Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ ВУЗА ФСИН РОССИИ)'

АДАПТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ ВУЗА ФСИН РОССИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / РЕСУРСЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ / КУРСАНТЫ / ВУЗ ФСИН РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Светлана Александровна

В статье обсуждается проблема адаптации курсантов первого года обучения к условиям образовательной среды вуза ФСИН России. Отмечается, что характеристики образовательной среды учреждения сходны с условиями обучения в вузах военного типа. Рассматриваются особенности жизнедеятельности курсантов-первокурсников: проживание в условиях загородной учебной базы, сочетание учебы и выполнения служебных обязанностей, жесткий распорядок дня, подчиненность уставным требованиям. Подчеркивается, что специфика образовательной среды оказывает значительное влияние на адаптационные процессы, затрудняя их течение. Обсуждается вопрос о способах совладающего поведения в аспекте адаптации к условиям образовательной среды. Приводятся результаты исследования особенностей копинг-стратегий курсантов-первокурсников. Установлено, что у части обучающихся имеются проблемы в применении конструктивных копинг-стратегий, связанных с принятием на себя ответственности, умением регулировать свое эмоциональное состояние и обращаться за социальной поддержкой. Выявлены различия между юношами и девушками в способах совладающего поведения: девушки чаще, чем юноши, используют копинг-стратегии проблемно-разрешающего поведения, прибегают к помощи других людей, ищут позитивные моменты в настоящем. Показано, что курсанты, имеющие проблемы в адаптации, значительно чаще, чем хорошо адаптирующиеся обучающиеся, используют неконструктивные способы совладания со стрессом, склонны к агрессивному или избегающему типу поведения. Обозначаются задачи коррекционно-развивающей работы, направленной на расширение ресурсной базы совладающего поведения. Делается вывод о необходимости формирования конструктивных способов совладания со стрессом как важного компонента профессиональной компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND COPING BEHAVIOR (ON THE EXAMPLE OF CADETS OF THE UNIVERSITY OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA)

The article discusses the problem of adaptation of first-year cadets to the conditions of the educational environment of the departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia. It is noted that the characteristics of the educational environment of the institution are similar to the conditions of study in military-type universities. The features of the life of first-year cadets are considered: living in a suburban educational base, a combination of study and performance of official duties, a strict daily routine, subordination to statutory requirements. It is emphasized that the specifics of the educational environment have a significant impact on the adaptation processes, complicating their course. The question of ways of coping behavior in the aspect of adaptation to the conditions of the educational environment is discussed. The results of the study of the features of coping strategies of first-year cadets are presented. It is established that some of the students have problems in the application of constructive coping strategies related to taking responsibility, the ability to regulate their emotional state and seek social support. The differences between boys and girls in the ways of coping behavior are revealed: girls more often than boys use coping strategies of problem-solving behavior, resort to the help of other people, look for positive moments in the present. It is shown that cadets who have problems in adaptation are much more likely than well-adapting students to use non-constructive ways of coping with stress, are prone to aggressive or avoidant behavior. The tasks of correctional and developmental work aimed at expanding the resource base of coping behavior are outlined. It is concluded that it is necessary to form constructive ways of coping with stress as an important component of the professional competence of an employee of the penal system.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ ВУЗА ФСИН РОССИИ)»

DOI 10.37523/SUI.2022.51.5.016 УДК 159.9

Тарасова Светлана Александровна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: svetliks68@mail.ru

Svetlana A. Tarasova

Candidate of Psychologу,

Assistant Professor of the Chair of Penitentiary Psychology and Pedagogy,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: svetliks68@mail.ru

АДАПТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ ВУЗА ФСИН РОССИИ)

Аннотация. В статье обсуждается проблема адаптации курсантов первого года обучения к условиям образовательной среды вуза ФСИН России. Отмечается, что характеристики образовательной среды учреждения сходны с условиями обучения в вузах военного типа. Рассматриваются особенности жизнедеятельности курсантов-первокурсников: проживание в условиях загородной учебной базы, сочетание учебы и выполнения служебных обязанностей, жесткий распорядок дня, подчиненность уставным требованиям. Подчеркивается, что специфика образовательной среды оказывает значительное влияние на адаптационные процессы, затрудняя их течение. Обсуждается вопрос о способах совладающего поведения в аспекте адаптации к условиям образовательной среды. Приводятся результаты исследования особенностей копинг-стратегий курсантов-первокурсников. Установлено, что у части обучающихся имеются проблемы в применении конструктивных копинг-стратегий, связанных с принятием на себя ответственности, умением регулировать свое эмоциональное состояние и обращаться за социальной поддержкой. Выявлены различия между юношами и девушками в способах совладающего поведения: девушки чаще, чем юноши, используют копинг-стратегии проблемно-разрешающего поведения, прибегают к помощи других людей, ищут позитивные моменты в настоящем. Показано, что курсанты, имеющие проблемы в адаптации, значительно чаще, чем хорошо адаптирующиеся обучающиеся, используют неконструктивные способы совладания со стрессом, склонны к агрессивному или избегающему типу поведения. Обозначаются задачи коррекционно-развивающей работы, направленной на расширение ресурсной базы совладающего поведения. Делается вывод о необходимости формирования конструктивных способов совладания со стрессом как важного компонента профессиональной компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: адаптация, образовательная среда, совладающее поведение, копинг-стратегии, ресурсы совладающего поведения, курсанты, вуз ФСИН России.

ADAPTATION TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND COPING BEHAVIOR (ON THE EXAMPLE OF CADETS OF THE UNIVERSITY OF THE FEDERAL PENITENTIARY

SERVICE OF RUSSIA)

Summary. The article discusses the problem of adaptation offirst-year cadets to the conditions of the educational environment of the departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia. It is noted that the characteristics of the educational environment of the institution are similar to the conditions of study in militarytype universities. The features of the life of first-year cadets are considered: living in a suburban educational base, a combination of study and performance of official duties, a strict daily routine, subordination to statutory requirements. It is emphasized that the specifics of the educational environment have a significant impact on the adaptation processes, complicating their course. The question of ways of coping behavior in the aspect of adaptation to the conditions of the educational environment is discussed. The results of the study of the features of coping strategies offirst-year cadets are presented. It is established that some of the students have problems in the application of constructive coping strategies related to taking responsibility, the ability to regulate their emotional state and seek social support. The differences between boys and girls in the ways of coping behavior are revealed: girls more often than boys use coping strategies of problem-solving behavior, resort to the help of other people, look for positive moments in the present. It is shown that cadets who have problems in adaptation are much more likely than well-adapting students to use non-constructive ways of coping with stress, are prone to aggressive or avoidant behavior. The tasks of correctional and developmental work aimed at expanding the resource base of coping behavior are outlined. It is concluded that it is necessary to form constructive ways of coping with stress as an important component of the professional competence of an employee of the penal system.

Keywords: adaptation, educational environment, coping behavior, coping strategies, coping behavior resources, cadets, departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia.

© 2022 Тарасова С. А.

Проблема успешной адаптации курсантов к условиям обучения в образовательных учреждениях ФСИН России на сегодняшний день является актуальной. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, отношение к службе в органах ФСИН России начинает формироваться на стадии обучения в высших учебных заведениях. Уже на этом первом этапе профессионализации курсанты активно включаются в систему служебных отношений, выполняя определенные функции в вузе как учреждении уголовно-исполнительной системы. Следовательно, успешная адаптация к условиям учебно-служебной деятельности является залогом формирования позитивного отношения к службе. Во-вторых, только оптимально адаптированный к условиям обучения курсант может хорошо усваивать систему профессиональных знаний, умений и навыков, а также развиваться как личность. То есть успешность и продуктивность обучения в вузе, профессиональная компетентность будущего специалиста непосредственно зависят от эффективности процесса адаптации к условиям образовательной среды.

Период адаптации для многих курсантов - трудный период, так как он связан с ломкой привычных стереотипов жизнедеятельности, изменением социального статуса, интенсивными физическими нагрузками, новыми требованиями в учебе, вхождением в большой коллектив обучающихся и сотрудников вуза. Это переход от детства к самостоятельной, ответственной и взрослой жизни. Практика показывает, что часть курсантов переживают сложности перестроения со школьной системы обучения на вузовскую. Стресс - частое явление в начале курсантской жизни. Возникают конфликты с окружающими, чувство неуверенности в своих силах, сомнение в правильности выбора профессии.

Преодоление стресса - важная задача для обучающихся на этапе адаптации, в процессе решения которой субъект использует различные способы совладающего поведения или копинг-стратегии. Формирование эффективных стратегий копинг-поведения у обучающихся на первоначальном этапе позволит им гораздо легче преодолеть барьеры в процессе адаптации к сложным условиям образовательной среды ведомственного вуза.

Вопросы адаптации курсантов к образовательной среде военного или ведомственного вуза (МВД России, ФСИН России и др.) занимают особое место в кругу проблем адаптации к условиям обучения в высшей школе. Ученые, занимающиеся этой проблемой (Е. О. Красноголова, А. Ю. Маленова, Б. Ш. Алимбаева, И. Ю. Чигрина, М. Г. Волкова, Н. Н. Ивашко, П. Ю. Аксенова, Е. М. Земцова, А. А. Камышев, С. И. Охремчук, А. В. Кравец, С. Ю. Добряк, В. Ф. Лазукин, М. А. Шелепова, В. Н. Фетисов, В. П. Сафронов, Н. Л. Денисов, Т. А. Дегтяренко и др.), отмечают, что адаптация курсантов к условиям военных или ведомственных вузов по сравнению с адаптацией к гражданскому вузу осложняется спецификой образовательной среды учебных заведений. Проблеме внутренних личностных факторов, влияющих на адаптационные процессы обучающихся, в частности, проблеме совладающего поведения, посвящены работы И. А. Уманской, В. В. Го-лубева, В. И. Муша, А. А. Головинского, О. С. Щелиной, В. А. Прокофьевой, Р. А. Биденко, С. А. Корзуна, Лю Цзинцзин, В. С. Тимиряшевой, И. В. Тепляковой и других ученых. Однако, несмотря на актуальность проблемы, в науке отмечается недостаточная освещенность некоторых вопросов. Целью данной статьи является описание особенностей копинг-стратегий курсантов вуза ФСИН России в аспекте адаптации к образовательной среде.

Как известно, адаптация в самом общем виде понимается как процесс приспособления личности к новым условиям жизнедеятельности. Однако исследователи отмечают, что «адаптация» является более широким и сложно организованным понятием, нежели «приспособление», к тому же заключающим в себе элемент активности и развития человека [1].

Рассматривая адаптацию курсантов как процесс и результат взаимодействия личности обучающихся с образовательной средой, Н. Н. Ивашко отмечает, что сущность адаптационного процесса заключается в интериоризации норм, правил, требований и ожиданий образовательной среды [2]. П. Ю. Аксенова подчеркивает активный и гармоничный характер данного взаимодействия [3]. Большое значение в этом процессе придается адаптивности личности, «отражающей явные и латентные возможности индивида вырабатывать адекватные условиям способы поведения и актуализировать способность быстро реагировать на изменения образовательного процесса вуза при сохранении внутреннего равновесия» [4, с. 124].

В работе М. Г. Волковой выделены показатели адаптации курсантов к среде военного вуза, которые, учитывая сходность условий, применимы и в отношении курсантов вуза ФСИН России [5]. По мнению автора, к объективным показателям относятся активность

в сферах учебно-профессиональной деятельности и соблюдение служебной дисциплины. Субъективными показателями адаптации являются удовлетворенность содержанием и условиями деятельности. На наш взгляд, важным показателем адаптированности является также принятие ценностей вуза ФСИН России как социального института и новой роли курсанта, будущего офицера, сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, адаптация курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России понимается нами как процесс взаимодействия личности курсанта с окружающей средой, выражающийся в принятии норм, правил, требований образовательной среды, ценностей ведомственного вуза, а также социальной роли курсанта, результатом которого становится гармоничное и продуктивное включение в учебную и служебную деятельность.

Трудности адаптации курсантов ведомственного вуза ФСИН России во многом обусловлены особенностями образовательной среды, носящей военизированный характер. Обучение курсантов ведомственного вуза ФСИН России регламентируется требованиями нормативно-правовых актов, которые четко определяют подход к содержанию, организации и методике обучения и воспитания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Образовательная среда, в которую входит курсант, имеет следующие особенности:

1. Жизнедеятельность курсантов проходит в рамках распорядка дня: ранний подъем, утреннее и вечернее построение на плацу, учебные занятия по расписанию, воспитательные мероприятия, организованный выход с целью культурного отдыха и др. Это означает, что курсанты существенно ограничены в свободе и самостоятельном выборе действий.

2. Учебно-служебная деятельность курсантов организована согласно Уставу. Курсанту необходимо привыкнуть к ношению формы, требованиям соблюдения субординации, служебной дисциплины, освоить нормы служебного этикета.

3. Профессиональная подготовка будущих сотрудников УИС включает специфические дисциплины - строевую, огневую, физическую, тактико-техническую подготовку. Эти учебные дисциплины формируют качества личности офицера, готового выполнять сложные профессиональные задачи, связанные с исполнением наказания в отношении преступников.

4. Учебная деятельность курсантов сочетается с выполнением ими служебных обязанностей: несение наряда в составе дежурной смены по охране учреждения, выполнении хозяйственно-уборочных работ и т. д.

5. Стиль общения руководителей, преподавателей и офицеров-воспитателей преимущественно носит авторитарный характер, от курсантов требуется подчинение и беспрекословное выполнение приказов.

6. В первый год обучения курсанты проживают в условиях загородной учебной базы. Совместный быт, практически круглосуточное общение в группе является для многих курсантов непривычным, психологически трудным.

7. В одном взводе могут оказаться курсанты разных национальностей, половой принадлежности, из городской и сельской местности, что осложняет процесс взаимодействия в группе.

Таким образом, адаптация во многом определяется объективными факторами, то есть условиями жизнедеятельности курсантов, особенностями военизированной среды вуза. Адаптация к обучению в ведомственном вузе осложняется еще и психологическими особенностями юношеского возраста, среди которых желание самоутвердиться, юношеский максимализм, некоторая иллюзорность представлений о будущем, поиски идеала и др.

Субъективными факторами, обусловливающим результат адаптации, являются внутренние психологические характеристики курсантов, среди которых важное место занимают выбираемые личностью способы совладающего поведения. В концепции известных ученых Р. Лазаруса и С. Фолкмана совладающее поведение, или копинг-стратегии, определяется как стремление личности сохранить равновесие между требованиями окружающей среды и имеющимися личностными ресурсами, позволяющими удовлетворить данные требования [6]. Согласно представлениям ученых, копинг - это адаптационно-защитные механизмы психики, которые включаются в ситуации стресса.

Анализ работ А. Ю. Маленовой и Б. Ш. Алимбаевой, В. А. Прокофьевой, Р. А. Биденко, П. М. Кущева, Е. В. Распопина и других ученых позволяет сделать вывод о том, что неконструктивные стратегии поведения приводят к дезадаптированности курсантов и даже возможности развития девиантных проявлений, конструктивные стратегии совладающего поведения, наоборот, способствуют успешному обучению, эффективному вхождению в образовательную среду вуза.

С целью изучения особенностей копинг-стратегий курсантов нами было проведено исследование на базе Самарского юридического института ФСИН России. В исследовании принимали участие 95 курсантов 1-го курса (направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция), из них 51 девушка и 44 юноши.

В качестве диагностического инструментария использовались опросник «Способы совла-дающего поведения» (авторы Р. Лазарус и С. Фолкман, в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой) и опросник социально-психологической адаптации (авторы Р. Даймонд -К. Роджерс, стандартизирован Н. П. Фетискиным, В. В. Козловым и Г. М. Мануйловым). Математическая обработка данных осуществлялась с помощью непараметрического критерия - угловое преобразование Фишера [7].

60 50 40 30 20 10 0

т О

о.

>

а:

о

сГ

к®

к*'

<0* ^

Л?

Название копинг-стратегии

Рис. 1. Показатели количества курсантов, имеющих выраженные копинг-стратегии

Данные, представленные на рис. 1, показывают, что курсанты первого года обучения в процессе адаптации используют различные конструктивные и неконструктивные копинг-стратегии в высокой степени выраженности. Наибольшие значения получили результаты по шкалам «Положительная переоценка» (53 %), «Планирование решения проблемы» (38 %) и «Дистанцирование» (32 %). Согласно интерпретации авторов методики, стратегия «Положительная переоценка» направлена на переосмысление субъектом стрессовой ситуации, поиск в ней положительных моментов, умение видеть положительные стороны в происходящем. Копинг «Планирование решения проблемы» считается адаптивной стратегией и предполагает стремление к решению проблемы, ее анализ, планирование действий, прогнозирование последствий, опору на имеющиеся ресурсы и опыт. Выбираемая курсантами стратегия «Дистанцирование» считается низкоэффективной, поскольку от субъекта не ожидается активных действий по решению проблемной ситуации. Дистанцирование означает субъективное снижение значимости события и уровня собственной вовлеченности в происходящее.

Также мы выяснили, что применению высокоэффективных копинг-стратегий «Принятие ответственности» и «Поиск социальной поддержки» отдает предпочтение относительно небольшое количество обучающихся (16 % и 17 % респондентов соответственно). Копинг «Принятие ответственности» предполагает понимание собственной роли в возникновении актуальных трудностей, готовность анализировать свое поведение, признавать ошибки. Используя стратегию «Поиск социальной поддержки», субъект ориентирован на взаимодействие с другими людьми с целью получения сочувствия, совета, помощи. То, что курсанты гораздо реже обращаются за помощью и поддержкой к другим людям, можно объяснить разрывом привычных социальных связей и трудностями в установлении новых отношений. Новая ситуация жизнедеятельности, малознакомые люди вокруг вызывают настороженность и определенное недоверие. Также нами получены низкие данные по шкале «Самоконтроль»: всего 12 % отдают выраженное предпочтение данной стратегии. Эта стратегия поведения в трудной ситуации связана со склонностью субъекта сдерживать эмоции, проявлять высокий уровень саморегуляции.

т О

о.

>

а:

о т

(V т

О

80 70 60 50 40 30 20 10 0

I I . .......1 I

Г ^

^ ^ ^ ^ * *

«я ^ ,<гГ #

/ ^ у # ^ ^

I Юноши I Девушки

4-° Л* О^

/

' У У

«V

Название копинг-стратегии

Рис. 2. Показатели количества курсантов, имеющих выраженные копинг-стратегии

Сравнительный анализ данных показал различия в предпочитаемых копинг-стратегиях между юношами и девушками (рис. 2). Как оказалось, большее количество девушек отдают выраженное предпочтение эффективным копинг-стратегиям «Положительная переоценка» ф<0,01), «Планирование решения проблемы» ф<0,01), «Поиск социальной поддержки» ф<0,01). Обращает на себя внимание тот факт, что всего 4 % юношей имеют ярко выраженную копинг-стратегию «Поиск социальной поддержки», то есть в сложной ситуации юноши редко обращаются за помощью к окружающим. На основании этих данных можно предположить, что девушки-первокурсницы имеют более высокий адаптивный потенциал и, следовательно, выбирают более эффективные способы в процессе адаптации к трудным условиям обучения в ведомственном вузе.

Средние значения уровня выраженности копинг стратегий

18 -16,2

16 14,5 и 14 12

10 8,5

14,1

14

✓ У

¿я

14,8

8 5 9 9'810'3 0М 10 9,6

8,5 9 ■ 8,4 I 7 28,2 7,8 8,3 '

1111

¿г

^ о* / ^ 0.

/ </

Низкий уровень адаптации ■ Высокий уровень адаптации

Рис. 3. Средние значения уровня выраженности копинг-стратегий

Сравнение двух групп курсантов с низким уровнем адаптации и с высоким уровнем адаптации по средним показателям в уровне выраженности копинг-стратегии позволило установить значимые различия по шкалам «Конфронтация» (p<0,01), «Дистанцирование» (p<0,01), «Поиск социальной поддержки» (p<0,01), «Бегство-избегание» (p<0,01), «Положительная переоценка» (p<0,01). Статистически значимые различия не обнаружены по шкалам «Самоконтроль», «Планирование решения проблем» и «Принятие ответственности»

По данным, представленным на рис. 3, первокурсники, имеющие проблемы в адаптации, имеют высоко напряженные копинг-стратегии «Конфронтация», «Дистанцирование», «Бегство-избегание». Курсанты, не имеющие проблемы в адаптации, отдают выраженное предпочтение стратегиям «Положительная переоценка» и «Поиск социальной поддержки». Можно сделать вывод, что плохо адаптирующиеся курсанты в основном выбирают неконструктивные способы со-владания со стрессом. Они конфликтуют с окружающими, агрессивны и неуступчивы, с другой стороны, замыкаются в себе и не идут на контакт с окружающими, не проявляют активности в освоении социального пространства. Такое поведение не способствует эффективному вхождению в новую социальную среду.

Проведенное исследование позволяет установить некоторые тенденции в использовании копинг-стратегий обучающимися вуза ФСИН России.

Во-первых, у части первокурсников имеются проблемы, связанные с принятием на себя ответственности за происходящее, умением регулировать свое эмоциональное состояние и обращаться за помощью к другим людям в трудной ситуации.

Во-вторых, обнаружились различия в копинг-стратегиях, применяемых девушками и юношами. Девушки в большей степени, чем юноши, склонны использовать конструктивные стратегии совладания со стрессом. Они акцентируют внимание на позитивных моментах, прибегают к анализу проблемы и поиску рационального решения, используют ресурс социальной поддержки. Вызывает тревогу тенденция юношей-первокурсников редко искать поддержку в своем окружении и обращаться за помощью к людям.

В-третьих, исследование показало, что курсанты с низким уровнем адаптации чаще, чем хорошо адаптирующиеся обучающиеся, используют неадаптивные копинг-стратегии: агрессивный или избегающий тип поведения.

В механизме преодоления стрессовых ситуаций важную роль играют личностные и средо-вые ресурсы, которые понимаются как имеющиеся возможности и способности личности. По мнению Р. А. Биденко, курсанты Росгвардии используют неадаптивные копинг-стратегии, так как не имеют достаточных личностных ресурсов для преодоления трудных ситуаций [8]. К личностно-средовым ресурсам Р. А. Биденко и его соавторы относят позитивную Я-концепцию, интерналь-ный локус контроля, развитость коммуникативной сферы, в частности, процессов аффилиации и эмпатии, способность анализировать и адекватно оценивать различного рода стрессогенные воздействия, а также социальную поддержку личности [9]. Т. Л. Крюкова замечает, что использование ресурсов совладания должно быть осознанным, то есть субъект должен осознанно осуществлять выбор способов реагирования в стрессовой ситуации [10].

С целью расширения ресурсной базы адаптивного поведения курсантов первого года обучения и обогащения их поведенческого репертуара в сложных ситуациях нами разработана кор-рекционно-развивающая программа. Реализация программы должна способствовать осознанию курсантами смысла и социальной значимости выбранной профессии, принятию ими новой социальной роли, формированию адекватной самооценки, позитивного восприятия мира, принятию ответственности за свои поступки, развитию коммуникативных умений, толерантности, а также навыков безопасного выражения эмоций и снятия напряжения. Представляется важным также помочь курсантам преодолеть внутреннее сопротивление и научиться обращаться в трудной ситуации к людям за поддержкой и помощью. В ходе работы необходимо сделать акцент на формировании способов проблемно-разрешающего поведения, основанного на анализе ситуации, выборе оптимального решения из различных вариантов, прогнозировании последствий. Концептуальной основой программы стал когнитивно-поведенческий подход, в рамках которого предполагается изменить когнитивные образы, негативные мысли и мыслительные паттерны, свойственные личности, выбирающей неконструктивные копинг-стратегии. Для проведения коррекционно-развивающей работы нами была выбрана традиционная форма - тренинг.

Подведем итоги. Проведенное исследование позволяет представить картину своеобразия применения способов совладающего поведения курсантов первого года обучения вуза ФСИН России, которая отражает реалии их жизнедеятельности в условиях образовательной среды вуза военного типа. Будущая профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы связана с риском и высокой ответственностью, необходимостью быстро действовать и принимать решения в экстремальных ситуациях. Поэтому эффективные копинг-стратегии необходимы не только на этапе адаптации к условиям вуза, но и в процессе вхождения в новую среду на следующих этапах профессионального пути, как составляющие профессиональной компетентности. Изучение вопроса о формировании конструктивных способов совладающего поведения как компонента профессиональной компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы является перспективным направлением научных исследований.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Максимов М. А. Адаптация как процесс активности и развития субъекта // Акмеология. 2013. № 4 (48). С. 72-76.

2. Ивашко Н. Н. Адаптация курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2009. 19 с.

3. Аксенова П. Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу: дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2011. 254 с.

4. Аксенова П. Ю. Адаптация курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу: структура, этапы, динамика // Вестник ТГУ. 2011. Выпуск 10 (102). С. 123-127.

5. Волкова М. Г. Адаптация курсантов военного вуза в условиях изменения социальной среды: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 239 с.

6. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 178-208.

7. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000. 350 с.

8. Биденко Р. А. Социально-психологические и личностные факторы совладающего поведения курсантов Росгвардии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2022. 25 с.

9. Биденко Р. А., Федоришин М. И., Спирин А. В. Ресурсы совладающего поведения как основа развития саморегуляции военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6.

10. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис. ... д-ра психол. наук. Кострома, 2005. 473 с.

References

1. Maksimov M. A. Adaptaciya kak process aktivnosti i razvitiya sub"ekta [Adaptation as a process of activity and development of the subject]. Akmeologiya [Acmeology], 2013, no. 4 (48),рр. 72-76. [in Russian].

2. Ivashko N. N. Adaptaciya kursantov k obrazovatel'noj srede vuza FSIN Rossii. Аvtoref. diss. kand. ped. nauk [Adaptation of cadets to the educational environment of the University of the Federal Penitentiary Service of Russia. Extended of candidate's of Pedagogy thesis]. Novokuzneck, 2009, 19 р. [in Russian].

3. Aksenova P. Yu. Psihologo-pedagogicheskaya model' formirovaniya adaptacii kursantov k uchebno-vospitatel'nomu processu. Diss. kand. psihol. nauk [Psychological and pedagogical model of formation of adaptation of cadets to the educational process. Candidate's of Psychology thesis]. Ryazan, 2011, 254 р. [in Russian].

4. Aksenova P. Yu. Adaptaciya kursantov vuzov FSIN Rossii k uchebno-vospitatel'nomu processu: struktura, etapy, dinamika [Adaptation of cadets of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia to the educational process: structure, stages, dynamics]. Vestnik TGU [Bulletin of TSU], 2011, issue 10 (102), рр. 123-127 [in Russian].

5. Volkova M. G. Adaptaciya kursantov voennogo vuza v usloviyah izmeneniya social'noj sredy . Diss. kand. psihol. nauk [Adaptation of military university cadets in the conditions of changing social environment. Candidate's of Psychology thesis].Yaroslavl, 2003, 239 р. [in Russian].

6. Lazarus R. Teoriya stressa i psihofiziologicheskie issledovaniya [Theory of stress and psychophysiological research], Emocional'nyj stress [Emotional stress]. Leningrad, 1970, рр. 178-208 [in Russian].

7. Sidorenko E. V. Metody matematicheskoj obrabotki v psihologii [Methods of mathematical processing in psychology]. Saint-Petersburg, 2000, 350 р. [in Russian].

8. Bidenko R. A. Social'no-psihologicheskie i lichnostnye faktory sovladayushchego povedeniya kursantov Rosgvardii. Аvtoref. diss. kand. psihol. nauk [Socio-psychological and personal factors of coping behavior of Rosgvardiya cadets. Extended of candidate's of Psychology thesis]. Moscow, 2022, 25 р. [in Russian].

9. Bidenko R. A., Fedorishin M. I., Spirin A. V. Resursy sovladayushchego povedeniya kak osnova razvitiya samoregulyacii voennosluzhashchih vojsk nacional'noj gvardii rossijskoj federacii [Resources of coping behavior as a basis for the development of self-regulation of servicemen of the National Guard troops of the Russian Federation]. Mir nauki [Mir nauki]. 2017, vol. 5, no. 6 [in Russian].

10. Kryukova T. L. Psihologiya sovladayushchego povedeniya v raznye periody zhizni. diss. dokt. psihol. nauk [Psychology of coping behavior in different periods of life. Doctor's of Psychology thesis]. Kostroma, 2005, 473 р. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.