Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ'

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / МАТЕРИНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / РЕФЛЕКCИВНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Назаров Владимир Иванович, Моторина Надежда Владимировна

Введение. В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к условиям реализации образовательной программы дошкольной организации (ДО). В этой связи увеличилось число исследований, посвященных поиску теоретических аспектов и практических показателей качества предоставляемых дошкольной организацией услуг. Целью исследования стало изучение процесса адаптации с последующим выявлением психологических факторов, затрудняющих протекание процесса адаптации к ДОО у детей раннего возраста. В фокусе исследовательского внимания находятся характеристики отношений детей, испытывающих трудности в адаптации к ДОУ, с педагогами и родителями. Материалы и методы. Обследовано 100 матерей и 46 воспитателей. Диагностический комплект исследования включал: Для воспитателей: опросник ЭмИн (Д. В. Люсин), ИТО (индивидуально-типологический тест) (Л. Н. Собчик), опросник «Коммуникативный контроль» (М. Шнайдер), опросник «Коммуникативная толерантность» (В. В. Бойко), мотивация одобрения (Д. Краун и Дж. Марлоу), диагностика уровня Уровень развития рефлексивности (А. В. Карпов). Для родителей: опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е. И. Захарова), методика исследования детско-родительских отношений PARI (Е. С. Шефер, Р. К. Белл), тест-опросник анализа семейного воспитания (АВС) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В Юстицкис), опросник по определению типов родительских отношений ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин). Результаты исследования. Описаны особенности отношений детей с трудностями в адаптации к ДОО с их матерями: гиперопека со стороны матери на фоне принятия ребенка и эмоциональной вовлеченности во взаимодействие с ним. Выделен комплекс первично-значимых качеств важных педагогам для продуктивности общения с воспитанниками ДОО: способности к рефлексии, повышение уровня эмоционального интеллекта, снижение уровня эмоциональной лабильности, тревожности. В ходе апробации показано, что комплекс позволяет оптимизировать эффективность взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста, и как следствие обеспечивает повышение качества дошкольного образования в целом. Заключение. В ходе исследования сделан вывод, что адаптация детей раннего возраста представляет собой системный феномен с характерными признаками и проявлениями. Итогом исследования является теоретически обоснование и эмпирическое доказательство, что косновным психологическим факторам, негативно влияющим на особенности проявлений процесса адаптации в условиях ДОО у детей раннего возраста, относятся особенности отношения матерей к своим детям и специфика взаимодействия педагогического коллектива с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Назаров Владимир Иванович, Моторина Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF YOUNG CHILDREN TO A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION AS AN OBJECT OF INTERDISCIPLINARY RESEARCH: ANALYSIS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS

Introduction. The Federal State Educational Standard sets out stringent requirements to educational programmes implemented by preschool educational institutions (PEIs). This results in an increased number of studies into the theoretical aspects and practical indicators of the quality of services provided by PEIs. This study focuses on adaptation of young children to preschool programmes and aims to identify the psychological factors that impede such adaptation. The study specifically focuses on the features of the relationship of children who have difficulties in adapting to a PEI with teachers and parents. Materials and methods. 100 mothers and 46 educators were examined. The diagnostic set of the study included: For educators: Questionnaire “EmIn” (D. V. Lyusin), Individual Typological Test (L. N. Sobchik), Questionnaire “Communicative Control” (M. Schneider), Questionnaire “Communicative Tolerance” (V. V. Boyko), Motivation of Approval (D. Crown and J. Marlowe), Diagnostics of the Level of Development of Reflexivity (A. V. Karpov). For parents: the questionnaire for the study of the emotional side of parent-child interaction (E. I. Zakharova), the methodology for the study of child-parental relations PARI (E. S. Schaefer, R. K. Bell), the questionnaire for the analysis of family education (E. G. Eidemiller, V. V. Yustitskis), the questionnaire for determining the types of parental relations (A. Ya. Varga, V. V. Stolin). Research results. The study allowed us to describe the relationships between children with PEI adaptation difficulties and their mothers-specifically, these relationships are characterized by overprotection on the part of the mother against the background of the child’s acceptance and emotional involvement in interaction with him. We also highlighted a complex of primarily significant qualities that teachers should have in order to productively communicate with PEI pupils: the ability to reflect, increased level of emotional intelligence, decreased level of emotional lability, and decrease of the level of anxiety. In the course of approbation, it was shown that the complex allows the teacher to interact with young children more effectively, and as a result, provides an increase in the quality of preschool education in general. Conclusion. The study concluded that adaptation of young children is a systemic phenomenon with characteristic signs and manifestations. The result of the study is a theoretical substantiation and empirical proof that the main psychological factors that negatively affect the manifestations of the adaptation process in preschool education in young children include the peculiarities of mothers’ attitude towards their children and the specifics of the interaction of the teaching staff with children. The study reveals the need to further research the adaptation to preschool education as a complex phenomenon. The study also makes it possible to identify practical indicators of the relationship between the severity of the adaptation period, on the one hand, and the specifics of child-mother interaction and child-PEI teacher interaction, on the other hand.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ»

Психология человека в образовании, 2021, т. 3, № 4 Psychology in Education, 2021, vol. 3, no. 4 _www.psychinedu. ru

Я Check for updates

УДК 159.9.07 https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-474-480

Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации как объект междисциплинарных исследований: анализ социально-психологических факторов

В. И. Назаров1, Н. В. Моторинаш

1 Ивановский государственный университет, 153025, Россия, Центральный федеральный округ, г. Иваново, ул. Ермака, д. 39

Аннотация. Введение. В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к условиям реализации образовательной программы дошкольной организации (ДО). В этой связи увеличилось число исследований, посвященных поиску теоретических аспектов и практических показателей качества предоставляемых дошкольной организацией услуг. Целью исследования стало изучение процесса адаптации с последующим выявлением психологических факторов, затрудняющих протекание процесса адаптации к ДОО у детей раннего возраста. В фокусе исследовательского внимания находятся характеристики отношений детей, испытывающих трудности в адаптации к ДОУ, с педагогами и родителями.

Материалы и методы. Обследовано 100 матерей и 46 воспитателей. Диагностический комплект исследования включал:

• Для воспитателей: опросник ЭмИн (Д. В. Люсин), ИТО (индивидуально-типологический тест) (Л. Н. Собчик), опросник «Коммуникативный контроль» (М. Шнайдер), опросник «Коммуникативная толерантность» (В. В. Бойко), мотивация одобрения (Д. Краун и Дж. Марлоу), диагностика уровня Уровень развития рефлексивности (А. В. Карпов).

• Для родителей: опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е. И. Захарова), методика исследования детско-родительских отношений PARI (Е. С. Шефер, Р. К. Белл), тест-опросник анализа семейного воспитания (АВС) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В Юстицкис), опросник по определению типов родительских отношений ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин).

Результаты исследования. Описаны особенности отношений детей с трудностями в адаптации к ДОО с их матерями: гиперопека со стороны матери на фоне принятия ребенка и эмоциональной вовлеченности во взаимодействие с ним. Выделен комплекс первично-значимых качеств важных педагогам для продуктивности общения с воспитанниками ДОО: способности к рефлексии, повышение уровня эмоционального интеллекта, снижение уровня эмоциональной лабильности, тревожности. В ходе апробации показано, что комплекс позволяет оптимизировать эффективность взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста, и как следствие обеспечивает повышение качества дошкольного образования в целом. Заключение. В ходе исследования сделан вывод, что адаптация детей раннего возраста представляет собой системный феномен с характерными признаками и проявлениями. Итогом исследования является теоретически обоснование и эмпирическое доказательство, что к основным психологическим факторам, негативно влияющим на особенности проявлений процесса адаптации в условиях ДОО у детей раннего возраста, относятся особенности отношения матерей к своим детям и специфика взаимодействия педагогического коллектива с детьми.

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, материнское отношение, детско-родительское взаимодействие, дошкольное образование, ранний возраст, рефлексивность, эмоциональный интеллект, коммуникативный контроль, коммуникативная толерантность.

Психологические технологии в образовании

Сведения об авторах

Владимир Иванович Назаров, SPIN-код: 9815-4800, e-mail: naz arov@ivanovo.ac.ru Надежда Владимировна Моторина, SPIN-код: 5611-2041, e-mail: motorina.nadia@mail.ru Для цитирования: Назаров, В. И., Моторина, Н. В. (2021) Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации как объект междисциплинарных исследований: анализ социально-психологических факторов. Психология человека в образовании, т. 3, № 4, с. 474-480. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-474-480

Получена 28 июня 2021; прошла рецензирование 28 июля 2021; принята 1 сентября 2021. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки. Права: © В. И. Назаров, Н. В. Моторина (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

B. M. Ha3apoB, H. B. MomopuHa

Adaptation of young children to a preschool educational institution as an object of interdisciplinary research: Analysis of socio-psychological factors

Authors

Vladimir I. Nazarov, SPIN: 9815-4800,

e-mail: naz arov@ivanovo.ac.ru Nadezhda V. Motorina, SPIN: 5611-2041, e-mail: motorina.nadia@mail.ru

For citation:

Nazarov, V. I., Motorina, N. V. (2021) Adaptation of young children to a preschool educational institution as an object of interdisciplinary research: Analysis of socio-psychological factors. Psychology in Education, vol. 3, no. 4, pp. 474-480. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-474-480

Received 28 June 2021; reviewed 28 July 2021; accepted 1 September 2021. Funding: The study did not receive any external funding.

Copyright: © V. I. Nazarov, N. V. Motorina (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

V. I. Nazarov1, N. V. Motorina1

1 Ivanovo State University, 39 Yermak Str., Ivanovo 153025, Russia

Abstract. Introduction. The Federal State Educational Standard sets out stringent requirements to educational programmes implemented by preschool educational institutions (PEIs). This results in an increased number of studies into the theoretical aspects and practical indicators of the quality of services provided by PEIs. This study focuses on adaptation of young children to preschool programmes and aims to identify the psychological factors that impede such adaptation. The study specifically focuses on the features of the relationship of children who have difficulties in adapting to a PEI with teachers and parents.

Materials and methods. 100 mothers and 46 educators were examined. The diagnostic set of the study included:

• For educators: Questionnaire "EmIn" (D. V. Lyusin), Individual Typological Test (L. N. Sobchik), Questionnaire "Communicative Control" (M. Schneider), Questionnaire "Communicative Tolerance" (V. V. Boyko), Motivation of Approval (D. Crown and J. Marlowe), Diagnostics of the Level of Development of Reflexivity (A. V. Karpov).

• For parents: the questionnaire for the study of the emotional side of parent-child interaction (E. I. Zakharova), the methodology for the study of child-parental relations PARI (E. S. Schaefer, R. K. Bell), the questionnaire for the analysis of family education (E. G. Eidemiller, V. V. Yustitskis), the questionnaire for determining the types of parental relations (A. Ya. Varga, V. V. Stolin).

Research results. The study allowed us to describe the relationships between children with PEI adaptation difficulties and their mothers—specifically, these relationships are characterized by overprotection on the part of the mother against the background of the child's acceptance and emotional involvement in interaction with him. We also highlighted a complex of primarily significant qualities that teachers should have in order to productively communicate with PEI pupils: the ability to reflect, increased level of emotional intelligence, decreased level of emotional lability, and decrease of the level of anxiety. In the course of approbation, it was shown that the complex allows the teacher to interact with young children more effectively, and as a result, provides an increase in the quality of preschool education in general. Conclusion. The study concluded that adaptation of young children is a systemic phenomenon with characteristic signs and manifestations. The result of the study is a theoretical substantiation and empirical proof that the main psychological factors that negatively affect the manifestations of the adaptation process in preschool education in young children include the peculiarities of mothers' attitude towards their children and the specifics of the interaction of the teaching staff with children.

The study reveals the need to further research the adaptation to preschool education as a complex phenomenon. The study also makes it possible to identify practical indicators of the relationship between the severity of the adaptation period, on the one hand, and the specifics of child-mother interaction and child-PEI teacher interaction, on the other hand.

Keywords: adaptation, maladjustment, maternal attitude, child-parental interaction, preschool education, early age, reflexivity, emotional intelligence, communicative control, communicative tolerance.

Введение

В условиях развития современного общества с его трансформационными процессами и ускорением темпа жизни, появлением новых требований, предъявляемых к человеку обществом, особую значимость приобретают его способности к быстрой и легкой адаптации к меняющимся условиям.

Дошкольная образовательная организация (ДОО) — первый социальный институт, требующий от ребенка активизации адаптационных возможностей. От способности к быстрой и легкой адаптации ребенка к ДОО будет зависеть не только его эмоциональное благополучие, приобретение первичного опыта социализации, но и дальнейшее развитие в целом.

Теоретический обзор современного состояния проблемы

Задачи оптимизации процесса адаптации детей к дошкольной образовательной организации немыслимо решать без накопленных знаний в других науках. Без понимания природы, причинности, факторов «срыва» адаптации как одновременно психологического и социального по возможным результатам явления невозможно обеспечить эффективную организацию образовательного процесса в детском саду. Таким образом, адаптация ребенка к дошкольной образовательной организации может рассматриваться с позиции ряда аспектов: медицинского, социально-общественного, социального, педагогического и социально-психологического понимания.

С позиции медицинской проблематики следует отметить, что изменение социальной ситуации развития ребенка требует от него не только принятия норм, правил и требований дошкольной организации, но и активизации всех функциональных систем организма. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, за последние годы увеличился показатель заболеваемости детей от 0 до 14 лет. Так, индекс заболеваемости в 2011 году составлял 42055,8, а в 2019 уже 44734,3. Наибольшее количество заболеваний связано с инфекционными болезнями, заболеваниями органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, зрения и нервной системы. Эти данные свидетельствуют об общей физической ослабленности детей и, как следствие, снижении адаптационных возможностей.

Очевидно, что ввиду общей физической ослабленности увеличивается число детей

с тяжелой формой адаптации. Эти данные подтверждаются практическим опытом и результатами наблюдения за процессом адаптации в дошкольных образовательных организациях специалистами детского сада.

Изучением особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО с позиции обеспечения стабильности и устойчивости функциональных систем организма занимались Н. М. Аксарина, В. Г. Алямовская, Л. Г. Голубева, А. И. Захаров. Анализу связи степени тяжести адаптации и состояния здоровья ребенка посвящены научные труды Н. Д. Ватутиной, Р. В. Тонковой-Ямпольской, Т. А. Черток; исследования связи процесса адаптации с особенностями функционирования нервной системы отражены в работах Н. М. Аксариной, Н. Д. Ватутиной. В трудах Т. Ю. Сидоркиной рассмотрена и теоретически обоснована проблема адаптации часто болеющих детей (Сидоркина 2013).

Социально-общественный аспект заключается в зависимости сроков возвращения матери к трудовой деятельности для выполнения своих прерванных трудовых обязанностей и профессионального развития от скорости течения адаптационного периода. Матери детей с тяжелой формой адаптации более длительный срок не имеют возможности приступить к своей профессиональной деятельности, и, как следствие, в семьях возникает общее эмоциональное напряжение.

В современных исследованиях выделены аспекты, влияющие на успешность процесса адаптации детей к условиям ДОО. К ним относится систематические посещения детского сада, склонность детей к предметной и игровой деятельности, совпадение домашнего режима дня с режимом в детском саду, наличие старших детей в семье. Затрудняют процесс адаптации слабое здоровье детей и чрезмерная опека со стороны родителей.

В социальном плане изучения процесса адаптации как междисциплинарного объекта исследования необходимо отметить, что в раннем детстве психическое развитие ребенка, в свою очередь, отличается высоким темпом и в значительной мере зависит от различных факторов социальной ситуации развития, среди которых ведущую роль играют отношения со значимым взрослым (в раннем возрасте, как правило, с матерью). Неслучайно изучение влияния дет-ско-родительского взаимодействия на развитие психики ребенка ведется в отечественной психологии, как и за рубежом, уже достаточно давно. Основными направлениями разработки

данной проблемы являются исследование психологических характеристик матери, содействующих созданию благоприятных условий для развития психики ребенка, изучение влияния стилей воспитания на нервно-психическое развитие детей, формирование у них индивидуально-психологических особенностей личности. В настоящее время большое внимание уделяется анализу и изучению вопросов, связанных с формированием эмоциональной привязанности матери и ребенка.

Педагогический аспект изучения адаптации детей к ДОО связан, в первую очередь, с готовностью педагогов к организации образовательного процесса таким образом, чтобы он максимально способствовал успешной адаптации (Кузьмин 2019).

Статья посвящена анализу процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации как междисциплинарному объекту изучения. Проблема адаптации к ДОО рассматривается авторами как междисциплинарный феномен, который имеет значимость с позиций медицинской, социально-общественной, социальной, педагогической и социально-психологической проблематики. Авторы ставили перед собой задачу проблема-тизации вопроса о специфике и общих закономерностях проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации, описания социально-психологических факторов адаптационного процесса, которые связаны с особенностями отношения к детям — воспитанникам ДОО со стороны значимых взрослых — родителей и педагогов.

Организация и методы исследования

Исследование включало в себя три этапа, в ходе которых планомерно и последовательно изучались следующие факторы, влияющие на процесс адаптации детей к дошкольной организации: особенности воспитательских позиций матерей, материнское отношение, специфика взаимодействия воспитателей с детьми. Используемые методы и методики соответствовали цели исследования. Диагностический комплект исследования включал следующие методики: опросник ЭмИн (Д. В. Люсин), ИТО (индивидуально-типологический тест) (Л. Н. Собчик), опросник «Коммуникативный контроль» (М. Шнайдер), опросник «Коммуникативная толерантность» (В. В. Бойко), мотивация одобрения (Д. Краун и Дж. Марлоу), диагностика уровня Уровень развития рефлексивности (А. В. Карпов), опросник для исследования

эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е. И. Захарова), методика исследования детско-родительских отношений PARI (Е. С. Шефер, Р. К. Белл), тест-опросник анализа семейного воспитания (АВС) Э. Г. Эй-демиллер, В. В Юстицкис, опросник по определению типов родительских отношений ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин).

Выборку исследования составили 146 человек — 100 матерей детей, испытывающих трудности в адаптационный период, и 46 воспитателей дошкольных образовательных организаций Ивановской области. В исследовании приняли участие матери в возрасте от 21 до 41 года с разным уровнем образования, разным количеством детей в семье. Высшее образование имели 60% матерей, среднее специальное — 37%, среднее профессиональное — 2%. 56% женщин воспитывают первого ребенка, 43% — 2 ребенка, 1% — 3 ребенка. Возрастной диапазон выборки воспитателей — от 26 до 56 лет, педагогический стаж — от 2 до 25 лет. Уровень образования и квалификации участников исследования соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС дошкольного образования к кадровым условиям реализации образовательной программы ДОО.

Результаты и их обсуждение

На первом этапе нашего исследования в 2013-2015 годах нами было проведено исследование особенностей материнского взаимодействия с детьми раннего возраста, характеризующимися тяжелой формой адаптации к условиям дошкольной образовательной организации. При исследовании детско-материнских отношений мы сделали акцент на изучение отношения матери к семейной роли, особенностей материнского отношения к ребенку, специфику эмоционального взаимодействия и внутрисемейного воспитания.

В ходе исследования были сделаны выводы, что у детей с тяжелой формой адаптации к детскому саду определяется привычная ребенку специфика детско-материнского взаимодействия. Матери склонны к гиперпротекции и потворствованию, у них наблюдается (в отличие от иных случаев — без искажения адаптивного процесса) дефицит запретов, санкций, требований и обязательств по отношению к детям. Они ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся оградить его от трудностей и неприятностей жизни, (постоянно чувствуя) проявляют тревогу за него. Также матери, чьи дети испытывают трудности в период адаптации,

стремятся к чрезмерной заботе (гиперопеке) и отличаются излишней концентрацией на ребенке и неуверенностью в своих родительских способностях (Моторина 2015).

Материнское отношение к своему ребенку проявляется не только в воспитательских позициях, но и в особенностях эмоционального взаимодействия в диадах «мать — дитя». При их объективизации мы исходили из описанных в настоящее время различных аспектов ранних эмоциональных связей и их нарушений, представленных в работах отечественных и зарубежных авторов (Авдеева, Хаймовская 2003; Боулби 2003; Бриш 2014; Захарова 2002), однако отметили, что специфика проявления материнского отношения в процессе эмоционального взаимодействия матерей и их детей в возрасте от двух до трех лет уделено недостаточно внимания.

На основе выявленного дефицита научных данных, 2015-2017 годы мы посвятили изучению природы «срыва» адаптации как социально-психолого-педагогического явления, возникающего за счет проявления материнского отношения в виде особенностей эмоционального взаимодействия в диаде «мать — ребенок».

В ходе исследования были получены данные, свидетельствующие о том, что у всех составивших выборку исследования матерей обнаружены наиболее высокие значения проявления качеств, входящих в блок эмоционального принятия ребенка и наименьшие значения качеств, образующих блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия. Эти результаты констатируют, что при тенденции испытывать положительные чувства при взаимодействии с ребенком, высокой чувствительности к его эмоциональному состоянию, многие матери отличаются воспитательной неуверенностью и непоследовательностью поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия.

Обращают на себя внимание высокие показатели такого параметра блока поведенческого проявления эмоционального взаимодействия, как «стремление к телесному контакту». Это свидетельствует о том, что матери имеют высокую потребность в различных формах телесного контакта со своим ребенком, испытывают за счет этого удовлетворенность от эмоционального взаимодействия с ним.

Средние значения таких параметров взаимодействия, как «стремление к телесному контакту» и «ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия», достоверно различаются по ^критерию Стьюдента у всех участниц этой части нашего исследования. Тем самым

поведенческий блок взаимодействия становится наиболее дисгармоничным по своей внутренней структуре у всех женщин в зависимости от типа их родительского отношения к своему ребенку (Зобнина, Моторина 2017).

Также полученные в ходе исследования данные доказывают, что большинству матерей присуще понимание причин различных эмоциональных состояний ребенка, безусловное принятие, стремление динамично оказывать эмоциональную поддержку ребенку. Матери, чьи дети испытывают трудности в адаптационный период, стремятся поощрять старания ребенка, а также высоко оценивают его личностные результаты и достижения. Следует отметить, что при высокой степени эмоциональности в общении и безусловном принятии матери отличаются также чрезмерной заботой и излишней концентрацией на ребенке. Общую оценку такого выбора материнского поведения возможно определить как гиперопека.

В ходе третьего этапа нашего исследования, проведенного в 2018-2020 годах, был сделан вывод, что воспитатели, испытывающие трудности в построении эффективного взаимодействия с детьми, имеющими срывы адаптации, характеризуются следующими особенностями:

• недостаточным уровнем коммуникативного контроля своего общения с детьми при высоких показателях коммуникативной толерантности (воспитателям не свойственно постоянно следить за собой в ситуации взаимодействия и общения, но вместе с тем они не испытывают трудностей в спонтанности самовыражения);

• «жертвенной» позицией в общении с детьми (в таком случае общение с ребенком может восприниматься как необходимость и не вызывать живого интереса);

• эмоциональностью, восприимчивостью, впечатлительностью, мотивационной неустойчивостью и сентиментальностью;

• недостаточным уровнем контроля над внешними проявлениями эмоций и низкой способностью к управлению своими и чужими эмоциональными проявлениями, то есть имеют низкий уровень эмоционального интеллекта;

• мотивацией одобрения (то есть большинство воспитателей отличается желанием получить одобрение своих слов и поступков).

В ходе апробации показано, что комплекс позволяет оптимизировать эффективность взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста, и как следствие обеспечивает

повышение качества дошкольного образования в целом.

Выводы

С позиции социально-психологической проблематики изучаемого явления необходимо обратить внимание, что, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, основными причинами непосещения дошкольной образовательной организации являются отсутствие мест в ДОО, недостаток организаций в непосредственной близости, а также мнение родителей, что «дома ребенку лучше». Обращает на себя внимание увеличение показателя «дома ребенку лучше» с 20,9 % в 2011 году до 45,6 % в 2018 году. Причем показатели «Нет мест» и «Нет поблизости» уменьшились с 25,3% до 12,7% и с 27,7% до 10,5% соответственно.

По нашему мнению, эти показатели не связаны с социально-демографическими факторами и уровнем занятости женщин, имеющих детей в возрасте от 0 до 2 лет. Это подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики, которые свидетельствуют о том, что степень трудовой занятости женщин, имеющих детей раннего возраста, существенно не изменилась с период с 2011 по 2019 годы. Так, в 2011 году показатель составлял 47,7%, в 2020 — 47,6%.

На наш взгляд, изменение отношения к дошкольному образованию родительской общественностью связаны со снижением доверия родителей к организации образовательного процесса в ДОО и косвенно подтверждают наш вывод об изменении в системе детско-роди-тельского взаимодействия и неготовностью педагогического коллектива к реализации дифференцированного подхода к образовательному процессу в детском саду.

Помимо этого, заключения по результатам исследования в выборке педагогов указывают на то, что педагогический аспект изучения процесса адаптации детей к ДОО как междисциплинарного объекта заключается в том, что, несмотря на высокие требования ФГОС ДО, предъявляемые к кадровому обеспечению дошкольных организаций, воспитатели детских садов не проявляют готовность к организации образовательного процесса на основе индивидуального и дифференцированного подхода

к детям, испытывающим трудности в адаптационный период. Таким образом, результаты нашего исследования показали, что социально-психологические факторы, представляющие собой особенности отношений детей — воспитанников ДОО с родителями и педагогами, вносят значимый вклад в процесс адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. В целом, полученные результаты подтверждают, что адаптацию к ДОО следует перспективно рассматривать как междисциплинарный объект изучения с учетом медицинского, социально-общественного, социального, педагогического и социально-психологического аспектов.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The authors declare that there is no conflict of interest, either existing or potential.

Соответствие принципам этики

Авторы сообщают, что при проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей и животных.

Ethics Approval

The authors report that the study followed the ethical principles stipulated in for research involving humans and animals.

Вклад авторов

Непосредственный вклад каждого из авторов в подготовку публикации распределился следующим образом: Назаров В. И. — 1/3, Моторина Н. В. — 2/3.

Author Contributions

The direct contribution of each of the authors to the preparation of the publication was distributed as follows: V. I. Nazarov—1/3, N. V. Motori-na—2/3.

Литература

Авдеева, Н. В., Хаймовская, Н. А. (2003) Развитие образа себя и привязанности у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М.: Смысл, 152 с.

Боулби, Дж. (2003) Привязанность. М.: Гардарики, 477 с.

Бриш, К. Х. (2014) Терапия нарушений привязанности: от теории к практике. М.: Когито-Центр, 316 с. Захарова, Е. И. (2002) Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия. Психолог в детском саду, № 1, с. 41-60.

Зобнина, Т. В., Моторина, Н. В. (2017) Проявление родительского отношения в особенностях эмоционального взаимодействия матерей и их детей раннего возраста. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, т. 23, № 1, с. 52-55. Кузьмин, С. В. (ред.). (2019) Взаимосвязь личностных особенностей воспитателя с эффективностью взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста. Результаты регионального исследования. Аналитический отчет. Иваново, Институт развития образования Ивановской области, 22 с. Моторина, Н. В. (2015) Исследование факторов, способствующих развитию тяжелой степени адаптации к условиям дошкольной образовательной организации у детей раннего возраста. Современные исследования социальных проблем, № 3 (47), с. 49-60. https://doi.org//10.12731/2218-7405-2015-3-6 Сидоркина, Т. Ю. (2013) Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 90 с.

References

Avdeeva, N. V., Khajmovskaya, N. A. (2003) Razvitie obraza sebya iprivyazannosti u detej ot rozhdeniya do trekh let v sem'e i dome rebenka [Development of self-image and attachment in children from birth to three years old in the family and the child's home]. Moscow: Smysl Publ., 152 p. (In Russian) Bowlby, J. A. (2003) Privyazannost'[Attachment]. Moscow: Gardariki Publ., 477 p. (In Russian) Brisch, K. H. (2014) Terapiya narushenij privyazannosti: ot teorii k praktike [Attachment disorder therapy:

From theory to practice]. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 316 p. (In Russian) Kuz'min, S. V. (ed.). (2019) Vzaimosvyaz' lichnostnykh osobennostej vospitatelya s effektivnost'yu vzaimodejstviya pedagoga s det'mi doshkol'nogo vozrasta. Rezul'taty regional'nogo issledovaniya. Analiticheskij otchet [The relationship between the personality traits of the teacher and the effectiveness of the interaction of the teacher with preschool children. Results of the regional study. Analytical report]. Ivanovo: IROIO Publ., 22 p. (In Russian) Motorina, N. V. (2015) Issledovanie faktorov, sposobstvuyushchikh razvitiyu tyazheloj stepeni adaptatsii k usloviyam doshkol'noj obrazovatel'noj organizatsii u detej rannego vozrasta [Research of factors provoking difficult adaptation to conditions of preschool educational insitutions for early age children]. Sovremennye Issledovaniya Sotsial'nykh Problem — Moder Research of Social Problems, no. 3 (47), pp. 49-60. https://doi.org//10.12731/2218-7405-2015-3-6 (In Russian)

Sidorkina, T. Yu. (2013) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptatsii chasto boleyushchikh detej k doshkol'nomu obrazovatel'nomu uchrezhdeniyu [Psychological and pedagogical support of adaptation offrequently ill children to a preschool educational institution]. Krasnoyarsk: KSPU named after V. P. Astafyev Publ., 90 p. (In Russian)

Zakharova, E. I. (2002) Emotsional'naya storona detsko-roditel'skogo vzaimodejstviya [The emotional side

of parent-child interaction]. Psikholog v detskom sadu, no. 1, pp. 41-60. (In Russian) Zobnina, T. V., Motorina, N. V. (2017) Proyavlenie roditel'skogo otnosheniya v osobennostyakh emotsional'nogo vzaimodejstviya materej i ikh detej rannego vozrasta [Manifestation of parental attitude in the peculiarities of the emotional interaction of mothers and their young children]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika — Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, vol. 23, no. 1, pp. 52-55. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.