Научная статья на тему 'Адаптация детей-мигрантов к образовательной среде школы'

Адаптация детей-мигрантов к образовательной среде школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2483
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ / ПРОЦЕСС / ДЕТИ-МИГРАНТЫ / ADAPTATION / EDUCATIONAL SCHOOL ENVIRONMENT / PROCESS / MIGRANT CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мязина Ольга Юрьевна, Дендебер Игорь Анатольевич

Статья посвящена адаптации детей-мигрантов к образовательной среде школы. Данный вопрос рассматривается не только и не столько с точки зрения социальной адаптации, сколько с интеллектуальной, позволяющей адаптироваться к новому для них информационному и функциональному пространству, содержательно наполняющему образовательную среду школы. В работе представлена не только модель адаптации детей-мигрантов к образовательной среде школы, но и раскрыта процессуальная сторона организации данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мязина Ольга Юрьевна, Дендебер Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF MIGRANT CHILDREN TO THE SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMEnt

The article is devoted to the adaptation of migrant children to the school educational environment. This issue is considered from the point of view of social as well as intellectual adaptation, which makes it possible for children to be adapted to the new for them informational and functional space of the school educational environment. The paper presents not only the adaptation model of migrant children to the school educational environment, but also reveals the procedural side of this process.

Текст научной работы на тему «Адаптация детей-мигрантов к образовательной среде школы»

УДК 371

Мязина Ольга Юрьевна

методист отдела мониторинга управленческих процессов в системе общего образования Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования editor@hist-edy.ru

Дендебер Игорь Анатольевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики управления в образовательных системах Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования editor@hist-edy.ru

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

Myazina Olga Yurievna

Teaching Methods Specialist of the Department of Monitoring of Management Processes in the System of General Education, the Voronezh Regional Institute for Development and Retraining of Vocational Competence of Education Workers editor@hist-edy.ru

Dendeber Igor Anatolievich

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Theory and Practice of Management in Educational Systems of the Voronezh Regional Institute for Development and Retraining of Vocational Competence of Education Workers editor@hist-edy.ru

ADAPTATION OF MIGRANT CHILDREN TO THE SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Статья посвящена адаптации детей-мигрантов к образовательной среде школы. Данный вопрос рассматривается не только и не столько с точки зрения социальной адаптации, сколько с интеллектуальной, позволяющей адаптироваться к новому для них информационному и функциональному пространству, содержательно наполняющему образовательную среду школы. В работе представлена не только модель адаптации детей-мигрантов к образовательной среде школы, но и раскрыта процессуальная сторона организации данного процесса.

Ключевые слова: адаптация, образовательная среда школы, процесс, дети-мигранты.

The article is devoted to the adaptation of migrant children to the school educational environment. This issue is considered from the point of view of social as well as intellectual adaptation, which makes it possible for children to be adapted to the new for them informational and functional space of the school educational environment. The paper presents not only the adaptation model of migrant children to the school educational environment, but also reveals the procedural side of this process.

Key words: adaptation, educational school environment, process, migrant children.

Усиливающаяся миграция в России привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре.

В связи с этим возникла настоятельная необходимость в разработке теоретических основ педагогики работы с детьми-мигрантами, обосновывающей содержание, значимость и инновационные практические технологии педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поли-культурном образовательном пространстве.

Решение проблем образования детей-мигрантов и беженцев на современном этапе обусловлено рядом объективных и субъективных факторов: противоборством мотивов, потребностей, интересов человека, этногрупп, этнообщности. Для детей-мигрантов или представителей национальных меньшинств межкультурное образование дает возможность равного жизненного старта. Ребенок-мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации: независимо от того, решила ли (и имеет ли возможность) его семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым и даже третьим поколением иностранцев. Здесь огромную роль играет педагогическая поддержка ребенка при выборе этноидентичности в форме занятий родным языком, включения в содержание образования в школе культурных архетипов. Но готов ли учитель к работе с учащими-ся-мигрантами? Отсюда возникает противоречие: с одной стороны, необходимо изменение структуры, формы, содержания занятий. Соответственно, требуется другой подход к организации урока. И этот подход должен быть адаптивно направленным. С другой стороны, педагог организует занятия, на которых изучается новая функционально направленная информация. Здесь возникает парадоксальная ситуация: учитель имеет опыт организации деятельности учащихся при изучении предмета, в то же время испытывает затруднения при введении в учебный процесс развивающих форм, методов, средств обучения, которые бы существенно адаптировали учащихся-мигрантов к вхождению в образовательную среду.

ВС

В связи с этим возникают проблемы, решение которых будет способствовать более успешной адаптации детей-мигрантов к образовательно-культурной среде:

- развитие средствами коммуникации нового уровня культуры в многонациональном сообществе;

- разработка адаптационно-образовательных программ;

- интеграция детей-мигрантов в общество посредством образования;

- обеспечение взаимосвязи социальной, культурной и языковой адаптации;

- создание условий для сохранения ими собственного языка, интеллектуальных и эмоциональных контактов с родной культурой, учет порога ментальности при соприкосновении различных культур;

- подготовка учителей, ориентированных на работу с детьми-мигрантами, способных к организации диалога культур [1, с. 241-243].

Концептуальная модель адаптации и социализации детей-мигрантов к образовательной среде школы

Образовательная среда школы

4

Как видно из рис. 1, модель представляет собой целостный подход к организации процессов адаптации и социализации детей-мигрантов к образовательной среде школы. Цель адаптации и социализации детей-мигрантов к образовательной среде школы следующая: интегрировать уча-щихся-мигрантов в российскую образовательную среду. То есть, дать возможность ученику осознать, что образовательная среда школы ученику функционально знакома, и он может действовать в ней самостоятельно, решая встающие перед ним как образовательные, так и социальные задачи.

Конкретика действий, направленных на адаптацию учащихся к развивающей образовательной среде школы отражена в таблице.

Таблица

Адаптация учащихся к развивающей образовательной среде школы

Этап адаптации Действия, способствующие адаптации учащихся к образовательной среде школы

Предварительн ый Привлечения внимания. Введение информации. Сообщается информация, рассчитанная на эмоциональное восприятие, с последующими действиями в зависимости от ситуации: нейтрализация негативного отношения, усиление положительного эмоционального состояния. Сообщение о «нужности» нового с вариантами применения. Удержание внимания. Недопустимо негативное отношение, безразличие

Восприятия Постановка проблемы. Она должна быть интересна не только учителю, а, прежде всего, ученику. Еще один действующий прием: преподнести информацию эмоционально.

Оценки Оценка рассматривается с двух позиций: 1) знакомо ли новшество и насколько; 2) какие знания и умения нужны для работы в новом информационно-интеллектуальном пространстве. Учитель организует деятельность на понимание содержательной части информации

Ориентации Организация деятельности по определению возможностей использования полученной информации как минимум в 3-х направлениях: предметной, практико-ориентированной, эмоционально направленной

Принятия решения Организация деятельности по оценке всех «за» и «против» при принятии решения: знакомо ли информационно-интеллектуальное пространство; можно ли в нем действовать самостоятельно; нужна ли при этом чья-либо помощь.

Ученик же проходит следующие фазы развития:

Фаза объектная. Ребенок-мигрант находится в новой ситуации социального развития, которая характеризуется новой системой установок, предъявляемым, прежде всего окружающим обществом и учителем. При этом, возникает противоречие: с одной стороны, дети уже россияне по своему статусу, с другой стороны, им трудно адаптироваться и социализироваться в новых условиях образовательной среды, так как они находились в совершенно иных условиях воспитания и развития. И здесь возникают определенные трудности: высокие требования учебного процесса, недостаточная подготовка к самостоятельной работе, большая дистанция (и педагогическая, и человеческая) между учителем и учеником. Поэтому ученик-мигрант чувствует себя объектом образовательной среды. Для преодоления трудностей необходимы личные беседы с учителем, работа в группе с другими учениками, ознакомление класса с обычаями и традициями ребенка-мигранта.

Фаза субъектно-функциональная. Чтобы почувствовать себя участником классного коллектива, обрести возможность свободной самореализации, ребенку-мигранту необходимо овладеть функциями своей социальной роли: учебно-познавательной, участника коллективных отношений, субъекта образовательного процесса. Учителю необходимо создать установку на выполнение системы функций. А учащемуся-мигранту необходимо осваивать все эти функции. Ребенок становится объектом освоения новых функций и субъектом по отношению к ним. Вместе с тем возникает противоречие между восприятием предъявляемых требований и необходимостью действовать самостоятельно. В целом ученику необходимо больше проявлять себя с определенной личностной позиции. Продолжая оставаться объектом обучения и воспитания, ребенок-мигрант должен занять позицию активного субъекта учебно-воспитательного процесса.

Фаза субъектная. На этом этапе учебно-воспитательной работы учителю важно развивать установку на самоформирование субъектной позиции. Субъектная позиция и ее реализация заключается в том, что учащийся-мигрант должен осознавать и реализовывать цели, задачи образовательного процесса школы, овладеть самостоятельной деятельностью (в рамках наработанных алгоритмов или обретенного в работе опыта), а также овладеть функциями своей социальной роли. И важная роль здесь отводится микроклимату классного коллектива.

Фаза преобразования. На этом этапе в организации учебно-воспитательной работы, учитель организует перенос усвоенного ранее учебного материала в иные, зачастую практикоориентированные ситуации [2, с. 154-159].

И учитель, и ученик, пройдя этапы и фазы развития, находится в образовательной среде. И здесь необходимо сказать о средовом подходе, так как среда накладывает существенный отпечаток на поведение и развитие любого человека, в том числе и на детей-мигрантов. Под образовательной средой понимается ближайшее окружение человека, во взаимодействии с которым он формирует, развивает и проявляет свои познавательные, коммуникативные, социально направленные качества. Таким образом, образовательная среда - это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их родителей с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов.

Учитель, прежде всего, должен овладеть арсеналом средообразовательных действий, благодаря которым можно создавать нужное окружение и осуществлять опосредованное управление развитием и формированием личности ребенка-мигранта. По Ю.С. Мануйлову, для этого ему надо освоить проектировочные действия (определение, означивание, отбор, обобщение и пр.), преобразовательные действия (оформление, оснащение, ознакомление, обсуждение, описание и т.д.), диагностические действия (отслеживание, осматривание, опрашивание, оценивание и т.д.), Действия учителя - это причина всяких изменений в среде.

Учитывая, что за основу нами взята методология философского закона развития систем (А.Н. Аверьянов) и объектно-субъектное преобразование личности человека (С.М. Годник), и соотнося это со средой воздействия на ребенка-мигранта, с нашей точки зрения, необходимо дать определение развивающей образовательной среде, которая поможет ему адаптироваться к новой для него образовательной среде [2, с. 154-159; 3, с. 26-39].

Развивающая образовательная среда - такое состояние (субстанция) среды образовательной, взаимосвязь компонентов которой позволяют человеку динамично проходить фазы развития: объектную, субъектно-функциональную, субъектную, преобразования, тем самым переходя из одного качественного состояния развития в другое [4, с. 33-37].

Исходя из данного определения, функциональная часть, отраженная в модели, приобретает адаптивную направленность. То есть, для того чтобы учащийся усвоил каждый вводимый новый элемент среды (программы, содержание предметов, социоокружение и т.д.), ему необходимо на первом этапе - ознакомление, на втором - первичная апробация, на третьем - ориентация в возможностях использования, на четвертом - принятие решения). Все это позволяет системно подойти к вопросу адаптации и социализации детей-мигрантов к новой для них образовательной среде школы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

10. Дюжакова М.В., Мязина О.Ю. Некоторые социально-педагогические аспекты работы с детьми-мигрантами // Известия Воронежского госпедуниверситета. Психология и педагогика: сб. науч. тр. / отв. ред. Ю.В. Юров. Воронеж, 2012. Т. 258.

11. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж, 1981.

12. Аверьянов А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме. М., 1974.

13. Дендебер И.А. Проблемы адаптации к развивающей образовательной среде школы. Методы решения // Школа управления образовательным учреждением. 2012. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.