Научная статья на тему 'Адаптация как метод педагогической технологии синтеза знаний'

Адаптация как метод педагогической технологии синтеза знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СИНТЕЗА ЗНАНИЙ / АДАПТАЦИЯ КАК МЕТОД СИНТЕЗА ЗНАНИЙ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF THE KNOWLEDGE SYNTHESIS / ADAPTATION AS A METHOD OF KNOWLEDGE SYNTHESIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сечкина Ирина Викторовна, Сечкин Геннадий Иванович

Синтез знаний является базой новой парадигмы образования, в которой адаптивность педагогической технологии синтеза знаний имеет тотальный характер, тесно связанный с оптимизацией знаний. Поскольку мышление - это акт переструктурирования ситуаций, то адаптацию можно трактовать как необходимое условие оптимизации и синтеза знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation as method of educational technology of knowledge synthesis

Synthesis of knowledges is the basis of new paradigm of education in which adaptability of pedagogical technology of the knowledge synthesis has a total character closely associated with optimization of knowledges. As thinking is an act of restructuring of the situation, then the adaptation can be interpreted as a necessary condition for the optimization and synthesis of knowledges.

Текст научной работы на тему «Адаптация как метод педагогической технологии синтеза знаний»

УДК 378.147:51

И. В. СЕЧКИНА Г. И. СЕЧКИН

Омский государственный технический университет

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

АДАПТАЦИЯ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СИНТЕЗА ЗНАНИЙ_

Синтез знаний является базой новой парадигмы образования, в которой адаптивность педагогической технологии синтеза знаний имеет тотальный характер, тесно связанный с оптимизацией знаний. Поскольку мышление — это акт переструктурирования ситуаций, то адаптацию можно трактовать как необходимое условие оптимизации и синтеза знаний.

Ключевые слова: педагогическая технология синтеза знаний, адаптация как метод синтеза знаний.

Если «технология — это всё, что находится между целью и результатом» [1, с. 344], то адаптация педагогической системы к повседневному миру может быть истолкована как цель процесса обучения и «окажется за бортом» педагогической технологии синтеза знаний. На самом деле даже область фундаментальных исследований и по цели, и по методам, и по результатам, пусть и косвенно, но связана с прагматическим миром, поэтому адаптацию надо трактовать и как цель, и как метод педагогической технологии синтеза знаний, в том числе, и прежде всего, синтеза фундаментальных (теоретических и прикладных) знаний.

Один раз, встав на позицию единой науки (например, единой математики), мы считаем: в науке теоретические и прикладные результаты взаимно переплетаются и одинаково важны, отсюда вытекает высокая оценка метода адаптации как одного из самых необходимых, самых востребованных и эффективных методов в педагогической технологии синтеза знаний.

Адаптация производится на разных уровнях организации образовательного процесса. На уровне образовательного учреждения адаптация приобретает различные формы:

— коррекция основной образовательной программы и учебных планов, особенно в вариативной части, в соответствии с региональными особенностями рынка труда и требованиями работодателей;

— развитие взаимодействия с предприятиями — работодателями путём организации обратных связей и вовлечения бизнес-структур в образовательную деятельность, создание филиалов кафедр на предприятиях;

— организация семинаров, конференций, совещаний и круглых столов по модернизации производства и образовательной сферы, выявление базисных и профильных компетенций, овладение которыми поможет успешнее включаться будущим специалистам в инновационную и новаторскую деятельность, развивать коммуникативные способности, умение использовать новые информационные технологии в производстве.

На уровне субъекта образовательной деятельности адаптация также играет важную системообразующую роль:

— переход от школьных частных методик обучения к вузовским методикам осложняется переходом на двухуровневую систему образования в России (бакалавры и магистры), когда на первый план выдвигаются интегральные технологии организации учебного процесса, прежде всего технологии интеграции знаний (Берулова М. Н., Данилюк А. Я.) и педагогическая технология синтеза знаний;

— успешно разрабатывается теория и методика адаптивных методических систем, освещённых в трудах Ю. В. Кольцова, Н. Ю. Добровольской (нейросе-тевые модели адаптации), Е. В. Луценко (интеллектуальная технология «Эйдос»), концепция адаптивного обучения «КИБОРГА» Л. И. Долинера, адаптивные методические системы формирования компетентнос-тей специалиста в области компьютерных приложений В. В. Плещёва (программирующий пользователь, системный аналитик, преподаватель информатики и специалист по прикладной информатике).

Наиболее разработанный вопрос — это адаптация первокурсников к вузовкой методике преподавания математики. При этом используются следующие методы:

а) входной контроль;

б) разноуровневое обучение;

в) рейтинговая система оценки знаний;

г) корректирующие курсы;

д) методы интерактивного общения и др. [2].

Адаптацией называют процессы приспособления

различных систем (биологических, физиологических, социальных, кибернетических и технических) к изменяющимся условиям внешней среды. Главной характеристикой адаптивной системы является возможность изменения данных алгоритма своего функционирования и своей структуры для достижения или сохранения оптимального состояния данной системы. Таким образом, адаптация любой системы напрямую связана с её оптимизацией. Следовательно, вполне логично считать адаптацию преамбулой к оптимизации и последующего синтеза системы [3, 4].

Рис. 1. Контекстная диаграмма синтеза знаний

Основные принципы проектирования адаптивных методических систем предусматривают:

— классификацию содержания обучения по учебным параметрам и, соответственно, оптимизацию по этим параметрам;

— модульность, адаптация достигается подбором модулей, отвечающих запросам предприятий-работодателей и целям обучения;

— открытость, возможность использования современных автоматизированных средств проектирования при создании адаптивных методических систем;

— адаптивность учебно-методического обеспечения и создания адаптивных методов как комбинации известных методов обучения (В. В. Плещёв, И. Г. Жукова, А. В. Марон, Л. Ю. Монахова, В. В. Подколозин, В. И. Подобед, А. Л. Косоруков) [5].

Сравнивая методы адаптации и оптимизации в педагогической технологии синтеза знаний, можно сделать следующие выводы:

1. Методы адаптации и оптимизации являются ведущими методами (универсальными) в педагогической технологии синтеза знаний.

2. Метод адаптации играет важную методологическую роль: адаптация указывает на необходимость оптимизации и последующего синтеза знаний и определяет направления и параметры оптимизации.

3. Адаптация сама по себе может быть целью синтеза знаний, в таком случае методы адаптации автоматически превращаются в методы синтеза знаний.

4. Цепочка «цель — результат» превращается в замкнутую цепь (вариант контекстной диаграммы синтеза знаний) (рис. 1).

5. С точки зрения развития мышления обучаемого метод адаптации позволяет реализовать линию прикладной направленности обучения и одновременно, учитывая роль методов адаптации и оптимизации в педагогической технологии синтеза знаний, способствует достижению уровня синтеза знаний развития мышления в духе закона прегнантности

восприятия [6, с. 253], когда хорошая форма знаний — это синтетическое знание.

Библиографический список

1. Подласый, И. П. Педагогика : учебник / И. П. Подла-сый. — М. : Высшее образование, 2007. — 540 с.

2. Сечкина, И. В. О проведении входного контроля на кафедре «Высшая математика» ОмГТУ / И. В. Сечкина // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе : материалы межвуз. науч.-метод. конф., 23 — 24 сентября 2011. - Омск : Полиграф. центр КАН, 2011. - С. 96-100.

3. Сечкина, И. В. Синтез как цель, метод и конечный результат интеграции знаний / И. В. Сечкина, Г. И. Сечкин // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2014. - № 3 (129). - С. 191-192.

4. Сечкин, Г. И. Педагогическая технология синтеза знаний / Г. И. Сечкин // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2014. - № 4 (131). - С. 110-113.

5. Плещёв, В. В. Адаптивная методическая система обучения: методология проектирования / В. В. Плещёв // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 12. - С. 42-43.

6. Тихомиров, О. К. Психология мышления : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. К. Тихомиров. - М. : Изд. центр Академия, 2007. - 288 с.

СЕЧКИНА Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры высшей математики Омского государственного технического университет (ОмГТУ).

СЕЧКИН Геннадий Иванович, кандидат физико-математических наук, доцент (Россия), доцент кафедры высшей математики Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, доцент кафедры прикладной математики и фундаментальной информатики ОмГТУ. Адрес для переписки: bardina_55@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.01.2015 г. © И. В. Сечкина, Г. И. Сечкин

Книжная полка

Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учеб. для бакалавров / А. Н. Джуринский. -3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2014. - 676. - ISBN 978-5-9916-3182-2.

Книга отличается насыщенностью фактического материала, оригинальным стилем изложения, глубиной авторского анализа. Она представляет собой результат многолетнего кропотливого труда ученого-педагога. В ней рассмотрена история мировой и отечественной педагогики; тенденции развития педагогической мысли и образования в России и в мире анализируются как целостный и взаимосвязанный процесс. Представлены ведущие педагогические идеи, концепции, теории, направления эволюции образования. После каждого раздела есть вопросы и задания для самоконтроля, а также рекомендуемая литература.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.