Научная статья на тему 'Адаптация человека к условиям регионального социально-эколого-экономического напряжения'

Адаптация человека к условиям регионального социально-эколого-экономического напряжения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
135
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Панин В. А.

Анализ адаптационных возможностей организма школьников Калининграда выявил тесную связь уровня здоровья с социально-экологическими условиями. Предлагаются концептуальные решения сохранения здоровья молодых людей в Калининградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Панин В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of man to conditions of a regional socially-ecological and economic pressure

The analysis of adaptable opportunities of an organism of schoolboys of Kaliningrad has revealed close communication of a level of health with socially-ecological conditions. Conceptual decisions of preservation of health of young men in the Kaliningrad area are offered.

Текст научной работы на тему «Адаптация человека к условиям регионального социально-эколого-экономического напряжения»

ВАЛЕОЭКОЛОГИЯ

УДК 612.08

В.А. Панин

АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО Н АПРЯЖЕНИЯ

Анализ адаптационных возможностей организма школьников Калининграда выявил тесную связь уровня здоровья с социальноэкологическими условиями. Предлагаются концептуальные решения сохранения здоровья молодых людей в Калининградской области.

The analysis of adaptable opportunities of an organism of schoolboys of Kaliningrad has revealed close communication of a level of health with so-cially-ecological conditions. Conceptual decisions of preservation of health of young men in the Kaliningrad area are offered.

При сборе фактического материала о здоровье различных групп населения важном было определить количественные показатели физиологических функций организма, возможных рисков заболеваний и патологии. ЭВМ-технологии использовались по двум направлениям:

1) для рискометрии, экспресс-диагностики функциональных изменений, диагностики частной патологии;

2) для математического анализа.

Под руководством автора выполнены исследования среди учащихся школ города Калининграда. В первую очередь решалась задача диагностики здоровья: 1) по медицинским картам школьников; 2) по анкетам родителей; 3) по валеологическим показателям адаптационных возможностей учащихся школ с использованием ЭВМ-технологий.

По медицинским карточкам учащихся школы № 10 г. Калининграда обнаружено 35 % здоровых, 40,5 — больных и 24,5 — не обследованных школьников. По анкетам родителей, заполненных на основе поликлинических данных, количество здоровых детей составляет 19,2 %, больных — 46,2, не имеющих диагнозы — 14,6. Анализ адаптационных возможностей организма, проведенный по показателям системы кровообращения, показал только 15 % учащихся с нормальной (достаточной) степенью адаптации, что эквивалентно состоянию здоровья. Снижение до 50 % адаптационных возможностей обнаружено у 35 % школьников, а более половины — у 50 % учеников.

Школьные обследования здоровья учащихся зачастую проходят формально и не всегда их результаты совпадают с поликлиническими. Так, невропатолог в школе №10 отметил болезни у 6,1 %, а в поликлинике — у 23,1 %; офтальмолог — у 5,4 %, в поликлинике — у 15,4 %; кардиолог в школе вообще не обнаружил больных, в поликлинике — 11,5 %. Правда, хирург-ортопед в школе выявил нарушения осанки и плоскостопие у 37,5 %, а в поликлинике — только у 23,1 %.

Школа в целом не заинтересована в изучении здоровья детей, не считая это своей прямой обязанностью, да и не имея для этого

практических возможностей. Хотя в пункте 1 статьи 6 закона Калининградской области «О физической культуре и спорте» [2] записано, что сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из основных задач всех образовательных учреждений, входят в круг обязанностей администрации указанных заведений и каждого педагогического работника. В пункте 5 той же статьи закона указано, что образовательные учреждения ежегодно проводят диагностику функционального состояния и тестирование физической подготовленности обучающихся с созданием «паспортов здоровья».

В школе № 20 Центрального района Калининграда под руководством автора за 4 учебных года было обследовано 4 тыс. школьников (табл.).

Средние показатели заболеваемости учащихся школы № 20 г. Калининграда за 1992—1996 гг.

90

Учебный год Количество обследованных Количество больных

Абсолютная величина Процент

1992/93 907 485 53,47

1993/94 946 657 69,45

1994/95 1067 893 83,69

1995/96 1079 978 90,63

По отдельным нозологиям на первом месте оказались болезни органов дыхания. В 1992/93 г. их было 16,5 %, а в 1995/96 гг. — 47,3 %, т. е. их количество увеличилось в 3,4 раза. Это требует более тщательного экологического и санитарно-эпидемиологического исследования, а также контроля за увеличением вредных привычек, в частности, курения. За этот же период в 2 раза увеличился травматизм в школе, т. е. необходимо внимательно изучить условия учебы, занятий физической культурой и спортом, трудового обучения. За эти же годы изменения по другим заболеваниям составили: системы кровообращения — от 1 до 1,5 %, системы пищеварения — от 4,9 до 6%, опорно-двигательной системы — от 14,1 до 13,4 %, органов зрения — от 13 до 14 %.

В течение трех лет с 2001 по 2003 г. в школе-гимназии № 32 Центрального района у 80 старшеклассников наблюдали влияние окружающего воздуха на систему дыхания. Риск заболеваний количественно рассчитывали по компьютерной системе АСКОРС (автоматизированной системе количественной оценки риска синдромов). Ее базу составляют специализированные алгоритмы, разработанные на основе решающих правил теоремы Байеса по совокупности результатов формализованного анкетного опроса и основных объективных показателей. В данном наблюдении показана высокая прямая корреляция (г = 0,7) между загрязняющими составляющими воздуха и риском заболевания органов дыхания.

В 1993 г. при проведении рискометрии среди первоклассников Калининграда был обнаружен достаточно высокий онкологический риск (х = 46 %). И хотя эта величина находится в первой группе риска, она

должна насторожить медиков, занимающихся первичной профилактикой. Прямых достоверных связей с возможной причиной этого риска обнаружить не удалось. Но нельзя исключить влияния Чернобыльской трагедии, которая произошла в 1986 г. Практической рекомендацией может служить необходимость профилактического наблюдения за этой группой риска в течение всей жизни.

Оценка здоровья, работоспособности, адаптационных возможностей организма человека необходима как на индивидуальном, так и на групповом уровнях, особенно у обучающейся молодежи. Учебная нагрузка в течение 10 лет школьного обучения очень велика. За это время, по данным многих исследователей, школьники теряют 75 — 80 % своего здоровья. Важной является оценка адаптационных возможностей в зависимости от возраста учащихся. За основу расчета взяты показатели сердечно-сосудистой системы. По О.Г. Газенко [1. С. 3 — 5] и К.А. Шо-шенко [3], система кровообращения является индикатором общей адаптационной реакции организма. Конкретно исследуются сердечный и сосудистый компоненты, их вегетативное обеспечение, а затем на этой основе — показатели ОТК (обеспечения тканей кровью) и затрат энергии как в покое, так и после нагрузки.

Анализ гемодинамических показателей у первоклассников выявил следующее:

— частота сердечных сокращений в покое и после нагрузки мало отличается от должных величин;

— сила сокращения миокарда увеличена в покое на 15,8 %, после нагрузки — на 36,3 %, что свидетельствует об излишних энергозатратах;

— общее периферическое сопротивление больше на 45,9 % в покое и на 39 % после нагрузки, что может быть связано с увеличением инертности вегетативной нервной системы, а также со стрессовой ситуацией в организме;

— обеспечение тканей кровью снижено в покое на 23,1 %, после нагрузки только на 8,6 %, что можно расценивать как отсутствие органических изменений в организме.

В результате высокого уровня и инертности вегетативной нервной системы, сосудистого сопротивления и снижения обеспечения тканей кровью в организме трудно ожидать быстрого изменения биохимических реакций. Это приводит к напряжению психических и физиологических процессов. Отрадным является только снижение этого напряжения после физических нагрузок.

Исследование гемодинамических показателей у школьников третьих классов выявило следующие тенденции:

— обеспечение тканей кровью снижено на 9,5 % как в покое, так и после нагрузки;

— расход энергии увеличен в покое на 29,4 %, после нагрузки на 27,7 %. Общая картина в этой группе мало отличается от предыдущей.

У школьников пятых классов наблюдаются следующие показатели:

— обеспечение тканей кровью отличается от нормы на небольшую величину (3 — 7 %);

— увеличена частота сердечных сокращений, особенно после нагрузки, на 17,4 %;

— общее сосудистое сопротивление приближено к должным величинам;

— инертность вегетативной нервной системы увеличена на 34 % в покое и на 59 % после нагрузки.

Эту новую форму адаптационной реакции можно расценить как фазу резистентности.

У школьников седьмых классов отмечаются следующие факты:

— частота сердечных сокращений адекватно реагирует на потребность организма к нагрузке;

— после нагрузки гиперреакция обнаружена со стороны сократительной способности миокарда, сосудистого сопротивления, уровня вегетативной регуляции;

— средние показатели обеспечения тканей кровью увеличиваются, но уменьшается доля детей с нормальным ОТК.

В данной группе форма адаптационной реакции неоднозначна и включает в себя напряжение одних, резистентность других и истощение третьих компенсаторных проявлений.

Общее заключение по полученным результатам:

— уровень здоровья, работоспособности, адаптационных резервов организма зависит от многих факторов, в том числе экологических в регионе (или за его пределами) и в районе (микрорайоне) города, а также от учебной и физической нагрузки — индивидуальной или групповой;

— нормальное обеспечение организма кровью наблюдается у 17— 23 % обследованных;

— физиологически оптимальную работу сердечно-сосудистой системы имеют только 6 % обследованных;

— полностью компенсированная работа сердечно-сосудистой системы отмечается у 13,4 % обследованных;

— некомпенсированная в пределах 10 — 50 % — у 50 % школьников, от 50 % и выше — приблизительно у 30 % детей.

Научно-обоснованные результаты о состоянии здоровья школьников должны стать основой разработки комплексной программы первичной профилактики функциональных отклонений, рисков и самих заболеваний.

Концептуальная основа формирования конструктивной социально-эколого-экономической политики и первичной профилактики — это осознание и практическое применение положения о тесной функциональной взаимосвязи между состоянием здоровья различных групп населения и состоянием окружающей среды. Решение этой проблемы возможно на основе новых методических подходов к фундаментальным исследованиям проблем медицинской географии и здоровья окружающей среды с учетом региональных особенностей распространения болезней человека, а также с помощью экологического мониторинга и современных геоинформационных технологий. Однако до сих пор данная проблема противоречиво освещается, недостаточно серьезно оценивается и мало востребована властными структурами. Поэтому в дальнейшем необходимо глубокое научное исследование взаимосвязей

в системе «экология — здоровье», роли и меры вклада вредных факторов окружающей среды в возникновение, течение и распространение основных заболеваний человека.

Список литературы

1. Газенко О.Г. Предисловие / / Казначеев В.П. с соавт. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения: Монография. Л.: Медицина, 1980. С. 3 — 5.

2. Закон Калининградской области «О физической культуре и спорте». Калининград, 1997.

3. Шошенко К.А. Кровеносные капилляры. Новосибирск: Наука, 1975.

Об авторе

В. А. Панин — доц., РГУ им. И. Канта, Мей-Ыо@а1ЬегНпа. ги

93

УДК 613.22.

А.Г. Гончаров, С.Л. Борисенко, В.В. Шуплецова ОЦЕНКА ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Приведены результаты оценки питания детей 5 — 6-летнего возраста. В рационе питания отмечен недостаток белков, витаминов, микроэлементов. У 30 % детей наблюдается дефицит массы тела.

In article results of own researches are resulted according to an actual feed of children 5 — 6 years age. In a diet lack of fibers, vitamins, microcells is marked. At 30 % of children deficiency of weight of a body is observed.

Сбалансированное по основным пищевым ингредиентам и энергии питание способствует нормальному росту и развитию ребенка, а также профилактике различных заболеваний, повышает иммунитет, снижает восприимчивость к воздействию вредных факторов окружающей среды [1].

Целью нашей работы было изучение путем анкетного метода питания детей 5 — 6-летнего возраста.

Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:

1. По литературным данным изучить особенности пищеварительной системы детей 5 — 6-летнего возраста и гигиенические требования к питанию этой возрастной группы.

2. По картам учета фактического питания изучить содержание пищевых ингредиентов в рационе детей обследованной группы.

3. Оценить индивидуальное питание у детей обследованной группы.

Особенностью функционирования пищеварительной и других систем организма в дошкольном возрасте является их сниженная адаптационная возможность. Так, у детей отмечаются резкие колебания секреции и активности пищеварительных соков. Это обусловливает высокую чувствительность к нарушению сбалансированности питания. Ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.