УДК 378.147:51
И. В. СЕЧКИНА Г. И. СЕЧКИН
Омский государственный технический университет
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
АДАПТАЦИЯ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СИНТЕЗА ЗНАНИЙ_
Синтез знаний является базой новой парадигмы образования, в которой адаптивность педагогической технологии синтеза знаний имеет тотальный характер, тесно связанный с оптимизацией знаний. Поскольку мышление — это акт переструктурирования ситуаций, то адаптацию можно трактовать как необходимое условие оптимизации и синтеза знаний.
Ключевые слова: педагогическая технология синтеза знаний, адаптация как метод синтеза знаний.
Если «технология — это всё, что находится между целью и результатом» [1, с. 344], то адаптация педагогической системы к повседневному миру может быть истолкована как цель процесса обучения и «окажется за бортом» педагогической технологии синтеза знаний. На самом деле даже область фундаментальных исследований и по цели, и по методам, и по результатам, пусть и косвенно, но связана с прагматическим миром, поэтому адаптацию надо трактовать и как цель, и как метод педагогической технологии синтеза знаний, в том числе, и прежде всего, синтеза фундаментальных (теоретических и прикладных) знаний.
Один раз, встав на позицию единой науки (например, единой математики), мы считаем: в науке теоретические и прикладные результаты взаимно переплетаются и одинаково важны, отсюда вытекает высокая оценка метода адаптации как одного из самых необходимых, самых востребованных и эффективных методов в педагогической технологии синтеза знаний.
Адаптация производится на разных уровнях организации образовательного процесса. На уровне образовательного учреждения адаптация приобретает различные формы:
— коррекция основной образовательной программы и учебных планов, особенно в вариативной части, в соответствии с региональными особенностями рынка труда и требованиями работодателей;
— развитие взаимодействия с предприятиями — работодателями путём организации обратных связей и вовлечения бизнес-структур в образовательную деятельность, создание филиалов кафедр на предприятиях;
— организация семинаров, конференций, совещаний и круглых столов по модернизации производства и образовательной сферы, выявление базисных и профильных компетенций, овладение которыми поможет успешнее включаться будущим специалистам в инновационную и новаторскую деятельность, развивать коммуникативные способности, умение использовать новые информационные технологии в производстве.
На уровне субъекта образовательной деятельности адаптация также играет важную системообразующую роль:
— переход от школьных частных методик обучения к вузовским методикам осложняется переходом на двухуровневую систему образования в России (бакалавры и магистры), когда на первый план выдвигаются интегральные технологии организации учебного процесса, прежде всего технологии интеграции знаний (Берулова М. Н., Данилюк А. Я.) и педагогическая технология синтеза знаний;
— успешно разрабатывается теория и методика адаптивных методических систем, освещённых в трудах Ю. В. Кольцова, Н. Ю. Добровольской (нейросе-тевые модели адаптации), Е. В. Луценко (интеллектуальная технология «Эйдос»), концепция адаптивного обучения «КИБОРГА» Л. И. Долинера, адаптивные методические системы формирования компетентнос-тей специалиста в области компьютерных приложений В. В. Плещёва (программирующий пользователь, системный аналитик, преподаватель информатики и специалист по прикладной информатике).
Наиболее разработанный вопрос — это адаптация первокурсников к вузовкой методике преподавания математики. При этом используются следующие методы:
а) входной контроль;
б) разноуровневое обучение;
в) рейтинговая система оценки знаний;
г) корректирующие курсы;
д) методы интерактивного общения и др. [2].
Адаптацией называют процессы приспособления
различных систем (биологических, физиологических, социальных, кибернетических и технических) к изменяющимся условиям внешней среды. Главной характеристикой адаптивной системы является возможность изменения данных алгоритма своего функционирования и своей структуры для достижения или сохранения оптимального состояния данной системы. Таким образом, адаптация любой системы напрямую связана с её оптимизацией. Следовательно, вполне логично считать адаптацию преамбулой к оптимизации и последующего синтеза системы [3, 4].
Рис. 1. Контекстная диаграмма синтеза знаний
Основные принципы проектирования адаптивных методических систем предусматривают:
— классификацию содержания обучения по учебным параметрам и, соответственно, оптимизацию по этим параметрам;
— модульность, адаптация достигается подбором модулей, отвечающих запросам предприятий-работодателей и целям обучения;
— открытость, возможность использования современных автоматизированных средств проектирования при создании адаптивных методических систем;
— адаптивность учебно-методического обеспечения и создания адаптивных методов как комбинации известных методов обучения (В. В. Плещёв, И. Г. Жукова, А. В. Марон, Л. Ю. Монахова, В. В. Подколозин, В. И. Подобед, А. Л. Косоруков) [5].
Сравнивая методы адаптации и оптимизации в педагогической технологии синтеза знаний, можно сделать следующие выводы:
1. Методы адаптации и оптимизации являются ведущими методами (универсальными) в педагогической технологии синтеза знаний.
2. Метод адаптации играет важную методологическую роль: адаптация указывает на необходимость оптимизации и последующего синтеза знаний и определяет направления и параметры оптимизации.
3. Адаптация сама по себе может быть целью синтеза знаний, в таком случае методы адаптации автоматически превращаются в методы синтеза знаний.
4. Цепочка «цель — результат» превращается в замкнутую цепь (вариант контекстной диаграммы синтеза знаний) (рис. 1).
5. С точки зрения развития мышления обучаемого метод адаптации позволяет реализовать линию прикладной направленности обучения и одновременно, учитывая роль методов адаптации и оптимизации в педагогической технологии синтеза знаний, способствует достижению уровня синтеза знаний развития мышления в духе закона прегнантности
восприятия [6, с. 253], когда хорошая форма знаний — это синтетическое знание.
Библиографический список
1. Подласый, И. П. Педагогика : учебник / И. П. Подла-сый. — М. : Высшее образование, 2007. — 540 с.
2. Сечкина, И. В. О проведении входного контроля на кафедре «Высшая математика» ОмГТУ / И. В. Сечкина // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе : материалы межвуз. науч.-метод. конф., 23 — 24 сентября 2011. - Омск : Полиграф. центр КАН, 2011. - С. 96-100.
3. Сечкина, И. В. Синтез как цель, метод и конечный результат интеграции знаний / И. В. Сечкина, Г. И. Сечкин // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2014. - № 3 (129). - С. 191-192.
4. Сечкин, Г. И. Педагогическая технология синтеза знаний / Г. И. Сечкин // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2014. - № 4 (131). - С. 110-113.
5. Плещёв, В. В. Адаптивная методическая система обучения: методология проектирования / В. В. Плещёв // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 12. - С. 42-43.
6. Тихомиров, О. К. Психология мышления : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. К. Тихомиров. - М. : Изд. центр Академия, 2007. - 288 с.
СЕЧКИНА Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры высшей математики Омского государственного технического университет (ОмГТУ).
СЕЧКИН Геннадий Иванович, кандидат физико-математических наук, доцент (Россия), доцент кафедры высшей математики Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, доцент кафедры прикладной математики и фундаментальной информатики ОмГТУ. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.01.2015 г. © И. В. Сечкина, Г. И. Сечкин
Книжная полка
Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учеб. для бакалавров / А. Н. Джуринский. -3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2014. - 676. - ISBN 978-5-9916-3182-2.
Книга отличается насыщенностью фактического материала, оригинальным стилем изложения, глубиной авторского анализа. Она представляет собой результат многолетнего кропотливого труда ученого-педагога. В ней рассмотрена история мировой и отечественной педагогики; тенденции развития педагогической мысли и образования в России и в мире анализируются как целостный и взаимосвязанный процесс. Представлены ведущие педагогические идеи, концепции, теории, направления эволюции образования. После каждого раздела есть вопросы и задания для самоконтроля, а также рекомендуемая литература.