Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
58
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рыночная инфраструктура / стратегии развития региона и территорий / региональное развитие / элементы инфраструктуры. / market infrastructure / strategies of development of region and territories / regional development / elements of infrastructure.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жанназарова Гавхар Каипназаровна

В статье рассматриваются основные определения, функции и характеристики рыночной инфраструктуры региона, зависимость уровня регионального развития от уровня развития рыночной инфраструктуры региона, а также социально-экономическое значение рыночной инфраструктуры региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FUNCTIONING OF THE REGION’S MARKET INFRASTRUCTURE UNDER ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC TENSIONS

There is considered in the article basic definitions, functions and characteristics of regional market infrastructure, dependence of the level of regional development from the level of market infrastructure development, as well socio-economic importance of regional market infrastructure.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ»

Жанназарова Гавхар Каипназаровна,

старший преподаватель кафедры «Экономическая теория» Национального университета Узбекистана

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

УДК: 332

ЖАННАЗАРОВА Г.К. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

В статье рассматриваются основные определения, функции и характеристики рыночной инфраструктуры региона, зависимость уровня регионального развития от уровня развития рыночной инфраструктуры региона, а также социально-экономическое значение рыночной инфраструктуры региона.

Ключевые слова: рыночная инфраструктура, стратегии развития региона и территорий, региональное развитие, элементы инфраструктуры.

ЖАННАЗАРОВА Г.К. ЭКОЛОГИК ВА ИЦТИСОДИЙ ТАНГЛИК ШАРОИТИДА МИНТА^АНИНГ БОЗОР ИНФРАТУЗИЛМАСИ ФАОЛИЯТИНИНГ УЗИГА ХОСХУСУСИЯТЛАРИ

Мак,олада минтак,ага бозор инфратузилмасининг асосий таърифлари, функциялари ва хусусият-лари, минтакавий ривожланиш даражасининг минтакадаги бозор инфратузилмасининг ривожла-ниш даражасига боFликлиги, шунингдек минтака бозор инфратузилмасининг ижтимой-иктисодий ах,амияти баён этилган.

Таянч иборалар: бозор инфратузилмаси, минтака ва худудларнинг ривожланиш стратегияси, минтакавий ривожланиш, инфратузилма элементлари.

JANNAZAROVA G.K. FEATURES OF THE FUNCTIONING OF THE REGION'S MARKET INFRASTRUCTURE UNDER ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC TENSIONS

There is considered in the article basic definitions, functions and characteristics of regional market infrastructure, dependence of the level of regional development from the level of market infrastructure development, as well socio-economic importance of regional market infrastructure.

Key words: market infrastructure, strategies of development of region and territories, regional development, elements of infrastructure.

Введение.

Актуальность темы исследования. Устойчивое социально-экономическое развитие региона, определяемое в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, продиктовано характером и полнотой использования всего комплекса конкурентных преимуществ развития региона, благоприятных внутренних и внешних факторов экономического роста, а также возможностями преодоления имеющихся ограничений и решения ключевых проблем регионального развития.

Постановка научной проблемы. Каковы же критерии определения экономического состояния регионов? Какова роль рыночной инфраструктуры в социально-экономическом развитии экономики региона?

Основные результаты исследований по данной теме. Оценить состояние экономической безопасности региона по мнению И.В.Новиковой и Н.И.Красникова можно с помощью специальных средств: показателей, индикаторов, критериев оценки, разрабатываемых и используемых в государственной статистике и в различных областях науки. Региональные социально-экономические интересы, угрозы и пороговые значения показателей должны учитывать эту специфику экономики и социальной сферы данного региона, соответствующие параметры этой сферы в целом по стране1.

По мнению Новоселова А.С. и Волянской Т.В. изучение развития рыночной инфраструктуры в региональном аспекте особенно важно в условиях, когда в стране имеются значительные внутрирегиональные различия, которые влияют на формы проявления общих закономерностей развития рыночной инфраструктуры и процессы межрегионального взаимодействия при формировании региональных рынков2.

Рыночная инфраструктура - это система взаимосвязанных институтов, действующих в пределах рынков товаров, услуг, труда и капитала и

1 https://cyberleninka.ru/a rticle/n/indikatory-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regiona, И.В.Новикова, Н.И.Красников, Индикаторы экономической безопасности региона.

2 Новоселов А.С.,.Волянская Т.В, Проблемы управления рыночной инфраструктурой в регионах сибири //

Проблемы инновационного управления экономикой регионов Сибири: сб. науч. тр. / под ред. А.С. Новосёлова, В.Е. Селиверстова ; Ин-т экон. и орг. пром. пр-ва СО РАН. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2015. - С. 256-269. - URL: Электронный ресурс (pdf),

выполняющих функции организации и обеспечения движения в экономике товарных и денежных потоков. Рыночная инфраструктура выступает как подсистема мировой, национальной, региональной или местной экономики и развивается под воздействием рыночной конъюнктуры и государственного регулирования3.

Исследованию проблем формирования, развития и функционирования рыночной инфраструктуры были посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Среди зарубежных авторов можно отметить труды таких исследователей как Йохимсен Р., Нурке Р., Пизенти А., Розейнштейн-Родан П., Белявский И.К., Карнаухов С., Хиршман А., Ходжсон Джеффри, Капустин Е.И., Комаров М.П., Котилко В.В., Красновский В.П., Федько В.П., Чернявский И.Ф., Шарипов А.Ю., Шумаев В. и др.

В этом же направлении работали многие отечественные исследователи, в том числе, Сады-ков А.М., Эгамбердиев Ф.Т., А.М.Кадыров, Хакбер-диев К.К., Мирзаахмедов Э., Чориев К.А., Шари-фов 3., Мардонкулов Т.И., Абдусалямов М., Назаров Ш.Х. и др.

Вместе с тем, рыночная инфраструктура остается для нас недостаточно ясно представляемой сферой деятельности, в организации и функционировании которой имеется много проблем и нерешенных задач, что негативно отражается на ее результативности. Потребность в эффективном развитии рыночной инфраструктуры региона делает особо важными вопросы теории и методологии оценки ее эффективности, анализа состояния и развития на уровне региона, выбора направлений развития на ближнюю и дальнюю перспективу.

К основным результатам статьи, составляющим научную новизну, можно отнести следующие:

- уточнено содержание понятия рыночной инфраструктуры;

- определены составные элементы рыночной инфраструктуры региона;

- определены основные тенденции развития инфраструктуры;

- определены направления повышения эффективности функционирования рыночной инфраструктуры региона.

Рассуждая о конкурентных преимуществах региона, необходимо обратить внимание и на

3 Киселева Т. Инфраструктура рыночного хозяйства // Российский экономический журнал. 1994 г., №3, С. 123-128.

то, что наличие сырьевых ресурсов, считавшееся главным конкурентным преимуществом регионов, сейчас имеет другое дополнение, а именно - на первый план выходит показатель доли перевеса кадров с высоким человеческим капиталом в структуре трудовых ресурсов1.

В этой связи, по мнению некоторых специалистов2, присутствие в регионе институтов рыночной инфраструктуры имеет все возрастающее значение для развития национальной экономики, что требует проведения особой региональной политики в этой сфере. Вместе с тем в ряде работ указывается на то, что в связи с вышеназванными проблемами, возникает острая необходимость устранения негативных сторон, характерных для рыночной инфраструктуры регионов стран. К ним следует отнести недостаточное нормативно-правовое обеспечение, низкий уровень культуры рыночных отношений, медленное развитие инфраструктуры отдельных рынков, значительная степень монополизации, высокие транспортные издержки, низкий уровень трансформации сбережений в инвестиции, наличие нерешенных проблем в области финансовых и кредитных отношений3. В конечном итоге все это снижает эффективность функционирования рыночных механизмов, рыночной инфраструктуры.

Как известно, распределение ресурсов, а также проживание населения на занимаемой территории по регионам Узбекистана неравномерно. Наличие пустынных мест, водно-болотистых угодий, неурбанизированных территорий вызывает ряд проблем, связанных с экологией и обеспечением автомобильными, железными дорогами.

Анализ протекающих процессов в регионах страны, необходимость функционирования развитой рыночной инфраструктуры и явилось предпосылкой разработки Стратегии развития регионов и территорий4.

1 Региональное и муниципальное управление социально-экономическим развитием в Сибирском федеральном округе / Новоселов А.С., Маршалова А.С., Кулаев А.П. и др. / под ред. А.С. Новосёлова; ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2014. - 398 с.

2 Назаров Ш. Асимметрия регионального развития, Экономическое обозрение №7 (235) 2019

3 Казибекова Н.А. Формирование и развитие эффективной рыночной инфраструктуры региона: на примере Республики Дагестан, 2001. Авторефефрат на соискание учёной степени к.э.н.

4 Постановление Президента Республики Узбеки-

стан от 8 января 2019 года №ПП-4102 «О дополни-

тельных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности секторов по комплексному социально-

Стратегия социально-экономического развития региона предусматривает анализ и перспективы развития региона в промышленном, сельскохозяйственном разрезе, а также развития сферы услуг5.

Стратегии территориального развития отдельных областей (Кашкадарьинской 2008 г., Андижанской 2011-2012 гг., Сурхандарьинской 2012 г., Республики Каракалпакстан 2013 г., Хорезмской 2014 г., Ташкентской 2015 г.) направлены на анализ и выявление потенциала развития экономики территорий.

Республика Каракалпакстан с численностью населения 1,5 миллионов человек располагается на северо-западе страны, имеет площадь 165 тыс. кв. км, что составляет 40% от площади всей страны. На севере и востоке она граничит с Республикой Казахстан, а на юге - с Республикой Туркменистан.

Почти всю территорию Республики Каракалпакстан занимают загадочное плато Устюрт, безвозвратно высыхающее Аральское море и пустыня Кызылкум, с резко континентальным климатом, холодной зимой и очень жарким летом, что в последнее время усугубляется в связи с высыханием Аральского моря6.

По своим социально-экономическим, экологическим и гуманитарным последствиям катастрофа Аральского моря представляет прямую угрозу устойчивому развитию стран Центрально-азиатского региона, окружающей среде, здоровью и генофонду населения. По оценкам экспертов только прямой ежегодный экономический ущерб от воздействия негативных факторов Аральского кризиса в регионе составляет сотни миллионов долларов.

Экологическую трагедию, связанную с высыханием моря, подчеркнул в своём выступлении Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября 2017 года: «Мы выступаем за реализацию в полном объёме принятой в этом году специальной Программы ООН по оказанию дей-

экономическому развитию регионов». - https://lex.uz/ docs/4145960

5 Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947 «О Стратегии действии по дальнейшему развитию Республики Узбекистан". -Собрание законодательства Республики Узбекистан, 13 февраля 2017 г., № 6, ст. 70.

6 https://www.asia-travel.uz/uzbekistan/cities/ ka ra kalpakstan/

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 1(133)

ственной помощи населению, пострадавшему от Аральского кризиса»1.

На прошедшем в Нукусе 21 августа прошлого года совещании под председательством Президента Шавката Мирзиёева определены пять приоритетных направлений по дальнейшему развитию Каракалпакстана.

Первое направление заключается в развитии промышленности, организации крупных и малых производств во всех отраслях.

Второй направление - это создание благоприятных условий для бурного развития предпринимательства и оказание бизнесу всемерной поддержки.

Третье направление включает широкое внедрение передовых технологий в сельском хозяйстве, увеличение объемов производства, повышение урожайности и расширение ассортимента продукции.

Четвертое направление предусматривает создание современной, удобной для производства и населения инфраструктуры.

Пятое направление - это принятие всеобъемлющих мер для повышения уровня и качества жизни населения Приаралья.

Вместе с тем даны рекомендации по ориентированию каждого района и города на определенную отрасль с учетом их специфики и возможностей. Так, Караузякский район (север Каракалпакстана) будет специализирован на производстве строительных материалов, Берунийский (юг), Ход-жейлийский, Нукусский районы (юго-западный) -плодоовощеводстве, Тахтакупырский (север, граничит с Казахстаном)- животноводстве, Шума-найский (запад) - птицеводстве, Элликкаллин-ский (юг) - виноградарстве и туризме, Муйнак-ский (северо-запад) - рыбоводстве и животноводстве, Кегейлийский (север) - животноводстве, переработке солодки и на бумажной промышленности, Канлыкульский (запад) - выращивании бобовых и риса. Отмечалась целесообразность ориентирования потенциала Кунградского района на нефтехимическую промышленность и животноводство, Чимбайского (север) района -выращивание и переработку солодки, Турткуль-ского (юг) - производство стекольной и продовольственной продукции, Амударьинского (юг)

1 Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 19 сентября 2017 года на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. - http://uza.uz/ru/politics/prezident-uzbekistana-shavkat-mirziyeev-vystupil-na-72-y-ses-20-09-2017 (Электронный ресурс. Обращено 10 марта 2020 года)

- садоводство, текстильное и шелковое производство, города Нукуса (юго-запад)- на фармацевтику и электротехнику, а также превращения Тахиа-ташского (запад) района в промышленную зону.

Прежде всего, речь идет о дорожной сети, формировании устойчивой сети энергоснабжения и газоснабжения.

Тем не менее, анализ состояния дел по освоению инвестиций, как было сказано на совещании по ожидаемым итогам 2019 года экономического развития страны и определению основных задач по обеспечению социально-экономического развития в 2020 году, по 31 проекту данный процесс отстал от графика, а 8 региональных проектов признаны неэффективными2.

Для эффективной реализации задач по комплексному развитию отстающих территорий 26 февраля 2019 года на совещании по вопросам развития регионов Президентом страны были поставлены конкретные задачи перед Министерством экономики и промышленности.

Глава государства отметил, что в 33 районах доля промышленности не дотягивает и до трех процентов от среднего показателя региона. При этом при размещении новых мощностей предпочтение отдается районам, находящимся ближе к центрам с благоприятной производственной и социальной инфраструктурой. Наличие перспективных возможностей для более широкого использования географического положения, сырьевой базы и трудовых ресурсов самых отстающих районов остается без должного внимания3.

Конечно такая ориентация каждой конкретной территории предусматривает не только эффективное использование ресурсов и возможностей в пределах обособленных, отдельных границ, а в условиях эколого-экономической напряженности (высыхания Арала), и на необходимость учёта трансграничной кооперацию усилий, ресурсов с близлежащими территориями, путем использования современных инструментариев разработки стратегии территориального развития. Большин-

2 Совещание Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2019 года по ожидаемым итогам текущего года результаты экономического развития нашей страны и определению основных задач по обеспечению социально-экономического развития в 2020 году. - https://mfa.uz/ru/press/news/2019/12/22419/ (Электронный ресурс. Обращено 10 марта 2020 года)

3 Совещание Президента Республики Узбекистан с руководителями министерств и ведомств по вопросам развития регионов от 26 февраля 2019 года. - И^б:// anhor.uz/news/prezidentporuchilrazrabotaty-proekti-razvitiya-otstayushih-rayonov-uzbekistana (Электронный ресурс. Обращено 10 марта 2020 года).

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 1(133)

ство же региональных стратегий ориентированы только на реализацию возможностей и решение проблем лишь внутри территории, региона.

В своем выступлении на состоявшейся 19 сентября 2017 года 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев отметил: "Находясь в самом сердце Центральной Азии, Узбекистан непосредственно заинтересован в том, чтобы регион стал зоной стабильности, устойчивого развития и добрососедства. Мирная, экономически процветающая Центральная Азия - наша важнейшая цель и ключевая задача. Узбекистан решительно настроен на диалог, конструктивное взаимодействие и укрепление добрососедства"1.

Эти устремления Узбекистана, имеющего общую границу со всеми Центрально-азиатскими государствами, оказали положительное воздействие на атмосферу в регионе и получили поддержку всех государств региона, международных организаций, а также населения страны.

Общую оценку эффекта реализации стратегии развития как в региональном, так и территори-

альном разрезах, по мнению А.Арбатова, можно определять при помощи выявления ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню наиболее развитых стран, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территорий и экономического пространства2.

И в заключении хотелось бы сказать, что наряду с вышеназванными критериями, в числе первоочередных следует также отметить и принципы, инициированные Президентом Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёевым на развитие государственно-частного партнерства, опережающее развитие рыночной инфраструктуры, кластерный подход, сохранение экологического равновесия.

Список литературы:

1. Арбатов А. Национальная безопасность России в многополярном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 10.С. 28-42.

2. Казибекова, Н.А., Формирование и развитие эффективной рыночной инфраструктуры региона: На примере Республики Дагестан, 2001. Авторефефрат на соискание учёной степени к.э.н.

3. Новоселов А.С., Волянская Т.В, Проблемы управления рыночной инфраструктурой в регионах Сибири // Проблемы инновационного управления экономикой регионов Сибири: сб. науч. тр. / под ред. А.С. Новосёлова, В.Е. Селиверстова; Ин-т экон. и орг. пром. пр-ва СО РАН. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2015. - С. 256-269. - URL: Электронный ресурс (pdf),

4. Региональное и муниципальное управление социально-экономическим развитием в Сибирском федеральном округе / Новоселов А.С., Маршалова А.С., Кулаев А.П. и др. / под ред. А.С. Новосёлова; ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2014. - 398 с.

5. https://sptnkne.ws/mJKp

6. https://www.asia-travel.uz/uzbekistan/cities/karakalpakstan

1 Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 19 сентября 2017 года на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. - http://uza.uz/ru/politics/prezident-uzbekistana-shavkat-mirziyeev-vystupil-na-72-y-ses-20-09-2017 (Электронный ресурс. Обращено 10 марта 2020 года)

2 Арбатов А. Национальная безопасность России в многополярном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 10.С. 28-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.