УДК 31
И.В. Соснина
АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МИГРАНТОВ И ПРИНИМАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ: ВЫБОР СТРАТЕГИИ
Статья посвящена стратегиям адаптации мигрантов к принимающей среде. Автор рассматривает адаптационный потенциал мигрантов и принимающего населения, определяет социальнополитические и культурные факторы влияния.
Миграция, адаптация, интеграция, миграционная политика, рынок труда, биография, социальное взаимодействие.
I.V. Sosnina
ADAPTABLE POTENTIAL OF MIGRANTS AND THE ACCEPTING POPULATION: STRATEGY CHOICE
The article is devoted to the adaptation of migrants strategy towards the accepting environment. The author considers adaptable potential of migrants and accepting population, defines social, political and cultural influence factors.
Migration, adaptation, integration, migration policy, labor market, biography, social interaction.
Миграционные процессы всегда были в центре внимания исследователей: миграция охватывает все сферы жизни общества, привнося изменения в общественные структуры и изменяя жизнь отдельной личности. Значимость исследований в данной области заключается в возможности определения и уточнения факторов, влияющих на практики адаптации мигрантов в местах переселения, анализа историй, идентификаций, культурных и экзистенциальных перспектив, жизненных шансов. Миграцию определяют на глобальном и локальном уровнях, анализируют макропроцессы движения населения: миграционную политику, миграционное законодательство; исследуют микропроцессы взаимодействия мигрантов с принимающим населением: практики адаптации к новой среде пребывания, истории и биографии отдельных мигрантов.
Исследователи анализируют современную демографическую ситуацию в России, делают прогнозы демографического и социального развития страны. В данной перспективе миграционные процессы рассматриваются как возможный вариант выхода из демографического кризиса. Убыль населения, по мнению ученых, приведет к дефициту трудовых ресурсов, перспективным направлением демографической политики в данном ракурсе становится миграционное направление.
Современные демографические условия диктуют необходимость поиска новых путей реализации политики в сфере занятости, актуальными становятся исследования характера влияния миграционных процессов на формирование современного рынка труда. Ж. Зайончковская [1] рассматривает два возможных сценария развития России в условиях демографического кризиса: сценарий без иммиграции, итогом которого предполагаются социальная дестабилизация, обострение политической обстановки, и сценарий, 262
допускающий замещающую миграцию, итогом которого предполагается экономический рост, сопряженный, однако, с возможным ростом конфликтов на этнокультурной почве. Значимость исследований в данной области заключается в возможности определения и уточнения факторов, влияющих на практики адаптации мигрантов в местах переселения, анализа историй, идентификаций, культурных и экзистенциальных перспектив, жизненных шансов.
Вопросы адаптации и интеграции мигрантов в месте переселения занимают важное место в исследованиях трудовой миграции, так как только успешная адаптация мигрантов и подготовленность принимающего населения к изменениям позволят избежать негативных последствий социального взаимодействия. Исследователи в данном направлении анализируют существующие модели интеграции мигрантов, проводят сравнения степени влияния той или иной модели на характер межкультурного взаимодействия. Одним из направлений исследований в данном русле являются исследования, посвященные практикам и стратегиям адаптации мигрантов в месте переселения, перспективными в этом плане могут стать исследования биографии мигранта, влияния жизненных историй мигранта на стратегии адаптации и характер взаимодействия с новой окружающей средой.
Важнейшей составляющей миграционной политики государства является применяемая модель интеграции мигрантов в принимающем сообществе. В. Мукомель [2] определяет неизбежность миграционного пути развития, делая акцент на необходимости анализа аспектов успешной интеграции мигрантов в новый социум, первостепенными считая вопросы: интолерантности принимающего населения, предпосылок самоизоляции мигрантских общин, дискриминационных социальных практик. Политика интеграции мигрантов имеет первостепенное значение, как в миграционной, так и в социальной политике. Определяя процесс интеграции как двусторонний процесс, следует отметить, что подготовленность местного населения, принимающего сообщества к неизбежным изменениям является определяющей позицией в процессе интеграции мигрантов. Успешная интеграция позволит мигранту в полной мере реализовать свой трудовой потенциал в месте переселения, благоприятное протекание процесса интеграции определяет возможность благоприятного течения самого процесса миграции. Эффективной политика интеграции может быть лишь при условии признания приоритетом права человека, определяющие невозможность дискриминационных практик.
Определяя степень необходимости и важности процесса интеграции для временных и постоянных мигрантов, рассмотрим уровни восприятия и позиции сторон-участниц данного процесса: принимающего населения и мигрантов (временных и постоянных). Для местного населения взаимодействие с мигрантами происходит в разных сферах деятельности, которые и являются определяющими факторами межэтнического взаимодействия. Как таковая характеристика долгосрочности пребывания мигранта в стране для принимающего сообщества не является определяющей характер взаимодействия. Местное население необходимо подготовить к постоянному процессу миграции, влекущему за собой изменения. Основным критерием такой подготовки должны стать принципы признания различий и уважения к культуре и традициям приезжих. В равной степени данные принципы являются определяющими и в выстраивании стратегии адаптации для самих мигрантов.
Принимающее сообщество, позитивно воспринимая процесс миграции, осознавая необходимость и значение миграции в современных социальных процессах, не разделяет мигрантов на временных и постоянных, а в целом готовится к приему населения и конструктивному взаимодействию. Так как определить заранее долгосрочность пребывания мигранта в стране не представляется возможным, практики интеграции со стороны принимающего сообщества минимизируют степень влияния временного фактора пребывания мигрантов на характер интеграции мигрантов.
Мигранты принимают решение о переезде под воздействием различных факторов, эти же факторы в какой-то степени определяют планы на долгосрочное или кратковременное пребывание. Постоянные и временные мигранты могут иметь различные взгляды на процесс интеграции, его необходимость, которые определяются мотивами миграции, ожиданиями мигрантов, планами на будущее. Миграционная политика, направленная на долгосрочную миграцию, должна отдавать пальму первенства интеграционным стратегиям развития, следовательно, если и делать различие между интеграционной политикой, направленной на временных или постоянных мигрантов, то только рассматривая временную миграцию и соответствующую ей интеграционную стратегию как этап на пути к постоянной миграции и соответственной интеграционной стратегии.
Краткосрочность пребывания мигранта в стране не сокращает степень межкультурного взаимодействия. Временный характер миграции не в состоянии сузить круг социальных интеракций, следовательно, интеграционная стратегия необходима для успешной и эффективной деятельности мигранта, даже носящей временный характер. Краткосрочность миграции не исключает долгосрочных перспектив в миграции. Таким образом, определяя степень важности политики интеграции для временных и постоянных мигрантов, мы выделяем стороны процесса интеграции и их мотивы, определяющие стратегии интеграции. Отмечая необходимость интеграционной политики, мы определяем значимость интеграции для постоянных мигрантов как конечную цель, а для временных мигрантов - как ступень подготовки и стратегический запас в перспективах роста в постоянную, долгосрочную миграцию.
Миграционная политика, направленная на привлечение трудовых мигрантов, одним из основных направлений деятельности должна принимать адаптацию и интеграцию мигрантов. Значение имеет также стратегия адаптации самих мигрантов. В. Мукомель [3] рассматривает следующие стратегии адаптации мигрантов к принимающей среде: сегрегация, аккультурация, интеграция, ассимиляция; и выделяет условия, способствующие формированию ориентации мигрантов на адаптацию: доступность составляющих социальной среды, социокультурная дистанция между посылающим и принимающим обществами, исторически сложившийся групповой опыт выживания в инокультурной среде.
В данном ракурсе помимо группового, коллективного опыта выживания в ино-культурой среде считаем важным условием формирования стратегии адаптации личный опыт мигранта, его жизненный путь. Это и причины, побудившие мигранта к переезду, и условия его миграции, и первоначальный опыт или первое знакомство с принимающей средой, и, конечно, его планы на долгосрочное или кратковременное пребывание. Биография мигранта, его жизненный путь, мигрантский опыт, возможно, в первую очередь определяют его стратегию адаптации в новой среде.
Биография мигранта является определяющим условием формирования стратегии адаптации в месте переселения. К.С. Мокин [4] определяет «миграционные истории», накопленный миграционный опыт семьи, включающий мотивы миграции, территорию исхода, пути перемещения, опыт адаптации, как доминирующий фактор, определяющий степень начальной включенности в местное сообщество. Рассматривая процесс трудовой миграции сквозь призму биографии отдельного переселенца, мы расширяем границы восприятия и анализа, как адаптационных стратегий мигранта, так и собственно поля межкультурного и межэтнического взаимодействия мигрантов с принимающим сообществом. Биографический метод в социологическом анализе миграционных процессов позволит уточнить возможные факторы, детерминирующие среду межкультурного взаимодействия, как в плане негативного воздействия, так и упрощающие процесс адаптации мигранта в месте переселения.
Причины миграции как фактор влияния при выборе стратегии адаптации, определяют долгосрочность или кратковременность пребывания мигранта в стране. При 264
временном пребывании мигрант определяет для себя не столь важными составляющие аккультурационной или интеграционной стратегий, ориентируясь на сегрегацию. В. Мукомель отмечает, что «если в условиях ограниченного контакта со средой пребывания мигранты реализуют свои жизненные планы, побудившие их к миграции, то процесс их адаптации на этом и заканчивается, практически не начавшись» [3, с.217]. Таким образом, временные мигранты в меньшей степени заинтересованы в интеграции с местным сообществом. В данном ракурсе миграционная политика должна быть направлена на усиление заинтересованности временных мигрантов в интеграции, так как в большинстве случаев временная миграция не исключает планов на постоянное переселение. Поле социального взаимодействия формируется вне зависимости от долгосрочности пребывания мигранта в стране, задача миграционной политики в таком случае - обеспечить условия для успешного взаимодействия мигрантов с принимающей стороной.
Условия миграции и первоначальный опыт знакомства с принимающей средой определяют ориентацию мигранта к определенной стратегии адаптации. Мигранты зачастую, приезжая в страну, выпадают из правового поля еще на этапе «въезда». Находясь вне правового поля, на нелегальном положении, мигранты самоизолируются от принимающего сообщества. Такая изоляция позволяет им находиться в стране, «оставаясь незаметными» для официальных служб. Интеграция мигрантов должна включать элементы, активизирующие вхождение мигранта в экономическое поле принимающей стороны. Успешная экономическая деятельность позволит мигранту эффективно адаптироваться к принимающей среде. Принимающая сторона, заинтересованная в трудовых ресурсах, также легче проходит процесс адаптации к изменениям, связанным с миграцией, так как трудовой мигрант, находящийся и действующий в экономическом поле, является именно тем мигрантом, который необходим принимающей стороне.
Основным каналом вхождения трудового мигранта в экономическое поле принимающей стороны является нормативно-правовой канал. Обустроенность этого канала в большей степени влияет на первостепенный опыт контакта мигранта с принимающей средой. Получение разрешения на работу, регистрация определяют нахождение мигранта в правовом поле. Доступность правового поля для трудового мигранта определяется миграционным законодательством страны приема. Основной проблемой в адаптации мигранта является недоступность правового поля и, следовательно, невозможность эффективной трудовой деятельности. Большинство трудовых мигрантов, попадая в страну, сразу же выпадают из правового поля, сегрегация является единственно возможной стратегией для дальнейшего выживания на нелегальном положении.
Социальная интеграция мигрантов - это двусторонний процесс, в котором помимо самих мигрантов участвует принимающая сторона. Но для местного населения в плане интеграции нет разделения на временных и постоянных мигрантов. Такое разделение необходимо в политике интеграции мигрантов принимающего государства. Данный вопрос звучит в ракурсе современной международной конкуренции за мигрантов, как за ценный трудовой ресурс, в условиях демографических коллизий. Государство, ориентированное на решение демографических проблем, в поисках трудовых ресурсов, своей стратегической задачей должно ставить успешную и эффективную интеграцию мигранта, за неимением коей, проблема трудовых ресурсов так и останется не разрешенной.
В процессе интеграции степень лояльности субъектов, участвующих в этом процессе, готовность идти на контакт имеют первостепенное значение. В интеграции мигрантов помимо стратегии самого мигранта, значение имеет степень лояльности к этому процессу принимающей стороны. Взаимодействие мигрантов с принимающим населением происходит на бытовом уровне, на этом же уровне формируются представления друг о друге у субъектов интеграции. Зачастую этому процессу мешают
сложившиеся представления принимающей стороны о миграции как угрозе. Такие представления формируются под влиянием дискурса средств массовой информации, официальных властей. Как отмечает В. Малахов: «официальные лица (...) преподносят тему миграции не иначе как в терминах угрозы. Мигранты - это претенденты на блага, которых и без того всегда не хватает на всех» [5, с.96]. Такую тенденцию можно объяснить тем, что на возникающие у населения вопросы о несовершенстве и проблемах в различных социальных сферах у вопрошаемых властей не всегда находятся ответы, способные удовлетворить вопрошающее население. И в определенных случаях миграция становится удобной ширмой, способной объяснить возникновение многих социальных проблем, начиная от экономической нестабильности, заканчивая ростом преступности. В. Малахов говорит о манипулировании чиновниками миграционными вопросами, когда проблемы миграции для чиновников «не более чем мифологический конструкт: удобный общий заменитель, под который можно подвести множество разных проблем для того, чтобы их не решать» [5, с.96].
Говоря о степени взаимодействия мигрантов и принимающего населения, необходимо отметить значимость влияния на этот процесс миграционного дискурса, формирующего такие конструкты, как «этническая преступность», «межэтнические конфликты». Эти конструкты уводят нас при рассмотрении вопросов миграции из поля социального взаимодействия, в котором, собственно, и происходят интеракции мигрантов и принимающего населения. Возникают этнические и культурные атрибуты у чисто социальных, повседневных процессов.
Следует отметить, что, конструируя проблемы «этнической преступности», «этнических конфликтов», СМИ, государственные структуры привносят атрибуты культуры и этничности в повседневные социальные практики. И тогда у преступника появляются этничность и характерная для нее культурная модель поведения, допускающая насилие, такими характеристиками наделяются целые группы, чаще всего мигрантские, формируется «образ врага» по этническим и культурным признакам. На второй план отходит суть события, согласно которой существуют лишь человек, совершивший преступление, и правовые нормы, им нарушенные.
Миграционная ситуация представляется современными СМИ в контексте проблем преступности, коррупции, демографических проблем, проблем занятости. Основной образ мигранта, формируемый под влиянием СМИ - это образ «мигранта - торговца», «мигранта - преступника», «мигранта - жертвы», что, в свою очередь, обусловливает возникновение негативных тенденций в развитии межэтнических взаимоотношений. Субъектами, конструирующими данную проблему, являются как сами СМИ, так и политические деятели, чиновники, эксперты, с различными целями, способами и с различным успехом.
При исследовании характера конструирования социальных проблем необходимо рассмотреть субъекты, оказывающие влияние на данный процесс. Авторами анализируемых публикаций являются как журналисты, так и политические деятели, приводятся результаты интервью с экспертами в области миграционных процессов, чиновниками государственных структур. Характерной чертой публикаций в СМИ, в аспектах выявления виновников сложившейся ситуации, является распространение взаимных обвинений, претензий. Чиновники обвиняют СМИ в нагнетании обстановки вокруг проблем ксенофобии и конфликтов на этнической почве, СМИ обвиняют чиновников в бездействии и отсутствии продуманной миграционной политики; и чиновники и медийные деятели апеллируют фактами и ссылаются на «достоверные источники информации», на экспертов, вместе сходятся во мнении о необходимости распространения идей терпимости к представителям другого этноса, при этом осознанно или неосознанно провоцируют рост неприязни местного населения к мигрантам, формируя тем самым антимиграционный дискурс. Этнический дискурс уводит нас от реально существующих проблем миграции, лежащих в экономической, социальной, правовой сферах. Помещая существующие проблемы в этнические рамки, причины этих
проблем так и остаются не разрешенными, так как неверно поставленный диагноз не предполагает эффективного лечения и адекватной профилактики.
Стратегия адаптации мигранта определяется целым спектром условий, это и собственно миграционный опыт самого трудового мигранта, и политика социализации принимающей стороны, и нормативно-правовое поле страны приема. Временные мигранты являют собой ценный ресурс постоянной миграции. Политика интеграции в данном ракурсе должна быть стратегически выстроена в двух направлениях: с одной стороны, успешная интеграция временного мигранта позволит избежать трений в процессе социального взаимодействия мигрантов с принимающим населением; с другой стороны, успешная интеграция позволит повысить заинтересованность временного мигранта в долгосрочном или даже постоянном пребывании. Такая заинтересованность может быть построена на опыте мигранта, когда история его пребывания в месте переселения не будет отталкивающим фактором в определении планов на переселение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайончковская Ж. Почему России необходима иммиграционная политика /
Ж. Зайончковская // Методология и методы изучения миграционных процессов: учеб. пособие / под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. М.: ФГУП
«Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ», 2007. С. 136-165.
2. Мукомель В. Методические и практические аспекты изучения интеграции иммигрантов: специфика постсоветского пространства / В. Мукомель // Методология и методы изучения миграционных процессов: учеб. пособие / под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. М.: ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ», 2007. С. 165-192.
3. Мукомель В. Миграционная политика России: постсоветские контексты /
В. Мукомель. М.: Диполь-Т, 2005. 351 с.
4. Мокин К.С. Балаково: миграционные истории армян / К.С. Мокин // Социс. 2007. № 2. С. 94-101.
5. Малахов В. Понаехали тут. Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме / В. Малахов. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 200 с.
Соснина Ирина Валентиновна -
магистр социальной работы, аспирант кафедры «Социальная антропология и социальная работа» Саратовского государственного технического университета
Sosnina Irina Valentinovna -
Master of Social Work,
Post-graduate Student of the Department «Anthropology and Social Work» of Saratov State Technical University
Статья поступила в редакцию 21.04.10, принята к опубликованию 23.09.10