of Preschool Children] Teoretyko-metodychni prob- 4. Serikov V.V. (1999) Obrazovaniye i lichnost.
lemy vykhovannia ditei ta uchnivskoi molodi. Vol. Teoriya i praktika proyektirovaniya pedagogicheskikh
17(1). pp. 31-41. (In Ukrainian). sistem. [Education and personality. Theory and prac-
2. Bekh I. D. (2003). Vykhovannia osobystosti tice of designing pedagogical systems] M. Publishing [Education of Personality]. Osobystisno oriientovanyi Corporation «Logos». 272 p. (In Russian).
pidkhid: naukovo-praktychni zasady. Kyiv: Lybid. 334 5. Sluzhinska LB (2012) Akmeolohichnyi
р. (In Ukrainian). pidkhid u protsesi formuvannia hotovnosti u maibut-
3. Horbatyuk O. V. (2014) Osobystisno oriiento- nikh menedzheriv-ekonomistiv do profesiinoi samore-vanyi pidkhid do navchannia v VNZ u suchasnykh alizatsii [Acmeological approach in the process of umovakh [An individually oriented approach to teach- forming readiness for future managers-economists to ing in the institutions of high education in modern so- professional self-realization] Zbirnyk naukovykh prats ciety] Zbirnyk naukovykh prats Kamianets-Podilskoho Khmelnytskoho instytutu sotsialnykh tekhnolohii Uni-natsionalnoho universytetu im. Ivana Ohiienka. Seriia : versytetu «Ukraina». No.5. pp.183-187. (In Ukrainian). Pedahohichna. Vol. 20. pp. 252-253. (In Ukrainian).
АБИЛИТАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Фуреева Е.П.
кандидат педагогических наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия
(доцент кафедры специальной педагогики и психологии)
Алпатова Н.С. кандидат социологических наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия
(доцент кафедры социальной педагогики)
Лоскутова Е.В. старший преподаватель
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия (старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии)
ABILITATION ASSISTANCE FOR CHILDREN WITH DISORDERS OF SPEECH DEVELOPMENT
Fureeva E.P.
Candidate of pedagogical sciences, associate professor Volgograd State Social and Pedagogical University, Volgograd, Russia (Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology)
Alpatova N.S.
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Volgograd State Social and Pedagogical University, Volgograd, Russia (Associate Professor of the Department of Social Pedagogy)
Loskutova EV Senior Lecturer
Volgograd State Social and Pedagogical University, Volgograd, Russia (senior lecturer of the department of special pedagogy and psychology)
Аннотация
В статье освещена проблема формирования речи дошкольников в раннем детстве. Раскрывается понятие «абилитация». Обосновывается значение раннего выявления детей с задержкой речевого развития и оказания им логопедической помощи.
Abstract
The article highlights the problem of the formation of speech of preschool children in early childhood. The notion of "habilitation" is disclosed. The significance of early detection of children with a delay in speech development and providing them with speech therapy is grounded.
Ключевые слова: абилитация, задержка речевого развития, речь ребенка, факторы развития, коррекция, диагностика, дефект.
Keywords: habilitation, speech development delay, child speech, development factors, correction, diagnosis, defect.
В последние годы все большую обеспокоен- окружающем мире, отрицательно влияют на все ность специалистов вызывает увеличение количе- развитие ребенка, затрудняют общение, способ-ства детей раннего возраста с задержками речевого ствуют формированию негативных черт характера, развития. Отсутствие речи, в то время, когда ребе- появлению тревожности и нарушений поведения. нок должен уже говорить и накапливать знания об
Овладение языком - сложный, многосторонний процесс, развитие которого зависит от разнообразных факторов. Речь и способность общаться являются инструментами дальнейшего развития детей. Речь ребенка начинает формироваться, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат, достигнут определенного уровня развития, но даже при наличии этих признаков у многих детей речевое развитие запаздывает. Поэтому выявление детей с задержкой речевого развития, изучение причин недоразвития их речи, коррекция речевых недостатков являются одной из актуальных проблем в настоящее время.
Принимая во внимание природу дефекта и обусловленную структуру нарушения при задержке речевого развития, необходимо создавать такие условия, которые были бы необходимы и достаточны для устранения и предупреждения имеющегося отставания. В отечественной логопедии вопросами коррекции нарушений речи в раннем возрасте занимались многие автоы (Н.Н. Трауготт, Л.И. Белякова, Е. Н. Винарская, Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, О.Н. Усанова, Е.Ф. Архипова и др.), однако в массовой логопедической практике не достаточно представлены основные направления абилитационной помощи детям раннего возраста с задержкой речевого развития.
Исследуемая проблема актуальна еще и неготовностью основной массы учителей-логопедов к работе с данным контингентом воспитанников. Потому что логопедическая работа традиционно проводится чаще с детьми старшего дошкольного возраста.
Названные обстоятельства обуславливают необходимость решения этого аспекта в специальном дошкольном образовании, в изменении стратегии ранней логопедической работы с детьми двух-трехлетнего возраста с задержкой речевого развития, оказания им абилитационной помощи.
Термин абилитация применяется именно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы или болезни или еще чего-либо, а о первоначальном ее формировании [3].
Раннее детство - наиболее значимый этап с точки зрения психолого - педагогического воздействия. В раннем детстве происходит усвоение важнейших компонентов общечеловеческого опыта. Раннее начало коррекционно - педагогической работы является залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, коррекции первично нарушенных психических и моторных функций и профилактики вторичных отклонений в развитии. Причиной тому является пластичность мозга в раннем возрасте, чрезвычайная восприимчивость к внешним воздействиям. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с компетентно подобранными программами коррекции могут в значительной мере, а иногда и полностью, нейтрализовать действие первичного дефекта и повлиять на ход психофизического
развития ребенка в целом. Таким образом, ранняя диагностика и логопедическая абилитация открывают перспективы для оказания помощи ребенку в нужный момент его развития.
Чтобы речь детей с задержкой речевого развития полноценно развивалась, необходимо не только раннее выявление таких детей, вовремя оказанная помощь, но и правильное дифференцированное построение такой помощи, в зависимости от структуры нарушения. Часто сложно определить ведущую причину нарушения, так как точно судить о возможностях мозга ребенка в ранний период не представляется возможным даже специалистам.
Однако необходимо создать режим наибольшего благоприятствования развитию детей, учитывающий специфику возможностей каждого ребенка. Побуждать познавательный интерес, развивать коммуникативные и речевые возможности [2]. Включать в программу абилитации технологии одновременно направленные на развитие речевых, моторных, психических возможностей детей с задержкой речевого развития.
Занятия с логопедом или дефектологом по «запуску речи» обычно начинаются с детьми в возрасте двух лет. Перед педагогом стоит задача: повысить уровень речевого и психического развития ребенка. Педагог помогает развивать у ребенка речь, психические процессы, моторику, а также обучает родителей приемам коррекции, которые ежедневно нужно использовать самостоятельно на домашних занятиях.
Педагоги (логопед или дефектолог) проводят работу по развитию словаря и фразовой речи, позже проводится работа по коррекции звукопроизноше-ния, развитию фонематического восприятия и устранению элементов общего недоразвития речи.
Все коррекционные занятия в раннем возрасте проходят в игровой форме и по индивидуально составленному плану абилитации, в зависимости от характера речевого нарушения. В каждом конкретном случае необходимо составление индивидуальной программы абилитации. Можно выделить и основные направления абилитации, которые подойдут для всех детей с задержкой речевого развития, как функционального, так и органического характера [1].
В условиях раннего выявления отклонения в развитии ребенка и, соответственно раннего начала стимулирующего воздействия, трудно переоценить роль родителей. Главная роль в помощи детям принадлежит им. Ребенок с рождения и до поступления в дошкольное учреждение находится в семье. Общение с ребенком осуществляют все члены семьи. Общение - это всегда взаимодействие. У детей с задержкой речи часто не хватает этого взаимодействия. Очень важно проявление терпения со стороны взрослых во всех ситуациях взаимодействия: в режимных моментах, в играх и др. Ребенку важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
Занятия родителей со своими детьми позволяют решать задачи индивидуального обучения ребенка при условии активного участия различных
специалистов (врачей, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов). К сожалению, многие родители не готовы осуществлять такую помощь и думают, что речь у ребенка возникнет сама по себе. Поэтому разъяснительная работа и подробное изучение результатов диагностического обследования ребенка является определяющим моментом в формировании педагогической компетентности родителей.
Благоприятный прогноз при устранении задержки речевого развития у детей зависит от многих факторов: причин речевого недоразвития, своевременности и правильности психолого-медико-педагогической абилитации. Поэтому при разных типах задержки речевого развития важно их раннее выявление, обследование, дифференциальная диа-
гностика, постановка диагноза и выбор необходимых методов ранней абилитациидетей с задержкой речевого развития.
Список литературы
1. Карелина И.Б. Комплексная абилитация неговорящих детей раннего возраста: Монография.
- Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017. - С.130.
2. Реуцкая О.А. Развитие речи плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - С.6.
3. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений /Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова идр.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательсктй центр «Академия», 2000.
- с.14.