- у старшеклассниц отмечается низкая мотивация к повышению уровня своей физической подготовленности, во многом обусловленная неудовлетворенностью уроками как средством полноценного развития физических качеств;
-разновидности аэробики (танцевальная, силовая и др.) являются теми видами двигательной активности, которые в большей степени отвечают потребностям и интересам старшеклассниц.
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ
РЕКРЕАЦИИ
М. С. Данилейко
На современном этапе развития образовательной системы в средней школе существует острая потребность в изучении, профилактике и коррекции негативных явлений в поведении первоклассников при адаптации их к условиям школы.
Задачами данного исследования являются:
- исследования коррекции поведения ребенка средствами физической рекреации,
- апробация методики физической рекреации с целью коррекции поведения младших школьников.
Учащиеся первых классов после учебных занятий посещают уроки в секциях дополнительного образования, а именно настольного тенниса и спортивных танцев. Эти спортивные направления нами выбраны по двум причинам, во-первых, это - парная деятельность, которая требует умения совместного принятия решения в управлении своими действиями и действиями партнера. Во-вторых, в спортивных танцах наблюдается элемент сотрудничества, взаимодействия между детьми, в отличие от настольного тенниса, где ярко выраженную направленность имеет элемент соперничества между ними.
Мы предположили, что занятия физической рекреацией с детьми асоциального типа поведения с учетом их индивидуально-психических особенностей позволят ускорить процесс адаптации школьников к учебной деятельности и окажут положительное влияние на изменение стереотипа поведения занимающихся.
Педагогический эксперимент проводился в четыре этапа. В эксперименте приняли участие учащиеся первых классов школ № 156 и № 619 Калининского района Санкт-Петербурга (п=40). Педагогам, работающим в классах, была предложена схема социальной адаптации, разработанная Э.М. Александровской (1984), для определения уровня социализации ребенка в различных сферах учебной деятельности.
На начальном этапе занятия по этой методике проводились в конце каждой учебной недели первой четверти и далее два раза в месяц в течение всего учебного года. На основании полученных данных нами были определены группы адаптированных и дезадаптированных учащихся. Учащиеся, испытывающие затруднения в восприятии норм школьной жизни, отобранные по схеме наблюдения социальной адаптации, составили экспериментальную и контрольную группы.
На втором этапе исследования определялись индивидуальнотипологические различия между адаптированными и дезадаптированными учащимися. В группу дезадаптированных детей попали ученики с нарушениями в эмоциональной сфере, условно мы выделили две формы проявления нарушений: агрессивная и депрессивная. На третьем этапе исследования проводились контрольные испытания физической подготовленности детей и замерялись показатели их самочувствия, активности и настроения.
На четвертом этапе исследования проводилось сравнение изменений психологических и социальных показателей за учебный год адаптированных учащихся и учащихся контрольной и экспериментальной групп.
Результаты проведенного педагогического эксперимента представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Сравнительная характеристика адаптированных и дезадаптированных
учащихся до эксперимента (среднее арифметическое и 1-критерий Стьюдента)
Критерии сравнения Адаптированные учащиеся Учащиеся дезадаптированные и с неполной адаптацией Ра< 0,05
Корректурная проба: количество ошибок 2,1 3,8 +
продуктивность внимания 130 78 +
количество знаков - - -
Метод шифровки Векслера 29 23 +
Метод цветовых выборов по Люшеру: работоспособность 16,5 14,6 +
уровень тревожности 1,7 3 +
значение «Я» - - -
отношение к учебе - - -
Шкала САН: самочувствие - - -
настроение - - -
активность 3,4 2,6 +
Шкала память: визуальная память - - -
слуховая память 5,4 4,4 +
Вербально-логическое мышление 4,8 3,9 +
Схема социальной адаптации (Э.М. Александровская): учебная активность 4,6 2,9 +
учебная успешность 4,5 3 +
поведение на перемене 4,7 3,2 +
поведение на уроке 4,7 3,3 +
отношения с одноклассниками 4,7 3,3 +
отношения с учителями 4,7 3,4 +
преобладающее настроение 4,1 3,5 +
Социометрия 2,6 2,4 +
Бег 30 метров (баллы) 16,5 10,8 5,1
Прыжок в длину с места (баллы) 12,8 10,3 2,5
Наклон туловища вперед (сидя на полу) (баллы) 15 9,6 4,9
Оценка социальных контактов учащимися: отношения с учителями 4,8 4,5 +
отношения с ребятами 4,7 4,3 +
отношение к урокам 4,6 4,2 +
отношения с родителями - - -
Таблица 2
Сравнительная характеристика адаптированных и дезадаптированных учащихся после эксперимента __________(среднее арифметическое и ^критерий Стьюдента)_______
Критерии сравнения Адаптированные учащиеся Дезадаптированные учащиеся Ра< 0,05
эксперимен- тальная группа контрольная группа
Корректурная проба: количество ошибок 1,7 1,8 3 +
продуктивность внимания 128 129 93 +
Метод шифровки Векслера 48 48 40 +
Метод цветовых выборов по Люшеру: работоспособность 12,6 12,8 9,9 +
уровень тревожности 1,3 1,4 2,2 +
Шкала САН: активность 3,4. 3,7 2,9 +
Слуховая память 5,9 6 4,9 +
Вербально-логическое мышление 5,6 5,8 3,5 +
Схема социальной адаптации (Э.М. Александровская): учебная активность 4,4 4 3,4 +
учебная успешность 4,4 3,9 3,3 +
поведение на перемене 4,2 4 3,1 +
поведение на уроке 4,5 4,5 3,2 +
отношения с одноклассниками 4,6 4,5 3,4 +
отношения с учителями 4,5 4,2 3,6 +
преобладающее настроение 4,4 4,3 3,7 +
Социометрия 2,6 2,7 2,4 +
Бег 30 метров (баллы) 13,6 13,8 12,3 +
Прыжок в длину с места (баллы) 12 11 10 +
Наклон туловища вперед (сидя на полу) (баллы) 10,2 10,5 10 -
Оценка социальных контактов учащимися: отношения с учителями 4,8 4,7 4,7 -
отношения с ребятами 4,5 4,8 4,1 -
отношение к урокам 4,5 4,5 4,4 -
ВЫВОДЫ
Таким образом, полученные данные, касающиеся положительной динамики показателей интеллектуального и психического состояний занимающихся, а также физической подготовленности и социализации, бесспорно, свидетельствуют об эффективном комплексном влиянии занятий по специально разработанной методике рекреационных занятий с учетом индивидуальных особенностей занимающихся на состояние психики, организма и социальной адаптации учащихся первых классов. Эффективность данной методики заклю-
чается в том, что в течение учебного года у испытуемых происходит устойчивое увеличение энергетических резервов и социальных контактов, а также готовности к их реализации. Данные изменения сопровождаются устойчивым эмоциональным фоном.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи/В.К. Бальсевич//Физ. культ.: воспитание, образование, тренировка, 1996. - № 1. - С. 23-25.
2. Вишневский, В.А. Системный подход к организации оздоровительной работы в образовательном учреждении /В.А. Вишневский// Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 4. - С.39-44
3. Зайцев, Г.К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов /Г.К. Зайцев//Теория и практика физической культуры. -1993. - N.7. -С.21-24.
4. Мухина, А.В. Особенности рекреационных занятий с отягощениями со школьниками - инвалидами по зрению. Автореф. дис. ...канд.пед.наук/А.В. Мухина; СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб., 1999. -27с.
5. Платонова, Т.В. Система комплексного воздействия методик здорового образа жизни в интересах физического и психического здоровья человека. Автореф. дис. ...канд. пед. наук/Т.В. Платонова. - СПбГАФК им.
П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2003. - 23с.
6. Соленова, Р.И. Подготовка детей 6-8 лет к обучению в школе средствами физического воспитания. Автореф. дис... канд. пед. наук /Р.И. Соленова.
- Краснодар: ГАФК, 1999 - 23с.
7. Шитикова, Г.Ф. Теоретико-методические основы физической рекреации школьников /Г.Ф. Шитикова//Актуальные проблемы теории и методики физической культуры как-учебной дисциплины. - Л., 1986. -59 с.
8. Шпитальная, О.А. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома./ О.А. Шпитальная; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб, 2000 - 22с.
9. Александровская, Э.М. Проблемы адаптации детей и подростков/ Э.М. Александровская, Г.Н. Сердюковская, С.М. Громбах; Под ред. Г.Н. Сер-дюковской, С.М. Громбаха. - М.: [б.и.], 1984 - 137с.
ТЕХНОЛОГИЯ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВУЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
К.Н. Дементьев, О.В. Пристав
Как показывают исследования, проведенные в последние годы, около 30% первокурсников вузов железнодорожных войск получают неудовлетворительные оценки по физической подготовке, особенно связанной с проявлением скоростно-силовых качеств.
В связи с этим необходим научный поиск наиболее эффективных средств, форм и методов физической подготовки для курсантов вузов железнодорожных войск.
Поэтому исследование было направлена на изучение слабых мест в фи-