The paper considers the implementation of competence-based approach to the assessment of learning outcomes in the standards of the new generation (GEF-3).
Keywords: competence approach, pedagogical testing, federal state educational standard of 3 generations.
Присоединение в 2003 г. России к Болонскому процессу существенно повлияло на цели и содержание российских образовательных реформ. Ключевым моментом перехода на уровневую систему высшего профессионального образования, в рамках Болонского процесса, является введение компетентностного подхода к оценке качества результатов образования, положенного в основу разработки федеральных государственных образовательных стандартов.
В Болонском процессе компетентностный подход определяет следующие позиции:
• компетенции интерпретируются как единый (согласованный) язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования;
• язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования;
• ориентация стандартов, учебных планов на результаты образования делают квалификации сравнимыми и прозрачными во всем европейском пространстве [Азарова, 2008; Ефремова, 2001; Зимняя, 2006].
Целью нашего исследования является создание инструментария оценки степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций студентов по направлению подготовки «Биология» в рамках стандарта нового поколения. ФГОС ВПО (3 поколения) по направлению подготовки «Биология» декларирует, что выпускник-бакалавр должен владеть 19 общекультурными и 23 профессиональными компетенциями.
Мы считаем, что компетентностный подход - это инструмент организации образовательного процесса, в котором отражаются потребности общества в подготовке студентов не только знающих, но и умеющих применять свои знания в конкретной ситуации. Цель компетентностного подхода, по нашему мнению, - ориентация личности на способность и готовность к решению разного рода проблем, к деятельности.
В настоящее время, несмотря на закрепление компетентностного подхода в образовательных стандартах, не существует общепринятых методик как формирования компетенций, так и оценки степени их сформированности. Согласно О.П. Мелиховой основными проблемами, стоящими перед вузами при переходе к образовательным программам нового поколения являются:
1. Создание новых методов контроля (набора оценочных средств) и управления (элементов обратной связи) процессом обучения студентов.
2. Контроль достижения набора общекультурных и профессиональных компетенций требует создания новых образовательных технологий.
3. Активизация самостоятельности студентов требует новых форм организации учебного процесса.
4. Практической проблемой сохранения и повышения уровня современного образования является существенный разрыв между высокими требованиями высшей школы к исходным знаниям и компетентности абитуриентов и реальным снижающимся уровнем школьной подготовки.
5. Ключевой проблемой развития высшего профессионального образования на современном этапе является разработка путей формирования и оценки общекультурных и профессиональных компетенций в учебном процессе.
Принятие компетентностного подхода к оценке результатов образования должно привести к формированию новой системы оценочных средств с переходом от оценки знаний к оценке компетенций. При этом конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются и утверждаются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения [Мелехова, 2010].
Наиболее распространенным и удобным методом оценки знаний, на наш взгляд, является педагогическое тестирование, которое может быть применено для оценки степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций студентов, в том числе, и по направлению подготовки «Биология» в рамках стандарта нового поколения (ФГОС 3).
Литература
1. Азарова, Р.Н. Проектирование компетентностно-ориентированных и конкурентноспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОСТ ВПО. Методические рекомендации / Р.Н. Азарова, Н.В. Борисова, В.Б. Кузов. - М., Уфа. -ИЦПКПС. - 2008. - 81 с.
2. Ефремова, Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов первого курса приступающих к освоению основных образовательных программ / Н.Ф. Ефремова // Вестник ДГТУ, 2010.- Т. 10. №5(48).- С.769-777.
3. Зимняя, И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006, №8. - С. 20-26.
4. Мелехова, О.П. Методология перехода на уровневую систему подготовки в соответствии с новой нормативной базой высшего биологического образования / О.П. Мелехова. - М., 2010. - 254 с.
Гришкина Т.Е.1, Лебедь О.А.2, Павельчук А.В.3
'Старший преподаватель, 2старший преподаватель, 3ассистент, Амурский государственный университет АДАПТАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ МАТЕМАТИКЕ ADAPTIVE COMPONENT IN MATHEMATICS EDUCATION FIRST-YEAR STUDENTS
Аннотация
В статье рассмотрена адаптационная составляющая при обучении математике студентов первого курса. Обоснована целесообразность введения адаптивного курса математики, раскрыты его основные содержательные моменты.
Ключевые слова: адаптация, учебная адаптация, адаптационная подготовка, адаптивный курс математики.
Grishkina TE1, Lebed OA2, Pavelchuk AV3 'Senior Lecturer; 2Senior Lecturer, 3assistant, Amur State University ADAPTIVE COMPONENT IN MATHEMATICS EDUCATION FIRST-YEAR STUDENTS
Abstract
In this article the adaptive component of teaching mathematics first year students. The expediency of introducing adaptive mathematics course offered, its main points.
Keywords: adaptation, learning adaptation, adaptive training, adaptive mathematics course.
53
Высшее образование для молодого человека - это та ступень профессионального становления, на которой он должен получить мощный толчок к развитию своего интеллектуального потенциала, стимулированию процессов саморазвития и самообразования, к активному формированию познавательных и профессиональных навыков.
Однако, в последние годы выпускники школ не готовы к освоению программ высшего профессионального образования. Для многих абитуриентов характерны репродуктивно-подражательный уровень познавательной активности, слабое владение приемами самостоятельной, исследовательской деятельности, интеллектуальными и учебными умениями, недостаточная мотивация к учебе, избранной профессии. Поэтому вузы обращают свое внимание не только на качество подготовки абитуриентов, но и на адаптацию первокурсников к образовательному процессу, к социокультурной образовательной среде.
Различные аспекты проблемы адаптации выпускников школ в учебных заведениях рассмотрены в исследованиях Ю.А. Александровского, В.А. Зозули, Д.А. Ловцова, В.В.Богорева, В.Ф. Романченко, З.Г. Клименко, В.И. Егорова, Н.С. Аболиной, О.В. Гилевой, О.И. Спесивцевой.
В различных определениях сущности адаптации можно выделить два подхода. Первый - «адаптация» понимается как пассивное приспособление, привыкание к новой среде. Второе - это процесс активного усвоения студентами всех условий новой деятельности. В социологии адаптацией называют не просто процесс приспособления личности к определенным условиям, но и процесс, в котором личность играет активную роль в жизни коллектива.
А.В. Степанов выделяет адаптированные качества личности: «потребность в постоянном пополнении своих знаний, в самообразовании; достаточно высокая обучаемость, сочетающаяся с установкой на преодоление трудностей в процессе познания; склонность к работе исследовательского характера; коммуникабельность, то есть способность к общению, быстрому образованию эмоциональных контактов с людьми, общительность; творческое отношение к своей деятельности» [1].
А.В. Кажин, Л.Н. Еговцева, Н.Г. Качалова дают следующее определение адаптации первокурсников, это «...есть процесс их перехода от маргинальности к состоянию относительной социальной и психологической стабильности» [2].
Адаптация с педагогической точки зрения рассматривается как комплексный процесс, включающий биологическую, физиологическую и социально-психологическую адаптацию, как процесс активного взаимодействия личности со средой, где происходит не только адаптация к успешному функционированию в данной среде, но и активное освоение предметного пространства.
Адаптация первокурсников в вузе определяется как процесс приспособления студентов к учебному процессу: новой структуре (новым формам, методам учебной деятельности), к новой социальной среде - учебный коллектив вуза (студенческой группы, коллективу преподавателей), к изучению математики и других учебных предметов. Применительно к первокурсникам рассматриваются две ее стороны - социально-психологическая и учебная.
Организация адаптации первокурсников на уровне вуза еще не носит системного характера, часто сводится к «точечным», «ситуационным» влияниям на процесс личностного развития, при этом приоритетными являются вопросы социальной адаптации.
Проблема социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе уже исследована в работах ряда авторов [3,4]. Авторами предлагались методики довузовской подготовки. В них показано, что от степени готовности первокурсников к обучению в вузе зависит и успешность их последующего обучения.
Что касается учебной адаптации, то она осуществляется в основном на энтузиазме преподавателей. Обнаруживая неготовность студентов к освоению их учебных курсов, они обобщают и систематизируют соответствующие школьные знания, доводят до необходимого уровня умения и навыки учебной деятельности.
По нашему мнению, именно данная адаптация является наиболее проблемной, именно она должна стать тем необходимым условием, которое позволит первокурснику наиболее успешно включиться в качественно новый образовательный процесс в вузе.
Существующие противоречия между требованиями вузов к уровню математической подготовки первокурсников и реальным ее состоянием помогла бы решить математическая адаптационная подготовка первокурсников.
Адаптационная подготовка первокурсников по математике в нашем понимании - это процесс их учебной адаптации, снимающий трудности, связанные с изучением математики в вузе.
Создание адаптивного курса математики для студентов первого курса, который бы приводил в систему знания по математике, полученные раннее, является одним из возможных путей реализации на практике адаптационной подготовки.
В вузе разработаны несколько адаптивных курсов по математике для студентов различных специальностей. Данные курсы изучаются студентами параллельно с курсом математики в течение первого семестра обучения.
Рассмотрим более подробно один из них (для студентов экономических специальностей). Курс содержит следующие разделы: преобразование алгебраических выражений; алгебраические уравнения, системы и неравенства; показательные, логарифмические уравнения и неравенства; тригонометрия; производная функции и некоторые её приложения.
Сопоставление курсов математики в школе и в вузе позволило выделить основные содержательные линии школьного курса математики, которые наиболее близки к вузовскому и вынести некоторые темы на рассмотрение в адаптивный курс.
Например, в школьном курсе математике рассматриваются следующие задачи по теме производная функции:
Найти производную функции у = 6 + X + 3х2 - sin x - 2^x + -1 - 1 1ctgX
x
Решение:
Г г
у = | 6 + X + 3x2 - sin X - 2Ъ4Х + -1 -1 lctgx J = (6)'+(x)'+(3x2 )'-(sin x)'-(2^X) + \~j J - (1 lctgx)' Для
a
дифференцирования все корни, степени нужно представить в виде Xb , а если они находятся в знаменателе, то переместить их в числитель.
54
У =1 6 + x + 3x2 - sin x - 2v x +—- -1
2^x + Д- -1 1ctgxj = (6)'+( x)'+(3x2 )'-(sin xy-iy^x) + ]
x
f i Л
+ hr I - (11ct8x)' =
= (6)'+(x)'+(3x )'-(sin x)'-
2 x3
V
- ll(ctgx)'
находящиеся под штрихами, являются элементарными табличными функциями.
У = | 6 + x + 3x2 - sin x - 2^~x +-1- -1
+ ix 2) -(11ctgx)' = (6)'+(x)'+3(x2)'-(sinx)'-2 x3 +ix 2)
f Л
,3
x
V J
Все функции,
2^x + Д- -11ctgxj = (6)'+( x)'+(3x2 )'-(sin xy-{z\fx) + ]
= (6)'+( x)'+(3x 2)'-(sin x)'-
x
( 1 j
2 x3
V J
+ It I - (11ct8x)' =
+ ix 2) - (11ctgx)' = (6)'+(x)'+3(x2)'-(sin x)'-2 x3 +ix 2)
f 1\
.3
x
VJ
Так
- 11(ctgx)' = 0 +1 + 3 • 2x - cos x - 2 •1 • x 3 + (-2)x 3 - 1lj----1—
3 V sin2 x,
штрихов больше нет - производная найдена.
В адаптивном курсе мы расширяем понятие производной. Подробно рассматриваем темы: производная высших порядков, применение производной при анализе функций и др. Например:
Найти вторую производную функции у
Найдем первую производную:
у =(sin2 = 2sinx(sinx
sin2
x
3
_ . x x ( x 2sin — cos— I — 3 3 V 3
2 x x
— sin—cos—
3 3 3
На этом шаге смотрим, нельзя ли что-нибудь упростить? Используем формулу sin СС cos &
— sin 2с : 2
. 2 . x x 2 1.2 x 1.2 x
у = — sin — cos— =-sin — = — sin —
3 3 332 33 3
Находим вторую производную:
y"= (У1)'
t
1 . 2 x j — sin — I 3 3 J
t
1 ( . 2 x j
-I sin— I 3 V 3 J
1 2 x ( 2 x
— cos—I — 3 3 V 3
2 2x
— cos— 9 3
Можно было решить другим способом
понизить степень функции еще перед дифференцированием, используя формулу
. 2 1 - cos2c
sin С =----------
2
• 2 x
у = sin — 3
1 h 2 x —I 1 - cos—
2 V 3
Далее взять первую и вторую производные. Результаты, естественно, совпадут.
Таким образом, переход от школьной математики к вузовской для студентов первого курса осуществляется более эффективно.
В адаптивный курс следует включать темы и разделы, которые студенты повторяют и изучают самостоятельно более углубленно (например: алгебраические уравнения, системы и неравенства).
Мы рекомендуем, в рамках адаптивного курса, привлекать студентов к написанию рефератов, выпуску математических газет, математических кроссвордов, составлению тестов - это активизирует их мысль, организует, стимулирует применение базовых знаний на практике и способствует глубокому усвоению материала. У студентов, ранее не любивших математику в силу её незнания и непонимания в школе, появляется к ней устойчивый интерес, желание достигнуть успеха в различных видах деятельности, что, как следствие, приводит к знанию предмета.
Применение адаптивного подхода при изучении математики первокурсниками способствует закреплению и систематизации базовых знаний полученных в школе, позволяет значительно повысить эффективность освоения математики в вузе.
Литература
1. Степанов А.В. Концепция адаптации как одна из теоретических основ организации исследований по проблеме преемственности учебно-воспитательного процессе в школе и в вузе / А.В. Степанов //Преемственность педвуза и школы в подготовке будущего учителя сб.науч.труд. - Йошкар - Ола: МГПИ, 1991 - С.5-9.
2. Кажин А.В. Управление процессом адаптации студентов: структура, формы и методы. Тезисы докладов Всероссийской научнопрактической конференции. Том 2 / А.В. Кажин, Л.Н. Еговцева, Н.Г.Качалова. - Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2002. - С. 98 - 102.
3. Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе: Сборник статей. Составители Глаголева Е.Г., Ивашев-Мусатов О.С. М.: Просвещение, 1980. - 256 с.
4. Дорофеев Г.В. Непрерывный курс математики в школе и проблема преемственности // Математика в школе. 1998. - №5. - с.70.
55