ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Специальное образование. 2023. № 2 (70). Special Education. 2023. No 2 (70).
УДК 3 76.3 7-053 "465.00/.07"
ББК Ч457.091 ГСНТИ 14.29.29
Анна Алексеевна Алмазоваш Инна Ивановна Панченко-Миль2н
НЕЙРООНТОРЕФЛЕКТОРНЫЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1 Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, aa.almazova@mpgu.su
2 независимый исследователь, panchenko. gmail@gmail.com
Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения речевого дизонто-генеза и определения эффективных способов преодоления его нарушений у детей раннего возраста. Авторами раскрываются методологические основания, на которых базируется междисциплинарный нейроонторефлек-торный подход к коррекции речевых нарушений. Результатом анализа исследовательских трудов и собственных практических достижений стала предлагаемая авторами трактовка понятия задержки речевого развития как дизонтогенеза речевых рефлексов и представленная в статье методика проведения логопедической работы с неговорящими детьми, разработанная известным логопедом И. И. Панченко-
Код ВАК 5.8.3
Anna A. Almazova1H Inna I. Panchenko-Miehl2H
NEURO-ONTO-REFLEX APPROACH TO OVERCOMING SPEECH DELAY IN THE SYSTEM OF LOGOPEDIC INTERVENTION
1 Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, aa.almazova@mpgu.su
2 independent researcher, panchenko. gmail@gmail.com
Abstract. The article studies speech dysontogenesis and works out efficient ways of overcoming its consequences in children at an early age. The authors describe the methodological foundations on which the interdisciplinary neuro-onto-reflex approach to the rehabilitation of speech disorders is based. As a result of analysis of scholarly papers and based on their own practical achievements, the authors of the article suggest an interpretation of the concept of speech delay as dysontogenesis of speech reflexes. The study presents the methods of conducting logopedic support for non-speaking children, developed by the famous speech therapist I.I. Panchenko-Miehl. It describes the sequence of logopedic work using the
© Алмазова А. А., Панченко-Миль И. И., 2023
Миль; описана последовательность проведения логопедической работы по методу доречевых отношений — «ДО» (патент № RU 2 741 863 а), который обеспечивает создание психофизиологических условий для быстрой стимуляции у ребенка в возрасте 2-5 лет ранних речевых рефлексов и отталкивается от вызова спонтанной физиологической произносительной реакции с постепенным переходом к текстам на заключительном этапе; охарактеризованы перспективы и потенциал внедрения данного метода в профессиональную деятельность логопедов. Применение данного метода позволит существенно повысить эффективность логопедической работы с неговорящими детьми раннего и младшего дошкольного возраста, в том числе за счет активного включения родителей в коррекционный процесс. Предлагаемое авторами осмысление проблемы речевого дизон-тогенеза и его преодоления оказывает влияние и на определение задач и содержания программ подготовки логопедов.
Ключевые слова: дошкольная логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, младшие дошкольники, ранний возраст, языковая способность, речевые рефлексы, коммуникативные реакции, речевой дизон-тогенез, детская речь, развитие речи, логопедическое воздействие, нейро-онторефлекторный подход, задержка речевого развития.
Информация об авторах: Алмазо-ва Анна Алексеевна, доктор педагогических наук, директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии, МПГУ; 119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 88, к. 741.
method of pre-speech relations — "DO" (patent № RU 2 741 863 C1), which allows creating psycho-physiological conditions for rapid stimulation of early speech reflexes in a child aged 2-5 years and starts from initiation of a spontaneous physiological pronunciation response with a gradual transition to texts at the final stage. It also characterizes the prospects and potential for the introduction of this method in the professional activity of logopedists. The application of this method may significantly increase the efficiency of logopedic support for non-speaking children at an early and junior preschool age, specifically through the active engagement of parents in the rehabilitation process. The authors' understanding of the problem of speech dysontogenesis and its overcoming has an impact on design of the tasks and the content of student training programs in logopedics.
Keywords: preschool logopedics, speech disorders, children with speech disorders, junior preschoolers, early age, linguistic ability, speech reflexes, communicative responses, speech dysonto-genesis, children's speech, speech development, logopedic intervention, neuro-onto-reflex approach, speech delay.
Author's information: Almazova Anna A., Doctor of Pedagogy, Head of Logopedics Department, Director of the Institute of Childhood, Moscow State Pedagogical University (MSPU), Moscow, Russian Federation.
Панченко-Миль Инна Ивановна, кандидат педагогических наук, Москва, Россия.
Для цитирования: Алмазова, А. А. Ней-роонторефлекторный подход к преодолению задержки речевого развития в системе логопедического воздействия / А. А. Алмазова, И. И. Панченко-Миль. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 2 (70). — С. 5-15.
Современная система образования ориентирована на оказание ранней абилитационной помощи детям с нарушениями развития и рисками возникновения таких нарушений. В систему абилитации включаются клинический, коррек-ционно-педагогический, психолого-педагогический и социальный аспекты. Внимание в государственных документах и научно -методических разработках обращается также на необходимость разработки и внедрения социально-психологической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, включая обучение родителей методам аби-литационной помощи детям в домашних условиях.
Проблема речевого развития при этом рассматривается как основополагающая. Формирование «человека говорящего», языковой личности раскрывается в современных антропоцентрических исследованиях разных наук как процесс, начинающийся с момента появления ребенка на свет [1; 5; 10].
Создаваемые разработки кор-рекционно-развивающей направ-
Panchenko-Miehl Inna I., Candidate of Pedagogy, Moscow, Russia.
For citation: Almazova, A. A., & Panchenko-Miehl, I. I. (2023). Neuro-onto-reflex Approach to Overcoming Speech Delay in the System of Logopedic Intervention. Special Education, 2(70), pp. 5-15. (In Russ.)
ленности строятся на различных научных и методических основаниях. Однако на первый план часто выходит движение в сторону психолого-социальной адаптации, основанное на активности педагога. Активность ребенка при этом представляется как развитие его сознательности, осознанного участия в обучении, что для раннего возраста представляется нецелесообразным и в целом маловероятным.
Опора на идеи И. П. Павлова [18] и И. М. Сеченова [24] позволяет определить развитие психики через рефлекторную и условно-рефлекторную деятельность. Труды А. Г. Иванова-Смоленского [12], Н. И. Красногорского [15], М. М. Кольцовой [14] и других раскрывают представления о единстве становления и функционирования второй и первой сигнальных систем. При этом авторы отмечают, что для речевого развития важнейшую роль играют сигналы, непосредственно воспринимаемые ребенком; исследованиями определяется ведущая роль наглядности, которая
представляет собой не ряд предметов, изображений и т. д., а совокупность слуховых (интонации), визуальных (мимика), речедвига-тельных (артикуляция) образцов. Доречевой период, период «протоя-зыка», по определению Е. И. Исе-ниной, представляет собой не просто один из этапов речевого онтогенеза, а является той основой, от которой отталкивается развивающаяся речь [13].
Развертывание совокупности биологически заданных особенностей на основе внешних стимулов, накопление чувственных (сенсорных) образов, становление неосознанного «эмоционального отражения» [9] как основы для последующего формирования логической организации речи — тот онтогенетический фон, на котором запускается механизм вербализации и возникает картина ре-чеязыкового развития [7; 17]. В этой картине значительное место отводится становлению интенции и мотивации устной речи и коммуникации в целом.
В настоящее время статистика и наблюдения специалистов показывают наличие большого числа детей с задержкой речевого развития (ЗРР) и общим недоразвитием речи (ОНР). Дети, не владеющие речью к 3, а тем более к 5 годам, даже при наличии сохранного физического слуха и интеллекта, имеют выраженные в разной степени формы личност-
ной эмоциональной дезадаптации в общении, нарушения эмоционально-поведенческого реагирования и др. Их взаимодействие с людьми в основном имеет характер отрицательных отношений [16; 22; 23; 26].
Несвоевременное, запоздалое начало коррекционной работы с детьми, имеющими ЗРР, чаще всего приводит к тому, что у них сохраняются или с трудом преодолеваются нарушения формирования языковой способности и дефицитарность мотивационно-рефлективных компонентов коммуникации; симптомы речеязы-ковой недостаточности в дальнейшем проявляются в сложных формах речевой деятельности, обнаруживаются в процессе становления и осуществления мета-языковой деятельности. Перспектива школьного обучения в таких случаях часто оказывается связана с освоением адаптированных образовательных программ.
Неэффективным оказывается и использование в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста методов и приемов обучения, разработанных для более старших детей (5-7 лет). Ориентация на сознательный подход к развитию речевой деятельности, использование методов активизации речи, основанных на произвольном обучении (целенаправленное выполнение упражнений детьми раннего воз-
раста) в своей основе не соответствуют законам онтогенетического созревания языковой способности. Известно, что в онтогенезе речь организуется врожденными речевыми механизмами и осуществляется спонтанно, без усилий и без сознательного анализа речевой продукции.
Сложность преодоления задержки речевого развития приводит к тому, что коррекционная психолого-педагогическая и логопедическая работа, обеспечивающая достижение приемлемой для общения речепроизноситель-ной активности детей и их коммуникативно-речевой адекватности, становится длительным, иногда многолетним процессом.
В современной логопедии активно осуществляется поиск новых путей, оптимальных оснований для преодоления ЗРР. При этом в логопедической теории и практике недостаточно внимания уделяется одновременному развитию психологических и физиологических механизмов речи у детей раннего возраста.
Идеи метода нейроонторефлек-торной (нейро-онто-рефлекторной) логотерапии находятся в рамках рефлекторного обоснования развития психической деятельности человека, отраженного в трудах П. К. Анохина [2], Н. А. Бернш-тейна [3], В. М. Бехтерева [4], Е. И. Бойко [6], С. М. Доброгаева [11], И. П. Павлова[18], И. М. Се-
ченова [24], Т. Н. Ушаковой [25], С. Н. Цейтлин [27] и других ученых. Понимание становления психики через рефлексы дает возможность нового методологического обоснования путей и способов оказания ранней помощи детям с отклонениями в речевом развитии.
Известным советским и российским логопедом И. И. Панченко-Миль предложена работа по методу, названному ею «ДО» («До-речевые отношения») [19]. Метод запатентован в Российской Федерации (патент № RU 2 741 863 С1). Использование этого метода, как показывает многолетний опыт автора, позволяет в быстрые сроки перевести детей раннего возраста с нарушениями созревания речевых функций на путь нормального речевого развития. Работа логопеда при этом направлена на спонтанное раскрытие потенциальных речевых возможностей ребенка раннего возраста с 3РР, базируется на использовании ресурсов врожденной языковой способности и предполагает постоянную фоновую психокоррекцию поведения ребенка и активизацию его сенсомоторных ощущений.
Согласно автору, значение используемого в теории и практике логопедии термина «задержка речевого развития» может быть конкретизировано и уточнено через патогенетическое
обоснование сущности этого расстройства — дизонтогенез речевых рефлексов. Таким образом распространенное логопедическое заключение (ЗРР) получает новое смысловое оформление.
Метод «ДО» обеспечивает создание психофизиологических условий для быстрой стимуляции у ребенка в возрасте 2-5 лет ранних речевых рефлексов. Согласно полученным И. И. Панченко-Миль данным, онтогенетический этап естественного проявления этих рефлексов может быть повторен с помощью арт-логотерапевтической и сенсомоторной практики в до-речевом периоде с последующим переходом ребенка к умению пользоваться словом. Метод «ДО» построен на естественной интен-циональной склонности ребенка воспринимать смысл, значение и слово. Уже после первых занятий от ребенка можно получить эффект спонтанного самостоятельного произнесения (гуление, лепет, мелодическое пение или аморфная речь).
Этапы работы при использовании методики «ДО» могут быть представлены следующим образом.
1-й этап — вызывание спонтанной физиологической произносительной реакции. Логопед воспроизводит звуковые комплексы, используя необычную вокализацию, энергичное интонирование, что привлекает вни-
мание ребенка, побуждает его вслушиваться. Спустя некоторое время ребенок рефлекторно может повторить прослушанные вокализации, напоминающие гуление и лепет. Активируясь в дальнейшем, такие реакции составляют условно-рефлекторную базу для развития артикуляционной подвижности речевого аппарата. Эта база строится на памяти этапов раннего онтогенетического созревания произносительных действий.
Отметим, что феномен воспроизводства вокализаций младенческого возраста, появление первичных врожденных речевых реакций в более поздних возрастных периодах был еще в конце ХХ в. зафиксирован и представлен в невролого-лингвистическом описании Е. Н. Винарской, в том числе со ссылкой на опыт занятий И. И. Панченко: «...ребенок, достигший 10-летнего возраста, не только сохранил способность воспроизводить врожденные подкорковые (стриарные и палли-дарные) синергии, но и воспроизводит их в первозданном социально нерегламентированном виде...» [8, с. 73].
Активировав таким образом спонтанный механизм речевых рефлексов, логопед, пользуясь приемами суггестивной логоте-рапии, постепенно переводит слухо-произносительные реакции ребенка на отраженную имприн-тинговую подвижность.
Специальная акустика и просодическая характеристика звучащей речи родителей и логопеда усваивается ребенком спонтанно. У него есть рефлекторно обусловленная необходимость произносить слоги, звукокомплексы и появившиеся аморфные слова так, как он их слышит и чувствует, что демонстрирует освоение генетического признака языка — членораздельности его звукового оформления (А. А. Потебня) [21, с. 201].
Таким образом, на первом этапе вызывания спонтанной речевой реакции в речевой памяти ребенка бессознательно закладываются основы просодики речи, что очень быстро стимулирует появление первых псевдослов и слов.
Вся логотерапевтическая работа на первом этапе происходит в специально организованном общении, в котором отсутствует сознательность и произвольность действий ребенка, принятые в традиционной логопедии.
2-й этап связан с развитием произносительной активности. Внимание логопеда фиксируется на качестве произносимого звука, для чего используется способ специальной вокализации и фо-нетико-фонематического различения звукокомплексов. На этом этапе подключаются родители ребенка, которые тренируют у него необходимые произносительные
реакции, используя специальные рекомендации логопеда.
На 3-м этапе работы аморфность восприятия звукокомплек-сов заменяется структурированностью. На этом этапе используется интонирование коротких фраз с утрированным произнесением грамматических элементов, нарочитым изменением мелодики и интонационных конструкций.
Работа на 4-м этапе обеспечивает развитие речевой деятельности через специально выстроенную и целенаправленно приспособленную к возрасту ребенка программу психосемантического погружения в тексты. При этом подключается совместная со взрослым предметно-практическая деятельность.
При использовании метода «ДО» речевые рефлексы у детей с ЗРР стимулируются, как и в раннем онтогенезе, специальным довербальным паралингвистиче-ским общением на фоне телесно-эмоциональной кинезиотерапии и стимуляции ранних коммуникативных реакций эмоционально-положительного общения. При таком подходе удается затормозить невротические реакции ребенка, снизить гиперактивность, изменить отрицательную психологическую адаптацию к нормам социально нормального общения. Важной составляющей является работа с родителями, обеспечивающая понимание ими психоло-
го-педагогических принципов общения с ребенком раннего и младшего дошкольного возраста. Подобная работа может быть осуществлена логопедом в различных институциональных условиях, а также родителями в семейном пространстве [20].
Методика «ДО» показывает результаты в виде быстрого, спонтанного, творческого овладения детьми речевой способностью без применения приемов произвольного обучения. Перспектива научного исследования в данном направлении просматривается в детализации параметров и критериев эффективности методики и системной качественно-количественной обработке и презентации результатов ее применения.
Однако уже имеющиеся описания, представленные результаты со всей очевидностью свидетельствуют о том, что сложная, многоуровневая абилитационная работа логопеда по методу «ДО» представляет собой искусство лого-психотерапевтической помощи, благодаря которому можно достичь спонтанного пробуждения речи у ребенка и вернуть его к нормальному онтогенетическому процессу созревания психики и речи. В этом приоритет данной методики в сравнении с другими коррекционными подходами.
Представляемая методика требует расширения профессио-
нальной компетенции логопеда. Коррекционная работа специалиста должна включать приемы педагогической и семейной психотерапии, телесно ориентированной кинезиотерапии. Логопедическое мастерство неразрывно связано с владением техникой речи, искусством вокализации, приемами ораторского мастерства, способами «погружения» в образ (по К. С. Станиславскому). Все перечисленные направления решения профессиональных задач должны быть интерпретированы с позиций логопедии, что предполагает глубокое понимание ее клинических, психологических, лингвистических и педагогических основ.
Внедрение в логопедическую практику новых концепций, методик и технологий, к которым относится и предложенный И. И. Пан-ченко-Миль метод «ДО», требует от специалиста внимания не только к овладению специфическими приемами работы, но и к формированию собственной мировоззренческой позиции, освоению научной картины мира, творческого отношения к профессии.
Литература
1. Алмазова, А. А. Возможности реализации антропоцентрического подхода к освоению языка в современной логопедии / А. А. Алмазова. — Текст : непосредственный // Наука и школа. — 2019. — № 1. — С. 78-83.
2. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. —
Москва : Книга по требованию, 2021. — 450 с. — Текст : непосредственный.
3. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. — Москва : Медицина, 1966. — 350 с. — Текст : непосредственный.
4. Бехтерев, В. М. Феномены мозга. Авторский сборник / В. М. Бехтерев. — Москва : АСТ, 2019. — 384 с. — Текст : непосредственный.
5. Богин, Г. И. Языковая личность школьника как формат для определения успешности его филологической подготовки : пособие для методиста и учителя. Вып. 1 / Г. И. Богин. — Тверь : Тверь, 1998. — 82 с. — Текст : непосредственный.
6. Бойко, Е. И. Механизмы умственной деятельности / Е. И. Бойко. — Москва : [б. и.], 2002. — 687 с. — Текст : непосредственный.
7. Браудо, Т. Е. Онтогенез речевого развития / Т. Е. Браудо, М. Ю. Бобылова, М. В. Казакова. — Текст : электронный // Русский журнал детской неврологии. — 2017. — № 1. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ontogenez-rechevogo-razvitiya (дата обращения: 10.08.2022).
8. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии : периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка : кн. для логопеда / Е. Н. Винарская. — Москва : Просвещение, 1987. — 159 с. — Текст : непосредственный.
9. Гонзалес, А. Фрейд в Выготском. Бессознательное и язык / А. Гонзалес. — Текст : непосредственный. // Культурно-историческая психология. — 2007. — Т. 3. — № 1. — С. 114-120.
10. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольдт ; пер. с нем. яз. под ред. и с предисл. Г. В. Рамишвили. — 2-е изд. — Москва : Прогресс, 2000. — 396 с. — Текст : непосредственный.
11. Доброгаев, С. М. Речевые рефлексы : труды Лаборатории физиологии речи Академии наук СССР / С. М. Доброгаев ; Акад. наук СССР. — Москва ; Ленинград : 1-я тип. изд-ва Акад. наук СССР, 1947. — 143 с. — Текст : непосредственный.
12. Иванов-Смоленский, А. Г. Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности : (по данным И. П. Павлова и его школы) / А. Г. Иванов-Смоленский. — Москва : Изд-во и тип. Медгиза, 1949. — 288 с. — Текст : непосредственный.
13. Исенина, Е. И. Теория и методика развития речи у детей. Дословесный период : учебное пособие для вузов / Е. И. Исенина. — 2-е изд., стер. — Москва : Юрайт, 2022. — 149 с. — Текст : непосредственный.
14. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить: М. М. Кольцова. Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова ; М. С. Ру-зина. — Екатеринбург : У-Фактория, 2006. — 224 с. — Текст : непосредственный.
15. Красногорский, Н. И. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных / Н. И. Красногорский. — Москва : Медгиз, 1954. — 488 с. — Текст : непосредственный.
16. Леонова, А. В. Задержка речевого развития в раннем детском возрасте: факторы риска, коморбидная патология и пути эффективной реабилитации / А. В. Леонова. — Текст : непосредственный // Университетская медицина Урала. — 2019. — Т. 5. — № 1 (16). — С. 46-48.
17. Медведев, Д. А. Онтогенез вербального отражения действительности : 19.00.13 «Психология развития, акмеология» : авто-реф. дисс. ... д-ра психол. наук / Медведев Дмитрий Алексеевич ; РГПУ им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2006. — 48 с. — Текст : непосредственный.
18. Павлов, И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга / И. П. Павлов. — Москва : Либроком, 2010. — 790 с. — Текст : непосредственный.
19. Панченко-Миль, И. И. Метод «ДО». Быстрое развитие речи у неговорящих детей. Нейро-онто-рефлекторная логопедия / И. И. Панченко-Миль. — Москва : Минута Принт Медиа, 2018. — 142 с. — Текст : непосредственный.
20. Панченко-Миль, И. И. Трудные дети — трудные родители. Новый взгляд на речевое воспитание / И. И. Панченко-Миль. — Москва : Свет, 2015. — 208 с. — Текст : непосредственный.
21. Потебня, А. А. Полное собрание трудов: мысль и язык / А. А. Потебня ; подготовка текста Ю. С. Рассказова и О. А. Сычева ; комментарии Ю. С. Рассказова. — Москва : Лабиринт, 1999. — 300 с. — Текст : непосредственный.
22. Приходько, О. Г. Познавательное и речевое развитие в системе коррекцион-но-развивающей помощи детям раннего возраста / О. Г. Приходько, О. В. Югова. — Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2019. — № 1. — С. 49-56.
23. Раева, Т. В. Задержка речевого развития и эмоционально-поведенческие проблемы у детей раннего возраста : обзор литературы / Т. В. Раева, А. В. Леонова. — Текст : непосредственный // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. — 2018. — Т. 9. — № 4. — С. 590-598.
24. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов — Москва : [б. и.], 1961. — 510 с. — Текст : непосредственный.
25. Ушакова, Т. Н. Рождение слова: проблемы психологии речи и психолингвистики / Т. Н. Ушакова. — Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. — 524 с. — Текст : непосредственный.
26. Фуреева, Е. П. Логопедическая аби-литация как форма помощи в развитии речи в раннем детском возрасте / Е. П. Фуреева, Н. С. Алпатова. — Текст : непосредственный // The Scientific Heritage. — 2021. — № 58-3 (58). — С. 39-42.
27. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи : учеб. пособие для студентов вузов / С. Н. Цейтлин. — Москва : Владос, 2000. — 238 с. — Текст : непосредственный.
References
1. Almazova, A.A. (2019). Vozmozhnosti realizacii antropocentricheskogo podxoda k osvoeniyu yazy'ka v sovremennoj logopedii [Possibilities of implementing an anthropo-centric approach to language development in modern speech therapy]. Nauka i shkola, 1, 78-83. (In Russ.)
2. Anoxin, P.K. (2021). Ocherki po fiziolo-gii funkcionafny'x sistem [Essays on the
physiology of functional systems]. Moscow: Kniga po Trebovaniyu, 450 p. (In Russ.) 3. Bernshtejn, N.A. (1966). Ocherki po fi-ziologii dvizhenij i fiziologii aktivnosti [Essays on the physiology of movements and physiology of activity]. Moscow: Medicina, 350 p. (In Russ.)
4. Bexterev, V.M. (2019). Fenomeny' mozga Avtorskij sbornik [Phenomena of the brain. Author's collection]. Moscow: AST, 384 p. (In Russ.)
5. Bogin, G.I. (1998). Yazy'kovaya lich-nost' shkofnika kak format dlya opredele-niya uspeshnosti ego filologicheskoj podgo-tovki. Posobie dlya metodista i uchitelya. Vy'pusk 1 [Linguistic personality of a schoolboy as a format for determining the success of his philological training. Manual for methodologist and teacher]. Tver': Tver', 82 p. (In Russ.)
6. Bojko, E. I. (2002). Mexanizmy' umst-vennoj deyatel'nosti [Mechanisms of mental activity]. Moscow, 687 p. (In Russ.)
7. Braudo, T.E., Boby'lova, M.Yu., & Ka-zakova, M.V. (2017). Ontogenez rechevogo razvitiya [Ontogeny of speech development]. Russkij zhurnal detskoj nevrologii, 1. Retrieved Aug. 10, 2022, from https://cyberle ninka.ru/article/n/ontogenez-rechevogo-razvi tiya (In Russ.)
8. Vinarskaya, E.N. (1987). Rannee reche-voe razvitie rebenka i problemy' defektologii : Periodika rannego razvitiya. E'mocion. predposy 'lki osvoeniya yaz. : Kn. dlya logo-peda [Early speech development of the child and problems of defectology: Periodicals of early development. Emotional. Prerequisites for mastering the language]. Moscow: Pro-sveshhenie, 159 p. (In Russ.)
9. Gonzales, A. (2007). Frejd v Vy'gots-kom. Bessoznatel'noe i yazy'k [Freud in Vy-gotsky. Unconscious and language]. Kul'turno-istoricheskaya psixologiya, 5(1), 114-120. (In Russ.)
10. Gumbol'dt, V. fon. (2000). Izbranny'e trudy' po yazy'koznaniyu [Selected Works on Linguistics]. Moscow: Progress, 396 p. (In Russ.)
11. Dobrogaev, S. M. (1947). Rechevy'e refleksy' [Speech reflexes]. Moscow, Lenin-
grad: 1-ya tip. Izd-va Akad. nauk SSSR, 143 p. (In Russ.)
12. Ivanov-Smolenskij, A. G. (1949). Ocherki patofiziologii vy 'sshej nervnoj deyatel 'nosti : (Po danny'm I. P. Pavlova i ego shkoly') [Essays on the Pathophysiology of Higher Nervous Activity]. Moscow: Izd-vo i tip. Med-giza, 288 p. (In Russ.)
13. Isenina, E. I. (2022). Teoriya i metodika razvitiya rechi u detej. Doslovesny'j period [Theory and methods of speech development in children. Dosloveshny period]. Moscow: Izdatel'stvo Yurajt, 149 p. (In Russ.)
14. Kol'czova, M.M. (2006). Rebenok uchit-sya govorit' [The child is learning to speak]. Ekaterinburg: U-Faktoriya, 224 p. (In Russ.)
15. Krasnogorskij, N.I. (1954). Trudy' po izucheniyu vy'sshej nervnoj deyatel'nosti cheloveka i zhivotny'x [Works on the study of higher nervous activity of man and animals]. Moscow: Medgiz, 488 p. (In Russ.)
16. Leonova, A.V. (2019). Zaderzhka re-chevogo razvitiya v rannem detskom voz-raste: faktory' riska, komorbidnaya patolo-giya i puti e'ffektivnoj reabilitacii [Delayed speech development in early childhood: risk factors, comorbid pathology and ways of effective rehabilitation]. Universitetskaya medicina Urala, 5(1(16)), 46-48. (In Russ.)
17. Medvedev, D.A. (2006). Ontogenez ver-bal'nogo otrazheniya dejstvitel'nosti [Ontogeny of verbal reflection of reality] [Abstract. of Dis. of Dr of Psychology]. St. Petersburg, 48 p. (In Russ.)
18. Pavlov, I.P. (2010) Lekcii o rabote bol'-shix polusharij golovnogo mozga [Lectures on the work of large hemispheres of the brain]. Moscow: Librokom, 790 p. (In Russ.)
19. Panchenko-Mil', I.I. (2018). Metod «DO». By'stroe razvitie rechi u negovorya-shhix detej. Nejro-onto-reflektornaya logope-diya [Method "DO". Rapid development of speech in non-speaking children. Neuro-onto-reflex logopedics]. Moscow: Minuta Print Media, 142 p. (In Russ.)
20. Panchenko-Mil', I.I. (2015). Trudny'e deti — trudny'e roditeli. Novy'j vzglyad na rechevoe vospitanie [Difficult children — difficult parents. A new look at speech education]. Moscow: Svet, 208 p. (In Russ.)
21. Potebnya, A.A. (1999). Polnoe sobranie trudov: My'sl' i yazy'k [Complete collection of works: Thought and language]. Moscow: Labirint, 300 p. (In Russ.)
22. Prixod'ko, O.G., & Yugova, O.V. (2019). Poznavatel'noe i rechevoe razvitie v sisteme korrekcionno-razvivayushhej pomoshhi detyam rannego vozrasta [Cognitive and speech development in the system of correctional and developmental assistance to children of early age]. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya, 1, 49-56. (In Russ.)
23. Raeva, T.V., & Leonova, A.V. (2018). Zaderzhka rechevogo razvitiya i e'mocional'no-povedencheskie problemy' u detej rannego vozrasta. Obzor literatury' [Delayed speech development and emotional-behavioral problems in young children. Review of literature]. Psixiatriya, psixoterapiya i kliniches-kayapsixologiya, 9(4), 590-598. (In Russ.)
24. Sechenov, I. M. (1961). Refleksy' golovnogo mozga [Reflexes of the brain]. Moscow, 510 p. (In Russ.)
25. Ushakova, T. N. (2011). Rozhdenie slova: Problemy ' psixologii rechi i psixolin-gvistiki [The birth of words: Problems of psychology of speech and psycholinguistics]. Moscow: Institut psixologii RAN, 524 p. (In Russ.)
26. Fureeva, E.P., & Alpatova, N.S. (2021). Logopedicheskaya abilitaciya kak forma po-moshhi v razvitii rechi v rannem detskom vozraste [Logopedic habilitation as a form of assistance in the development of speech in early childhood]. The Scientific Heritage, 58-3(58), 39-42. (In Russ.)
27. Cejtlin, S. N. (2000). Yazy'k i rebenok : Lingvistika detskoy rechi [Language and Child : Linguistics of Children's Speech]. Moscow: Vlados, 238. (In Russ.)