Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ К УСЛОВИЯМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ К УСЛОВИЯМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
90
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ К УСЛОВИЯМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Индикатором действия фтора служило определение активности холин-эстеразы в сыворотке крови (по методу Хестрина) в б-й и 7-й день эксперимента. Средняя активность холинэстеразы (в микрограммах ацетилхолина, распавшегося за 30 мин.) составила в контрольной группе 1582±67,2, в «ингаляционной» группе—12764=59,3, в «пероральной» группе—13014=44,7. Разница между контрольной и наблюдаемыми группами статистически достоверна (Р<с0,05), между «ингаляционной» и «пероральной» группой недостоверна.

Учтя все изложенное, нам представляется, что эксперимент М. С. Са-диловой и А. А. Петиной должен быть повторен в условиях, исключающих ранее указанные погрешности и с применением тех методов индикации токсичности фтора, которые позволяют возможно точнее количественно измерить ее.

Поступила 16/Х1 1970 г.

УДК 613.6-053.6:612.017.2

АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ К УСЛОВИЯМ

ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

__I

Проф. И. А. Арнольда (Москва)

Периоды между научными открытиями, гипотезами и их реализацией в нашу эпоху значительно сократились. Об этом можно судить, в частности, на примере учения об адаптации. Эта проблема стала предметом обсуждения 23-й сессии АМН СССР, где на основе дискуссии дано определение понятиям «адаптация», «приспособление», «защитные механизмы» и др. Однако вопрос об адаптации разрешался в основном по отношению к взрослым людям, закономерности подросткового возраста не рассматривались.

, В свое время нами в Институте гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР была выдвинута гипотеза, что в подростковом возрасте адаптационные механизмы «недостаточны» и что организм подростков «не приучен» к воздействию факторов производственной среды, иначе говоря, подростки в меньшей степени могут противостоять неблагоприятным влияниям среды, в частности производственной, чем взрослые. Наши наблюдения показали, что существуют возрастные этапы в развитии процессов адаптации; если в начале трудовой деятельности эти процессы недостаточны, то по мере развития и воздействия факторов среды, в силу больших потенциальных возможностей растущего организма, процессы адаптации убыстряются и темпы развития механизмов адаптации начинают обгонять аналогичные процессы у взрослых.

Известно, что приспособляемость оказывается тем более совершенной, чем моложе организм, причем люди теряют эту компенсацию с возрастом.

Следовательно, применительно к лицам подросткового возраста и их трудовой деятельности — физической и умственной — адаптацию следует формулировать как динамический процесс приспособления растущего организма к различным условиям труда и факторам среды, в частности производственным, при которых функциональные сдвиги и трудоспособность колеблются в зависимости от темпов развития, характера, длительности и степени воздействия факторов. При этом функции устанавливаются на новом физиологическом уровне.

Ввиду сказанного при характеристике анатомо-физиологических особенностей подросткового организма необходимо учитывать наличие процессов адаптации растущено организма к факторам среды, поскольку это помогает раскрыть физиологические закономерности, связанные с учебно-трудовой деятельностью подростков и их реакцией на воздействие факторов среды. Так, подростки 17—18 лет по своим анатомо-физиологическим особенностям отличаются в некоторой степени от 15—16-летних рядом показателей (рост

#

скелета, мышечная масса и др.)- Однако, как показали наши исследования, в обеих возрастных группах подростков при одной и той же интенсивности и длительности воздействия высокой температуры в процессе адаптации отмечаются сходные сдвиги со стороны терморегуляторных механизмов. Аналогичные данные получены и при воздействии других факторов.

Много споров вызывала и вызывает трактовка механизмов процессов адаптации, однако жизненность этой теории, несмотря на то что механизмы ее полностью не раскрыты, доказана практикой; это можно показать на примере развития адаптационных процессов у подростков при их трудовой деятельности. Исследования, проведенные в Институте гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, выявили следующие закономерности: при воздействии неблагоприятных условий труда и недостаточном развитии адаптации наблюдаются повышенная чувствительность организма подростков к факторам производственной среды, выявляется также повышенная утомляемость его в процессе трудовой деятельности, однако при наличии условий, обеспечивающих гигиенические условия труда, рациональном режиме труда, учебы и отдыха трудовая деятельность способствует развитию адаптационных механизмов, повышая физиологическую устойчивость организма.

Исследования влияния факторов производственной среды на организм работающих подростков выявляют динамику развития адаптационных процессов. Наиболее четко это выступает при воздействии физических факторов среды, в частности метеорологических — высокой и низкой температуры, лучистой энергии. Исследования влияния теплового режима на работающих подростков на ряде предприятий металлургии, машиностроения и текстильной промышленности показали, что адаптация к температуре 28° происходит на протяжении весьма короткого времени и не влечет за собой неблагоприятных физиологических сдвигов. Под воздействием более высокой температуры (в пределах 28—32°) адаптация, при условии обеспечения «ступенчатого» перехода, происходит на протяжении около 2 лет, при этом потоотделение как функция терморегуляции протекает более экономно по сравнению с началом работы, исходный фон кожной температуры вначале возрастает, затем, по мере развития адаптации, снижается, диапазон колебаний кожной температуры до и после работы в так называемых горячих цехах по годам снижается, т. е. возникает новый функциональный уровень физиологических показателей. При воздействии низкой температуры выявляется разная картина адаптационных сдвигов у подростков и взрослых. У подростков обычно происходит более быстрое охлаждение организма зимой при работе на открытых площадках.

Известное различие в развитии процессов адаптации мы наблюдали в разных климатических зонах—на Крайнем Севере и в Средней Азии. Например, исследования процессов акклиматизации в Заполярье (Норильск) выявили, что, если у взрослых период акклиматизации пришлого населения в основном завершается на протяжении около 3 лет, то у подростков — на протяжении 5 лет, поскольку холодовый фактор наслаивается у подростков на малоадаптированный общий фон. Характерно, что среди коренных жителей Заполярья (нганасанов), адаптированных с детства к низкой температуре, хорошее теплоощущение, т. е. чувство комфорта, мы наблюдали у подростков при температуре воздуха 10°.

Существует ли адаптация к другим факторам производственной среды — шуму, вибрации и др.? Мы считаем, что в известных пределах адаптация возможна, однако следует дифференцированно подходить к так называемым естественным факторам, т. е. метеорологическим условиям и факторам, связанным с развитием техники (шум, вибрация, пыль и др.).

Тренировка является одной из форм адаптации, физиологические механизмы которой сводятся к условной рефлекторной регуляции, изменениям обменных процессов. У подростков тренировка происходит относительно быстро и с возрастом понижается, т. е. существуют возрастные особенности

ч

ее. Однако утрата тренированности и истощение наступают раньше у подростков и позже у взрослых. В зависимости от степени тренированности организма подростков к физическим нагрузкам среди них выявляются возрастные различия. Так, поданным Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, при наличии тренировки возрастные различия нивелируются. При этом 15-летние подростки, тренированные к физическим нагрузкам, давали одинаковые физиологические показатели, что и 16-летние при одних и тех же нагрузках и одинаковом режиме работы; наоборот, при отсутствии такой тренированности четко выявляются возрастные различия.

Высокая тренированность — это явление усиливающихся адаптационных изменений организма в результате воздействия повышающихся нагрузок, однако в пределах, не превышающих максимальных.

Существует ли адаптация к химическим веществам у подростков в виде таких форм, как ускорение процессов дезинтоксикации или «обезвреживания» в организме или же в виде каких-либо других форм. В исследованиях нашей лаборатории выявлена более высокая чувствительность подростков к химическим веществам по сравнению со взрослыми, вместе с тем при увеличении времени контакта с ними чувствительность снижается. Мы склонны рассматривать это как следствие недостаточной адаптации молодого организма к химическим веществам, подобно тому, как трактуют это некоторые авторы в отношении к взрослым рабочим, хотя механизмы адаптации неясны и требуют расшифровки. Наличие адаптации к малым концентрациям хорошо изученных химических веществ позволяет высказать предположение о возможности допуска подростков в процессе производственной практики к контакту с химическими веществами при наличии строго регламентированного времени работы и снижения содержания химических веществ в воздухе рабочих помещений по сравнению с существующими нормами для взрослых.

Требование полной «стерильности» внешней производственной среды для подростков не оправдано. Отсутствие каких-либо раздражителей из внесшей среды может повлечь за собой отрицательное влияние на организм. Естественно, что это воздействие должно быть «в пределах границ физиологического стимула организма».

В процессе адаптации организма специфические и неспецифические реакции неразрывно связаны между собой. На разных этапах воздействия факторов среды на организм выступает более выраженно та или иная реакция. Однако существуют особенности развития этих процессов у подростков, поскольку неспецифические реакции как более ранние встречаются у них чаще, чем у взрослых. Причина здесь в том, что специфические реакции встречаются на более поздних этапах при воздействии неблагоприятных факторов среды, т. е. являются «вторичными», и, следовательно, чаще возникают у взрослых. Это вытекает из наших наблюдений за работающими подростками, среди которых в основном отмечаются ранние неспецифические реакции и весьма редко специфические, носящие характер'профессиональной препа-тологии или даже патологии. Однако эти неспецифические реакции следует оценивать дифференцированно ввиду резкого механизма действия разных факторов.

Например, у подростков, работающих в процессе производственной практики в мартеновском цехе и тренированных к воздействиям лучистого тепла, при пребывании в тепловой камере, т. е. под воздействием конвекционного тепла, обнаружены иные терморегуляторные процессы чем у ткачей, тренированных на производстве в основном к воздействиям конвекционного тепла.

Значение адаптации четко выявляется и в состоянии здоровья подростков на производстве. Так, у подростков, занятых в машиностроительной промышленности, мы на фоне относительно меньшей общей заболеваемости по сравнению со взрослыми рабочими некоторые формы болезней встречали чаще. Речь идет об ангине, гриппе, гнойничковых заболеваниях кожи, так как в этиологии этих заболеваний наряду с другими причинами известную роль играет понижение физиологической устойчивости подросткового орга-

низма из-за недостаточности механизмов адаптации. Наблюдается также повышенное количество травм среди подростков на производстве. Это, возможно, связано с отсутствием достаточных профессиональных навыков, а также повышенной утомляемостью, что обусловлено в известной степени пониженной физиологической устойчивостью подросткового организма.

Приспособление подростков к воздействиям факторов среды и трудовой деятельности, как вытекает из результатов нашего анализа, возможно в различных формах и при разных состояниях организма в виде адаптации, акклиматизации и компенсации. В отличие от адаптации компенсация рассматривается нами как процесс приспособления организма подростка при выраженных отрицательных функциональных изменениях или патологических нарушениях, когда организм мобилизует резервные защитные механизмы. При этом трудоспособность сохраняется на сниженном функциональном уровне, что требует создания для них облегченных условий труда.

Следовательно, говоря о компенсаторном приспособлении к труду при патологических состояниях и определении профессиональной пригодности, следует учитывать характер и степень компенсации, которая, однако, в подростковом возрасте протекает более интенсивно, чем в пожилом.

ш

Выводы

1. Необходимо активное вмешательство с целью ускорения процессов адаптации подростков к трудовой деятельности путем обеспечения рационального режима труда и отдыха, исключающего переутомление и воздействие «чрезвычайных раздражителей» из внешней производственной среды, особенно на начальных этапах трудовой деятельности.

2. Следует обеспечить «ступенчатый» переход к интенсивным воздействиям факторов производственной среды и напряженной трудовой деятельности — физической и умственной. Это особенно важно при сочетании учебы с работой, когда к организму предъявляются повышенные требования, вытекающие из необходимости усвоения организмом большого потока информации.

3. Меры повышенной физиологической устойчивости организма должны занять соответствующее место в системе оздоровления условий труда подростков.

4. При нормировании факторов производственной среды, физических и умственных нагрузок требуется устанавливать их с учетом недостаточности механизмов адаптации в подростковом возрасте.

ЛИТЕРАТУРА

Ф

Ар нол ьд и И. А. В кн.: Материалы Конференции Винницк. мед. ин-та по проблеме адаптации, тренировки и другим способам повышения устойчивости организма. Винница, 1962, с. 135.— Арнольд и И. А. Гигиена труда подростков. М., 1965, с. 5.— Арнольди И. А., Ковалева Л. Л., Шабалов В. П. В кн.: Материалы Научной конференции по физкультуре и спорту. Ташкент, 1965, с. 61.

Поступила 14/Х1 1969 г.

УДК 612.017.2:615.9-053

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ

В ВОЗРАСТНОЙ токсикологии

Проф. И. В. Саноцкий (Москва)

• •

Одним из наиболее актуальных в современной биологии и медицине является вопрос об адаптации живых организмов к условиям внешней среды. Научно-техническая революция, которую переживает человечество, сопровождается быстрым изменением среды обитания человека. Среда может из-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.