Научная статья на тему 'АДАПТАЦИОННЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОД УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

АДАПТАЦИОННЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОД УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ШКОЛЬНИКИ СРЕДНИХ КЛАССОВ / БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семенова Светлана Александровна, Гомбожапова Ханда-Цырен Дугаровна, Сысоев Андрей Александрович, Гынинов Баир Базарович

В статье предложен новый оригинальный подход к организации уроков физической культуры для детей 10-12 лет; адаптирована балльно-рейтинговая система оценки успеваемости учащихся по предмету физическая культура, позволяющая повысить активность посещаемости и уровень мотивации учащихся средних классов; разработана и научно обоснована модель применения активно-оздоровительных технологий на уроке физической культуры, позволяющая индивидуализировать оценку успеваемости учащихся при массовом проведении урока и тем самым повысить уровень их физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семенова Светлана Александровна, Гомбожапова Ханда-Цырен Дугаровна, Сысоев Андрей Александрович, Гынинов Баир Базарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE APPROACH AS A METHOD OF IMPROVING THE PHYSICAL FITNESS OF CHILDREN 10-12 YEARS OLD IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS

The article proposes a new test, the original your approach by us to the organization of physical education lessons for children aged 10-12 years; adapted a point-rating system for assessing the progress of these students themselves on the subject of days of physical culture, which allows to increase the activity of the body of attendance and the level of self-motivation of other students be middle class; The game has been developed and the goals have been scientifically substantiated, the model is to be the application of the spheres of active and health-improving technologies in a row at the lesson of the physical cortex of culture, which allows the hand to individualize the muscles of the assessment of students’ academic performance while conducting a mass below the lesson of the path and thereby the body to increase their body level of physical fitness lesson.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИОННЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОД УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Научная статья УДК 37.037.1

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-332-338 NIION: 2015-0066-6/22-586 MOSURED: 77/27-011-2022-06-785

Адаптационный подход как метод улучшения физической подготовленности детей 10-12 лет на уроках физической культуры

Светлана Александровна Семенова1, Ханда-Цырен Дугаровна Гомбожапова2, Андрей Александрович Сысоев3, Баир Базарович Гынинов4

1 Московский государственный областной университет, Мытищи, Россия, kaf-oafk@mgou.ru

2 Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Улан-Удэ, Россия, gombozh55@mail.ru

3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, sysoeff555@yandex.ru 3 Улан-Баторский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Улан-Батор, Монголия, ulan-bator@rea.ru

Аннотация. В статье предложен новый оригинальный подход к организации уроков физической культуры для детей 10-12 лет; адаптирована балльно-рейтинговая система оценки успеваемости учащихся по предмету физическая культура, позволяющая повысить активность посещаемости и уровень мотивации учащихся средних классов; разработана и научно обоснована модель применения активно-оздоровительных технологий на уроке физической культуры, позволяющая индивидуализировать оценку успеваемости учащихся при массовом проведении урока и тем самым повысить уровень их физической подготовленности.

Ключевые слова: адаптационный подход, физическая культура, школьники средних классов, бально-рейтинго-вая система оценки, результаты тестирования

Для цитирования: Семенова С. А., Гомбожапова Х.-Ц. Д., Сысоев А. А., Гынинов Б. Б. Адаптационный подход как метод улучшения физической подготовленности детей 10-12 лет на уроках физической культуры // Вестник экономической безопасности. 2022. № 6. С. 332-338. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-332-338.

Original article

Adaptive approach as a method of improving the physical fitness of children 10-12 years old in physical education lessons

Svetlana A. Semenova1, Handa-Tsyren D. Gombozhapova2, Andrey A. Sysoev3, Bair B. Gyninov4

1 Moscow State Regional University, Mytishchi, Russia, kaf-oafk@mgou.ru

2 Buryat State University named after Dorzhi Banzarov, Ulan-Ude, Russia, gombozh55@mail.ru

3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, sysoeff555@yandex.ru

4 Ulan Bator branch of the Plekhanov Russian University of Economics, Ulaanbaatar, Mongolia, ulan-bator@rea.ru

Abstract. The article proposes a new test, the original your approach by us to the organization of physical education lessons for children aged 10-12 years; adapted a point-rating system for assessing the progress of these students themselves on the subject of days of physical culture, which allows to increase the activity of the body of attendance and the level of self-motivation of other students be middle class; The game has been developed and the goals have been scientifically substantiated, the model is to be the application of the spheres of active and health-improving technologies in a row at the lesson of the physical cortex of culture, which allows the hand to individualize the muscles of the assessment of students' academic performance while conducting a mass below the lesson of the path and thereby the body to increase their body level of physical fitness lesson.

Keywords: adaptive approach, physical education, middle school students, score-rating evaluation system, test results

For citation: Semenova S. A., Gombozhapova H.-Ts. D., Sysoev A. A., Gyninov B. B. Adaptive approach as a method of improving the physical fitness of children 10-12 years old in physical education lessons. Bulletin of economic security. 2022;(6):332-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-332-338.

© Семенова С. А., Гомбожапова Х.-Ц. Д., Сысоев А. А., Гынинов Б. Б., 2022

Рассмотрение проблем физического воспитания учащихся средних классов в естественно-научном, педагогическом и медико-биологическом аспекте позволило определить противоречия между:

- объективной необходимостью государства и общества в сохранении и преумножении здоровья подрастающего поколения и сохраняющейся тенденцией к увеличению заболеваемости детей среднего школьного возраста;

- наличием разработок по проблемам применения активно-оздоровительных технологий и отсутствием системного подхода их интеграции в процесс физического воспитания школьников средних классов;

- необходимостью реализации дифференцированного и индивидуально ориентированного подхода и реальной практики сдвоенных классов в одном зале при проведении уроков по физической культуре, что отражается на недостаточном вовлечении детей, имеющих избыточную массу тела и ослабленное здоровье в процесс физкультурно-оздоровительных занятий;

- необходимостью достижения развивающего эффекта воздействия уроков физической культуры на организм школьников средних классов, обеспечивающих их оптимальную работоспособность и доминирование задач обучающей направленности в программах по физической культуре;

- необходимостью оптимизации системы оценки физических возможностей конкретного ученика на основе учета его индивидуального физического развития и сохраняющегося стандартно-нормативного подхода к оценке по предмету физическая культура.

Как показала практика, период дистанционного обучения усугубил кризис проблемы физического воспитания учащихся школьников средних классов, что определило необходимость изучения адаптационного подхода в процессе физического воспитания.

Цель исследования. Оптимизация физической подготовленности учащихся средних классов посредством реализации адаптационного подхода на уроках физической культуры.

Методы исследования и организация исследования. Оценка физической подготовленности учащихся средних классов была осуществлена с помощью следующих методов:

- анкетирование (оценка уровня школьной тревожности Филипса);

- функциональное тестирование: ортостатическая проба, гарвардский степ-тест (ИГСТ), оценка жизненной емкости легких (ЖЕЛ), оценка экскурсии грудной клетки (ЭГК);

- педагогическое тестирование - выполнялось в соответствии с программой сдачи норм ГТО для возрастной категории 10-12 лет;

- балльно-рейтинговая оценка по предмету «Физическая культура».

Для участия в педагогическом эксперименте были сформированы две группы по 20 человек в каждой из

числа учащихся, посетивших более 80 % занятий. Соотношение мальчиков и девочек в обеих группах было практически одинаково. Контрольная группа осуществляла занятия в соответствии с программой физического воспитания на основе авторской программы А. П. Матвеева «Физическая культура» для основной школы и третий урок физкультуры «подвижные игры с элементами спортивных». В работе с экспериментальной группой осуществлялся адаптационный подход, основа которого базировалась на:

- интеграции оздоровительных технологий в процесс занятий физической культурой;

- повышении интереса посредством внедрения новых форм двигательной активности;

- мотивации учащихся к занятиям физической культурой.

Осуществление контроля физической подготовленности учащихся средних классов было осуществлено на основе разработанной балльно-рейтинговой оценки по предмету «Физическая культура».

Результаты и их обсуждение. Современные исследования в области здоровья приводят к пониманию целостности физического и психологического аспекта, что необходимо учитывать при разработке оздоровительных программ физического воспитания учащихся средних классов. Значительную роль в повышении уровня физической подготовленности учащихся школьников играет мотивация к занятиям физической культуры и новые формы ее организации, к числу которых относятся квест-задания, интегрированные психофизические тренировки, введение в вариативную часть занятий современных форм двигательной активности, популярных среди подростков (паркур, <ЮоиЫе Duteh», воркаут), применение нестандартного инвентаря и оборудования [1].

В процессе анкетирования определена степень удовлетворенности учащимися и их родителями процессом урока по физической культуре. Проведенный опрос родителей (50 человек) и учащихся (56 человек) выявил их неудовлетворенность процессом физического воспитания: большинство родителей считают уроки по физической культуре ненужными, 68 % родителей против проведения физкультуры на улице. Характеризуя процесс физического воспитания, 76 % родителей считают, что оценка не учитывает возможности детей и не мотивирует их, а наоборот, приводит к снижению интереса к занятиям. Традиционное содержание программы физического воспитания удовлетворяет только 52 % опрошенных, большинство родителей (86 %) недовольны процессом организации занятий. Около 50 % детей не нравятся уроки по физической культуре, среди причин можно выделить следующие: - неинтересные занятия; - не нравятся виды спорта; - повторение одного и того же из года в год. Особую тревогу вызывает тот факт, что 48 % учащихся не занимаются никакими формами и видами двигательной активности в свободное время.

Оценив уровень физической подготовленности учащихся, выявлена положительная динамика заболеваемости за период обучения школьников, высокий уровень тревожности детей (показатели нормы имеют менее 25 % учащихся), нарушение механизмов адаптации (45 % детей болеет более 4-х раз в год), что отражается на низкой посещаемости (50 %) уроков по физической культуре в школе. Около 20 % детей (по данным учительского журнала за 2019-2020 учебный год) посетило не более 25-30 % занятий по физической культуре. При этом функциональное состояние и уровень физической подготовленности оценивается как «удовлетворительно», большинство показателей находятся на нижней границы нормы или ниже, что подтверждено литературными данными [2; 3], и служит обоснованием для разработки новых подходов к процессу физического воспитания в школе.

Одним из основных путей увеличения физической подготовленности школьников средних классов, влияющих на их адаптационные возможности, служит повышение мотивации к самостоятельным формам физической активности. С этой целью была адаптирована методика балльно-рейтинговой оценки по предмету «Физическая культура», что приобретает особое значение в условиях дистанционного обучения (таблица 1).

Оценка «Отлично» выставлялась учащемуся, набравшему более 90 баллов; оценка «Хорошо» выставлялась учащемуся, набравшему 75-90 баллов; оценка «Удовлетворительно» выставлялась учащемуся, набравшему 55-70 баллов; набравшему 50 и менее баллов -оценка «неудовлетворительно».

Основой адаптационного подхода в процессе занятий по физической культуре лежит стресс-адаптационный механизм, описанный И. А. Аршав-ским, с учетом противодействия внешних стресс-факторов. Прием адаптационного подхода для учащихся средних классов основан на квест-заданиях, и более подробно представлен в авторских исследованиях [4; 5].

Сравнительная оценка результатов педагогического эксперимента показала, что в экспериментальной группе прирост показателей физической подготовленности произошел не только за счет естественного (возрастного развития), но и в силу мотивационного фактора. Основным фактором, определившим отличия в уровнях подготовки учащихся контрольного и экспериментального классов, явилось повышение интереса к занятиям и самостоятельной активности учащихся в свободное время (таблица 2, 3).

Изменения, произошедшие в уровне физической подготовленности девочек, менее значительны, чем у мальчиков. По первым 4 тестам различия очень незначительны. Так в показателях выносливости (тест 4) значения контрольных и экспериментальных групп практически идентичны. Чуть более высокие значения в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, в тесте «Поднимание туловища за 1 мин». 29,20 ± 1,77 -в контрольной и 31,30 ± 1,00 - в экспериментальной.

Наиболее значимые изменения у мальчиков и у девочек экспериментальной группы были отмечены в показателях гибкости и в тесте - подтягивание. Несмотря на то, что в целом прирост произошел и в контрольной и экспериментальной группе, оценочный потенциал

Таблица 1

Балльно-рейтинговый контроль физической подготовленности учащихся средних классов

Вид деятельности Баллы

Самостоятельные занятия спортом 10

Тренировки по виду спорта в ДЮСШ, спорт клубе 20

Участие в гигиенической гимнастике (оценивался во время периода дистанционного обучения) 10

Исследовательская деятельность (познание учащихся в области физической культуры, спорта) 20

Участие в спортивных каникулярных мероприятиях 20

Подготовка интересных заданий и комплексов 10 баллов каждое

Проведение фрагментов урока 10

Индивидуальный прирост показателей 20

Победа в соревнованиях 20

Сдача норм ГТО 20

Штрафы

Пропуск по неуважительной причине -10 баллов

Нарушение дисциплины -5 баллов каждое

Динамика физической подготовленности мальчиков контрольной и экспериментальной группы в результате педагогического эксперимента

Таблица 2

Тест № Контрольная группа Экспериментальная группа

До После Прирост % Достоверность До После Прирост % Достоверность

1. 148,00 ± 4,83 162,60 ± 3,60 11,23 Т = 2,42 Р < 0,05 137,90 ± 5,30 168,20 ± 4,80 21,9 Т = 2,87 Р < 0,05

2. 30,70 ± 2,81 32,20 ± 1,77 4,9 Т = 2,11 Р > 0,05 30,70 ± 1,59 39,30 ± 1,00 28,00 Т = 3,91 Р < 0,05

3. 11,58 ± 0,22 10,94 ± 0,21 6,23 Т = 4,60 Р < 0,05 11,84 ± 0,21 10,19 ± 0,38 13,96 Т = 7,61 Р < 0,05

4. 5,71 ± 0,88 4,90 ± 0,37 14,2 Т = 3,46 Р < 0,05 5,74 ± 0,41 4,37 ± 1,01 23,9 Т = 3,40 Р < 0,05

5. 4,80 ± 0,88 4,44 ± 0,14 0 Т = 1,36 Р > 0,05 4,54 ± 1,00 8,19 ± 0,16 80,4 Т = 6,24 Р < 0,05

6. 3,12 ± 0,28 3,90 ± 0,37 25 Т = 4,16 Р < 0,05 3,40 ± 0,41 5,37 ± 1,01 57,9 Т = 9,41 Р < 0,05

Примечание: Тест 1 (прыжок в длину (см); Тест 2 (подъем туловища за 1 мин. (к-во раз);

Тест 3 (бег 60 м (сек); Тест 4 (бег 1000 м (мин.); Тест 5 (наклон вперед (см);

Тест 6 (подтягивание (к-во раз)

Таблица 3

Динамика показателей физической подготовленности девочек экспериментальной и контрольной группы

в результате педагогического эксперимента

Тест № Контрольная группа Экспериментальная группа

До После Прирост % Достоверность До После Прирост % Достоверность

1. 129,50 ± 5,92 144,60 ± 3,60 11,6 Т = 2,15 Р >0,05 133,40 ± 4,98 153,20 ± 4,80 14,8 Т = 2,42 Р < 0,05

2. 25,60 ± 1,22 29,20 ± 1,77 14 Т = 6,32 Р < 0,05 25,80 ± 1,27 31,30 ± 1,00 21,3 Т = 4,73 Р < 0,05

3. 12,19 ± 0,31 11,01 ± 0,21 9,7 Т = 4,60 Р < 0,05 12,36 ± 0,32 10,85 ± 0,38 12,3 Т = 7,61 Р < 0,05

4. 6,30 ± 1,00 5,35 ± 0,37 5,1 Т = 1,85 Р >0,05 6,40 ± 0,92 5,37 ± 1,01 6,1 Т = 1,48 Р >0,05

5. 5,98 ± 1,00 6,44 ± 0,14 7,7 Т = 1,36 Р > 0,05 5,54 ± 0,92 8,95 ± 0,16 61,5 Т = 4,31 Р < 0,05

6. 8,85 ± 1,07 11,90 ± 0,37 34,5 Т = 3,16 Р < 0,05 8,94 ± 1,50 15,37 ± 1,01 71,9 Т = 7,41 Р < 0,05

7. 3,37 3,5 1 3,45 3,9 13

Примечание: Тест 1 (прыжок в длину (см); Тест 2 (подъем туловища за 1 мин. (к-во раз);

Тест 3 (бег 60 м (сек); Тест 4 (бег 1000 м (мин.); Тест 5 (наклон вперед (см);

Тест 6 (подтягивание (к-во раз)

(по нормам ГТО) вырос незначительно, а в контрольной группе в некоторых показателях (например, выносливость и прыжок в длину у девочек; бег 60 м и подъем туловища - у мальчиков) даже снизился. Средняя оценка уровня физической подготовленности в контрольной группе практически не изменилась, а в экспериментальной увеличилось количество детей, показавших результаты тестирования, сопоставимые с нормами ГТО золотого и и серебряного уровня (рисунок 1).

Модель интеграции активно-оздоровительных технологий в процесс физического воспитания школьников средних классов доказала свою эффективность, что подтверждается динамикой функционального состояния школьников средних классов, показанных в таблице 4.

Отмечено, что в контрольном классе у мальчиков и у девочек в течение учебного года произошли недостоверные изменения ортостатической пробы, ЭГК, в то же время у мальчиков показатель ИГСТ снизился, а у девочек показал недостоверное увеличение. Можно предположить, что низкие показатели ИГСТ в контрольной группе мальчиков и девочек отражают результат внедрения дистанционного периода обучения предмета физической культуры с октября 2020 по январь 2021 гг., тогда как в экспериментальной группе недостоверные изменения зафиксированы только у мальчиков. Наиболее значимые различия произошли в показателях, характеризующих функциональное состояние системы дыхания, что объясняется регулярным

50 40 30 20 10 0

золотой

% детей, выполнивших нормы ГТО

серебряный

бронзовый

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не сдали

Рис. 1. Оценка выполнения норм ГТО испытуемых контрольной и экспериментальной группы

Динамика функционального состояния школьников контрольной и экспериментальной группы

□ контрольный

□ экспер.

Таблица 4

Ортостатическая проба ЖЕЛ, мл ЭГК Гарвардский степ-тест

Результат ± т Оценка Результат Оценка Результат Оценка

Мальчики контрольной группы

18,89 ± 0,18 Удовл. 1520 ± 6,20 3,94 ± 0,64 Удовл. 65,10 ± 0,70 Удовл.

17,24 ± 0,26 Удовл. 1670 ± 4,240 4,10 ± 1,20 Хорошо 62,72 ± 0,48 неудовл

Р > 0,05 8,8 % Р < 0,05 Р > 0,05 4% Р > 0,05 - 3,7 %

Мальчики экспериментальной группы

16,98 ± 1,16 Удовл. 1540 ± 8,40 4,12 ± 1,03 Хорошо 71,06 ± 1,13 Удовл.

14,76 ± 0,82 Хорошо 1890 ± 7,62 4,95 ± 1,03 Хорошо 76,12 ± 2,43 Удовл.

Р < 0,05 13,1 % Р < 0,05 Р < 0,05 20,1% Р > 0,05 7,1

Девочки контрольной группы

16,23 ± 0,32 Удовл. 1310 ± 5,70 3,62 ± 0,71 Удовл. 62,18 ± 1,84 Ниже среднего

15,88 ± 1,26 Хорошо 1520 ± 6,85 4,24 ± 1,21 Хорошо 67,34 ± 1,14 Удовл.

Р > 0,05 3,3 % Р < 0,05 Р > 0,05 17,1% Р > 0,05 8,2%

Девочки экспериментальной группы

16,41 ± 0,16 Удовл. 1335 ± 5,50 3,14 ± 0,98 Удовл. 67,14 ± 0,96 Средне

14,11 ± 0,22 Хорошо 1875 ± 6,35 4,85 ± 0,12 Хорошо 82,36 ± 1,46 Хорошо

Р < 0,05 14,1 % Р < 0,05 Р < 0,05 54,4% Р < 0,05 22,6 %

использованием дыхательных упражнений в течение всего года.

Оценка уровня школьной тревожности Филипса показала, что наиболее значимые изменения произошли в экспериментальной группе (таблица 5).

В процессе эксперимента в контрольной группе показатели тревожности практически не изменились, тогда как в экспериментальной группе снизилось количество детей с высоким и повышенным уровнем тревожности, и увеличилось число детей с показателями нормы - осо-

бенные улучшения (35 %) наблюдались в показателях переживания стресса и страха самовыражения (28 %), что доказывает эффективность предложенной методики адаптационного подхода на уроках физической культуры учащихся средних классов.

Выводы. Методика балльно-рейтинговой системы оценки по предмету физическая культура апробирована на примере учащихся средних классов, что позволяет рекомендовать ее для практического использования в целях индивидуальной оценки физической

Таблица 5

Динамика изменения тревожности в процессе педагогического эксперимента (%)

Контрольный класс

Факторы норма повышенный высокий

начало конец начало конец начало конец

1. Общая тревожность в школе 25 28 57 57 19 14

2. Переживание социального стресса 21 25 50 46 29 31

3. Фрустрация потребности в достижение успеха 31 22 46 50 24 29

4. Страх самовыражения 22 21 57 57 22 21

5. Страх ситуации проверки знаний 45 35 40 50 15 15

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 36 31 50 48 14 21

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 40 40 55 60 5 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 33 37 41 45 26 18

Экспериментальный класс

1. Общая тревожность в школе 21 14 57 36 22 50

2. Переживание социального стресса 21 46 50 43 29 11

3. Фрустрация потребности в достижение успеха 35 57 53 43 12 0

4. Страх самовыражения 25 57 57 36 18 7

5. Страх ситуации проверки знаний 50 57 43 39 7 4

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 43 57 43 39 7 4

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 43 57 43 39 14 4

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 43 57 36 29 21 14

подготовленности учащихся, в соответствии с уровнем их физической подготовленности, вовлеченности в процесс физического воспитания и понимания роли физической культуры в жизни школьников средних классов.

Использование методики адаптационного подхода на основе применения авторских заданий (квестов), не отступая от программых норм, позволило повысить оздоровительную эффективность занятий на уроках физической культуры учащихся средних классов, оказывая положительную роль мотивационной составляющей процесса физического воспитания.

Список источников

1. Аустер Б. В. Влияние модульной технологии на формирование устойчивого интереса младших школьников к физическому воспитанию / Б. В. Аустер // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. № 4. С. 75-76.

2. Березина Л. А. Оптимизация двигательной активности учащихся 5-х классов к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО / Л. А. Березина, Д. Н. Немытов, В. В. Вавилов // Педагогико-пси-хологические и медико-биологические проблемы

физической культуры и спорта. 2019. Т. 14. № 1. С. 141-146.

3. Горелик В. В. Состояние регуляторных систем школьников в условиях применения разных режимов двигательной активности на занятиях физической культурой / В. В. Горелик // Вектор науки. 2013. Т. 1. № 23. С. 31-35.

4. Семенова С. А. Адаптивный подход к реализации программы физического воспитания у детей младшего школьного возраста / С. А. Семенова, Е. А. Целовальников // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2015. № 7. С. 167-171.

5. Семенова С. А. Оздоровительная тренировка адаптационной направленности / С. А. Семенова, В. А. Резников. М. : Эдитус, 2020. 206 с.

References

1. Auster B. V. The influence of modular technology on the formation of a stable interest of younger schoolchildren in physical education / B. V Auster // Physical culture: upbringing, education, training. 2018. No. 4. Р. 75-76.

2. Berezina L. A. Optimization of motor activity of 5th grade students to meet the regulatory requirements of the

VFSK TRP / L. A. Berezina, D. N. Nemytov, V. V Vavilov // Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. 2019. Vol. 14. No. 1. P. 141-146.

3. Gorelik V V. The state of regulatory systems of schoolchildren in the conditions of using different modes of motor activity in physical education classes / V V. Gorelik // Vector of Science. 2013. Vol. 1. No. 23. P. 31-35.

4. Semenova S. A. Adaptive approach to the implementation of the program of physical education in children of primary school age / S. A. Semenova, E. A. Tselovalnikov // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. 2015. No. 7. P. 167-171.

5. Semenova S. A. Health-improving training of adaptive orientation / S. A. Semenova, V. A. Reznikov. M. : Editus, 2020. 206 p.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторах

С. А. Семенова - заведующая кафедрой современных оздоровительных технологий и адаптивной физической культуры Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук;

Х.-Ц. Д. Гомбожапова - профессор кафедры физического воспитания Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, кандидат педагогических наук;

А. А. Сысоев - заместитель начальника кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

Б. Б. Гынинов - преподаватель междисциплинарной кафедры Улан-Баторского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Information about the authors

S. A. Semenova - Head of the Department of Modern Health Technologies and Adaptive Physical Education of the Moscow State Regional University, Candidate of Pedagogical Sciences;

H.-Ts. D. Gombozhapova - Professor of the Department of Physical Education of the Buryat State University named after Dorzhi Banzarov, Candidate of Pedagogical Sciences;

A. A. Sysoev - Deputy Head of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Legal Sciences;

B. B. Gyninov - Lecturer of the Interdisciplinary Department of the Ulan Bator branch of the Plekhanov Russian University of Economics.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.11.2022; одобрена после рецензирования 19.12.2022; принята к публикации 15.12.2022.

The article was submitted 15.11.2022; approved after reviewing 19.12.2022; accepted for publication 15.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.