УДК: 65.016.8
С. В. Киселев, А. Х. Шагиева
АДАПТАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Ключевые слова: законодательство о банкротстве, неплатежеспособность, процедура банкротства, ответственность антикризисных управляющих, страхование профессиональной ответственности антикризисных управляющих, кредиторы, должники.
Авторы анализируют обширный опыт европейских стран в области законодательства о банкротстве с целью поиска путей и методов их адаптации к условиям отечественной действительности, разработке направлений и инструментов воздействия на процессы формирования целостной системы мер антикризисного управления, включая уровень подготовки антикризисных управляющих, их ответственность и меры поддержки.
Key words: bankruptcy law, insolvency, bankruptcy procedure, liability of crisis managers, crisis managers’ professional
liability insurance, creditors, debtors.
The authors analyze the experience of European countries in the sphere of bankruptcy law to find the ways and methods of adaptation to the domestic reality, exploitation of directions and instruments of influence on the formation of the intact system of crisis management, containing the level of training of crisis managers, their responsibilities and support measures.
Опыт экономически развитых стран мира накопил значительную практическую и теоретическую базу, исследование которой может существенно способствовать прогнозированию кризисных явлений в отечественной экономике. Так, основы законодательства о несостоятельности Германии фактически послужили методической и практической базой для разработки и реализации Закона Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ [1]. Заслуживает внимания опыт Франции, Великобритании и Швеции, где законодательство о банкротстве предусматривает, прежде всего, процедуру сохранения предприятия все возможными средствами и восстановления его деятельности и, только во вторую очередь, ликвидацию должника.
Сравнительная характеристика основных особенностей законодательства и процедур банкротства в различных странах представлена в таблице 1. Анализ этих характерологических особенностей зарубежного законодательства в области процедуры банкротства предоставляет возможность применения отдельных положений в отечественной практике.
Так, в Великобритании судебные органы уполномочены ликвидировать любую компанию, а при определенных обстоятельствах даже незарегистрированные и иностранные компании. При этом добровольная ликвидация может быть осуществлена без обращения в суд. Заявление о ликвидации компании представляется в виде ходатайства либо самой компанией, либо ее директорами, либо любым кредитором или вкладчиком, либо клерком суда. В определенных случаях ходатайство может быть представлено официальным управляющим конкурсной массой и Государственным секретарем.
Компания считается неплатежеспособной если:
- не уплатила или не обеспечила сумму, причитающуюся кредитору и превышающую 750 ф. ст., или не достигла компромиссного соглашения в отношении такой суммы, превышающей 750 ф. ст., в течение трех недель с момента получения письменного требования в установленной форме об уплате долга;
- исполнительный лист или иной документ, выданный по решению суда, возвращен неисполненным;
- судом доказано, что компания не в состоянии платить по своим долгам;
- стоимость активов компании меньше стоимости ее обязательств.
Таблица 1 - Специфика процедуры банкротства в законодательстве европейских стран
Признаки процедуры банкротства Германия Швеция Франция Великобритания
1 2 3 4 5
Целевые установки процедуры банкротств Интересы кредиторов Интересы кредиторов и должников. Сохранение предприятия в целях поддержания социальной стабильности. Интересы кредиторов и должника. Сохранение только в случае заключения договора купли-продажи банкрота.
Объект процедуры банкротства Юридические лица всех форм собственности, а также физические лица. Юридические лица всех форм собственности Юридические лица частной формы собственности. Юридические и физические лица, зарегистрированн ые на территории страны
Параметры задолженности и сроки Просроченная задолженность свыше трёх месяцев. Через семь дней после предъявления требования кредитором Любое превышение задолженности над активами и ликвидностью Сумма свыше 750 фунтов, срок задолженности -более 3-х недель
Обязанности временного управляющего Запрещено распоряжаться активами. Реализация имущества должника Реализация имущества должника Реализация имущества должника на основании решения суда
Инициатор проведения процедуры банкротства Кредиторы и должники Кредиторы Кредиторы, должники, профсоюз, прокурор Кредиторы, должники, совет директоров.
Отставка руководителя предприятия должника Возможна Не возможна Обязательна, не позднее 15 дней с момента прекращения платежей Возможна
Окончание табл. 1
1 2 3 4 5
Виды ответственности руководителя предприятия должника и временного управляющего Не предусмотрены Ответственность управляющего конкурсной массой в пределах страховки Административная и уголовная Дисквалификация и возмещение ущерба кредиторам
Признаки недействительности сделок Убытки кредиторов На основании решения суда На основании решения суда независимо от сроков давности Наличие доказанной в суде связи одной сторон с должником в течение двух лет
Возможность заключения сделок временным управляющим Предусмотрена, однако возможен и отказ Не предусмотрена Временный управляющий обязан принять решение об отказе в течение 1 месяца В противном случае убытки включаются в задолженность Временный управляющий обязан принять решение об отказе в течение 28 дней с момента обращения контрагента. В противном случае убытки включаются в задолженность
Исполнительные полномочия предоставляются официальному ликвидатору из подразделения правительства по управлению имуществом должников. Управляющий конкурсной массой представляет собой должностное лицо суда и является государственным служащим, занимается банкротством и принудительной ликвидацией компаний. Обязанности официального управляющего конкурсной массой отличаются от обязанностей ликвидатора и конкурсного управляющего имуществом. Официальные управляющие конкурсной массой выполняют указания, инструкции и рекомендации Генерального инспектора или Директора агентства, а также Государственного секретаря. Его основные функции связаны с ведением процедуры банкротства и управление ею.
Служба по делам о несостоятельности включает 33 официальных управляющих конкурсной массой и представляет собой исполнительное агентство Департамента торговли и промышленности и обеспечивает основные механизмы и эффективные средства решения дел, связанных с банкротством компаний, расследования мошенничества и ненадлежащего поведения в рамках дел о несостоятельности. Она выполняет следующие функции:
- предварительное расследование и управление имуществом должников в случае принудительной процедуры банкротства и ликвидации компаний, в том числе товариществ, по решению суда;
- осуществление действий доверительного управляющего или ликвидатора в случаях принудительной процедуры несостоятельности;
- информирование об уголовных правонарушениях в случаях принудительной процедуры несостоятельности; и возбуждение производства по дисквалификации в отношении не соответствующих требованиям директоров тех компаний, которые потерпели крах;
- предоставление банковских и инвестиционных услуг применительно к случаям банкротства и ликвидации;
- предоставление министрам рекомендаций в отношении политики по вопросам несостоятельности.
Государственные органы выполняют определенную роль в плане надзора за процедурой банкротства, однако, они имеют право голосовать на собраниях кредиторов и акционеров только в силу того, что они выступают в качестве кредиторов. Государству обычно отдается приоритет в рамках процедуры ликвидации в соответствии с очередностью удовлетворения требований кредиторов.
Основная функция ликвидатора состоит в том, чтобы обеспечить получение активов компании, их реализацию и распределение вырученных средств между кредиторами компании. Осуществляя действия в рамках процедуры несостоятельности, ликвидатор подчиняется контролю со стороны суда.
Управляющий конкурсной массой и ликвидаторы в Великобритании являются практикующими специалистами по несостоятельности и представляют собой лицо, получившее разрешение на осуществление такой деятельности от одной из признанных организаций бухгалтеров, одного из Юридических обществ, Ассоциации практикующих специалистов по несостоятельности или от Департамента торговли Великобритании. Только они могут занимать такую должность в рамках процедуры по несостоятельности.
Управляющий конкурсной массой и ликвидаторы должен удовлетворять некоторым требованиям в отношении своего образования. Так, им должен быть сдан экзамен по вопросам несостоятельности, который проводится объединенным советом по делам о несостоятельности, а также он должен был назначаться на эту должность не менее чем по 30 делам в течение 10 лет.
Кроме того, на основании заявления официального управляющего конкурсной массой или ликвидатора, или любого кредитора или вкладчика суд может расследовать поведение ликвидатора или конкурсного управляющего имуществом и обязать его внести сумму в состав имущества компании в виде компенсации за злоупотребление властью или нарушение обязанностей, какую суд считает справедливой.
Что особенно характерно, закон о несостоятельности 1986 г. предусматривает ряд процедур, призванных предотвратить ликвидацию компании. К ним относятся компромиссное соглашение о погашении долгов компании или о схеме реорганизации дел компании, предоставление моратория кредиторами с целью дать компании возможность реструктурировать свою деятельность [2].
Напротив, во Франции единственным органом, который правомочен принимать решение о возбуждении процедуры банкротства является прокуратура. Более того, прокурор имеет право направить запрос о замене управляющего, экспертов, представителя кредиторов, уполномоченного, ликвидатора а также, направить запрос об отмене плана реструктуризации, о прекращении деятельности или о судебной ликвидации компании. Прокурор обладает большими полномочиями в плане предъявления судебных исков в отношении управляющих предприятием, а также потребовать реструктуризации, банкротства или передаче дела в уголовный суд. Управляющий или ликвидатор находятся в юрисдикции прокуратуры. Кроме того, государственные органы регулярно осуществляют проверки на месте, а судья, назначенный Министерством юстиции, осуществляет надзор за деятельностью управляющего и имеет право в любое время проводить проверки. Управляющий должен быть зарегистрирован в национальном списке, составляемом национальной комиссией, он может осуществлять свою деятельность на всей территории Франции, а профессия управляющего
или ликвидатора несовместима с какой-либо иной профессией, за исключением профессии юриста. К квалификационному уровню управляющего или ликвидатора предъявляются очень высокие требования. Например, он должен иметь степень магистра права, степень магистра в области экономических наук или управления бизнесом, иметь диплом, признанный Министерством образования и выданный высшим учебным заведениям в сфере бизнеса и управления, признаваемый государством, обладать другими эквивалентными степенями или дипломами, пройти экзамен на способность выполнения функций аудитора, иметь диплом об окончании высших курсов в области бухучета и финансов, степень DEA в области права или управления бизнесом, степень DESS в области права или управления бизнесом, иметь опыт работы по специальности (З года), а также сдать экзамен на соответствие.
Кроме того, каждый управляющий, а также каждый ликвидатор должен застраховать свою профессиональную гражданскую ответственность, а также быть застрахованным от небрежности или ошибок, допущенных в ходе выполнения своих обязанностей. В случае, если управляющий не может надлежащим образом осуществлять свои функции в связи с неоднократными нарушениями своих профессиональных обязанностей, национальная комиссия имеет право исключить его из национального регистрационного списка на срок до ІО лет. Что характерно, ответственность управляющего или ликвидатора перед кредиторами может быть только уголовной, так как их взаимоотношения не являются договорными.
Условием начала процедуры возбуждения ходатайства об объявлении должника банкротом и возбуждении процедуры банкротства являются просрочка платежа в течение І5 дней, заявление кредитора, как только должник не уплатил один долг, при этом бремя доказательства неплатежеспособности должника на кредиторе. Кроме того, сюда входят собственная инициатива компании и решение суда по требованию прокуратуры.
Как правило, дело о возбуждении процедуры банкротства открывается на основании неплатежеспособности должника, которая заключается в том, что должник не имеет возможности выполнять свои текущие обязательства при имеющихся у него активах. Любой кредитор имеет право обратиться с ходатайством о реструктуризации или ликвидации предприятия, которое приостановило платежи. Это право является абсолютным, если прекращение платежей было установлено. Для установления прекращения платежей кредитор не должен обращаться с ходатайством в суд об уплате долга или об обращении взыскания на имущество. Все, что ему необходимо, это вызвать должника в суд с указанием характера и суммы его требования и сообщить о любых действующих процедурах или исполнительном производстве.
Французским законодательством предусмотрены различные превентивные меры, направленные на выявление проблем на предприятиях и предотвратить ухудшение ситуации с помощью специальных мер, включающих улучшение бухгалтерской отчетности и финансовой информации (в особенности оценочных данных) компании, улучшение контроля со стороны акционеров за деятельностью управляющих, создание специальных групп по принятию превентивных мер. Эти группы утверждаются государственным представителем в регионе и могут иметь любую форму гражданского юридического лица, и, как правило, в их состав входят бухгалтерские организации, торговые палаты или профессиональные организации. Их основная задача заключается в анализе, на конфиденциальной основе, любой бухгалтерской отчетности или финансовой информации, сообщаемой их членами.
Однако, если существует надежда, что предприятие может быть спасено, процедура реструктуризации может принять форму плана продолжения деятельности. Этот план должен основываться на серьезных мерах, включающих необходимость внесения дополнительного капитала участниками общества или внешними инвесторами с целью устранения убытков и восстановления чистого акционерного капитала, или даже повышения размера акционерного капитала. Кроме того, суд может внести поправки в устав, необходимые для продолжения деятельности, и разрешить собрание акционеров для утверждения таких поправок [2].
Таким образом, французское законодательство носит ярко выраженный социальный характер, в нем практически отсутствует в отличие от Великобритании, такой инструмент, как защита кредиторов. На наш взгляд, подобное игнорирование прав кредиторов снижает инвестиционную активность инвесторов и увеличивает риск неплатежеспособности. Ибо такая форма является наиболее подходящей для характеристики современного законодательства о несостоятельности, основная задача которого должна заключаться в создании максимально эффективного механизма для обеспечения стабильности и устойчивого роста экономики.
Законодательная база Швеции по вопросам несостоятельности значительно отличается от российской системы. В законодательстве Швеции банкротство рассматривается как процедура, состоящая исключительно из конкурсного производства. Целью управляющего является максимально быстрая реализация конкурсной массы, при этом компания-банкрот может продолжать свой бизнес в течение одного года. Вопросам сроков реализации конкурсной массы придается большое значение и от скорости ее реализации зависит вознаграждение управляющего, а по итогам реализации конкурсной массы производятся выплаты кредиторам.
При этом, если средств, вырученных от реализации конкурсной массы, больше, чем необходимо для удовлетворения всех требований кредиторов, то управляющий принимает решение о выплате кредиторам дивидендов. При недостаточности у предприятия средств для погашения всех обязательств вступают в действие нормы Закона о привилегиях кредиторов.
Реорганизация предприятий проводится в соответствии с Законом о реорганизации бизнеса только в тех случаях, когда заявлен бизнес-план, доказывающий, что бизнес перспективен. В этом случае предприятие получает отсрочку по налогам и прекращение принудительных выплат по обязательствам, что с учетом воплощения программы реконструкции бизнеса и должно восстановить платежеспособность предприятия. Данная процедура аналогична внешнему управлению по российскому законодательству [3].
Итак, в законодательстве России и Швеции есть существенные различия. Сложно судить о преимуществах той или иной системы, хотя, на наш взгляд, система российского законодательства по вопросам антикризисного управления является более структурированной и жесткой.
В Германии сложилось совершенно иное, чем в России, отношение общества к самому явлению банкротства. Сегодня в этой стране накоплен большой опыт, есть немало примеров успешной реструктуризации предприятий и финансового оздоровления целых отраслей, составляющих основу экономики восточных земель. Более того, законодательство Германии жестко регламентирует сохранение рабочих мест.
Инициирование банкротства здесь рассматривается как начало длинной череды процедур, каждая из которых предоставляет должнику возможность, так или иначе, корректировать ситуацию. В Германии кредитор также имеет право подавать в суд на должника при просроченной задолженности в три и более месяцев. В то же время там существует механизм защиты от слишком легкого отношения к инициированию банкротства. Если суд примет решение отказать в иске, то все судебные расходы возлагаются на лицо, инициирующее процедуру, независимо от того, это государственный орган или частная компания.
Процедура банкротства инициируется в отношении только тех предприятий, которые действительно имеют хроническую и достаточно продолжительную по времени неплатежеспособность. В Германии существует норма, по которой руководитель должника, если он по объективным показателям баланса должен был объявить себя банкротом и не сделал этого, привлекается к ответственности вплоть до уголовной. Порядок очередности погашения долгов, установленный законодательством Германии, очень схож с российским. Там тоже сначала идёт погашение социальных налогов, затем гасится задолженность по зарплате, по налогам на прибыль, и только после этого долги возвращаются всем остальным.
Законодательство о банкротстве Германии не предусматривает специального органа, занимающегося делами о несостоятельности. Дела о банкротстве и несостоятельности рассматриваются исключительно в судах по делам о несостоятельности. При этом государство и его институты участвуют в процедурах банкротства, как и любой другой кредитор. В отношении долгов правительственным и другим государственным органам не существует никаких общих привилегий.
Инициированием дела о несостоятельности в отношении должника является заявка о признании должника неплатежеспособны в суд по делам о несостоятельности при таких условиях как, неплатежеспособность как случай неспособности или прекращение осуществления платежей, угроза неплатежеспособности как вероятность того, что должник не сможет выполнить существующие обязательства по платежам в надлежащие сроки, а также чрезмерная задолженность как превышение существующих обязательств или задолженности над имуществом и активами должника.
Интересен опыт Германии в отношении квалификационных требований и ответственности арбитражных управляющих. В отличие от законодательства Франции и Великобритании в законодательстве о банкротстве Германии не предусмотрена процедура лицензирования конкурсных управляющих или прохождение ими каких-либо конкурсных отборов. Для назначения конкурсных управляющих не существует никаких специальных юридических требований, а его должность сама по себе не считается профессией. В соответствии с Законом о банкротстве, конкурсный управляющий должен соответствовать только требованиям надлежащей квалификации, в частности иметь опыт предпринимательской деятельности, и быть независимым по отношению к должнику и кредиторам. Как правило, конкурсными управляющими, назначаются юристы. При этом совершенно не обязательно, чтобы они были специалистами в области законодательства о банкротстве, однако суды составляют списки всех юристов, которых они считают компетентными и правомочными для осуществления процедур банкротства.
Ответственность за квалифицированные действия специалистов в Германии несут профессиональные организации, такие как Палата юристов, Палата дипломированных бухгалтеров высшей квалификации, членами которых в обязательном порядке являются все юристы и квалифицированные бухгалтеры. При этом, в законодательстве не существует правовых требований, предусматривающих страхование конкурсных управляющих. Вместе с тем, страхование профессиональной ответственности юристов и дипломированных бухгалтеров высшей квалификации предусматривает покрытие ущерба в размере не менее 500 тыс. нем. марок.
В Германии действует достаточно сложный и эффективный механизм привлечения к ответственности арбитражных управляющих. Так, дисциплинарные меры включают надзор со стороны суда по делам о несостоятельности, наложение штрафов, отстранение от должности. В соответствии с Законом о банкротстве, суд по делам о несостоятельности осуществляет надзор за деятельностью конкурсного управляющего, имеет право в любое время потребовать представления информации или отчета о текущем состоянии дел и о деятельности конкурсного управляющего. Если конкурсный управляющий не выполняет своих обязанностей, то суд по делам о несостоятельности имеет право после предварительного уведомления конкурсного управляющего наложить на него штраф в размере до 50000 нем. марок.
Кроме того, в соответствие с законодательством о гражданской ответственности конкурсный управляющий несет финансовую ответственность за нарушение своих обязанностей по злому умыслу или небрежности. Конкурсный управляющий несет также ответственность за обеспечение оплаты первоочередных долгов, связанных с конкурсной массой, возникающих в результате осуществляемых им юридических действий.
Законодательство Германии не предусматривает специальных мер по предотвращению случаев неплатежеспособности или банкротства. Однако, в рамках обширного гражданского и
корпоративного законодательства имеются превентивные меры для выявления проблем на самом раннем этапе. Так, крупные юридические лица, например, должны регулярно проводить аудиторскую проверку своих балансовых отчетов. Кроме того, положения об уведомлении предусматривает, что если компания с ограниченной ответственностью или акционерное общество теряет более 50% своего акционерного капитала, то управляющий должен уведомить об этом акционеров компании. Ответственность за невыполнение указанного требования ложится на управляющего директора или членов совета директоров. Компания с ограниченной ответственностью в таких случаях может нести даже уголовную ответственность. Помимо этого, управляющие директора компаний с ограниченной ответственностью и члены совета директоров обязаны подавать заявку о неплатежеспособности, если возникает чрезмерная задолженность или невозможность осуществлять платежи [2].
Анализ законодательства о банкротстве европейских стран, а также процедуры инициирования, рассмотрения, контроля и надзора, виды ответственности и требования к уровню квалификации арбитражных управляющих позволяют несколько по-новому взглянуть на субъективные и объективные причины возникновения кризисных ситуаций, иначе оценить роль субъективного фактора в процедуре банкротства как прецедента в отечественной экономике. В отечественной практике принято считать, что основные причины банкротства кроются в общей экономической ситуации и наступившем кризисе 2008-2009 годов. Между тем, все перечисленное может быть катализатором финансового кризиса на предприятии, но не его причиной, которая кроется, прежде всего, в субъективных факторах, связанных с низкой профессиональной квалификацией менеджеров и антикризисных управляющих, отсутствием механизма их ответственности и неумелым хозяйствованием.
Таким образом, необходимо отметить, что нужно активнее и шире использовать приемлемый зарубежный опыт в Российской действительности, учитывая национальную специфику социально-экономических условий развития стран, их традиции и обычаи, юридическую базу и развитость рыночных отношений, степень проникновения властных структур в рыночные отношения, а также уровень развития неформальных экономических отношений в той или иной стране.
Литература
1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» с изменениями и дополнениями на 2009 г. Федеральный закон. - М.: Эксмо М, 2009. - 288 с.
2. Законодательство о банкротстве. Комитет по собственности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. komitet2-5.km.duma.gov.ru
3. Блинов, А.О. Антикризисное управление. Теория и практика./ А.О.Блинов, Д.В. Хавин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 319 с.
© С. В. Киселев - д-р экон. наук, проф., дир. Высшей школы экономики КГТУ, [email protected]; А. Х. Шагиева - препод. каф. экономики и организации Казанской госуд. академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана.