АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
PRESSING ISSUES OF ECONOMICS AND MANAGEMENT
АДАПТАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
АЛПЕЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ЛЕНДИЧ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Адаптация регионов России к условиям членства в ВТО связана с целым рядом проблем, решить которые предстоит в ближайшее время. Одна из них - согласованность и координация действий федеральной, региональной и местной власти. При этом, меры, принимаемые на уровне субъекта федерации, будут уникальны для каждого региона и должны разрабатываться с учетом специфики влияния условий членства в ВТО. В работе раскрыт пошаговый алгоритм разработки территориальной экономической политики адаптации к условиям ВТО с учетом специфики регионов. Его особенность заключается в использовании прогнозных оценок последствий вступления Российской Федерации в ВТО, скорректированных с учетом структуры валового регионального продукта. Первой процедурой является определение типа региона по влиянию условий членства в ВТО и соответствующего ему характера адаптационной политики по авторской методике. Тип региона по влиянию условий членства в ВТО устанавливается в зависимости от значения структурно-динамического коэффициента влияния условий членства ВТО на ВРП региона. По значению индекса можно установить направленность воздействий условий ВТО на региональную экономику: позитивные; нейтрально-позитивные; нейтральные; нейтрально-негативные; негативные. Следующим шагом является дифференциация видов экономической деятельности по значимости для региона и направлению влияния условий ВТО. В основу такой дифференциации положено значение коэффициента влияния условий ВТО на развитие отдельных отраслей регионального хозяйственного комплекса, показывающих вектор и степень воздействия. Далее осуществляется процедура разработки специфических для региона мер территориальной экономической политики по смягчению негативных последствий вступления в ВТО. Завершающим этапом разработки территориальной экономической политики по смягчению негативных последствий вступления в ВТО является разработка специфических для региона мер по усилению положительного эффекта от вступления в ВТО. Реализация предложенного алгоритма позволяет отобрать приоритетные виды экономической деятельности региона для включения в программы адаптации с целью усиления положительного эффекта от международной экономической интеграции, а также смягчения ее отрицательных последствий.
Ключевые слова: регион, ВТО, международная интеграция
На сегодняшний день существует ряд нерешенных проблем адаптации регионов России к условиям членства в ВТО. В их числе: отсутствие методических рекомендаций по вопросам адаптации экономики к функционированию в условиях ВТО, отсутствие постоянной системы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти по данному вопросу, отсутствие системы мониторинга влияния присоединения России к ВТО на социально-экономическое развитие субъектов РФ.
Механизмы и меры адаптации экономики региона к условиям ВТО должны реализовываться на
трех уровнях: базовый уровень (меры, принимаемые на федеральном уровне), универсальный (меры, принимаемы на уровне субъекта федерации, общие для всех регионов без учета специфики влияния условий членства в ВТО), специфический (меры, принимаемые на уровне субъекта федерации, разработанные с учетом специфики влияния условий членства в ВТО).
Специфические меры, принимаемые на уровне субъекта федерации, разработанные с учетом специфики влияния условий членства в ВТО, будут уникальны для каждого региона, однако, про-
веденное исследование позволило предложить определенную последовательность шагов по их разработке.
Первой процедурой является определение типа региона по влиянию условий членства в ВТО и соответствующего ему характера адаптационной политики.
На текущий момент нам известен целый ряд независимых исследований, посвященных оценке региональных последствий вступления в ВТО и выделения типов регионов по характеру такого влияния. В исследовательской практике сложилось три основных подхода к определению влияния членства в ВТО на экономическое развитие региона:
1) совокупная оценка негативных и позитивных последствий для секторов экономики и отраслей (в основном в разрезе региональных объединений субъектов федерации, отличных от федеральных округов);
2) оценка потерь регионов в условиях членства в ВТО и выделение проблемных отраслей;
3) оценка положительного влияния условий ВТО на потенциал роста региональной экономики и выделение субъектов федерации, испытывающих наибольшее влияние [1].
Результаты различных оценок влияния вступления России в ВТО в масштабах всей национальной экономики указывают на общий положительный макроэкономический эффект. Согласованность оценок в этом вопросе присутствует в результатах исследований, полученных отечественными и зарубежными учеными в разные периоды времени. Единство мнений присутствует и в вопросе о том, что в целом позитивное, нейтральное или негативное влияние присоединения России к ВТО на экономику страны будет значительно варьироваться на региональном уровне, как в положительную, так и в отрицательную сторону. При этом, в ряде исследований доказано, что положительные (отрицательные) результаты, прогнозируемые для одной отрасли региона, не всегда будут иметь такое же направление для других регионов. В некоторых рост (сокращение) объемов производства отрасли сохраняется, для других - ожидается снижение (рост). В качестве важнейших параметров, определяющих характер такого эффекта, в частности, выделяют структуру издержек отрасли на уровне региона и величину транспортных и торговых затрат [2].
Таким образом, необходимость разработки специфических мер по адаптации экономики к условиям ВТО на региональном уровне является объективной. При этом отсутствие, либо неэффективная реализация мер базового и универсального
уровня сделают невозможной их разработку и реализацию.
Рассмотрим, каким видят эксперты различных научных групп будущее социально-экономического развития Курской области в условиях членства ВТО.
На сайте аналитического центра ВТО-Информ размещены результаты прогноза развития регионов России, в том числе и Курской области, до 2020 г. Как сказано выше, положительный эффект от вступления в ВТО не рассчитывался, а наращивание экспорта в результате вступления в ВТО принято за несущественное [3].
В целом, негативные последствия от вступления в ВТО для Курской области прогнозируются на уровне 12 % от выпуска 2020 г., в том числе прямые потери роста - 3 % и упущенные возможности роста - 9 %. Предполагается, что это будет сопровождаться потерей 50-117 тыс. рабочих мест.
Негативное влияние ВТО на добычу полезных ископаемых, в соответствии с используемой авторами исследования методологией, минимально в связи с экспортной ориентацией и значительными инвестициями в развитие и модернизацию производства за последние 5 лет.
Рассчитанный совокупный негативный эффект составил 60,6-69,6 млрд. руб., в том числе по значимым отраслям 41,49-55,97 млрд руб.:
- животноводство - 3,8-4,0 млрд. руб. (18 %-25 %) недополученного выпуска в 2020 г.;
- производство свинины - 1,7-1,8 млрд руб. (49 %-50 %);
- растениеводство - 8,4 млрд руб. (16 %-24 %) недополученного выпуска в 2020 г.;
производство зерна - 1,3-2,0 млрд руб. (12 %-26 %);
- производство сахарной свеклы - 3,03,7 млрд руб. (100 %-81 %);
пищевая промышленность - 7,3-8,7 млрд руб. (24 %-31 %) недополученного выпуска в 2020 г.;
- производство мяса и мясопродуктов 1,41,5 млрд руб. (38 %-46 %);
- производство машин, оборудования и металлических изделий - 8,7-10 млрд руб. (51 %-84 %) недополученного выпуска в 2020 г;
тяжелое и энергетическое машиностроение, производство энергетического оборудования - 6,16,7 млрд руб. (101 %-102 %) недополученного выпуска в 2020 г.
В исследовании национального инвестиционного совета (НИС), в отличие от изложенной выше методики, основное внимание уделялось положительному влиянию условий ВТО на потенциал рос-
та региональной экономики. Все регионы разбиты на группы по значению факторов интенсивности внешнеэкономической деятельности и потенциала импортозамещения в обрабатывающей промышленности. В результате произведенных расчетов Курская область попала в самую многочисленную группу регионов с «небольшим» возможным воздействием тарифной политики на экономику.
По данным НИС, Курская область находится на 50 месте среди регионов России по удельному весу импорта на потребительском рынке (8,1 %).
Большинство регионов, попавших в эту группу, как и Курская область, относятся к старопромышленным, многие из них являются весьма развитыми в экономическом отношении. Попали в эту группу и регионы, не отличающиеся достаточным уровнем экономического развития (республики Тыва и Северная Осетия, Смоленская и Читинская области), имеющие объемы импорта на душу населения существенно ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Основной причиной этого являются низкие доходы населения и, следовательно, небольшая емкость региональных рынков [4].
И именно по значению критерия доли импорта на потребительском рынке, независимо от удовлетворительного уровня второго критерия -уровня развития обрабатывающей промышленности, Курская область разместилась во второй группе субъектов федерации, имеющих крайне низкие параметры по одному из критериальных показателей, независимо от величины другого показателя по методологии исследования. В составе данной группы содержатся регионы, обладающие значительными потенциальными возможностями, поэтому при дальнейших более детальных исследованиях некоторые из них могут перейти в более высокую группу.
В число регионов, для которых производились дальнейшие расчеты прироста продукции отраслей, ВРП и рабочих мест, прироста доходов территориальных бюджетов, инвестиций и доходов населения за счет изменения импортных тарифов и развития импортозамещающих производств, Курская область не попала.
Специалистами Всемирного Банка для численного анализа последствий вступления России в ВТО на региональном уровне была использована прикладная модель общего равновесия [5]. Курская область в данном исследовании вошла в укрупненную группу регионов «Центр» Полученные оценки влияния вступления в ВТО на экономические параметры развития регионов группы «Центр», в том числе Курской области, нами систематизированы и представлены в таблице 1.
Таким образом, по данным ВБ для группы регионов, которая включает и Курскую область, прогнозируется положительное влияние на весь представленный в расчетах спектр показателей социально-экономического развития условий ВТО по следующим отраслям: черная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, цветная металлургия, телекоммуникации, автомобильные транспортные перевозки, добыча угля, оптовая и розничная торговля, образование, культура, искусство, переработка нефти, строительство. Однако, необходимо отметить, что ряд видов экономической деятельности не присутствуют в экономике Курского региона, иные вносят несущественный вклад в производство ВРП. Тоже относится и к отраслям, испытывающим негативное влияние. Здесь особое место занимают пищевая промышленность и машиностроение, обеспечивающие по данным на 2012 г. 6 и 3 % валовой добавленной стоимости региона.
По данным исследования, проведенного учеными Российской экономической школы (РЭШ) при содействии специалистов компании «Эрнст энд Янг», социально-экономические последствия для отраслей экономики Курской области также приведены в составе группы регионов «Центральные области РФ».
Группы регионов «Центральные области РФ» в модели включает в себя следующие субъекты РФ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область. Оценки изменений объема производства отраслей, вызванных вступлением России в ВТО, для Центральных областей РФ приведены в таблице 2. Во втором столбце приведены изменения объема производства отраслей (в процентах от уровня базового года) для данного региона после вступления России в ВТО. В последних двух столбцах указаны значения, соответствующие изменениям показателей занятости в отрасли по сравнению с уровнями базового года.
В результате тарифной реформы и улучшения доступа российских экспортеров на международные рынки авторы исследования прогнозируют изменения реального потребления населения региона на 0,32 % по сравнению с показателем в базовом периоде. Изменение реальной заработной платы квалифицированных рабочих ожидается на уровне 0,70 %. Изменение реальной заработной платы неквалифицированных рабочих согласно модельным расчетам может составить 0,10 %. Наибольший рост объема
производства в регионе ожидается в следующих отраслях: цветная металлургия (12,43 %), черная металлургия (7,74 %), железнодорожный транспорт (1,56 %). Наибольшее сокращение объема произ-
водства в регионе ожидается в следующих отраслях: легкая промышленность (-4,06 %), воздушный транспорт (-2,17 %), пищевая промышленность (-2,02 %).
Таблица 1
Влияние вступления в ВТО на экономические параметры развития Курской области по данным Всемирного банка
Отрасли Коды ВБ Изменение объема производства Объем экспорта Занятость квалиф. раб. силы Занятость неквалиф. раб. силы
Черная металлургия FME 33,1 61 33,4 35,2
Химическая и нефтехимическая промышленность CHM 8,3 31,6 8,4 9,9
Цветная металлургия NFM 10,9 21,2 11,3 12,9
Телекоммуникации TMS 9,2 14,9 9,2 10,7
Автомобильные транспортные перевозки TRK 7,7 7,0 7,1 8,6
Добыча угля COL 5,6 9,1 8,0 9,5
Оптовая и розничная торговля TRD 6,0 0,9 5,2 6,6
Электроэнергетика ELE 1,9 -0,1 2,1 3,5
Наука и отрасли, обслуживающие науку SCI -0,6 21,3 -1,4 0
Жилищно-коммунальное хозяйство HOU 0,9 -3,6 1,3 2,7
Почтовые услуги PST 1,5 2,6 -0,9 0,5
Образование, культура, искусство HEA 1,2 0,9 0,4 1,8
Добыча нефти CRU 0 0 0 0
Железнодорожные перевозки RLW 3,2 -1,6 3,2 4,6
Переработка нефти OIL 4,0 9,4 5,0 6,4
Газовая промышленность GAS 0 0 0 0
Строительство CON 0,5 0,9 0,3 1,7
Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность TPP -7,0 0,9 -7,3 -0,6
Воздушные перевозки AIR -1,4 0,7 -2,8 -1,5
Легкая промышленность CLI -1,8 15,6 -2,4 -1,0
Трубопроводный транспорт PIP -2,4 0 -3,2 -1,8
Машиностроение и металлообработка MWO -9,4 -1,4 -10,6 -9,3
Прочие отрасли промышленности OTI -3,8 2,1 -4.5 -3,2
Сельское хозяйство AGR -3,5 6,5 -2,7 -1,3
Финансовые услуги FIN -6,2 5,0 -8,8 -7,5
Морские транспортные перевозки MAR -4,3 -3,6 -5,3 -3,9
Прочие транспортные перевозки TRO -6,2 -5,8 -6,6 -5,3
Производство строительных материалов CNM -7,4 3,5 -7,5 -6,2
Другие товаропроизводящие отрасли OTN -7,0 -6,2 -8,1 -6,8
Пищевая промышленность FOO -13,5 -4,6 -13,1 -11,9
Прогнозируемые тенденции схожи с результатами предшествующего исследования. Основные отрасли регионов центра России, которые предположительно ощутят самое сильное негативное влияние, - легкая, пищевая промышленность, машиностроение. В выигрыше от принятия Россией на себя обязательств в соответствии с соглашением о вступление в ВТО предположительно останутся черная и цветная металлургия, торговля, транспорт.
Оценить конкретные перспективы экономики Курской области от выполнения условий членства в ВТО можно лишь в случае соотнесения прогнозируемых изменений для группы регионов со сложившейся структурой ВРП региона.
Среди множества факторов, влияние которых является значимым при вступлении России в ВТО, исследователи Независимого института социальной политики (НИСП) в качестве наиболее существенных выделили отраслевую структуру экономики регионов и состояние рынка труда [6].
В соответствии с типологизацией регионов по версии НИСП Курская область относится к регионам «с неопределенными последствиями» членства в ВТО (одной из отраслей специализации является энергетика или четкая специализация не выражена).
Результаты представленных выше исследований систематизированы в таблице 3.
Таким образом, нами не найдено ни одного управленческих решений на региональном уровне исследования, результаты которого могли бы стать в области регулирования экономического развития объективной информационной базой для принятия Курской области в условиях членства в ВТО.
Таблица 2
Последствия вступления Российской Федерации в ВТО для Центральных областей РФ
Изменение объема Изменение оплаты Изменение оплаты
производства квал. труда неквал. труда
Сельское хозяйство -0,79 -0,69 -0,09
Добыча угля -0,63 -1,32 -0,73
Добыча нефти - - -
Добыча газа - - -
Пищевая промышленность -2,02 -1,95 -1,35
Легкая промышленность -4,06 -4,35 -3,77
Обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство и производство изделий из дерева -1,47 -1,54 -0,95
Производство нефтепродуктов -0,42 -0,19 0,41
Химическое и нефтехимическое производство 0,38 0,43 1,03
Черная металлургия 7,74 7,78 8,52
Цветная металлургия 12,43 12,58 13,26
Машиностроение -1,65 -1,08 -1,21
Производство строительных материалов -1,38 -1,39 -0,79
Прочие отрасли промышленности -1,73 -2,01 -1,42
Производство электроэнергии 0,36 0,47 1,07
Строительство -0,06 -0,08 0,52
Оптовая и розничная торговля 1,03 1,28 1,89
Железнодорожный транспорт 1,56 1,53 2,14
Грузовой транспорт 0,3 0,25 0,85
Трубопроводный транспорт 0,13 0,42 1,03
Морской транспорт -0,82 -0,85 -0,25
Воздушный транспорт -2,17 -2,37 -1,78
Другие виды транспорта 1,18 0,26 0,87
Связь -0,58 -0,58 0,02
Почта -0,59 -0,49 0,11
Финансовый сектор и страховые услуги 0,04 -0,01 0,59
Наука и научное обслуживание -0,46 -0,68 -0,08
Административное управление, культура и искусство 0,01 -0,22 0,38
ЖКХ и другие коммунальные услуги -0,27 -0,18 0,43
Таблица 3
Изменение параметров социально-экономического развития Курской области в условиях членства в ВТО
Автор Прогноз изменения ВРП Прогноз изменения количества рабочих мест Объем экспорта
ВТО-Информ -12 % 50-117 тыс. чел.
Национальный инвестиционный совет н. д. влияние «небольшое»
Всемирный банк* от 33 % до -13,5 %** от 33,4 % до -13,1 %** от 61 % до 5,8 %**
Российская экономическая школа*** от 12,43 % до -4,06 %
Независимый институт социальной политики н. д. последствия «неопределенные»
*Курская область представлена в составе группы регионов «Центр» **Данные дифференцированы по отраслям
*** Курская область представлена в составе группы регионов «Центральные области РФ»
В наших исследованиях при выборе направлений государственного регулирования и мер адаптации региональной экономики к условиям членства в ВТО типологизация регионов производилась в зависимости от следующих видов изменений:
- позитивные;
- нейтрально-позитивные;
- нейтральные;
- нейтрально-негативные;
- негативные.
Для проведения типологизации мы использовали два показателя:
- индекс потерь валового регионального продукта (index of losses of a gross regional product) -LosI, и индекс роста валового регионального продукта (index ofgrowth ofa gross regional product) - GrowI.
Лглу/ =
*VA
J=1
. (1)
С I /-(/ =
' s
gi
(2)
где i - количество видов экономической деятельности с предполагаемым ростом производства в условиях членства в ВТО;
j - количество видов экономической деятельности с предполагаемыми потерями производства в условиях членства в ВТО;
di d .
, J - доля i-го, j-го вида экономической
деятельности в валовом региональном продукте, соответственно;
g li
и J - рост / потери валового регионального продукта по i-му, j-му виду экономической деятельности соответственно.
Тип региона по влиянию условий членства в ВТО устанавливается в зависимости от значения структурно-динамического коэффициента влияния условий членства ВТО на ВРП региона (Structural and dynamic coefficient of influence of conditions of member shi pof the WTO on region VRP) - KIR, который показывает, во сколько раз индекс роста валового регионального продукта превосходит индекс потерь. По значению индекса можно установить направленность воздействия условий ВТО на региональную экономику:
KIR =
Growl LosI
Так, например, в соответствии с таким подходом, Курская область отнесена к группе регионов нейтрально-негативного влияния условий членства в ВТО. Превалирующие негативные изменения в отраслях специализации таких регионов могут быть сглажены до нейтрального уровня благодаря проведению хорошо структурированной адаптационной политики.
Следующим шагом является дифференциация видов экономической деятельности по значимости для региона и направлению влияния условий ВТО. В основу такой дифференциации положено значение коэффициента влияния условий ВТО на развитие отдельных отраслей регионального хозяйственного комплекса, показывающих вектор и степень воздействия (табл. 4).
Далее осуществляется процедура разработки специфических для региона мер территориальной экономической политики по смягчению негативных последствий вступления в ВТО. В соответствии с полученными значениями коэффициента влияния условий ВТО на структуру ВРП Курской области, в исследовании были сформулированы специфические для региона меры, которые сосредоточены в следующих видах экономической деятельности: сельское хозяйство, пищевая промышленность, легкая промышленность, машиностроение, связь. Основные из них - меры по реструктуризации неконкурентоспособных отраслей; меры социальной политики, направленные на процессы межотраслевой миграции рабочей силы из неконкурентоспособных отраслей в отрасли, обладающие потенциалом роста; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции за счет создания комфортных условий банковского кредитования сельхозтоваропроизводителей на больший период времени и под меньшие проценты; поддержка легкой промышленности, предполагающая реализацию партнерских проектов бизнеса и власти по более эффективному продвижению российской продукции через торговые сети.
Завершающим этапом разработки территориальной экономической политики по смягчению негативных последствий вступления в ВТО является разработка специфических для региона мер по усилению положительного эффекта от вступления в ВТО. Так, в частности, для Курской области подобные меры должны быть сосредоточены в следующих видах экономической деятельности: оптовая и розничная торговля, черная металлургия, производство электроэнергии, транспорт, химическое и нефтехимическое производство.
/1
/ /
z =1
Таблица 4
Скорректированные показатели последствий вступления Российской Федерации в ВТО для Курской области с учетом отраслевой структуры экономики
Удельный вес вида деятельности в ВРП, %, 2012 Прогноз изменения добавленной стоимости, %* Коэффициент влияния
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство личного пользования 15,2 -0,8 -12,0
Добыча других ископаемых 12,3 0 0
Пищевая промышленность 6,1 -2,0 -12,3
Легкая промышленность 0,5 -4,1 -2,1
Обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство, производство изделий из дерева 1,1 -1,5 -1,6
Химическое и нефтехимическое производство 4,2 0,4 1,6
Черная металлургия 0,7 7,7 5,0
Машиностроение 3,3 -1,7 -5,5
Прочие отрасли промышленности 0,8 -1,7 -1,4
Производство электроэнергии 8,5 0,4 3,1
Строительство 5,5 -0,1 -0,3
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 9,5 1,0 9,8
Железнодорожный транспорт 2,2 1,6 3,5
Грузовой транспорт 2,2 0,3 0,7
Связь 4,5 -0,6 -2,6
Финансовая деятельность 0,3 0 0
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 6,8 0 0,1
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,0 -0,3 -0,3
* по данным Всемирного Банка
Реализуемые в этом направлении меры должны быть в первую очередь направлены на увеличение потенциала несырьевого экспорта путем снижения барьеров, препятствующих выходу Курских предприятий на зарубежные рынки, принятие мер поддержки экспорта, не запрещенных в рамках ВТО, ускорения развития отраслей на отечественном сырье, с обеспечением его глубокой переработки, создания благоприятных условий для развития новых импортозамещающих производств. Приоритетным способом поддержки должно быть создание экспортной инфраструктуры на принципах частно-государственного партнерства. Проекты ГЧП должны быть сконцентрированы на создании товаропроводящей инфраструктуры, расширении рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, исключении многочисленных посредников в цепи между товаропроизводителями и потребителями. Развитие транспортной инфраструктуры видится как перспективное направление эффективного партнерства власти и бизнеса. В тех отраслях, где
вступление в ВТО будет способствовать росту объема производства и притоку прямых иностранных инвестиций, эффективной стратегией может стать развитие технопарков.
Реализация проектов ГЧП в выделенных видах экономической деятельности позволит достичь усиления положительного эффекта от международной экономической интеграции, а также смягчить ее отрицательные последствия для региональной экономики.
Предложена последовательность процедур по разработке территориальной экономической политики с учетом специфики регионов, включая меры по смягчению негативных последствий вступления в ВТО, особенность которой заключается в использовании прогнозных оценок последствий вступления Российской Федерации в ВТО, скорректированных с учетом структуры валового регионального продукта. Это позволяет отобрать приоритетные виды экономической деятельности в проекты ГЧП для усиления положительного эффекта от международной экономической инте-
грации, а также смягчения ее отрицательных последствий.
Литература
1. Радюкова Я. Ю., Кожевникова Т. М. К вопросу о детерминантах и угрозах глобализации // Российское предпринимательство. 2014. № 6 (252). С. 103-112.
2. ВТОрична для России: Вступление России в ВТО: аналитический обзор ErnstandYoung. РЭШ, 2011.
3. Потери регионов России от вступления в ВТО. URL: http://wto-inform.ru
4. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО // Национальный инвестиционный совет. URL: http://forlang2.ru/analitics.php
5. Rutherford Thomas, Tarr David Regional impacts of Russia's accession to the World Trade Organization / Policy Research Working Paper. Series 4015, The World Bank, 2006.
6. Вступление России в ВТО: мнимые и реальные социальные последствия / Овчарова Л. Н., Рыбал-кин В. Е., Зубаревич Н. В. [и др.] Серия Научные проекты НИСП. IISP Working Papers WP4/2004/01. М.: Поматур, 2004.
References
1. Radyukova Ya. Yu., Kozhevnikova T. M. K voprosu o determinantakh i ugrozakh globalizatsii [To the issue of determinants and threats of globalization] // Rossijskoye predprinimatel'stm 2014. № 6 (252). S. 103-112.
2. VTOrichna dlya Rossii: Vstuplenii Rossii v VTO: analiticheskij obzor ErnstandYoung [It is secondary for Russia: Russia's accession to the World Trade Organization: analytical review ErnstandYoung]. REHSH, 2011.
3. Poteri regionov Rossii ot vstupleniya v VTO [Losses of regions of Russia from accession to WTO]. URL: http://wto-inform.ru
4. Narodnokhozyajstvennye posledstviya prisoyedineniya Rossii k VTO [Economic consequences of accession of Russia to the WTO] // Natsional'nyj investitsionnyj sovet. URL: http://forlang2.ru/analitics.php
5. Rutherford Thomas, Tarr David Regional impacts of Russia's accession to the World Trade Organization / Policy Research Working Paper. Series 4015, The World Bank, 2006.
6. Vstupleniye Rossii v VTO: mnimye i real'nye sotsial'nye posledstviya [Russia's accession to the World Trade Organization: imaginary and real social consequences] / Ovcharova L. N., Rybalkin V. E., Zubarevich N. V. [i dr.] Seriya Nauchnye proyekty NISP. IISP Working Papers WP4/2004/01. M.: Pomatur, 2004.
* * *
ADAPTABLE MECHANISMS OF REGULATION OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION INTO WORLD ECONOMIC SPACE
ALPEEVA ELENA ALEKSANDROVNA Southwest State University, Kursk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
LENDICH PAVEL PETROVICH Southwest State University, Kursk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Adaptation of regions of Russia to conditions of WTO membership connects with a number of problems, which is necessary to solve soon. One of them is coherence and coordination of actions of federal, regional and local government. Thus, the measures taken at the level of the subject of federation will be unique for each region and have to take into account specifics of influence of conditions of WTO membership. In work authors opened the step-by-step algorithm of development of territorial economic policy of adaptation to conditions of the WTO taking into account specifics of regions. Its feature consists in use of projections of the consequences of the entry of the Russian Federation into the WTO corrected taking into account structure of a gross regional product. The first procedure is definition like the region on influence of conditions of WTO membership and the character of adaptation policy on an author's technique corresponding to it. The region type on influence of conditions of WTO membership establishes depending on value of structural and dynamic coefficient of influence of conditions of membership of the WTO on region GRP. On value of an index it is possible to establish an orientation of impacts of conditions of the WTO on regional economy: the positive; the neutral and positive; the neutral; the neutral and negative; the negative. The following step is differentiation of types of economic activity on the importance for the region and to the direction of influence of conditions of the WTO. Value of coefficient of influence of conditions of the WTO on development of the separate branches of a regional economic complex showing a vector and
T 10 №8 2015 social and economic phenomena and processes
extent of influence is the basis for such differentiation. Further there is a procedure of development of measures of territorial economic policy for mitigation of negative consequences of accession to WTO, specific to the region. The final stage of development of territorial economic policy on mitigation of negative consequences of accession to WTO is a development of measures for strengthening of a positive effect, specific to the region, from accession to WTO. Realization of the offered algorithm allows to select priority types of economic activity of the region for inclusion in programs of adaptation for the purpose of strengthening of a positive effect from the international economic integration, and also mitigation of its negative consequences.
Key words: region, WTO, international integration
E. A. ALPEEVA, P. P. LENDICH j. 10, № 8, 2015