Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия дистанционного профессионального образования осужденных в исправительных колониях лесного комплекса'

Организационно-педагогические условия дистанционного профессионального образования осужденных в исправительных колониях лесного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование осужденных / ресурсы / организационно-педагогические условия / vocational training of convicted / resources / organizational and pedagogical conditions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанов Николай Алексеевич, Вербицкая Наталья Олеговна

В статье исследованы организационно-педагогические условия дистанционного профессионального образования осужденных в исправительных колониях лесного комплекса Уральского региона с внедрением института фасилитаторов в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents organizational and pedagogical conditions of distant vocational training of convicted in correctional colonies of forest complex of the Ural region with the introduction of the institute of facilitators into the learning process.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия дистанционного профессионального образования осужденных в исправительных колониях лесного комплекса»

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА

Н. А. Молчанов Н. О. Вербицкая

В статье исследованы организационно-педагогические условия дистанционного профессионального образования осужденных в исправительных колониях лесного комплекса Уральского региона с внедрением института фасилитаторов в учебный процесс.

The article presents organizational and pedagogical conditions of distant vocational training of convicted in correctional colonies of forest complex of the Ural region with the introduction of the institute of facilitators into the learning process

Ключевые слова: профессиональное образование осужденных, ресурсы, организационно-педагогические условия.

Key words: vocational training of convicted, resources, organizational and pedagogical conditions.

Профессиональное образование осужденных в пенитенциарной системе рассматривается как одно из важных средств ресоциализации. Данная позиция закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (п. 3 ст. 108): «Отношение осужденных к получению профессионального образования и профессиональному обучению учитывается при определении степени их исправления». Согласно соглашению между Уральским государственным лесотехническим университетом (УГЛТУ) и Главным управлением исполнения наказания по Свердловской области (ГУФСИН) с 2014 г. начат учебный процесс дистанционного профессионального образования с осужденными, поступившими в университет.

В современных педагогических исследованиях, связанных с проблемами совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности. Приведем некоторые подходы к определению категории «условие», которое используется в исследованиях педагогических условий образовательного процесса. В. А. Сластенин отмечает, что под условиями понимаются обстоятельства, которые необходимы для осуществления какого-либо процесса и от которых зависит его качество [3]. В своих работах

17

П.И. Пидкасистый определяет условие как составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся. С. Ю. Алашеев подчеркивает различие между категориями «условие» и «фактор». Педагогические условия определяются им как педагогические обстоятельства, которые сопровождаются и обуславливаются действием факторов, способствующих или препятствующих проявлению педагогических закономерностей [1]. Анализируя данные высказывания, мы можем сказать что условия - это предрасположенность к какой-либо деятельности с созданием определенных обстоятельств в той или иной области жизни, деятельности окружающей среды или обстановке, в которой происходит, протекает что-либо. Фактор мы рассматриваем как предрасположенность с действующим механизмом осуществления этой деятельности.

В нашей работе «условие» связано с понятием «ресурс», как количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат. Соответственно, под организационно-педагогическими условиями высшего профессионального образования осужденных в исправительных колониях лесопромышленного комплекса мы будем понимать совокупность ресурсов, способствующих формированию общекультурных и профессиональных компетенций, ориентированных на ценности природы.

Рассмотрим ресурсы в процессе высшего профессионального образования осужденных в исправительных колониях лесной отрасли, формирующих организационно-педагогические условия.

1. Финансовый ресурс.

2. Нормативно-правовой ресурс.

3. Кадровый и организационно-управленческий ресурс.

4. Информационно-содержательные ресурсы.

Финансовый ресурс. Рассматривается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 13, ст. 101, ч. 1.): «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг» [6]. Учитывая менее затратную часть на дистанционное высшее профессиональное образование, работающие осужденные, а также их родственники в состоянии оплачивать по договору образовательные услуги, не превышающие 50 % от стоимости заочного обучения в университете. Содержание профессорско-преподавательского состава, технических средств и оборудования производится за счет федерального бюджета, в соответствии с установленными лимитами.

Нормативно-правовой ресурс. Осужденный в период изоляции от общества имеет ряд ограничений социальных благ, но не лишён гражданства Российской Федерации. На него также распространяется право на образование, предусмотренное ст. 43 ч. 1 Конституции РФ, а в ч. 3 этой же статьи предусмотрено, что гражданин может на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении [2]. Ограничения ставят осужденного в особый правовой статус, требующий особого подхода к организационно-педагогическим усло-

18

виям высшего профессионального образования осужденных в исправительных колониях лесопромышленного комплекса. В гл. 14, ст. 108 Уголовноисполнительного кодекса закреплена обязанность администрации исправительного учреждения: «...с учетом имеющихся возможностей, оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования». Основной формой получения осужденными высшего профессионального образования является дистанционное обучение [5]. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. предусматривает «.дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения» [4]. Нормативно-правовое основание развития профессионального образования осужденных в Российской Федерации - это образовательное право. Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 80, п. 9 предполагает, «лицам, осужденным к принудительным работам или к лишению свободы, разрешается получение среднего профессионального и высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания». Статья 16 этого же закона предусматривает реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, что приемлемо для осужденных в рамках изоляции от общества» [6]. Закон дает основание для получения профессионального образования осужденных с учетом требований УИК РФ. Это значит, что правовой статус обучаемого меняется, в нашем случае это статус обучаемого-осужденного. Однако в федеральном законе не раскрыты вопросы проблемы высшего профессионального образования осужденных. В подзаконных актах содержится пробел в части прохождения вступительных испытаний в вуз абитуриентами из числа осужденных, отбывающих наказание в учреждениях закрытого типа. В то же время Приказом Минобрнауки России «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (2013) установлено, что осужденные, отбывающие наказание в учреждениях закрытого типа, проходят государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (далее -ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов. Таким образом, возникло противоречие между нормативными актами, имеющими одинаковую юридическую силу. В то же время ст. 43 ч. 3 Конституции РФ предусматривает право каждого гражданина получить высшее образование на конкурсной основе. В целях преодоления данной коллизии Ученым советом УГЛТУ в правила приема была внесена норма, позволяющая абитуриентам из числа лиц, получивших среднее (полное) общее образование после 01.01.2009 г. в учреждениях исполнения наказания закрытого типа, участвовать в конкурсе на основании результатов вступительных испытаний, проводимых УГЛТУ самостоятельно.

19

Кадровый и организационно-управленческий ресурс. Организационнопедагогические условия реализации профессионального образования осужденных в ИК лесного комплекса обеспечивает базовый центр дистанционного обучения. Общая координация кадровыми и организационноуправленческими ресурсами, задействованными в дистанционном профессиональном образовании осужденных, ведет декан заочного факультета. В практике нашей работы введен институт фасилитатора (англ. facilitator - в нашем контексте - посредник). Фасилитатор в нашей работе относится к организационно-управленческим ресурсам и роль педагога ему не свойственна [7]. Фасилитатор из числа аттестованных сотрудников воспитательного отдела, либо начальник отряда закреплен за обучающимися осужденными приказом начальника исправительной колонии. Фасилитация - это действия посредника, позволяющие осуществить доступность в организационнопедагогических условиях дистанционного профессионального образования осужденных к образовательным ресурсам университета, преодолевая ограничения режимных требований уголовно-исполнительного кодекса. Фасилитатор (в рамках запрета УИК осужденному прямого выхода в интернет) - это посредник в передаче электронных учебных материалов между учебноинформационным центром, электронной библиотекой университета и осуж-денными-обучающимися в ИК лесного комплекса.

Информационно-содержательные ресурсы дистанционного профессионального образования осужденных. Информационно-образовательные ресурсы сформированы на сервере электронной библиотеки УГЛТУ. Доступ к образовательным блокам для обучающихся осужденных возможен только через фасилитатора в исправительном учреждении. Дистанционная библиотека - это сервис для удаленного пользования отдельной категории студентов УГЛТУ (для осужденных-обучающихся это фасилитатор) с возможностью скачивания полных текстов документов учебного характера и медиафайлов культурно-познавательной направленности, подготовленных на кафедрах институтов и деканатов. Дистанционная библиотека УГЛТУ позволяет проводить работу с учебно-методическими документами в формате pdf. Пользование медиатекой дистанционной библиотеки УГЛТУ позволяет читать с экрана (доступ online), сохранять материал на flash-носитель или ПК (ofline). Основные темы медиатеки: история, культура, экология, демонстрация технологического оборудования и др.

Созданный комплекс организационно-педагогических условий является гарантией устойчивости системы профессионального образования осужденных и служит основой для реальной гуманизации процесса исполнения наказания.

Список литературы

1. Алашеев С. Ю. Голуб Г. Б., Посталюк Н. Ю. Нормативно-правовое и организационноуправленческое обеспечение деятельности ресурсных центров профессионального образования / под общ. ред. Н.Ю. Посталюк. - М.: Логос, 2005. - 237 с.

2. Конституция Российской Федерации: сб. норматив. актов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. -345 с.

20

3. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 368 с.

4. Распоряжение правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р, Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. / Собрание законодательства РФ 25.10.2010. - №43.

5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // №1-ФЗ от 8.01.1997г. (в ред. Федерального Закона от 01.07.2010 № 132-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13.01.1997 г. № 2. 198 с.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012, № 273-ФЗ / Российская газета от 31.12.2012 № 303.

7. Kaner S. with Lind L. Toldi C., Fisk S. and Berger D. Facilitator's Guide to Participatory Decision-Making, (2007) Jossey-Bass.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.