Научная статья на тему 'Адаптация иностранных студентов к обучению в медицинском вузе: психофизиологический аспект'

Адаптация иностранных студентов к обучению в медицинском вузе: психофизиологический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация к обучению / медицинское образование / психоэмоциональное состояние / adaptation to training / medical education / emotional state

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Айгуль Асанбековна Чонкоева, Нургазы Асылбекович Рахмато, Алмаз Cогонбаевич Шаназаров

Оригинальная статья, в которой анализируется проблеммы обучения студентов из Индии и Пакистана, выделяются психологические, социальные и климатические факторы. Для обследования применена пульсометрия, психологические тесты. Показано, что высокий показатель успеваемости достигается на фоне значительно и предельно высокого физиологического напряжения организма и психоэмоционального состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Айгуль Асанбековна Чонкоева, Нургазы Асылбекович Рахмато, Алмаз Cогонбаевич Шаназаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign students’ adaptation to medical institute’s requirement: psychophysiological aspects

The problem of foreign students’ adaptation to medical institute’s requirement in combined effect of factors: psychological, sociological and climatic factors remain have actual. Psychophysiological adaptation of foreign students to education have some features; such as appearance of psychological (high personal and state anxiety, mood variation and et.al.) and physiological (increasing of regulatory system’s tension) problems in the educational process. The functional state of students has been estimated by the variation pulse rate. Psychological tests have been included assessment of anxiety, mood, working efficiency and progress in studies.

Текст научной работы на тему «Адаптация иностранных студентов к обучению в медицинском вузе: психофизиологический аспект»

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ

В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

А.А. Чонкоева, Н.Рахматов, А.С. Шаназаров

МвшМ мук, институт горной физиологии нАн Кр

Резюме: Оригинальная статья, в которой анализируется проблеммы обучения студентов из Индии и Пакистана, выделяются психологические, социальные и климатические факторы. Для обследования применена пульсометрия, психологические тесты. Показано, что высокий показатель успеваемости достигается на фоне значительно и предельно высокого физиологического напряжения организма и психоэмоционального состояния. Чет елкелук студенттердин медициналык жогорку окуу жайларындагы окууга карата адаптациясы: психофизиологиялык аспектиси. Корутунду: Индия жана Пакистан-дан келген студенттердин окуусун-дагы проблемаларды анализдеген, психологиялык, социалдык жана климаттык факторлору да белгилен-ген оригиналдуу макала. Изилдее YЧYн пульсометрия, психологиялык тест колдонулган. Организмдин физиологиялык чьщалуусунун эц жогорку чегинде жана психоэмоцио-налдык абалда окуудагы жетишкен-диктердин эц жогорку керсеткYЧтерY керсетYлген. Foreign students' adaptation to medical institute's requirement: psychophysiological aspects. A.A. Chonkoeva, N.Rahmatov, A.S. Shanazarov. Abstract: The problem of foreign students' adaptation to medical institute's requirement in combined effect of factors: psychological, sociological and climatic factors remain have actual. Psychophysiological adaptation of foreign students to education have some features; such as appearance of psychological (high personal and state anxiety, mood variation and et.al.) and physiological (increasing of regulatory system's tension) problems in the educational process. The functional state of students has been estimated by the variation pulse rate. Psychological tests have been included assessment of anxiety, mood, working efficiency and progress in studies.

Ключевые слова: адаптация к обучению, медицинское образование, психоэмоциональное состояние. Негизги сездер: окууга карата адаптациялоо, медициналык билим берYY, психоэмоционалдык абалы. Keywords: adaptation to training, medical education, emotional state.

За последние 10 лет число иностранных студентов из Индии и Пакистана, прибывающих в Кыргызстан для получения высшего медицинского образования, значительно увеличилось. И для этого существует ряд причин, более удобных для них по сравнению с другими странами: одной из причин является экономический интерес, и второй - соответствие образовательных стандартов высшего медицинского образования Кыргызской Республики образовательным стандартам Индии и Пакистана.

Однако у иностранных студентов, приезжающих в Кыргызстан возникает много проблем, связанных с адаптацией. Так, студенты из Индии и Пакистана, попадая в новые условия жизни и деятельности, проходят акклиматизацию к климатическим факторам региона Кыргызстана. Известно, что неудовлетворительная акклиматизация сопровождается угнетением иммунитета, снижением работоспособности [5]. Однако, помимо новых климатических условий, иностранному студенту приходится адаптироваться и к новым социо-культурным взаимоотношениям, в процессе которых формируются социальные качества человека, нормы и ценности,

в последующем определяющие успешность в учебной или какой-либо иной деятельности. В данном процессе адаптации состояние эмоциональной сферы организма - является референтным показателем адаптированности личности [2]. В свою очередь, высокая эмоционально-психическая стоимость адаптированности отражается на состоянии, активности и настроении субъекта. Информационное и эмоциональное перенасыщение (в учебном процессе и вне его), адаптация на бытовом уровне в иноязычной стране приводит к формированию механизмов саморегуляции [2].

Возникновение психологических (высокая личностная и ситуативная тревожность, динамика настроения и др.) и физиологических (высокое напряжение регуляторных систем) проблем у иностранных учащихся в наших вузах, степень адаптации которых тесно связано и с качеством жизни студентов, а также спецификой образовательного процесса. Таким образом, проблема адаптации зарубежных студентов к учебной деятельности при сочетанном воздействии комплекса психосоциальных и климатических факторов является актуальной для рассмотрения и изучения.

целью настоящей работы явилось изучение психофизиологического состояния иностранных студентов в ходе адаптации их к образовательной среде, и к новым условиям жизнедеятельности.

Согласно поставленной цели были определены следующие задачи ислледования:

1. изучить функциональное состояние организма студентов, для оценки степени напряжения регуляторных систем и оценки адаптивных возможностей организма.

2. исследовать психоэмоциональное состояние студентов Индии и Пакистана и их готовность к процессу обучения в высшей школе.

Материалы и методы исследования:

В экспериментальном исследовании принимали участие 205 иностранных студентов первого года обучения в возрасте от 17 до 22 лет, не имевших сердечно - сосудистых патологий и жалоб на состояние здоровья, что было подтверждено результатами медицинского осмотра, проводившегося ежегодно в вузе. Исследование проводилось в весенний период, в одно и то же время суток, в процессе учебной недели.

Адаптация организма к изменившимся условиям среды начинается с перестройки тонких физиологических процессов, и в первую очередь

- сердечной сосудистой системы [4]. Для изучения функционального состояния студентов был использован метод избирательной пульсометрии (предложенный Таскаевым Ю. Н.), позволивший разделить обследованных на две группы:

- контрольная группа, характеризовалась состоянием физиологического комфорта, минимального и умеренного физиологического напряжения организма,

- экспериментальная группа, определяемая с состоянием значительного и предельного физиологического напряжения организма.

Данный метод также позволяет производить подсчет кардиоинтервалов в различных диапазонах - n0, n1, n2, n3, n4. Помимо данных избирательной пульсометрии для оценки физиологического состояния определяли показатели кардиодинамики (АД систолическое, АД диасто-лическое, АД среднее). Согласно вышеуказанным данным, представлялось возможным определение интегральной характеристики сердечно-сосудистой системы - адаптационного потенциала по Р.М. Баевскому [3].

Для выявления особенностей психоэмоциональных реакций учащихся были применены тесты по оценке уровня тревожности (шкала самооценки уровня тревожности Спилберга - Ханина).

Для выявления динамики состояния студентов в процессе обучения нами была использована методика САН, определяющая основные составляющие функционального психоэмоционального состояния

— самочувствие, активность и настроение.

Умственная работоспособность как характеристика волевых усилий, упражняемости и

утомляемости, оценивалась с помощью методики Крепелина.

результаты исследования и их обсуждение

Адаптационный процесс рассматривается как вполне адекватная реакция на особенности студенческой жизни, ведущая к определенным функциональным изменениям, на возникающие физические нагрузки и нервно-психическое напряжение, которые исчезают после физиологической перестройки органов и систем [6]. «Маркерами» этого состояния признано считать такие признаки, как повышенное реагирование на любые нагрузки, ухудшение самочувствия [2].

По результатам избирательной пульсометрии и кардиодинамики, группу лиц с уровнем наименьшего физиологического напряжения составляли 61 человек (29,75%), из них с первым уровнем физиологического напряжения организма (ФНО), соответствующего состоянию физиологического комфорта - 26 человек (12,68%), со вторым - 11 человек (5,37%), с третьим - 12 человек (5,85%) и 12 человек (5,85%) с ФНО-4 (рис 1.).

Значения степени риска сердечно-сосудистой системы в группе колебались в пределах 1-2 у.е., что означало наличие минимального риска, свидетельством данного утверждения послужили средние значения ритмов риска - n0, п1.Вторую группу обследованных лиц с уровнем значительно и предельно высокого физиологического напряжения организма (ФНО 5-9 у.е.) составляли 144 человека (70,25%). Степень значения риска сердечно-сосудистой системы в группе колебалась в пределах 5-9 у.е., что может быть оценено как значительно и предельно высокое, при этом, n3 и n4, - показатели ритмов физиологического напряжения, остаются высокими, превышая значения нормы. Однако, гемодинамические характеристики остаются в пределах нормы. Имеет место достоверное изменение ПФН (Р<0,05) (показатель физиологического напряжения) в сравнение с контрольной группой обследованных студентов.

Высокое содержание в структуре сердечного ритма показателей значительного и предельного физиологического напряжения организма (70,25%) при средних уровнях артериального давления (в основном 120.71 мм рт.ст.) свидетельствовало о тонусе сердечно-сосудистой системы на фоне напряженного учебного процесса и других факторов адаптации организма, каковыми являются социальный, психологический и другие факторы.

Оценка адаптационного потенциала по методу Р.М. Баевского [3] позволила дать сравнительный анализ адаптационных возможностей студенческой молодёжи, результаты исследования свидетельствуют, что в целом, для студентов первого года обучения в процессе учебы характерна удовлетворительная адаптация (АП = 1.37 баллов).

Таким образом, студенты первого года обучения в медицинском вузе испытывают постоянное воздействие различных факторов, в том числе и

Рисунок 1 - Показатели напряжения организма у иностранных студентов в различных группах

Рисунок 2 - Показатели ситуативной и личностной тревожности у студентов

образовательного процесса на организм.

Подтверждением настоящего утверждения служат данные нашей исследовательской работы, при котором, студенты первого курса обучения испытывают высокий уровень личностной тревожности (54,1%) (рис. 2), что достоверно (Р<0,01) коррелирует с высоким физиологическим напряжением организма, характерным для экспериментальной группы. С физиологической точки зрения этот факт находит свое объяснение в функциональной активации организма, в которой тревога, являясь природосообразным состоянием и в адаптационном процессе, играет положительную роль как мобилизатор резервов психики. Наши данные, относительно высокой тревожности у студентов в процессе адаптации к обучению находят свое подтверждение и в работах других авторов [1,7].

Не менее важным фактором физиологической активности считается умственная работоспособность, которая достоверно (Р < 0,01) снижается по мере возрастания физиологического напряжения организма. К примеру, студенты с высоким ФНО (5-9 у.е.) имеют коэффициент работоспособности

< 1 и составляют 51,5%, утомление практически не происходит у 36,15% студентов, и 12,3% студентов с медленным «вхождением в работу», что тоже можно рассматривать как низкую умственную работоспособность. Это означает, что организм студентов подвергается постоянному воздействию учебного процесса, и личностная тревожность, в данном случае, свидетельствует о том, что студент в процессе обучения находится в ситуации, которая чрезвычайно важна для него. По мнению С.Т. Посоховой [8] такая характеристика состояния, очевидно, приведет к высокой эмоциональной чувствительности, которая сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью и затрудняет общение, создавая множество коммуникативных барьеров.

Таким образом, складывается мнение, что высокая личностная тревожность в процессе обучения оказывает отрицательное влияние на организм обучающихся (высокое ФНО) и может неблагоприятно сказаться на развитии социальных коммуникаций личности.

По результатам исследования ситуативной тре-

вожности у всех студентов получены показатели ее среднего уровня (24.4% и 42.9%), что позволяет судить о повышенной значимости для обучающихся той ситуации, в которой они находились в момент исследования. Данный факт свидетельствует об эмоциональном напряжении организма. Использованная методика САН позволила оценить показатели эмоционального состояния организма (самочувствие - 6,7 ± 0,74, активность - 6,4 ± 0.13 и настроение 6,7 ± 1.9), которые имеют высокие показатели и подтверждают вышеуказанное утверждение.

Таким образом, адаптация студентов к обучению, характеризующаяся такими особенностями психоэмоционального состояния, как тревожность и эмоциональное состояние, приводят к мобилизации компенсаторно-приспособительных механизмов адаптации.

Выводы:

1. Адаптация иностранных студентов первого года обучения сопровождается активизацией функционального состояния организма (высокая личностная тревожность, высокие показатели САН) и повышение уровня физиологического напряжения организма (70,25%).

2. Высокий показатель успеваемости достигается на фоне значительно и предельно высокого физиологического напряжения организма и психоэмоционального состояния.

Литература

1. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. - В сб.: Человек

и общество. - вып. XIII. -М.: Наука, 1973.

2. Антонова В.Б. Психологические особенности адаптации

иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Москве. - Вестник ЦМО МГУ, - 1998. №1.

3. Баевский РМ. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.-М., 1979.

4. Блинова Н.Г.. Казин Э. М., Васина Е.В. Особенности психофизиологического развития и формирования приспособительных реакций к обучению у подростков условиях гимназии.- Физиология человека, 2009.- Т.35, №6, с. 68-75

5. Зефиров, Л. Н. К характеристике экзаменационного стресса у студентов с различными индивидуальными особенностями нервной системы / Л. Н. Зефиров, Т. Ф. Щербаков, Т. Ф. Мурзина // Физиология двигательного аппарата и физиология труда. - Казань, 1978. - С. 136-137.

6. Карпов В.Ю. Оптимизация взаимодействия студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности // Модернизация образования и воспитания учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта //Материалы международной научно-практической конференции. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - С. 119-122.

7. Локтева О.В. Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в ВУЗе //Курсовая работа по специальности: Психология - Минск, 63 с.

8. Справочник практического психолога. Психодиагностика (подред. Посоховой С.Т.), М., СПб.: Сова, 2005. - 671, [1]

Сведения об авторах: Айгуль Асанбековна Чонкоева - старший преподаватель кафедры биологических дисциплин МВЩМ,

Нургазы Асылбекович Рахмато - преподаватель кафедры макро и микро анатомии МВШМ,

Алмаз Согонбаевич Шаназаров - докт. мед. наук, профессор, директор НИИ горной меицины, роководитель научного центра МВШМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.