is considered relative to women. At the same time, there is no differentiation in the total mass of information on the issue under consideration in relation to women's football, depending on the autonomous varieties of football - classic football, mini-football (futsal), beach football. In order to optimize the study of technical training of young football players at the initial stage of the long-term training process, a methodology for developing the problem of building an initial training in the technique of playing women's football, based on the principles of determination of female athlete technical training by the regularities of their competitive activity is proposed. Conclusion. In contrast to the general nature of the current methodology of initial technical training in football, which does not take into account gender differences, the absence of a graded program for girls indicates the need to develop a methodology for building this process, especially for beach football due to the well-known game specificity.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В ЖЕНСКОМ ФУТБОЛЕ»

сложные виды спорта. Третья группа предъявляет ведущие требования к психическому и эмоциональному состоянию и включает спортивные игры и различные виды единоборств.

Н. А. Бернштейн, открывший кибернетический принцип управления движениями в живых организмах, ввел в разработанную им уровневую теорию управления движениями понятие высших (ведущих) и низших (фоновых) уровней. Он отмечает, что «мы постоянно сталкиваемся с тем, что какой-то уровень функциональных систем приобретает на данный момент ведущее значение» и в этой связи ввел понятие «ведущего уровня» в функциональных системах. При внимательном наблюдении и анализе нетрудно заметить, что в каждом виде спортивной деятельности можно выделить ведущий уровень, который в основном и определяет достижение необходимого результата в данной деятельности и каждый вид деятельности предъявляет преимущественные требования к определенному (ведущему) уровню функциональных систем.

Согласно теории функциональных систем П. К. Анохина, принятие решений о характере и структуре управляющих движений должно носить «антиципирующий во времени и пространстве характер на основе опережающего отражения действительности». Эти теоретические положения позволяют понять, что для оперативного управления двигательной деятельностью современным специалистам мало выработать достаточно прочные двигательные навыки как устойчивые биомеханические структуры движений. Не менее важно сформировать устойчивые и достаточно пластичные действия, включающие совершенные механизмы контроля и регуляции движений в изменяющихся условиях. В этом отношении велико значение комплексных упражнений, обеспечивающих развитие мыслительных и психомоторных способностей, формирование способности мгновенной оценки обстановки, принятия решений и пространственно-временных результатов управляющих действий.

Принятие решения в конкретной ситуации есть процесс возникновения идеального в результате особым образом организованной деятельности. Само идеальное - это образ будущего результата или модель потребного будущего. Она может быть представлена в виде различных образов или в форме понятий или умозаключений. Идеал определяет выбор целей и задач и выступает в качестве критерия их достижения. Модель потребного будущего формируется в ЦНС и реализуется в процессе двигательной деятельности, в ходе которой организм пловцов в ластах преодолевает влияние внешних факторов и на основе накопленных знаний и опыта осуществляет их позитивную трансформацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс освоения навыков в плавании в ластах содержит следующие фазы: интериоризации, тренинга, экстериоризации. Вследствие этого тренировочная деятельность в плавании в ластах носит фазовый характер и ее эффективность находится в зависимости от индивидуальных особенностей пловцов в ластах: содержания прошлого опыта, ценностных ориентаций, устойчивости механизмов антиципации и рефлексии.

Контактная информация: sdd@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 23.04.2022

УДК 796.332

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В ЖЕНСКОМ ФУТБОЛЕ

Анастасия Михайловна Ермакова, преподаватель, Александр Петрович Золотарев,

доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

Эффективность начального обучения технике игры в футбол во многом определяет успешность становления спортивного мастерства на этапах многолетней подготовки и дальнейшей адаптации в профессиональном спорте. В современной теории и методике футбола начальная техническая подготовка юных спортсменов приводится в целом, не руководствуясь при этом гендерной принадлежностью занимающихся. При достаточной разработанности вопросов методики начальной технической подготовки на примере футбола для мальчиков в данном аспекте отсутствуют методические разработки для девочек. Цель исследования заключалась в определении методологических направлений перспективной разработки проблемы начального обучения технике игры в женском футболе. Методы и организация исследования: анализ научно-методической литературы и программно-нормативных документов. Результаты. Анализ научно-методической литературы и программно-нормативных документов, регламентирующих многолетнюю подготовку спортивного резерва по футболу, показал, что в настоящее время в теории и методике футбола сложилось положение, когда абсолютное большинство разработок в направлении технической подготовки спортсменов выполнено применительно к мужскому футболу и лишь в единичных работах данный аспект рассматривается относительно женщин. При этом в общей массе сведений по рассматриваемому вопросу применительно к женскому футболу отсутствует дифференцирование в зависимости от автономных разновидностей игры - классического футбола, мини-футбола (футзала), пляжного футбола. С целью оптимизации исследования вопросов технической подготовки юных футболисток на начальном этапе многолетнего тренировочного процесса предлагается методологии разработки проблемы построения начального обучения технике игры в женском футболе, основанная на принципе детерминированности технической подготовки спортсменок закономерностями их соревновательной деятельности. Заключение. На фоне общего характера действующей методики начальной технической подготовки в футболе, не учитывающей гендерные различия, отсутствие дифференцированной программы для девочек указывает на необходимость разработки методологии построения этого процесса, особенно - для пляжного футбола в силу известной специфики игры.

Ключевые слова: женский футбол, техника игры, начальное обучение, автономные разновидности футбола, методология, методика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p134-139

RELEVANT ISSUES OF METHODOLOGY FOR DEVELOPING PROBLEM OF BASIC TRAINING IN GAME TECHNIQUE OF WOMEN'S FOOTBALL

Anastasia Mikhailovna Ermakova, the teacher, Alexander Petrovich Zolotarev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

The effectiveness of basic training in the technique of playing football largely determines the success of sportsmanship formation at the stages of long-term training and further adaptation in professional sport. In the modern theory and methodology of football, the initial technical training of young athletes is given in general, without being guided by the gender identity of those involved. With sufficient elaboration of methodological issues of the basic technical training on the example of football for boys, there are no methodological developments for girls in this aspect. The purpose of the study is to determine the methodological directions for the prospective development of the basic training problem in the technique of playing women's football. Methodology and organization of research: analysis of scientific and methodological literature and program and regulatory documents. Results. Scientific methodological literature analysis and programmatic documents, regulating the long-term training of the sports reserve in football has shown that the current situation in the theory and methodology of football when the absolute majority of developments in the direction of athletes technical training are carried out in relation to men's football and only in single works this aspect is considered relative to women. At the same time, there is no differentiation in the total mass of information on the issue under consideration in relation to women's football, depending on the autonomous varieties of football - classic football, mini-football (futsal), beach football. In order to optimize the study of technical training of young football players at the initial stage of the long-term training process, a methodology for developing the problem of building an initial training in the technique of playing women's football, based on the principles of determination of female athlete technical training by

the regularities of their competitive activity is proposed. Conclusion. In contrast to the general nature of the current methodology of initial technical training in football, which does not take into account gender differences, the absence of a graded program for girls indicates the need to develop a methodology for building this process, especially for beach football due to the well-known game specificity.

Keywords: women's football, game technique, basic training, autonomous varieties of football, methodology, methodology.

ВВЕДЕНИЕ

Современная методология разработки проблемы методики начального обучения технике футбола представлена в обобщенном виде, без учета специфики полового диморфизма. Между тем известно, что эффективность начального обучения техническим приемам игры, как мальчиков, так и девочек во многом определяет успешность становления спортивного мастерства на этапах многолетней подготовки и дальнейшей адаптации в профессиональном спорте [1, 2, 3, 6, 7]. В современной теории и методике футбола начальная техническая подготовка юных спортсменов приводится в целом [7], не руководствуясь при этом половой принадлежностью занимающихся. И только в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «футбол» [8] предусмотрены отдельные нормативы по общей физической и специальной физической подготовке при переводе с этапа на этап. Действующая типовая учебная программа по футболу для спортивных школ на этапе начального обучения рекомендует одинаковый для мальчиков и девочек методический подход к обучению технике игры [9].

Создавшееся положение произошло в силу практической не изученности вопросов методики начального обучения технике владения мячом девочек, включая такие разновидности классического футбола, как мини-футбол (футзал) и пляжный футбол. Представляется, что подобное происходит по причине отсутствия методологии, ориентированной на разработку проблемы начального обучения техническим приемам игры в женском футболе. Между тем, стратегия развития футбола в Российской Федерации однозначно нацеливает на повышение уровня подготовки как профессиональных спортсменок в данном виде спорта, так и его массовости [6].

Цель - определить методологические направления перспективной разработки проблемы начального обучения технике игры в женском футболе.

Методы: анализ научно-методической литературы и программно-нормативных документов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методология рассматривается как наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса [10]. В обобщенном виде в практике научных изысканий под методологией принято понимать способ познания или систему методов.

В контексте рассматриваемой проблемы ретроспективный анализ научно-методической литературы и программно-нормативных документов, регламентирующих многолетнюю подготовку спортивного резерва по футболу, позволил установить следующее. В настоящее время в теории и методике футбола сложилось положение, когда абсолютное большинство разработок в направлении технической подготовки спортсменов выполнено применительно к мужскому футболу и лишь в единичных работах этот аспект рассматривается относительно женщин, преимущественно на примере высококвалифицированных спортсменок. Так, в классическом учебнике «Теория и методика футбола» [7] относительно начального обучения технике игры приводятся следующие данные: состав приоритетных в обучении приемов; общая последовательность обучения отдельным техническим элементам; рекомендуемые при этом методы и средства тренировки.

Характерно, что в общей массе сведений из специальной литературы по рассматриваемому вопросу применительно к женскому футболу отсутствует дифференцирование

в зависимости от автономных разновидностей игры с учетом специфики соревновательной деятельности. И если на примере девочек, занимающихся мини-футболом подобные немногочисленные исследования проводились [5], то аналогичные данные относительно пляжного футбола отсутствуют, несмотря на научно обоснованную необходимость и значимость обособленности разработки проблемы [4].

В связи с вышеизложенным представляется необходимым формирование методологических основ разработки проблемы начального обучения девочек техническим элементам игры в футбол с учетом специфики известных разновидностей игры. И если в содержательном компоненте в этом плане классический футбол и мини-футбол близки, поскольку общепринятая методика начального обучения предусматривает процесс на площадках малых размеров с ровным покрытием, то относительно пляжного футбола вопрос остается во многом открытым в силу не изученности [4]. В этой связи с целью оптимизации исследования вопросов технической подготовки юных футболисток на начальном этапе многолетнего тренировочного процесса предлагаются следующие позиции методологии разработки проблемы построения начального обучения технике игры в женском футболе, представленные в виде принципиальной блок-схемы на рисунке.

Изучение структуры игровой соревновательной деятельности в женском футболе

Закономерности соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменок

Возрастные особенности, игры девочек

Сравнительный анализ

I

Разработка комплекса доминантных факторов подготовленности спортсменок (возрастно-квалификационный аспект)

Рисунок - Блок-схема методологии разработки проблемы начального обучения технике игры в женском футболе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования позволяют сделать заключение, что в настоящее время действующая методика начальной технической подготовки в футболе носит некий обобщенный характер, не учитывая половые различия юных спортсменов. И если в содержательном компоненте в этом плане классический футбол и мини-футбол близки, поскольку общепринятая методика начального обучения предусматривает процесс на площадках малых размеров, то относительно пляжного футбола вопрос остается во многом открытым в силу не изученности. В аспекте методологического подхода с учетом отсутствия дифференцированной программы для девочек предлагается методология научной разработки проблемы построения процесса начального обучения технике игры в женском футболе, основанная на принципе детерминированности содержания тренировки возрастными особенностями структуры игровой соревновательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соотношение средств тренировки юных футболисток в подготовительном периоде с учетом их индивидуальных особенностей / Д.В. Выприков, Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, С.П. Голуб-ничий // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 3. - С. 60-62.

2. Годик М.А. Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет / М.А. Годик, С.М. Мосягин, И.А. Швыков. - Москва : Граница, 2008. - 272 с.

3. Золотарев, А.П. Перспективы методологии разработки проблемы автономных разновидностей футбола / А.П. Золотарев, Р.З. Гакаме, А.В. Лексаков, С.А. Российский // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 7. - С. 36-39.

4. Перспективные направления научной разработки проблемы контроля соревновательной деятельности в женском пляжном футболе / А.П. Золотарев, Р.З. Гакаме, М.Р. Григорьян, В.Н. Ку -ропаткина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал. -2021. - № 6 (196). - С. 141-145.

5. Кучерова, Е.А. Двухлетняя динамика показателей физической и технико-тактической подготовленности школьниц, занимающихся мини-футболом / Е.А. Кучерова, Т.В. Зайцева, А.П. Золотарев // Тезисы докладов XLVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа (февраль-март 2019 г., г. Краснодар). - Краснодар, 2019. - Часть 2. - С. 156.

6. Общенациональная стратегия развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена Постановлением № 8 Конференции РФС от 08 апреля 2017 г. - Москва : Российский футбольный союз, 2017. - 55 с.

7. Теория и методика футбола: учебник / под общей редакцией В.П. Губы, А.В. Лексакова. - Москва : Litres, 2017. - 563 с.

8. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "футбол" : приказ Министерства спорта РФ от 25.10.2019 № 880 // ГАРАНТ : [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/72972252/ (дата обращения: 01.03.2022).

9. Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Российский футбольный союз. - Москва: Советский спорт, 2011. - 160 с.

10. Чермит К.Д. Методология и методика психолого-педагогических исследований: опорные схемы : учебное пособие / К.Д. Чермит. - Москва : Московский психолого-социальный университет, 2012. - 208 с.

REFERENCES

1. Vyprikov, D.V., Shutova, T.N., Bodrov, I.M. and Golubnichy, S.P. (2019), "The ratio of means of training young football players in the preparatory period, taking into account their individual characteristics", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 60-62.

2. Godik, M.A., Mosyagin, S.M. and Shvykov, I.A. (2008), Lesson training program for young football players aged 6-9, Border, Moscow.

3. Zolotarev, A.P., Gakame R.Z., Leksakov A.V. and Russian S.A. (2009), "Perspectives of the Methodology for the Development of the Problem of Autonomous Varieties of Football", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 36-39.

4. Zolotarev, A.P. Gakame, R.Z., Grigoryan, M.R. and Kuropatkin, V.N. (2021), "Perspective directions of scientific development of the problem of control of competitive activity in women's beach football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (196). pp. 141-145.

5. Kucherova, E.A., Zaitseva T.V. and Zolotarev A.P. (2019), "Two-year dynamics of indicators of physical and technical-tactical readiness of schoolgirls involved in mini-football", Abstracts of the XLVI Scientific Conference of Students and Young Scientists of Universities of the Southern Federal District (February-March 2019, Krasnodar), Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, Part 2. pp. 156.

6. Russian Football Union (2017), The national strategy for the development of football in the Russian Federation for the period until 2030: approved by Resolution No. 8 of the RFU Conference of April 08, 2017, Moscow.

7. Guba, V.P. and Leksakov, A.V. (2017), Theory and methodology of football, Moscow, Litres.

8. Ministry of Sports of the Russian Federation (2019), "Approval of the Federal Standard for Sports Training in the Sport of Football, Order of October 25, 2019, No. 880, available at: : https://base.garant.ru/72972252/.

9. Russian Football Union (2011), Football: typical educational and training program of sports training for sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve, Soviet sport, Moscow.

10. Chermit, K.D. (2012), Methodology and methodology of psychological and pedagogical research: support schemes, Moscow University of Psychology and Social Sciences, Moscow.

Контактная информация: mesha-nas92@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2022

УДК 796.422.16

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ОСТРАЯ ВЫСОКОГОРНАЯ ГИПОКСИЯ КАК СПОСОБ УСКОРЕНИЯ АККЛИМАТИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ

Борис Андреевич Жгир, Мастер спорта международного класса, доцент, Ольга Николаевна Кудря, доктор биологических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Аннотация

В статье представлены результаты использования однократного кратковременного воздействия высокогорной гипоксии в целях ускорения акклиматизации к условиям среднегорья. В ходе первого этапа исследования эмпирически был выбран режим пребывания в высокогорье 4-6 часов. В ходе второго этапа исследования было выявлено, что 4-6 часовое пребывание в высокогорье даёт наибольший положительный эффект спортсменам, постоянно проживающим на равнине ниже 500 м над уровнем моря.

Ключевые слова: высокогорная гипоксия, среднегорье, адаптация, тренировочный процесс, высококвалифицированные бегуньи на длинные дистанции.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p139-144

SHORT-TERM ACUTE HIGH-MOUNTAIN HYPOXIA AS A WAY TO ACCELERATE ACCLIMATIZATION IN MID-MOUNTAIN CONDITIONS

Boris Andreevich Zhgir, the master of sports of international class, docent, Olga Nikolaevna Kudrya, the doctor of biological sciences, professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Abstract

The article contains the results of application of single short-term exposure of high-altitude hypox-ia in order to accelerate acclimatization in the middle mountains. During the first phase of the study a regime of staying at high altitude during 4-6 hours was selected empirically. During the second phase of the survey it was found out that 4-6-hour staying at high altitude has the most positive effect on athletes permanently resident on the plain 500 m below the sea level.

Keywords: high-altitude hypoxia, middle mountains, adaptation, training process, highly qualified long-distance female runners.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время уже не вызывает сомнений высокая эффективность подготовки в горах. Более того, многие авторы считают горную подготовку одним из основополагающих факторов успеха в видах спорта на выносливость [1-3]. Оптимальной высотой над уровнем моря для тренировок считается среднегорье от 1800 м до 2500 м [2].

При адаптации к высотной гипоксии выделяются три фазы: острая, переходная и стабилизационная. Острая и переходная фазы являются депрессивными. Во время этих фаз адаптации спортсмены обычно выполняют нагрузки не в полном объёме и низкой интенсивности. Период этих фаз может продолжаться до 12-16 дней [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.