УДК 378
«АБИТУРИЕНТ - 2015» ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ВУЗЕ «СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ» (АНАЛИЗ ДАННЫХ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ)
© 2015 Н.И.Мушенок
Самарский государственный экономический университет
Статья поступила в редакцию 16.09.2015
В статье даются результаты исследования характерных особенностей абитуриентов, поступающих в Самарский государственный экономический университет в 2015 году.
Ключевые слова: университет, абитуриент, исследование, результаты, социология управления.
2015 год для высшего российского образования по поводу набора абитуриентов в высшие учебные заведения остается достаточно сложным в связи с проблемной демографической обстановкой в стране.
Наш университет (СГЭУ) и наша кафедра «Социологии и психологии» так же разрешала проблему набора будущих студентов. В связи с этим было проведено исследование по самоопределению поступающей в Самарский государственный экономический университет (СГЭУ) молодежи.
Руководитель исследования: Н.И.Мушенок. Исследовательская группа студенты 4 курса: направление «Социология управления» Желудкова Дарья, Орехова Светлана, Бурнайкина Полина, Мостолярчук Юлия.
Методологической базой послужили труды В.А.Ядова1. Эмпирической базой являются исследования, проведенные независимым рейтинговым агентством «РейтОР»2 в 2009 году.
Объект исследования: самоопределение поступающей в ВУЗ молодежи. Предмет исследования: социологические особенности абитуриентов, поступающих в СГЭУ.
Гипотеза исследования: предполагалось, что абитуриенты, имея определенный возраст; пол, место жительства; сданные ЕГЭ; информационные средства, определяющие выбор; располо-
Мушенок Нина Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и психологии. E-mail: [email protected]
1 Ядов, В.А. Отношение к труду: Концептуальная модель и реальная тенденция / В.А.Ядов // Социологические исследования. - 1983. - №3. - С. 50 - 62; Ядов,
B.А. Теоретическая социология в России: Проблемы и решения // Общество и экономика. - 1999. - №3-4. -
C. 319 - 324.
2 Наивный абитуриент. Агентство «РейтОр» 2009 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ymk.ru/?q=node/627/print
женность ВУЗа; привлекательность выбранной специальности; знание о «социологии» как о науке и практике определенным образом самоопределяются для дальнейшего получения высшего образования относительно социальной ситуации и настоящего времени, начала 21 века.
В исследовании определялись место жительства, понятие «социология», информация о СГЭУ, причины и соотношение выбора специальностей, потребность абитуриентов в общежитии, значимость расположения университета. Результаты исследования представлены в диаграммах (рис.1 - 6) и таб.1.
Основные результаты исследования. 1) 87% опрошенных составляют жители Самары и Самарской области. 13% это люди, живущие в других регионах. (см. Рис.1).
2) 63% опрошенных не имеют представления о том, что такое социология, и только 37% знакомы с этим понятием. (см. Рис.2).
3) Почти 45% опрошенных абитуриентов узнали о СГЭУ через Интернет, немного меньше 30% -от родственников и знакомых. (см.Рис.3).
4) Расположение университета для будущих студентов, в основном, значение не имеет. (см. Рис.4).
5) Кроме того, некоторые уже полностью определились с будущей профессией или уже где-то работают, поэтому в достаточной мере уверены в выборе направления (12,5%), (см. Рис.5).
6) Большинству опрошенных абитуриентов неважно само расположение университета. Коренные самарцы не испытывают потребности в общежитии, в отличие от абитуриентов из области и других мест. (см. Рис.6).
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(5), 2015
Место жительства
Другое
13%
Самарская Самара
область 55%
32%
Знаете ли вы, что такое социология?
Рис. 1. Определение места жительства
Рис. 2. Знания о социологии
50 40 30 20 10 0
Как вы узнали о
СГЭУ?
- -1 ■
^ & л*
'' У
Г
/
Рис. 3. Информация об университете
Соотношение выбранных специальностей(%)
Рис. 4. Определение причины выбора специальности
3,6
1,8
I Экономика
I Юриспруденци я
I Менеджмент I Макетинг I Статистика I Туризм I Сервис
Имеет ли для вас значимость расположение университета(%)
Да Нет
Рис. 5. Соотношение выбранных специальностей Рис. 6. Значение расположения университета
Таб. 1. Потребность абитуриента в общежитии
Потребность абитуриентов в общежитии(%)
Самара Самарская область Другое
Нуждаются 3,2 72,2 71,4
Не нуждаются 96,8 27,8 28,6
Набор студентов для обучения на кафедре «Социология и психология» осуществился положительно как на дневное, так и на заочное обучение. По результатам анализа можно сделать выводы. Кафедра социологии и психологии в
2015 году набрала на дневное обучение 24 студентов и на заочное такое же количество. Профессорско-преподавательский состав кафедры настроен на плодотворную работу со студенческой молодежью.
«APPLICANT - 2015» FOR THE MAJOR «SOCIOLOGY OF MANAGEMENT» (ANALYSIS OF THE SELECTION COMMITTEE DATA)
© 2015 N.I.Mushenok° Samara State University of Economics
The article shows the results of research into general characteristics of applicants of Samara State Economic University in 2015.
Key words: university, applicant, research, sociology of management.
Nina Ivanovna Mushenok, Candidate of psychology, Associate professor of Department of sociology and psychology. E-mail: [email protected]