Кадыров А.М.,
доктор экономических наук, профессор кафедры "Менеджмент и маркетинг" Ташкентского университета информационных технологий; Рузметов Б.,
доктор экономических наук, профессор Ургенчского государственного университета; Ахмедиева А.Т., кандидат экономических наук, доцент кафедры "Менеджмент и маркетинг" Ташкентского университета информационных технологий
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХОРЕЗМСКОЙ ОБЛАСТИ С УЧЕТОМ ЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ
Отличительной особенностью современного этапа мирового экономического развития является более полный учет состояния окружающей среды и экологических благ в системе общественного воспроизводства. Тем самым экологические блага, их сохранение и воспроизводство рассматриваются как составная часть общей концепции экологически устойчивого развития.
Одной из основополагающих задач, стоящих перед независимым Узбекистаном, является формирование конкурентоспособной экономики и обеспечение устойчивого экономического роста. Как было отмечено в выступлении Президента Республики
Узбекистан И.А.Каримова на пленарном заседании Саммита ООН «Цели развития тысячелетия»: «Сегодня в Приаралье возник сложнейший комплекс не только экологических, но и социально-экономических и демогра-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9
фических проблем, имеющих планетарные последствия...»1.
Стратегической целью устойчивого развития Республики - является повышение уровня и качества жизни населения на основе научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны.
В Декларации, принятой на Конференции ООН 1992 года по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, содержатся основополагающие принципы, которые имеют непосредственное отношение к экономике природопользования. К ним относятся следующие принципы:
- государства, проводя свою политику в вопросах окружающей среды и развития, несут ответственность за то чтобы деятельность, находящаяся под их контролем, не наносила ущерб окружающей среде в других странах или районах. Речь идет о принципе экономической ответственности за трансграничное загрязнение окружающей среды;
- право на развитие должно быть реализовано таким образом, чтобы удовлетворять потребности в развитии и сохранении окружающей среды нынешнего и будущего поколений;
- для того, чтобы добиться устойчивого развития, охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью процесса развития и не
1 Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на пленарном заседании Саммита ООН «Цели развития тысячелетия». 20.09.2010 г. Источник: http://www.press-service. uz/ru/news/1146/
может рассматриваться в отрыве от него. Данное положение можно обозначить как принцип органического единства и взаимосвязи экономики и экологии;
- государства должны сотрудничать в духе всемирного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы земли;
- для того, чтобы добиться устойчивого развития и высокого уровня жизни, государства должны уменьшить и исключить не способствующие устойчивому развитию модели производства и потребления;
- государства должны сотрудничать с целью укрепления способности к достижению устойчивого развития путем улучшения взаимопонимания в области науки посредством обменов научными и техническими знаниями, технологий;
- принцип возмещения экологических затрат или компенсации причиненного ущерба проявляется в том, что следует добиваться пропорцион-ности затрат на охрану окружающей среды, соответственно используя экономические инструменты, возмещать расходы, связанные с нанесенным ущербом;
- принцип оценки воздействий на состояние окружающей среды проявляется в необходимости оценки возможных последствий для состояния окружающей среды, которые могут оказать негативное влияние2.
Успешная стратегия устойчивого развития национальной экономи-
2 Брундтланд Г.Х. Наше общее будущее. Пер. с англ. - М.: «Прогресс», 1989. -С. 189.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9
ки зависит, прежде всего, от оценки последствий мирового финансово-экономического кризиса и разработки новых методологических подходов к пониманию конкурентоспособности экономической системы. Системный методологический подход, основанный на признании конкурентоспособности как обязательного фактора функционирования разноуровневых экономических систем в рыночной среде, позволяет сконструировать целостную систему модернизации национальной экономики.
При этом важно учитывать региональный аспект данной проблемы, поскольку стабильно развивающаяся экономика подразумевает динамичное развитие и оптимальное размещение производительных сил на территории страны.
Экономическая ситуация, в которой оказался Узбекистан в первые годы независимости показал, что регионы страны, имея различные объективные региональные предпосылки (географическое положение, ресурсный, научно-образовательный потенциал, структуру экономики, инфраструктуру и др.) и стартовые условия вхождения в рынок, соответственно, имели разную степень и темпы адаптации к рыночным условиям, что и предопределило их современный уровень социально-экономического развития.
Современный характер научно-технического и социально-экономического развития способствует росту экологического риска, ведущего к деградации экологической системы и негативному воздействию на здоровья населения, чрез-
мерной эксплуатации природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, накоплению и распространению промышленных отходов. Это связано с увеличением численности населения на Земле, растущим потреблением энергии, ростом объема и разнообразия производимой продукции, развитием химизации и производства продукции с использованием материалов, которые разрушают озоновый слой и не абсорбируются природными процессами после их использования.
Концепция устойчивого развития региона предполагает оптимальное сочетание интересов населения, бизнеса и благополучного состояния окружающей среды. Новизна подхода
- в триединстве: социальные, экономические и экологические проблемы взаимосвязаны и поэтому неразрывны. По мнению Аимбетова Н.К., устойчивое развитие рассматривается как единое пространство, характеризуемое состоянием экономики, общества и природы. Как правило, оценивая окружающую среду, люди разделяют эти понятия, рассматривают их независимо, в то время как целями устойчивого развития являются высокий уровень жизни, эффективная экономика и сохраняемая природа1.
В стратегии устойчивого развития Узбекистана природоохранная политика рассматривается с позиции выработки отношений государства к
1 Аимбетов Н.К,. Мураккаб экологик шароитда иктисодий ва ижтимоий жараёнларни моделлаш-тириш (КоракалпоFистон Республикаси мисоли-да). // Иктисод фанлар доктори илмий даражаси-ни олиш учун ёзилган диссертация автореферати.
- Т.: ТДИУ. 2000. -17-б.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9
решению глобальных, региональных и национальных проблем природопользования.
Основы экологической политики Узбекистана закреплены в таких документах, как: Конституция Республики Узбекистан, Закон «О собственности в Республике Узбекистан» (31 октября 1990 года, №152-ХП), Закон «О государственном санитарном надзоре» (3 июля 1992 года, №657-ХП), Закон «Об охране природы» (9 декабря 1992 года, №754-ХП), Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 ноября 1994 года № 556 «О государственной поддержке международного фонда экологии и здоровья "Экосан"», Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы» (26 апреля 1996 года, №232-1), Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О национальной комиссии Республики Узбекистан по устойчивому развитию"» (12 ноября 1997 года, № 510), Земельный кодекс Республики Узбекистан (30 апреля 1998 года), Закон «О недрах» (23 сентября 1994 года, № 2018-ХП), Закон «О воде и водопользовании» (6 мая 1993 года, № 837-ХП), Закон «Об охране и использовании растительного мира» (26 декабря 1997 года, № 543-1), Закон «Об охране и использовании животного мира» (26 декабря 1997 года, №545-1), Закон «Об особо охраняемых природных территориях» (7 мая 1993 года, № 871-ХП), Закон «Об охране атмосферного воздуха» (27 декабря 1996 года, № 353-1),
Закон «Об охране здоровья граждан» (29 августа 1996 года, № 265-1), Закон «Об отходах» (5 апреля 2002 года, № 362-11) и др.
Однако для успешного решения экологических проблем недостаточно создания сильной природоохранной системы, принятия правовых актов и соответствующего финансирования. Достижение эффективной экологической политики возможно при глубоких экономических преобразованиях, которые затрагивали бы все стороны общественной жизни. Это позволило бы обеспечить условия для перехода общества к устойчивому развитию, когда антропогенное воздействие на природную среду не нарушало бы экологического равновесия.
Устойчивость развития региона предполагает соответствие способов использования природных ресурсов к стратегии социально-экономического развития территорий с учетом максимально возможного предотвращения негативных последствий природопользования 1 .
Одной из ключевых характеристик современного эффективного государственного регулирования становится учет не только текущих интересов и потребностей общества, но и долгосрочных стратегических целей развития регионов. Стратегия служит инструментом для разработки целой системы документов: комплексных целевых программ, перспективных
1 Бектурдыев М.Б. Использование природно-ресурсного потенциала и особенности устойчивого развития Республики Каракалпакстан. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Т.: Институт макроэкономических и социальных исследований, 2000. -С. 8.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9
и текущих прогнозов социально-экономического развития, стратегических программ развития отдельных отраслей, районов, городов и деятельности местных органов управления разного уровня, законодательных инициатив.
Выбор стратегии социально-экономического развития позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала и приоритетов экономического развития региона. В ходе разработки стратегии выявляются место, роль и функции регионов в условиях модернизации национальной экономики, определяются стратегические приоритеты развития региона, обосновываются экономические, финансовые и организационные механизмы реализации стратегии в новой институциональной среде. Безусловно, стратегия развития отдельного региона, как например Хорезмская область, должна учитывать экологические аспекты при формировании региональных программ развития (рис. 1).
В стратегии социально-экономического развития рекомендуется отражать проблемы и приоритеты развития региона в средне- и долгосрочной перспективе с учетом экологических ограничений. Для чего необходимо провести комплексный анализ текущего состояния социально-экономического развития региона и оценку его потенциала, конкурентных преимуществ.
Приоритетными направлениями повышение конкурентоспособности экономики Хорезмской области является:
- повышение инвестиционной привлекательности области путем стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций в развитие транзитного потенциала региона; усиление инвестирования социально значимых отраслей (здравоохранения, образования, культуры и т.д.), обеспечивающих повышение уровня и качества жизни населения, активизацию и расширение потребительского спроса; эффективного использования конкурентных преимуществ региона;
- развитие промышленных производств связанных с модернизацией, техническим и технологическим перевооружением предприятий, в первую очередь обрабатывающих отраслей, развития трудоемких отраслей машиностроения; создание мощностей по глубокой переработке хлопкового волокна;
- реализация проектов по созданию экспортоориентированных производств (текстиль, плодоовощная продукция, ковровые изделия и др.) реконструкция мощностей в масло-жировой промышленности и др.;
- развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, предусматривая: создание новых предприятий по производству швейной, строительных материалов; развитие и кооперация переработки сельскохозяйственной продукции путем организации новых производств (соков, различной консервной продукции, пищевых добавок и специй, сухофруктов); развитие ремесленничества и народных промыслов; усиление его
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9
Рис. 1. Основные эколого-экономические приоритеты конкурентоспособного развития
экономики Хорезмской области1.
1 Источник: составлено авторами на основе обобщение научной литературы.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9
роли в сфере приграничной торговли и инфраструктуры туризма;
- развития кластерного подхода в секторе информационно-коммуникационных технологий, наряду с ростом парка компьютерной техники и развития телекоммуникационной инфраструктуры, предусматривая снижения стоимости ее услуг;
- устойчивое развитие экономики региона, равно как и его конкурентных позиций на национальном и глобальном уровне, повышая эффективность использования уникального, историко-культурного и природно-ресурсного потенциала;
- формирование специальной туристической зоны на базе г. Хивы. Реализовать инициативу местных органов власти и бизнес сообщества, направленных на реализацию стратегии повышения конкурентоспособности экономики региона. Оказывать государственную поддержку развития инфраструктуры, нормативно-правовой базы и др.
Неотъемлемой составляющей формирование инновационной экономики региона должна быть инфраструктура поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства. Цель этого направления - создание эффективно работающей инфраструктуры, способствующей быстрому развитию инновационной деятельности в Хорезмской области. Зарубежный опыт показывает, что инфраструктура поддержки инновационного бизнеса является реальным инструментом позитивного влияния местных органов власти на региональное экономическое развитие.
В число основных задач по созданию инфраструктуры входит: создание при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления недостающих элементов региональной инновационной инфраструктуры; организация мероприятий по развитию инфраструктурной сети (совместные семинары, заседания Координационного совета по инновационному развитию, веб-страница и т.д.) и внешних связей; обеспечение ежегодного мониторинга деятельности инновационной инфраструктуры Хорезмской области.
Модель регионального инновационно-образовательного комплекса Хорезмской области представлена на рис. 2.
Основными принципами развития модели регионального инновационно-образовательного комплекса должны стать: адекватность возможностям и требованиям структурных преобразований экономики;макси-мальная адаптивность и конкурентоспособность.
Создание технопарков и бизнес-инкубаторов обеспечивает рабочими местами наиболее квалифицированную часть научного и трудового потенциала региона, что приводит к увеличению занятости и улучшению социальной обстановки. Наконец, техно-парки вовлекают в инновационную деятельность многие предприятия, население региона, что способствует повышению инновационного потенциала региона и приводит к его экономическому росту.
В целях обеспечения условий для большей эффективности научно-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9
Рис. 2. Модель регионального инновационно-образовательного комплекса Хорезмской области1
технической и инновационной деятельности в Хорезмской области следует сформировать региональную программу инновационного развития и мониторинга их реализации, который должен инициировать координационный совет по инновационному развития при хокимияте Хорезмской области, ответственного за продвижение инновационных проектов регионального масштаба, ориентированных
на закрепление товаропроизводителей в перспективных секторах отечественного и мирового рынков.
Построение в регионе инновационной экономики означает, что во всех секторах экономики, особенно в промышленном секторе, рост произведенной добавленной стоимости должен быть обеспечен расширением выпуска инновационной продук-
1 Источник: составлено авторами
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9
ции и минимизации экологических последствий. Это достигается за счет организации взаимодействия науки, малого инновационного предпринимательства и промышленности. Эффективным инструментом организации этого взаимодействия является инновационная-образовательная система региона. Её функционирование будет обеспечивать преобразование научно-технологических достижений в конкурентоспособные высокотехнологичные товары, производственные процессы, услуги на приоритетных направлениях развития экономики региона с учетом рационального ис-
пользования природно-ресурсного потенциала региона.
Таким образом, можно сказать, что эколого-экономическая конкурентоспособность связана с наращиванием экономического потенциала региона, ее глубокой качественной реструктуризацией и модернизацией на основе внедрение технико-технологических, организационно-экономических и иных нововведений. Безусловным приоритетом в этой связи является и формирование адаптированного к эколого-экономическим условиям Хорезмской области механизма функционирования конкурентоспособной региональной экономики.
Литература:
1. Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на пленарном заседании Саммита ООН «Цели развития тысячелетия». 20.09.2010 г. Источник: http://www.press-service.uz/ru/news/1146/
2. И.А.Каримов. Участникам международной конференции «Развитие сотрудничества в регионе Аральского моря по смягчению последствий экологической катастрофы». 29 октября 2014 г. / Источник: http://www. press-service.uz/ru/news/5029/.
3. Брундтланд Г.Х. Наше общее будущее. Пер. с англ. - М.: «Прогресс», 1989. -С. 189.
4. Аимбетов Н.К. Мураккаб экологик шароитда ик,тисодий ва ижти-моий жараёнларни моделлаштириш (КоракалпоFистон Республикаси мисолида). Иктисод фанлари доктори илмий даражасини олиш учун ёзилган диссертация автореферати. - Т.: ТДИУ. 2000. -17-б.
5. Бектурдыев М.Б. Использование природно-ресурсного потенциала и особенности устойчивого развития Республики Каракалпакстан. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Т.: Институт макроэкономических и социальных исследований, 2000. -С. 8.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9