Однако, на текущий момент Сетевой университет БРИКС только начинает механизм своего функционирования. Соответственно, между странами БРИКС активно развивается двустороннее сотрудничество на основе подписанных соглашений в области образования и науки. Так, например, была создана российско-индийская ассоциация университетов, в рамках которой осуществляется программа мобильности бакалавров, магистров, аспирантов и преподавателей, разработка и реализация программ двойных дипломов, осуществление совместных научных исследований и проведение летних школ.
В рамках сотрудничества в области образования с Китаем было установлено более 900 партнерских программ между 120 российскими вузами и около 600 китайскими вузами, которые предусматривают реализацию совместных программ подготовки квалифицированных кадров, повышения квалификации и изучения китайского и русского языков.
Стоит отметить, что в начале работы Сетевого университета Бразилия будет представлена девятью университетами, Россия - двенадцатью, Индия - двенадцатью, Китай -одиннадцатью, ЮАР - двенадцатью университетами. Все университеты, принимающие участие в работе Сетевого университета, имеют определенный авторитет в рамках направления сотрудничества. В дальнейшем список данных университетов планируется расширению, что будет способствовать развитию единой образовательной системы стран БРИКС, обеспечивая рост их конкурентоспособности на мировом рынке.
Источники
1. A.M. Chemysheva, E.A. Degtereva, A.A. Trofimova Investigation of Financial Mechanisms of Trade in Military Products in Collective Security Treaty Organization Countries // European Research Studies Journal, Volume XXI, Issue 3, 2018
2. Чернышева А.М., Дегтерева Е.А., Трофимова А. Внедрение образовательных инноваций систем как фактор повышения конкурентоспособности России в странах БРИКС / / Глобальный научный потенциал. - 2018. - №6 (87).
3. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 8 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — М.: ЦСПиМ, 2018. — 536 с.
4. Официальный сайт - Рейтинг QS. [Электронный ресурс] URL: https://www.topuniversities.com/univer-sity-rankings/brics-rankings/2018 (Дата обращения 24.11.18г.)
Sources
1. A.M. Chernysheva, E.A. Degtereva, A.A. Trofimova Investigation of Financial Mechanisms of Trade in Military Products in Collective Security Treaty Organization Countries // European Research Studies Journal, Volume XXI, Issue 3, 2018
2. Chernysheva A.M., Degtereva E.A., Trofimova A. The introduction of educational system innovations as a factor in improving Russia's competitiveness in the BRICS countries / / Global scientific potential. - 2018. - №6 (87).
3. Export of Russian educational services: Statistical collection. Issue 8 / Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. - M .: TsSPiM, 2018. - 536 p.
4. Official site - QS Rating. [Electronic resource] URL: https://www.topuniversities.com/university-rank-ings/brics-rankings/2018 (Contact date 24.11.18)
В.А. Дианова - доцент кафедры МиМП к.э.н., Южный институт менеджмента ([email protected], 89183588232),
V. A. Dianova - Associate Professor of Mimp Ph. D. Southern Institute of management.
АДАПТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННО
МЕНЯЮЩЕЙСЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ADAPTATION STRATEGIES OF SMALL BUSINESS IN A CONSTANTLY CHANGING EXTERNAL ENVIRONMENT
Аннотация. В данной статье говориться, что малый бизнес развивается в сложной ситуации, когда конкурентная борьба в силу определенных объективных причин становиться его постоянным спутником. Здесь следует подчеркнуть и то, что деловая активность малого бизнеса сопровождается постоянной конкуренцией не только между малыми предприятиями, но и со средними и крупными компаниями. В такой ситуации адаптивность бизнеса может выступать в качестве эффективного средства достижения конкурентных преимуществ для субъектов малого бизнеса. При этом следует учитывать тот факт, что поиск оптимальной адаптационной стратегии для малых предпринимателей основывается на факторах объективного характера, к которым главным образом относятся социально-экономические условия, присущие для той или иной страны в конкретный исторический период. Особенности предпринимательской среды в России, с точки зрения экспертов, заключается в постоянной неопределенности, обусловленной непрерывными изменениями рыночных и институциональных условий, ограничивающих деловую активность малых предприятий и причиняя им существенный материальный ущерб. Ситуация неопределенности развития экономической среды, по мнению специалистов, складывается в
результате возникновения целого ряда негативных факторов, в числе которых наиболее существенными являются высокий уровень коррупции, неразвитость и изношенность инфраструктуры, большие налоги для малого бизнеса, известные случаи неоправданного вмешательства госструктур в деятельность бизнес- субъектов.
Annotation. In this article it is said that small business develops in a difficult situation when competition owing to certain objective reasons to become its constant companion. It should also be emphasized that the business activity of small businesses is accompanied by constant competition not only between small businesses, but also with medium and large companies. In such a situation, business agility can act as an effective means of achieving competitive advantages for small businesses. This should take into account the fact that the search for an optimal adaptation strategy for small entrepreneurs is based on factors of an objective nature, which mainly include the socio-economic conditions inherent in a particular country in a particular historical period. The peculiarities of the business environment in Russia, from the point of view of experts, is the constant uncertainty caused by the continuous changes in market and institutional conditions that limit the business activity of small enterprises and causing them significant material damage. The situation of uncertainty in the development of the economic environment, according to experts, is formed as a result of a number of negative factors, among which the most significant are the high level of corruption, underdevelopment and deterioration of infrastructure, large taxes for small businesses, known cases of unjustified interference of state structures in the activities of business entities.
Ключевые слова: стратегия, адаптироваться, предприниматели, процесс, кризисная ситуация.
Keywords: strategy, adapt, entrepreneurs, process, crisis situation.
Исследование адаптации малого бизнеса к условиям современного социально-экономического развития предполагает изучение тех стратегий, которые малые предприятия используют в рамках приспособления к существующей рыночной конъюнктуре. Функционирование малого бизнеса в настоящее время осуществляется в условиях постоянно меняющейся внешней среды, а сами предприниматели постоянно находятся в состоянии неопределенности, что затрудняет сколько-нибудь обоснованно прогнозировать перспективы бизнеса. Эксперты обратили внимание на то что для российской бизнес-среды ситуация неопределенности более характерна, чем для стран с развитой экономикой, где сложилась устойчивая социально-экономическая и политическая обстановка. В нестандартных ситуациях владельцы малых предприятий стараются сформировать эффективную модель управления, создать адаптационный механизм, который даст возможность данной бизнес-структуре гибко реагировать на различные внешние возмущения, имеющие как позитивный, так и негативный характер. По существу адаптационный механизм является инструментом реализации определенной стратегии, позволяющей малому предприятию реализовать конкурентные преимущества относительно других участников рынка. Такая стратегия направлена на достижение преимуществ посредством быстрого, гибкого и адекватного реагирования на постоянно возникающие изменения во внешнем окружении предприятия.
Малый бизнес развивается в сложной ситуации, когда конкурентная борьба в силу определенных объективных причин становиться его постоянным спутником. Здесь следует подчеркнуть и то, что деловая активность малого бизнеса сопровождается постоянной конкуренцией не только между малыми предприятиями, но и со средними и крупными компаниями. В такой ситуации адаптивность бизнеса может выступать в качестве эффективного средства достижения конкурентных преимуществ для субъектов малого бизнеса. При этом следует учитывать тот факт, что поиск оптимальной адаптационной стратегии для малых предпринимателей основывается на факторах объективного характера, к которым главным образом относятся социально-экономические условия, присущие для той или иной страны в конкретный исторический период. Особенности предпринимательской среды в России, с точки зрения экспертов, заключается в постоянной неопределенности, обусловленной непрерывными изменениями рыночных и институциональных условий, ограничивающих деловую активность малых предприятий и причиняя им существенный материальный ущерб. Ситуация неопределенности развития экономической среды, по мнению специалистов, складывается в результате возникновения целого ряда негативных факторов, в числе которых наиболее существенными являются «высокий уровень коррупции, неразвитость и изношенность инфраструктуры, большие налоги для малого бизнеса, известные случаи неоправданного вмешательства госструктур в деятельность бизнес- субъектов»[4]. Постоянное воздействие этих факторов вызывает объективную потребность использования эффективных адаптационных моделей в управлении предприятиями малого бизнеса, формирование оптимальных адаптационных стратегий, позволяющих предпринимателям адекватно отвечать на внешние возмущения и сохранять собственный бизнес.
В работах, как российских, так и зарубежных специалистов, обосновываются различные подходы к определению понятия «адаптационная стратегия предприятия», применимые к предприятиям малого бизнеса, а также приводятся разнообразные классификации адаптационных стратегий, выделяются те или иные разновидности указанных стратегий. По мнению Кузнецова Б.Т., под «адаптационной стратегией целесообразно понимать как меры, так и механизмы адаптации». Что касается адаптационных стратегий отечественных предприятий малого бизнеса, то доминирующей моделью адаптационного поведения российских предпринимателей в современных условиях Кузнецов Б.Т. называет «стратегию выживания, которая базируется на стремлении хозяйствующего субъекта сохранить целостность своего предприятия, а также его хозяйственные связи и финансовую независи-мость»[2]. В то же время адаптационные стратегии выживания, с точки зрения данного ученого, также могут
быть неодинаковыми: исследователь, в частности, выделяет пассивную и активную стратегию выживания. Если пассивная стратегия предполагает простое реагирование компенсационного характера, предусматривающее уменьшение производственных затрат посредством снижения технологического уровня последнего и объемов производства, а также сокращение численности работников, занятых на данном предприятии, уменьшение размеров их заработной платы, отказ от уплаты обязательных платежей и стремление опереться на государственные субсидии, то активная стратегия выживания связана с проведением различных мероприятий, призванных изменить принципы работы предприятия: поиск новых партнеров по бизнесу (заказчиков), снижение затрат на производство с помощью внедрения инновационных технологий, ориентация на проведение преобразований организационного характера при сохранении структурного ядра малого предприятия.
Другой отечественный исследователь, М.А. Чекалина также отождествляет понятия «адаптационная стратегия» и «адаптационный механизм», определяя стратегию адаптации применительно к предприятиям как совокупность последовательных действий, включающих выбор конкретным предпринимателем подходящей сферы деятельности, возможное перепрофилирование кадрового состава, изменение производственной структуры, объединение с более крупными структурами, представляющими средний и крупный бизнес, формирование различных холдингов и альянсов, оптимизацию финансовых показателей предприятия[4]. В исследовании, проведенном М.А. Чекалиной, классификация хозяйственных стратегий адаптации коммерческих организаций основывается на зависимости от характера реагирования на изменения внешней среды. М.А. Чекалина выделяет соответственно выжидательно-пассивную стратегию адаптации, компенсационную и инновационно-ориентированную. При выжидательно-пассивной стратегии предприниматель ориентируется на ожидание помощи сверху, от государства, через механизм государственных субсидий или извне. Рассматриваемая стратегия предполагает использование достаточно разрозненных, беспорядочных попыток адаптироваться к социально - экономическим условиям; сама адаптация при этом может сопровождаться распадом коллектива работников, занятых на данном предприятии, разрушением хозяйственных связей и самой организационной структуры предприятия. С точки зрения М.А. Чекалиной, для значительного числа предприятий, базирующихся на постсоветском пространстве, в том числе и на территории Российской Федерации, характерна именно такая адаптационная стратегия.
Более эффективной стратегией представляется компенсационная стратегия адаптации, при которой предприниматели стремятся компенсировать потери от основной деятельности организации доходами от других проектов, других, дополнительных видов бизнеса. Наиболее оптимальной является инновационно-ориентированная адаптационная стратегия, которая предусматривает активный поиск и применение инновационных способов взаимодействия организации с внешней рыночной средой. В рамках обозначенной стратегии наблюдается стремление к осуществлению новой организационной политики предприятия, использованию передовых технологических приемов и методов деятельности, сочетающихся с активным сотрудничеством с представителями научного сообщества, иностранными партнерами, преобразованиями управленческого характера.
Очевидно, что те стратегии, которые используются в настоящее время в целях приспособления к условиям внешней среды, применялись предпринимателями в предыдущие периоды развития малого бизнеса в нашей стране, явившись своеобразной реакцией на проводившиеся в России преобразования, так или иначе затронувшие сферу малого предпринимательства. Не вызывает сомнений тот факт, что развитие малого бизнеса определяется как его собственным внутренним потенциалом, так и состоянием социально-экономической системы общества в целом. Малое предпринимательство под воздействием внешней среды формирует адаптационные возможности, реализует на практике те или иные адаптационные стратегии. Представители малого бизнеса, адаптируясь к определенным социально-экономическим флуктуациям, выбирают определенные варианты развития своих предприятий, которые обеспечивают повышение их жизнеспособности.
С учетом вышеизложенного материала адаптацию целесообразно рассматривать как процесс приспособления какого-либо субъекта к изменениям, возникающим во внешней или внутренней среде его функционирования, реализующийся посредством разработки и применения различных адаптационных стратегий. Рассматриваемые изменения не обязательно должны быть связаны с явлениями кризисного характера, хотя кризисная ситуация, о чем пойдет речь в следующих разделах диссертационного исследования, и предполагает выработку наиболее оптимальных адаптационных стратегий, призванных сохранить жизнеспособность субъекта, сталкивающегося с действием негативных факторов внешней среды. В случае с адаптацией речь может идти об изменениях различной направленности, с которыми сталкивается субъект и которые требуют адекватного ответа: то есть, то свойство, которое связано со способностью адаптироваться к изменениям, и называется адаптивностью. Очевидно, что разные субъекты, в том числе и субъекты малого бизнеса, могут различаться своими способностями к адаптации. Адаптивность данных субъектов может быть разной в зависимости от возможности последних быстро и адекватно реагировать на возникшие изменения выработкой оптимальной адаптационной стратегии, позволяющей субъекту приобрести новые свойства, способности к изменениям в ответ на внутренние и внешние вызовы.
Необходимо отметить, что, несмотря на различное содержание, понятия «социальная адаптация» и «адаптационные стратегии» нередко отождествляются, рассматриваются в качестве синонимов. В то же время не вызывает сомнений тот факт, что данные понятия, при всей их близости, не являются взаимозаменяемыми и полностью идентичными: адаптационные стратегии отличаются от адаптации в первую очередь своей целевой характеристикой, которая выстраивается исходя из специфики внешней по отношению к субъекту социальной
среды и адаптивной ситуации, а также зависит от личностно-индивидуальной или групповой специфики самого адаптанта. В отличие от социальной адаптации адаптационные стратегии следует рассматривать в качестве совокупности определенных целенаправленных действий субъекта адаптации, формирующиеся в рамках конкретной адаптивной ситуации с учетом соответствующей потребности адаптанта: последний применяет в целях достижения состояния адаптированности различные имеющиеся в его распоряжении ресурсы. При этом особенностью адаптационных стратегий является присущий им целерациональный характер, поскольку они базируются на рациональном выборе определенным субъектом конкретных средств и способов приспособления к трансформирующейся социальной реальности.
С точки зрения известного отечественного исследователя адаптации П.А. Черкашина, адаптивность необходимо рассматривать в качестве способности субъекта выбирать наиболее эффективные индивидуальные стратегии адаптации[7]. Само понятие адаптационной стратегии данный ученый трактует как совокупность «осознанных и неосознанных действий, обеспечивающих личности состояние адаптированности». Как следует из содержания различных научных трудов, посвященных разным аспектам адаптации, большинство исследователей сходятся на том, что при всем многообразии стратегий адаптации невозможно выделить из них какую-либо одну универсальную, которая была бы эффективной во всех без исключения адаптационных ситуациях. Идеальной стратегии адаптации не существует ни в природе, ни в обществе. Оптимальная адаптационная стратегия предусматривает не усвоение и воспроизводство какой-либо одной «наилучшей» стратегии, но выбор наиболее эффективных в каждой конкретной адаптационной ситуации способов и приемов адаптации. Достижение высокого уровня адаптивности личности или какой-либо социальной группы возможно посредством активного взаимодействия адаптанта с социальной средой, использования предоставляемых социумом потенциальных возможностей и ресурсов.
Крупнейшим российским исследователем адаптации И.Ю. Смирновой было выделено и описано четыре типа адаптивных механизмов, характеризующихся принципиальными отличиями друг от друга[5]. Первый из них предусматривает адаптацию как развитие, второй - адаптацию как защиту, третий - как уход или уклонение и четвертый - как реверсию. Если первая модель может рассматриваться как однозначно позитивная, поскольку она предусматривает совершенствование внутренней структуры субъекта адаптации, то последняя, напротив, является негативной, как по своей направленности, так и по содержанию. Что касается второй и третьей модели адаптации, то они могут иметь как нейтральный, так и негативный характер в зависимости от событийного контекста (отметим, что, с точки зрения И.Ю. Смирновой, в ходе радикальных реформ в постсоветской России наиболее широкое распространение получили вторая, третья и четвертая модели). На основе выделенных механизмов данная исследовательница обозначила три генерализованные адаптационные стратегии, выбор которых детерминирует конкретную направленность адаптационного поведения субъекта. Данные стратегии предполагают выбор различных вариантов поведения в рамках адаптации, связанных либо с приспособлением к происходящим в обществе изменениям, либо с отсутствием такого приспособления; наряду с этими двумя вариантами есть еще и третий, промежуточный, предусматривающий стремление субъекта «переждать адаптивную ситуацию, посмотреть, что будет дальше», не предпринимая каких-либо кардинальных мер или ограничившись временным вариантом приспособления.
При разработке адаптационной стратегии следует проанализировать проблемную ситуацию, включающую факторы, оказывающие воздействие на деятельность субъекта, которые могут быть внутренними и внешними по отношению к организации. Данные факторы должны быть изучены с целью принятия оптимального решения по применению тех или иных стратегий адаптации. Если взять в качестве примера предприятие малого бизнеса, то можно выделить внутренние факторы, в наибольшей степени зависящие от данного предприятия, и внешние факторы, в меньшей степени поддающиеся воздействию со стороны руководства малого предприятия. К внутренним факторам относятся цели и стратегии развития предприятия, состояние портфеля заказов, структура производства и управления, финансовые и кадровые ресурсы, объем и качество выполненных работ, произведенных товаров и услуг. Что касается внешних факторов, то они в современных условиях отличаются большой сложностью, неопределенностью и динамичностью, что создает существенные трудности для предпринимателей в рамках разработки приемлемых в конкретной ситуации адаптационных стратегий. Так, непосредственное воздействие на функционирование субъекта малого бизнеса оказывает деятельность различных экономических субъектов, включающих другие компании, в том числе и крупные, государственные органы и учреждения, реализующие определенную политику в отношении малого предпринимательства, осуществляющие регулирование в данной сфере.
Эффективная адаптация, таким образом, включает способность бизнес субъекта прогнозировать действие внешних и внутренних факторов и принимать на его основе оптимальные управленческие решения, связанные с разработкой наиболее приемлемой в конкретной проблемной ситуации адаптационной стратегии. В рамках обозначенного адаптивного подхода наибольший эффект может быть достигнут путем воздействия на различные управляемые факторы. Основная цель адаптации в данном случае может заключаться в устранении или уменьшении негативного воздействия различных факторов, возникающих во внутренней и внешней среде малого предприятия. Адаптационная стратегия, в свою очередь, определяет тип поведения малой компании, связанного с приспособлением или изменением рассматриваемого предприятия в ходе его деятельности и развития, позволяющего обеспечить выживаемость компании в определенных экономических и социальных условиях. Это
объясняется тем обстоятельством, что субъекты малого бизнеса в большей степени, чем крупные компании, подвержены негативному воздействию факторов внешней среды. Малым компаниям, как правило, бывает затруднительно осуществлять реализацию масштабных и дорогостоящих проектов, они характеризуются сильной зависимостью от складывающейся экономической конъюнктуры, не могут позволить себе диверсификацию производства и т.д. Также предприятия данного типа в большей степени подвержены риску банкротства, к которому компанию может привести даже одна неудачно проведенная сделка. Малые предприятия, в сравнении с крупными компаниями, имеют более простую модель управления и гораздо легче поддаются управленческому воздействию.
Функционирование российского малого бизнеса, к примеру, осуществляется в условиях изменчивой внешней среды, вследствие чего субъекты малого предпринимательства регулярно сталкиваются с такой ситуацией, когда становится крайне затруднительно прогнозировать деловую обстановку, принимать определенные решения, связанные с развитием бизнеса. Как отмечают многие специалисты, российской бизнес-среде присуща более высокая степень неопределенности в сравнении со странами, характеризующимися наличием высокоразвитой рыночной экономики . В этой ситуации собственники и руководители малых компаний сталкиваются с проблемой выработки оптимальной адаптационной стратегии развития предприятия, соответствующего адаптационного механизма, призванного оперативно реагировать в первую очередь на негативные внешние воздействия. Адаптационный механизм достижения конкурентных преимуществ в малом бизнесе представляет собой способ реализации особой конкурентной стратегии, предусматривающей достижение посредством адаптационного процесса указанных преимуществ предприятия и предполагающей быстрое и оперативное реагирование на негативные изменения внешних условий функционирования рассматриваемого субъекта. Как уже указывалось выше, малый бизнес не обладает теми конкурентными преимуществами, которыми отличаются другие предприятия. Уязвимость позиций субъектов малого предпринимательства также обусловлена тем обстоятельством, что последним приходится вступать в конкуренцию не только с другими малыми и средними предприятиями, но и с крупными компаниями. В сложившейся ситуации малым предпринимателям приходится искать дополнительные пути, способные обеспечить им конкурентные преимущества на рынке, к числу которых относится и высокая адаптивность.
Субъектам малого бизнеса в целях выживания и устойчивого развития необходимо осуществлять непрерывное взаимодействие с внешней средой, учитывая динамичный характер развития последней: в этой ситуации могут использоваться методы адаптивного управления, позволяющие предпринимателям повышать степень оперативности и эффективности принимаемых решений. Оптимальная адаптационная стратегия не сосредоточена на определенном периоде времени, а включает в себя совокупность ключевых идей, являющихся основополагающими для развития предприятия малого бизнеса. Выступая в качестве комплекса технических, организационных, информационных, правовых, управленческих и других мероприятий, адаптационная стратегия, в случае ее успешной реализации, может позволить удержать малое предприятие на пути устойчивого и эффективного развития, что достигается посредством адекватной и быстрой реакции на состояние и изменения внешней среды, оперативной перестройки деятельности основных структурных компонентов организации малого бизнеса.
Малых предпринимателей также можно обозначить как прогрессивных адаптантов, если следовать классификации адаптационных стратегий, предложенной Н.Ю. Шадченко. Для данных субъектов малого предпринимательства характерно хорошее финансовое состояние, позволяющее им рассчитывать на эффективное развитие своего бизнеса. Оценка, даваемая конкретным предпринимателем состоянию своего бизнеса и перспективам его развития чаще всего коррелирует с состоянием финансов его предприятия: чем лучше бизнесмен оценивает ситуацию с финансами, тем позитивнее его видение относительно характера развития компании. В докризисный период финансовое состояние большинства малых предприятий в России, как уже отмечалось выше, было устойчивым или относительно устойчивым, хотя стратегия развития, как было показано, все же не выступала для субъектов малого бизнеса в качестве доминирующей адаптационной стратегии. В очень плохом положении, если судить по критерию финансового состояния малых предприятий, в этот период находилось не более 8% соответствующих компаний. Этому показателю соответствует крайне небольшое количество регрессивных неадаптан-тов (по классификации Н.Ю. Шадченко), которые оказались не в состоянии сколько-нибудь успешно приспособиться к условиям внешней среды: так, лишь 1,3% малых предпринимателей были ориентированы в середине 2017 г. на то, чтобы ликвидировать свой бизнес в ближайшем будущем.
В работе Н.Ю. Шадченко адаптационные стратегии различаются в зависимости от видов адаптации, среди которых выделяются вынужденная, запланированная и упреждающая[8]. При вынужденной адаптации применяется реагирующая адаптационная стратегия, реализующаяся в ответ на неожиданные изменения внешней среды; запланированная адаптация, осуществляющаяся в ответ на ожидаемые изменения среды, предусматривает оборонную адаптационную стратегию; упреждающей адаптации, характеризующейся продуманной реакцией на постоянно отслеживаемые и прогнозируемые изменения внешней среды, соответствуют разведывательная и аналитическая адаптационные стратегии. Другая типология адаптационных стратегий, базирующаяся на критерии направленности адаптационного процесса, была предложена П.А. Черкашиным, выделившей прогрессивные, консервативные и регрессивные адаптационные стратегии, а также разделившей адаптационные стратегии на пассивные и активные[7]. Для пассивных адаптационных стратегий характерна инерционность, ориентация на прошлый социальный опыт, а для активных - стремление к рациональному использованию
имеющихся в распоряжении субъекта ресурсов и изменению ситуации неопределенности. В рамках обозначенных П.А. Черкашиным стратегий были выделены отдельные направления адаптационных стратегий, включающие рефлексивно-запаздывающие, умеренно-приспособительные пассивные стратегии, также позитивнокарьер-ные, позитивно-инструментальные и криминально-карьерные позитивные стратегии.
С точки зрения П.А. Черкашина, адаптационная стратегия представляет собой совокупную программу способов хозяйственной деятельности, соответствующей современным социально-экономическим условиям и направленной на реализацию поставленных перед организацией целей, соответствующих ее ресурсам и потенциалу. Данная исследовательница также проводит классификацию адаптационных стратегий предприятия в соответствии с характером предпринимаемых им действий, направленных на приспособление к условиям рыночной среды. Наиболее эффективной представляется консервативная стратегия, которая отличается максимальной рыночной ориентацией и характеризуется активными действиями по отношению к внешней среде, включающими возможное расширение масштабов производства, активную инвестиционную политику, выход на внешние рынки с такой продукцией, которая является конкурентоспособной, использование инновационных технологий, наращивание взаимодействий с зарубежными партнерами. Консервативная адаптационная стратегия предусматривает стремление предпринимателя закрепиться в завоеванной им нише на рынке, ориентацию на исключительно экстенсивное развитие в рамках определенного сегмента экономики. Итак, применительно к рассматриваемой стратегии речь может идти в лучшем случае лишь о простом воспроизводстве основных социально-экономических характеристик предприятия, но никак не о прогрессивном развитии последнего. И, наконец, регрессивная адаптационная стратегия, как следует из названия, представляет собой стратегию адаптации неконкурентоспособного предприятия: такое предприятие может испытывать нужду в тех или иных льготах, поддержке со стороны государства, необходимых для его выживания в жестких условиях рыночной среды.
Как видим, в работах отечественных ученых представлены многочисленные классификации адаптационных технологий, выделяемые по различным основаниям. Помимо обозначенных классификаций существует также деление адаптационных стратегий, применяющихся для снижения негативных воздействий рыночной среды, на внутренние и внешние стратегии: классификационным признаком здесь является вектор направленности предпринимаемых в организации изменений, связанных либо со стремлением изменить внешнюю по отношению к данной бизнес структуре среду, либо преобразовать что-либо внутри самой организации.
Достаточно интересным представляется деление адаптационных стратегий бизнеса на традиционные и нетрадиционные стратегии: в качестве классификационного признака здесь выступают условия использования. В случае с традиционными адаптационными стратегиями речь идет о применении тех методов адаптации, которые получили широкое распространение в данном обществе и характеризуются регулярным использованием в обычной практике, а в случае с нетрадиционными - об использовании новых, не описанных наукой методов, нередко имеющих противозаконный характер, что требует мер по сокрытию самого факта применения указанных методов. Степень распространенности нетрадиционных адаптационных стратегий возрастает в условиях «трансформационных сдвигов», радикальных преобразований различных сфер общественной жизни, что сопровождается ослаблением институциональной среды и имеет следствием увеличение различных противоправных практик, затрагивающих в том числе и сферу малого бизнеса.
В постсоветской России, к примеру, отечественные предприятия вынуждены были использовать различные нетрадиционные адаптационные стратегии, выступавшие в качестве средств приспособления к условиям радикальных реформ 1990-х годов, поставивших многие из них перед необходимостью выживания в рамках постоянно меняющейся рыночной среды: в этот период многие предприниматели активно применяли такие способы адаптации, как неплатежи, широкое использование бартерных сделок, непрофильные финансовые операции, преднамеренные банкротства, хищения, рейдерские захваты. Отметим, что максимальный уровень использования нетрадиционных адаптационных стратегий имеет место именно в условиях особо радикальных, революционных преобразований социально-экономической сферы общественной жизни, когда сдвиги в экономике происходят настолько молниеносно, что другие, более консервативные, традиционные способы приспособления оказываются неэффективными.
С проанализированной выше классификацией адаптационных стратегий бизнеса, предусматривающей деление последних на традиционные и нетрадиционные стратегии, связана и другая классификация, в рамках которой выделяются легальные и нелегальные стратегии адаптации. Легальные или законные стратегии отличаются от противозаконных использованием предусмотренных действующим законодательством способов приспособления к рыночным условиям, применением тех методов ведения бизнеса, которые не противоречат предписаниям существующих нормативно-правовых актов. Нелегальные адаптационные стратегии, как уже отмечалось выше, связаны с использованием предпринимателями тех или иных противоправных практик, включающих различные хищения, фальсификацию отчетных данных, уход от налогообложения, неуплату налогов, коррупционные связи с представителями государственных органов власти, разные незаконные виды предпринимательской деятельности, а также все виды бизнес-активности, осуществляющиеся в рамках теневой экономики. Широкое распространение нелегальных или теневых способов адаптации, как мы писали выше, характерно для тех периодов общественного развития, когда происходит ослабление регуляторов институциональной среды, резко меняются либо вовсе исчезают «правила игры», что вынуждает предпринимателей использовать рассматриваемые нелегальные способы адаптации, необходимые для того, чтобы выжить или преуспеть в ведении собственного
бизнеса в условиях быстро меняющейся экономической ситуации. Формальные регуляторы, в том числе и нормы права, в такие периоды радикальных социально-экономических преобразований развиты недостаточно или быстро устаревают, будучи неспособными адекватно регулировать деятельность различных экономических субъектов, создавая предпосылки для перехода значительной их части в сферу теневой экономики, где предпринимательская деятельность регулируется с помощью неформальных норм и правил.
Как отмечается в специальных исследованиях, на практике оценка масштабов и размеров теневой составляющей применительно к малому предпринимательству является достаточно сложной задачей; гораздо проще установить взаимосвязь между характером проводимой государством экономической политики по отношению к бизнесу и спецификой деятельности самого малого предпринимательства. В те периоды, когда наблюдается усиление негативных явлений в экономике, а давление государства в тех или иных формах на представителей малого бизнеса, напротив, возрастает, происходит рост не правовых практик в структуре деятельности предпринимателей, осуществляется массовый переход в теневой сектор экономики, что нередко бывает необходимым для элементарного выживания предприятия, покрытия расходов, требуемых для развития бизнеса.
Проделанный анализ типов адаптационных стратегий малого бизнеса свидетельствует о существовании множества их классификаций, большого количества разновидностей способов адаптации к условиям внешней среды, актуальных в том числе и в периоды социально-экономических кризисов. Отметим, что наряду с отечественными классификациями стратегий адаптации существуют типологии стратегий, созданные зарубежными учеными. Наиболее интересной из них нам представляется классификация, предложенная Фокс Джеффри, А.А. Томпсон, ставящими стратегию адаптации в зависимость от типа движения предприятия по адаптивному циклу, под которым авторы понимают внутреннюю философию организации по комплексному решению трех ее основных проблем, включающих предпринимательскую, инженерную и административную проблемы[1,6]. В рамках классификации адаптационных стратегий Фокс Джеффри выделяются четыре вида стратегий: стратегии защитника, анализатора, изыскателя и реактора, т.е. такого субъекта, который действует под влиянием внешней стимуляции. Для стратегии фирмы-защитника характерно стремление к укреплению своих позиций на имеющихся рынках, совершенствование системы управления, реализация производственных и финансовых функций предприятия при отсутствии возможности реализовать открывающиеся перед данной организацией коммерческие перспективы. Адаптационная стратегия изыскательского типа отличается ориентацией на поиск новых возможностей, перспективных рынков, ведением постоянного наблюдения за внешней рыночной средой с целью выявления благоприятных возможностей для извлечения прибыли, стимулирование различных инноваций, новых производственных технологий. Стратегия анализатора также характеризуется стремлением к всевозможным изменениям в функционировании организации: данная стратегия позволяет фирме достаточно успешно существовать как в относительно стабильных экономических условиях, так и в периоды радикальных социально-экономических преобразований. Наименее эффективной является стратегия реактора, поскольку она отличается крайней неопределенностью, отсутствием последовательной политики фирмы: в данном случае экономический субъект лишь пассивно наблюдает за внешней рыночной средой, оказываясь неспособным вырабатывать адекватную реакцию на изменения социально-экономической конъюнктуры.
Необходимо отметить, что в статье не стоит задача проанализировать все имеющиеся в науке классификации адаптационных стратегий, которые можно было бы применить к малому бизнесу и характеру его приспособления к меняющимся рыночным условиям, в том числе и к реалиям современного экономического кризиса. Мы стремились лишь выделить наиболее известные и удачные классификации рассматриваемых стратегий, изучение которых позволило нам констатировать факт отсутствия единой, общепринятой или широко используемой классификации стратегий адаптации. Проведенный анализ научных исследований, посвященных стратегиям адаптации, показал, что существующие классификации требуют доработки, расширения с учетом состояния организаций определенного типа (в нашем случае речь идет об организациях малого бизнеса), функционирующих в определенный период в конкретной стране, испытывающей на себе мощное воздействие глобальных социально-экономических процессов. Если попытаться обобщить многочисленные имеющиеся определения понятия «адаптационная стратегия», спроецировать их на предприятия малого бизнеса, то можно определить адаптационную стратегию как совокупность основополагающих установок и планов руководства малого предприятия, направленных на приспособление к условиям внутренней и внешней среды, реализацию базовых социально-экономических целей данной организации.
Итак, можно констатировать: на рассматриваемом этапе функционирования малого предпринимательства обозначились наиболее существенные проблемы, оказывающие негативное воздействие на функционирование субъектов малого бизнеса, впоследствии значительно усугубившиеся в период финансово-экономического кризиса, сформировались распространенные адаптационные стратегии малых предприятий, использующиеся предпринимателями в условиях неблагоприятной социально-экономической конъюнктуры.
Источники:
1. Джеффри Фокс Как делать большие деньги в малом бизнесе [Электронный ресурс] : неочевидные правила, которые должен знать любой владелец малого бизнеса / Фокс Джеффри. — Электрон. текстовые данные. — М. : Альпина Паблишер, 2016. — 159 c. — 978-5-9614-4742-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43633.html
2. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления 080100 / Б.Т. Кузнецов. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 623 c. — 978-5-238-01209-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71227.html
3. Курс MBA по стратегическому менеджменту [Электронный ресурс] / Айзенштат Расселл [и др.].
— Электрон. текстовые данные. — М. : Альпина Паблишер, Альпина Бизнес Букс, 2016. — 586 c. — 978-5-96140573-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43678.html
4. Смирнова Е.В. Стратегическое планирование на предприятии. Инструменты реализации [Электронный ресурс] : монография / Е.В. Смирнова, М.А. Чекалина, Е.В. Чмышенко. — Электрон. текстовые данные.
— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 212 c. — 978-5-7410-1556-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69950.html
5. Смирнова И.Ю. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] : методическое пособие (курс лекций) / И.Ю. Смирнова. — Электрон. текстовые данные. — Симферополь: Университет экономики и управления, 2017. — 156 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73283.html
6. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии [Электронный ресурс] : учебник для вузов / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 577 c. — 5-85173-059-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74945.html
7. Черкашин П.А. Стратегия управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) [Электронный ресурс] / П.А. Черкашин. — Электрон. текстовые данные. — М. : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. — 420 c. — 978-5-94774-643-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52212.html
8. Шадченко Н.Ю. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» / Н.Ю. Шадченко. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017. — 48 c. — 978-5-4486-0001-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62888.html
Sources:
1. Jeffrey Fox How to make big money in small business [Electronic resource] : non-obvious rules that any small business owner / Fox Jeffrey should know. — Electron. text data. - M.: Alpina Publisher, 2016. - 159 c. - 978-59614-4742-2. — Mode of access: http://www.iprbookshop.ru/43633.html
2. Kuznetsov B. T. Strategic management [Electronic resource]: educational assistance for University students studying in the field of Economics and management 080100 / B. T. Kuznetsov. — Electron. text data. — M. : YUNITI-DANA, 2017. - 623 c. - 978-5-238-01209-4. — Mode of access: http://www.iprbookshop.ru/71227.html
3. MBA course on strategic management [Electronic resource] / Eisenstat Russell [etc.]. — Electron. text data.
— M.: Alpina publisher, al-Pina Business books, 2016. - 586 c. - 978-5-9614-0573-6. — Mode of access: http://www.iprbookshop.ru/43678.html
4. Smirnova E. V. Strategic planning at the enterprise. Implementation tools [Electronic resource] : monograph / E. V. Smirnova, M. A. Chekalin, E. V., Chmilenko. — Electron. text data. - Orenburg: Orenburg state University, EBS DIA, 2016. - 212 c. - 978-5-7410-1556-8. — Mode of access: http://www.iprbookshop.ru/69950.html
5. Smirnov, I. Yu. Strategic management [Electronic resource] : study guide (lectures) / I. Yu. Smirnov. — Electron. text data. - Simferopol: University of Economics and management, 2017. — 156 c. — 2227-8397. — Mode of access: http://www.iprbookshop.ru/73283.html
6. Thompson A. A. Strategic management. Art of strategy development and implementation [Electronic resource]: textbook for universities / A. A. Thompson, A. J. Strick-land. — Electron. text data. — M. : YUNITI-DANA, 2017. - 577 c. - 5-85173-059-5. — Mode of access: http://www.iprbookshop.ru/74945.html
7. Cherkashin P. A. customer relationship management strategy (CRM) [Electronic resource] / p. A. Cherkashin.
— Electron. text data. - Moscow: Internet University of Information Technologies (INTUIT), 2016. — 420 c. — 978-594774-643-3. — Mode of access: http://www.iprbookshop.ru/52212.html
8. Radchenko, N. Yu. Strategic management [Electronic resource] : textbook for teachers and students of direction of preparation 38.03.02 "Management" / N.Yu. Sadchenko. — Electron. text data. - Sa-ratov: AI PI er Media, 2017.
— 48 c. — 978-5-4486-0001-2. — Mode of access: http://www.iprbookshop.ru/62888.html
М.А. Олейник - старший преподаватель кафедры аудита, Кубанский государственный аграрный университет им И.Т. Трубилина, ([email protected], 89094550037),
M.A. Oleynik - Senior Lecturer at the Department of Audit, Kuban State Agrarian University named afterI.T. Trubilina;
А.Б. Колесниченко - студентучетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина ([email protected], 89649101321),
A.B. Kolesnichenko - student of accounting and financial faculty, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina.
Аннотация. В настоящее время в Российской Федерации количество процедур банкротства имеет тенденцию к увеличению, что подтверждается отчетами и сообщениями арбитражных управляющих. В том числе это связано с незнанием должников существенных аспектов процедуры банкротства - её признаков, процедур и последствий. Актуальность данной статьи заключается в том, что в наше время банкротство является серьезной экономической и социальной проблемой, оказывающей негативное влияние, как на хозяйствующих субъектов, так и на государство в целом. Это обуславливает необходимость в понимании основных вопросов банкротства. Для изучения данного вопроса в статье рассмотрены субъекты банкротства, признаки, факторы, влияющие на возникновения неплатежеспособности, существующие процедуры банкротства, а также последствия для должника по завершению процедуры банкротства.
Annotation. At present, the number of bankruptcy procedures in the Russian Federation tends to increase, which is confirmed by reports and reports of arbitration managers. This is connected with the ignorance of the debtors of the essential aspects of the bankruptcy procedure - its features, procedures and consequences. The relevance of this article lies in the fact that in our time, bankruptcy is a serious economic and social problem that has a negative impact on both business entities and the state as a whole. This necessitates the study of the main issues of bankruptcy. To study this issue, the article discusses the subjects of bankruptcy, signs, factors affecting the occurrence of insolvency, existing bankruptcy procedures, as well as the consequences for the debtor upon completion of the bankruptcy procedure.
Ключевые слова: Банкротство, должник, кредитор, признак банкротства, процедура банкротства
Key words: Bankruptcy, debtor, creditor, sign of bankruptcy, bankruptcy procedure
Согласно Федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», банкротство - это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий, об оплате труда или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [3, с 11].
На основе данных сообщений и отчетов арбитражных управляющих проанализируем ситуацию в сфере банкротства [1].
На рисунке 1 отражена динамика количества лиц, находящихся в процедуре банкротства.
СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ESSENCE, MAIN ASPECTS AND SIGNS OF BANKRUPTCY IN THE RUSSIAN FEDERATION
2016r.
2015 г.
2017 г.
10,3
10,7
Всего
■ Граждане
■ Компании
о
2
4
б
8
10
12
Рисунок 1 - Динамика количества лиц, находящихся в процедуре банкротства, тыс. ед.
Из рисунка видно, что за последние три года общее количество банкротов имеет тенденцию к увеличению. При этом значительными темпами увеличивается количество банкротов-граждан. Также рассмотрим, в каком объеме удовлетворяются требования кредиторов. Для этого обратимся к таблице 1.