Научная статья на тему 'Адаптация иностранных студентов к обучению в вузе культуры и искусств'

Адаптация иностранных студентов к обучению в вузе культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / FOREIGN STUDENTS / АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / ADAPTATION TO TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркулова Татьяна Алексеевна

Статья посвящена рассмотрению особенностей адаптационного процесса в вузах культуры, которые обусловлены использованием в профессиональной подготовке языка искусства, имеющего как вербальные, так и невербальные каналы передачи информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меркулова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of adaptable process in culture high schools are caused by use in vocational training of language of the art having both verbal channels, and nonverbal channels of an information transfer.

Текст научной работы на тему «Адаптация иностранных студентов к обучению в вузе культуры и искусств»

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (36) 2010 г.

Т. А. Меркулова

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Статья посвящена рассмотрению особенностей адаптационного процесса в вузах культуры, которые обусловлены использованием в профессиональной подготовке языка искусства, имеющего как вербальные, так и невербальные каналы передачи информации. Ключевые слова: образование в сфере культуры, адаптация, иностранные студенты, адаптация к обучению.

Features of adaptable process in culture high schools are caused by use in vocational training of language of the art having both verbal channels, and nonverbal channels of an information transfer. Keywords: liberal education, adaptation, foreign students, adaptation to training.

Проблема адаптации к обучению иностранных студентов представляется достаточно острой, поскольку подразумевает учет и социальных, и культурных аспектов. Иностранные студенты длительное время пребывают в инокультурной среде и сталкиваются с трудностями при взаимодействии с теми, чья культура отличается от их собственной. По мнению Т. Н. Язвинской, успеваемость иностранного студента, процесс профессионального становления во многом зависят от успешной адаптации к новой культуре и языку (7, с. 3). Адаптация протекает в системе «личность — среда», которая имеет динамический характер, осуществляется на различных уровнях: в условиях учебной группы, в общении с профессорско-преподавательским составом, с соседями по общежитию, в новой социокультурной среде большого города. Процесс адаптации иностранного студента к обучению предполагает не только непосредственную адаптацию иностранного студента к условиям обучения, но и активный процесс приспособления среды к потребностям, интересам и установкам личности. В данном случае иностранный студент выступает не как объект, а как активный субъект процесса адаптации.

Рассмотрим позиции различных авторов по данной проблеме.

Так, в рамках адаптационного процесса к обучению Л. Г. Почебуг выделяет творческую и формальную адаптацию, где творческая - предполагает глубокое и прочное овладение знаниями, формирование нестандартного мышления и основ мастерства будущего специалиста, высокую активность познавательной деятельности; формальная адаптация характеризуется приспособлением студента к учебно-воспитательному процессу в целях благополучной сдачи зачетов и экзаменов (3, с. 9). Такая ситуация наблюдается у российских студентов при обучении в высшей школе.

В своем исследовании А. В. Кравцов дает определение адаптации как сложного и многогранного процесса и результата установления определенных отношений между личностью и социальной средой, где в качестве взаимосвязанных компонентов выступают человек и среда его обитания. По мнению А. В. Кравцова, процесс адаптации иностранных студентов в российских вузах сопряжен с необходимостью адаптироваться к организационной культуре вузов. Именно поэтому данное явление можно назвать культурной адаптацией, представленной процессом вхождения в новую культуру, постепенным освоением ее норм, мотивов, ценностей, образцов поведения и прочих культурных элементов (2, с. 3). Среди факторов, влияющих на процесс адаптации иностранных студентов к новой социокультурной среди, он выделил индивидуальные (демографические и личностные

Образование в сфере культуры

характеристики, жизненный опыт) и групповые (степень сходства и различия между культурами, психологические и социопедагогические факторы) (2, с. 21— 22). Таким образом, автор обращает внимание не столько на общий процесс адаптации студентов, а делает акцент на особенностях этого процесса для иностранных студентов.

Наше внимание привлекла позиция А. Г. Терещенко, рассматривающего адаптацию иностранных студентов как процесс, обусловленный включением студента в новую языковую, социальную и учебную среду, способствующий устойчивому личностному отношению студента к учебно-воспитательному процессу. Кроме того, автор выделяет следующие периоды адаптации иностранных студентов: а) вхождение в студенческую среду; б) усвоение основных норм в учебных и личностных отношениях, выработка стиля поведения; в) формирование отношения к будущей профессии, преодоление языкового барьера, усиление так называемого чувства академического равноправия (4, с. 14). Данный подход, безусловно, заслуживает к себе внимания.

Т. П. Чернявская рассматривает дидактическую адаптацию как целенаправленный процесс и результат взаимодействия субъектов обучения и новой дидактической среды вуза, регулируемой при помощи специальных частных методик (5). Таким образом, сущность дидактической адаптации автор понимает как качественное изменение личности студента и дидактической среды вуза посредством увеличения роли учебно-профессиональной сферы при обучении иностранных студентов русскому языку; формирования обобщенных знаний и умений; обучения языку специальности; использования междисциплинарной методики обучения речевой деятельности. Данный подход акцентирован на роли дидактики в решении проблем иностранных студентов, возникающих у них в процессе адаптации к обучению.

Интересно мнение об адаптации авторов, лично прошедших через процесс адаптации к обучению в российских вузах. Такими работами являются исследования Ши Си Нин и Вэй Син. Так, Ши Си Нин считает, что адаптация иностранных студентов к обучению, в том числе социально-психологическая, связана с установлением и развитием формальных и неформальных отношений с педагогами, между собой и с российскими студентами и зависит во многом от получаемой учебной информации (6, с. 9). По мнению автора, в процессе адаптации иностранных студентов к обучению необходимо учитывать их личностные особенности и педагогическое общение следует строить на основе психолого-педагогической поддержки с использованием системы тренинговых занятий (6, с. 10). Автор выделяет важность роли педагогического общения в адаптационном процессе иностранных студентов

В свою очередь Вэй Син раскрывает адаптацию студентов к условиям вузовского обучения в разных аспектах: определяет характер трудностей и возможные пути их преодоления, уточняет роль личностных характеристик студентов для успешности адаптационного процесса. Им предложена модель процесса адаптации к межкультурному общению, включающая совокупность следующих блоков: личностного потенциала (целостный, познавательно-культурный, коммуникативный); образовательной среды; поля межкультурного общения (спонтанное и педагогически организованное) (1). Данная модель, безусловно, заслуживает внимания исследователей данной проблемы.

Таким образом, адаптацию можно рассматривать как процесс и результат, имеющие сложную структуру и динамический характер, обусловленные социо-

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (36) 2010 г.

культурной средой, к которой приспосабливается личность, и индивидуальными чертами самой личности.

Анализ научной литературы показал, что исследователи адаптацию студента в вузе рассматривают с двух позиций: либо как адаптацию к учебно-воспитательному процессу, либо как адаптацию к будущей профессиональной деятельности. В случае с иностранными студентами вуза культуры и искусств сложность адаптации к процессу обучения преобладает над адаптацией к будущей профессии. Они могут быть более успешными в профессиональной сфере, чем в процессе освоения учебных дисциплин. Это объясняется тем, что профессиональная подготовка по творческой специальности связана с использованием языка искусства, имеющего как вербальные, так и невербальные каналы передачи информации. Ведь чтобы сыграть музыкальное произведение или исполнить танцевальное па, необязательно хорошо говорить на языке преподавателя. В данном случае им хватает для объяснения языка жестов и искусства, выраженного в музыке, движении, цвете и др.

Заметим, что на успешность адаптационного процесса во многом влияет мотивация иностранных студентов и их заинтересованность освоением языка и культуры страны пребывания, основ выбранной профессиональной деятельности.

Примечания

1. Вэй Син. Адаптация китайских студентов к межкультурному общению в образовательном процессе российского вуза : автореф. дис. .„канд. пед. наук / Вэй Син. - Воронеж, 2003. - 18 с.

2. Кравцов А. В. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России : дис. ... канд. псих. наук / А. В. Кравцов. - М., 2008. - 130 с.

3. Почебут Л. Г. Этнические факторы развития личности / Л. Г. Почебут // Введение в этническую психологию / под ред. Ю. П. Платонова; СПбГУ. - СПб., 1995.

4. Терещенко А. Г. Изменения особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности / А. Г. Терещенко // Адаптация учащейся молодежи к трудовой и учебной деятельности / под ред. В. Г. Асеева. - Иркутск, 1986.

5. Чернявская Т. П. Дидактическая адаптация иностранных студентов к советскому вузу : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. П. Чернявская. - СПб., 1991. - 16 с.

6. Ши Си Нин. Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу российского вуза : дис. ... канд. псих. наук / Ши Си Нин. - Тула, 2002. - 175 с.

7. Язвинская Т. Н. Социокультурная поддержка иностранных студентов в процессе адаптации к российскому образованию : дис. ... канд. пед. наук / Т. Н. Язвинская. - Чита, 2009. - 234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.