Научная статья на тему 'АБНОТИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ'

АБНОТИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБНОТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОДАРЕННОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ЭМПАТИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КРЕАТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИОННО-КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ (КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И МОТИВАЦИИ) / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ АБНОТИВНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанова Татьяна Леонидовна, Иванова Ирина Анатольевна, Павлова Яна Юрьевна

В статье анализируются подходы отечественных ученых к пониманию абнотивности. Описаны ее структурные элементы и условия формирования у педагогов необходимых качеств для работы с одаренными детьми. Структуру абнотивности составляет комплекс способностей к рефлексии, эмпатии; социальный интеллект; креативность; мотивационно-когнитивный компонент (качества профессионального мышления и мотивации). Выполнен анализ подходов отечественных авторов к содержанию понятия базовых педагогических компетенций и места абнотивности в этой системе. Систематизируются психолого-педагогические условия развития абнотивности. Анализируются педагогические барьеры, характеризующие неготовность учителя к обучению одаренных школьников, и способы их предупреждения. Приведены конкретные направления и формы работы по развитию абнотивности как базовой компетенции у профессионалов и будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABNOTIVNOST IN THE STRUCTURE OF THE BASIC COMPETENCIES OF A MODERN TEACHER: OVERVIEW OF THEORETICAL APPROACHES

The article analyzes the approaches of Russian scientists to the understanding of abnotivnost. Its structural elements and conditions for the formation of teachers of the necessary qualities for working with gifted children are described. The structure of abnotivnost consists of a complex of abilities for reflection, empathy; social intelligence; creativity; motivational and cognitive component (qualities of professional thinking and motivation). The analysis of the approaches of Russian authors to the content of the concept of basic pedagogical competencies and the place of abnotivnost in this system is carried out. The psychological and pedagogical conditions of the development of abnotivnost are systematized. The pedagogical barriers characterizing the teacher's unwillingness to teach gifted schoolchildren and ways to prevent them are analyzed. Specific directions and forms of work on the development of creativity as a basic competence of professionals and future teachers are given

Текст научной работы на тему «АБНОТИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ»

Беседа «Что хорошо, что плохо?». Направлена на понимание подростками существующих правил в обществе, согласно которым, оцениваются все явления и поступки с положительной и отрицательной стороны.

Упражнение «Движение, действие занятие, которое я люблю делать» позволяет отработать навыки анализа поведения. Каждому подростку поочередно предлагается не вербально показать движение, действие или занятие, которое ему нравиться выполнять - остальным важно отгадать увиденное.

Также можно предложить методические рекомендации педагогам по решению конфликтной ситуации подростков.

1. Важно признать наличие конфликта.

2. Следующим шагом является определение возможности переговоров (с посредником, устраивающим обе стороны, или без посредника).

3. Необходимо согласовать процедуру переговоров.

4. Важным моментом является определение круга вопросов относительно составляющих предмет конфликта.

5. Затем необходимо разработать варианты решений, учитывая возможные последствия каждого из них.

6. Следующий этап - принятие согласованного решения.

7. Реализовать принятое решение на практике.

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шилов. - Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 525 с.

2. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 462 с.

3. Ершов, А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе, их разрешение / А.А. Ершов. -Ленинград: Знание, 1976. - 40 с.

4. Ковалев, А.Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалев. - Москва: Академия, 2005. - 215 с.

5. Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта Л.А. Покровская // Психология конфликта / сост. Н.В. Гришина. - Санкт-Петербург: Питер. 2011. - 309 с.

Психология

УДК 159. 9

кандидат психологических наук, доцент Шабанова Татьяна Леонидовна

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Иванова Ирина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Павлова Яна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

АБНОТИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ОБЗОР

ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Аннотация. В статье анализируются подходы отечественных ученых к пониманию абнотивности. Описаны ее структурные элементы и условия формирования у педагогов необходимых качеств для работы с одаренными детьми. Структуру абнотивности составляет комплекс способностей к рефлексии, эмпатии; социальный интеллект; креативность; мотивационно-когнитивный компонент (качества профессионального мышления и мотивации). Выполнен анализ подходов отечественных авторов к содержанию понятия базовых педагогических компетенций и места абнотивности в этой системе. Систематизируются психолого-педагогические условия развития абнотивности. Анализируются педагогические барьеры, характеризующие неготовность учителя к обучению одаренных школьников, и способы их предупреждения. Приведены конкретные направления и формы работы по развитию абнотивности как базовой компетенции у профессионалов и будущих педагогов.

Ключевые слова: абнотивность педагога, педагогическая компетенция, одаренность, рефлексия, эмпатия социальный интеллект, креативность, мотивационно-когнитивный компонент (качества профессионального мышления и мотивации), психолого-педагогические условия, направления и формы работы по развитию абнотивности педагога.

An^tatton. The article analyzes the approaches of Russian scientists to the understanding of abnotivnost. Its structural elements and conditions for the formation of teachers of the necessary qualities for working with gifted children are described. The structure of abnotivnost consists of a complex of abilities for reflection, empathy; social intelligence; creativity; motivational and cognitive component (qualities of professional thinking and motivation). The analysis of the approaches of Russian authors to the content of the concept of basic pedagogical competencies and the place of abnotivnost in this system is carried out. The psychological and pedagogical conditions of the development of abnotivnost are systematized. The pedagogical barriers characterizing the teacher's unwillingness to teach gifted schoolchildren and ways to prevent them are analyzed. Specific directions and forms of work on the development of creativity as a basic competence of professionals and future teachers are given.

Key words: teacher's abnotivnost, pedagogical competence, giftedness, reflection, empathy, social intelligence, creativity, motivational and cognitive component (qualities of professional thinking and motivation), psychological and pedagogical conditions, directions and forms of work on the development of teacher's abnotivnost.

Введение. Гуманистическая ориентация современного образования на развитие потенциала личности каждого ученика, формирование у него качеств субъекта собственной деятельности предполагает решение педагогами новых профессиональных задач.

Особое внимание педагогов должно быть уделено работе с одаренными и талантливыми детьми. Одаренные дети составляют особую группу учащихся, и в настоящее время их число растет. Одаренным школьникам с гармоничным типом развития свойственна повышенная самостоятельность и инициативность в обучении, специфическая направленность мотивации, управление собственными познавательными интересами, повышенная любознательность, стремление задавать вопросы, глубокие и сложные. Существует и другая категория одаренных учащихся с дисгармоничным типом личности, которые составляют группу психолого-педагогического риска, связанного с неравномерностью развития (значительным опережением в умственной сфере и отставанием в развитии эмоциональной, социальной, физической сфер), особой системой ценностей, пристрастным отношением к деятельности, составляющей сферу личных интересов; конфликтностью или отчужденностью от группы сверстников; противоречивостью и неустойчивостью самооценки; перфекционизмом;

повышенной впечатлительностью, подверженностью колебаниям настроения, трудностями саморегуляции (М.Е. Богоявленская, Л.И. Ларионова, Н.С. Лейтес, М.А. Холодная, Е.И. Щебланова, В.С. Юркевич). В связи с выделенными особенностями и типами развития одаренных детей педагогу важно идентифицировать их, понимать психологию, оказывать психолого-педагогическую поддержку, не ограничивая активность, а направляя ее в нужное русло, предлагая интересное содержание и создавая условия для творческого исследовательского поиска.

Для того, чтобы потенциал школьников с признаками одаренности максимально проявился и развился в обучении, образовательным учреждениям требуются педагоги-профессионалы, которые обладали бы специальными метапредметными компетенциями, позволяющими умело взаимодействовать с такими школьниками с учетом их образовательных потребностей. К числу таких компетенций современные авторы относят абнотивность. В настоящее время в связи с ее недостаточной изученностью необходима концептуальная обоснованность конструкта, критериальная диагностическая разработка и создание системы специальной целенаправленной подготовки по ее формированию как у будущих педагогов, так и педагогов-профессионалов.

Целью данной работы является изучение феномена абнотивности как базовой компетенции у современного педагога.

Изложение основного материала статьи. Эффективное влияние личности педагога на обучение и развитие школьников определяется уровнем его компетентности, которая понимается как система профессионально значимых качеств, обеспечивающая достижение педагогического мастерства. Нет однозначного понимания, какие качества характеризуют компетентность педагога. К базовым компетенциям относят педагогическую рефлексию, эмоциональную устойчивость, устойчивую положительную мотивацию к деятельности, педагогический оптимизм, такт и интуицию, академические, дидактические и организаторские способности. К базовым компетенциям относят и качества педагога, необходимые для решения конкретных профессиональных задач. Одной из них является обучение одаренных школьников. Существуют три психолого-педагогических направления изучения компетентности педагога в идентификации и развитии одаренности ребенка. Первое направление представляют исследования эффективных способов и приемов обучения одаренных школьников. Его представителями являются Н.С. Лейтес, Д. Мэйкер, В.С. Юркевич, К. Seeley, L. Silverman, G. Hultgren и др. Второе направление объединяет работы по изучению необходимых профессиональных и личностных качеств педагогов, обучающих одаренных школьников. Его представителями являются X. Бабаева, Е.Л. Мельникова, В.И. Панов, Д.В. Ушаков, Е.Л. Яковлева и др. Авторы обращают внимание, в первую очередь, на качества повышенной восприимчивости и чувствительности к поведению и потребностям способных детей. Существует третье направление изучения характеристик профессионального мышления педагога, необходимых для работы с творческими учениками. К ним авторы относят сообразительность, проблемность, инициативность, способность быстро отвечать на нестандартные вопросы учеников, а также готовность формулировать вопросы, направляя познавательную активность учеников в нужное русло (Адушева Ю.А., Григорьева Е.М. Кашапов М.М., и н. др.).

Анализ литературы позволяет констатировать факт отсутствия системных исследований, посвященных описанию профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными школьниками.

Относительно недавно в отечественной науке появилось понятие «абнотивность», введенное Кашаповым М.М. и Зверевой, характеризующее ее как базовую педагогическую компетенцию. Авторы определяют абнотивность как «комплексную способность педагога к адекватному восприятию, осмыслению и пониманию креативного обучающегося, способность заметить одаренного ученика и оказать необходимую психолого-педагогическую поддержку в процессе актуализации и реализации его творческого потенциала» [6]. По мнению авторов, формирование абнотивности в значительной степени зависит от характеристик профессионального мышления педагога. То есть, чем выше показатели развития творческого профессионального мышления, тем выше уровень абнотивности [5]. М.М. Кашаповым были выделены также основные составляющие абнотивности: рефлексия; эмпатия; социальный интеллект; креативность; специальные мотивационно-когнитивные качества.

В зарубежной литературе термин «абнотивность» отсутствует, хотя феномену профессионализма педагогов в обучении одаренных обучающихся посвящено немало работ зарубежных исследователей. Например, исследуя эмпатию, которая является базовым компонентом абнотивности, авторы приходят к выводу о том, что сопереживание имеет широкие преимущества для социального взаимодействия, поскольку оно может быть эффективным инструментом для профилактики деструктивного поведения, тем самым поддерживая или укрепляя сотрудничество [13]. Данные исследований творческого мышления преподавателей колледжа свидетельствуют о наличии значимых корреляций между творческим мышлением и эффективностью работы педагога. Авторы рекомендуют включать критерии творческого мышления в анкеты по оценке профессорско-преподавательского состава [14]. Изучение различий в уровнях социального интеллекта преподавателей университета показало, что представители гуманитарного направления обладают более высокими навыками социального интеллекта, нежели представители естественно-научного направления. Существование различий в уровнях социального интеллекта преподавателей свидетельствует о необходимости рассматривать социальный интеллект как одну из составляющих педагогической компетентности [15].

Необходимо создание специальных психолого-педагогических условий для развития у педагогов всех компонентов абнотивности. Учителя, не подготовленные к работе с одаренными учениками, по мнению авторов, равнодушны к проблемам одаренных, т.к. не знают, каковы они; иногда враждебно настроены, т.к. воспринимают творческих и интеллектуально активных школьников как угрозу своему авторитету; используют в обучении способных учеников тактику количественного увеличения заданий в связи с трудностями подбора для них качественно отличных методов [11]. Исходя из существующих проблем можно сформулировать основные задачи психолого-педагогической работы с учителями по развитию абнотивности. Во-первых, необходимо психологическое просвещение учителей в отношении абнотивности как важной характеристики личности педагога, работающего с одаренными детьми. Во-вторых, надо способствовать развитию специальных компетенций педагога, необходимых для фасилитации процесса обучения одаренных школьников. В-третьих, овладение педагогом способами развивающего общения с одаренными детьми [3].

Целесообразно начинать формирование абнотивности как базовой компетенции современного педагога в период обучения студентов в вузе. В своем исследовании Ловкова Е.А. говорит о том, что «создание психологических условий формирования абнотивности студентов психолого-педагогического профиля - важнейшее направление работы высших учебных заведений» [9]. Прежде всего необходимо развивать у будущих педагогов компетентность в вопросах психологии одаренности, формировать способность к первичной идентификации одаренных школьников. При этом будущим педагогам необходимо овладеть разнообразными технологиями выявления одаренных школьников, прежде всего методом наблюдения за деятельностью и поведением школьников в естественных ситуациях обучения. Умение разрабатывать различные по сложности и форме задания, ориентированные на зону ближайшего развития ученика, также облегчает педагогу задачу идентификации одаренных школьников. Владение современным психологическим и педагогическим инструментарием в виде диагностических шкал, опросников, включающих перечни особенностей поведения и способов действий одаренных учеников, сбор и анализ информации о продуктах творческой деятельности - еще одна важная задача развития компетенции

у будущих педагогов. Развитие выше названных компетенций обеспечивает углубленная психолого-педагогическая подготовка будущих педагогов.

В процессе предметной подготовки также важно уделять внимание развитию абнотивности. Студентам необходимо научиться разрабатывать вариативные и индивидуальные учебные программы с учетом особенностей одаренных детей, уметь использовать различные формы обучения, в том числе с ориентацией на одаренных детей, способных обучаться ускоренными темпами. Педагогу необходимо проявлять творчество для изменения условий обучения и организации учебной деятельности учеников. Содержание обучения должно усложняться и укрупняться. В процессе обучения важно осуществлять оценку и критический анализ транслируемой информации. Результаты обучения должны оцениваться с учетом индивидуальных критериев, творческих проявлений и мотивации ученика. Необходимо обогащать интеллектуальный климат в классе за счет интересного содержания, проблемных ситуаций, интеграции активных и интерактивных методов обучения. И особенно важно владеть приемами партнерского общения, уважительного и бережного отношения к мнениям и чувствам творческого ребенка.

Исходя из настоящих задач, мы можем сделать вывод о том, что главная цель развития абнотивности педагога заключается в овладении им профессионально-значимыми качествами, способствующими развитию одаренных детей в современном образовательном процессе.

Обществу необходимо видеть учителя XXI века творческим профессионалом, готовым к непрерывному творческому развитию, обладающим гуманистическим мировоззрением и способным к творческой организации взаимодействия с другими субъектами образования. Кроме того, только творческий учитель может понять одаренных детей и уметь эффективно с ними работать.

Выводы. Существуют три основных подхода к изучению профессиональной компетентности педагогов, обучающих одаренных школьников:1) изучение эффективных методов и технологий; 2) выявление профессионально-важных личностных качеств; 3) исследование характеристик профессионального мышления. Интегрирующим эти данные является концепция абнотивности педагога. В психолого-педагогической науке понятие «абнотивность» существует относительно недавно. Комплексный подход к определению и характеристике данного феномена, определяемого как базовая компетенция педагога в идентификации, обучении и развитии одаренных обучающихся, принадлежит М.М. Кашапову. Отмечается, что в структуру абнотивности входят способности к рефлексии, эмпатии; социальный интеллект; креативность; мотивационно-когнитивный компонент (качества профессионального мышления и мотивации). В зарубежной литературе понятие «абнотивность» отсутствует, хотя существует большое количество научных трудов, посвященных изучению отдельных ее компонентов. Необходимо развивать абнотивность у педагогов, используя специальные формы и направления работы. Целесообразно начинать эту работу на этапе профессионального обучения вузе будущих педагогов в процессе как специальной психолого-педагогической, так и предметной подготовки.

Литература:

1. Атаханов, Р.А. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия / Р.А. Атаханов, М.Г. Бобкова // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 1. - С. 93-103

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: «Академия», 2002. - 416 с.

3. Губина, М.В. Развитие абнотивности педагога в локальной профессиональной среде: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Губина Марина Викторовна. - Ульяновск, 2015. - 27 с.

4. Дудырева, Н.В. Условия формирования психологической готовности педагогов к работе с одаренными детьми / Н.В. Дудырева, М.М. Кашапов // Вестник ЯрГУ. Сер.: Гуманитарные науки. - 2013. - № 2. - С. 73-77

5. Зверева, А.А. Абнотивность педагога как средство формирования креативности обучаемых / А.А. Зверева, М.М. Кашапов // Одаренные дети: теория и практика. - М.: Психологический институт РАО - МГППИ. 2001. - С. 156-158

6. Кашапов, М.М. Абнотивность как характеристика профессионализации мышления педагога / М.М. Кашапов // Вестник Удмуртского университета. - 2019. - Т. 29, Вып. 2. - С. 141-150

7. Кашапов, М.М. Формирование профессионального творческого мышления: учеб. пособие / М.М. Кашапов. -Ярославль: ЯрГУ, 2013. - 136 с.

8. Лебедева, И.В. Формирование профессиональных компетенций у преподавателей медицинских вузов в процессе изучения курса «Педагогика и психология высшей школы» / И.В. Лебедева, Т.Л. Шабанова // Концепт. - 2014. - №2. -С. 150-160

9. Ловкова, Е.А. Психологические условия формирования абнотивности как профессионально значимой компетенции у студентов психолого-педагогического профиля / Е.А. Ловкова // Ноосферные исследования. - 2021. Вып. 2. - С. 4-10

10. Мезинов, В.Н. Социальный интеллект будущего учителя: сущность, содержание, структура / В.Н Мезинов, И.Ю. Филатова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - №1. - С. 76-80

11. Попова, Л.В. Психолого-педагогические основы работы учителя с одаренными учащимися / Л.В. Попова //Нижегородское образование. - 2018. - №1. - С. 40-45

12. Щебланова, Е.И. Неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щебланова. - М.: Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. - 211 с.

13. Rumble, A.C. The benefits of empathy: When empathy may sustain cooperation in social dilemmas / A.C. Rumble, A.M. Paul, Van Lange, D.P. Craig // European Journal of Social Psychology. - Vol. 40 (2). - 2009. - P. 856-866. - UPL: https:.www.webofscience.com/wos/woscc/fullrecord/W0S:000279742000014?SID=EUW1ED0C26uzVeT406dLB6i9Bal9t

14. Davidovitch, N. Creative thinking as a predictor of teacher effectiveness in higher education / N. Davidovitch, R. Milgram // Creativity Research Journal. - Vol. 18 (3). - 2006. - P. 385390. -UPL:https://www.webofscience.com/wos/woscc/fullrecord/W0S:000240670500012?SID=EUW1ED0D66DGj28MqqReDgwe7hTv

15. Dostal, D. Social intelligence and personality styles in representatives of the exact and human sciences / D. Dostal, A. Plhakova // Ceskoslovenska Psychologie. - Vol. 55 (5). - 2011. - P. 385-399 - UPL: https:.www.webofscience.com/wos/woscc/full-record/W0S:000297084100001?SID=EUW1ED0F45s0mBfD5Cgpcrxkxi7cD

16. Kaufman, J.C. Identifying and Assessing Creativity as a Component of Giftedness / J.C. Kaufman, J.A. Plucker, Ch.M. Russell // Journal Of Psychoeducational Assessment. - Vol. 30. - Is. 1. - 2012. - P. 60-73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.