Щ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РО!: 10.25586/RNU.HET.18.03.P.68
ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9:378.1
В. В. Батколина,
Российский новый университет
Адаптация первокурсников к образовательной среде высшего учебного заведения
Проблема адаптации первокурсников к условиям обучения в высшей школе широко обсуждается в педагогическом сообществе [6, 10]. Практика показывает, что в педагогической деятельности необходимы новые подходы, направленные на содействие адаптации студентов с учетом происходящей в современный период смены парадигмы высшего образования и все более существенной трансформации требований работодателей к выпускникам вузов.
Мы рассматриваем адаптацию как «процесс активного и творческого приспособления... к условиям социальной среды, в частности к условиям обучения и воспитания» в вузе [4, с. 39].
© Батколина В. В., 2018
Российский новый университет
Е. П. Александров, М. В. Воронцова, И. Б. Буянова, некоторые другие исследователи рассматривают образовательную средуучебного заведения, ориентированную на потребности обучающихся, в числе важнейших условий, необходимых для адаптации студентов к обучению. Они отмечают отсутствие системного подхода к организации образовательной среды, единичность и спонтанность мероприятий, направленных на приобщение студентов к вузовской жизни, недостатки практической деятельности вузов [1, 2].
Л. Л. Шпак определяет адаптацию как «состояние субъекта, которое позволяет ему чувствовать себя сво-
бодно в социально-культурной среде, включаться в основную деятельность, чувствовать изменения в привычном социально-культурном окружении, углубляться во внутрилич-ностные духовные проблемы, обогащая собственный мир путем более совершенных форм и способов социокультурного взаимодействия» [11, с. 127]. По мнению Г. В. Кузнецовой, адаптация - это «процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям» [5].
Оценивать эффективность адаптации можно с внутренней и внешней позиции, так как процесс адаптации представляет собой приспособительное взаимодействие личности и среды. Внутренними индикаторами успешной адаптации являются психологический комфорт, субъективная удовлетворенность собой и результатами своей деятельности, переживание чувства психологической гармонии, адекватная самооценка, готовность действовать, сотрудничать и др. Внешними индикаторами успешной адаптации являются высокие статусные позиции, авторитет, признание сообществом профессиональной квалификации и компетентности. Оптимальный уровень адаптации предполагает наличие определенного баланса внутренних и внешних индикаторов.
Поскольку нас интересует вопрос учебно-воспитательного взаимодей-
ВИКТОРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА БАТКОЛИНА
кандидат педагогических наук, доцент, первый заместитель декана факультета психологии и педагогики Российского нового университета. Сфера научных интересов: инновационные процессы в образовании. Автор 20 опубликованных научных работ
Рассматривается процесс адаптации студентов к образовательной среде вуза как результат педагогического взаимодействия субъектов образования, направленный на усвоение студентами ценностей профессионального образования. Показано, что первокурсники, попадая в новую для себя среду высшего учебного заведения, начинают взаимодействовать с ней посредством включения в различные виды деятельности в ней.
Ключевые слова: адаптация, образовательная среда вуза, первокурсники, программа.
The article discusses the process of adaptation of students to educational environment of the University as a result of pedagogical interaction of subjects of education, aimed at the appropriation of student's professional learning. Getting into a new environment of higher educational institutions, first-year students begin to interact through the inclusion in various activities. Key words: adaptation, educational environment of the University, the freshmen program.
ствия в образовательной среде вуза, рассмотрим два относительно самостоятельных вида адаптации: дидактическую и профессиональную. Под термином «дидактическая адаптация» мы понимаем процесс и результат приспособления обучающегося к условиям конкретной образовательной среды, к ее ценностям, содержанию, методам и формам обучения. Исследования последних лет подтверждают наличие проблемы адаптации первокурсников в вузе. Так, практически 30% первокурсников не готовы к новой для них системе организации учебного процесса. Это провоцирует повышение у них уровня фрустрации, тревожности и даже различных функциональных расстройств [5, с. 4].
Образовательная система вуза существенно отличается от применяемой в общеобразовательной школе классно-урочной системы. Практика показывает, что среди используемых в вузе организационных форм учебной работы (лекции, семинары, коллоквиумы, научно-исследовательская работа, практики и др.) лекция является для первокурсников одной из самых сложных форм обучения, так как урок в школе предполагает неоднократную смену видов интеллектуальной активности. Такая смена видов активности способствует сохранению устойчивости и концентрации внимания в течение 10-15 минут. Лекция, наоборот, объемна, теоретически сложна по содержанию и рассчитана на на-
личие сознательной интеллектуальной активности студентов, следующих логике и доказательной базе преподавателя. К такой моноактивности, к тому же распределенной в значительных масштабах времени, подавляющее большинство первокурсников еще не готовы. Они устают, непроизвольно отвлекаются, упускают узловые моменты не только в информационной базе лекционного занятия, но и в системе приводимых лектором логических доказательств [1].
По мнению Т. Н. Поповой, отрицательное влияние на качественные показатели учебной работы оказывают укоренившиеся привычки к понуканию, волевому диктату извне (как к основному или даже как к главному стимулу учебной активности), волевая аморфность и слабо выраженное чувство ответственности. Большинство авторов подчеркивают, что затруднения в адаптации к образовательной среде вуза в подавляющем числе случаев связаны не с недостаточностью интеллектуального потенциала студентов, а с неопределенностью мотива-ционно-смысловой детерминанты учебной активности [8].
По мере развития общества феномен, который обозначается термином «профессия», становится все более динамичным, так как расширяется диапазон профессий и становится гораздо более разнообразной статусная система внутри профессиональной сферы. Сегодня одни про-
фессии вытесняют другие, а какие-то исчезают вовсе. Мы убедились, что профессионально-образовательная система не сможет эффективно выполнять свои задачи, если будет носить замкнутый характер. Необходимы условия для формирования интегративного качества личности, которое условно можно обозначить как «общая адаптивная способность личности». В этом случае человек сможет адаптироваться к любым изменениям в общественной жизни и производстве, которые возникнут и получат развитие в течение его профессиональной жизни.
В исследовании А. А. Реан, А. Р. Ку-дашева, А. А. Баранова установлено, что значительное число первокурсников ориентировано на гипотетическую, иллюзорную профессию [9, с. 94]. Обращает на себя внимание тот факт, что студенты больше ориентируются на привлекательность внешних условий и обстоятельств, характерных для конкретной профессии: ее престиж в обществе; потенциальную доходность; традиции; иногда - представления микросреды, не соответствующие «живой» профессиональной практике. Многие первокурсники не склонны рефлексировать по поводу тонкостей профессии и образа «Я - специалист». Такая поверхностная, а зачастую и иллюзорная позиция в итоге не позволяет будущим специалистам оценивать и осмысливать феномены социальной реальности с точки зрения профессии, осуществлять как целенаправленный, так и интуитивный отбор и интериоризацию профессионально и личностно значимых признаков (в виде информации, установок, ценностных ориента-ций, поведенческих паттернов, ролей и др.). Как показывает практика, в дальнейшем то, что представлялось студентам заманчивым и привлекательным, при более близком знакомстве оказывается сопряжено с рядом трудностей, а затем и глубоких разочарований, когда значительно позднее профессия обнаруживает не только свои внешне
привлекательные, но и «оборотные» стороны. У значительной части студентов старших курсов наступает кризис, поскольку именно в этот период дает о себе знать иллюзорность ранних профессиональных представлений. На почве этого возникает серьезный экзистенциальный перелом [9].
Таким образом, необходима планомерная работа по адаптации первокурсников в вузе. Адаптация студентов рассматривается нами как движение личности к достижению гармоничного взаимодействия со средой. Приобретая статус студента, молодой человек входит в новую систему обучения и отношений со сверстниками и старшими по возрасту, что требует от него систематического интеллектуального труда, самоопределения и самоконтроля, самодисциплины и самоорганизации.
Мы считаем, что современный вуз должен обладать определенной стратегией организационно-воспитательной работы, содержащей инвариантную часть с учетом особенностей учебного заведения. Очень важно активизировать деятельность структур, ведущих организационно-воспитательную работу, включая ученый совет, ректорат, деканат, кафедры. Однако наиболее эффективной в деле успешной адаптации студентов и особенно первокурсников является деятельность таких подструктур, как возрождающиеся институты кураторов учебных групп, отделы организационно-воспитательной работы со студентами, центры студенческой инициативы и т.п.
Задача преподавателей вуза заключается в том, чтобы способствовать личностной, социально-психологической адаптации студента в изменившихся для него условиях преимущественно путем созидания ситуаций успеха любой его деятельности и общения [3].
На наш взгляд, целесообразно создание комплексной адаптационной программы вуза для первокурсников с учетом особенностей традиций учебного заведения.
Цели адаптационной программы состоят:
- в создании комплексной воспитательной системы для активизации творческой и познавательной активности первокурсников;
- обеспечении психологических условий для быстрой социальной адаптации студентов к вузу;
- придании четкой направленности и управляемости профессиональной адаптации, то есть приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработке навыков в учебной и научной работе;
- обеспечении успешной социально-психологической адаптации - приспособления студентов к учебной группе, налажи-
вания взаимоотношений в ней, выработки собственного стиля поведения.
Задачами адаптационной программы являются:
- разработка конкретных мероприятий для обеспечения успешной адаптации первокурсников;
- воспитание корпоративной культуры первокурсников, приобщение к традициям вуза;
- создание условий для самореализации студентов через успешную личностную адаптацию;
- формирование здорового образа жизни; скрытая профилактика аддитивного поведения личности. С учетом изложенных выше целей
и задач мы разработали адаптационную программу для студентов-первокурсников (см. табл.).
Таблица
Содержание адаптационной программы для студентов-первокурсников
Этап программы Содержание этапа
Работа с абитуриентами День открытых дверей
День знаний Организационное собрание Презентация факультета, различных структур вуза Экскурсии по вузу Знакомство первокурсников с деятельностью студенческого самоуправления на факультетских собраниях
Собрания студентов Общие собрания первокурсников, старост
Обучение приемам самостоятельной работы студентов с литературой, подготовка к практическим (семинарским) занятиям Практические занятия, семинары
Социометрия, анкетирование студентов для диагностики психологического климата в группе Тестирование, анкетирование
Анкетирование по вопросам здорового образа жизни и степени адаптации к вузовскому сообществу Тестирование, анкетирование
Праздник «Посвящение в студенты» Мероприятие
Проведение совместных групповых мероприятий факультета Поездка в подшефный детский дом, КВН, дискуссионный клуб, Своя игра, интеллектуальные игры, брейн-ринг
Спартакиада вузов г. Москвы Участие в соревнованиях
Спортивная работа Первенство среди студентов по волейболу, футболу, баскетболу, дартсу, стритболу, боулингу. Туризм пешеходный и др.
Научная работа Студенческие конференции
Подведение итогов адаптационной программы Круглый стол «О результатах программы»
Выпуск продукции с символикой вуза Конкурс среди студентов
Разработка пособия «Справочник первокурсника» Сбор информации на кафедрах, экспертиза старшекурсников
Разумеется, адаптационная программа должна осуществляться взвешенно, сопровождаться социально-психологическим мониторингом и поддержкой студентов, особенно тех, кто испытывает трудности в адаптации к условиям вуза. Акцент целесообразно делать не на числе мероприятий, а на глубине воздействия на учебную деятельность и жизнь обучаемых. Необходимо создавать обстановку заботы о первокурсниках, одновременно избегая их опеки
и ущемления самостоятельности молодых людей.
Таким образом, мы выявили основные сложности проблемы адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде вуза. Главной причиной появления подобных ситуаций является резкий переход от классно-урочной системы, принятой в школе, к лекционной, сочетающийся с повышением самостоятельности и ответственности обучающихся Эта проблема носит не только и даже
не столько педагогический, сколько социально-психологический характер и требует применения адекватных мер, а именно создания вокруг студентов-первокурсников такой атмосферы, которая способствовала бы их самоутверждению, становлению зрелого внутреннего «Я», усилению уверенности в себе и возникновению желания реализовать себя в образовательной деятельности вуза и в профессиональной сфере после его окончания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александров Е. П., Воронцова М.В. Проблемы адаптации студентов к образовательной среде вуза и профессии // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015. № 1. С. 39-39.
2. Буянова И.Б. Социокультурная адаптация выпускников сельских школ к условиям педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2005.
3. Головятенко Т.А. Субъект-субъектное взаимодействие участников педагогического процесса в новой концепции высшего профессионального образования // Вестник РосНОУ. Сер.: Человек в современном мире. 2013. № 1. С. 117-120.
4. Ермаченко Н.А, Зайцева О.В., Середа В.А. Исследование особенностей адаптации первокурсников к условиям обучения в педагогическом вузе // Педагогическое образование в России. 2017. № 2. С. 39-45.
5. Кузнецова Г.В. Адаптация первокурсников к вузовской среде // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/03/25/adaptatsiya-pervokursnikov-k-vuzovskoy-srede.
6. Лобанова Е. В. Основной приоритет в реформировании современного образования // Педагогика. 2014. № 8. С. 125-126.
7. Лобейко Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка первокурсников в вузе: учеб. пособие. Ставрополь: Агрус, 2007.
8. Попова Т. Н. Социальная интеграция выпускников технических вузов в сферу трудовой деятельности: автореф. дис.... канд. социол. наук. М., 2006.
9. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. М.: Прайм-Еврознак, 2006.
10. Шабанов Г.А. Педагогическое обеспечение качества подготовки студентов вуза // Вестник РосНОУ. Сер.: Человек в современном мире. 2013. № 1. С. 165-174.
11. Шпак Л. Л. Социология: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. Кемерово, 2002.
LITERATURA
1. Aleksandrov E. P., Voroncova M. V. Problemy adaptacii studentov k obrazovatel'noj srede vuza i professii // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2015. № 1. S. 39-39.
2. Buyanova I.B. Sociokul'turnaya adaptaciya vypusknikov sel'skih shkol k usloviyam pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Saransk, 2005.
3. Golovyatenko T.A. Sub'ekt-sub'ektnoe vzaimodejstvie uchastnikov pedagogicheskogo processa v novoj koncepcii vysshego professional'nogo obrazovaniya // Vestnik RosNOU. Ser.: Chelovek v sovremennom mire. 2013. № 1. S. 117-120.
4. Ermachenko N. A., Zajceva O. V., Sereda V. A. Issledovanie osobennostej adaptacii pervokursnikov k usloviyam obucheniya v pedagogicheskom vuze // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017. № 2. S. 39-45.
5. Kuznecova G. V. Adaptaciya pervokursnikov k vuzovskoj srede // Social'naya set' rabotnikov obrazovaniya «Nasha set'» [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/03/25/adaptatsiya-pervokursnikov-k-vuzovskoy-srede.
6. Lobanova E. V. Osnovnoj prioritet v reformirovanii sovremennogo obrazovaniya // Pedagogika. 2014. № 8. S. 125-126.
7. Lobejko Yu.A. Psihologo-pedagogicheskaya podderzhka pervokursnikov v vuze: ucheb. posobie. Stavropol': Agrus, 2007.
8. Popova T. N. Social'naya integraciya vypusknikov tekhnicheskih vuzov v sferu trudovoj deyatel'nosti: avtoref. avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. M., 2006.
9. Rean A.A, KudashevA. R., BaranovA.A. Psihologiya adaptacii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika. M.: Prajm-Evroznak, 2006.
10. Shabanov G. A. Pedagogicheskoe obespechenie kachestva podgotovki studentov vuza // Vestnik RosNOU. Ser.: Chelovek v sovremennom mire. 2013. № 1. S. 165-174.
11. Shpak L. L. Sociologiya: ucheb. posobie. 2-e izd., dop. i pererab. Kemerovo, 2002.