Таким образом, степень выраженности совокупности показателей военно-профессиональной направленности; эмоциональной устойчивости; ответственности; самоконтроля; нормативности поведения; сообразительности и гибкости мышления; военно-профессиональных знаний, умений и навыков; коммуникативности составляет потенциальную возможность выпускников достигать высоких результатов в осуществлении военно-профессиональной деятельности и определяет уровень психологической готовности к ней. На основе данного исследования был сформирован психодиагностический комплекс для оценки сформи-рованности психологической готовности студентов к военной службе.
Литература:
1 Голованов Ю.Н. Оценка и формирование психологической готовности сотрудников специальных подразделений МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. СПб, 2001.
2 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск,1976.
3 Дубяга В.Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1998.
4 Лазарев С.В. Психологическая готовность авиаинженеров к военно-профессиональной деятельности. //Сборник научных статей. М.: Военный Университет, 1999, с. 24-28.
5 Мощенко А.В. Формирование психологической готовности суворовцев к обучению в вузах Вооруженных Сил: Автореф. дис. ...канд. психол. наук М., 1993.
6 Столяренко А.М. Психология бдительности и боевой готовности. М.: МО СССР, ГШ Сухопутных войск, 1975.
7 Шеремета Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов ВВУЗов: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1990.
АДАПТАЦИЯ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА АРМЕЙСКОЙ АВИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
Р.В.Забиров,командир отделения, Сызранское высшее военное училище летчиков (Военный Институт)
Условия ведения общевойскового боя накладывают повышенные требования к уровню подготовленности личного состава, и включают в себя подготовку экипажа боевого расчета к межличностному взаимодействию, что определяет результат деятельности.
Современное вооружение предполагает его коллективное обслуживание. Для нормальной эксплуатации авиационной техники необходим такой экипаж, который использует все её возможности. Поэтому одной из особенностей профессиональной деятельности военнослужащего является то, что она носит коллективный характер. Это означает, что победа в современном бою
достигается лишь за счет коллективных усилий как координации действий всего личного состава [1]. Следует учесть что, согласно тактическим расчетам время летной деятельности экипажа в боевых условиях составляет четыре минуты.
Особенностью летной деятельности экипажа является то, что она осуществляется как групповая и сопровождается взаимным влиянием людей друг на друга. В силу этого, среди членов экипажа должны существовать отношения, способствующие успеху совместной деятельности. Это - искреннее уважительное отношение друг к другу; непринужденность общения; отсутствие склок, конфликтов и мелочной опеки; дове-
рие; умение подавлять свои эмоции силой воли; сочувствие и помощь товарищей; удовлетворение членов экипажа от работы и роли в ней как в коллективе.
Практика лётной деятельности показывает, что эффективность выполнения полетного задания в большой степени зависит от социально-психологических факторов деятельности экипажа как единого целого. При этом особую роль играет адаптация личности к лётной деятельности.
Адаптация личности, представляет собой приспособленность человека к совместной деятельности ради достижения общих целей группы или коллектива. Через социальные контакты человека раскрывается все многообразие его личностных отношений, социально-психологических оценок и устремлений, формирующих психическую адаптацию. Социальные контакты основывается на приобретенных личностью в течение жизни знаниях, общественных интересах, социальном положении, личностных позициях. Способность к адаптации не дана летчику от природы, изначально. Она воспитывается постепенно сначала в семье, затем формируется по мере включения ребенка в более широкий круг общения и воздействию среды пребывания (школа, военное училище, войсковая часть) [2].
Особенности личности включают в себя приобретённые знания, направленность, интерес, эмоционально-волевые качества, моральные установки.
Эта подсистема формирует реакцию человека к определенным условиям и создаёт основу индивидуальной адаптации к неблагоприятным психическим факторам, что позволяет активно и целенаправленно их преобразовывать. В работах медицинских психологов и психиатров, как правило, речь идет о внутри личностной адаптации, как определенной сбалансированности внутренней структуры личности. При этом, отсутствие адаптации — это несбалансированность механизмов интеграции всей системы психической деятельности или отдельных частей. Недостаточная адаптация психической деятельности личности ведет к
различным «эффектам неадекватности» и способствует развитию комплексов, то есть защитных механизмов и, в конечном счете, может привести к нервно-психическим заболеваниям.
Психическая адаптация - это динамичный процесс. Все функциональные возможности ее ведущих и второстепенных подсистем изменяются в силу нестабильности биологической и социально - психологической основы.
Это так же определяется временными или достаточно стойкими изменениями темперамента, способностями человека, его личностной направленности, совокупности потребностей, его моральными качествами, волевыми и эмоциональными свойствами. В этом смысле, адаптация — это многокачественное, многоуровневое психическое образование субъекта лётной деятельности. Таким образом, социально-психологическая адаптация — это, прежде всего, соответствие поведенческих реакций личности требованиям, ожиданиям, целям, функциям группы и приспособление к различным видам межличностных отношений в коллективе.
Социологические исследования подтверждают обоснованность выделения группы конфликтов на базе разногласий относительно удовлетворения потребностей членов экипажа. Неудовлетворенные потребности членов экипажа отрицательно влияют на стабильность межличностных взаимодействий. Психологическая биография каждого члена экипажа — это огромный склад впечатлений, воспоминаний, радости, печали, душевных сомнений. Жизненные впечатления человека не всегда осознаются им и, как будто, забываются. Тем не менее, они могут оказывать влияние на поведение человека, особенно в экстремальных ситуациях, например, в полете или воздействии противника. Можно назвать целый ряд психологических моментов, определяющих стабильность действия экипажа как коллектива. Однако они не всегда представляют свойства, определяющие успешность или неуспешность межличностных взаимоотношений в экипаже. Возника-
ет вопрос, как объединить подходы социологов, медиков, психологов, касающихся человеческих взаимоотношений в военном коллективе? Можно перечислить сотни черт характера, которые будут разрушать или укреплять в экипаже межличностные взаимоотношения. В настоящее время требуется качественно новый уровень обобщений по этой проблематике.
Категория «адаптация» является центральной в психологии отношений, в том числе, между членами экипажа. Ни одна из категорий социальной психологии не может выполнять интегрирующую функцию. Это в равной степени относится ко всем категориям психологии, как: личность, общение, деятельность, взаимодействие, мотивы, потребности, характер, темперамент и др. Эти категории могут применяться при анализе взаимодействия в экипаже, и их можно объединить единым понятием как личностная адаптация и дезадаптация летного экипажа. Оно выражает результативность всех процессов, происходящих в отношениях личностей экипажа. Адаптация определяет конечное результативное влияние на отношения в летном экипаже, становление характера членов экипажа, их мировоззренческих взглядов и ценностных ориентации. Категории адаптации и дезадаптации летного экипажа позволяют объединить различные виды летных экипажей как проблемные, конфликтные, невротические, асоциальные.
Любые аспекты поведения члена экипажа можно рассматривать с точки зрения соответствия или несоответствия общим целям и задачам повседневной жизни, способствующим или не способствующим стабильности отношений в экипаже. Конфликты между военнослужащими можно рассматривать как нарушение процесса адаптации в экипаже. Эта точка зрения позволяет принципиально по-новому подойти к факту высокого процента несовместимости среди членов молодых экипажей. В силу множества субъективных моментов достаточно трудно понять реальный процесс распада летных экипажей и выработать определенную позицию, как в их объяснении, так и в
разработке мер социальной профилактики и воздействия со стороны воспитателей. Многие мотивы могут быть легко объяснимыми, что порождает чрезмерный оптимизм в отношении мер их профилактики и воспитательного воздействия. В дальнейшем, мы будем употреблять термин «летная адаптация экипажа». Процесс дезадаптации — это неотъемлемая сторона процесса адаптации. Сегодня основной акцент делают на наличии или потере чувства уважения к военно-профессиональной направленности. Руководствуясь только такой точкой зрения, многие случаи распада молодых экипажей нельзя было объяснить. В системе социально-психологической адаптации необходимо выделить летную адаптацию экипажа как приспособленность человека к жизни в экипаже и в летном коллективе. Летная адаптация экипажа — это постепенный процесс взаимного приспособления членов экипажа, которое основано, прежде всего, на положительных привязанностях и положительных чувствах (симпатия, патриотизм, дружба, любовь к Родине) [3]. Чувства симпатии и любви к Родине не гарантируют, что летная адаптация будет успешной. Требуется согласование потребностей и интересов членов экипажа. Молодых специалистов, в этом случае, подстерегают разногласия и расхождения. При этом формируется процесс приспособления, уступок, компромиссов, первых конфронтации и споров. Происходит выработка согласованной оценки той или иной жизненной ситуации, тактической обстановки. Командир экипажа, летчик - штурман и бортовой техник на долгое время (согласно боевому расчету войсковой части) включены в разнообразную совместную деятельность. Успешность деятельности экипажа требует от них взаимопонимания, слаженности, четкой кооперации, знания личных должностных, функциональных обязанностей и обязанностей подчиненных. Степень согласия в экипаже во многом зависит от того, насколько каждый из членов летной триады способен поставить себя на место другого и понять ту или иную ситуацию. Каждый член экипажа вырабатывает
особый, индивидуальный стиль взаимодействия с другим членом экипажа. Таким же путем в летной триаде формируются достаточно устойчивые ориентации относительно друг друга. В результате адаптации среди членов экипажа складывается согласованность действий относительно всех сторон жизни данного экипажа. Стабильность молодого экипажа определяется процессами летной адаптации, которые особенно интенсивно происходят в первые годы совместной деятельности.
Можно выделить следующие виды адаптации членов летного экипажа:
- адаптация к новым должностям, к новым обязанностям и правам, к совместной согласованной деятельности;
- к темпераменту, характеру, то есть ко всему психическому миру членов своего экипажа;
- к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни члена экипажа;
- к основным ценностям жизни, «жизненной философии», пониманию цели и смысла жизни члена экипажа;
- физиологическая;
- к военно-профессиональной деятельности.
Эти виды летной адаптации не претендуют на полноту охвата всех ее аспектов. По-видимому, каждый вид адаптации можно разложить на составные элементы, которые характеризуют процесс взаимного приспособления членов экипажа. У молодых летчиков может быть сильный характер, хорошие материальные условия, твердые связи среди высшего командования. Однако, совместная деятельность не складывается или эффективность этой деятельности оказывается на низком уровне из-за того, что они не могут приспособиться друг к другу. Особенности характеров молодых летчиков могут формировать сферы психических напряжений, конфликтов, ссор, обид, подозрений, взаимных обвинений и т. д. В конечном итоге, совместная деятельность становится невозможной. Поэтому мы особое значение придаём процессу адапта-
ции и считаем ее залогом хорошего взаимодействия между членами экипажа. С позиций теории адаптации в лётном экипаже могут быть интерпретированы проблемы совместимости. Однако, некоторые типы личностей будут испытывать трудности при адаптации как в малых группах, так и в коллективах. Более того, члены лётного экипажа, страдающие, соматическими и психическими заболеваниями, будут иметь свои проблемы с адаптацией. Летная адаптация в экипаже и дезадаптация дают нам возможность эффективно оценить стабильность или нестабильность при формировании того или иного экипажа. Исходя из этих позиций, можно выработать новые подходы к оказанию психологической помощи молодым членам экипажа, чтобы повысить их способности к адаптации. Эта способность повышается при общительности, эмоциональной зрелости, устойчивости психики члена экипажа. Главное звено в дезадаптации здорового человека — это потеря самоконтроля, самодисциплины, повышенный уровень эмоциональности, хроническая усталость и напряжение.
Одним из вариантов изучения тех или иных общих адаптационных способностей индивида являются тестовые методики. Мы разделили черты характера членов летного экипажа, с точки зрения совместимости, на две группы: 1) свойства и качества характера человека, способствующие межличностному общению, взаимодействию и сотрудничеству; 2) качества и свойства, препятствующие или затрудняющие межличностную адаптацию.
К общим адаптационным способностям индивида к межличностному взаимодействию можно отнести: 1) способность к сотрудничеству; 2) способность к общению; 3) способность к эмоциональному и рациональному пониманию других людей; 4) способность к самоконтролю и самопознанию; 5) умение выбрать адекватный тип регуляции поведения в зависимости от условий и обстоятельств. Основой этих способностей являются врожденные и приобретенные качества, свойства и черты личности: а) свой-
ства центральной нервной системы; б) темперамента; в) характера. Все эти вместе взятые «блоки», или «подсистемы», и определяют диапазон индивидуальной адаптации или дезадаптации к летной и повседневной жизни. Вполне естественно, что для изучения тех или иных конкретных способностей требуется создание специального теста, который при наличии 30—60 позиций, то есть с помощью системы эмпирических индикаторов, давал бы возможность их замерить и выразить в количественных показателях.
Литература:
1. Психология и педагогика. Военная психология / Учебник для вузов // Под ред. А.Г.Маклакова.-СПб.: Питер, 2005 С.201
2. Основы авиационной психологии и психологической подготовки курсантов ВВАУЛ // Под ред. В.А.Пономаренко - Изд-во: ВВС, 1990.
3. Иванов В.П. Формирование личности офицера. - М.: Воениздат, 1986.
РАЗНОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ
Л.В.Кирюшина, аспирантка ИПППО РАО, г.Казань
В условиях современной России, когда социальная сфера переживает тяжелые времена, вызванные противоречивым характером рыночного реформирования, проблемы социальной защиты, социальной адаптации и поддержки выдвигаются на передний план. Общество все в большей мере нуждается в профессионалах, способных квалифицированно ставить социальный диагноз, осуществлять социальное прогнозирование, вести реабилитационную, коррекционную, социально-терапевтическую работу, проводить консультативную, посредническую, профилактическую деятельность с различными категориями населения, нуждающимися в социальной помощи.
Сегодня подготовка специалистов по социальной работе в России осуществляется в 65 высших учебных заведениях, в которых обучается более 12000 человек. Ведущим вузом в этой области является Московский государственный университет, на базе которого создано учебно-методическое объединение в области профессиональной подготовки специалистов по социальной работе, разработки нормативно-правовых актов и научно-методического обеспечения, проведения научных конференций и семинаров,
направленных на повышение эффективности системы подготовки кадров для социальной сферы.
В Республики Татарстан так же сложилась многоуровневая система подготовки и переподготовки специалистов социальной сферы, состоящая из следующих типов научно-учебных заведений:
- государственный медицинский университет (КГМУ);
- государственные гуманитарный педагогический и технологический университеты (ТГГПУ, КГТУ);
- академия социального образования (АСО (КСЮИ);
- профессиональные лицеи № 19 и № 68 г. Казань;
- педагогический колледж г. Казань;
- кадровый центр ЛИНК.
Создана отраслевая система послевузовской подготовки на базе республиканского Учебно-методического центра и Центра социально-психологической помощи населению для подготовки конкурентоспособных специалистов-практиков с современным уровнем профессиональных знаний, отвечающих международным стандартам.
Специалисты социальной сферы совер-