Научная статья на тему 'Адаптационная составляющая при обучении первокурсников математике'

Адаптационная составляющая при обучении первокурсников математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / УЧЕБНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / АДАПТИВНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ / ADAPTATION / ADAPTIVE TRAINING / ADAPTIVE MATHEMATICS COURSE / LEARNING ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришкина Т. Е., Лебедь О. А., Павельчук А. В.

В статье рассмотрена адаптационная составляющая при обучении математике студентов первого курса. Обоснована целесообразность введения адаптивного курса математики, раскрыты его основные содержательные моменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE COMPONENT IN MATHEMATICS EDUCATION FIRST-YEAR STUDENTS

In this article the adaptive component of teaching mathematics first year students. The expediency of introducing adaptive mathematics course offered, its main points.

Текст научной работы на тему «Адаптационная составляющая при обучении первокурсников математике»

The paper considers the implementation of competence-based approach to the assessment of learning outcomes in the standards of the new generation (GEF-3).

Keywords: competence approach, pedagogical testing, federal state educational standard of 3 generations.

Присоединение в 2003 г. России к Болонскому процессу существенно повлияло на цели и содержание российских образовательных реформ. Ключевым моментом перехода на уровневую систему высшего профессионального образования, в рамках Болонского процесса, является введение компетентностного подхода к оценке качества результатов образования, положенного в основу разработки федеральных государственных образовательных стандартов.

В Болонском процессе компетентностный подход определяет следующие позиции:

• компетенции интерпретируются как единый (согласованный) язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования;

• язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования;

• ориентация стандартов, учебных планов на результаты образования делают квалификации сравнимыми и прозрачными во всем европейском пространстве [Азарова, 2008; Ефремова, 2001; Зимняя, 2006].

Целью нашего исследования является создание инструментария оценки степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций студентов по направлению подготовки «Биология» в рамках стандарта нового поколения. ФГОС ВПО (3 поколения) по направлению подготовки «Биология» декларирует, что выпускник-бакалавр должен владеть 19 общекультурными и 23 профессиональными компетенциями.

Мы считаем, что компетентностный подход - это инструмент организации образовательного процесса, в котором отражаются потребности общества в подготовке студентов не только знающих, но и умеющих применять свои знания в конкретной ситуации. Цель компетентностного подхода, по нашему мнению, - ориентация личности на способность и готовность к решению разного рода проблем, к деятельности.

В настоящее время, несмотря на закрепление компетентностного подхода в образовательных стандартах, не существует общепринятых методик как формирования компетенций, так и оценки степени их сформированности. Согласно О.П. Мелиховой основными проблемами, стоящими перед вузами при переходе к образовательным программам нового поколения являются:

1. Создание новых методов контроля (набора оценочных средств) и управления (элементов обратной связи) процессом обучения студентов.

2. Контроль достижения набора общекультурных и профессиональных компетенций требует создания новых образовательных технологий.

3. Активизация самостоятельности студентов требует новых форм организации учебного процесса.

4. Практической проблемой сохранения и повышения уровня современного образования является существенный разрыв между высокими требованиями высшей школы к исходным знаниям и компетентности абитуриентов и реальным снижающимся уровнем школьной подготовки.

5. Ключевой проблемой развития высшего профессионального образования на современном этапе является разработка путей формирования и оценки общекультурных и профессиональных компетенций в учебном процессе.

Принятие компетентностного подхода к оценке результатов образования должно привести к формированию новой системы оценочных средств с переходом от оценки знаний к оценке компетенций. При этом конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются и утверждаются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения [Мелехова, 2010].

Наиболее распространенным и удобным методом оценки знаний, на наш взгляд, является педагогическое тестирование, которое может быть применено для оценки степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций студентов, в том числе, и по направлению подготовки «Биология» в рамках стандарта нового поколения (ФГОС 3).

Литература

1. Азарова, Р.Н. Проектирование компетентностно-ориентированных и конкурентноспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОСТ ВПО. Методические рекомендации / Р.Н. Азарова, Н.В. Борисова, В.Б. Кузов. - М., Уфа. -ИЦПКПС. - 2008. - 81 с.

2. Ефремова, Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов первого курса приступающих к освоению основных образовательных программ / Н.Ф. Ефремова // Вестник ДГТУ, 2010.- Т. 10. №5(48).- С.769-777.

3. Зимняя, И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006, №8. - С. 20-26.

4. Мелехова, О.П. Методология перехода на уровневую систему подготовки в соответствии с новой нормативной базой высшего биологического образования / О.П. Мелехова. - М., 2010. - 254 с.

Гришкина Т.Е.1, Лебедь О.А.2, Павельчук А.В.3

'Старший преподаватель, 2старший преподаватель, 3ассистент, Амурский государственный университет АДАПТАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ МАТЕМАТИКЕ ADAPTIVE COMPONENT IN MATHEMATICS EDUCATION FIRST-YEAR STUDENTS

Аннотация

В статье рассмотрена адаптационная составляющая при обучении математике студентов первого курса. Обоснована целесообразность введения адаптивного курса математики, раскрыты его основные содержательные моменты.

Ключевые слова: адаптация, учебная адаптация, адаптационная подготовка, адаптивный курс математики.

Grishkina TE1, Lebed OA2, Pavelchuk AV3 'Senior Lecturer; 2Senior Lecturer, 3assistant, Amur State University ADAPTIVE COMPONENT IN MATHEMATICS EDUCATION FIRST-YEAR STUDENTS

Abstract

In this article the adaptive component of teaching mathematics first year students. The expediency of introducing adaptive mathematics course offered, its main points.

Keywords: adaptation, learning adaptation, adaptive training, adaptive mathematics course.

53

Высшее образование для молодого человека - это та ступень профессионального становления, на которой он должен получить мощный толчок к развитию своего интеллектуального потенциала, стимулированию процессов саморазвития и самообразования, к активному формированию познавательных и профессиональных навыков.

Однако, в последние годы выпускники школ не готовы к освоению программ высшего профессионального образования. Для многих абитуриентов характерны репродуктивно-подражательный уровень познавательной активности, слабое владение приемами самостоятельной, исследовательской деятельности, интеллектуальными и учебными умениями, недостаточная мотивация к учебе, избранной профессии. Поэтому вузы обращают свое внимание не только на качество подготовки абитуриентов, но и на адаптацию первокурсников к образовательному процессу, к социокультурной образовательной среде.

Различные аспекты проблемы адаптации выпускников школ в учебных заведениях рассмотрены в исследованиях Ю.А. Александровского, В.А. Зозули, Д.А. Ловцова, В.В.Богорева, В.Ф. Романченко, З.Г. Клименко, В.И. Егорова, Н.С. Аболиной, О.В. Гилевой, О.И. Спесивцевой.

В различных определениях сущности адаптации можно выделить два подхода. Первый - «адаптация» понимается как пассивное приспособление, привыкание к новой среде. Второе - это процесс активного усвоения студентами всех условий новой деятельности. В социологии адаптацией называют не просто процесс приспособления личности к определенным условиям, но и процесс, в котором личность играет активную роль в жизни коллектива.

А.В. Степанов выделяет адаптированные качества личности: «потребность в постоянном пополнении своих знаний, в самообразовании; достаточно высокая обучаемость, сочетающаяся с установкой на преодоление трудностей в процессе познания; склонность к работе исследовательского характера; коммуникабельность, то есть способность к общению, быстрому образованию эмоциональных контактов с людьми, общительность; творческое отношение к своей деятельности» [1].

А.В. Кажин, Л.Н. Еговцева, Н.Г. Качалова дают следующее определение адаптации первокурсников, это «...есть процесс их перехода от маргинальности к состоянию относительной социальной и психологической стабильности» [2].

Адаптация с педагогической точки зрения рассматривается как комплексный процесс, включающий биологическую, физиологическую и социально-психологическую адаптацию, как процесс активного взаимодействия личности со средой, где происходит не только адаптация к успешному функционированию в данной среде, но и активное освоение предметного пространства.

Адаптация первокурсников в вузе определяется как процесс приспособления студентов к учебному процессу: новой структуре (новым формам, методам учебной деятельности), к новой социальной среде - учебный коллектив вуза (студенческой группы, коллективу преподавателей), к изучению математики и других учебных предметов. Применительно к первокурсникам рассматриваются две ее стороны - социально-психологическая и учебная.

Организация адаптации первокурсников на уровне вуза еще не носит системного характера, часто сводится к «точечным», «ситуационным» влияниям на процесс личностного развития, при этом приоритетными являются вопросы социальной адаптации.

Проблема социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе уже исследована в работах ряда авторов [3,4]. Авторами предлагались методики довузовской подготовки. В них показано, что от степени готовности первокурсников к обучению в вузе зависит и успешность их последующего обучения.

Что касается учебной адаптации, то она осуществляется в основном на энтузиазме преподавателей. Обнаруживая неготовность студентов к освоению их учебных курсов, они обобщают и систематизируют соответствующие школьные знания, доводят до необходимого уровня умения и навыки учебной деятельности.

По нашему мнению, именно данная адаптация является наиболее проблемной, именно она должна стать тем необходимым условием, которое позволит первокурснику наиболее успешно включиться в качественно новый образовательный процесс в вузе.

Существующие противоречия между требованиями вузов к уровню математической подготовки первокурсников и реальным ее состоянием помогла бы решить математическая адаптационная подготовка первокурсников.

Адаптационная подготовка первокурсников по математике в нашем понимании - это процесс их учебной адаптации, снимающий трудности, связанные с изучением математики в вузе.

Создание адаптивного курса математики для студентов первого курса, который бы приводил в систему знания по математике, полученные раннее, является одним из возможных путей реализации на практике адаптационной подготовки.

В вузе разработаны несколько адаптивных курсов по математике для студентов различных специальностей. Данные курсы изучаются студентами параллельно с курсом математики в течение первого семестра обучения.

Рассмотрим более подробно один из них (для студентов экономических специальностей). Курс содержит следующие разделы: преобразование алгебраических выражений; алгебраические уравнения, системы и неравенства; показательные, логарифмические уравнения и неравенства; тригонометрия; производная функции и некоторые её приложения.

Сопоставление курсов математики в школе и в вузе позволило выделить основные содержательные линии школьного курса математики, которые наиболее близки к вузовскому и вынести некоторые темы на рассмотрение в адаптивный курс.

Например, в школьном курсе математике рассматриваются следующие задачи по теме производная функции:

Найти производную функции у = 6 + X + 3х2 - sin x - 2^x + -1 - 1 1ctgX

x

Решение:

Г г

у = | 6 + X + 3x2 - sin X - 2Ъ4Х + -1 -1 lctgx J = (6)'+(x)'+(3x2 )'-(sin x)'-(2^X) + \~j J - (1 lctgx)' Для

a

дифференцирования все корни, степени нужно представить в виде Xb , а если они находятся в знаменателе, то переместить их в числитель.

54

У =1 6 + x + 3x2 - sin x - 2v x +—- -1

2^x + Д- -1 1ctgxj = (6)'+( x)'+(3x2 )'-(sin xy-iy^x) + ]

x

f i Л

+ hr I - (11ct8x)' =

= (6)'+(x)'+(3x )'-(sin x)'-

2 x3

V

- ll(ctgx)'

находящиеся под штрихами, являются элементарными табличными функциями.

У = | 6 + x + 3x2 - sin x - 2^~x +-1- -1

+ ix 2) -(11ctgx)' = (6)'+(x)'+3(x2)'-(sinx)'-2 x3 +ix 2)

f Л

,3

x

V J

Все функции,

2^x + Д- -11ctgxj = (6)'+( x)'+(3x2 )'-(sin xy-{z\fx) + ]

= (6)'+( x)'+(3x 2)'-(sin x)'-

x

( 1 j

2 x3

V J

+ It I - (11ct8x)' =

+ ix 2) - (11ctgx)' = (6)'+(x)'+3(x2)'-(sin x)'-2 x3 +ix 2)

f 1\

.3

x

VJ

Так

- 11(ctgx)' = 0 +1 + 3 • 2x - cos x - 2 •1 • x 3 + (-2)x 3 - 1lj----1—

3 V sin2 x,

штрихов больше нет - производная найдена.

В адаптивном курсе мы расширяем понятие производной. Подробно рассматриваем темы: производная высших порядков, применение производной при анализе функций и др. Например:

Найти вторую производную функции у

Найдем первую производную:

у =(sin2 = 2sinx(sinx

sin2

x

3

_ . x x ( x 2sin — cos— I — 3 3 V 3

2 x x

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— sin—cos—

3 3 3

На этом шаге смотрим, нельзя ли что-нибудь упростить? Используем формулу sin СС cos &

— sin 2с : 2

. 2 . x x 2 1.2 x 1.2 x

у = — sin — cos— =-sin — = — sin —

3 3 332 33 3

Находим вторую производную:

y"= (У1)'

t

1 . 2 x j — sin — I 3 3 J

t

1 ( . 2 x j

-I sin— I 3 V 3 J

1 2 x ( 2 x

— cos—I — 3 3 V 3

2 2x

— cos— 9 3

Можно было решить другим способом

понизить степень функции еще перед дифференцированием, используя формулу

. 2 1 - cos2c

sin С =----------

2

• 2 x

у = sin — 3

1 h 2 x —I 1 - cos—

2 V 3

Далее взять первую и вторую производные. Результаты, естественно, совпадут.

Таким образом, переход от школьной математики к вузовской для студентов первого курса осуществляется более эффективно.

В адаптивный курс следует включать темы и разделы, которые студенты повторяют и изучают самостоятельно более углубленно (например: алгебраические уравнения, системы и неравенства).

Мы рекомендуем, в рамках адаптивного курса, привлекать студентов к написанию рефератов, выпуску математических газет, математических кроссвордов, составлению тестов - это активизирует их мысль, организует, стимулирует применение базовых знаний на практике и способствует глубокому усвоению материала. У студентов, ранее не любивших математику в силу её незнания и непонимания в школе, появляется к ней устойчивый интерес, желание достигнуть успеха в различных видах деятельности, что, как следствие, приводит к знанию предмета.

Применение адаптивного подхода при изучении математики первокурсниками способствует закреплению и систематизации базовых знаний полученных в школе, позволяет значительно повысить эффективность освоения математики в вузе.

Литература

1. Степанов А.В. Концепция адаптации как одна из теоретических основ организации исследований по проблеме преемственности учебно-воспитательного процессе в школе и в вузе / А.В. Степанов //Преемственность педвуза и школы в подготовке будущего учителя сб.науч.труд. - Йошкар - Ола: МГПИ, 1991 - С.5-9.

2. Кажин А.В. Управление процессом адаптации студентов: структура, формы и методы. Тезисы докладов Всероссийской научнопрактической конференции. Том 2 / А.В. Кажин, Л.Н. Еговцева, Н.Г.Качалова. - Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2002. - С. 98 - 102.

3. Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе: Сборник статей. Составители Глаголева Е.Г., Ивашев-Мусатов О.С. М.: Просвещение, 1980. - 256 с.

4. Дорофеев Г.В. Непрерывный курс математики в школе и проблема преемственности // Математика в школе. 1998. - №5. - с.70.

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.