Адаптация детей к условиям дошкольной организации в концепции ФГОС ДО
Кантор Ирина Викторовна, ГБПОУ ОК ''Юго-Запад "Дошкольное отделение "№2,
г. Москва (Россия)
Ключевые слова: адаптация к ДОУ, социализация детей раннего возраста
Не все дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад. Одни приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей? Причины могут быть самыми разными: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения; неумение занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков. Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Научить ребенка общению со взрослыми и детьми — важная задача в процессе адаптации к детскому саду. В рамках создания оптимальных условий для успешной адаптации детей, была разработана технология, направленная на повышение адаптационных возможностей ребенка путем формирования у него навыков общения со взрослыми и сверстниками. Цель: Социализация детей раннего возраста, сокращение сроков адаптации к условиям ДОУ. Основные задачи 1. Сохранение, укрепление и формирование здоровья ребёнка 2. Формирование положительного отношения к окружающей действительности, на основе активной познавательной деятельности, направленной на ознакомление с объектами ближайшего окружения. 3. Передача социального опыта игры. 4. Создание единого образовательного пространства на основе формирования доверительных партнёрских отношений сотрудников ДОУ с родителями детей раннего возраста. Итогом занятий должна стать готовность ребенка к приходу в группы ДОУ, которая состоит из следующих компонентов: 1. Коммуникативная готовность 2. Познавательная готовность 3. Самостоятельность в выполнении действий 4. Эмоционально-положительное отношение к детскому саду. Игровая среда в группе насыщается постепенно, для того, чтобы избежать хаоса в восприятии окружающего мира и пробудить интерес у ребенка. Занятия проводятся в игровой форме. Смена деятельности четко регламентируется. В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатели группы. Результаты наблюдении заносят в «Карту развития и поведения ребенка». Карту заводят в день поступления в группу и ведут в течение всего периода посещения.
Список литературы:
1. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с. (ранний возраст).
2. Зенина Т.//Экологическое воспитание детей раннего возраста/ДВ №7 - 2005 г. стр. 17.
3. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с. (ранний возраст).
4. Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. - СПб.: Издательский Дом "Литера", 2005. - 32.: ил. - (Серия "Готовимся к школе).
5. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений. - М.:ИИП, 2002 - 165 с.
6. Масякина Ж., Соломина К.//Физкультурные занятия в первой младшей группе/ДВ № 9 - 1989 г.
7. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с. (ранний возраст).
8. Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. -136 с.
9. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса "Первые шаги" (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001-2002 года.-М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2002. - 392 с.
10. Пошва Г.И., Бутерус Е.Г., Елестна Л.Н., Волоцкова О.Б.//Создание клуба для родителей и детей не посещающих ДОУ (нормативная база)/Управление дошкольным образованием № 3 -2006 г. с.64.