ции (в том числе и зрительной), мысленной ее переработки. Нередко имеют место провалы памяти, когда курсант забывает, например, последовательность выполнения действий, у него снижается скорость и точность реакций, наступает скованность, учащается пульс, дыхание.
Курсант не в состоянии эффективно использовать спецсредства и оружие, плохо оценивает обстановку, не дает себе ясного отчета в действиях и оказывается не в состоянии реализовать в напряженной ситуации приобретенные им знания, умения и навыки.
Самоуправление предполагает умение вводить желательные в данный момент мысли, представления, впечатления и благодаря этому, углубляясь в работу, блокировать или ограничивать восприятие стрессовых факторов. Предпосылкой успешного самоуправления являются сознательность и высокие мотивы поведения курсанта, устойчивость его личности, правильное осмысливание возникающих ситуаций и трудностей.
Возможности самоуправления увеличиваются, если курсант внутренне и внешне активен в критической ситуации, в этом случае у него повышается возможность владеть собой, преодолевать напряженность, более правильно использовать свои знания, умения и навыки. В пассивном состоянии человек менее успешно противодействует внезапным, неожиданным препятствием, им могут овладеть отрицательные состояния.
Самоприказ должен отдаваться в плане как внутренней, так и внешней речи. Он, как значимое для личности воздействие, может изменять состояние, уменьшать излишнее возбуждение или усиливать активность. Это один из приемов управления своими переживаниями, мыслями и действиями. Другие приемы управления собой также основаны на речевой активности.
Преподаватель должен знать, что в течение всего периода выполнения задачи действенным стимулом оказывается конкретное обязательство, взятое отдельным курсантом перед коллективом. Это обязательство ставит в такие условия, когда необходимо выйти победителем, чтобы не уронить своего достоинства и чести. Чувство коллективизма, стремление к взаимопомощи, сопереживание помогают курсанту сохранить силу своего «я» и психологическую устойчивость в напряженной ситуации.
При борьбе с напряженностью и для повышения устойчивости деятельности полезным для курсантов является самоконтроль за внешним поведением: правильное определение скованности по непроизвольному напряжению мышц, а также по частоте пульса, ритму и глубине дыхания. Проделав, если возможно, простейшие физические упражнения, расслабив мышцы, проверив пульс, установив спокойный ритм дыхания, человек выверяет свое состояние. Эти приемы могут использоваться и для снижения чрезмерного возбуждения, и для мобилизации сил в целях повышения активности. Следует подчеркнуть, что объектом регуляции являются не сами изменения сердечной деятельности, функции внутренних органов, мышечная скованность и т. д., а общее эмоциональное состояние.
Средства и приемы воспитания морально-психологических качеств хотя и носят индивидуальный
характер, но должны применяться с учетом характера деятельности и содержания выполняемых задач. Одно из средств состоит в создании внешних условий, обеспечивающих наибольшую эффективность деятельности человека. В экстремальных условиях происходит перестройка функций психики, совершается переход ее на новый уровень активности. Этот процесс зависит от готовности личности к деятельности в таких ситуациях. Готовность как активно-действенное состояние личности, коллектива, преподавателя — важный психологический фактор преодоления напряженной ситуации, успешного выполнения поставленной задачи.
Таким образом, морально-психологические качества и готовность к действиям в экстремальных условиях вырабатываются в ходе занятий, воспитательной работы, выполнения сложных задач, упражнениями, тренировками, средствами и приемами управления и самоуправления. Их формирование проходит несколько этапов: 1) приобретение знаний, появление установок и мотивов поведения, необходимых для выполнения задачи; 2) придание их содержанию и структуре соответствия с задачами и условиями их выполнения в будущей деятельности; 3) закрепление и упрочение готовности (упражнения, моделирование предстоящих действий, тренировки и т. д.); 4) совершенствование готовности к действиям в экстремальных условиях (самостоятельная работа, повышение мастерства и т. д.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Педагогика, 1989.
2. Дезяев Ю. М. Социально-психологические особенности различных категорий военнослужащих и их учет в управленческой деятельности командира. — М., 1994.
3. Руководство по психологической подготовке личного состава сухопутных войск. — М.: Воениздат МО, 1970.
4. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. A.B. Петровского. — М., 1986.
АДАПТАЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ, МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
Aj\. Гусейнов, ст. преподаватель
Академия МВД Республики Азербайджан, г. Баку
В данной работе рассматриваются: понятие и природа социально-психологической адаптации личности и основные направления профессиональной адаптации сотрудников органов внутренних дел.
Адаптация — слово латинского происхождения, обозначающее приспособление, прилаживание организма, органов чувств к окружающим условиям. В биологической литературе адаптация рассматривается как биологическое явление, а в социологической — как фактор социальной жизни. Каждый под-
ход сам по себе правомерен. Однако ни тот, ни другой в отдельности не могут служить достаточным основанием для построения интегрирующей теории адаптации. В данном случае упускается из вида единство социального и биологического. Природное и социальное не может противопоставляться ввиду единства антропогенеза и социогенеза: "определенное отношение к природе обусловливается формой общества, и наоборот" (1,29).
Общественные функции природы заключаются в том, что она является, во-первых, "непосредственным жизненным средством для человека", во-вторых, "предметом и орудием его жизнедеятельности", в-третьих, "звеном, связывающим человека с человеком", в-четвертых, происходит "опредмечивание родовой жизни человека", превращение его в "неорганическое тело". Социальное функционирование природы оказывается возможным только потому, что генетически "человек есть часть природы" (3, 92-93, 118-119). Учитывая эти моменты, социально-психологи-ческую адаптацию и ее конкретные виды можно рассматривать исходя из природного и социального уровней адаптации человека. Такой подход фиксирует как бы двоякое существование человека: во-первых, дарованное рождением его непосредственно индивидуальное природное бытие и, во-вторых, его социальное бытие в качестве субъекта, личности. Первый уровень отражает адаптацию человека в сфере "человек — природная среда", второй — в сфере "человек — социальная среда". "Природа и история — это два составных элемента той среды, в которой мы живем, движемся и проявляем себя" (2, 56).
Поэтому понятие "адаптация" служит выразителем явлений от элементарного акта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социальной и профессиональной адаптации человека, которая представляет собой прежде всего процесс взаимодействия определенного субъекта (личность, группа, коллектив и т.п.) с окружающей (внешней) средой.
В структурном плане внешняя среда представляет систему взаимосвязанных между собой сфер (подсистем): природно-климатическая (характер ландшафта, климата, флоры, фауны и т.п.); эргономическая (характер и условия различных видов человеческой деятельности, быта и т.п.); макросоциальная (совокупность и характер больших социальных общностей — общественные слои, организации, классы, общество в целом); микросоциальная (совокупность и характер определенных факторов, взаимодействующих с человеком, с малой группой в процессе их жизни и практической деятельности).
Индивидуальная жизнь каждого человека и животного невозможна без природной адаптации. "Психика вообще и сознание в частности представляют собой формы приспособления живых организмов к условиям среды, мощное средство ориентировки, выживания видов и индивидов" (4,28). При относительной самостоятельности выделенных видов природных адаптаций следует иметь в виду, что они тесно связаны между собой, т.е. точнее говорить о биофизиологических и психофизиологических природных адаптациях, чем о биологических, физиологических и психологических. Например, биофизиологическая адаптация непосредственно связана с психической (психологической) адаптацией, т.е. соответствием
психических процессов, психических состояний и свойств индивида условиям и требованиям окружающей среды, обеспечивающим единство социального и биологического в человеке и приспособление свойств среды к потребностям человека на уровне психики. Но каждый вид адаптации имеет конкретную форму выражения, т.е. способ взаимосвязи живой системы с окружающей средой. Таким образом, адаптация есть выражение единства внутреннего (организм, личность) и внешнего (среда: природная и социальная) с присущими ему противоречивыми моментами.
Характеризуя противоречивость адаптации, следует сказать, что существует ряд понятий — "преадап-тация", "постадаптация" и "дисадаптация". Эти понятия выражают различные стороны адаптационного процесса и могут быть применены, конечно с существующими оговорками, и к социальной адаптации, которая отражает диалектику взаимосвязи человека как с природой, так и с социальной средой. На основе анализа естественнонаучного материала можно утверждать, что кроме адаптационных существуют тесно связанные с ними дисадаптационные процессы.
Противоположность адаптации и дисадаптации и их диалектическая взаимосвязь позволяют сделать вывод о том, что адаптация к иным условиям жизнедеятельности связана с координацией противоречивых функций целого ряда органов и систем. Эти адаптационные функции комбинируются в самых различных сочетаниях и в зависимости от конкретных условий могут выступать либо как преадаптация, либо как постадаптация, адаптация или дисадаптация, но чаще всего — как то и другое в их диалектическом единстве.
В настоящее время среди ученых нет единства во взглядах на роль генотипа и среды в формировании индивида или общности индивидов, а следовательно, и опосредующей роли генотипа в адаптации. Но определенно можно сказать, что первый этап социально-психологической адаптации в значительной степени опосредуется генотипом человека. Действительность не только воздействует на человека, но и фильтруется и преобразуется его биологической природой. Однако сознание человека, включая момент приспособления к двоякой — природной и общественной — среде, выходит за рамки приспособления, так как служит уже орудием преобразования природы и общественных отношений. Поэтому, наряду с процессом биофизиологической и психофизиологической адаптации человека как живого организма, ему присущ процесс социальной адаптации, который не сводится к простому приспособлению. Следовательно, еще в большей степени социально-психологическая адаптация опосредуется социально унаследованным механизмом. У человека, в отличие от животных, вырабатывается новый способ адаптации, основанный не только на изменениях биофизиологической и психофизиологической организации и способа поведения, а прежде всего — на перестройке общественных отношений: социально-политических, экономических и др.
Адаптация на социальном уровне обладает рядом особенностей.
Во-первых, процесс приспособления к ней характеризуется активным участием сознания (хотя отдельные его этапы могут и не осознаваться индивидом).
Во-вторых, по отношению к другим людям среда, в которой протекает адаптация, имеет принципиаль-
но иной характер. Природа оказывается его (человека) произведением и его действительностью.
В-третьих, человек не просто пассивно воспринимает результаты адаптации, но в состоянии целенаправленно изменять их в соответствии с социальными условиями.
В-четвертых, процесс социальной адаптации происходит в условиях деятельности групп, коллективов.
Труд, опосредуя взаимосвязь между человеком и природой, создает совершенно новые взаимоотношения между ними. Характерно, что под воздействием развития способа производства общество и социальное бытие человека также преобразуется, совершенствуется. Именно благодаря производству природа оказывается способной выполнять общественные функции, а общество — природные. Причем ведущая роль в рамках этого единства принадлежит обществу. Оно стремится к наиболее эффективному выполнению природных функций, для того, чтобы как можно более успешно выполнять свои социальные функции. Следовательно, природный и социальный уровни являются двумя моментами единого целостного процесса социально-психологической адаптации человека.
Социально-психологическая адаптация представляет собой такой процесс изменения человека, который связан с приспособлением его как к социальной, так и природной среде. Весь процесс адаптации человека к изменяющимся условиям внешней (природной и социальной) среды в конечном счете определяется характером общественных отношений, которые складываются в макросоциальной среде. Социально-экономические, политические, нравственные, психологические, экономические и другие факторы среды, характер их воздействия на личность существенно отличаются друг от друга.
Если диалектико-материалистическое понимание социальной адаптации отводит активную роль самому человеку, то в буржуазной трактовке ему отводится пассивная роль. Гак, французский психолог Б. Заз-зо под социальной адаптацией понимает их стремление к расцвету своей личности, не ограниченному социальными и профессиональными требованиями и связанным с его будущим положением в обществе. Сторонники "теории ролей" (Бандура, Шеффильд, Росс и др.) под социальной адаптацией понимают "процесс освоения ролей". Иногда социальная адаптация рассматривается как следование "нормативному стандарту" (Парсонс). Если первые сужают способности человека, то второй ограничивает развитие его личности заранее отведенной ролью, изменить которую ему не дано. Представители "философии существования" (экзистенциализма), противопоставляя индивидуальное социальному, считают, что социальная адаптация всегда влечет за собой утрату человеком своего собственного "Я", своего лица, индивидуальности.
Данные концепции являются выражением двух черт морали: индивидуализма и конформизма. Несмотря на то, что здесь верно отражено действительное положение личности в антагонистическом обществе, данные концепции не дают правильного решения общей проблемы социальной адаптации. Необходимость широкого социологического подхода к анализу адаптации ни в коей мере не отрицает правомерности и актуальности исследования биофизиологической и психологической адаптации человека. Речь идет
о том, что адаптацию человека можно и нужно рассматривать одновременно на природном и социальном уровнях. При этом необходимо видеть диалектику соотношения социального и биологического в адаптационных процессах.
Понятно, что общественная жизнь человека невозможна без соответствующих природных предпосылок, без механических, химических и органических процессов, хотя она и не может быть сведена к ним или объяснена только их закономерностями. «Природа сама по себе не содержит никаких целей и намерений и потому не может сообщить человеку какие -либо представления о добре, справедливости и свободе. Но эти представления, несомненно, рождаются в процессе общения человека с природой, в условиях тех человеческих отношений, при посредстве которых только и может происходить это общение».
Анализ адаптации на социальном уровне позволяет констатировать, что объективной стороной процесса адаптации личности сотрудника в коллективе является обмен деятельностью на основе определенного разделения труда. Именно выполнение совместной служебной деятельности представляет собой основу других сторон и функций социальной адаптации. Поэтому не случайно адаптация преимущественно рассматривается в связи с анализом проблем труда. Именно исследователи в области труда одними из первых обратились к вопросам адаптации. Они не только прослеживают действие объективных и субъективных факторов на адаптацию человека в трудовом коллективе, но и стремятся рассматривать проблему профессиональной адаптации в связи с теми требованиями, которые выдвигаются развитием самого общества.
Отсюда вытекают и основные функции социальной и профессиональной адаптации.
1. Социальная адаптация — один из способов включения конкретной личности (группы) в конкретную социальную среду, конкретную общность путем стандартизации повторяющейся ситуации. Она включает в себя две стороны: предметную и социально-психологическую. Эти два момента взаимосвязаны, они объединены в единый сложный, противоречивый процесс адаптации личности к изменяющимся условиям социальной среды. Вместе с тем как предметный, так и социально-психологический аспекты адаптации обладают относительной самостоятельностью. Предметная сторона заключается в приспособлении личности к определенному роду деятельности (профессиональная адаптация, подсистема «человек-ору-дия труда»). В процессе социально-психологической адаптации (подсистема «человек-человек и «человек-коллектив») осуществляются развитие сознания и перестройка поведения человека. Исследование взаимодействия профессиональной и социально-психологической сторон позволяет найти объективный критерий для определения места различных видов адаптации (учебной, служебной, общественно-политической, бытовой и т.д.) в ее целостном процессе.
2. Социальная адаптация выступает в качестве исходной предпосылки и постоянного условия эффективности групповой (коллективной) деятельности. Можно выделить в качестве определяющего фактора эффективности деятельности трудовых коллективов степень взаимной адаптированности входящих в них
членов, а также личности и коллектива. Это позволит дифференцированно подходить к выделению факторов, определяющих ее эффективность. Социально-психологический анализ позволяет определить, что эффективность социальной и профессиональной адаптации также зависит от характера и условий деятельности, индивидуальных и личностных особенностей членов групп (коллективов); способов влияния и взаимовлияния в процессе служебной деятельности; уровня зрелости группы (коллектива); характера межличностных отношений в группе; направленности неформальных норм, царящих в группе, и того, насколько строго они претворяются в жизнь, общей организации и структуры группы; степени подобия ее членов по их индивидуальным особенностям (совместимости) способов организации групповой деятельности и общения.
3. Адаптация личности характеризует направленность и сплоченность коллектива, обусловливает его стабильность, что способствует нормальному функционированию и совершенствованию коллектива, с одной стороны, проявлению творческих возможностей личности, ее развитию — с другой.
При описании процессов социальной адаптации, как правило, делается акцент на том, что адаптация определенным образом стабилизирует положение индивида и социальную среду, если ее члены адаптированы. Действительно, коллектив, отличительные черты которого — принятие общей цели и стремление к реализации, — уже предполагает определенный уровень адаптированности своих членов. Если бы не было взаимодействия (технологического, организационного, социально-психологического) и взаимной приспособленности членов коллектива друг к другу, не было бы соблюдения коллективных норм и требований, не было бы и коллектива в подлинном его понимании. Адаптированность индивидов в коллективе сообщает ему новое качество, новые черты: большую сплоченность и слаженность, целеустремленность, степень сознания единства личных и коллективных интересов, и, как следствие, большую стабильность, поскольку адаптированные члены коллектива ориентированы на продолжение работы именно в данном коллективе. Таким образом, достижение коллективом более высокой ступени в своем развитии, по нашему мнению, непосредственно связано с процессом адаптации. Установление с коллективом прочных связей, становление адаптирующегося частью данной общности определенным образом стабилизирует положение индивида по отношению к социальной среде. Ведь сама необходимость адаптации возникает в результате изменения условий функционирования субъекта. Кроме того, вступление человека в новую для него общность сопровождается рядом изменений в его жизнедеятельности. Расширяется и обогащается опыт адаптирующегося субъекта, сфера социальной деятельности, диапазон социального общения.
Следует учитывать то обстоятельство, что успешный анализ проблемы адаптации в коллективе невозможен без уяснения ее роли в повышении социальной активности личности. Мы разделяем точку зрения JI.H. Когана, И.А. Милославской, И.В. Новика, A.B. Сахно и других авторов, которые рассматривают активность и адаптацию в их диалектическом единстве. Адаптация и активность — это две стороны одной и той же проблемы. Активность живой системы во
избежание нарушения ее устойчи вости должна быть адаптивной, т.е. иметь определенную направленность и пределы своего проявления. Иначе говоря, значение этой активности в целом состоит в ее адаптивной функции. Эта функция реализуется через деятельность — преобразование человеком среды и отдельных ее элементов и поведение — изменение состояния человека относительно среды и регуляция им своих поступков.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Изучение сущности профессиональной адаптации, ее структуры и факторов, влияющих на интенсивность этого процесса, установление критериев и путей целенаправленного и сознательного управления им — все это задачи первостепенной важности, от решения которых зависят качество службы и эффективность включения в боевую и политическую подготовку подразделения ОВД. Такой подход к профессиональной адаптации, с одной стороны, уменьшает возможность ошибок, неудовлетворенности, разочарований, связанных с первыми шагами службы, что создает объективные предпосылки для сокращения разного рода антисоциальных явлений, а с другой — ведет к сокращению текучести личного состава, улучшению отбора и подготовки кадров для всех служб.
По своему содержанию профессиональная адаптация включает большое количество социально-экономических, государственных и других мероприятий:
— осуществление профессиональной информации, так как поведение может носить адаптированный характер в том случае, если оно строится на синтезе информации, исходящей из внешнего мира;
— развитие интереса и способностей каждого к службе в ОВД;
— воспитание у сотрудников устойчивого интереса, любви к профессии, а также морально-политических, психологических, правовых, организаторских, педагогических и других качеств, необходимых сотруднику;
— формирование у сотрудников сознательных мотивов их деятельности;
— уровень теоретической и практической подготовки, полученной ими в процессе обучения.
Профессиональная адаптация к условиям службы есть процесс приобщения к служебной деятельности, новым условиям труда и быта, коллективу с целью скорейшего овладения основами служебной, боевой и политической подготовки и установления соответствия между их профессиональными намерениями, личными качествами и требованиями профессиональной деятельности. Назовем основные направления адаптации:
1. К профессиональным требованиям деятельности (социально-психологические аспекты принятия новой роли сотрудника органов внутренних дел) — непосредственное владение спецсредствами, оружием и боевой техникой.
2. К условиям быта и служебной деятельности (психологическая и физическая напряженность деятельности), которая часто связана с опасностью для здоровья и самой жизни; строгой, уставной регламентацией труда и т.п.
3. К воздействию определенной группы сотрудников.
4. Ко всему коллективу подразделения (в целях определения своего места и роли в нем).
Подчеркнем, что для профессиональной адаптации личности большое значение имеет устойчивый профессиональный интерес и ее социально-психологическая подготовка к самостоятельной деятельности. Профессиональная адаптация выражается в уровне овладения определенными навыками. Для сотрудника ее критерием является возможно более полное и успешное овладение профессией при высоком качестве труда.
Социально-психологический аспект профессиональной адаптации к службе несет в себе ряд моментов приспособления, например:
— к психологическому климату коллектива (доминирующее настроение, дух коллектива);
— к традициям и нормам коллектива;
— к системе социальных ролей, вытекающих из социального статуса сотрудника ОВД;
— к стилю и требованиям начальников;
— к строгой регламентации жизни.
Исходным пунктом понимания этого процесса
служит соотношение личности и профессии. «Диалектика взаимоприспособления» дает становление квалифицированного сотрудника.
Практика показывает, что молодые сотрудники, как правило, имеют хорошую теоретическую подготовку, но им не хватает практического опыта. Речь идет не только о профессиональных навыках и умениях, но и об умении трудиться в коллективе. Служебные навыки, профессиональный опыт приобретаются только в ходе самостоятельной профессиональной деятельности. Тут происходит развитие таких качеств, как систематичность в работе, аккуратность, тщательность, внимательность, чувство ответственности за выполняемую задачу. Адаптация, по существу, призвана решить задачу воспитания социально-психологической надежности личности. Ее решение, как представляется, должно идти по следующим направлениям.
Во-первых, конструкция специальных и технических средств в наибольшей мере должна соответствовать психофизиологическим возможностям, ее способности воспринимать и быстро перерабатывать поступающие сигналы и исполнительные команды.
Во-вторых, условием эффективного использования сотрудником специальных и технических средств является также степень его подготовленности к предстоящей деятельности, совершенствование методов обучения, поиск оптимального объема тренировочных занятий и упражнений.
В-третьих, необходимо совершенствовать методику профессионального отбора лиц, наиболее пригодных для работы в органах внутренних дел. При этом следует учитывать особенности нервной системы, быстроту и точность реакций, эмоциональную устойчивость, самообладание при возникновении критических ситуаций.
В-четвертых, для воспитания психологически надежной личности требуется устойчивый социально-психологический климат, под которым подразумевается преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера коллектива, проявляющаяся как в стиле и тоне отношений людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу. Главным критерием устойчивого психологического климата является преобладание и устойчивость атмосферы взаимного вни-
мания, уважительного отношения человека к человеку, духа товарищества, сочетающегося с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью и ответственностью, с требовательностью как к другим, так и к себе.
При анализе процесса адаптации сотрудника к службе во внутренних войсках необходимо учитывать все названные аспекты воспитания социально-психологической надежности личности.
Гак, дежурный у пульта централизованной охраны обязан хорошо знать устройство, назначение и тактико-технические данные сигнализационной системы, иметь навыки проверки ее работоспособности, знать порядок действий по сигналам приборов, обладать устойчивым вниманием, быстротой реакции, быть дисциплинированным, инициативным. Воспитанию этих качеств способствует профессиональная адаптация, которая достигается на хорошо организованных занятиях, инструктажах, тренировках и в процессе службы.
Цель профессиональной адаптации — научить сотрудника выполнять указанные обязанности. Однако необходимо учитывать, что процесс адаптации в течение учебы и службы происходит неодинаково, поскольку сотрудники дифференцированы по общеобразовательному и культурному уровню, по степени их психологической готовности к труду, профессионально-технической подготовки. Вместе с тем для большинства из них общими моментами адаптации к условиям службы являются:
а) приспособление к новым профессиональным требованиям (присяге, уставам, приказам, специальной технике, распорядку дня и т.п.);
б) к коллективу, его правилам и нормам, традициям, существующим в подразделении;
в) к новым условиям быта, иной культурной среде, новому режиму работы и свободного времени.
Ни один человек не может полностью (абсолютно) адаптироваться к новой среде. Период приспособления, сложность этого процесса зависят от различных объективных и субъективных факторов. В этом заключается относительный характер процесса адаптации, критерием которой выступает диалектическое единство объективных и субъективных факторов.
К объективным относятся:
— сознательное соблюдение требований присяги, уставов, приказов, неукоснительное соблюдение служебной дисциплины;
— систематическое несение службы без нарушений;
— активное участие в различных формах общественной работы в подразделении.
Субъективными критериями адаптации можно считать:
— удовлетворенность профессией;
— удовлетворенность своим коллективом;
— стремление к совершенствованию в овладении профессиональным мастерством, к повышению квалификации;
— стремление разрешать свои жизненные планы в коллективе и через коллектив.
Важным моментом в деятельности начальников по созданию устойчивого психологического климата является высокий уровень культуры общения и правильная оценка службы каждого подчиненного. В любых случа-
ях она должна быть адекватной действительным качествам сотрудника, его деятельности и поведению. Переоценка или недооценка одинаково отрицательно сказываются на его деятельности. Культура общения является весьма многогранным явлением. Она включает в себя, по меньшей мере, культуру восприятия и понимания, обращения и отношения, убеждения, влияния людей друг на друга в процессе совместной деятельности.
Правильный, всесторонне обоснованный подход к процессу профессиональной адаптации сотрудников предполагает взаимосвязь воспитания и психологической подготовки. Формирование личности сотрудника, его способности успешно выполнять свои обязанности немыслимо без учета психологических особенностей человека, психологических процессов, свойств и состояний, активного воздействия на них.
Профессиональную адаптацию можно рассматривать как процесс реализации интересов сотрудников во взаимодействии с интересами подразделения, т.е. как отношения некоторого комплекса социальных норм, требований и условий, характеризующих профессиональную деятельность и бытовое устройство молодых специалистов, с комплексом профессиональных и социальных характеристик подразделения. В первый же день самостоятельной профессиональной деятельности сотрудник и подразделение вступают в определенные взаимоотношения, в которых каждая из сторон стремится реализовать свои интересы и ожидания. Сотрудник ждет от коллектива удовлетворения своего социального статуса, который включает в себя: условия служебной деятельности и быта, профессиональное продвижение, реализацию жизненных планов и стремлений, удовлетворение материальных потребностей и т.п. Подразделение, в свою очередь, ожидает от него определенного уровня профессиональной отдачи, творческого отношения к работе, способности быстро и безболезненно влиться в коллектив.
Далее, на каждом этапе профессиональной адаптации выдвигаются конкретные задачи, решение которых приводит к накоплению тех или иных профессиональных знаний, навыков, умений и жизненного опыта, необходимых в процессе служебной деятельности. Особое внимание здесь уделяется самостоятельной деятельности сотрудника. В этот период наглядно, на протяжении сравнительно небольшого отрезка времени, можно проследить ход его адаптации к условиям службы в органах внутренних дел. Современный этап общественного развития характеризуется тем, что по большинству профессий знания, умения, необходимые навыки деятельности человек получает в ходе обучения профессии, до начала непосредственной трудовой деятельности. К этому же времени относится и формирование нужной для соответствующей профессии и общей социально-психо-логической направленности на нее.
Итак, реализация профессиональной деятельности в каждом конкретном случае имеет определенное своеобразие, конкретное преломление через условия социальной среды, где она протекает, в частности — в органах внутренних дел.
ЛИТЕРАТОРА
1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — Т. 3.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — Т. 39.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — Т. 42.
4. Туриганов В.П. Философия сознания. — М., 1971.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГПС КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
МЛ. Ковалева, ст. психолог-инспектор ОСО УГПС ГУВД Красноярского края
При анализе факторов, влияющих на эффективность деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, в последнее время акцентируется внимание на управленческой деятельности. По своему содержанию управленческая деятельность сложная и многоплановая, она требует больших человеческих усилий и временных затрат. Ее можно определить как совокупность выработанных историческим опытом, научным знанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.
Основная задача управленческой деятельности состоит в организации эффективных взаимосвязей и отношений в руководимом коллективе, обеспечивающих успешное достижение определенных целей. В наборе требований, предъявляемых к руководителю, особое место отводится управленческой компетентности. Можно утверждать, что оптимизация управленческой деятельности в решающей степени зависит от его управленческой компетентности.
Исследование проблемы оптимизации управленческой компетентности руководителей ГПС края обусловлено: во-первых, необходимостью выявления трудностей в работе руководителей; во-вторых, объективно существующей потребностью в повышении эффективности управления; в-третьих, внутренней потребностью конкретных руководителей в продуктивной реализации своего творческого потенциала в избранной служебно-профессиональной деятельности.
Цель нашего исследования состояла в получении социологической информации о социальных чертах личности руководителя, в выявлении трудностей в работе руководителей и их причин в целях повышения управленческой компетентности. В связи с этим рассмотрены процессы, закономерности, условия и факторы, обеспечивающие оптимизацию управленческой компетентности руководителя.
В исследовании использовался метод социологического опроса. Опрос проводился в форме анкетирования, анкета включает 45 вопросов. Это вопросы, касающиеся организационных, психологических и социальных аспектов деятельности руководителя ГПС. Результаты исследования были обработаны с помощью программы для сбора и анализа социологической информации, составленной МИПБ и ВНИИПО МВД России. Для определения взаимосвязи признаков рассчитывались коэффициенты корреляции. Общий объем выборки составил 78 человек.
Методом анкетирования на краевом совещании руководителей в январе 200! г. было опрошено 78 руководителей подразделений ГПС Красноярского края. Среди них: старший начальствующий состав —