УДК: 612.766
Кириллова Т. Г.
К.б.н., доцент Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета
Ефимова Т. Н.
Студентка 5 курса Академии физической культуры и спорта
Южного федерального университета
АДАПТАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ СТУДЕНТОВ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В работе представлены результаты изучения динамики функционального состояния организма студентов первого курса Академии физической культуры и спорта в процессе адаптации к обучению в вузе. Выявлены высокие функциональные резервы возможностей у большей части первокурсников, что позволяет им успешно осваивать компетенции образовательной программы подготовки.
Ключевые слова: адаптация, обучение в вузе, студенты, функциональное состояние, функциональные реакции организма, психоэмоциональный статус.
Внедрение компетентностного подхода в систему высшего образования направлено на улучшение взаимодействия вуза с работодателями, повышение конкурентоспособности выпускников [4].
Результат профессионального и общекультурного развития студентов в вузах зависит от многих условий, в том числе от адаптационных возможностей их организма, от их отношения к вопросам здорового образа жизни. Современный выпускник должен быть не только профессионалом избранного им направления деятельности, но и иметь высокий функциональный резерв возможностей, который позволит ему с успехом решать профессиональные задачи [1].
Проблема увеличения резерва функциональных возможностей организма в условиях информационных перегрузок является весьма важной в современном мире [5]. Научное обоснование сохранения здоровья и повышения умственной и физической работоспособности студентов заключаются в выяснении, где и на каких этапах обучения в вузе появляются факторы риска, и в какой степени здоровье студентов обусловлено довузовским периодом жизни [3, 6]. В свете выше сказанного актуальность изучения адаптационных реакций организма в период начала обучения в вузе является весьма очевидным.
Целью исследования явилось изучение динамики функционального состояния организма в процессе адаптации к учебной деятельности у студентов 1 курса Академии физической культуры и спорта ЮФУ. Изучение динамики функционального состояния осуществляли с помощью опросника 7-балльной самооценки состояния [2].
В научных трудах Л. Х. Гаркави, Е. И. Квакиной, М. А. Уколовой [2] было показано, что на самые разные воздействия, будь то влияние «магнитных полей, физической нагрузки или химического препарата, организм отвечает тремя последовательными стадиями включения резервов, с соответствующими реакциями организма на каждой стадии». В ответ на слабые воздействия возникает небольшое напряжение, ведущее к реакции тренировки и слабому тонусу. Результаты наших исследований, проведенные в конце первого семестра, свидетельствуют о том, что для каждого десятого студента обучение в вузе связано с небольшими изменениями организма, определяемыми, как реакция тренировки.
В результате оптимальных воздействий развивается утомление, стимулирующее восстановление в связи с реакциями активации. Чрезмерные воздействия ведут к развитию стрессовых реакций, перенапряжению и переутомлению [2].
Адаптационные реакции, вызываемые малыми воздействиями, развиваются на высоких уровнях реактивности, большими — на низких, а промежуточные — на средних уровнях реактивности. Чем более благоприятно состояние организма, тем на более высоком уровне реактивности он находится. А в пределах уровня реактивности наиболее благоприятна для активной трудовой деятельности реакция повышенной активации.
Результаты наших исследований указывают на то, что у 60% студентов Академии физической культуры и спорта наблюдается благоприятная реакция адаптационных перестроек функционального состояния по показателям психоэмоционального статуса. Полученные данные, позволяют говорить о достаточно хороших функциональных возможностях организма молодых людей, обучающихся на первом курсе. Высокие функциональные резервы возможностей организма изучаемой нами группы студентов, позволяют им успешно справляться с учебной нагрузкой, о чем свидетельствуют результаты анализа балльно-рейтинговой системы обучения.
Однако у трети студентов выявлены показатели психоэмоционального тестирования, свидетельствующие о больших и высоких уровнях напряжения и перенапряжения организма в процессе адаптации к обучению в вузе (состояние переактивации и стресса). При этом только у 10% студентов выявлены низкие показатели освоения учебного материала программы подготовки. У 20% студентов этой группы, процесс успешного приобретения компетенций протекает на фоне высокого напряжения организма.
Исследования, проведенные в марте, указывают на перераспределение групп студентов в зависимости от психоэмоционального статуса. Во втором семестре наблюдается уменьшение группы молодых людей, находящихся в состоянии «тренировки», переактивации и стресса. По нашим данным 85% из числа обследованных первокурсников имеют благоприятное функциональное состояние организма.
Полученные результаты исследований, на наш взгляд, можно объяснить следующим. Декабрь достаточно сложный месяц для студентов вообще. А для первокурсников особенно, так как в этот период начинается сдача зачетов, что увеличивает психоэмоциональную нагрузку. Поэтому у студентов с низкими функциональными резервами, адаптивные перестройки идут с большим напряжением.
В марте наблюдается благоприятная динамика распределения по психоэмоциональному статусу. Однако в 7% случаев процесс адаптации к обучению в ВУЗе достигается высокой физиологической ценой, что свидетельствует о долговременных механизмах адаптации к учебной деятельности у данной группы молодых людей.
В целом можно сказать, что образовательная среда Академии физической культуры и спорта адекватна функциональному состоянию организма большей части студентов 1 курса.
Литература
1. Бондин В. И. Повышение качества подготовки специалистов по физической культуре и спорту в контексте новых образовательных программ / Бондин В. И., Путилина Т. А., Арапу Н. Г. //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2012. — № 1. — С. 21-25.
2. Гаркави Л. Х. Антистрессорные реакции и активационная терапия. Реакция активации как путь к здоровью через процессы самоорганизации. / Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. — М.: ИМЕДИС, 1998 — 656с.
3. Кириллова Т. Г. Адаптация к обучению в вузе студентов факультета «Физическая культура и спорт» / Кириллова Т. Г., Трохимчук Л. Ф., Антонов А. В. // XXII съезд Физиологического общества имени И. П. Павлова: Тезисы докладов. — Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013. — С. 222
4. Клетнева А. А. Элементы технологии оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры и спорта / Клетнева А. А., Давыдова С. А., Гладышев А. А. // Современные образовательные технологии и методы обучения в контексте реализации требований ФГОС ВПО и нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Материалы методического семинара-конференции (Нижневартовск, 28 октября 2013 года). — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 251 с.
5. Лысенко А. В. Инновационные подходы к сохранению здоровья и продлению профессионального долголетия в условиях перехода к информационному обществу / Лысенко А. В. // В сборнике: Труды международной научно-практической конференции «Транспорт-2015» — ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», 2015. — С. 189-191.
6. Соколова Н. Г. Состояние здоровья и качество образования в различных условиях экологической среды / Соколова Н. Г., Пономарева И. А. //Культура. Наука. Интеграция. — 2014. — № 4 (28). — С. 106-110.