Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В НАЧАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?'

НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В НАЧАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / НАЧАЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Руденко М.О., Золотарев А.П., Гакаме Р.З., Григорьян М.Р.

Актуальность В последние 15 лет кафедрой теории и методики футбола и регби Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (заведующий - доцент Р.З. Гакаме) совместно с кафедрой физиологии (заведующая кафедрой - профессор Е.М. Бердичевская) ведутся разработки вопросов возможности учета функциональной асимметрии в построении технической подготовки юных футболистов (соискатель А.А. Семенюков, профессор А.П. Золотарев). По данному направлению, начиная с 2006 года, в рамках научно-исследовательской работы студентов (НИРС), магистрантов и аспирантов уже выполнен ряд разработок. Цель исследования заключалась в получении новых знаний по вопросу необходимости учета феномена функциональной асимметрии в процессе начального обучения технике игры юных футболистов. Методы исследования: анализ специальной литературы и программно-нормативных документов, спортивно-педагогическое тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), педагогическое наблюдение, экспертная оценка, методы математической статистики. При оценке уровня технической и физической подготовленности юных футболистов использовались как общепринятые программные тесты, так и разработанные в аналогичных исследованиях. Результаты исследования. По итогам проведенного исследования установлено, что на этапе начальной технической подготовки юных футболистов, с 7 до 8 лет, одновременное обучение технике владения мячом обеими ногами приносит более выраженное, нежели при традиционной методике, позитивное воздействие в плане роста спортивного мастерства. Заключение Анализ теоретических основ изучаемой проблемы показал наличие в настоящее время в отечественной методике начальной технической подготовки юных футболистов по крайней мере двух подходов с учетом функциональной асимметрии: 1) необходимость учета сенситивных периодов для акцентированного воздействия «через не ведущую ногу»; 2) обучение с акцентом только на «не ведущую» ногу. По результатам нашего исследования показана возможность начального обучения технике владения мячом с одновременным, одинаковым по нагрузке, воздействием на «удобную» и «не удобную» ноги. Крайне недостаточная на примере детско-юношеского футбола научная разработанность проблемы функциональной асимметрии дает основания предложить для перспективной разработки основные, по нашему мнению, направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Руденко М.О., Золотарев А.П., Гакаме Р.З., Григорьян М.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED ТО TAKE INTO ACCOUNT FUNCTIONAL ASYMMETRY IN THE INITIAL TECHNICAL TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS: MYTH OR REALITY?

Relevance In the last 15 years, the Department of Theory and Methodology of Football and Rugby of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism (Head - Associate Professor R.Z. Gakame), together with the Department of Physiology (Head of the Department - Professor E.M. Berdichevskaya), has been developing issues of the possibility of taking into account functional asymmetry in the construction of technical training of young football players (applicant A.A. Semenyukov, Professor A.P. Zolotarev). In this area, since 2006, a number of developments have already been carried out as part of the research work of students (R&D), undergraduates and postgraduates. The aim of the study was to gain new knowledge on the need to take into account the phenomenon of functional asymmetry in the process of initial training in the technique of playing young football players. Research methods: analysis of special literature and program-normative documents, sports and pedagogical testing, pedagogical experiment (ascertaining and forming), pedagogical observation, expert assessment, methods of mathematical statistics. When assessing the level of technical and physical fitness of young football players, both generally accepted software tests and those developed in similar studies were used. The results of the study. According to the results of the study, it was found that at the stage of initial technical training of young football players, from 7 to 8 years old, simultaneous training in the technique of ball possession with both feet brings a more pronounced positive impact in terms of sports skill growth than with the traditional method. Conclusion The analysis of the theoretical foundations of the problem under study has shown that there are currently at least two approaches in the domestic methodology of initial technical training of young football players, taking into account functional asymmetry: 1) the need to take into account sensitive periods for accentuated exposure "through a non-leading leg"; 2) training with an emphasis only on the "non-leading" leg. According to the results of our study, the possibility of initial training in the technique of possession of the ball with simultaneous, the same load, impact on the "comfortable" and "not comfortable" legs is shown. The extremely insufficient scientific elaboration of the problem of functional asymmetry on the example of youth football gives grounds to suggest, in our opinion, the main directions for prospective development.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В НАЧАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?»

DOI 10.53742/1999-6799/4_2021_63

УДК 796.332

НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В НАЧАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

М.О. Руденко, магистрант,

А.П. Золотарев, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики футбола и регби,

Р.З. Гакаме, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики футбола и регби,

М.Р. Григорьян, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики футбола и регби.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного 161, e-mail: rudenko@mail.ru.

Аннотация.

Актуальность В последние 15 лет кафедрой теории и методики футбола и регби Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (заведующий - доцент Р.З. Гакаме) совместно с кафедрой физиологии (заведующая кафедрой - профессор Е.М. Бер-дичевская) ведутся разработки вопросов возможности учета функциональной асимметрии в построении технической подготовки юных футболистов (соискатель А.А. Семенюков, профессор А.П. Золотарев). По данному направлению, начиная с 2006 года, в рамках научно-исследовательской работы студентов (НИРС), магистрантов и аспирантов уже выполнен ряд разработок.

Цель исследования заключалась в получении новых знаний по вопросу необходимости учета феномена функциональной асимметрии в процессе начального обучения технике игры юных футболистов.

Методы исследования: анализ специальной литературы и программно-нормативных документов, спортивно-педагогическое тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), педагогическое наблюдение, экспертная оценка, методы математической статистики.

При оценке уровня технической и физической подготовленности юных футболистов использовались как общепринятые программные тесты, так и разработанные в аналогичных исследованиях.

Результаты исследования. По итогам проведенного исследования установлено, что на этапе начальной технической подготовки юных футболистов, с 7 до 8 лет, одновременное обучение технике владения мячом обеими ногами приносит более выраженное, нежели при традиционной методике, позитивное воздействие в плане роста спортивного мастерства.

Заключение Анализ теоретических основ изучаемой проблемы показал наличие в настоящее время в отечественной методике начальной технической подготовки юных футболистов по крайней мере двух подходов с учетом функциональной асимметрии: 1) необходимость учета сенситивных периодов для акцентированного воздействия «через не ведущую ногу»; 2) обучение с акцентом только на «не ведущую» ногу. По результатам нашего исследования показана возможность начального обучения технике владения мячом с одновременным, одинаковым по нагрузке, воздействием на «удобную» и «не удобную» ноги.

Крайне недостаточная на примере детско-юно-

шеского футбола научная разработанность проблемы функциональной асимметрии дает основания предложить для перспективной разработки основные, по нашему мнению, направления.

Ключевые слова: юные футболисты, начальная техническая подготовка, функциональная асимметрия, экспериментальная методика, эффективность обучения, направления научной разработки.

Для цитирования: Руденко М.О., Золотарев А.П., Гакаме Р.З., Григорьян М.Р. Необходимость учета функциональной асимметрии в начальной технической подготовке юных футболистов: миф или реальность? // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2021.

- № 4. - С. 63-68.

For citation: Rudenko M., Zolotarev A., Gakame R., Grigoryan M.R. The need to take into account functional asymmetry in the initial technical training of young football players: myth or reality? Fizicheskaja kul'tura, sport

- nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2021, no 4, pp. 63-68 (in Russian).

Введение. Проблема учета феномена функциональной асимметрии в физическом воспитании и спорте на примере верхних конечностей человека разрабатывается уже длительное время и достаточно успешно [1, 9, 11]. В то же время в теории и методике футбола до сих пор не сформировалось единое мнение по вопросам содержания технической подготовки юных спортсменов с учетом фактора «ведущей» (доминантной) и «не ведущей» (не доминантной) ног. Характерно, что вопросы технической подготовки футболистов с учетом функциональной асимметрии, особенно на начальном этапе, абсолютно не затрагиваются ни в одном из действующих учебников и учебных пособий по дисциплине «Теория и методика футбола», что, естественно, не находит отражения в действующих программно-нормативных документах [10]. Немногочисленные научные изыскания по данной проблеме не дают практикам исчерпывающего ответа по вопросу технологии учета двигательной асимметрии в тренировке. Более того, в специальной литературе приводятся зачастую противоречивые сведения. Например, согласно данным В.В. Богданец [2] процесс технической подготовки юных футболистов приносит позитивный, в рассматриваемом аспекте, эффект, если уже с 7-8 лет вести обучение с нагрузкой (акцентом) на «не ведущую» ногу. Между тем в других работах, выполненных достаточно давно [4], выделяются сенситивные возрастные периоды, когда целесообразно интенсифицировать обучение юных футболистов «через не ведущую» ногу - с 12 до 13, 5 лет и с 15,5 до 16,5 лет.

С учетом тенденции к возрастанию в последние десятилетия количества так называемых «левоногих» игроков [3, 5, 8] недостаточное внимание со стороны ученых к проблеме функциональной асимметрии специалистами футбола выделяется в качестве одного из возможных факторов, лимитирующих эффективность

начальной технической подготовки юных спортсменов [2, 6, 7, 8, 12], что должно актуализировать научную разработку в данном направлении.

Цель исследования заключалась в получении новых знаний по вопросу необходимости учета феномена функциональной асимметрии в процессе начального обучения технике игры юных футболистов.

В частности, проверялась эффективность одного из вариантов методики технической подготовки мальчиков 7 лет, основанной на одновременном (с одинаковой нагрузкой) обучении технике владения мячом «ведущей» и «не ведущей» ногами с выявлением так называемого отставленного эффекта.

Методы исследования: анализ специальной литературы и программно-нормативных документов, спортивно-педагогическое тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), педагогическое наблюдение, экспертная оценка, методы математической статистики. При оценке уровня технической и физической подготовленности юных футболистов использовались как общепринятые программные тесты [10], так и разработанные в аналогичных исследованиях [2, 3]. Соревновательная деятельность оценивалась в процессе учебных игр с регистрацией наблюдателем основных технико-тактических действий с мячом [2, 6, 7, 12]. При оценке общего уровня подготовленности юных спортсменов в качестве экспертов выступали опытные тренеры детско-юношеской спортивной школы (п = 12). Математическая обработка результатов исследования производилась с применением современных компьютерных статистических программ.

Всего на разных этапах исследования в нем приняли участие 52 мальчика 7-летнего возраста.

Результаты исследования. По итогам проведенного исследования установлено, что на этапе начальной технической подготовки юных футболистов, с 7 до 8 лет, одновременное обучение технике владения мячом обеими ногами приносит более выраженное, нежели при традиционной методике, позитивное воздействие в плане роста спортивного мастерства. Так, прирост интегрального показателя технической подготовленности (ИТП), определяемого по методике В.В. Богданец [2], составил по итогам констатирующего 4-месячного эксперимента 10, 7 % (1 = 3,14; р < 0,01). В формирующем эксперименте продолжительностью 8 месяцев данный показатель возрос на 17,2 % (1 = 3,38; р < 0,01). Позитивное, в рассматриваемом аспекте, влияние примененной методики подтверждается результатами экспертной оценки и педагогических наблюдений в условиях игровой соревновательной деятельности юных футболистов. Характерной особенностью эффекта оказанного тренирующего воздействия является более выраженный «отклик» со стороны «правоногих» игроков. При этом данная тенденция прослеживается и с позиций отставленного эффекта, по крайней мере, на протяжении последующего года тренировки, при отсутствии негативного влияния на уровень физической

Рисунок 1. Схема оценки показателей подготовленности юных футболистов 7 лет при одновременном обучении технике владения мячом «ведущей и «не ведущей» ногами

Индекс

технической подготовленности (ИТП) по методике В.В. Богданец (2005)

Направления перспективной научной разработки проблемы учета феномена функциональной асимметрии в начальной технической подготовке юных футболистов

Рисунок 2. Перспективные направления научной разработки проблемы учета феномена функциональной асимметрии в начальной технической подготовке юных футболистов

подготовленности занимающихся. Как тренировать «левоногих» и целесообразно ли это делать в предлагаемом варианте - данный вопрос требует дальнейшего изучения.

В качестве алгоритма учета функциональной асимметрии при обучении технике владения мячом юных футболистов на этапе начальной подготовки с использованием полученных в исследовании значений изменений под воздействием тренирующей методики (одновременно «удобной» и «не удобной» ногами), представляется возможным рекомендовать следующую принципиальную схему оценки технической подготовленности (рисунок 1).

Теоретический анализ, а также полученные в нашем исследовании экспериментальные данные дают основание выделить в качестве, как представляется, основных для перспективной научной разработки проблемы тренировки юных футболистов с учетом функциональной асимметрии следующие направления (рисунок 2).

Особенности выполнения технических приемов правой и левой ногами в условиях соревновательной деятельности (возрастной аспект). Данное направление требует, на наш взгляд, более углубленной разработки с учетом фиксирования игровых действий с мячом не только на флангах, но и на других участках поля. При рассмотрении возрастного аспекта данного вопроса на юных футболистах более старших возрастных

групп целесообразно вести анализ для спортсменов отдельных функциональных специализаций (игровых амплуа) - защитник, полузащитник, нападающий. Также, с позиций тактики современного футбола, возможно перспективное изучение вопроса асимметричного расположения при игре спортсменов с «неведущей» ногой на «неудобном» фланге поля, особенно - «лево-ногих» на правом фланге.

Целесообразная последовательность обучения техническим приемам в процессе освоения арсенала игры в футбол. Это направление, по нашему мнению, требует дальнейшей разработки, в первую очередь, в аспекте начального обучения приемам техники владения мячом «левоногих» юных футболистов. В частности - с какого комплекса приемов начинать начальное обучение, в какой последовательности и стоит ли при этом делать акцент на преимущественное выполнение действий правой ногой?

Методика многолетней технической подготовки с обоснованием сенситивных периодов с учетом особенностей функциональной асимметрии (включая ген-дерный аспект). В силу того, что единичные исследования, касающиеся данной проблемы, были проведены в нашей стране ещё 45 лет назад и их результаты не дают исчерпывающего ответа на многие вопросы, представляется, что это направление перспективной научной разработки в целом будет наиболее продолжительным

и объемным, поскольку должно глубже раскрыть и на- 3. учно обосновать возрастные сенситивные периоды, в которые наиболее целесообразно делать акцент на совершенствование техники владения мячом юных футболистов «через «не ведущую ногу». При этом жела- 4 тельно рассмотреть отдельно вопрос методики тренировки мальчиков и девочек.

Заключение. Анализ теоретических основ изуча- 5. емой проблемы показал наличие в настоящее время в отечественной методике начальной технической подготовки юных футболистов по крайней мере двух подходов с учетом функциональной асимметрии: 1) необходимость учета сенситивных периодов для акцен-

-и 6.

тированного воздействия «через не ведущую ногу»; 2) обучение с акцентом только на «не ведущую» ногу. По результатам нашего исследования показана возможность начального обучения технике владения мячом с одновременным, одинаковым по нагрузке, воздействием на «удобную» и «не удобную» ноги.

Крайне недостаточная на примере детско-юношеского футбола научная разработанность проблемы функциональной асимметрии дает основания предложить для перспективной разработки основные, по на- 7. шему мнению, направления. Поскольку не учет данного фактора в начальной технической подготовке видится не как миф, а как реальность состояния современных методик подготовки спортивного резерва в футболе, 8. по крайней мере - как один из факторов, лимитирующих эффективность многолетнего процесса.

ЛИТЕРАТУРА: 9.

1. Бердичевская Е.М. Инновационный подход в системе физиологического исследования в спорте высших достижений с позиций функциональной симметрии-асимметрии / Е.М. Бердичевская, П.Н. Безверхий, Т.В. Борисенко, В.А. Уваров // Материалы Международной научно-практической конференции «Современные аспекты подготовки кадров для Олимпийских и Паралимпийских игр: Ванкувер-Лонодон-Сочи» (Краснодар, 14-18.10.2010. Краснодар, 2010. С. 57-651. 11

2. Богданец В.В. Методика начального обучения технике владения мячом на основе асимметрии развития двигательной функции: автореф. дис... канд. пед. наук / В.В. Богданец. - Смоленск, 2005. - 22 с.

Горская И.Ю. Анализ двигательной асимметрии при выполнении координационных тестов начинающими футболистами / И.Ю. Горская, Г.С. Баймаков, А.А. Терещенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 98-103. Медников Р.Н. Асимметричность технических действий в футболе: дис. ... канд. пед. наук / Р.Н. Медников. - Л., 1975. - 149 с.

Напсо Р.К. Асимметрия технической подготовленности футболистов / Р.К. Напсо, Н.Х. Хакунов // Некоторые актуальные проблемы социально-политической истории и совершенствование преподавания вузовской науки по формированию личности: сборник научных трудов. - Майкоп, 2001. - С. 271-274. Руденко М.О. Начальная техническая подготовка юных футболистов на основе одновременного обучения технике владения мячом правой и левой ногами / М.О. Руденко, А.П. Золотарев // Тезисы докладов XLVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа: материалы конференции / ред. коллегия И.Н. Калинина, С.Г. Каза-рина, Е.М. Бердичевская, М.М. Шестаков, Г.Б. Горская, В.З. Яцык, Е.А. Еремина, Л.И. Просоедова. - Краснодар: КГУФКСТ, 2019. - Часть 2. - С. 164. Семенюков А.А. Рационализация методики тренировки юных футболистов с учётом различных проявлений моторной асимметрии ног / А. А. Семенюков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта.

- 2009. - №11 (57). - С. 86-89.

Теоретический минимум тренера детско-юношеского футбола: учебно-методическое пособие / А.П. Золотарев, Р.З. Гакаме, С.К. Григорьев, В.В. Лавриченко.

- Краснодар: Просвещение-Юг, 2019. - 121 с. Фомина Е.В. Функциональная асимметрия мозга и адаптация человека к экстремальным спортивным нагрузкам: автореф. дис. . д-ра биол. наук / Е.В. Фомина. - Омск, 2006. - 44 с.

Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Российский футбольный союз. - М., 2011. - 160 с. Чермит К.Д. Преломление общеприродного принципа «симметрия-асимметрия» в физическом воспитании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / К.Д. Чермит. - М., 1993. - 46 с.

Шагин Н.И. Анализ эффективности типовой экспериментальной программы начальной подготовки юных футболистов / Н.И. Шагин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 11. - С. 8.

THE NEED ТО TAKE INTO ACCOUNT FUNCTIONAL ASYMMETRY IN THE INITIAL TECHNICAL TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS: MYTH OR REALITY?

M. Rudenko, Master's student,

A. Zolotarev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor ofthe Department ofTheory and Methodology of Football and Rugby,

R. Gakame, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Head ofthe Department ofTheory and Methodology of Football and Rugby,

M. Grigoryan, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Theory and Methodology of Football and Rugby,

Federal state budgetary educational institution of Higher Education "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism" Krasnodar.

Contact information for correspondence: 161 Budennogo str., Krasnodar, 350015, Russia, e-mail: rudenko@mail.ru.

Annotation.

Relevance In the last 15 years, the Department of Theory and Methodology of Football and Rugby of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism (Head - Associate Professor R.Z. Gakame), together with the Department of Physiology (Head of the Department - Professor E.M. Berdichevskaya), has been developing issues of the possibility of taking into account functional asymmetry in the construction of technical training of young football players (applicant A.A. Semenyukov, Professor A.P. Zolotarev). In this area, since 2006, a number of developments have already been carried out as part of the research work of students (R&D), undergraduates and postgraduates.

The aim of the study was to gain new knowledge on the need to take into account the phenomenon of functional asymmetry in the process of initial training in the technique of playing young football players.

Research methods: analysis of special literature and program-normative documents, sports and pedagogical testing, pedagogical experiment (ascertaining and forming), pedagogical observation, expert assessment, methods of mathematical statistics.

When assessing the level of technical and physical fitness of young football players, both generally accepted software tests and those developed in similar studies were used.

The results of the study. According to the results of the study, it was found that at the stage of initial technical training of young football players, from 7 to 8 years old, simultaneous training in the technique of ball possession with both feet brings a more pronounced positive impact in terms of sports skill growth than with the traditional method.

Conclusion The analysis of the theoretical foundations of the problem under study has shown that there are currently at least two approaches in the domestic methodol-

ogy of initial technical training of young football players, taking into account functional asymmetry: 1) the need to take into account sensitive periods for accentuated exposure "through a non-leading leg"; 2) training with an emphasis only on the "non-leading" leg. According to the results of our study, the possibility of initial training in the technique of possession of the ball with simultaneous, the same load, impact on the "comfortable" and "not comfortable" legs is shown.

The extremely insufficient scientific elaboration of the problem of functional asymmetry on the example of youth football gives grounds to suggest, in our opinion, the main directions for prospective development.

Keywords: young football players, initial technical training, functional asymmetry, experimental methodology, training effectiveness, directions of scientific development.

References:

1. Berdichevskaya E.M., Bezverhiy P.N., Borisenko T.V., Uva-rov V.A. Innovative approach in the system of physiological research in the sport of higher achievements from the standpoint of functional symmetry-asymmetry. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii «Sovremennye aspekty podgotovki kadrov dlya Olimpijskih i Paralimpijskih igr: Vankuver-Lonodon-Sochi» (Krasnodar, 14-18.10.2010) [Materials of the International Scientific and Practical Conference "Modern Aspects Of Personnel Training for the Olympic and Paralympic Games: Vancouver-Lonodon-Sochi" (Krasnodar, 1418.10.2010]. Krasnodar, 2010, pp. 57-651 (in Russian).

2. Bogdanets V.V. Methodology of initial training in the technique of possession of the ball based on the asymmetry of the development of motor function. Extended abstract of candidate's thesis. Smolensk, 2005, 22 p (in Russian).

3. Gorskaya I.Yu., Baymakov G.S., Tereshchenko A.A. Analysis of motor asymmetry when performing coordination tests by novice football players. Uchenye zapiski univer-

siteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Les-gaft University]. 2020, no 2 (180), pp. 98-103 (in Russian).

4. Mednikov R.N. Asymmetry of technical actions in football. Candidate's thesis. L., 1975, 149 p. (in Russian).

5. Napso R.K., Hakunov N.H. Asymmetry of technical preparedness of football players. Nekotorye aktual'nye prob-lemy social'no-politicheskoj istorii i sovershenstvovanie prepodavaniya vuzovskoj naukipo formirovaniyu lichnos-ti: sbornik nauchnyh trudov [Some Actual Problems of Socio-Political History and Improvement of Teaching University Science On Personality Formation: A Collection Of Scientific Papers]. Maykop, 2001, pp. 271-274 (in Russian).

6. Rudenko M.O., Zolotarev A.P. Initial technical training of young football players on the basis of simultaneous training in the technique of possession of the ball with the right and left feet. Tezisy dokladov XLVI nauchnoj konferenciistudentovimolodyh uchenyh vuzov YUzhnogo federal'nogo okruga: materialy konferencii [Abstracts of the XLVI Scientific Conference of Students and Young Scientists of Universities of the Southern Federal District: Materials Of The Conference] Editorial Board of I.N. Kalinin, S.G. Kazarina, E.M. Berdichevskaya, M.M. Shestakov, G.B. Gorskaya, V.Z. Yatsyk, E.A. Eremina, L.I. Prosoedova. Krasnodar: KSUFKST, 2019. Part 2, p. 164. (in Russian).

7. Semenyukov A.A. Rationalization of the Methodology of Training Young Football Players Taking Into Account Various Manifestations of Motor Asymmetry of the Legs. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University]. 2009, no. 11 (57), pp. 86-89 (in Russian).

8. Zolotarev A.P., Gakame R.Z., Grigoriev S.K., Lavrichenko V.V. Teoreticheskijminimum treneradetsko-yunosheskogo futbola [The theoretical minimum of a coach of youth football]. Krasnodar: Prosveshchenie-Yug, 2019, 121 p.

9. Fomina E.V. Functional asymmetry of the brain and human adaptation to extreme sports loads. Extended abstract of Doctor's thesis. Omsk, 2006, 44 p. (in Russian).

10. Futbol: tipovaya uchebno-trenirovochnaya programma sportivnoj podgotovki dlya detsko-yunosheskih sport-ivnyh shkol, specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol olimpijskogo rezerva [Football: a standard training program of sports training for children's and youth sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve] Russian Football Union. Moscow, 2011, 160 p. (in Russian).

11. Chermit K.D. Refraction of the universal principle of "symmetry-asymmetry" in physical education: Extended abstract of Doctor's thesis. Moscow, 1993, 46 p.

12. Shagin N.I. Analysis of the effectiveness of a typical experimental program of initial training of young football players. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 2019, no. 11, p. 8. (in Russian).

Поступила / Received 27.10.2021 Принята в печать / Accepted 27.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.