Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПУТЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ'

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПУТЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / МЕТОДОЛОГИЯ / ШКАЛА ЛАЙКЕРТА / ПЕРВОКУРСНИКИ / АДАПТАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИ / ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ УРОВНИ / ДИНАМИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PSYCHOLOGY / PEDAGOGY / METHODOLOGY / LIKERT SCALE / FIRST-YEAR STUDENTS / ADAPTATION / EDUCATIONAL ACTIVITY / TEACHERS / DIALECTICAL LEVELS / DYNAMIC ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Карина Михайловна

Сегодня, главная задача перед педагогом - это умение создать адекватные условия адаптации студентов первого курса. Хотя адаптация является ключевым моментом в воспитательной деятельности, в настоящее время существует мало связанных с данной тематикой исследований. Целью настоящего исследования является изучение эффективности адаптации первокурсников к воспитательной деятельности педагогов. В ходе исследования был проведен перекрестный анализ данных анкетирования 60 студентов первого курса лечебного факультета. Социологическое исследование включало анализ, как педагоги реализуют изучение теории благодаря динамической ориентации. Исходя из статистической обработки данные были занесены в шкалу Лайкерта между тремя диалектически значимыми уровнями. В результате до начала внедрение специальной программы 85% первокурсников отмечали наличие социальной дезадаптации, волнение на практических занятиях и несерьезность их восприятия. После применения специальной программы студенты отмечали особую заинтересованность на практических занятиях, улучшение социальной адаптации. Таким образом, для улучшения адаптации среди первокурсников необходимо учитывать первостепенные культурные особенности, которые мы определяем. Полученные данные указывают на необходимость внедрения специальной программы для улучшения адаптации первокурсников к воспитательной деятельности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF TEACHERS

Today, the main task for a teacher is the ability to create adequate conditions for adaptation of first-year students. Although adaptation is a key point in educational activities, there is currently little research related to this topic. The purpose of this study is to study the effectiveness of adaptation of first-year students to the educational activities of teachers. In the course of the study, a cross-analysis of the survey data of 60 first-year students of the faculty of medicine was conducted. The sociological study included an analysis of how teachers implement the study of theory through dynamic orientation. As a result of statistical processing, data were entered in the Likert scale between three dialectically significant levels. As a result, before the introduction of the special program, 85% of first-year students noted the presence of social disadaptation, excitement in practical classes and lack of seriousness in their perception. After applying the special program, students noted a special interest in practical classes, improving social adaptation. Thus, to improve adaptation among first-year students, it is necessary to take into account the primary cultural characteristics that we define. The data obtained indicate the need to implement a special program to improve the adaptation of first-year students to the educational activities of teachers.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПУТЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ»

педагогические науки

Бородина Карина Михайловна АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ...

УДК 378:316.6.

DOI: 10.26140/knz4-2020-0903-0003

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПУТЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ

© 2020

SPIN: 5075-5664

AuthorlD: 1067508

ORCID: 0000-0002-4376-0363

Бородина Карина Михайловна, ассистент кафедры «Анатомия человека» Курский государственный медицинский университет (305041,Россия, Курск, улица Карла Маркса дом 3, e-mail: karina_borodina46@mail.ru)

Аннотация. Сегодня, главная задача перед педагогом - это умение создать адекватные условия адаптации студентов первого курса. Хотя адаптация является ключевым моментом в воспитательной деятельности, в настоящее время существует мало связанных с данной тематикой исследований. Целью настоящего исследования является изучение эффективности адаптации первокурсников к воспитательной деятельности педагогов. В ходе исследования был проведен перекрестный анализ данных анкетирования 60 студентов первого курса лечебного факультета. Социологическое исследование включало анализ, как педагоги реализуют изучение теории благодаря динамической ориентации. Исходя из статистической обработки данные были занесены в шкалу Лайкерта между тремя диалектически значимыми уровнями. В результате до начала внедрение специальной программы 85% первокурсников отмечали наличие социальной дезадаптации, волнение на практических занятиях и несерьезность их восприятия. После применения специальной программы студенты отмечали особую заинтересованность на практических занятиях, улучшение социальной адаптации. Таким образом, для улучшения адаптации среди первокурсников необходимо учитывать первостепенные культурные особенности, которые мы определяем. Полученные данные указывают на необходимость внедрения специальной программы для улучшения адаптации первокурсников к воспитательной деятельности педагогов.

Ключевые слова: психология, педагогика, методология, шкала Лайкерта, первокурсники, адаптация, воспитательная деятельность, педагоги, диалектические уровни, динамическая ориентация.

ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF TEACHERS

© 2020

Borodina Karina Mikhailovna, assistant of the Department «Human Anatomy» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, street Karl Marx st.3, e-mail: karina_borodina46@mail.ru)

Abstract. Today, the main task for a teacher is the ability to create adequate conditions for adaptation of first-year students. Although adaptation is a key point in educational activities, there is currently little research related to this topic. The purpose of this study is to study the effectiveness of adaptation of first-year students to the educational activities of teachers. In the course of the study, a cross-analysis of the survey data of 60 first-year students of the faculty of medicine was conducted. The sociological study included an analysis of how teachers implement the study of theory through dynamic orientation. As a result of statistical processing, data were entered in the Likert scale between three dialectically significant levels. As a result, before the introduction of the special program, 85% of first-year students noted the presence of social disadaptation, excitement in practical classes and lack of seriousness in their perception. After applying the special program, students noted a special interest in practical classes, improving social adaptation. Thus, to improve adaptation among first-year students, it is necessary to take into account the primary cultural characteristics that we define. The data obtained indicate the need to implement a special program to improve the adaptation of first-year students to the educational activities of teachers.

Keywords: psychology, pedagogy, methodology, Likert scale, first-year students, adaptation, educational activity, teachers, dialectical levels, dynamic orientation

ВВЕДЕНИЕ.

На сегодняшний день, главная задача перед педагогом - это умение создать адекватные условия адаптации студентов первого курса. Хотя адаптация является ключевым моментом в воспитательной деятельности, в настоящее время существует мало связанных с данной тематикой исследований. После более чем двух десятилетий исследований в области изучения уроков стало ясно, что такой подход к профессиональному развитию учителей имеет большие возможности. Но также ясно, что труднее, чем первоначально предполагалось, «импортировать рутину, разработанную в одной культуре и в одной системе образования, в страны с разными культурами и разными системами». Ранее исследователи в области педагогики предоставили доказательства существования на раннем этапе, что изучение уроков может быть осуществлено, адаптировано и поддержано преподавателями, но степень, в которой изучение урока может быть воспроизведено за пределами практических занятий по-прежнему остается неясным. В ранних адаптациях общая тенденция состояла в том, чтобы использовать простую модель переноса изучения урока, не обращая внимания на вопросы культурной совместимости, что приводило к различным уровням успеха. С тех пор адаптация проводилась во многих учебных заведениях до начала практических занятий в виде недельной Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)

организации адаптационного студенческого лагеря для первокурсников, организаторами которого были сами студенты старших курсов, где все больше внимания уделяется культурным факторам. Таким образом, наше исследование вносит вклад в культурно-чувствительные исследования по адаптации студентов в медицинском университете [1-6].

Первый исследовательский подход включает определение подлинного или правильного способа изучения урока. Одним из примеров является методика проведения уроков в адаптационном контексте, проведенная профессорами в Британском университете, в соответствии с которой дали указание учителям в правильном направлении проводит адаптационные мероприятия на внеклассных семинарах. Наше исследование поднимает вопросы о самой возможности подлинной адаптации путем определения ряда характеристик культуры преподавания в адаптирующейся группе, которые будут фундаментально влиять на то, как конкретная школа и ее учителя адаптируют изучение уроков [7-8].

Второй исследовательский подход определяет условия, которые необходимо учитывать при адаптации изучения урока, почти независимо от культуры преподавания в адаптирующейся стране. Наше исследование подтверждает важность таких специфических условий, как сопротивление учителей открывать свои классы.

Borodina Karina Mikhailovna pedagogical

ADAPTATION OF FIRST-YEAR ... sciences

Однако, сравнивая наше исследование с проведенными ранее, мы наблюдаем, что необходимо подробно указать, что означает адаптация студентов в социуме, когда разные образовательные культуры сталкиваются с одинаковыми условиями. Педагоги высшей школы характеризуют образовательную систему как иерархическую и конкурентную, где конкурсы учителей оценивают учителей и определяют победителей. Несмотря на то, что учителя привыкли открывать свои классные комнаты, они не хотят этого делать, поскольку учителя-победители, вероятно, будут резкими в своей критике наблюдаемого учителя. В отличие от этого, в Германии нет учебных конкурсов или рейтинговых практик. Сопротивление учителей открывать свои классы вместо этого коренится в нежелании показывать свои отношения со студентами и их общую эффективность в качестве учителя. Если мы хотим понять и поддержать национальную адаптацию изучения урока, важно определить такие условия со ссылкой на культуру обучения адаптирующейся страны. Третий исследовательский подход выходит за пределы поверхностных особенностей адаптации и рассматривает культурные воздействия на более глубоком уровне. Наше исследование объединило этот подход с четвертым подходом и выявило три отличительные характеристики педагогической культуры: методологическая автономия учителя, сотрудничество преподавателей, характеризуемое функциональностью обучения и семейной культурой, и склонность учителей избавляться от макроуровня. Следовательно, мы вносим культурные аспекты, тесно связанные с международной системой образования, в то время как современные образовательные программы фокусируются на общих аспектах культуры адаптирующейся методике [9-15].

Четвертый исследовательский подход фокусируется на конфликтах и аспектах власти в рабочих отношениях и идентичностях учителей. Наш результат отличается в том, что касается позиций старших учителей. В своем исследовании старшие и признанные учителя позиционируются как еще более влиятельные и ожидают, что их младшие коллеги усвоят и воспроизведут свои преобладающие идеи. Однако, в нашем исследовании, не представляется возможным для учителей от старшего преподавателя и особенно от начальных педагогических позиций, передающих свою власть на урок изучения, так как старшинство в этой локальной реализации урока исследования не является решающим фактором, который способен вносить ценный вклад в адаптационную деятельность учащихся. Учитывая его потенциал, изучение уроков представляется подходящим совместным способом для учителей решать проблемы реструктуризации датской и других европейских систем образования. Тем не менее, в соответствии с действующей адаптационной программой наше исследование предполагает, что адаптация к уроку может серьезно бросить вызов существующему положению отношений между учителями и их властью. Мы утверждаем, что для того, чтобы понять такие проблемы, нам необходимо выявить основные характеристики культуры обучения в адаптирующейся программе, а также вопросы власти и культуры в местном сотрудничестве учителей. Основываясь на таком понимании, мы можем начать медленный процесс выяснения и реализации изучения урока в восприятие управляемого открытия адаптации студентов [16-24].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Сегодня, главная задача перед педагогом - это умение создать адекватные условия адаптации студентов первого курса. Хотя адаптация является ключевым моментом в воспитательной деятельности, в настоящее время существует мало связанных с данной тематикой исследований. Целью настоящего исследования является изучение эффективности адаптации первокурсников к воспитательной деятельности педагогов. В ходе исследования был проведен перекрестный анализ данных анкетирования 60 студентов первого курса лечебного фа-16

культета. Социологическое исследование включало анализ, как педагоги реализуют изучение теории благодаря динамической ориентации. Исходя из статистической обработки, данные были занесены в шкалу Лайкерта между тремя диалектически значимыми уровнями.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

В результате до начала внедрение специальной программы 85% первокурсников отмечали наличие социальной дисадаптации, волнение на практических занятиях и несерьезность их восприятия. После применения специальной программы студенты отмечали особую заинтересованность на практических занятиях, улучшение социальной адаптации. Таким образом, для улучшение адаптации среди первокурсников необходимо учитывать первостепенные культурные особенности, которые мы определяем. На основании нашего анализа мы делаем два общих вывода. Первый вывод заключается в том, что динамическая ориентация учителей на два смещающихся доминирующих мира, командование и изучение уроков, принципиально бросает вызов и усложняет адаптацию к урокам. Результаты, в частности, показывают, как фундаментальные разрывы между этими двумя теориями вызывают ряд конфликтов, главным образом из-за их часто противоположных ориентаций взглядов и поведения учителей, их различного создания сильных предметных позиций, подразумевающих фундаментальные смещения традиционной иерархии власти учителей и невозможность передачи сильных позиций по всему миру. Результаты, однако, также указывают на важность работы над адаптацией подходов, таких как изучение уроков, чтобы преобразовать проблемы культуры и власти в местное окружение учителей. Это относится, в частности, к тем трем характеристикам преподавательской культуры, которые были определены ранее в этой статье: методологическая автономия учителя (интерпретируемая с точки зрения командной работы), сотрудничество преподавателей, характеризуемое функциональностью обучения и семейной культурой, и тенденция к избавиться от требований макроуровня. Эта важность подтверждается частями наших данных, показывающих, что некоторые учителя, занимающие должности старших преподавателей, чередуются между старыми и ориентированными на развитие позициями адаптации студентов. Поэтому наш второй вывод заключается в том, что необходимо рассмотреть эти более широкие проблемы культуры и власти, чтобы адаптировать изучение уроков к проведению внеклассных адаптационных мероприятий среди первокурсников.

ВЫВОДЫ.

Наш анализ того, как конфликты на микроуровне связаны с более широкими социальными проблемами культуры и власти, вдохновлен. В концептуализации адаптаций к урокам мы опираемся на теорию социальной практики, использованную и разработанную про-фессорско-педагогическим составом, особенно на их концепцию когнитивной психологии. В соответствии с этими данными мы объединяем эту концепцию с перспективой, чтобы исследовать отношения между работой и властью учителей как изменяющиеся взаимодействия их динамических ориентаций на разные прошлые, настоящие и новые фигурные миры. Эти взаимодействия могут быть гармоничными или конфликтными, и поэтому мы исследуем, как миры могут взаимодействовать и взаимно преобразовывать друг друга. Мы полагаем, что наш методологический подход предложил два основных вклада в область исследования урока. Во-первых, мы зафиксировали социальную динамику работы учителей и властных отношений на микроуровне. Мы показали, как традиционные структуры власти вытесняются во взаимодействиях при изучении урока с появлением новых предметных позиций и инверсией иерархии власти. Полученные данные указывают на необходимость внедрения специальной программы для улучшения адаптации первокурсников к воспитательной деятельности Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

педагогические науки

Бородина Карина Михайловна АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ...

педагогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2016. - № 6 (39). - С. 322-329.

2. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

3. Алиева Л.В., Руденко И.В. Моделирование - перспективный метод организации воспитательной деятельности вуза по реализации компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 132-135.

4. Тишков Д.С., Брусенцова А.Е., Перетягина И.Н., Макарова М.В. Использование активных форм обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 12-8. — С. 15191521

5. Foran J. The case method and the interactive classroom //The National Education Association Higher Education Journal.2016. р. 49.

6. Писаренко Д.А. Виртуальные студенческие сообщества как форма организации внеучебной деятельности студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 125-127.

7. Голованова Н.Ф. Педагогика. М.: Academia, 2019. - 352 c.

8. Дубровина И.В. Психология. М.: Издательский центр «Академия», 1990. - 464 с.

9. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова О.В. Интерактивное обучение - одно из важнейших направлений подготовки студентов в современном вузе//Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 493.

10. Чекулаенко В.Л. Общая социальная педагогика. М.: Инфра-М, 2017. - 160 c.

11. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования.

- 2007. С. 85-92

12. Penman J., & Oliver, M. Meeting the challenges of assessing clinical placement venues in a bachelor of nursing program //Journal of University Teaching & Learning Practice, 2017, Р.60-73.

13. PrenskyM. (2001). Digital natives, digital immigrants //Journal on the Horizon, 2019, 6 р.

14. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. Современное состояние образовательного процесса в вузах и пути повышения его эффективности. Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 17.

15. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2004. - n 2. - с. 40-42.

16. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2016.

- 320 c.

17. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация учащихся в коллективе. М.: Academia, 2015. - 16 c.

18. Кметь Е.Б. Многоуровневый образ успешного выпускника вуза в разрезе мнений старшеклассников и студентов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 154-156.

19. Тишков Д.С., Перетягина И.Н., Брусенцова А.Е. Оценка уровня удовлетворенности у студентов стоматологического факультета в период производственной практики // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 289-290.

20. Толканюк З.А. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников в колледже //Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 79-81.

21. Гагиева З.А. Особенности успешной адаптации студентов к условиям вуза //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 18-21.

22. Бородина К.М. Социальная тревожность, как фактор снижения успеваемости студентов //Региональный вестник. 2019. № 22 (37). С. 7-8.

23. Кондаурова И.К., Залова Л.С. Развитие познавательного интереса к математике у студентов колледжа // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 43-45.

24. Хуторской А.В. Педагогика: Учебник / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. - 112 c.

Статья поступила в редакцию 11.04.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.