Научная статья на тему 'Адаптация детей с нарушениями поведения к школьным условиям средствами физической рекреации'

Адаптация детей с нарушениями поведения к школьным условиям средствами физической рекреации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
148
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация детей с нарушениями поведения к школьным условиям средствами физической рекреации»

- у старшеклассниц отмечается низкая мотивация к повышению уровня своей физической подготовленности, во многом обусловленная неудовлетворенностью уроками как средством полноценного развития физических качеств;

-разновидности аэробики (танцевальная, силовая и др.) являются теми видами двигательной активности, которые в большей степени отвечают потребностям и интересам старшеклассниц.

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ

РЕКРЕАЦИИ

М. С. Данилейко

На современном этапе развития образовательной системы в средней школе существует острая потребность в изучении, профилактике и коррекции негативных явлений в поведении первоклассников при адаптации их к условиям школы.

Задачами данного исследования являются:

- исследования коррекции поведения ребенка средствами физической рекреации,

- апробация методики физической рекреации с целью коррекции поведения младших школьников.

Учащиеся первых классов после учебных занятий посещают уроки в секциях дополнительного образования, а именно настольного тенниса и спортивных танцев. Эти спортивные направления нами выбраны по двум причинам, во-первых, это - парная деятельность, которая требует умения совместного принятия решения в управлении своими действиями и действиями партнера. Во-вторых, в спортивных танцах наблюдается элемент сотрудничества, взаимодействия между детьми, в отличие от настольного тенниса, где ярко выраженную направленность имеет элемент соперничества между ними.

Мы предположили, что занятия физической рекреацией с детьми асоциального типа поведения с учетом их индивидуально-психических особенностей позволят ускорить процесс адаптации школьников к учебной деятельности и окажут положительное влияние на изменение стереотипа поведения занимающихся.

Педагогический эксперимент проводился в четыре этапа. В эксперименте приняли участие учащиеся первых классов школ № 156 и № 619 Калининского района Санкт-Петербурга (п=40). Педагогам, работающим в классах, была предложена схема социальной адаптации, разработанная Э.М. Александровской (1984), для определения уровня социализации ребенка в различных сферах учебной деятельности.

На начальном этапе занятия по этой методике проводились в конце каждой учебной недели первой четверти и далее два раза в месяц в течение всего учебного года. На основании полученных данных нами были определены группы адаптированных и дезадаптированных учащихся. Учащиеся, испытывающие затруднения в восприятии норм школьной жизни, отобранные по схеме наблюдения социальной адаптации, составили экспериментальную и контрольную группы.

На втором этапе исследования определялись индивидуальнотипологические различия между адаптированными и дезадаптированными учащимися. В группу дезадаптированных детей попали ученики с нарушениями в эмоциональной сфере, условно мы выделили две формы проявления нарушений: агрессивная и депрессивная. На третьем этапе исследования проводились контрольные испытания физической подготовленности детей и замерялись показатели их самочувствия, активности и настроения.

На четвертом этапе исследования проводилось сравнение изменений психологических и социальных показателей за учебный год адаптированных учащихся и учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Результаты проведенного педагогического эксперимента представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Сравнительная характеристика адаптированных и дезадаптированных

учащихся до эксперимента (среднее арифметическое и 1-критерий Стьюдента)

Критерии сравнения Адаптированные учащиеся Учащиеся дезадаптированные и с неполной адаптацией Ра< 0,05

Корректурная проба: количество ошибок 2,1 3,8 +

продуктивность внимания 130 78 +

количество знаков - - -

Метод шифровки Векслера 29 23 +

Метод цветовых выборов по Люшеру: работоспособность 16,5 14,6 +

уровень тревожности 1,7 3 +

значение «Я» - - -

отношение к учебе - - -

Шкала САН: самочувствие - - -

настроение - - -

активность 3,4 2,6 +

Шкала память: визуальная память - - -

слуховая память 5,4 4,4 +

Вербально-логическое мышление 4,8 3,9 +

Схема социальной адаптации (Э.М. Александровская): учебная активность 4,6 2,9 +

учебная успешность 4,5 3 +

поведение на перемене 4,7 3,2 +

поведение на уроке 4,7 3,3 +

отношения с одноклассниками 4,7 3,3 +

отношения с учителями 4,7 3,4 +

преобладающее настроение 4,1 3,5 +

Социометрия 2,6 2,4 +

Бег 30 метров (баллы) 16,5 10,8 5,1

Прыжок в длину с места (баллы) 12,8 10,3 2,5

Наклон туловища вперед (сидя на полу) (баллы) 15 9,6 4,9

Оценка социальных контактов учащимися: отношения с учителями 4,8 4,5 +

отношения с ребятами 4,7 4,3 +

отношение к урокам 4,6 4,2 +

отношения с родителями - - -

Таблица 2

Сравнительная характеристика адаптированных и дезадаптированных учащихся после эксперимента __________(среднее арифметическое и ^критерий Стьюдента)_______

Критерии сравнения Адаптированные учащиеся Дезадаптированные учащиеся Ра< 0,05

эксперимен- тальная группа контрольная группа

Корректурная проба: количество ошибок 1,7 1,8 3 +

продуктивность внимания 128 129 93 +

Метод шифровки Векслера 48 48 40 +

Метод цветовых выборов по Люшеру: работоспособность 12,6 12,8 9,9 +

уровень тревожности 1,3 1,4 2,2 +

Шкала САН: активность 3,4. 3,7 2,9 +

Слуховая память 5,9 6 4,9 +

Вербально-логическое мышление 5,6 5,8 3,5 +

Схема социальной адаптации (Э.М. Александровская): учебная активность 4,4 4 3,4 +

учебная успешность 4,4 3,9 3,3 +

поведение на перемене 4,2 4 3,1 +

поведение на уроке 4,5 4,5 3,2 +

отношения с одноклассниками 4,6 4,5 3,4 +

отношения с учителями 4,5 4,2 3,6 +

преобладающее настроение 4,4 4,3 3,7 +

Социометрия 2,6 2,7 2,4 +

Бег 30 метров (баллы) 13,6 13,8 12,3 +

Прыжок в длину с места (баллы) 12 11 10 +

Наклон туловища вперед (сидя на полу) (баллы) 10,2 10,5 10 -

Оценка социальных контактов учащимися: отношения с учителями 4,8 4,7 4,7 -

отношения с ребятами 4,5 4,8 4,1 -

отношение к урокам 4,5 4,5 4,4 -

ВЫВОДЫ

Таким образом, полученные данные, касающиеся положительной динамики показателей интеллектуального и психического состояний занимающихся, а также физической подготовленности и социализации, бесспорно, свидетельствуют об эффективном комплексном влиянии занятий по специально разработанной методике рекреационных занятий с учетом индивидуальных особенностей занимающихся на состояние психики, организма и социальной адаптации учащихся первых классов. Эффективность данной методики заклю-

чается в том, что в течение учебного года у испытуемых происходит устойчивое увеличение энергетических резервов и социальных контактов, а также готовности к их реализации. Данные изменения сопровождаются устойчивым эмоциональным фоном.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи/В.К. Бальсевич//Физ. культ.: воспитание, образование, тренировка, 1996. - № 1. - С. 23-25.

2. Вишневский, В.А. Системный подход к организации оздоровительной работы в образовательном учреждении /В.А. Вишневский// Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 4. - С.39-44

3. Зайцев, Г.К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов /Г.К. Зайцев//Теория и практика физической культуры. -1993. - N.7. -С.21-24.

4. Мухина, А.В. Особенности рекреационных занятий с отягощениями со школьниками - инвалидами по зрению. Автореф. дис. ...канд.пед.наук/А.В. Мухина; СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб., 1999. -27с.

5. Платонова, Т.В. Система комплексного воздействия методик здорового образа жизни в интересах физического и психического здоровья человека. Автореф. дис. ...канд. пед. наук/Т.В. Платонова. - СПбГАФК им.

П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2003. - 23с.

6. Соленова, Р.И. Подготовка детей 6-8 лет к обучению в школе средствами физического воспитания. Автореф. дис... канд. пед. наук /Р.И. Соленова.

- Краснодар: ГАФК, 1999 - 23с.

7. Шитикова, Г.Ф. Теоретико-методические основы физической рекреации школьников /Г.Ф. Шитикова//Актуальные проблемы теории и методики физической культуры как-учебной дисциплины. - Л., 1986. -59 с.

8. Шпитальная, О.А. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома./ О.А. Шпитальная; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб, 2000 - 22с.

9. Александровская, Э.М. Проблемы адаптации детей и подростков/ Э.М. Александровская, Г.Н. Сердюковская, С.М. Громбах; Под ред. Г.Н. Сер-дюковской, С.М. Громбаха. - М.: [б.и.], 1984 - 137с.

ТЕХНОЛОГИЯ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВУЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

К.Н. Дементьев, О.В. Пристав

Как показывают исследования, проведенные в последние годы, около 30% первокурсников вузов железнодорожных войск получают неудовлетворительные оценки по физической подготовке, особенно связанной с проявлением скоростно-силовых качеств.

В связи с этим необходим научный поиск наиболее эффективных средств, форм и методов физической подготовки для курсантов вузов железнодорожных войск.

Поэтому исследование было направлена на изучение слабых мест в фи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.