Из данных рисунка 1 видно, что у пациентов основной группы наблюдался достоверный (р<0,05) регресс болевого синдрома в более короткие сроки, с преобладанием в его структуре легких форм по сравнению с больными контрольной группы уже к концу второй недели лечения.
Динамика регресса симптомов натяжения у пациентов исследуемых групп представлена на рисунке 2.
90 -і 80 70 60 50 40 30 20 10 0
г
80 \
\13* ш —
♦3*
~Г —-to
2 недели
1 месяц
контрольная
2 месяца
Рис. 2. Динамика симптомов натяжения на протяжении 2 месяцев у пациентов основной и контрольной групп
Примечание: *Р<0,05.
Из рисунка 2 видно, что на фоне проводимой терапии у пациентов обеих групп происходило достоверное снижение симптомов натяжения к концу второй недели лечения, наиболее выраженное у пациентов основной группы.
Проведенное исследование свидетельствует о целесообразности включения в лечебно-профилактические мероприятия комплекса антидепрессантов с анти-конвульсантами, так как данное сочетание позволяет добиться более длительного, стойкого эффекта в терапии хронического вертеброгенного (в т. ч. рефлектор-
ного) болевого синдрома с одновременным снижением побочных эффектов по сравнению с симптоматической терапией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев В. В., Баринов А. Н., Кукушкин М. Л., Подчуфаро-ва Е. В., Строков И. А., Яхно Н. Н. Боль: Руководство для врачей и студентов / Под ред. Н. Н. Яхно. - М.: «МедПресс», 2009. - 302 с.
2. Данилов А. Б., Жаркова Т. Р. Хроническая радикулопатия: новые возможности терапии // Русский медицинский журнал - специальный выпуск «Болевой синдром». - 2010. - № 18. - С. 15-19.
3. Европейские рекомендации по лечению неспецифической боли в пояснично-крестцовой области в условиях первичной медицинской помощи: Реферат под науч. ред. Н. Н. Яхно, Е. В. Под-чуфаровой. - М.: Практическая медицина, 2010. - 24 с.
4. Кукушкин М. Л., Хитров Н. К. Общая патология боли. - М.: Медицина, 2004. - 144 с.
5. Павленко С. С. Боли в нижней части спины (эпидемиология, клинико-диагностическая классификация, современные направления в диагностике, лечении и стандартизации медицинской помощи): Руководство. - Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2007. - 172 с.
6. Решетняк В. К., Кукушкин М. Л. Боль: физиологические и патофизиологические аспекты // В кн.: Актуальные проблемы патофизиологии. Избранные лекции / Под ред. Б. Б. Мороза. - М.: Медицина, 2001. - С. 354-389.
7. Breivik H., Collett B., Ventafridda V., Cohen R., Gallacher D. Survey of chronic pain in Europe: Prevalence, impact on daily life, and treatment // European journal of pain. - 2006. - V. 10. - P. 287-333.
8. Classification of chronic pain: descriptions of chronic pain syndromes and definitions of pain terms/prepared by International Association for the Study of Pain, Task Force on Taxonomy / Editors H. Merskey, N. Bogduk. 2 nd ed. - Seattle: IASP Press, 1994. - 222 р.
9. Wall and Melzack's Textbook of Pain. 5 th / Edition S. B. McMahon, M. Koltzenburg (Eds). - Elsevier Churchill Livingstone, 2005. - 1239 p.
Поступила 25.04.2012
Н. П. ГОРБАТЕНКО, Е. В. ДОРОХОВ, В. Н. ЯКОВЛЕВ, А. В. КАРПОВА
ВЛИЯНИЕ СПЕЛЕОКЛИМАТОТЕРАПИИ НА ОБРАЗОВАНИЕ КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ВЕГЕТАТИВНОГО СТАТУСОВ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА
Кафедра нормальной физиологии Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко,
Россия, 394000, г. Воронеж, ул. Студенческая, 10, тел. 8-4732-52-78-80
Особое место среди различных травмирующих влияний на студента занимает психоэмоциональный стресс, вызывающий нарушения в поведении человека, в психологических реакциях и в функциональной деятельности его центральной и вегетативной нервной системы [1]. Период острой адаптации, согласно мнению ряда исследователей, падает на 1-11 курсы вуза [2]. Данный факт подчеркивает актуальность поиска методов профилактики и коррекции нарушений психовегетативных показателей, связанных с воздействием психоэмоционального стресса. Спелеоклиматотерапия - немедикаментозный метод воздействия на организм, основанный на адаптации к микроклимату спелеоклиматических камер. Для исследования взаимоотношений психологических показателей и вегетативного статуса проведен корреляционный анализ изучаемых показателей до и после курса спелеоклиматотерапии. После курса спелеоклиматотерапии выявлено снижение выраженности психологических и вегетативных проявлений стресса. Полученные данные позволяют рекомендовать данный метод в качестве профилактики нарушений, связанных с психоэмоциональным стрессом.
Ключевые слова: спелеоклиматотерапия, психоэмоциональный стресс, тревожность, вегетативный статус.
Кубанский научный медицинский вестник № 2 (131) 2012 УДК 615.834.477.8-057.875:616.839:616.89
Кубанский научный медицинский вестник № 2 (131) 2012
EFFECT OF SPELEOKLIMATOTHERAPY ON THE FORMATION OF CORRELATIONS BETWEEN STUDENT'S INDICATORS OF PSYCHOLOGICAL AND VEGETATIVE STATES IN SITUATIONS
OF EMOTIONAL STRESS
Normal physiology department Voronezh state medical academy named by N. N. Burdenko,
Russia, 394000, Voronezh, Studentcheskay str., 10, tel. 8-4732-52-78-80
A special place IN different traumatic effects on students is psycho-emotional stress, which causes disturbances in human behavior, psychological reactions and functional activities in central and autonomic nervous system [1]. According to opinion number of authors,the period of acute adaptation corresponds with I-II university courses [2]. This fact emphasizes the relevance searching of methods prevention and correction of violations of psycho-vegetative parameters, associated with exposure of emotional stress. speleoklimatotherapy is non-drug methods of impact on organism, was based on adaptation to microclimate of speleoclimatic cameras. We made correlation analysis of indicators before and after speleoklimatoterapiya course for researching the relationships of psychological indicators and vegetative status. We observed the reduction of severity psychological and vegetative indicators of stress after speleoklimatoterapiya course. Findings allow us to recommend this method as prophylaxis of violations associated with the psycho-emotional stress.
Key words: speleoklimatoterapiya, psycho-emotional stress, anxiety, vegetative status.
Введение
Развитие психоэмоционального напряжения, как правило, сопровождается рядом изменений физиологических характеристик состояния человека, в частности, вегетативных и психологических, таких как повышенная тревожность и депрессия [1]. В связи с этим проблема психоэмоционального стресса особенно актуальна для высшей школы, прежде всего в начальный период обучения в вузе. В процессе развития психоэмоционального стресса возникает генерализованное возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы, что приводит к многократному увеличению концентрации катехоламинов. Симпатическая нервная система реализует эрготропную функцию, активируя деятельность органов [3]. Эрготропные функциональные состояния, согласно теории Гесса-Моннье, характеризуются повышением реактивности всей системы чувствительных, двигательных и психических компонентов организма. Медиаторами эрго-тропного ряда являются катехоламины. С поступлением в кровь катехоламинов многие авторы связывают повышение тревожности и депрессии. Накопление в организме адреналина связано со стеническими реакциями, требующими длительного умственного напряжения [4]. Парасимпатическая нервная система тормозит, замедляет и нормализует деятельность органов, то есть выполняет тропотрофную функцию [5].
Современные исследования показали, что специфика эмоциональных и физиологических реакций при стрессе зависит от исходного вагосимпатического баланса. Подразделение на симпатикотоников и вагото-ников положено Ф. Вестером в основу профилактики и лечения болезней стресса с дозированным использованием профилактических факторов [6].
Сопоставление вегетативных показателей с показателями тревожности выявило, что склонность к избыточной тревожности сопровождается и максимумом вегетативных сдвигов как в покое, так и при воздействии различных стимулов. Приведенные данные позволяют говорить о существовании у здорового человека определенных психовегетативных взаимоотношений или наличии определенной психовегетативной организации, лежащей в основе формирования различных
форм его адаптации. При этом психическое состояние оказывает максимальное влияние на фоновые вегетативные показатели и на их изменения при воздействии психоэмоционального стресса [7]. По этой причине изучение стресс-индуцированных изменений психофизиологических систем и поиск немедикаментозных методов их профилактики и коррекции представляются весьма актуальными. Одним из немедикаментозных методов корригирующего воздействия на организм человека является спелеоклиматотерапия - использование специфического микроклимата в лечебных и профилактических целях. Механизм действия спелеоклиматотерапии основан на феномене перекрестной адаптации: адаптация к микроклимату спелеокамеры сопровождается повышением резистентности к действию других стрессорных факторов [7, 8].
Цель настоящего исследования - изучить стресс-индуцированные изменения психологического и вегетативного статусов у студентов в состоянии психоэмоционального стресса, а также оценить корригирующие возможности спелеоклиматотерапии.
Материалы и методы исследования
В исследовании принимали участие 120 студентов ВГМА им. Н. Н. Бурденко в возрасте от 17 до 21 года. Комплексное обследование включало оценку вегетативного статуса методом вариационного анализа ритма сердца (ВСР), в т. ч. вариационную пульсометрию и спектральный анализ ритма сердца. Психологический статус определялся анализом показателей реактивной и личностной тревожности по Спилбергеру-Ханину, индекса тревожности и депрессии Цунга. Студенты были разделены на две группы: контрольную (34 человека) и экспериментальную (86 человек). Студенты контрольной группы были обследованы в начале учебного года, до воздействия хронического стресса, связанного с учебным процессом. Студенты экспериментальной группы были обследованы дважды: до и после курса спелеоклиматотерапии. Курс спелеоклиматотерапии составил 10 двухчасовых сеансов во второй половине дня. Для выявления взаимосвязей между показателями психологического и вегетативного статусов был проведен ранговый корреляционный анализ. Для
статистической обработки данных использован программный комплекс «Kyplot 2.15», распространяемый в виде freeware.
Результаты исследования и их обсуждение
При анализе корреляционных связей в контрольной группе была выявлена прямая взаимосвязь между показателями индекса тревоги и мощностью волн низкой частоты (LF), отражающей активность симпатического отдела ВНС (t = 2,28; р = 0,02). Статистически значимых корреляционных связей между другими показателями психологического статуса и показателями вариабельности сердечного ритма в контрольной группе выявлено не было. Умеренная тревожность в контрольной группе, обследованной в сентябре, может быть обусловлена эустрессом в связи с началом учебного года, поскольку, по литературным данным, тревога является обязательным компонентом любого стресса и в своей основе может иметь адаптивный характер [9].
Анализ корреляционных связей в экспериментальной группе между психологическим состоянием и вегетативным гомеостазом студентов выявил у них признаки хронического психоэмоционального стресса.
В подгруппе студентов-ваготоников прямые корреляционные связи были выявлены между показателями психологического состояния и показателями ВСР, такими как личностная тревожность и мощность волн очень низкой частоты (VLF) (являющиеся корреляторами психоэмоционального стресса), мощность волн низкой частоты (LF) (табл. 1). Статистически значимых корреляционных связей между другими психологическими показателями и показателями ВСР в данной подгруппе выявлено не было.
В подгруппе студентов-нормотоников (табл. 2) прямые корреляционные связи наблюдались между мощностью волн очень низкой частоты (VLF) и индексом тревоги, соматическим индексом и индексом депрессии.
В подгруппе симпатотоников (табл. 3) были выявлены прямые корреляционные связи между индексом напряжения (ИН), или стресс-индексом и индексом тревоги, аффективным индексом, соматическим индексом, индексом депрессии между соматическим индексом и амплитудой моды (АМо), отражающей активность симпатического отдела ВНС. Обратные корреляционные связи наблюдались между аффективным индексом и общей мощностью волн (ТР), отражающей адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы.
Согласно литературным данным, выявленные корреляционные связи подтверждают предположение о наличии в экспериментальной группе признаков хронического психоэмоционального стресса. Тревога и депрессия не только развиваются на фоне активации стресс-реализующих систем, но и сами способствуют их активации. Так, известно, что повышенная тревожность, также как и депрессия, сопровождается повышением уровня глюкокортикоидов [9]. Кроме того, повышенная тревожность, также как и депрессия, сопровождается активацией симпатоадреналовой системы [9, 10]. Обращает на себя внимание тот факт, что число взаимосвязей между психологическим статусом и показателями вариабельности сердечного ритма в экспериментальной группе, особенно в подгруппе симпатотоников, которые наиболее подвержены воздействию психоэмоционального стресса, превышает их число в контрольной группе. Увеличение числа
Таблица 1
Корреляционные связи между психологическими показателями и показателями вариабельности сердечного ритма в подгруппе ваготоников до курса спелеоклиматотерапии
Показатель VLF LF
t = 1,97 t = 2,02
Личностная тревожность р = 0,04 р = 0,04
Примечание: VLF - мощность волн очень низкой частоты, LF - мощность волн низкой частоты, t - критерий Стьюдента, соответствующий коэффициенту корреляции Спирмена, р - достигнутый уровень значимости.
Таблица 2
Корреляционные связи между психофизиологическими показателями и показателями вариабельности сердечного ритма в подгруппе нормотоников до курса спелеоклиматотерапии
Показатель VLF
t = 2,41
Индекс тревоги р = 0,02
t = 2,59
Соматический индекс
р = 0,01
t = 2,01
Индекс депрессии р = 0,04
Примечание: VLF - мощность волн очень низкой частоты, t - критерий Стьюдента, соответствующий коэффициенту корреляции Спирмена, р - достигнутый уровень значимости.
Кубанский научный медицинский вестник № 2 (131) 2012
Кубанский научный медицинский вестник № 2 (131) 2012
Корреляционные связи между психофизиологическими показателями и показателями вариабельности сердечного ритма в подгруппе симпатотоников до курса спелеоклиматотерапии
Показатель АМо ИН ТР
Индекс тревоги t = 2,43 р = 0,01
Аффективный индекс t = 2,29 р = 0,02 t = -1,90 р = 0,03
Соматический индекс t = 2,02 р = 0,04 t = 2,47 р = 0,01
Индекс депрессии t = 2,15 р = 0,03
Примечание: АМо - амплитуда моды, ИН - индекс напряжения, ТР - общая мощность волн, t - критерий Стьюдента, соответствующий коэффициенту корреляции Спирмена, р - достигнутый уровень значимости.
корреляционных связей между соответствующими показателями свидетельствует о вероятной высокой степени напряжения функциональных систем и снижении адаптационных резервов организма, а следовательно, о возможности формирования биологически отрицательного стресса. Этот факт объясняет необходимость увеличения адаптационных резервов организма у лиц, подверженных хроническому психоэмоциональному стрессу.
Для оценки влияния спелеоклиматотерапии на характер и количество взаимосвязей между психологическим и вегетативным статусами были оценены корреляционные связи между соответствующими показателями психологического состояния и ВСР в экспериментальной группе после курса спелеоклиматотерапии.
Как видно из таблицы 4, после курса спелеоклиматотерапии прямые корреляционные связи наблюдались между личностной тревожностью и нормированным индексом мощности волн высокой частоты (НFnorm). Обратные корреляционные связи наблюдались между индексом тревоги и амплитудой моды (АМо).
Такая взаимосвязь подтверждается изменением показателей ВСР и психологического статуса в подгруппе ваготоников после курса спелеоклиматотера-
пии: уменьшение нормализованного индекса мощности волн высокой частоты, увеличение показателей амплитуды моды и снижение показателей личностной тревожности и индекса тревоги.
В подгруппе студентов-нормотоников корреляционные связи между психологическим статусом и показателями вариационной пульсометрии после курса спелеоклиматотерапии отсутствовали.
Как видно из таблицы 5, в подгруппе симпатотоников после курса спелеоклиматотерапии наблюдались прямые корреляционные связи между реактивной тревожностью и индексом напряжения; между личностной тревожностью и мощностью волн низкой частоты.
Результаты корреляционного анализа подтверждаются данными, полученными при прохождении курса спелеоклиматотерапии в подгруппе симпатотоников: снижение показателей ВСР, отражающих активность симпатического отдела ВНС, таких как амплитуда моды, индекс напряжения, а также повышение показателей, отражающих активность парасимпатического отдела ВНС, сопровождалось снижением показателей реактивной и личностной тревожности.
После курса спелеоклиматотерапии происходили снижение выраженности вегетативных и психологических проявлений информационного стресса за счет
Таблица 4
Корреляционные связи между психофизиологическими показателями и показателями вариабельности сердечного ритма в подгруппе ваготоников после курса спелеоклиматотерапии
Показатель АМо НFnorm
t = 2,14
Личностная тревожность р = 0,03
t = -2,09
Индекс тревоги р = 0,04
Примечание: АМо - амплитуда моды, НFnorm - нормированный индекс дыхательных волн высокой частоты, t - критерий Стьюдента, соответствующий коэффициенту корреляции Спирмена, р - достигнутый уровень значимости.
Корреляционные связи между психофизиологическими показателями и показателями вариабельности сердечного ритма в подгруппе симпатотоников после курса спелеоклиматотерапии
Показатель ИН LF
t = 2,20
Реактивная тревожность р = 0,03
t = 1,99
Личностная тревожность р = 0,04
Примечание: ИН - индекс напряжения, LF - мощность волн низкой частоты, t - критерий Стьюдента, соответствующий коэффициенту корреляции Спирмена, р - достигнутый уровень значимости.
снижения активности симпатического отдела ВНС и мобилизации парасимпатического отдела ВНС, восстановление функций, нарушенных воздействием информационной нагрузки в процессе обучения. Количество корреляционных связей между показателями психологического и вегетативного статусов в экспериментальной группе уменьшалось, что свидетельствует о стабилизации взаимоотношений психовегетативным статусом, нарушенным действием хронического психоэмоционального стресса.
Таким образом, в условиях современного образовательного процесса студенты подвержены воздействию хронического психоэмоционального стресса, который является причиной возникновения большого спектра психологических и соматических заболеваний. Психофизиологическими критериями степени адаптации студентов к процессу обучения в вузе считаются высокие резервы психофизиологических систем, обеспечивающих первоначальную устойчивость к воздействию эмоциональных и информационных стрессоров [11]. Способность адаптироваться зависит от исходного состояния вегетативной нервной системы, а именно от баланса симпатического и парасимпатического отделов ВНС. При исходной несбалансированности вегетативной регуляции наблюдается наибольшая подверженность человека эмоциональному стрессу. Оптимальные процессы адаптации наблюдаются при умеренной активации симпатоадрена-ловой системы, значительное повышение уровня ее активности сопровождается развитием дезадаптаци-онных расстройств [12].
Своевременное применение адаптогенных методов воздействия, в частности спелеоклиматотерапии, позволит повысить адаптационно-приспособительные возможности организма человека. Проведенное исследование показало, что вследствие адаптогенного воздействия спелеоклимата происходит стабилизация взаимоотношений внутри психофизиологических систем, нарушенных действием хронического психоэмоционального стресса. Таким образом, полученные
данные позволяют рекомендовать курс спелеоклиматотерапии в качестве метода профилактики стресс-индуцированных расстройств психофизиологических систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. - 3-е изд. - М.: Медицина, 2000. - 496 с.
2. Здоровье студентов / Под ред. Н. А. Агаджаняна. - М., 1997. - 199 с.
3. Kongsomboon K. Psychological problems and overweight in medical students compared to students from faculty of humanities, Srinakharinwirot university. Thailand / K. Kongsomboon // j. med. assoc. thai. - 2010. - Vol. 93. № 2. - P. 106-113.
4. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматические расстройства у детей. - СПб: Речь, 2005. - 400 с.
5. Китаев-СмыкЛ. А. Психология стресса. - Изд-во «Наука», 1983. - 368 с.
6. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / Под ред. А. М. Вейна. - М., 2000. - 750 с.
7. Меерсон Ф. З. Адаптационная медицина: концепция долговременной адаптации. - М.: «Дело», 1993. - 138 с.
8. Пшенникова М. Г. Стресс: регуляторные системы и устойчивость к стрессорным повреждениям // Дизрегуляционная патология / Под ред. Т. Н. Крыжановского. - М.: Медицина, 2002. -С. 307-324.
9. Психосоматические расстройства в практике терапевта: Руководство для врачей / Под ред. В. И. Симаненкова. - СПб: СпецЛит, 2008. - 335 с.
10. Ревина Н. Е. Вариабельность сердечного ритма как вегетативный показатель конфликт-индуцированного поведения человека при эмоциональных нагрузках // Физиология человека. - 2006. - Т. 32. № 2. - С. 67-71.
11. Медведев В. А. Оздоровление студенческой молодежи средствами физической культуры / В. А. Медведев, О. П. Маркевич // Высшая школа. - 2003. - № 3. - С. 72-75.
12. MillsF. J. The endocrinology of stress // Aviat. space environm. med. - 1985. - Vol. 56. № 7. - P. 642-650.
Поступила 06.03.2012
Кубанский научный медицинский вестник № 2 (131) 2012