Научная статья на тему 'Адаптация принципов инклюзивного образования к обучению осужденных в условиях исправительных учреждений'

Адаптация принципов инклюзивного образования к обучению осужденных в условиях исправительных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОСУЖДЕННЫЕ / АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФАСИЛИТАТОР / ТЬЮТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанов Николай Алексеевич, Вербицкая Наталья Олеговна

Статья посвящена анализу адаптации основных принципов инклюзивного образования для осужденных обучающихся. Проанализированы инклюзивные возможности системы высшего инженерного образования для изолированных от общества лиц. Рассмотрены вопросы кадрового обеспечения процессов инклюзии для данной категории обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молчанов Николай Алексеевич, Вербицкая Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация принципов инклюзивного образования к обучению осужденных в условиях исправительных учреждений»

ОБРАЗОВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

| 113

Адаптация принципов инклюзивного образования к обучению осужденных в условиях исправительных учреждений

МОЛЧАНОВ Николай Алексеевич,

кандидат педагогических наук, директор студенческого городка, доцент кафедры экономики и экономической безопасности института экономики и управления Уральского государственного лесотехнического университета, Екатеринбург

Аннотация

Статья посвящена анализу адаптации основных принципов инклюзивного образования для осужденных обучающихся. Проанализированы инклюзивные возможности системы высшего инженерного образования для изолированных от общества лиц. Рассмотрены вопросы кадрового обеспечения процессов инклюзии для данной категории обучающихся

Ключевые слова:

инклюзивное образование, обучающиеся осужденные, адаптированная образовательная среда, фасилитатор, тьютор

ВЕРБИЦКАЯ Наталья Олеговна,

доктор педагогических наук, профессор, директор Института автомобильного транспорта и технологических систем,руководитель Центра инновационных технологий инженерного образования Уральского государственного лесотехнического университета, Екатеринбург

В настоящее время в России становится актуальным получение образования молодыми людьми, находящимися в местах лишения свободы и отбывающими наказание. Современный период развития уголовно-исполнительной системы характеризуется принятием ряда законодательных актов, направленных не только на привлечение осужденных к трудовой деятельности, но и на получение образования, в том числе высшего. Так, Федеральный закон №25-ФЗ от 9 марта 2001 г. обязал администрацию исправительных учреждений повышать образовательный и интеллектуальный уровень осужденных и содействовать получению ими среднего профессионального и высшего образования [1].

Ответом на инициативу Федеральной службы исполнения наказаний стали изменения в образовательном праве. Статьей 80 п. 9 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» осужденным лицам разрешено получать среднее профессиональное и высшее образование в заочной форме.

Молчанов Н. А., Вербицкая Н. О. Адаптация принципов инклюзивного образования к обучению осужденных в условиях исправительных учреждений // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 1. — С. 113-121.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ЦС1Ш0СТ11 тюремной

субкультуры, КЁГПийный нишипн на осуздссиимх

Режи.мная с рода щдщмвигодьн

ЛИ КЛШ1КИ11

Осужденный ~ обучающийся

»Тицицщ» субкультура

+

Система образования России

ОФраяипйЬ'

нон среда ВУЗ-и с ира ви гсльная

КОЛОНИЯ

ДЙСПНЦИОННАЁ

обраюваннс |

Рис. 1. Модель процесса тройной «инклюзии — антиинклюзии» осужденного молодого человека

Между тем при реализации указанного права возникает противоречие. Статья 16 этого же закона предусматривает реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. На первый взгляд, это приемлемо и доступно для осужденных. Однако с процессуальной точки зрения доступ к интернету осужденным запрещен. Для разрешения данного противоречия необходим поиск новых форм и технологий образовательной работы с осужденными молодыми людьми. Одним из вариантов решения является адаптация принципов инклюзивного образования к работе с этой категорией обучающихся и, соответственно, создание адаптированной образовательной среды, предоставляющей осужденным обучающимся возможности для полноценного включения в образовательный процесс и личной самореализации.

В данном исследовании новое поле инклюзивного образования рассматривается как комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию осужденных молодых людей (рис. 1). Ситуация осложняется наличием второго процесса, так называемой «анти-инклюзии» — включения осужденного в тюремную субкультуру, что сопровождается присвоением ее ценностей, норм поведения и отношений.

Образование осужденных мы рассматриваем как особую форму инклюзии, позволяющую равнозначно рассматривать как студентов, так и осужденных, обучающихся по единой образовательной программе, но с учетом ограничений Уголовно-исполнительного кодекса РФ и режимных требований исправительной колонии (далее — ИК) для последних. В этом случае ограничение социальных возможностей и проблемы с социальным и нравственным здоровьем у осужденных молодых людей делают их более трудным объектом инклюзивности, но не менее значимым с точки зрения гуманизации общества.

Высшее образование осужденных как особая форма инклюзии базируется на следующих принципах.

1. Доступность получения высшего образования, что дает осужденным обучающимся шансы: продвижения по социальному лифту исправительного учреждения; самореализации; социально-реабилитирующего перехода в законопослушный социум [2].

2. Образовательное наполнение «тюремной» жизни, предполагающее полное использование свободного личного времени как дополнительной нагрузки к трудовым обязанностям осужденного и соблюдению режимных требований и распорядка дня ИК.

3. Возможность дистанционной приближенности и опоры на современные коммуникационные технологии, что позволяет осужденному получать объем образовательных программ теоретической и практической направленности.

4. Мотивация осужденного для поощрения администрацией исправительного учреждения в процессе повышения его образовательного уровня. (Реализацию осужденным права быть включенным в образовательную среду, сходную со средой вузов, можно рассматривать как социальную реабилитацию молодых людей, временно изолированных от законопослушного общества.)

Вместе с тем построение дистанционной инклюзивной среды для образования осужденных опирается и на адаптированные принципы инклюзивного образования (см. табл.).

Модель образования осужденных на базе Центра инновационных технологий инженерного образования

На фоне проблемного поля рассмотрим построение модели образовательного процесса осужденных обучающихся на базе Центра инновационных технологий инженерного образования (далее — ЦИТИО) Уральского государственного лесотехнического университета (далее — УГЛТУ) на основе трех образовательных векторов.

1. Теоретическое дистанционное образование, разработанное на основе взаимодействия «преподаватель университета — фасилитатор — обучающийся осужденный».

2. Практическое дистанционное образование, разработанное ЦИТИО на основе взаимодействия «преподаватель университета — тьютор производственного обучения — осужденный обучающийся».

3. Инклюзивно-адаптационное образование, предполагающее включение осужденных обучающихся в процессы профессионализации и выстраивания собственного вектора профессионального развития как будущих полноценных выпускников УГЛТУ в пространстве профессиональных квалификаций.

Учитывая специфику обучения лиц, изолированных от общества и ограниченных в своих действиях Уголовно-исполнительным кодексом, режимными требованиями ИК, инклюзивный учебный процесс практически невозможен без участия сотрудников исправительного учреждения, прошедших образовательную подготовку в ЦИТИО УГЛТУ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

1РОФЕССИОНАЛЬНОЕ 1БРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУД,

Адаптация основных принципов инклюзивного образования для категории осужденных обучающихся

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Компоненты инклюзивного образования

Научно-педагогические принципы инклюзивного образования (по Ф. Г. Мухаметзяновой) [5]

Принцип субъектности личности

Адаптация принципов инклюзивного образования к категории осужденных молодых людей

1-й принцип. Развитие человека детерминировано социальной ситуацией развития, которая представляет собой «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Л. И. Божович). Человек, изолированный от общества, не лишен гражданства РФ, и его ценность как человека защищена Конституцией и ст. 43, дающей ему право на образование с учетом его способностей в рамках режимных ограничений УИК РФ

2. Принцип опоры на саморазвитие эмоционального и социального интеллекта

2-й принцип. Саморазвитие эмоционального и социального интеллекта осужденного возможно в закрытой системе УИС средствами дистанционных технологий обучения в противовес тюремной субкультуре

3. Принцип эмпатийного общения в противовес только информационному общению

3-й принцип. Эмпатическая способность осужденного, включенного в образовательный процесс, запускает процессы самопознания и самоизменения, что в условиях колонии активизирует поиск адекватных конструктивных форм достижения своих прав не в ущерб правам других

4. Принцип субъектной синергийности

4-й принцип. Группы осужденных обучающихся (на примере УГЛ-ТУ — ИК) более адаптированы к законопослушному поведению и коллективной поддержке друг друга, что отражает синергию социально значимых ценностей

Принципы

5. Принцип оптимальной коммуникабельности для субъектов инклюзивного образования

5-й принцип. Образование осужденных рассматривается как особая форма инклюзии, позволяющая равнозначно рассматривать и студентов, и осужденных, обучающихся по единой образовательной программе, но с учетом ограничений Уголовно-исполнительного кодекса и режимных требований ИК в отношении последних. Ограничение социальных возможностей осужденных молодых людей и проблемы с социальным и нравственным здоровьем делают их более трудным объектом инклюзивности, но не менее значимым с точки зрения развития гуманности общества

6. Принцип психолого-

педагогического

сопровождения

6-й принцип. Реализация этого принципа предполагает перенос акцентов на внутреннюю самостоятельную психологическую работу при внешней сопровождающей поддержке

7. заключается в Установление баланса между внешними возможностями и личными желаниями (общий принцип для всех категорий обучающихся)

7-й принцип. Осужденные обучающиеся имеют проблемы с социальным и нравственным здоровьем, они могут пойти по пути самоактуализации через образовательный процесс при поддержке администрации ИК и вуза либо по пути в «тюремную субкультуру» ИК

8. Принцип

полипарадигмальности

8-й принцип. а) характеризуется сочетанием элементов различных парадигм в рамках дистанционных технологий образования, направленных на социализацию осужденного обучающегося и его возврат в законопослушный социум с востребованной инженерной специальностью;

б) с ограничением свободы кардинально меняются условия жизни осужденного, его социальный статус. Молодые люди нуждаются в качественной социализации, одним из принципов которой может стать образование, построенное на принципах инклюзии, содействующее реализации его прав и интересов, сохранению социально полезных связей и получению профессиональных навыков

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Рис. 2. Кадровое обеспечение процессов инклюзии на примере обучения осужденных молодых людей

В целях кадрового обеспечения процессов инклюзии [3] для осужденных обучающихся формируются новые педагогические квалификации: фасилитатор и тьютор.

Фасилитатор (сотрудник воспитательного отдела ИК) является посредником между электронными образовательными ресурсами УГЛТУ и осужденными обучающимися. Он адаптирует образовательный процесс в режиме офлайн либо на электронном носителе (в связи с запретом Уголовно-исполнительным кодексом выхода в интернет осужденным в ИК).

Тьютор (сотрудник производственного отдела ИК) — это наставник производственной практики осужденных обучающихся. Он адаптирует средства виртуальной информационной среды УГЛТУ в режиме офлайн либо на электронном носителе, а также контролирует производственное обучение осужденных непосредственно на производственных участках Центров трудовой адаптации осужденных (далее — ЦТАО) в ИК.

Способом создания инклюзивной профессионально-образовательной среды является интеграция реальных профессионально-производственных процессов на площадках ЦТАО в ИК с обучающими возможностями виртуальной информационной среды, основу которой составляют виртуальные лаборатории. Здесь действует принцип инклюзивной дополнительности, но уже с реальными производственными процессами в ИК. Виртуальный образовательный процесс включается в производство на основе лесопромышленных технологий. Центром включения является осужденный, изучающий производственные технологии в виртуально-реальном режиме и «примеряющий» к себе различные уровни и виды профессиональных квалификаций.

Виртуальная информационная среда непрерывного высшего образования осужденных с участием фасилитатора и практическими занятиями под руководством тьютора непосредственно на базе ЦТАО ИК представлена на рис. 2.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Адаптация основных принципов инклюзивного образования представляет собой комплексный подход в развитии инклюзивной системы высшего инженерного образования для изолированных от общества лиц и является взаимосвязью структуры производственных процессов в виртуальной информационной среде со структурой реальных производственных процессов в исправительной колонии (рис. 3).

Комплексный подход к моделированию компетенций в инклюзивной системе высшего образования, необходимых осужденному обучающемуся для формирования инженерных квалификаций в сфере лесозаготовительного и деревообрабатывающего секторов лесной отрасли, представлен на рис. 4.

Инклюзивные возможности системы высшего инженерного образования для изолированных от общества лиц средствами интеграции виртуальной информационной и производственной среды в пенитенциарном учреждении опираются на следующие преимущества:

- преодоление социально-психологического барьера общения обучающегося и преподавателя в условиях лишения свободы;

- значительное расширение сферы распространения образовательной среды высшего образования, хотя и ограниченной местами расположения ИК и производственных баз;

- ориентирование образовательного процесса на самостоятельную работу обучающегося в информационном поле, приобретение навыков самоорганизации и самоактуализации [4], что необходимо для формирования нравственного и социального здоровья молодых людей, возвращения к социально конструктивной жизнедеятельности.

Результаты реализации модели инклюзивного дистанционного образования осужденных

Динамика включения исправительных учреждений в образовательную инклюзивную среду для осужденных молодых людей за 2014-2017 гг. представлена в виде диаграммы на рис. 5.

В 2014 году сложность поступления осужденных в вуз заключались в отсутствии возможности сдачи ЕГЭ в общеобразовательных школах исправительных учреждений. Только осужденные, имеющие среднее специальное образование, могли быть зачислены по конкурсу аттестатов. С 2015 года сдача ЕГЭ осужденными стала возможной в рамках исправительного учреждения, что дало желающим шанс поступить в вуз как на контрактной основе, так и на бюджетные места (рис. 6).

Средне-оценочный уровень результатов обучения осужденных обучающихся и студентов заочного обучения на примере второго года обучения представлен на рис. 7. При прохождении общеобразовательного блока оценочный уровень практически одинаков, однако при прохождении блока технических и технологических дисциплин, блока практических занятий, самостоятельной работы осужденные обучающиеся показывают более значительные оценочные результаты. Следует отметить, что положительная динамика оценочного уровня у осужденных обучающихся обусловлена внедрением реальных профессионально-производственных процессов на площадках ЦТАО в ИК с обучающими возможностями виртуальной информационной среды, основу которой составляют виртуальные лаборатории.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Рис. 3. Виртуальная информационная среда непрерывного высшего образования осужденных

Рис. 4. Комплексный подход к моделированию компетенций в инклюзивной системе высшего образования, необходимых осужденному обучающемуся

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Рис. 6. Количество осужденных, обучающихся в УГЛТУ в 2014-2017 гг.

Рис. 5. Исправительные учреждения, с которыми налажено сотрудничество по обучению осужденных в УГЛТУ (2014-2017 гг.)

19

12

Гиы овун

зол

3017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7. Сравнительная диаграмма успеваемости студентов вторых курсов заочного обучения и осужденных, обучающихся дистанционно, по видам образовательных блоков

Заключение

Для уголовно-исполнительной системы образование является ведущим средством, способствующим решению проблемы социальной реабилитации осужденных, отбывающих наказание. Вместе с тем образование в исправительной деятельности пенитенциарного учреждения рассматривается не только как составляющая часть процесса перевоспитания и исправления осужденных, но и как фактор, способный оказать объективное стабилизирующее воздействие на положение дел в местах лишения свободы и позитивное влияние на криминогенность в социуме в целом [2].

Для высших образовательных учреждений развитие системы обучения осужденных предполагает внедрение и отработку новых методик и технологий образовательного процесса. Для осужденных это возможность поверить в свои способности, приобрести знания и умения, востребованные на рынке труда, успешно адаптироваться к жизни после освобождения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Литература

1. Федеральный закон от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ URL: http://ivo.garant. ru/#/document/1352320/paragraph/9306:0 (дата обращения — 18.02.2019).

2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ № 1772-р. от 14. 10. 2010 г. [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Российской газеты». URL: https://rg.ru/2011/03/08/penitenciariya-site-dok.html (дата обращения — 22.01.2019).

3. Молчанов Н. А. Вербицкая Н. О. Высшее образование осужденных как особая форма инклюзии в социальной реабилитации молодых людей // Университет XXI века в системе непрерывного образования: Материалы III межд. науч.-практ. конф., 12-13 окт. 2017 г. — Екатеринбург: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. — С. 201-207.

4. Молчанов Н. А. Вербицкая Н. О. Организационно-педагогические условия дистанционного профессионального образования осужденных в исправительных колониях лесного комплекса // Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: Материалы 13-й межд. конф. — Вып. 13. — Ч. II. — СПб: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. — С. 17-21.

5. Мухаметзянова Ф. Г., Боговарова В. А. Принципы российского инклюзивного образования в контексте проблем субъектов учебно-профессиональной деятельности // Вестник ТИСБИ. — 2015. — № 1(60). — С. 52-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.