Научная статья на тему 'О направленности и содержании физического воспитания школьников 13-14 лет'

О направленности и содержании физического воспитания школьников 13-14 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
151
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ШКОЛЬНИКИ СРЕДНИХ КЛАССОВ / MIDDLE FORMS SCHOOLCHILDREN / УПРАЖНЕНИЯ ЛОКОМОТОРНОГО И НЕЛОКОМОТОРНОГО ХАРАКТЕРА / LOCOMOTOR AND UNLOCOMOTOR CHARACTER EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Должикова Т. А.

В статье представлены результаты исследований, в ходе которых доказано, что изменение акцентов в физическом воспитании школьников 13-14 лет с упражнений локомоторного на упражнения нелокомоторного характера соответствует физиологическим изменениям, происходящим в организме подростков, позволяет добиться устойчивой положительной динамики абсолютных проявлений физических качеств и способностей, а также дает возможность в значительной мере снизить тревожность, связанную с уроком физической культуры, сохранить желание заниматься физическими упражнениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Должикова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON 13-14 AGED SCHOOLCHILDREN PHYSICAL EDUCATION AND ITS TREND AND CONTENT

The results of the research concerning changes in 1314 aged schoolchildren physical education are presented in the paper. These changes are connected with the transition from locomotor to unlocomotor character that corresponds to physiological changes taking place in the teenagers organism. In its turn such state of things allows to reach stable positive dynamics of absolutely real physical qualities and abilities, besides it gives the possibility to lower to a considerable extent the anxiety connected with the physical education classes, to save the wish to practice physical exercises.

Текст научной работы на тему «О направленности и содержании физического воспитания школьников 13-14 лет»

DEVELOPMENT OF PHYSICAL ABILITIES AND THINKING IN 6-7 AGED CHILDREN IN THE CONDITIONS OF PLAYING ACTIVITY

N. Dvorkina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

O. Trofimova, Candidate of Pedagogics, Senior Teacher

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

53 and 73 6-7 aged boys and girls respectively took part in the researches. An integral level of the development of physical abilities and thinking was estimated in the process of out-door games and role plays. Changes in visual-figurative thinking have turned to be much more positive

than those in verbal-logical and visual-efficacious thinking in children of the some age.

Key word: playing activity, preschool children, physical qualities, varieties of thinking

УДК: 373.103.71

О НАПРАВЛЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ

Преподаватель Должикова Т. А.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161

В статье представлены результаты исследований, в ходе которых доказано, что изменение акцентов в физическом воспитании школьников 13-14 лет с упражнений локомоторного на упражнения нелокомоторного характера соответствует физиологическим изменениям, происходящим в организме подростков, позволяет добиться устойчивой положительной динамики абсолютных проявлений физических качеств и способностей, а также дает возможность в значительной мере снизить тревожность, связанную с уроком физической культуры, сохранить желание заниматься физическими упражнениями.

Ключевые слова: физическое воспитание, школьники средних классов, упражнения локомоторного и нелокомоторного характера.

ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время в физическом воспитании детей, подростков и юношества складывается парадоксальная ситуация: несмотря на безусловную личностную и социальную значимость здоровья, оптимального физического развития и уровня физической подготовленности, все названные показатели имеют тенденцию к ухудшению от поколения к поколению.

Несомненно, что такое положение является следствием целого комплекса причин: ухудшающей-

ся экологической ситуации, снижения эффективности естественного отбора вследствие успехов медицины, образа жизни, всё меньше соответствующего биологическим нормам, прежде всего, по показателям объёма двигательной активности и калорийности потребляемой пищи и т. п. Несмотря на глобальность, масштабность названных причин ухудшения физического состояния современной молодёжи, противостоять им в значительной мере можно при помощи средств физического воспитания.

Однако изменение условий жизни современного человека носит неравномерный, в большей или меньшей мере очаговый характер. Вследствие этого на уроке физической культуры в современной общеобразовательной школе встречаются как ученики, в полной мере подверженные негативным воздействиям последствий «цивилизации» и обладающие низким уровнем физической подготовленности, физического развития и здоровья, так и ученики, в гораздо меньшей мере подвергшиеся действию негативных факторов. Иными словами, различия уровня физической подготовленности, физического развития и здоровья в целом могут достигать у разных учащихся всё более значительных величин. Это, в свою очередь, может не только осложнять реализацию дифференцированного и индивидуального подхода и, как следствие, снижать эффективность физического воспитания, но и порождают ряд других проблем, связанных, прежде всего, со снижением мотивации к занятиям физическими упражнениями вследствие негативной оценки своих достижений сверстниками и учителем.

В то же время современные программы по физической культуре для общеобразовательных школ не учитывают уровень подготовленности учащихся, их физическое состояние; слабо изучены психоэмоциональное состояние школьников различного возраста, имеющих различный уровень физической подготовленности, их отношение к уроку физической культуры, заинтересованность в занятиях физическими упражнениями. Это не позволяет в полной мере реализовать возможности дифференциации физического воспитания учащихся, оставляет потенциал этого процесса во многом нереализованным.

Сказанное подтверждает наличие в практике физического воспитания школьников проблемы, заключающейся в необходимости обоснования направленности и разработки содержания процесса физического воспитания школьников, имеющих различный уровень физической подготовленности, в одном из наиболее динамичных периодов онтогенеза - в среднем школьном возрасте.

Актуальность решения этой проблемы определяется тем, что оптимальный уровень физической подготовленности и физического развития, позитивное психоэмоциональное состояние как продукты эффективного физического воспитания являются гарантами здоровья школьников, которое имеет абсолютную ценность как для отдельной личности, так и для общества в целом.

В ряде предшествующих исследований нами было

установлено следующее: 1. Увеличение весо-ростового индекса и снижение относительной жизненной ёмкости лёгких у большинства девочек-подростков и части мальчиков детерминирует снижение у них результатов в тестах локомоторного характера, что не соответствует динамике нормативных требований, рекомендованных программой [2]. 2. Снижение оценки физической подготовленности у подростков-учащихся средних классов общеобразовательной школы сопровождается повышением тревожности и психоэмоциональной напряжённости, снижением мотивированности к занятиям физическими упражнениями [1]. Это позволило сделать предположение, что смещение акцентов в физическом воспитании учащихся средних классов, имеющих низкий и средний уровень физической подготовленности, с упражнений локомоторного характера на упражнения, не связанные с перемещением всего тела в пространстве, позволит добиться значительного прогресса в развитии двигательных способностей, соответствующих природной динамике показателей физического развития подростков, в значительной мере нормализовать тревожность и психоэмоциональную напряжённость у школьников, сохранить у них желание заниматься физическими упражнениями.

Однако сделанное предположение требовало проведения экспериментальной проверки, что и являлось целью настоящего исследования.

МЕТОДИКА. Экспериментальная проверка эффективности обоснованной направленности и разработанного содержания процесса физического воспитания школьников средних классов, имеющих различный уровень физической подготовленности, проводилась в течение одного учебного года. Характеристики участников эксперимента приведены в таблице 1.

У мальчиков и девочек 13 и 14 лет в течение эксперимента осуществлялся контроль уровня физической подготовленности по двум батареям тестов (локомоторного и нелокомоторного характера).

Также контролировались показатели психоэмоциональной напряжённости («мощность очень низкочастотной составляющей» вариабельности сердечного ритма - МОНС), тревожности, связанной с уроком физической культуры, и желания заниматься физическими упражнениями.

Тестирование проводилось в начале и конце учебного года.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Как было установлено, в начале формирующего педагогического эксперимента все сформированные экспериментальные и контрольные группы (дети в возрасте 13 и 14 лет, имеющие одинаковый уровень физической подготовленности по данным тестов, рекомендованным программой), были идентичны по показателям физической подготовленности и психоэмоционального состояния. В начале педагогического эксперимента примерно одинаково отвечали испытуемые 13 и 14 лет контрольных и экспериментальных групп на вопрос о желании заниматься физическими упражнениями.

Таблица 1

Характеристики экспериментальных и контрольных групп школьников, принявших участие в формирующем педагогическом эксперименте

Статус группы Пол Возраст Уровень подготовленности Численность Рост (см)* Вес (кг)* Индекс Кетле*

Э** средний 12 человек 155±5,7 р>0,05 46,7±2,34 р>0,05 301±12,1 р>0,05

К*** М средний 13 человек 156±6,4 46,8±2,56 300±14,3

Э низкий 12 человек 154±5,9 р>0,05 49,3±3,01 р>0,05 320±13,5 р>0,05

К 13 лет низкий 11 человек 156±5,5 49,9±2,52 320±13,6

Э средний 14 человек 155±6,1 р>0,05 48,9±3,12 р>0,05 315±12,8 р>0,05

К Ж средний 13 человек 156±7,4 49,1±3,08 315±13,2

Э низкий 12 человек 154±5,8 р>0,05 51,2±2,56 р>0,05 332±14,3 р>0,05

К низкий 12 человек 155±5,9 51,1±2,48 330±15,2

Э средний 14 человек 161±6,0 р>0,05 50,9±3,13 р>0,05 316±14,8 р>0,05

К М средний 13 человек 163±6,5 51,3±3,21 315±14,3

Э низкий 12 человек 162±6,7 р>0,05 53,7±3,11 р>0,05 331±15,6 р>0,05

К 14 лет низкий 12 человек 160±6,9 53,2±3,26 333±15,2

Э средний 14 человек 159±6,4 р>0,05 54,8±2,98 р>0,05 345±16,4 р>0,05

К Ж средний 13 человек 158±6,3 54,7±2,89 346±16,7

Э низкий 12 человек 158±6,6 р>0,05 56,9±3,06 р>0,05 360±16,3 р>0,05

К низкий 12 человек 158±6,1 56,4±2,99 357±16,8

*Слева приведены численные значения показателя у группы, справа - данные о достоверности различий показателей в экспериментальной и контрольной группе. "Экспериментальная. ***Контрольная.

Таблица 2

Показатели физической подготовленности мальчиков и девочек 13 лет в конце формирующего педагогического эксперимента (по результатам предлагаемых тестов)*

Уровень подготовленности Пол Результаты тестов (х±8 )

метание н/мяча (см) метание т/мяча (см) толчок н/мяча (см) Полар (у. е.) жим гири (раз)

средний М 1070±32,4 р<0,05 62±4,2 р<0,05 913±29,3 р<0,05 51±4,1 р>0,05 33±2,5 р<0,05

средний М 968±36,4 79±6,1 821±30,2 49±4,0 29±2,8

низкий М 1059±31,3 р<0,05 59±3,8 р<0,05 868±28,4 р<0,05 45±3,8 р>0,05 29±2,2 р<0,05

низкий М 906±29,1 77±5,6 789±30,8 44±3,6 26±2,5

средний Ж 835±26,9 р<0,05 82±4,2 р<0,05 678±27,6 р<0,05 41±3,9 р>0,05 29±2,1 р<0,05

средний Ж 772±27,4 96±5,3 606±29,4 38±3,2 26±2,5

низкий Ж 842±25,3 р<0,05 70±4,4 р<0,05 680±26,4 р<0,05 38±3,6 р>0,05 28±2,0 р<0,05

низкий Ж 761±26,4 98±4,8 603±28,4 37±3,3 25±2,3

*Вверху приведены результаты испытуемых экспериментальных, внизу - контрольных групп.

За время проведения педагогического эксперимента в экспериментальных и контрольных группах произошли изменения как уровня физической подготовленности, так и психоэмоционального состояния. Также изменилось отношение к занятиям физическими упражнениями.

Так, достоверных различий в результатах тестов, рекомендованных программой у мальчиков и девочек 13 лет, имеющих средний и низкий уровень физической подготовленности, в контрольных и экспериментальных группах не обнаружено.

В то же время в большинстве предлагаемых тестов

для оценки физической подготовленности мальчиков и девочек 13 лет (двигательное содержание которых не связано с перемещением всего тела) в экспериментальных группах были зафиксированы достоверно более высокие результаты (табл. 2).

Особо следует отметить, что у мальчиков и девочек 13 лет, имеющих средний и низкий уровень физической подготовленности (по данным тестов, рекомендованных программой), в экспериментальных группах все показатели тревожности, связанной с уроком физической культуры, оказались достоверно ниже, чем в контрольных группах (табл. 3). Этот факт, безусловно,

имеет самостоятельную ценность в связи с тем, что нормализация уровня тревожности снижает риск некоторых заболеваний.

В то же время снижение уровня тревожности, связанной с уроком физической культуры, в экспериментальных группах привело к тому, что у мальчиков и девочек 13 лет в экспериментальных группах число положительно отвечающих на вопрос о желании заниматься физическими упражнениями оказалось неизменно больше, чем в контрольных группах.

В целом, можно считать доказанным, что изменение направленности и содержания физического воспитания мальчиков и девочек 13 лет, физическая подготовленность (как один из основных критериев успеваемости по физической культуре) которых по тестам, рекомендованным программой, может быть оценена как «средняя» и «низкая», привело к значительному приросту результатов в тестах, двигательное содержание которых не связано с перемещением всего тела в пространстве (что соответствует физиологическим изменениям в организме школьников), позволило значительно снизить тревожность, связанную с уроком физической культуры, и сохранить желание заниматься физическими упражнениями.

Изменение направленности и содержания физического воспитания мальчиков и девочек 14 лет, уровень физической подготовленности которых в соответствии с тестами, рекомендованными программой, был оценен как «средний» и «низкий», привело к результатам, во многом схожим с полученными у мальчиков и девочек 13 лет. Так, как следует из анализа полученных данных, при равенстве результатов в тестах, рекомендованных программой, мальчики и девочки из экспериментальных групп в конце формирующего педагогического эксперимента показали достоверно более высокие результаты в тестах, двигательное содержание которых

не связано с перемещением всего тела в пространстве.

Оценка уровня физической подготовленности (как одного из важнейших показателей успеваемости по физической культуре) в соответствии с результатами тестов, не связанных с перемещением всего тела в пространстве, учёт при оценивании успеваемости выраженной динамики результатов в этих тестах, позволили добиться у мальчиков и девочек 14 лет в экспериментальных группах снижения всех показателей тревожности, связанной с уроком физической культуры: показатели тревожности у мальчиков и девочек 14 лет, имеющих различный уровень физической подготовленности (по результатам тестов, рекомендованных программой), оказались в конце формирующего педагогического эксперимента достоверно меньше у испытуемых в экспериментальных группах.

Снижение показателей тревожности у мальчиков и девочек 14 лет в экспериментальных группах привело к положительной динамике показателя желания заниматься физическими упражнениями, причём особенно явно эти различия выражены у девочек.

ВЫВОД. Таким образом, можно констатировать, что предлагаемые изменения направленности и содержания физического воспитания школьников средних классов позволили у мальчиков и девочек 13 и 14 лет, имеющих по данным тестов, рекомендованных программой, уровень физической подготовленности «средний» и «низкий», добиться значительного прогресса физической подготовленности в тестах, соответствующих физиологическим изменениям, происходящим в их организме, и не связанных с перемещением всего тела в пространстве. Это, в свою очередь, дало возможность в значительной мере снизить тревожность, связанную с уроком физической культуры, и сохранить у них желание заниматься физическими упражнениями.

Таблица 3

Показатели психоэмоционального состояния мальчиков и девочек 13 лет в конце формирующего

педагогического эксперимента*

Уровень подготовленности Пол Результаты тестов (х±8)

МОНС Тревожность

общая школьная самооценочная межличностная

средний М 38±3,5 р>0,05 74±6,5 р<0,05 25±1,6 р<0,05 25±1,5 р<0,05 24±1,6 р<0,05

средний М 42±4,1 90±7,2 31±1,9 30±2,1 29±1,9

низкий М 41±4,0 р>0,05 84±6,9 р<0,05 29±1,5 р<0,05 29±1,6 р<0,05 26±1,6 р<0,05

низкий М 45±4,2 108±8,1 37±2,1 36±2,2 35±2,3

средний Ж 49±4,4 р>0,05 79±6,8 р<0,05 26±1,8 р<0,05 28±1,4 р<0,05 25±1,8 р<0,05

средний Ж 51±4,7 100±7,5 34±2,5 34±2,4 32±2,1

низкий Ж 51±4,8 р>0,05 88±7,2 р<0,05 30±1,8 р<0,05 29±1,5 р<0,05 29±1,4 р<0,05

низкий Ж 55±4,9 113±8,2 37±2,3 38±2,4 38±2,6

*Вверху приведены результаты испытуемых экспериментальных, внизу - контрольных групп.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Должикова, Т. А. Особенности психоэмоционального состояния школьников средних классов, имеющих различный уровень физической подготовленности / Т. А. Должикова // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2009. -№ 10 (56). - С. 37-40.

2. Немцев, О. Б. Динамика уровня физической подготовленности, физического развития и психоэмоционального состояния у школьников 11-16 лет / О. Б. Немцев, Т. А. Должикова // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 3 (61). - С. 83-87.

ON 13-14 AGED SCHOOLCHILDREN PHYSICAL EDUCATION AND ITS TREND AND CONTENT

T. Dolzhikova, Teacher

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

The results of the research concerning changes in 1314 aged schoolchildren physical education are presented in the paper. These changes are connected with the transition from locomotor to unlocomotor character that corresponds to physiological changes taking place in the teenagers' organism. In its turn such state of things allows to reach stable positive dynamics of absolutely real physical qualities and abilities, besides it gives the possibility to

lower to a considerable extent the anxiety connected with the physical education classes, to save the wish to practice physical exercises.

Key word: physical education, middle forms schoolchildren, locomotor and unlocomotor character exercises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.