Научная статья на тему 'Абдуллина Г. В. , Сюй Жун. Метаморфозы вальса в русской музыке XIX века'

Абдуллина Г. В. , Сюй Жун. Метаморфозы вальса в русской музыке XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Абдуллина Г. В. , Сюй Жун. Метаморфозы вальса в русской музыке XIX века»

Абдуллина Г.В., СюйЖун

МЕТАМОРФОЗЫ ВАЛЬСА В РУССКОЙ МУЗЫКЕ

XIX ВЕКА4

Abdullina G.V., SyuyZhun Waltz metamorphoses in the russian music of the XIX century

Вальсом назывался крестьянский танец, возникший в XVIII столетии на основе народных танцев Австрии и юга Германии. К началу XIX в. он занял прочное место среди популярных в Вене и Париже бальных танцев. Большой вклад в популяризацию вальса сделали Иоганн Штраус-отец и его сыновья, особенно Иоганн Штраус-младший, которого называли «королем вальсов».

Появление вальса в Российской империи в XVIII в. не было одобрено Екатериной II, а Павел, взойдя на престол, запретил его танцевать, и практически до 1830 г. для русского двора он был недоступен. Однако вскоре после Отечественной войны 1812 г. под влиянием французской музыкальной культуры, и особенно после Венского конгресса (1814-1815) вальс стал одним из популярных и любимых танцев, заняв главенствующее место в культуре провинциальных и столичных балов.

К началу XIX в. в России существовало уже несколько разновидностей вальса, среди которых большое распространение получили

* Абдуллина Г.В., Сюй Жун. Метаморфозы вальса в русской музыке XIX века // КиберЛенинка. - Режим доступа: Ьйр5://суЬег1ешпка.ги/а111с1е/п/те1атог1?02у-уа15а-у-гш5коу-ти2уке-х1х-уека

Абдуллина Г.В., СюйЖун

спокойно-плавный, неторопливый немецкий вальс и достаточно подвижный французский. На балах также танцевали венский и венгерский вальсы. К концу столетия были популярны вальс-менуэт и вальс-галоп.

В русской музыкальной культуре вальс прошел большой путь развития - от любительского бытового музицирования, как это было в творчестве поэта, драматурга и дипломата A.C. Грибоедова, до поэтически обогащенного и развитого симфонического или концертного сочинения - в творчестве М. Глинки, П. Чайковского, А. Аренского,

A. Глазунова, А. Скрябина. Однако первым классическим вальсом в России по праву считается «Вальс-фантазия» Глинки.

Особенностью русских вальсов была тесная взаимосвязь вокальных и танцевальных жанров, включаемых в циклические фортепианные композиции. Излюбленной музыкально-поэтической формой стал вальс для русского писателя-символиста В. Гофмана, чему ярким примером является его стихотворение «Летний бал», выразившее мечту поэта о гармонии и красоте именно в вальсовом кружении бального танца.

Влияние танца испытали в своем творчестве А. Белый и А. Блок, М. Волошин и В. Маяковский. Благодаря русским композиторам и поэтам русский вальс превратился в самобытное национальное явление, отмеченное подлинной народной интонационностью. Салонный танец в творчестве отечественных композиторов часто становится психологически тонким вальсом-портретом или вальсом-признанием, полным то бурных и восторженных дифирамбов, то тонких и проникновенных лирических высказываний.

Вальс-портрет с тонкими интонационно-ритмическими нюансами характерен для вокального творчества А. Алябьева. В пример можно привести его вокальную обработку вальса австрийского композитора

B. Галленберга, на музыку которого русский композитор положил стихотворение «Увы, зачем она блистает» А. Пушкина. Стоит подчеркнуть особую роль творчества Пушкина как важного фактора, обусловившего расцвет не только вокальной лирики, но и оперно-театральных и симфонических жанров.

Ритм вальса получил многообразное воплощение в бытовой русской лирике, например, в народных городских песнях широкого дыхания с напевной кружащейся мелодикой и ритмом вальса. В XIX

Метаморфозы вальса в русской музыке

столетии как европейские, так и русские композиторы вводят вальс в оперу и балет, симфонические полотна и концерты, где он играет огромную драматургическую роль. Темы вальса часто использовал Чайковский в своих оперных и балетных и симфонических произведениях. Именно Чайковский поднял вальс до уровня философских размышлений и широких обобщений. Вальсовый ритм, вошедший в русский романс, бытовую музыку, цыганскую песню, стал для Чайковского одной из излюбленных интонаций его музыкальной речи.

Обращались к вальсу С. Танеев, А. Лядов, А. Аренский, А. Рубинштейн, Ц. Кюи, А. Глазунов. В более поздний исторический период - на рубеже Х1Х-ХХ вв. к жанру вальса обращались А. Скрябин, С. Рахманинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович, И. Стравинский.

Претерпевая значительные преобразования, вальс из скромной камерной миниатюры начала XIX в. в конце столетия представлен масштабными концертно-симфоническими полотнами. Русские композиторы использовали этот жанр не только в вокальной и фортепианной миниатюре, но и включили его в симфонические циклы и оперно-балетные спектакли, где он играет определенную драматургическую роль.

Фетисова Т.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.