Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К УСЛОВИЯМ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К УСЛОВИЯМ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
387
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПРИСПОСАБЛИВАНИЕ / ПЕРЦЕПТИВНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ИСПРАВЛЕННОСТЬ / РЕАДАПТАЦИЯ / АДАПТИРОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тюгаева Нина Алексеевна

Проводимая государственная политика в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы позволила: во-первых, более активно применять новый вид наказания, альтернативный лишению свободы, - принудительные работы; во-вторых, снизить показатель количества лиц, содержащихся в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы; в-третьих, актуализировать научную проблематику адаптации и ресоциализации осужденных; в-четвертых, интенсифицировать создание условий для лиц, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также с содержанием под стражей, для успешной адаптации в обществе после освобождения; в-пятых, обосновать необходимость создания системы ресоциализации и социальной адаптации.В статье рассмотрены результаты теоретического и практического исследования по одному из аспектов обозначенной проблематики: социально-педагогическая адаптация осужденных к условиям отбывания наказаний. Из всего многообразия научных методов исследования особое внимание обращено на следующие: анализ и синтез полученной из научных источников информации; изучение практики и конструктивное использование личного опыта; экспертная оценка; фокус-группа; контент-анализ; беседа; опрос. Обращение к научному конструкту адаптации осужденных к условиям отбывания наказаний обосновано вызовами, стоящими перед уголовно-исполнительной системой, и возросшей актуальностью проблемы адаптации осужденных в период отбывания наказаний и успешной ресоциализации в обществе после освобождения. Новым в статье является толкование понятия «адаптация» с позиций педагогической психологии. Цель статьи - изложить информацию, полученную в процессе исследования и апробированную в ходе обсуждения, а также оказать помощь курсантам, адъюнктам и практическим работникам в их познавательной и научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF CONVICTS TO THE CONDITIONS OF SERVING THEIR SENTENCES: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

The ongoing state policy in the sphere of activity of the penal system has allowed: firstly, to more actively apply a new type of punishment, alternative to imprisonment - forced labor; secondly, to reduce the number of persons held in the bodies and institutions of the penal system; thirdly, to update the scientific problems of adaptation and resocialization of convicts; fourthly, to intensify the creation of conditions for persons serving sentences not related to isolation from society, as well as those not related to detention, for successful adaptation in society after release; fifthly, to justify the need to create a system of resocialization and social adaptation. The article considers the results of theoretical and practical research on one of the aspects of the identified issues: socio-pedagogical adaptation of convicts to the conditions of serving sentences. Of all the variety of scientific research methods, special attention is paid to the following: analysis and synthesis of information obtained from scientific sources; study of practice and constructive use of personal experience; expert assessment; focus group; content analysis; conversation; survey. The author's appeal to the scientific construct of convicts’ adaptation to the conditions of serving sentences is justified by the challenges facing the penal system and the increased urgency of the problem of adaptation of convicts during the period of serving sentences and successful resocialization in society after release. What is new in the article is the interpretation of the concept of "adaptation" from the standpoint of pedagogical psychology. The purpose of the article is to present the information obtained during the research and tested during the discussion, as well as to assist cadets, adjuncts and practitioners in their cognitive and research activities.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К УСЛОВИЯМ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 159.9:343.8

DOI 10.33463/2687-1238.2021.29(1-4).4.539-548

НИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЮГАЕВА,

доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры юридической психологии и педагогики, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, е-mail: ninatiugaeva@yandex.ru

АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К УСЛОВИЯМ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Для цитирования

Тюгаева, Н. А. Адаптация осужденных к условиям отбывания наказания: психолого-педагогический аспект / Н. А. Тюгаева // Человек: преступление и наказание. - 2021. -Т. 29(1-4), № 4. - С. 539-548. - DOI : 10.33463/2687-1238.2021.29(1-4).4.539-548.

Аннотация. Проводимая государственная политика в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы позволила: во-первых, более активно применять новый вид наказания, альтернативный лишению свободы, - принудительные работы; во-вторых, снизить показатель количества лиц, содержащихся в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы; в-третьих, актуализировать научную проблематику адаптации и ресоциализации осужденных; в-четвертых, интенсифицировать создание условий для лиц, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также с содержанием под стражей, для успешной адаптации в обществе после освобождения; в-пятых, обосновать необходимость создания системы ресоциализации и социальной адаптации.

В статье рассмотрены результаты теоретического и практического исследования по одному из аспектов обозначенной проблематики: социально-педагогическая адаптация осужденных к условиям отбывания наказаний. Из всего многообразия научных методов исследования особое внимание обращено на следующие: анализ и синтез полученной из научных источников информации; изучение практики и конструктивное использование личного опыта; экспертная оценка; фокус-группа; контент-анализ; беседа; опрос. Обращение к научному конструкту адаптации осужденных к условиям отбывания наказаний обосновано вызовами, стоящими перед уголовно-исполнительной системой, и возросшей актуальностью проблемы адаптации осужденных в период отбывания наказаний и успешной ресоциализации в обществе после освобождения. Новым в статье является толкование понятия «адаптация» с позиций педагогической психологии. Цель статьи -изложить информацию, полученную в процессе исследования и апробированную в ходе обсуждения, а также оказать помощь курсантам, адъюнктам и практическим работникам в их познавательной и научно-исследовательской деятельности.

© Тюгаева Н. А., 2021

(cc)(D®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Ключевые слова: адаптация, приспосабливание, перцептивно-рефлексивный процесс, исправленность, реадаптация, адаптированность.

Введение

Адаптация, являясь одной из ключевых составляющих научного решения многогранной проблемы совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы (УИС), всегда была и остается актуальной для практики оптимального функционирования личности осужденных в условиях отбывания наказания. Применение в исследованиях конструкта (от лат. constructio - построение; в философии - целостная отдельная сущность реального мира, в психологии - целостное отделение от других психологических сущностей) адаптации, понимаемого как сложный сознательно активный процесс, вызывающий изменения в нравственной сфере личности, открывает возможности для решения многих вопросов: работы с персоналом и обеспечения безопасности; совершенствования перцептивно-рефлексивного процесса; исправления осужденного; реадаптации; ресоциализации.

Несоблюдение уголовно-правовых норм, пробелы в воспитании, снижение нравственной устойчивости генофонда нации, несовершенство механизма адаптации личности в социуме являются предпосылками складывающейся тенденции к формированию асоциальных личностей, в том числе лиц, совершивших преступления и отбывающих наказания. Уместно напомнить, что задачи, стоящие перед уголовно-исполнительной системой, требуют достижения основных целей уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, оказание осужденным помощи в социальной адаптации, реадаптации и ресоциализации в постпенитенциарный период.

Актуальность проблемы исследования усиливается тем, что основные направления психолого-педагогического воздействия на лиц с делинквентным (от лат. delinquens -правонарушитель, субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия) поведением и на осужденных, отбывающих наказания, определены на государственном уровне. Так, в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года определено, что целями Концепции являются: исправление осужденных; совершенствование воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными. Для достижения названных целей предусмотрено: создание условий для успешной адаптации в социуме после освобождения осужденных от наказаний; развитие научного потенциала уголовно-исполнительной системы; развитие компетенций сотрудников органов и учреждений УИС; проведение научных исследований; формирование системы ресоциализации и социальной адаптации.

Поскольку научным замыслом данной публикации является оказание помощи адъюнктам, аспирантам, студентам, курсантам, практическим работникам в повышении уровня научно-исследовательской деятельности, рассмотрим предъявляемые к ней общие требования. Цель научного исследования состоит в выявлении объективных закономерностей, специфики (особенностей), условий, качеств, доминант (от лат. dominante -господствующий), а также во внедрении результатов в практику. Наиболее плодотворные исследования, дающие ценные результаты, сочетают теоретический анализ изучаемых явлений с обобщением личного опыта исследователя с учетом передового опыта. Сформулируем главные требования к научному исследованию на конкретном психолого-педагогическом исследовании по теме «Адаптация осужденных к условиям отбывания наказаний: психолого-педагогический аспект».

Цель исследования - выявить социально-психолого-педагогическую составляющую конструкта адаптации осужденных к условиям отбывания наказаний; действие механизмов, адаптирующих осужденных, и их влияние на исправление.

Гипотеза исследования построена с учетом требований к ее структуре по схеме «если..., то..., так как...» и сформулирована в виде предположения - если попытаться осуществить функциональную связь между системой психолого-педагогических воздействий и конечным результатом усвоения этих воздействий (уровень нравственного изменения личности), то это позволит создать существенную внутреннюю связь явлений (адаптации и исправления), так как они представляют собой важное средство педагогической превенции (предупреждения совершения новых преступлений) и обеспечивают высокие уровни адаптированности и исправленности. Приведенный пример построения гипотезы раскрывает ее описательную («если.»), объяснительную («то.») и прогностическую функции в педагогическом исследовании и объясняет существо взаимодействия частей предмета исследования.

Объект исследования - конструкт адаптации как многогранный, многоаспектный процесс, вызывающий изменения в структуре и поведении личности.

Предмет исследования - адаптация как позитивный активно осуществляемый перцептивно-рефлексивный процесс, вызывающий изменения в нравственной сфере личности.

Задачи исследования:

1) разработать понятийный аппарат исследования;

2) раскрыть сущность процесса адаптации осужденных к условиям отбывания наказаний;

3) исследовать влияние различных факторов на процесс адаптации;

4) выявить и обосновать пути повышения результативности процесса адаптации и успешности исправления.

Методология исследования: общефилософской методологической основой исследования являются диалектический подход и общенаучный принцип диалектической преемственности (конструктивное применение ранее полученных научных результатов).

Методы исследования: анализ и синтез; беседа; опрос (устный и письменный); контент-анализ; наблюдение; научный анализ практического опыта и большого (более сорока лет) личного опыта работы непосредственно с осужденными, слушателями, курсантами, студентами, адъюнктами, аспирантами; экспертный опрос (метод экспертных оценок, рейтинг); фокус-группы.

Экспертный метод и метод фокус-группы имеют много общего, но это разные методы исследования. Приоритетными в данном исследовании были именно эти методы, рассмотрим их подробнее. Экспертный метод имеет определенную ограниченность, поскольку есть опасность субъективизма, но учет мнения экспертов не новость в науке, он всегда помогал и помогает совершенствовать исследуемый процесс. В силу этого количественное выражение мнений лишь придает выводам большую стройность и законченность, а при значительном количестве экспертов нивелирует субъективные различия в оценке.

Метод фокус-группы, или фокусированное интервью, был предложен Р. Мертоном, М. Фиске и П. Кендалл в 1946 г. Представители научных школ по-разному трактовали особенности этого метода, но устойчивыми остаются некоторые подходы и принципы, которые были нами использованы:

1) вовлечение нескольких респондентов, собранных в одном месте;

2) взаимодействие участников;

3) осуществление всего хода обсуждения профессионалом-модератором;

4) проведение заседаний фокус-групп по заранее разработанному сценарию, основное назначение которого - фокусирование проблемы и одновременно предоставление возможности спонтанным высказываниям.

Нельзя не отметить еще одну особенность фокус-группы. В отличие от других методов исследования они предназначены для выявления спектра мнений по обсуждаемой проблеме, поиска объяснения поведения людей в тех или иных ситуациях. Фокус-группы не ориентированы на выработку рекомендаций. Не существует общепринятых критериев определения размера идеальной фокус-группы. Оптимальным вариантом считается 8-10 человек. Увеличение численности группы затрудняет ход обсуждения, и дискуссия превращается в заседание в форме вопросов и ответов между модератором и членами группы. Участие менее 8 человек также малопродуктивно, что подтверждает практика.

Ключевой фигурой в фокус-групповом заседании является модератор (буквальный перевод этого слова: регулирующий, умеряющий). Изучение публикаций по данному методу свидетельствует о том, что были попытки найти адекватное русское понятие, например, «председатель», «ведущий», но они не закрепились, поскольку не отражают специфику деятельности. В фокус-группе модератор не должен выступать в роли «начальника», руководителя дискуссии, но быть тем, кто способствует ее ходу, балансируя между активным участием и пассивным наблюдателем [1-3].

Результаты исследования и их обсуждение

Проблематика адаптации имеет глобальное значение, так как человеческая жизнедеятельность без знания теоретических и практических основ конструкта адаптации (целостная отдельная сущность мира) немыслима. В процессе специального развития человек сталкивается с постоянно изменяющимися обстоятельствами. Это требует выработки все новых и новых способов поведения, приходится отказываться от сложившихся понятий, ломать старые установки и приобретать новые. Иными словами, возникает потребность в приспособлении, так как «привычное обычное поведение невозможно или малоэффективно» (И. А. Милославова). Интенсификация перемен и постоянное усложнение окружающей среды выдвигают на первый план способность человека к адаптации (адаптационные способности). Естественно, проблема адаптации человека к новым условиям вызывает неизменный интерес у исследователей в различных областях науки.

Термин «адаптация» возник в биологической науке в середине XIX века для обозначения приспособления живого организма (в том числе человеческого) к условиям существования. Этот термин стал употребляться в медицинской литературе, обозначать изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. В медицине есть понятие «общий адаптационный синдром» -генерализованное усилие организма приспособиться к новым условиям. Автором этого понятия является канадский биолог и врач Г. Селье (1907-1982). Он утверждал, что способность к приспособлению является, вероятно, наиболее отличительной чертой жизни, возможно, что существует даже определенный параллелизм между жизненностью и способностью к адаптации у каждого животного, у каждого человека [4, с. 39]. Как утверждает медицина, в зависимости от обстоятельств адаптационный синдром может быть или полезным, или вредным для организма.

Медицина, биология, физиология давно и особенно широко используют понятие «адаптация», для них оно имеет вполне определенный смысл. В психологической ли-

тературе термин «адаптация» применяется для обозначения всякого приспособления живого организма к условиям существования. Адаптация обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды или, что одно и то же, равновесие во взаимодействиях субъекта и объекта [5, с. 66-67].

Таким образом, в арсенал различных наук категория «адаптация» вошла как инструмент познания процессов взаимодействия организма и окружающих его условий (среды). Каждая наука, используя понятие «адаптация» применительно к своим проблемам, наполняет его определенным содержанием. В зависимости от аспекта изучения процесса взаимодействия организма и среды понятие «адаптация» выражает различные стороны механизма приспособления.

Термин «адаптация» все более широко применяется при изучении социальных, психолого-педагогических процессов. Адаптация для каждого человека начинается с адаптивной ситуации, которая характеризуется переходом личности из одной социальной среды в другую, чем-либо для нее новую. Адаптивные ситуации возникают на протяжении всей человеческой жизни, в самых различных сферах: поступление в образовательную организацию, начало трудового пути, перемена места жительства, служба в армии, лишение свободы за совершенное преступление и т. п. Ярким примером является пребывание осужденного в исправительном учреждении. В новых условиях начинается адаптивный процесс. Рассмотрим его содержание и влияние на исправление личности подробно.

Осужденный, переживая сложную адаптивную ситуацию, начинает испытывать адаптивную потребность изменить свое поведение, представления, привычки в связи с новыми условиями его жизнедеятельности. Начинается этот процесс с периода нахождения осужденного в карантине исправительного учреждения и продолжается до освобождения от наказания, а далее (постпенитенциарный период) начинается процесс реадаптации и ресоциализации (повторные процессы адаптации и социализации). Таким образом, необходимо изучение личности и составление психолого-педагогической характеристики осужденного, по которой прослеживается динамика процесса адаптации к условиям отбывания наказания и результативность влияния его на исправление осужденного.

За основу исследования была взята концепция Н. А. Стручкова и В. Ф. Пирожкова о социальной адаптации осужденных к условиям отбывания наказания в исправительно-трудовой колонии [6]. Принимая во внимание многоплановость явления социальной адаптации осужденных, конкретизируя названную концепцию, можно выделить ее психолого-педагогический аспект - позитивная адаптация осужденных как условие их исправления.

Результаты исследования позволили:

1) выявить следующие виды адаптации: позитивную, когда осужденный всесторонне и глубоко адаптируется к положительным условиям среды; негативную (антисоциальную), когда осужденный свыкается с условиями лишения свободы и считает их обычными; псевдоадаптацию, когда осужденный знает, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого, отвергает систему ценностей данной среды, придерживаясь своей прежней позиции; дезадаптацию, когда осужденный не адаптируется к условиям отбывания наказания;

2) сделать вывод о том, что некоторые осужденные после освобождения совершают новые преступления не только потому, что они не исправились, но и потому, что исправившийся осужденный не сумел с самого начала жизни на свободе реадаптироваться к новым условиям. Это другая, не менее важная проблема [7];

3) проверить на практике: утверждение зарубежных ученых о том, что выделяют два социально-психологических типа адаптации: а) конформный, приспособляющийся тип, или аутопластический, - autoplastike (autos - сам, plastike - пластика); б) неконформный, приспосабливаемый тип, или аллопластический, - alloplastike (alio - другой, plastike -пластика); утверждение отечественного психолога В. И. Селиванова о выделении четырех форм социально-психологической адаптации: а) пассивная позиция внешней согласованности своих действий с другими; б) активная позиция, когда личность стремится понять людей и завоевать доверие коллектива, чтобы затем, в соответствии со своими устремлениями, влиять на других; в) осторожная установка на «изучение» людей и обстановки; г) простое приспособление, заискивание перед более сильными с целью добиться их покровительства [8]. Учитывая степень интенсивности и эмоциональности протекания процесса адаптации, можно отметить, что типология может быть и несколько иной. Об этом свидетельствуют исследования Е. А. Климова [9], Б. М. Теплова [10], Т. Шибутани [11] и др. Исходя из этого именно названные выше конкретные типы (виды) и формы социально-психологической адаптации присущи осужденным, на что было обращено внимание практических работников при обсуждении результатов исследования;

4) на заседании фокус-группы, в состав которой входили психологи и адъюнкты, выявить спектр мнений по содержанию термина «адаптация осужденных к условиям отбывания наказания». Многие практические работники, да и подчас некоторые ученые, возражают против самого термина «адаптация» на том основании, что он будто бы означает пассивные приспособления человека к определенным условиям среды, что сам термин «приспособление» неуместен, так как он якобы выражает пассивное «подлаживание» человека к той или иной среде, а не активный процесс воздействия на различные факторы окружающей среды. С этим возражением нельзя полностью согласиться, хотя буквальный перевод слова «адаптация» (от лат. adapto - приспособляю) -приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Однако сущность самого процесса адаптации не сводится к простому приспособлению (подлаживанию).

В задачу статьи входит анализ процесса психолого-педагогического аспекта адаптации к условиям отбывания наказаний. Этот процесс, рассматриваемый на уровне социальных систем, не может быть отождествлен с простым приспособлением, поскольку последнее связано с активностью со стороны осужденного. Более того, это сложный противоречивый процесс. Исследование доказало гипотезу о том, что если осужденный интенсивно и сознательно адаптируется, то фактически он сам участвует в процессе своего исправления, становится помощником сотрудника-воспитателя в этом деле. Адаптация осужденных - целостное изменение личности, возникающее в процессе уравновешивания отношений между осужденным и новой средой (жизнь в условиях полного или частичного лишения свободы). Сознание при этом является регулятором и выполняет доминирующую роль в перцептивно-рефлексивном адаптационном процессе;

5) установить, что адаптивная потребность проявляется в сложной объектно-субъектной форме, то есть в форме приспособления и приспосабливания [12]. Взяв за основу результаты исследования И. А Милославовой, мы представили психолого-педагогические механизмы проявления адаптивной потребности осужденных в следующих формах: объектной - приспособление осужденного к условиям отбывания наказания в результате воздействия на него сотрудников - воспитателей, начиная с карантинного отделения; субъектной - приспосабливание осужденных к условиям отбывания наказаний в результате воздействия на него воспитательных мероприятий; промежуточной -

приспособление с элементами приспосабливания и приспосабливание с элементами приспособления. Механизмы первой формы - конформные реакции, подражание; второй - заражение, внушение, убеждение; промежуточной - те же, что и для первых двух. Такой подход к структурированию адаптивной потребности осужденного как способ разрешения адаптивной ситуации является условным, с целью наблюдения и анализа. С позиции физиологии это утверждение означает перестройку внутреннего динамического стереотипа. И. П. Павлов доказал, что условия жизни, среда есть внешний стереотип, который создает систему постоянно действующих, повторяющихся однообразных раздражителей, формирующих в коре головного мозга человека устойчивый внутренний стереотип. По мнению И. П. Павлова, динамический стереотип не может быть постоянным и неизменным, потому что составляющие его нервные связи носят временный характер [13]. Таким образом, чем существеннее отличается один внешний стереотип от другого, то есть одни условия жизни, в которых находится человек, от других, в которые он попадает, тем сильнее должен измениться и внутренний стереотип, должны ломаться старые привычки и заменяться новыми. В силу этого широта, глубина, объем, темп адаптации у каждого осужденного разные;

6) сделать вывод о том, что, если обстановка значительно отличается от прежнего образа жизни человека и если новые требования противоречат сложившимся временным нервным связям, вступают в действие, по выражению И. П. Павлова, законы исправления, то есть корригирования или отмены старых качеств. Смена образа жизни видоизменяет склонности, стремления, потребности, способствует подавлению отрицательных привычек. Человек вступает в полосу наивысшей психологической напряженности и кризисных ситуаций, в период «нарушения старого динамического стереотипа и трудностей установки нового» (И. П. Павлов).

«Перепад» (разница) объективных условий, требований, трудностей, происходящий при смене условий жизни на свободе на условия лишения свободы, вызывает необходимость и в психологических перестройках. Они не совершаются мгновенно и без всяких последствий и особенно сильно сказываются в первые шесть месяцев жизни в колонии (новая адаптивная ситуация). Этот начальный период адаптации «можно характеризовать как ориентировочную реакцию на новую обстановку» [14]. При обсуждении результатов исследования было отмечено: важно не пропустить этот ответственный период первой стадии развития адаптации и педагогически целесообразно использовать его, так как в это время осужденный в новых условиях мобилизует силы, набирается уверенности и готовности изменить свой нравственный облик, самоутвердиться. В силу этого от сотрудников-воспитателей требуется глубокий анализ, педагогический такт в разрешении адаптивной ситуации, помощь осужденным в преодолении внутренних конфликтов, возникающих у них при ломке и коррекции старого динамического стереотипа.

Когда осужденный начинает активно участвовать в общественной жизни отряда, колонии, трудиться, учиться, заниматься спортом, происходит некоторая перестройка психологической деятельности, как бы сбалансирование ее с новыми объективными требованиями. Начинается вторая стадия - неустойчивого приспособления, или пред-адаптационная. Если осужденный хорошо усвоил задачи, условия, правила внутреннего распорядка дня исправительного учреждения, не утратил трудовые, учебные, познавательные, социальные навыки, то происходит активизация выработанных ранее связей и структур, и тогда адаптация личности протекает сравнительно легко. В противном случае осужденному приходится что-то ломать в себе, переделывать, экстренно

«вырабатывать» новые связи, знания, умения, навыки, качества, а это для него новые препятствия и немалые, как следствие, процесс адаптации затрудняется.

Посредством наблюдения в процессе исследования установлено: 1) индивидуальная величина перехода от жизни на свободе к жизни в условиях отбывания наказания для каждого осужденного зависит от состояния морально-психологической и практической готовности, в котором он находится; 2) чем выше уровень готовности, чем выше предел возможностей осужденного, тем меньше сказываются на его жизнестойкости трудности перцептивного и рефлексивно-адаптационного процессов, тем решительнее, активнее и успешнее чувствует себя осужденный в новых условиях; 3) осужденный стремится встать на путь исправления.

Таким образом, выделение стадий (этапов) адаптации осужденных к условиям отбывания наказаний имеет большое значение при разработке организационно-педагогических мер, направленных на повышение степени адаптированности и исправленности осужденного, что обусловливается особенностями его объективно-субъективных качеств. Адаптацию, а именно психолого-педагогическую ее составляющую, как процесс принято оценивать по следующим признакам:

1) диапазон адаптации - установление взаимоотношений, отвечающих требованиям закона и морали, с осужденными и персоналом. Узкий диапазон взаимоотношения с членами референтной группы, бригады, звена, спортивной секции, кружка и др. Широкий диапазон - взаимоотношения в отряде, школе, клубе, библиотеке, профессиональном училище и др., причем осужденный в любом случае адаптируется к одним влияниям и не адаптируется к другим;

2) направленность адаптации - то, к чему стремится осужденный. Она может быть положительной (полезной) и вредной. Например, осужденный-учащийся адаптируется к одному учителю (прилежно занимается математикой, потому что нравится учитель) и не адаптируется к другому;

3) переключаемость адаптации - способность осужденного переадаптироваться к различным видам труда;

4) темп адаптации - скорость перехода осужденного от одной стадии адаптации к другой;

5) период адаптации - время, которое требуется осужденному для вживания в новые условия жизнедеятельности;

6) устойчивость адаптации достигается в результате формирования и воспитания (самовоспитания) морально-психологических качеств, ценностных личностных установок, развития чувства стыда, совести и др., а самое главное - способности реадаптации и ресоциализации в постпенитенциарный период.

Выводы

1. Проведенное исследование убеждает в том, что адаптация осужденных к условиям отбывания наказания является процессом скорее всего свободно-сознательно обусловленным и определенным образом внутренне мотивированным (человек не может достаточно хорошо отождествиться с кем-то или с чем-то против своей воли), в то время как просто приспособиться к чему-то можно только под определенным натиском или при неизбежности. Осужденный адаптируется в большинстве случаев активно (творческая адаптация), иными словами, процесс называется приспосабливанием, а формируемые при этом взаимовлияемые качества личности называются адаптирован-ностью и исправленностью. В то же время простое приспособление может происходить и пассивно (пассивная адаптация), человек может быть приспособлен под нажимом.

2. Рассматривая только одну сторону процесса адаптации - неизбежность приспосабливаться под определенным нажимом, конечно, нельзя выйти из рамок биологической адаптации, и тогда понятие «адаптация» невозможно успешно использовать для анализа общественных систем. Наряду с объективными законами, действующими, по образному выражению К. Маркса, с «железной необходимостью» [15, с. 6], на процесс адаптации осужденных к условиям отбывания наказания существенное влияние оказывает субъективный фактор. Процесс адаптации будет тем успешнее, чем полнее и глубже он познан субъектом, то есть в конечном итоге этот процесс является сознательным и даже регулируемым.

3. Учитывая результаты данного исследования и достижения других ученых по проблемам ресоциализации и социальной адаптации осужденных [16], отметим, что отбывание наказания связано с рядом негативных факторов, которые затрудняют реадаптацию и ресоциализацию в постпенитенциарный период. Это обусловлено усвоением элементов криминальной субкультуры, ослаблением общественно полезных связей, неумением принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, настороженным отношением со стороны окружающих. В силу этого они сложнее включаются в процесс социальной адаптации, медленнее преодолевают инерцию преступной деятельности. Принятие предлагаемой публикации и конструктивное использование положительной практики способствуют успешной подготовке осужденных к освобождению.

4. Категория «адаптация» является всенаучной, но при этом фактически всегда находится вне поля того или иного исследования. Это часто приводит к произвольному толкованию ее смысла. Потребности психологической и педагогической наук, а также практики диктуют необходимость научного переосмысления понятия адаптации и тесно связанных с ним понятий «социализация», «реадаптация», «ресоциализация», «дезадаптация».

Не уяснив сущности названных категорий, нельзя выработать эффективные методические и практические рекомендации, направленные на решение задач, поставленных перед уголовно-исполнительной системой.

Библиографический список

1. Белонавский С. А. Метод фокус-групп : учеб. пособие. М. : Магистр, 2001. 272 с.

2. Мельникова О. Т. Фокус-группы: методы, методология, моделирование : учеб. пособие. М. : Аспект Пресс, 2007. 320 с.

3. Тюгаева Н. А. Методы обучения и психолого-педагогической технологии: сущность, тенденции развития // Человек: преступление и наказание. 2019. Т. 27 (1-4), № 3. С. 366-379.

4. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М. : Медгиз, 1960. 254 с.

5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. : Просвещение, 1969. 659 с.

6. Стручков Н. А., Пирожков В. Ф. Социальная адаптация осужденных // К новой жизни. 1970. № 3.

7. Шмаров И. В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания. М. : Юрид. лит. 1974. 136 с.

8. Селиванов В. И. Взаимоотношение в малых группах и волевая активность личности // Материалы III Всесоюзного съезда общества психологов. М., 1968. Т. 3. Вып. 1.

9. Климов Е. А. Типологические различия в адаптации к экстремальным условиям диагностического эксперимента // Ученые записки Пермского пединститута. 1967. Т. 48. Вып. 4.

10. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 536 с.

11. Шибутани Т. Социальная психология. М. : Прогресс, 1969. 534 с.

12. Милославова И. А. Адаптивная ситуация и адаптивная потребность в сфере «личность - социальная среда» : материалы I Всесоюз. конф. Тбилиси, 1974.

13. Павлов И. П. Полное собрание сочинений : в 6 т. 2-е изд. М. ; Л. : АН СССР, 1951. Т. 2.

14. Мягченков С. В. Проблемы перевоспитания работающей молодежи с отклонениями в нравственном развитии : дис. ... канд. пед. наук. М., 1973.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. 2-е изд. М. : Госполитиздат, 1954. Т. 23.

16. Минстер М. В. Некоторые условия, способствующие совершению рецидива преступлений лиц женского пола // Человек: преступление и наказание. 2019. Т. 27 (1-4), № 3. С. 343-351.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.