Научная статья на тему 'Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках социально-бытовой ориентировки'

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках социально-бытовой ориентировки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1144
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД• ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маленькая Л.В.

Специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке. Формирование правильных представлений и необходимых знаний по вопросам создания благополучной семьи, распределения семейных обязанностей, защиты своих прав, правил коммуникации, этикета и поведения в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках социально-бытовой ориентировки»

Автор делится многолетним опытом работы учителем СБО в коррекционной школе.

• концентрический принцип • экономическое просвещение • групповые занятия • индивидуальный подход • замещающая семья

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках социально-бытовой ориентировки

Л.В. Маленькая,

учитель 1 квалификационной категории ГАОУ Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»

Конечной целью специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья является их социальная интеграция в общество. И успех этой интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности молодого человека, его способности самостоятельно организовать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребёнка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни является главной задачей специальных кор-рекционных школ. Весь процесс обучения и воспитания ребёнка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе. Организовать систематическую работу школы в рассматриваемом направлении может любой творчески работающий коллектив при помощи администрации.

На протяжении многих лет наша школа целенаправленно ведёт эту работув ходе всего учебно-воспитательного процесса. Но ведущая роль в решении этой главной задачи отводится специальным коррекционным занятиям по социально-бытовой ориентировке.

Коррекционную направленность обучения в школе-интернате обеспечивает набор базовых учебных предметов. К их числу, кроме чтения и развития речи, письма и развития речи, математики, относятся такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, биология и география, история, музыка и пение, физкультура, трудовое обучение по шести профилям, ведь наша школа-интернат с трудовым уклоном, социально-бытовая ориентировка (СБО). Занятия по социально-

бытовой ориентировке всегда являлись основным предметом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. Направленное формирование социально-бытовой компетентности осуществляется на занятиях СБО. Специальные коррек-ционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Поэтому роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ неоценима.

Задача уроков социально-бытовой ориентировки — сформировать правильное представление и дать необходимые знания по вопросам создания благополучной семьи, распределения семейных обязанностей, о защите своих прав, правилах коммуникации, этикета и поведения в обществе. Занятия направлены на развитие и совершенствование у школьников навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей их жизни. Осуществляется экономическое просвещение, формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения со знакомыми и незнакомыми людьми, проводится работа по развитию художественного вкуса учащихся. Предусмотрено развитие умений пользоваться услугами различных организаций, учреждений, торговли, транспорта, медицинских учреждений. Многие темы предмета СБО для умственно отсталых детей-сирот являются вдвойне сложными и незнакомыми. Это вопросы формирования знаний о бытовой стороне семейной жизни, навыков обслуживания собственного жилого помещения (квартиры, дома), самоорганизации

продуктивного досуга, решения экономических проблем. В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им по окончании школы успешно адаптироваться в жизни и быту. Программа СБО составлена по концентрическому принципу, в течение всего времени изучения предмета с 5-го по 9-й класс основные разделы («Личная гигиена», «Уход за одеждой», «Питание», «Жилище», «Медицинская помощь», «Бюджет», «Транспорт», «Торговля» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала. Почти каждый урок СБО включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни.

На уроках СБО использую различные методы и приёмы обучения, групповые занятия и индивидуальный подход. Занятия носят коррекционную направленность (развитие памяти, мышления, внимания, связанной речи детей с ограниченными возможностями здоровья), в старших классах внимание уделяю профессионально ориентационной направленности занятий.

Интересно проходят уроки с проведением сюжетно-ролевых игр, например при изучении правил поведения в транспорте, правил вызова врача на дом; в игровой форме учатся общаться с работниками магазина, находить нужный отдел, совершать покупку, брать чек, проверять сдачу. А во время учебной экскурсии знания и умения, полученные на уроках, закрепляются в реальных условиях и приобретаются новые. Моделируя, разыгрывая и разбирая различные ситуации на

занятиях по социально-бытовой ориентировке, учащиеся расширяют свой социальный опыт.

Экономическое воспитание особенно важно в современных условиях. Темы, связанные с экономическими вопросами, имеют большое коррекционное и практическое значение, способствуют становлению таких качеств личности, как хозяйственность и бережливость. Поэтому экономическое обучение учащихся в школе-интернате осуществляется в том числе и на уроках по социально-бытовой ориентировке. Изучение раздела «Экономика домашнего хозяйства» вызывает трудности именно при выполнении практических заданий.

При изучении тем экономического содержания успешным может быть использование различных проблемных ситуаций.

Раздел «Экономика домашнего хозяйства» в 8-9-х классах и многие другие разделы предполагают такой вид работы на уроке, как решение математических задач экономического характера. Решение математических задач на уроках социально-бытовой ориентировки, отражающих различные аспекты хозяйственно-бытовой сферы, имеет прикладное значение, поэтому учащиеся проявляют к ним интерес.

Допустим, в 8-м классе при изучении раздела «Экономика домашнего хозяйства» ученики должны решить простую задачу следующего содержания:

1. Молодая семья откладывает каждый месяц по 4 000 р. на покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит 32 000 р.?

2. Отец получает 25 000 р в месяц, а мама — 8 000 р. Сколько денег они зарабатывают в год? Смогут ли они

на деньги, заработанные за год, купить автомобиль за 300 000 р., если половина зарплаты уходит на бытовые расходы?

3. Мама получает 8 000 р. в месяц, а папа 15 000 р. В семье 3 человека. Сколько рублей в среднем приходится в месяц на каждого члена семьи? Прожиточный минимум составляет 4 300 р. Достаточно ли денег этой семье для проживания?

Также на уроках СБО ребята старших классов учатся производить расчёт за электроэнергию, бытовой газ, воду и другие платежи.

Большую трудность и в тоже время интерес для учащихся старших классов с ограниченными возможностями здоровья представляет раздел «Бюджет». На этих занятиях дети узнают, что такое бюджет, из чего он складывается, какие основные статьи расходов семейного бюджета существуют, знакомятся с порядком приобретения покупок; исходя из семейного бюджета, закрепляют знания об основных статьях доходов и расходов, учатся планировать крупные семейные покупки, осуществляют финансовые расчёты. Периодически учащихся надо знакомить с ценами на товары во время экскурсий в магазины, на рынки.

Рассказывая о бюджете семьи, я обсуждаю с ребятами вопросы доходов семьи (их составляющие), расходов (обязательные, текущие), правила экономии, накопления (вклады в Сбербанке и коммерческих банках, вклады в облигации). Говорю об акциях в магазинах и экономии при покупке товаров на ярмарках от производителя, а также об оформлении товаров в кредит и о том, сколько мы переплачиваем при этом.

При изучении темы «Бюджет» использую тесты для проверки знаний ребят: «Из чего складывается семейный бюд-

жет?», «Вычеркни название продуктов, которые можно было бы не покупать в целях экономии семейного бюджета», «Как можно сократить расходы семьи? (экономить электроэнергию, воду, газ, отказаться от предметов роскоши, дорогих вещей)», «Какие обязательные ежемесячные оплаты необходимо производить?», «Произведи расчёт израсходованной электроэнергии за месяц, если показания счётчика в марте — 1734 кВт, а в апреле — 1967 кВт (стоимость 1квт. — 2,88 р.) и др.

Совершенно необходимой является проверка состояния экономических знаний и умений у учащихся выпускных девятых классов. Проводить её нужно в первой четверти, чтобы у учащихся осталось время для закрепления не до конца освоенных умений или для уточнения непонятного материала, а у учителя определился фронт работ, требующий особого внимания. Лучше провести тестирование учащихся, которое занимает меньше времени, чем устный опрос, и охватывает все стороны проблемы. Анкета для тестирования должна как можно шире охватывать изученный материал и отражать уровень знаний и умений девятиклассников.

При изучении тем таких разделов, как «Питание», «Торговля», «Экономика домашнего хозяйства» и др., воспитывая у учащихся культуру потребления, нужно напоминать о важном принципе: использовать не больше, чем нужно, так как одна из основ культурного потребления — это умеренность. Потребительский выбор связан не только с полезностью, но и с денежными возможностями: «Копейка рубль бережёт» (из сэкономленных копеек складываются рубли), «Живи по средствам».

При изучении темы «Медицинская помощь» обсуждаю вопросы оказания первой медицинской помощи, вызов

скорой помощи, посещения поликлиники, платной медицины и приобретения лекарств на льготных условиях. Российский медицинский полис позволяет гражданину получить медицинскую помощь на всей территории страны. Здоровье тесно связано с питанием (полезные и вредные продукты), поэтому необходимо объяснить ребятам, как выбирать продукты, где их покупать (в магазине, на рынке, в киоске, на ярмарках). Сопутствующие темы: «О чём нам говорит этикетка?», «Способы хранения продуктов».

В теме «Жильё» обсуждаю вопросы; рост цен на коммунальные услуги, как избежать переплаты (установка счётчиков на воду и на электроэнергию, покупка энергосберегающих ламп), порядок оплаты коммунальных услуг.

Изучая тему «Транспорт», говорим о стоимости билетов на самолёты, поезда, междугородные автобусы, водный транспорт, сравниваем стоимость билетов и время, которое затрачивается на поездку, говорим о видах различных транспортных компаний и их услугах, о коммерческом и муниципальном транспорте, о транспорте повышенной комфортности (такси).

В теме «Средства связи» мы обсуждаем тарифы различных фирм сотовой связи, говорим о роуминге, скорости соединений, о компьютерной связи (всемирная электронная сеть), телефонной связи, а также о почтовых отправлениях (посылках, бандеролях, телеграммах, переводах — простых и электронных).

Изучая тему «Одежда и обувь», знакомимся с тем, как ухаживать за вещами, чтобы они служили дольше, где покупать (в специальных магазинах, на рынке, в магазинах дешёвых товаров), упоминаю о скидках, предоставляемых фирменными магазинами. Недостаток экономического воспита-

ния нередко проявляется и в том, что ребята небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам. Они не всегда понимают, что даже самая небольшая вещь стоит родителям, школе немалых затрат. Для актуализации этой темы предлагаю задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на покупку предметов, об экономии средств семейного бюджета, школы и т.п.

Для популяризации своего предмета и привития учащимся интереса к социально-бытовой ориентировке провожу внеклассную работу.

Ежегодно проводятся декады по социально-бытовой ориентировке. Такие как «Подготовка к самостоятельной жизни и труду», «Культура поведения», «В мире прекрасного», «За здоровый образ жизни» и др. Согласно составленному плану провожу внеклассные мероприятия: «Экономический аукцион», «Ежели вы вежливы...», «Приём гостей», «Моя семья», «Личная гигиена», «Весенний калейдоскоп» и др. Также во время декад СБО проводятся беседы, игры, викторины, экскурсии, которые дополняют подготовку ребят к самостоятельной жизни в обществе.

Как показывает практика, наибольшую эффективность даёт воспитание ребёнка в замещающей семье, поскольку ему присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения индивидуального подхода, безопасности, защищённости ребёнка, удовлетворения потребности в эмоциональных отношениях, привязанности.

Замещающая семья — такая форма жизнеустройства ребёнка, утратившего связи с биологической семьёй, которая наиболее приближена к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, в результате чего обеспечивает достаточно благоприятные усло-

вия для его индивидуального развития и социализации. Поэтому современная государственная политика нашей страны в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется устойчивой тенденцией к развитию семейных форм устройства детей на воспитание в семьи граждан.

Десять лет назад ребятам школы-интерната представилась возможность погостить в семьях наших станичников, да так они там и остались. В 2006году образовались приёмные семьи. И подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни стала актуальной проблемой не только для школы-интерната, но и для приёмных родителей. Проживание в семьях значительно облегчило детям усвоение материала по социально-бытовой ориентировке. Знания, полученные детьми на уроках СБО, закрепляются на практике в семье. Семья важна для каждого! Семья является важным условием нормального развития ребёнка.

Цель воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, заключается в формировании у них способности к самостоятельному решению широкого круга проблем в семейной жизни, формированию семейного «Мы»; к развитию содержательных и эмоциональных аспектов общения семьи.

Семья — это место, где мы говорим, слушаем, понимаем, принимаем, любим, прощаем, ценим, растём...

Семья — это единство индивидуальностей.

Семья — это близость, открытость и понимание.

Семья всегда уделяет время каждому.

Семья всегда умеет приспособиться к жизненным ситуациям.

Семья передаёт традиции, религию, обычаи и ценности.

Семья — это школа, где учатся доброте и нежности.

Семья — это место, где мы растём духовно.

Семья — это место, где мы можем снова встать, сделать новую попытку, если упадём, и никто не перестанет нас любить.

Семья — это книга наших воспоминаний.

Семья живёт, любит, радуется, страдает, возрастает вместе.

Мы живём в сельской местности, а значит, работаем на земле: выращиваем овощи, фрукты и ягоды, домашних животных и птицу. И всему этому учим наших детей. В семье, в результате совместной трудовой практической деятельности ребят и родителей, развиваются навыки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Полученные детьми знания на уроках социально-бытовой ориентировки закрепляются на практике. Приёмные дети видят настоящий, правильный образец семьи, где у всех жителей большого и дружного дома есть свои обязанности, где друг друга

уважают и понимают, оказывают всяческую поддержку и. главное, любят тебя таким, какой ты есть.

По прошествии стольких лет можно сказать, что наши девчонки и мальчишки стали более уверенными в себе, самостоятельными, лучше подготовленными к самостоятельной жизни в обществе.

Литература

1. Воронкова В.В., Казакова С.А.. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5 — 9 классов в специальной (коррекци-онной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. — М.: Владос, 2006. — 248 с.

2. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Методическое пособие. 2-е изд. — М.: Издательство НЦ «ЭНАС», 2006.

3. Девяткова Т.А. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя». — М.: Владос, 2004. — 304 с.

4. Львова С.А. — Справочник выпускника (специальной(коррекционной) образовательной школы VIII вида). — М.: Владос, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.