Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ НАГРУЗКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ НАГРУЗКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ю.А. Литвинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF MEDICAL SCHOOL STUDENTS TO THE ACADEMIC LOAD

Observations on 168 students during the first three years of study showed that such adaptation involved appreciable alterations in the functioning of the cardiovascular and central nervous systems. The adaptation was virtually complete toward the end of that period.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ НАГРУЗКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

УДК 6l3.fi6S-057.875

Канд. мед. наук Ю. А. Литвинова

АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ НАГРУЗКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Киевский медицинский институт им. А. А. Богомольца

I I Целью данной работы являлось изучение особенностей и закономерностей течения процессов адаптации у студентов медицинского института во время первых 3 лет обучения. С этой целью определяли работоспособность и функциональное состояние ряда систем организма в динамике учебного дня, недели, года у одного и того же контингента лиц. Обследовано 168 студентов (по 15—20 раз).

Общую умственную работоспособность оценивали корректурным методом (по таблицам Анфимова), объем кратковременной памяти и скорость переключения внимания — общепринятыми методами (по Рыбакову и Платонову), измеряли пульс и артериальное давление с последующим расчетом среднединамического и пульсового давления, ударного и минутного объема крови, периферического сопротивления сосудов.

На начальных этапах обучения установлено статистически значимое снижение работоспособности к концу учебного дня и учебной недели, сопровождающееся недостоверным снижением артериального, пульсового и среднединамического давления на х фоне урежения пульса. У 1/5 студентов в начале г первого учебного семестра появлялись гипотензивные реакции в виде общей, систолической и диастолической гипотонии, что, вероятно, связано со значительным умственным утомлением, обусловленным предшествующими вступительными экзаменами.

К концу первого учебного года, в течение которого наиболее выражены ломка сложившегося до поступления в вуз стереотипа учебных занятий и режима дня в целом, процессы социальной адаптации, при отсутствии снижения общей работоспособности определяется значительное ухудшение функционального состояния центральной нервной системы, ослабление функции памяти и внимания, указывающее на развитие выраженного утомления. Возникли неблагоприятные сдвиги в гемодинамике— достоверно снизилось систолическое и пульсовое давление, уменьшился ударный и минутный объем крови.

При обследовании студентов в начале обучения на II курсе выявлено улучшение большинства изучавшихся показателей по сравнению с аналогичным этапом на I курсе после летнего отдыха, однако у 14% студентов отмечены неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы (у 6,5% гипотензив-^ ные, у 7,5% гнпертензивные). В динамике учебной недели в начале второго года обучения (в отличие от первого) работоспособность и функциональное состояние различных систем организма существенно не менялись: после улучшения от на-

чала к середине недели происходило снижение, но в конце недели уровень был выше, чем в начале. Это свидетельствует о том, что в начале второго учебного года в вузе учебная нагрузка требовала меньшего напряжения функциональных систем организма. В динамике учебной недели в конце второго учебного года утомительность учебной нагрузки нерезко выражена: достоверно ухудшались лишь показатели корректурной пробы на фоне отсутствия существенных изменений функций высшей нервной деятельности и сердечно-сосудистой системы.

Индивидуализирующий анализ результатов обследования в начале и конце второго учебного года показал, что при отмечаемом снижении количества выполняемой работы у 68% студентов (в среднем на 22% от уровня в начале второго года обучения) качество работы улучшилось у 63%. У большинства обследованных сокращались латентные периоды условно-двигательных реакций (у 61 % на 27), увеличивались объем кратковременной памяти (у 76% на 42%), скорость переключения внимания (у 72% на 37%). Вместе с тем при отсутствии статистически значимых различий среднеарифметических показателей гемодинамики за время обучения на II курсе индивидуализирующим методом анализа выявлено, что лишь у 17—39% студентов не изменялись изучавшиеся показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Урежение пульса обнаружено у 57%, учащение — у 21%. У 48% снижалось систолическое, у 39%—днастолическое давление, повышение установлено соответственно у 32 и 21%. Урежение пульса и снижение артериального давления приводили к уменьшению ударного и минутного объемов сердца. Устойчиво сохраняется группа студентов (15%) с дисфункцией артериального давления, из них у 8% определялись гипотензивные и у 7%— гнпертензивные реакции; возрастало число лиц с низким и высоким пульсовым давлением. Результаты изучения показателей гемодинамики, в частности частоты выявления гипер- и гипотензивных реакций, согласуются сданными обследования студентов различных вузов (М. Ф. Сауткин; Л. Ф. Кравченко и А. А. Ищенко, и др.).

Следовательно, учебная работа студентов на втором году обучения в медицинском вузе не сопровождалась выраженным снижением общей умственной работоспособности, показателей функционального состояния центральной нервной системы; улучшалась функция памяти и внимания, что указывало на определенную степень адаптации организма студентов к учебной нагрузке. Однако на

этом этапе обучения адаптация осуществлялась ценой значительного напряжения сердечно-сосудистой системы.

В начале обучения на III курсе работоспособность и функциональное состояние организма были лучше, чем в конце второго учебного года, и не отличались существенно от показателей в начале обучения на II курсе. Данные, характеризующие дневную и недельную динамику работоспособности, указывали на снижение объема и ухудшение качества выполняемой работы (на 15—20%) при отсутствии существенных изменений гемодинамики. Результаты индивидуализирующего анализа материалов динамических наблюдений свидетельствовали о том, что в конце периода обучения на III курсе по сравнению с его началом у 89% студентов снизился объем нагрузки (в среднем на 20%) и более чем у половины страдало качество выполнения умственной работы. У 44% студентов удлинялись латентные периоды условно-двигательных реакций (на 36% от исходного уровня). Наряду с этим у половины студентов улучшились функции памяти и внимания. Описанные изменения показателей функционального состояния центральной нервной системы и высшей нервной деятельности сопровождались сдвигами гемодина-мических показателей, свидетельствующими о некотором утомлении организма к концу учебного года. Так, у 48% студентов пульс учащался, у 52% замедлялся, у 58% снижалось систолическое, у 48% диастолическое давление, повышение его установлено соответственно у 35 и 26% обследованных. При этом у 21% студентов отмечены гипотензивные реакции артериального давления, у 21 %— низкие показатели среднединамического давления, что указывало на общую артериальную гипотонию.

Обобщая представленные данные, можно отметить, что степень реакции организма на учебную работу на разных курсах при одинаковом характере ее различна. От I к III курсу значительно улучшались показатели функционального состояния центральной нервной системы: если к концу I курса латентные периоды условно-двигательных реакций удлинялись на 34% по сравнению с исходным уровнем, то к концу III курса это увеличение составляло лишь 8%. Степень снижения скорости переключения внимания в динамике учебного года составляла соответственно 14 и 5%. В процессе обучения в вузе значительно тренируется функция памяти: начиная со II курса объем ее достоверно возрастал по сравнению с периодом начала обучения в вузе. В динамике 3 лет обу-

чения в вузе степень выраженности сдвигов функционального состояния сердечно-сосудистой системы под влиянием учебной нагрузки уменьшалась. Так, снижение уровня систолического давления составляло 6,7% в течение I курса, 2,4% в течение II курса и 1,6% в течение III курса. Пульсовое давление изменялось от снижения на 9% до повышения на 8%; аналогично изменялся ударный (от —2 до +5%) и минутный (от —9 до +4%) V объем крови; параллельно снижалось периферическое сопротивление сосудов (от +2 до —8%).

Поскольку сдвиги показателей функционального состояния организма студентов в процессе обучения на III курсе медицинского вуза указывают на развитие нерезко выраженного утомления под влиянием учебной нагрузки и степень выраженности изменений наименьшая на III курсе при динамических наблюдениях за одними и теми же лицами в течение 3 лет обучения, можно считать, что именно в период обучения студентов на III курсе наступает адаптация к режиму и условиям обучения. На примерно аналогичные сроки наступления адаптации к учебной нагрузке в педагогическом вузе указывает Э. Ю. Гринене.

Выводы

1. Адаптация организма студента к учебной нагрузке в медицинском вузе связана с выраженными изменениями его функционального состояния.

2. Степень выраженности изменений функций А центральной нервной и сердечно-сосудистой систем снижается от I к III году обучения в вузе и в динамике третьего года изменения укладываются в рамки физиологически допустимых под влиянием учебной нагрузки, что позволяет сделать заключение о наступлении адаптации на этом этапе обучения.

3. Улучшение функций высшей нервной деятельности вследствие совершенствования адаптации к учебной нагрузке сопровождается неблагоприятными изменениями гемодинамических показателей, что указывает на необходимость совершенствования системы физического воспитания студентов на младших курсах и разработки мероприятий по профилактике гиподинамии.

4. Факторами, способствующими более быстрому наступлению адаптации к обучению в вузе,, может быть рациональная организация сна, отдыха, питания и режима внеаудиторной подготовки, что выдвигает задачи популяризации гигиенических основ рационального режима дня среди студентов, начиная с I курса.

ЛИТЕР

Гринене Э. Ю. Закономерности приспособления организма студентов на разных этапах обучения в педагогическом институте (По данным исследования студенток Шауляйского пединститута). Автореф. дис. докт. Вильнюс, 1972.

АТУ РА

Кравченко Л. Ф., Ищенко А. А. — В кн.: Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974, с 24_25.

Сауткин М. Ф. — Гиг. и сан., 1976, № 4, с. 112—114.

Поступила 18/VI 1979 г.

ADAPTATION OF MEDICAL SCHOOL STUDENTS TO THE ACADEMIC LOAD

Yu. A. Litvinova

Observations on 168 students during the first three years of study showed that such adaptation involved appreciable alterations in the functioning of the cardiovascular and cent-

В настоящее время при отборе в хореографические училища руководствуются «Методическим пособием» С. С. Холфиной и М. Д. Иваницкого. Абитуриенты проходят 3 тура, во время которых у них определяют внешние сценические (лицо, фигуру, физическое сложение) и профессиональные (выворотность, подъем, шаг, прыжок, гибкость) данные, состояние здоровья, а также наличие музыкальных, танцевальных и ритмических способностей. Однако даже такое разностороннее обследование не решает проблемы отбора, о чем свидетельствуют высокий травматизм, наличие в училищах посредственных учеников и значительный отсев. Поэтому при приеме в хореографические училища необходим более тщательный отбор. , В 1976 г. по заданию Министерства здравоохране-■ ния СССР, Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры нами была начата работа с целью выявления физиологических критериев профессиональной пригодности к обучению профессии артиста балета. Исследования в области профессионального отбора показали, что проблема профессиональной пригодности может быть успешно решена только при условии непременного изучения индивидуальных особенностей нервной системы человека. Теоретической базой данного исследования являлись учение И. П. Павлова о типологических свойствах высшей нервной деятельности и работы В. Д. Небылнцына об индивидуальных различиях.

В результате детального изучения профессии и анализа материалов литературы был установлен комплекс физиологических функций, к которым предъявляются наибольшие требования при данном виде труда. Это сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов, взаимосвязь коры с подкорковыми образованиями головного мозга, анализаторы — двигательный (мышечная сила, выносливость, силовая и пространственная координация, мышечно-суставная чувствительность, устойчивость вертикальной позы), вестибулярный ^(вестибулярно-моторная и вестибуло-вегетативная чувствительность) и зрительный (участие в координации вертикальной позы). Кроме того, изучено влияние вестибулярной нагрузки на поддержание вертикальной позы.

ral nervous systems. The adaptation was virtually complete toward the end of that period.

Силу нервных процессов исследовали с помощью двигательной методики В. Д. Небылнцына, основанной на изучении выраженности «закона силы». Подвижность определяли методом Р. Л. Рабиновича, уравновешенность — методом «реакции на движущийся объект». Для установления характера взаимодействия коры с подкорковыми образованиями головного мозга исследовали выраженность вегетативного компонента условнорефлекторной двигательной реакции. Мышечную силу, мышечную выносливость и координацию мышечного усилия измеряли динамометром В. М. Абалакова, координация движений в пространстве (точность воспроизведения заданного движения) — кинемато-метром М. Н. Жуковского. Мышечно-суставную чувствительность исследовали путем определения порогов разности ощущения тяжести. Устойчивость поддержания вертикальной позы изучали с помощью стабилографического метода. Вестибулярный анализатор исследовали методом Воячека. Работу проводили на базе Московского академического хореографического училища в период с 1976 по 1978 г. В лабораторных условиях обследовано 111 учащихся 1-х классов. В соответствии с педагогическими характеристиками они были разделены на успешно и неуспешно осваивающих программу начального этапа обучения. Кроме того, с целью наблюдения динамики профессионально значимых функций обследовано 40 лучших и худших учащихся 3-х и 5-х классов и группа лучших выпускников.

В результате установлено, что учащиеся, успешно осваивающие профессию, отличаются от неуспешно осваивающих более высоким уровнем силы нервных процессов: критерий ХНК2 (отношение латентного периода на раздражители в 120 дБ к латентному периоду на раздражители 30 дБ) у них выше (у девочек 1,41 и 1,21, у мальчиков 1,34 и 1,26 соответственно). Анализ индивидуальных данных по этому признаку показал, что среди успешно осваивающих программу девочек 17,39% «сильных», 69,86% «средних» и 12,75% «слабых», а среди неуспешно осваивающих «сильных» нет, «средних» 23,07%, «слабых» 76,93%. Иначе говоря, значительная часть успевающих девочек имеет «среднюю» силу нервной системы, а большинство

УДК 612:1858.3.012.2:792.8

Канд. биол. наук И. Д. Паронян

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ к ОБУЧЕНИЮ ПРОФЕССИИ АРТИСТА БАЛЕТА

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.