Научная статья на тему 'Адаптация отелей в современных условиях. Ковид-19, уход зарубежных брендов и перестройка рынка'

Адаптация отелей в современных условиях. Ковид-19, уход зарубежных брендов и перестройка рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прямое бронирование / маркетинг услуг / гостиничная индустрия / российский рынок / букинг / direct booking / marketing of services / hotel industry / Russian market / booking

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бельченко Валерия Леонидовна, Чернышова Глафира Алексеевна

Статья посвящена изучению деятельности отелей в условиях массового ухода западных брендов и кризисных условиях на внешнем и внутреннем рынке. В ходе исследования анализируются методы, благодаря которым гостиничное предприятие может успешно функционировать, завоевывать новые рынки и сохранять завоеванные позиции. Все это позволяет сделать выводы о том, что, если постоянно улучшать качество услуг, успешно взаимодействовать с гостями, следовать современным трендам и анализировать потребительские сегменты, гостиница будет успешной и устойчивой к действию негативных факторов внешней среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бельченко Валерия Леонидовна, Чернышова Глафира Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of hotels in modern conditions. Covid-19, departure of foreign brands and restructuring of the market

The article is devoted to the study of the activities of hotels in the conditions of mass exodus of Western brands and crisis conditions in the foreign and domestic markets. The study analyzes the methods by which a hotel company can successfully operate, conquer new markets and maintain its positions. All this allows us to conclude that if we constantly improve the quality of services, successfully interact with guests, follow modern trends and analyze consumer segments, the hotel will be successful and resistant to negative environmental factors

Текст научной работы на тему «Адаптация отелей в современных условиях. Ковид-19, уход зарубежных брендов и перестройка рынка»

Адаптация отелей в современных условиях. Ковид-19, уход зарубежных брендов и перестройка рынка.

Adaptation of hotels in modern conditions. Covid-19, departure of foreign brands and restructuring of the market.

Бельченко В.Л., Чернышова Г.А.

Belchenko V.L., Chernyshova G.A.

Статья посвящена изучению деятельности отелей в условиях массового ухода западных брендов и кризисных условиях на внешнем и внутреннем рынке. В ходе исследования анализируются методы, благодаря которым гостиничное предприятие может успешно функционировать, завоевывать новые рынки и сохранять завоеванные позиции. Все это позволяет сделать выводы о том, что, если постоянно улучшать качество услуг, успешно взаимодействовать с гостями, следовать современным трендам и анализировать потребительские сегменты, гостиница будет успешной и устойчивой к действию негативных факторов внешней среды.

The article is devoted to the study of the activities of hotels in the conditions of mass exodus of Western brands and crisis conditions in the foreign and domestic markets. The study analyzes the methods by which a hotel company can successfully operate, conquer new markets and maintain its positions. All this allows us to conclude that if we constantly improve the quality of services, successfully interact with guests, follow modern trends and analyze consumer segments, the hotel will be successful and resistant to negative environmental factors.

Ключевые слова: прямое бронирование, маркетинг услуг, гостиничная индустрия, российский рынок, букинг.

Key words: direct booking, marketing of services, hotel industry, Russian market, booking.

Введение

Для гостиничной индустрии и туризма России 2022 год был не легким в связи с политической ситуацией в мире и санкционным давлением со стороны Запада. Некоторые крупные гостиничные предприятия покинули наш рынок, некоторые перестроились на внутренний рынок России, малые и средние предприятия адаптировались к новым условиям. Гостиничная индустрия развивается быстро и пересекается со многими отраслями экономики. Для того, чтобы гостиница функционировала успешно необходимо стремительно и быстро подстраиваться1 под возникающие политические и экономические изменения.

В связи с экономической ситуацией и давлением санкций уровень инфляции в России за 2022 год составил 11,9%. На фоне роста инфляции произошел скачек цен, в том числе на отдых и путешествия. Многие граждане страны сокращают количество туристических поездок и не могут себе позволить дорогостоящие туры по России. Для того, чтобы компенсировать потери индустрии туризма и гостеприимства и стимулировать граждан совершать туристические поездки, в 2020 году была запущена программа кешбэка, с помощью которой туристам возвращалась сумма от поездки в размере 20%. Наряду с этим, чтобы гостиничные предприятия меньше пострадали, был принят законопроект об обнулении ставки НДС2 для гостиниц и других средств размещений.

Благодаря данному законопроекту появилась возможность сохранить оптимальное соотношение цены и качества в гостиничной отрасли, сделать отдых более доступным, а гостиничным предприятиям сохранить свою конкурентоспособность. Кроме того, обнуление ставки НДС дает возможность отельерам выстроить правильную стратегию продаж.

1 Иванов Валерий Викторович, Волов Алексей Борисович «Антикризисный менеджмент в гостиничном бизнесе», Год издания: 2019. - 336с.

2 Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ ставка 0 % по НДС для налогоплательщиков по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.

Вместе с тем гостиничный бизнес столкнулся с такой проблемой, как уход из рынка России иностранных компаний, которые производят косметические и бытовые товары для гостиниц, оборудование и расходные материалы. Это создало некоторые трудности для гостиничных предприятий, но не парализовало их работу. Однако, многие российские производители оказались готовы к массовому производству одноразовых косметических наборов для отелей и пр. В связи с этим гостиничные предприятия переключились на работу с предприятиями из Узбекистана, Турции и Китая и др. В настоящее время существенный объем российского рынка бытовой техники занимают производители из Турции и Узбекистана. Крупные гостиничные предприятия заказываю бытовую химию и косметические наборы в Китае и налаживают импорт через Казахстан. Такое оперативное замещение производителей из Европы дало свои плоды. Так, проведенный анализ отзывов гостей показал, что они не почувствовали негативного влияния санкций.

Ударом для гостиниц, в основном крупных и средних, стал уход с российского рынка сервиса бронирования booking.com. Как отмечают эксперты, около 57% бронирования гостиниц происходило через эту платформу. Проблема еще заключалась в том, что некоторые отели не были представлены на других платформах бронирования. На основе проведенного анализа каналов сбыта, можно отметить, что доля бронирования гостиниц через ОТА, при помощи российских агентств, которые находятся в центре городов составила 40% вместо 80% ранее, а доля бронирования гостиниц, которые находятся на удалении от центра достигла 10 - 15%.

Вместе с тем, несмотря на возникшие сложности, гостиницы получили возможность улучшить качество продвижения и доработать свои сайты для прямого бронирования, сделав его более функциональным и удобным для посетителей. Благодаря этому, доля прямых бронирований выросла до 70 -80%. Эксперты по туризму утверждают, что еще одной составляющей успеха гостиниц являются прямые продажи, которые должны составлять около 80%.

месте с тем невозмо но не заметить использование модульной систем управления и контроля В^ЮУО. Пользуясь данной системой гостиницы улучшили взаимодействие со своими посетителями. Гости, которые забронировали номер, перед заселением будут заранее проинформированы о дополнительных услугах гостиницы и их стоимости. Одна из гостиниц города Санкт - Петербург для увеличения прямого бронирования мотивирует своих посетителей более низкой стоимостью за номер и предоставляет скидки на дополнительные услуги, если гость делает заказ номера через сайт самой гостиницы. Гостиничное предприятие постоянно корректирует объявления на своем сайте, указывает действующие скидки и цены на номера, и дополнительные услуги. При прямом бронировании через сайт отеля гость имеет возможность видеть итоговую сумму с учетом всех скидок. Такой подход помогает расположить посетителя к покупке как эмоционально, так и финансово.

Заключение

Для того, чтобы быть более подготовленными к возможным проблемам, владельцам гостиниц, необходимо постоянно следить за изменениями факторов внешней среды и быть в том числе готовыми быстро реагировать на грозы. Все это требует разработки и внедрения успешных антикризисных стратегий, благодаря которым гостиничное предприятие будет успешно функционировать, завоевывать новые рынки и сохранять свою позицию на них3. Как показывает практика, во время существенных изменений в Республике Крым в 2014 году, владельцы одной из гостиниц активно занимались улучшением качества предоставляемых услуг4 и улучшению качества собственного сайта. Это помогло максимально быстро подстроиться к изменениям и сохранить свою рыночную позицию. В этой связи следует отметить, что если на постоянной основе улучшать качество услуг, строить

3 Джанджугазова Е.А. «Маркетинговые исследования в индустрии гостеприимства), 2020. - 190 с.

4 Никольская, Е. Ю. Управление качеством гостиничных услуг / Е. Ю. Никольская. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. - 198 с.

эффективн е коммуникации с гостями и эффективно использовать нововведения, то гостиничное предприятие будет более адаптировано к негативным внешним воздействиям. Ведь главная задача маркетинга услуг -помочь клиенту оценить предприятие и его услуги5».

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 2020 г. N 1200 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии акционерному обществу "Национальная система платежных карт" на стимулирование доступных внутренних туристских поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 33, ст. 5399; N 40, ст. 6294; 2021, N 2, ст. 390; N 12, ст. 2005; 2022, N 1, ст. 137).

2. Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ ставка 0 % по НДС для налогоплательщиков по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.

3. Иванов Валерий Викторович, Волов Алексей Борисович «Антикризисный менеджмент в гостиничном бизнесе», Год издания: 2019. -336с.

4. Джанджугазова Е.А. «Маркетинговые исследования в индустрии гостеприимства), 2020. - 190 с.

5. Никольская, Е. Ю. Управление качеством гостиничных услуг / Е. Ю. Никольская. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. - 198 с.

5 Джанджугазова Е.А. «Маркетинговые исследования в индустрии гостеприимства), 2020. - 190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.