Научная статья на тему 'Экологик чеклашларни ҳисобга олган ҳолда Хоразм вилоятининг ижтимоий-иқтисодий ривожланиш стратегиясининг асосий йўналишлари'

Экологик чеклашларни ҳисобга олган ҳолда Хоразм вилоятининг ижтимоий-иқтисодий ривожланиш стратегиясининг асосий йўналишлари Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
137
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / рақобатбардошлик / иқтисодиёт / атроф-муҳит / демография / табиатшунослик / environment / competitiveness / economy / environment / demography / natural resources

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кадыров Абдурашид Маджидович, Рузметов Бахтияр, Ахмедиева Алия Тохтаровна

Ушбу мақолада Хоразм вилоятидаги мавжуд экологик чекловларни ҳисобга олган ҳолда унинг иқтисодиётининг рақобатбардошлигини оширишнинг устувор йўналишлари ва йўллари кўриб чиқилган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN STRATEGIES OF KHOREZM REGION’S SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT IN VIEW OF THE ENVIRONMENTAL CONSTRAINTS

The article describes the priorities and ways of improving the competitiveness of the Khorezm region’s economy, taking into account environmental constraints.

Текст научной работы на тему «Экологик чеклашларни ҳисобга олган ҳолда Хоразм вилоятининг ижтимоий-иқтисодий ривожланиш стратегиясининг асосий йўналишлари»

Кадыров А.М.,

доктор экономических наук, профессор кафедры "Менеджмент и маркетинг" Ташкентского университета информационных технологий; Рузметов Б.,

доктор экономических наук, профессор Ургенчского государственного университета; Ахмедиева А.Т., кандидат экономических наук, доцент кафедры "Менеджмент и маркетинг" Ташкентского университета информационных технологий

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХОРЕЗМСКОЙ ОБЛАСТИ С УЧЕТОМ ЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Отличительной особенностью современного этапа мирового экономического развития является более полный учет состояния окружающей среды и экологических благ в системе общественного воспроизводства. Тем самым экологические блага, их сохранение и воспроизводство рассматриваются как составная часть общей концепции экологически устойчивого развития.

Одной из основополагающих задач, стоящих перед независимым Узбекистаном, является формирование конкурентоспособной экономики и обеспечение устойчивого экономического роста. Как было отмечено в выступлении Президента Республики

Узбекистан И.А.Каримова на пленарном заседании Саммита ООН «Цели развития тысячелетия»: «Сегодня в Приаралье возник сложнейший комплекс не только экологических, но и социально-экономических и демогра-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

фических проблем, имеющих планетарные последствия...»1.

Стратегической целью устойчивого развития Республики - является повышение уровня и качества жизни населения на основе научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны.

В Декларации, принятой на Конференции ООН 1992 года по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, содержатся основополагающие принципы, которые имеют непосредственное отношение к экономике природопользования. К ним относятся следующие принципы:

- государства, проводя свою политику в вопросах окружающей среды и развития, несут ответственность за то чтобы деятельность, находящаяся под их контролем, не наносила ущерб окружающей среде в других странах или районах. Речь идет о принципе экономической ответственности за трансграничное загрязнение окружающей среды;

- право на развитие должно быть реализовано таким образом, чтобы удовлетворять потребности в развитии и сохранении окружающей среды нынешнего и будущего поколений;

- для того, чтобы добиться устойчивого развития, охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью процесса развития и не

1 Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на пленарном заседании Саммита ООН «Цели развития тысячелетия». 20.09.2010 г. Источник: http://www.press-service. uz/ru/news/1146/

может рассматриваться в отрыве от него. Данное положение можно обозначить как принцип органического единства и взаимосвязи экономики и экологии;

- государства должны сотрудничать в духе всемирного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы земли;

- для того, чтобы добиться устойчивого развития и высокого уровня жизни, государства должны уменьшить и исключить не способствующие устойчивому развитию модели производства и потребления;

- государства должны сотрудничать с целью укрепления способности к достижению устойчивого развития путем улучшения взаимопонимания в области науки посредством обменов научными и техническими знаниями, технологий;

- принцип возмещения экологических затрат или компенсации причиненного ущерба проявляется в том, что следует добиваться пропорцион-ности затрат на охрану окружающей среды, соответственно используя экономические инструменты, возмещать расходы, связанные с нанесенным ущербом;

- принцип оценки воздействий на состояние окружающей среды проявляется в необходимости оценки возможных последствий для состояния окружающей среды, которые могут оказать негативное влияние2.

Успешная стратегия устойчивого развития национальной экономи-

2 Брундтланд Г.Х. Наше общее будущее. Пер. с англ. - М.: «Прогресс», 1989. -С. 189.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

ки зависит, прежде всего, от оценки последствий мирового финансово-экономического кризиса и разработки новых методологических подходов к пониманию конкурентоспособности экономической системы. Системный методологический подход, основанный на признании конкурентоспособности как обязательного фактора функционирования разноуровневых экономических систем в рыночной среде, позволяет сконструировать целостную систему модернизации национальной экономики.

При этом важно учитывать региональный аспект данной проблемы, поскольку стабильно развивающаяся экономика подразумевает динамичное развитие и оптимальное размещение производительных сил на территории страны.

Экономическая ситуация, в которой оказался Узбекистан в первые годы независимости показал, что регионы страны, имея различные объективные региональные предпосылки (географическое положение, ресурсный, научно-образовательный потенциал, структуру экономики, инфраструктуру и др.) и стартовые условия вхождения в рынок, соответственно, имели разную степень и темпы адаптации к рыночным условиям, что и предопределило их современный уровень социально-экономического развития.

Современный характер научно-технического и социально-экономического развития способствует росту экологического риска, ведущего к деградации экологической системы и негативному воздействию на здоровья населения, чрез-

мерной эксплуатации природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, накоплению и распространению промышленных отходов. Это связано с увеличением численности населения на Земле, растущим потреблением энергии, ростом объема и разнообразия производимой продукции, развитием химизации и производства продукции с использованием материалов, которые разрушают озоновый слой и не абсорбируются природными процессами после их использования.

Концепция устойчивого развития региона предполагает оптимальное сочетание интересов населения, бизнеса и благополучного состояния окружающей среды. Новизна подхода

- в триединстве: социальные, экономические и экологические проблемы взаимосвязаны и поэтому неразрывны. По мнению Аимбетова Н.К., устойчивое развитие рассматривается как единое пространство, характеризуемое состоянием экономики, общества и природы. Как правило, оценивая окружающую среду, люди разделяют эти понятия, рассматривают их независимо, в то время как целями устойчивого развития являются высокий уровень жизни, эффективная экономика и сохраняемая природа1.

В стратегии устойчивого развития Узбекистана природоохранная политика рассматривается с позиции выработки отношений государства к

1 Аимбетов Н.К,. Мураккаб экологик шароитда иктисодий ва ижтимоий жараёнларни моделлаш-тириш (КоракалпоFистон Республикаси мисоли-да). // Иктисод фанлар доктори илмий даражаси-ни олиш учун ёзилган диссертация автореферати.

- Т.: ТДИУ. 2000. -17-б.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

решению глобальных, региональных и национальных проблем природопользования.

Основы экологической политики Узбекистана закреплены в таких документах, как: Конституция Республики Узбекистан, Закон «О собственности в Республике Узбекистан» (31 октября 1990 года, №152-ХП), Закон «О государственном санитарном надзоре» (3 июля 1992 года, №657-ХП), Закон «Об охране природы» (9 декабря 1992 года, №754-ХП), Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 ноября 1994 года № 556 «О государственной поддержке международного фонда экологии и здоровья "Экосан"», Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы» (26 апреля 1996 года, №232-1), Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О национальной комиссии Республики Узбекистан по устойчивому развитию"» (12 ноября 1997 года, № 510), Земельный кодекс Республики Узбекистан (30 апреля 1998 года), Закон «О недрах» (23 сентября 1994 года, № 2018-ХП), Закон «О воде и водопользовании» (6 мая 1993 года, № 837-ХП), Закон «Об охране и использовании растительного мира» (26 декабря 1997 года, № 543-1), Закон «Об охране и использовании животного мира» (26 декабря 1997 года, №545-1), Закон «Об особо охраняемых природных территориях» (7 мая 1993 года, № 871-ХП), Закон «Об охране атмосферного воздуха» (27 декабря 1996 года, № 353-1),

Закон «Об охране здоровья граждан» (29 августа 1996 года, № 265-1), Закон «Об отходах» (5 апреля 2002 года, № 362-11) и др.

Однако для успешного решения экологических проблем недостаточно создания сильной природоохранной системы, принятия правовых актов и соответствующего финансирования. Достижение эффективной экологической политики возможно при глубоких экономических преобразованиях, которые затрагивали бы все стороны общественной жизни. Это позволило бы обеспечить условия для перехода общества к устойчивому развитию, когда антропогенное воздействие на природную среду не нарушало бы экологического равновесия.

Устойчивость развития региона предполагает соответствие способов использования природных ресурсов к стратегии социально-экономического развития территорий с учетом максимально возможного предотвращения негативных последствий природопользования 1 .

Одной из ключевых характеристик современного эффективного государственного регулирования становится учет не только текущих интересов и потребностей общества, но и долгосрочных стратегических целей развития регионов. Стратегия служит инструментом для разработки целой системы документов: комплексных целевых программ, перспективных

1 Бектурдыев М.Б. Использование природно-ресурсного потенциала и особенности устойчивого развития Республики Каракалпакстан. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Т.: Институт макроэкономических и социальных исследований, 2000. -С. 8.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

и текущих прогнозов социально-экономического развития, стратегических программ развития отдельных отраслей, районов, городов и деятельности местных органов управления разного уровня, законодательных инициатив.

Выбор стратегии социально-экономического развития позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала и приоритетов экономического развития региона. В ходе разработки стратегии выявляются место, роль и функции регионов в условиях модернизации национальной экономики, определяются стратегические приоритеты развития региона, обосновываются экономические, финансовые и организационные механизмы реализации стратегии в новой институциональной среде. Безусловно, стратегия развития отдельного региона, как например Хорезмская область, должна учитывать экологические аспекты при формировании региональных программ развития (рис. 1).

В стратегии социально-экономического развития рекомендуется отражать проблемы и приоритеты развития региона в средне- и долгосрочной перспективе с учетом экологических ограничений. Для чего необходимо провести комплексный анализ текущего состояния социально-экономического развития региона и оценку его потенциала, конкурентных преимуществ.

Приоритетными направлениями повышение конкурентоспособности экономики Хорезмской области является:

- повышение инвестиционной привлекательности области путем стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций в развитие транзитного потенциала региона; усиление инвестирования социально значимых отраслей (здравоохранения, образования, культуры и т.д.), обеспечивающих повышение уровня и качества жизни населения, активизацию и расширение потребительского спроса; эффективного использования конкурентных преимуществ региона;

- развитие промышленных производств связанных с модернизацией, техническим и технологическим перевооружением предприятий, в первую очередь обрабатывающих отраслей, развития трудоемких отраслей машиностроения; создание мощностей по глубокой переработке хлопкового волокна;

- реализация проектов по созданию экспортоориентированных производств (текстиль, плодоовощная продукция, ковровые изделия и др.) реконструкция мощностей в масло-жировой промышленности и др.;

- развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, предусматривая: создание новых предприятий по производству швейной, строительных материалов; развитие и кооперация переработки сельскохозяйственной продукции путем организации новых производств (соков, различной консервной продукции, пищевых добавок и специй, сухофруктов); развитие ремесленничества и народных промыслов; усиление его

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

Рис. 1. Основные эколого-экономические приоритеты конкурентоспособного развития

экономики Хорезмской области1.

1 Источник: составлено авторами на основе обобщение научной литературы.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

роли в сфере приграничной торговли и инфраструктуры туризма;

- развития кластерного подхода в секторе информационно-коммуникационных технологий, наряду с ростом парка компьютерной техники и развития телекоммуникационной инфраструктуры, предусматривая снижения стоимости ее услуг;

- устойчивое развитие экономики региона, равно как и его конкурентных позиций на национальном и глобальном уровне, повышая эффективность использования уникального, историко-культурного и природно-ресурсного потенциала;

- формирование специальной туристической зоны на базе г. Хивы. Реализовать инициативу местных органов власти и бизнес сообщества, направленных на реализацию стратегии повышения конкурентоспособности экономики региона. Оказывать государственную поддержку развития инфраструктуры, нормативно-правовой базы и др.

Неотъемлемой составляющей формирование инновационной экономики региона должна быть инфраструктура поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства. Цель этого направления - создание эффективно работающей инфраструктуры, способствующей быстрому развитию инновационной деятельности в Хорезмской области. Зарубежный опыт показывает, что инфраструктура поддержки инновационного бизнеса является реальным инструментом позитивного влияния местных органов власти на региональное экономическое развитие.

В число основных задач по созданию инфраструктуры входит: создание при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления недостающих элементов региональной инновационной инфраструктуры; организация мероприятий по развитию инфраструктурной сети (совместные семинары, заседания Координационного совета по инновационному развитию, веб-страница и т.д.) и внешних связей; обеспечение ежегодного мониторинга деятельности инновационной инфраструктуры Хорезмской области.

Модель регионального инновационно-образовательного комплекса Хорезмской области представлена на рис. 2.

Основными принципами развития модели регионального инновационно-образовательного комплекса должны стать: адекватность возможностям и требованиям структурных преобразований экономики;макси-мальная адаптивность и конкурентоспособность.

Создание технопарков и бизнес-инкубаторов обеспечивает рабочими местами наиболее квалифицированную часть научного и трудового потенциала региона, что приводит к увеличению занятости и улучшению социальной обстановки. Наконец, техно-парки вовлекают в инновационную деятельность многие предприятия, население региона, что способствует повышению инновационного потенциала региона и приводит к его экономическому росту.

В целях обеспечения условий для большей эффективности научно-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

Рис. 2. Модель регионального инновационно-образовательного комплекса Хорезмской области1

технической и инновационной деятельности в Хорезмской области следует сформировать региональную программу инновационного развития и мониторинга их реализации, который должен инициировать координационный совет по инновационному развития при хокимияте Хорезмской области, ответственного за продвижение инновационных проектов регионального масштаба, ориентированных

на закрепление товаропроизводителей в перспективных секторах отечественного и мирового рынков.

Построение в регионе инновационной экономики означает, что во всех секторах экономики, особенно в промышленном секторе, рост произведенной добавленной стоимости должен быть обеспечен расширением выпуска инновационной продук-

1 Источник: составлено авторами

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

ции и минимизации экологических последствий. Это достигается за счет организации взаимодействия науки, малого инновационного предпринимательства и промышленности. Эффективным инструментом организации этого взаимодействия является инновационная-образовательная система региона. Её функционирование будет обеспечивать преобразование научно-технологических достижений в конкурентоспособные высокотехнологичные товары, производственные процессы, услуги на приоритетных направлениях развития экономики региона с учетом рационального ис-

пользования природно-ресурсного потенциала региона.

Таким образом, можно сказать, что эколого-экономическая конкурентоспособность связана с наращиванием экономического потенциала региона, ее глубокой качественной реструктуризацией и модернизацией на основе внедрение технико-технологических, организационно-экономических и иных нововведений. Безусловным приоритетом в этой связи является и формирование адаптированного к эколого-экономическим условиям Хорезмской области механизма функционирования конкурентоспособной региональной экономики.

Литература:

1. Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на пленарном заседании Саммита ООН «Цели развития тысячелетия». 20.09.2010 г. Источник: http://www.press-service.uz/ru/news/1146/

2. И.А.Каримов. Участникам международной конференции «Развитие сотрудничества в регионе Аральского моря по смягчению последствий экологической катастрофы». 29 октября 2014 г. / Источник: http://www. press-service.uz/ru/news/5029/.

3. Брундтланд Г.Х. Наше общее будущее. Пер. с англ. - М.: «Прогресс», 1989. -С. 189.

4. Аимбетов Н.К. Мураккаб экологик шароитда ик,тисодий ва ижти-моий жараёнларни моделлаштириш (КоракалпоFистон Республикаси мисолида). Иктисод фанлари доктори илмий даражасини олиш учун ёзилган диссертация автореферати. - Т.: ТДИУ. 2000. -17-б.

5. Бектурдыев М.Б. Использование природно-ресурсного потенциала и особенности устойчивого развития Республики Каракалпакстан. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Т.: Институт макроэкономических и социальных исследований, 2000. -С. 8.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.