Научная статья на тему 'АДАПТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА'

АДАПТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
72
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потенциал / антропогенный / продуктивность / природные ресурсы / экосистема / рotential / anthropogenic / productivity / natural resources / ecosystem

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Аимбетов Нагмет Каллиевич

Осуществление структурных преобразований в экономике и устранение диспропорций в уровнях развития регионов, эффективное развитие промышленности на базе комплексной переработки сырья в продукцию с высокой добавленной стоимостью имеет важное значение. С этих позиций в статье приводятся результаты исследований адаптационной модели развития региона на основе комплексного освоения ресурсного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Аимбетов Нагмет Каллиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAOTIVE MODEL OF REGIONAL DEVELOPMENTBASED ON INTEGRATED DEVELOPMENT OF RESOURCE POTENTIAL

The implementation of structural transformations in the economy and elimination of imbalances in the levels of development of regions, the effective development of industry based on the integrated processing of raw materials into products with high added value is important. From these positions, the article presents the results of studies of the adaptation model of the development of the region based on the integrated development of the resource potential.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА»

f V.

Аимбетов Нагмет Каллиевич,

Председатель Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан, академик, доктор экономических наук, профессор

АДАПТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА

УДК: 332.15

АИМБЕТОВ Н.К. АДАПТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Осуществление структурных преобразований в экономике и устранение диспропорций в уровнях развития регионов, эффективное развитие промышленности на базе комплексной переработки сырья в продукцию с высокой добавленной стоимостью имеет важное значение. С этих позиций в статье приводятся результаты исследований адаптационной модели развития региона на основе комплексного освоения ресурсного потенциала.

Ключевые слова: потенциал, антропогенный, продуктивность, природные ресурсы, экосистема.

АИМБЕТОВ Н.К. РЕСУРСЛАРНИНГ ПОТЕНТСИАЛИНИ КОМПЛЕКС РАВИШДА РИВОЖЛАНТИ-РИШГА АСОСЛАНГАН МИНТА^АНИ РИВОЖЛАНТИРИШНИНГ МОСЛАШУВЧАН МОДЕЛИ

Ик,тисодиётда таркибий узгаришларни амалга ошириш ва минтак,аларнинг ривожланиш даража-сидаги номутаносибликларни бартараф этиш, юкори кушилган кийматга эга булган мах,сулотларга хом ашёни комплекс к,айта ишлаш асосида саноатни самарали ривожлантириш катта ах,амиятга эга. Ушбу позициялардан маколада ресурслар салох,иятини комплекс ривожлантириш асосида минтакани ривожлантиришнинг адаптацион модели борасида амалга оширилган тадк,ик,отлар натижалари кел-тирилган.

Калит сузлар: потенциал, антропоген, унумдорлик, табиий ресурслар, экотизим.

AIMBETOV N.K. ADAOTIVE MODEL OF REGIONAL DEVELOPMENTBASED ON INTEGRATED DEVELOPMENT OF RESOURCE POTENTIAL

The implementation of structural transformations in the economy and elimination of imbalances in the levels of development of regions, the effective development of industry based on the integrated processing of raw materials into products with high added value is important. From these positions, the article presents the results of studies of the adaptation model of the development of the region based on the integrated development of the resource potential.

Key words: рotential, anthropogenic, productivity, natural resources, ecosystem.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 4(136)

Введение.

В настоящее время уязвимые экосистемы отдельных стран уже подвергаются отрицательным последствиям от климатических изменений, проявляющихся в виде экологических кризисов или деградации отдельных элементов окружающей природной среды, приводящих к прямым и косвенным ущербам отраслям экономики и социальной сферы.

В этой связи современный экологический кризис в Приаралье не является уникальным событием в истории развития человеческой цивилизации, т.к. антропогенная деятельность противоречива по своей природе, поскольку связана, с одной стороны, с изъятием природных ресурсов, а, следовательно, с неизбежным нарушением экологического равновесия, с другой - неизбежностью обеспечения адекватных природных условий необходимых для жизнедеятельности людей. Вместе с тем на разных этапах исторического развития общества экологические проблемы решались исходя из уровня социально-экономического развития, а также его взаимоотношения с природой.

Ухудшение качественных характеристик экосистемы отражается как на экономических показателях (снижение продуктивности использования природных ресурсов и рост издержек производства), так и социальных индикаторах (рост заболеваемости и увеличение затрат на поддержание здоровья населения на нормативном уровне).

Сложность исследования данных процессов, обусловлена тем, что окружающая природная среда представляет собой динамичную систему, характеризующуюся наличием пороговых значений. Система имеет сложные взаимосвязи, которые зачастую при прогнозировании хозяйственной деятельности трудно оценить.

Рост напряженности между увеличением численности населения, использованием невозоб-новляемых природных ресурсов и загрязнением окружающей среды обуславливает необходимость качественно нового подхода к природопользованию. Основу его составит гармонизация взаимодействий в эколого-экономической системе на региональном уровне, что предопределяет актуальность и необходимость осуществление этих исследований.

Постановка научной проблемы.

Оценка негативных последствий, обусловленных глобальным изменением климата, осуществляется главным образом на основе анализа уязвимости социально-экономической и экологической систем или путем определения стоимости адаптационных мероприятий. Неопределенность и неравномерность ущерба, а также невозможность его объективной оценки от отдельных негативных воздействий, особенно косвенного характера, значительно усложняют возможность выявления реальных масштабов социально-экономических последствий этого негативного процесса, обусловленного антропогенной деятельностью.

Наиболее распространенным методом, применяемым при оценке прогнозируемых масштабов изменения климата, а также возможных рисков и потенциальных ущербов является сопоставление регионов с реальными аналогами, расположенными в идентичных климатических условиях. Так, например, в [7] он используется для оценки последствий от глобальных климатических изменений для сельского хозяйства США на основе выявления прибыльности отдельных сельскохозяйственных угодий. Причем, в качестве критерия оценки авторы применили показатель цена на землю. Данный метод является достаточно простым и наглядным, однако, он не учитывает потенциальные возможности адаптации к происходящим изменениям.

В [9] представлена методика оценки последствий изменения климата как для реального сектора экономики, так и социальной сферы, увеличения заболеваемости и смертности населения региона.

В «Докладе Стерна», подготовленном в 2006 г. по заказу Казначейства Великобритании, предложена модель, учитывающая, наряду с вышеизложенными последствиями глобального изменения климата и угрозы, обусловленные учащением различного рода природных катастроф и аномальных явлений, потери от политической и социальной нестабильности, а также изменениями отраслевой структуры экономики [8].

Реализация частных и краткосрочных задач не только не разрешает проблемы в целом, но и создает новые, усугубляющие экологическую обстановку в целом. Системно-адаптивный подход к проблемам эколого-экономического развития региона актуален, прежде всего, тем, что

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 4(136)

связан не только с решением производственных задач, но и с улучшением среды обитания.

В Узбекистане при осуществлении и углублении экономических реформ во всех отраслях, в том числе в промышленном производстве и в его территориальной структуре осуществлены большие изменения. Созданы институциональные основы развития данной отрасли (совместные предприятия, развитие малого и частного предпринимательства и др.). Механизм регулирования развития промышленности в регионах осуществляется через целевые программы. Кроме этого нужно особо отметить, что для развития данной отрасли Президентом и Правительством Республики разработаны ряд мер, приняты соответствующие законодательно-нормативные акты, стимулирующие производство промышленной продукции [1, 2, 3].

Однако, рост промышленности в республиканском масштабе в последние годы сопровождался сохранением значительной межрегиональной дифференциацией. Сохраняется тенденция концентрации промышленного потенциала преимущественно в Ташкентской, Андижанской, Навоийской областях, а также в городе Ташкенте, на долю которых в 2019 г. приходилось более 57,5% общереспубликанского объема продукции отрасли. В сложившихся условиях необходимо активизировать промышленное развитие в других областях и регионах республики. Следует также отметить, что в некоторых регионах низкие темпы размещения промышленных предприятий, развития рыночных отношений и инфраструктуры в отраслях, привлечения инвестиционных ресурсов препятствовали вовлечению имеющихся ресурсов в производство. Это, в свою очередь, привело к сохранению различий в промышленном развитии регионов. В частности, на долю Республики Каракалпакстан из общего объема промышленной продукции, произведенной в Узбекистане, приходится менее 4% (2019 г.). По объему промышленного продукта на душу населения минимальное и максимальное значение среди регионов различалось в 26,6 раза (для сравнения в 2016 г. - в 12,6 раза) [4]. Каракалпакстан по производству промышленной продукции на душу населения занимает средние позиции. В то время, республика располагает значительными возможностями для устойчивого промышленного развития. Меры, предпринимаемые в регионе по производству индустриальной, высокотехноло-

гичной продукции не позволяют удовлетворить полностью потребности населения в ней. Что предопределяет необходимость осуществления ряда исследований по разработке приемлемых моделей развития региона на основе комплексного освоения его ресурсного потенциала.

Основные положения исследования.

Республика Каракалпакстан обладает мощным минерально-сырьевым потенциалом и благоприятными перспективами его роста. На территории республики выявлено более 200 месторождений полезных ископаемых. По уровню обеспеченности минерально-сырьевыми ресурсами на душу населения регион, наряду с Бухарской, Кашкада-рьинской, Навоийской и Ташкентской областями, относится к I-й группе с индексом свыше 1,0 [5].

Так, в настоящее время подписано Соглашение

0 стратегическом сотрудничестве Узбекистана и российской компании «Газпром», которое предусматривает взаимодействие сторон при реализации новых проектов на территории страны. В нем предусматривается комплекс мероприятий: по реконструкции, строительству и эксплуатации объектов газовой инфраструктуры; геологоразведке, добыче, переработке и хранении углеводородов; использованию сжатого и сжиженного природного газа для автономной газификации и разработки генеральной схемы газоснабжения Узбекистана.

Следует отметить, что наиболее перспективные месторождения газа в Узбекистане сосредоточены в Устюртском районе. Правительством республики принято решение разрабатывать 23 месторождения, по которым уже подготовлены инвестиционные проекты. По каждому инвестиционному блоку разработана «дорожная карта», где расписаны все механизмы реализации проектов.

«Газпром» уже начал геологоразведку на 6 месторождениях и установил, что как минимум на 3 из них запасы природного газа превышают

1 трлн. куб.м. Реализация этих проектов даст возможность построить современный газохимический комплекс для добычи, переработки и транспортировки. Таким образом, масштабный инвестиционный проект по освоению газовых месторождений начнется в самое ближайшее время, что позволит вывести промышленность региона на качественно новый уровень и значительно повысить экспортный потенциал страны.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 4(136)

Другим важнейшим партнером, принимающим активное участие в освоении богатейшего углеводородного потенциала региона, является компания «Лукойл». Так, ее проект «Кандым-Хаузак-Шады-Кунград» начался еще в 2004 г. с подписания соглашения о разделе продукции сроком на 35 лет, которое в 2014 г. было продлено дополнительно на 7 лет до 2046 г. В феврале 2015 г. был подписан контракт стоимостью 2,7 миллиардов долларов на поставку оборудования, строительство газоперерабатывающего завода (ГПЗ) и обустройство Кандымской группы месторождений. Комплекс производительностью 8 миллиардов м3 газа в год позволит перерабатывать сероводородсодержащий газ для получения различной товарной продукции: очищенного природного газа, стабильного конденсата и комовой, а впоследствии и гранулированной серы. Вся вырабатываемая на Кандымском ГПЗ продукция будет соответствовать международным стандартам качества. Реализация проекта позволит создать более 2 тысяч рабочих мест. В целом же инвестиции по проекту обустройства Кандымской группы месторождений превысят 4,5 миллиардов долларов Доходы государства за весь срок реализации проектов «Лукойл» в Узбекистане превысят 40 миллиардов долларов.

Другим крупным проектом, реализуемым совместно с российской стороной, является разработка ванадий содержащих титаномаг-нетитовых руд Тебинбулакского месторождения. В настоящее время подписан меморандум с Уральской горно-металлургической компанией (УГМК) по организации сталелитейного производства. Объем прямых инвестиций составляет 1,5 миллиардов долларов. В рамках проекта предусмотрены разработка карьера с годовым объемом добычи руды 22 млн. тонн, строительство горно-обогатительного комбината для получения железорудного концентрата со средним содержанием железа 65%, а также металлургического комплекса мощностью 1,5 млн. тонн чугуна в год.

Помимо месторождений минерально-сырьевых ресурсов на плато Устюрт и хребте Сул-танувайс в Каракалпакстане есть и другие районы, где имеются богатые залежи ценных видов минералов и полезных ископаемых. К ним относятся западное и южное побережья Аральского моря и недра, расположенные на территориях Муй-накского, Тахтакупырского, Чимбайского, Кегей-лийского и северной части Караузякского адми-

нистративных районов. Здесь выявлены такие виды минералов, как мергель, глауконит, бентонит, кварцевый песок, кремний, мирабилит, ильменит и др., которые являются ценным сырьем для ряда отраслей промышленности [6].

Учитывая наличие больших запасов минерально-сырьевых ресурсов возвышенностей, таких как Бельтау, Кушканатау, Порлытау, Аккала и др., для их освоения необходима соответствующая транспортная инфраструктура. Следует отметить, что существующая железнодорожная магистраль в пределах Каракалпакстана не охватывает наиболее проблемные территории республики. Поэтому предлагается продолжить железнодорожную линию от г. Чимбай до райцентра Тах-такупыр и далее через территорию недалеко от возвышенностей Порлытау, Кушканатау до территории поселка Казахдарья.

Одной из актуальных проблем снижения нагрузки на окружающую природную среду и сокращение использования углеводородов в мировой практике является расширение использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в своих энергобалансах. В Концепции по переходу к зеленой экономике поставлена цель к 2030 году увеличить долю альтернативных источников энергии на порядок - до 10%, а к 2050 году - до 50%.

Валовой потенциал солнечной энергии, ежегодно приходящей на территорию Узбекистана, составляет 50973 млн. тонн нефтяного эквивалента (н.э.) и превышает энергетический потенциал всех разведанных запасов углеводородного сырья страны. Из него более 38% приходится на территорию Каракалпакстана.

Валовой потенциал энергии ветра, оцененный на основании данных многолетних метеонаблюдений за скоростью ветра на метеостанциях Узбекистана, равен 2,22 млн. тонн н.э. в год. Технический потенциал энергии ветра в Республике оценивается в 0,43 млн. тонн н.э. в год. Территория Каракалпакстана характеризуется значительной продолжительностью энерго-активных (3 м/с и более) скоростей ветра от 4,4 (Чимбай) до 5,54 (Муйнак) тыс. часов. Опыт зарубежных стран и его сопоставление с условиями Узбекистана свидетельствует о благоприятных предпосылках реализации программы в области развития альтернативной энергетики.

Несмотря на имеющийся огромный потенциал, возможности таких возобновляемых источников

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 4(136)

энергии, как солнце и ветер в нашей Республике его используют еще не в полной мере. В настоящее время Республика приступила, совместно с международными финансовыми институтами, к подготовке новых проектов на условиях государственно-частного партнерства, которые позволят увеличить долю возобновляемых источников ветровой и солнечной энергии с практически незначительного уровня до 30% к 2030 г.

Республика Каракалпакстан по численности населения занимает 10 место по численности постоянного населения, на ее долю приходится 5,6% от общей численности населения Узбекистана. На 1.01.2020 г. в ней проживало 1898,3 тыс. человек, из которых 59,9% находится в трудоспособном возрасте, а 30,8 - моложе трудоспособного возраста. Демографическая обстановка в Республике характеризуется умеренно расширенным ростом населения, что обусловлено воздействием всей системы трансформации экономических и общественных отношений за годы реформ, а также изменением репродуктивного поведения населения. Коэффициент рождаемости на 1000 населения на 1.01.2020 г. составляет 21,9 промилле, против 22,8 в 2013 г.

В этой связи реализация адаптационной модели развития Республики Каракалпакстан на основе комплексного использование ресурсного потенциала региона создаст благоприятные возможности для устойчивого экономического роста и улучшения благосостояния населения в условиях сложной экологической обстановки.

Оптимальное размещение производительных сил является одним из важнейших инструментов решения экологических проблем любого региона. Это позволяет обеспечить эффективное комплексное использование природных ресурсов. В связи с этим проблемы, связанные с охраной окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, оказывают существенное влияние на процесс формирования производственных комплексов, на характер территориальной структуры регионов. Отдельные производства и предприятия должны размещаться с учетом экологических и ресурсных особенностей региона. Недооценка фактора охраны окружающей среды при размещении производительных сил может привести к значительному усилению экологической напряженности и негативным социально-экологическим последствиям. Таким образом, процессы размещения и охраны окру-

жающей среды взаимообусловлены, взаимосвязаны, и важной задачей планирования является не только использование размещения как средства оптимизации взаимоотношений общества и природы, но и обоснованный учет экологических факторов и условий на всех стадиях размещения производительных сил [5].

Рациональное размещение производства базируется на важнейших принципах, которые должны непрерывно обеспечивать общество материальной и нематериальной продукцией. К основным принципам размещения производства следует отнести:

- непрерывный рост объема выпускаемой продукции при экономии материально-денежных средств и трудовых затрат на единицу продукции;

- комплексное развитие региона на базе эффективного использования имеющихся природных и производственных ресурсов;

- максимальное приближение предприятий к источникам сырья, в целях достижения снижения затрат на их доставку и сокращения потерь в процессе транспортировки;

- эффективное использование трудовых ресурсов;

- устойчивое развитие экономики и социального благосостояния населения и др.

Основополагающими признаками адаптивности экономической системы, наряду с устойчивым ростом объемов производства, его рентабельностью, ресурсо- и энергоемкостью, приобретают инновационность, безотходность, уровень вовлеченности неисчерпаемых природных ресурсов, как в производственные процессы, так и улучшение состояния окружающей среды (предупреждение опустынивания земель, восстановление плодородия почв, фито-мелиорация и др.).

Эффективная ресурсная обеспеченность промышленности требует формирования действенного экономического механизма, обеспечивающего рыночную мотивацию к природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов, экономическую заинтересованность в экологизации производства, развитие производства безотходного, без использования первичных ресурсов, на базе замкнутых производственно-экологических циклов. Основное содержание стратегий развития промышленности согласно целям устойчивого развития можно квалифицировать как адаптацию, сопря-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 4(136)

жение производства с замкнутыми циклами биосферы.

Устойчивое развитие промышленности, позволяющее обеспечить достижение социально-экономических приоритетов и рациональное использование природно-ресурсного потенциала, является стратегической задачей государства. Системное решение поставленной цели предполагает переход национальной экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития, что может быть обеспечено, в первую очередь, за счет устойчивого развития природно-ресурсных регионов, которые играют ведущую роль в формировании доходной части бюджета и укреплении экономического потенциала страны. Это обстоятельство во многом определяет необходимость эффективного использования природных ресурсов и производственного капитала и обеспечивается прежде всего сбалансированностью пространственного развития национальной экономики, включающей в себя формирование новых центров динамичного экономического роста на всей территории республики, а также реализацию конкурентных преимуществ каждого региона.

В период интенсивного использования сырьевой базы конкурентные преимущества регионов могут быть достигнуты за счет сохранения качества, повышения эффективности использования национального природного богатства и сокращения негативного воздействия хозяйственной деятельности социума на окружающую природную среду.

Устойчивость состояния системы характеризуется сбалансированностью составляющих ее элементов. Таким образом, она проявляется в возможности самоорганизации и саморегулирования, адаптируемости к неблагоприятным явлениям или процессам без трансформации своих базовых функциональных и структурных характеристик. В противном случае нарушение равновесия в самой системе, а также между ее внутренней и внешней средой приведет к дестабилизации. Для устойчивого развития промышленности немаловажная роль отводится обеспечению баланса между: обрабатывающими и добывающими отраслями, потребностью и наличием ресурсов, использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды, интересами настоящего и будущего поколений.

Высшим приоритетом социальной политики является обеспечение качества жизни населения региона, предусматривающее наряду с ростом доходов и обеспечение здоровья, независимо от места проживания. Немаловажное значение при этом отводится высокому качеству продуктов питания, а именно предотвращение их загрязнения остатками пестицидов, нитратами и прочими загрязняющими веществами, обеспечение биологической полноценности.

Устойчивое развитие достигается на базе реализации высоких технологий посредством государственного и инициативного рыночного регулирования состояния среды обитания. Развитию научных основ экологического управления на региональном и национальном уровне способствует разработка в перспективе генеральных схем размещения производительных сил, включающих региональные особенности, производственно-ресурсный потенциал, эффективность его использования и т.д. В процессе управления эколого-экономическими системами основные инструменты государственной политики, реализуются, как правило, на основе законодательно-нормативных актов, исполнительными и контролирующими органами, финансово-кредитными и другими институтами на местах. Следовательно, решение экологических проблем лежит в плоскости принятия природоохранных законов, формирования социального контроля над состоянием окружающей среды, мобилизации внутренних и внешних ресурсов для инвестирования в ее охрану, международное сотрудничество в преодолении экологических рисков и угроз.

Ужесточение природоохранных требований формирует задачу придать новому продукту необходимый уровень конкурентоспособности с учетом его экологической составляющей, что обеспечит не только объективную оценку и экспертизу соответствия принятым стандартам, но и придаст новые акценты связям с потенциальными инвесторами. Особенно это важно для регионов с напряженной экологической обстановкой.

Данная цель должна быть реализована посредством разработки рыночных механизмов обеспечения экологической безопасности в регионе, усиливающих роль экологических и экономических стимулов, а также государственно-частных партнерств для финансирования приоритетных проектов экологического восстановления и реа-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 4(136)

билитации загрязненных и нарушенных территорий.

При разработке и реализации национальных стратегий адаптационного развития государств Центральной Азии необходимо принимать во внимание ситуацию, получившей в экономической теории определение как «проблема коллективных действий». Несмотря на то, что от совместных адаптационных мероприятий в долгосрочном плане выигрывают все страны региона, не все из них хотят прилагать адекватные усилия в настоящее время. Дополнительным усложняющим фактором выступает здесь различный уровень уязвимости стран перед глобальными изменениями климата и подверженности экологическому кризису. В результате национальные интересы отдельных государств превалируют над обще-региональной необходимостью сохранения окружающей природной среды в надлежащем для жизнедеятельности уровне.

Проблема межгосударственного взаимодействия для обеспечения эффективного сотрудничества государств Центральной Азии по смягчению последствий глобального изменения климата и высыхания Аральского моря имеет определенную теоретическую основу фундамент для своего решения.

Так, период мирового экономического кризиса характеризовался резким увеличением объемов «зеленого финансирования». Для одних государств это стало стратегией долгосрочного экономического развития, для других стран - императивом достижения краткосрочных целей, а именно создания новых рабочих мест или обеспечения энергобезопасности экономики. Причем эти «зеленые инициативы» исходили главным образом не из принятых государствами международных обязательств, а из национальных интересов. самих государств.

Заключение.

Таким образом, именно рост потенциальных рисков и угроз устойчивому экономическому развитию, обеспечивает формирование адекватных механизмов по смягчению негативных последствий от деградации окружающей среды на региональном уровне.

В этой связи, в Республике Каракалпакстан первостепенное значение в реализации модели адаптационного развития в условиях экологического кризиса, для обеспечения устойчивого экономического роста, улучшения социального

благополучия и обеспечения занятости населения - приобретает дальнейшее развитие промышленности на основе комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов. Это создаст благоприятные возможности для реализации стратегии адаптации его социально-экономической системы к сложной экологической обстановке.

Ориентация на максимизацию внутреннего потенциала экономического развития региона за счет мобилизации его конкурентных преимуществ должна находить отражение в региональной промышленной политике. Достижение этой цели возможно в рамках так называемых промышленных кластеров, роль которых и определяется именно тем обстоятельством, что прочные конкурентные преимущества базируются в значительной степени на факторах, имеющих локальный характер.

По нашему мнению, территориально-производственные кластеры, которые рассматриваются как центры регионального развития, должны формироваться на основе уже существующих или находящихся в стадии формирования промышленных комплексов, а переход к устойчивому развитию природно-ресурсных регионов возможен на основе разработки и реализации соответствующей стратегии функционирования территориальных промышленных комплексов.

Промышленные комплексы, возникновение которых обусловлено процессом освоения природных ресурсов, являются важнейшими организационными структурами, способствующими развитию территории и генерирующими рост ее экономики, а экономическая специализация региона приводит к тому, что формирующиеся и функционирующие промышленные комплексы характеризуются определенной спецификой. Если территория располагает запасами полезных ископаемых и возникает необходимость их освоения, это приводит к формированию промышленных комплексов горнодобывающей специализации.

Такой подход к проблеме освоения минерально-сырьевых ресурсов региона позволяет реализовать экономические преимущества пространственной локализации месторождений полезных ископаемых, которые проявляются в сферах производственно-хозяйственной деятельности, соприкасающихся с эксплуатацией минерального сырья (развитие производственной, региональной и социальной инфраструктуры, природоохранная деятельность).

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 4(136)

-- 10 k. ИКТИСОДИЁТ НАЗАРИЯСИ ВА МАКРОИКТИСОДИЁТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА А У

Литература:

1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 августа 2015 года №255 «О комплексной программе мер по смягчению последствий Аральской катастрофы, восстановлению и социально-экономическому развитию региона Приаралья на 2015-2018 годы». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 7.09.2015 г., №35, ст. 469.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 21 июня 2019 года №ПП-4363 «О мерах по дальнейшему совершенствованию координации и управления деятельностью малых промышленных зон» // Собрание законодательства Республики Узбекистан», 24 июня 2019 г., №25, ст. 458.

3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 23 июля 2019 года №ПП-4401 «О мерах по дальнейшему совершенствованию геологического изучения недр и реализации государственной программы развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы на 2020-2021 годы» // Национальная база данных законодательства, 24.07.2019 г., № 07/19/4401/3470.

4. Социально-экономическое положение Республики Узбекистан за январь-декабрь 2019 года. - Ташкент: Госкомстат, 2020.

5. Гулямов С.С. Аимбетов Н.К. Сахаров Г.В. Утаров А.К. Формирование и развитие промышленных узлов в Каракалпакстане. Нукус. Каракалпакстан, 1993. С. 169.

6. Кудайназарова Д.К. Стратегические аспекты реализации производственных возможностей Республики Каракалпакстан на базе местного сырья. //Вестник ККО АН РУз. 2012. №.1. С. 76-80.

7. Mendelsohn R., Morrison W., Schlesinger M., Andronova N. Country-specific Market Impacts of Climate Change // Climatic Change. 2008. Vol. 45. № 3-4. P. 553-569.

8. Stern N. et al. The Economics of Climate Change. The Stern Review. Cambridge: Cambridge University Press, 2006.

9. Tol R. Estimates of the Damage Costs of Climate Change - part II: dynamic estimates // Environmental and Resource Economics. 2002. Vol. 21. № 2. P. 135-160.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 4(136)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.