Научная статья на тему 'А.В. ЗАТАЕВИЧ – ОСНОВОПОЛОЖНИК КАЗАХСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ'

А.В. ЗАТАЕВИЧ – ОСНОВОПОЛОЖНИК КАЗАХСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
фортепиано / искусство / этнограф / пианизм как искусство.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нурмағамбет Т.А.

В статье приведена исследования творческого пути композитора, этнографа. А также представлен сборник фортепианных пьес композитора, пианиста А.В.Затаевича. Сборник фортепианных пьес А.В.Затаевича проложить путь к развитию профессионального фортепианного искусства Казахстана. Анализу и исследованию из сборника пьес посвящены «Қарғам-ау», «Балқадиша» , « Ақдарига-ай», «Адасқан». Сделан исполнительский анализ. Статья преследует цель: отдать дань памяти крупнейшему представителю культуры и искусства Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А.В. ЗАТАЕВИЧ – ОСНОВОПОЛОЖНИК КАЗАХСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ»

А.В. ЗАТАЕВИЧ - ОСНОВОПОЛОЖНИК КАЗАХСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ

НУРМАГАМБЕТ Т.А.

Республика Казахстан, город Тобыл, Детская музыкальная школа, преподаватель по классу

фортепиано

Анотация. В статье приведена исследования творческого пути композитора, этнографа. А также представлен сборник фортепианных пьес композитора, пианиста А.В.Затаевича. Сборник фортепианных пьес А.В.Затаевича проложить путь к развитию профессионального фортепианного искусства Казахстана.

Анализу и исследованию из сборника пьес посвящены «Каргам-ау», «Балцадиша», <<Ацдарига-ай», «Адасцан». Сделан исполнительский анализ.

Статья преследует цель: отдать дань памяти крупнейшему представителю культуры и искусства Казахстана.

Ключевые слова: фортепиано, искусство, этнограф, пианизм как искусство.

Особое значение для истории казахской музыки 20-х начала 30-х годов имела деятельность Александра Викторовича Затаевича (1869-1936гг.). В этом году юбилейная дата - 155 лет исполняется. 1-ый международный фестиваль им А. Затаевича, состоялся в Республиканской казахской специализированной музыкальной школе-интернате для одарённых детей имени А. Жубанова в 2006 году.

Огромное влияние на становление на становление на профессиональный путь Ахмета Куановича Жубанова сыграл именно А. Затаевич.

Изучив сборник «100 песен казахского народа» А. Затаевича, вошедшего в золотой фонд музыкальной культуры народа, в дальнейшем А. Жубанов серьёзно задумывается о систематическом профессионально-музыкальном образовании. «Короче говоря, - вспоминает он,- знакомство с Затаевичем, ещё заочное, через его сборник казахских песен, на 90 процентов решило мою дальнейшую судьбу, и спустя каких-нибудь пять-шесть месяцев я был уже в поезде, направляющемся в Ленинград. [1, 13].

В своей монографии «Соловьи столетий» академик А. Жубанов исследуя и обобщая идейно-художественный опыт народных певцов - композиторов в создании песенной культуры казахского народа и рассматривая её с точки зрения исторического развития, утверждает, что вся многогранная жизнь народа запечатлена в музыке. Он с большой любовью говорит о титанических трудах А.В. Затаевича, при том отмечает, что «этнограф оставил бесценные записки о казахской песне, о казахских народный певцах, музыкантах, композиторах. Можно только восхищаться исключительной работоспособностью, терпением и преданностью делу, проявленными тогда уже немолодым этнографом для достижения поставленной цели. Героически преодолевая большие расстояния, чаще всего на простой одноконной телеге, а изредка - поездом, А.В. Затаевич объездил в течение трёх лет почти весь Казахстан, без минимальных удобств для отдыха и ночлега. Имена многих певцовсохранились в истории благодаря трудам большого друга казахского народа А.В. Затаевича.

Первые заметки на страницах печати о народных композиторах Абае, Биржане, Мухите, Ахане, Жаяу, Мусе, Балуане-шолаке, Мади, Майре и об творческих особенностях принадлежат А. Затаевичу [2, 23].

Большое познавательное и практическое значение имеют данные Затаевичем профессиональные характеристики народного мастерства таких выдающихся певцов, как Амре Кашеубаев, Габбас Айтпаев, Кали Байжепов, Ергали Алдунгаров, Магира Шамсутдинова; домбристов - таких как Науша, Махамбет и Габдулла Букейхановы, Шахи Мухитов, Ганбар Медетов и многие другие [9, 83,109,182,330].

Впоследствии это начинание А.В. Затаевича, но ещё более развёрнуто и полно, продолжил академик АН КазССР А.К. Жубанов [3, 23].

Большой исторический интерес представляют собой «примечания» А.В. Затаевича о большой группе представителей нарождавшейся тогда казахской советской интеллигенции, с которыми он близко сдружился. Эти примечания, написанные с сердечной теплотой, содержат в себе живые черты многих учёных, писателей деятелей просвещения. Так, о Каныше Имантаевиче Сатпаеве А.В. Затаевич писал, что он «прекрасный знаток и хороший исполнитель баянаульских песен, давший для настоящего сборника ряд очень ценных обобщений не только в области напевов и мелодий, но и текстов, и снабдивший последние русскими переводами». [9, 262].

А.В. Затаевич записал в Москве с напева К.И. Сатпаева 25 песен [9, 324 - 348], в числе которых такие прекрасные образцы песенного творчества таких выдающихся композиторов, как полная внутренней силы и благородства песня Ахана-серэ «Макпал», шуточная песня Жияу Мусы «Бакшульбай», драматическая песня - ариозо Естая Баркимбаева «Хорлан».

Среди сообщенных К.И. Сатпаевым песен большой научный интерес имеют: песня эпического склада - «Кыса эш» («Былинный напев»), историческая - «Аргыжагы-ай Ертютщ» («На том берегу Иртыша»), бытовая - «Элди бепем» («Спи дитя»).

Много произведений записал А.В. Затаевич от писателей - С. Сейфуллина [5, 189- 194], И. Джансугурова [9, 185-187], Б. Майлина [5, 456-472], С. Муканова [5, 140-149] и отозвался о них как о прекрасных знатоках и исполнителях народной музыки.

Все исследовательские работы по теоретическим вопросам, посвящённые музыкальной Культуре Советского Казахстана, творчеству казахстанских композиторов, в той или иной мере опираются на музыкально-этнографические труды А.В. Затаевича.

В первые годы после выхода в свет «1000 песен казахского народа» и «500 казахских песен и кюев», когда профессиональные жанры музыкального исскуства в Казахстане ещё только зарождались, записи А.В. Затаевича заинтересовали видных русских советских композиторов.

К Казахскому фольклору обратились М.М. Ипполитов-Иванов (сюита «Тюркские фрагменты», 1929г.), Н.Я. Мясковский (XIV и XVI симфонии, 1933 г.), С.Н. Василенко (сюита «Советский Восток»», 1932), М.О. Штейнберг (4-я симфония «Турксиб», 1933), а также А.Ф. Гедике, Н.Н. Иванов - Радкевич, К.А. Корчмарев, В.А. Власов, В.Г. Фере и многие другие. В 1942 г. С.С. Прокофьев начал писать казахскую оперу, но не завершил её. Отзвуки казахских песен имеются и в «Симфонических танцах» С.В. Рахманинова.

А.В. Затаевич был разносторонне одарённым человеком. Ещё в дореволюционное время он стал широко известен как музыкальный критик. С 1904 по 1915 годы, являясь постоянным рецензентом газеты «Варшавский дневник» он опубликовал более 1000 статей, фельетонов и заметок на актуальные темы музыкального искусства того времени [3, 23].

В воспоминаниях его дочери Ольги Александровны: «Сам он, скромный и требовательный к себе, никогда не заносился перед людьми, тем более стоящими ниже его на ступенях общественной лестницы, считая это для себя, унизительным, так же, как и преклоняться перед «божками»». «Уважай человеческое достоинство в других - и никогда не потерять своего!» - было его девизом».

Музыкально - публицистическое наследие А. Затаевича, выявленное его дочерью, хранится в рукописном фонде Центральной научной библиотеки АН Казахской ССР. Активная музыкально-критическая деятельность сблизила А. Затаевича с великими мастерами русского искусства - Ф. Шаляпиным, С. Рахманиновым, Л. Собиновым, В. Андреевым. С н ими он состоял в дружеской переписке.

Затаевич был прекрасным пианистом и композитором. Его композиторское дарование очень интересовало С. Рахманинова, в одном из писем к нему (от 2 ноября 1896 г.) он писал: «Хочу сказать, что полчаса тому назад мне попались на глаза Ваши две мазурки, что я их проиграл и что они мне очень понравились. У Вас прямо есть талант» [4, 13].

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

В знак своей симпатии к Затаевичу Рахманинов отредактировал его сочинения, содействовал их публикации в издательстве П.И. Юргенсона и посвятил ему свои «Шесть музыкальных моментов [4, 16]. Но большой круг обязанностей чиновника в Управлении Варшавского генерал - губернатора не оставляло времени А.В. Затаевичу регулярно заниматься композицией.

Импульсом для творчества явилось знакомство Затаевича с казахской музыкой. Это произошло в 1920 году в Оренбурге, куда Александр Викторович приехал по семейным обстоятельствам к жене и дочери.

Новая, неведомая прежде мелодическая стихия захватила Затаевича, оказалась ему близка, и он посвятил казахской музыке многие годы. Начинал делать свои первые записи в Оренбурге, а в последующие годы, совершаю поездки по городам других областей, по районам и аулам, А.В. Затаевич записал на ноты более 2300 песен и кюев, из которых составил два сборника - «1000 песен казахского народа» и «500 казахских песен и кюев».

«1000 песен казахского народа» издавался в Москве в 1925 и 1963 гг., «500 казахских песен и кюев» издан в Москве в 1931 году.

Затаевич так вспоминал о начале своей работы по собиранию этих народных сокровищ: «Записывал я всех, кто только мог мне предложить свои исполнения и кого только,из лиц музыкальных и сведущих, я умышлено или случайно находил.

Записывал народных комиссаров Казахской ССР - А. Джангильдина, М. Саматова, С. Сейфуллина и других, более молодых представителей казахских интеллигентных слоев, работающих на ниве политической и общественной деятельности (Ир. Алдугарова,Г. Букенханова, Б. Майлина, Г. Медетова, А. Уразбаеву), певцов - профессионалов (А. Костанова, Б. Джумабаева,

А. Мукашеву) и съезжавшихся в степи студентов, курсантов и учеников Оренбургских: рабфаков, совпартшколы, кавалерийской школы командного состава... погонщиков верблюдов, привозивших зимой «гужом» солёную рыбу, соль и керосин с далёких берегов Каспийского моря, и, наконец, нищих и босяков, ходивших по базару за подаянием» [5, 15].

Эти издания с глубокими по содержанию предисловиями и примечаниями, касающимися вопросов истории и теории казахской народной музыки, с характеристиками многих народно - профессиональных композиторов и музыкантов, очень яркими иглубокими замечаниями о записанных им песнях и кюях и о многом другом, представляют собой, по существу, антологию казахской народной музыки с древних времён по 30-е годы ХХ века. За этот титанический труд А.В. Затаевич, в числе первых выдающихся деятелей национального искусства, в 1923 году был удостоен почётного звания Народного артиста Казахской ССР. Знакомство с казахской народной музыкой по трудам А.В. Затаевича вызвало восторженные отклики у многих деятелей науки и культуры.

Так, классик советского музыковедения академик Б.В. Асафьев приравнивал «1000 песен казахского народа» к «Ценнейшим памятникам вековой, а может быть и тысячелетней культуры». Он писал Затаевичу: «Труд Ваш колоссален, а по затрате энергии, неутомимости и нечеловеческого упорства - он поистине эпический. Поздравляю Вас с наличием такого труда! В Вашей жизни сама собой выросла великая цель».2

В Оренбурге, а затем и в Москве, А.В. Затаевич написал около 100 фортепианных пьес, из которых 75 в 1925 - 1930 гг. были изданы Музгизом в пяти сериях (по 15 каждый) под общим названием «Казахские песни в форме миниатюр на народные темы для фортепиано в 2 руки», а в 1935 году ещё 20 пьес под названием «Песни Казахстана»

Следует обратить внимание на такой важный факт. Многие казахские мелодии, опубликованные в фундаментальных трудах Затаевича, были использованы в 20-х годах русскими композиторами в произведениях симфонического и камерно - инструментальных жанров. А.В. Затаевич стал первым прокладывать неизведанные тогда пути формирования казахской фортепианной музыки.

Прекрасно изучив стилевые особенности казахской народной музыки, в своих фортепианных произведениях использовал полифонические и гармонические сочетания, ладовые структуры и фактуру игры на народных инструментах. Во многих фортепианных миниатюрах Затаевич сумел не только сохранить, но и значительно обогатить национальную специфику казахского музыкального языка в новых для него звучаниях.

Интересно и мнение Ромена Роллана о фортепианных пьесах Затаевича, включённых в первую серию. Он писал ему: «Мне очень понравились Ваши «миниатюры» для фортепиано №12 («^аргам-ау») долго будет мне сопутствовать в моих безмолвных беседах с самим собою №2 («Угаяй»), №4 («Арман»), № 5 («Гигай»), № 10 («Суршакыз») - меня восхищают. А №№ 14-15 («^алкатай» и «Кыпшак» Мухита) являются превосходным заключением»

Опубликованные в 1925 - 1930 гг. «Казахские песни в форме миниатюр на народные темы для фортепиано в 2 руки», как и «Песни Казахстана» (изд. 1932 г.) вторично полностью не печатались. В 1957 году вышел в свет сборник А.В. Затаевича «Пьесы для фортепиано» (мои музыкальная редакция и предисловие), содержащий 42 пьесы. Эти издания давно стали библиографической редкостью. Поэтому новое издание сборника фортепианных пьес А.В. Затаевича (Алма-Ата «Энер», 1983г.), было необходимостью. Составитель и редактор сборника, преподаватель Алма-Атинской государственной консерватории им. Курмангазы Арита Бегеновна Байсакалова. В сборнике 35 пьес, только 15 публиковались в сборнике 1957 года.

А. ЗАТАЕВИЧ

ФОРТЕПИАННЫЕ ПЬЕСЫ

АЛМА - АТА «0НЕР» 1983

При изучении фортепианных пьес А. Затаевича большое значение имеет работа А. Затаевича над мелодией, выразительностью и пластичностью фразировки.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Точная художественно - образная характеристика той или иной мелодии требует штриховой выдержки, характера исполнения.

С чем пришлось столкнуться при работе над пьесами А. Затаевича Это многослойная фагетура, оркестровка, полиграфичность. А также с «внутренним динамизмом» («Адаскан»). Не почувствовав внутреннюю драматургию невозможно сыграть эту пьесу, где скрыта глубокая философия.

Мыслить «оркестрово» (фактура аккордовая), исполнительская свобода, развитие фраз приводит к повтору Адаскан! Адаскан! Авторские ремарки.

Также трудность представляет оркестровка - умение мыслить вертикаль в горизонтали.

В конце XIX на рубеже 20 века фортепианная методика Ф. Блуменфельда придерживалась этого принципа. Очевидны истоки русской фортепианной школы.

А.В. Затаевич был прекрасным пианистом и не менее талантливым композитором. В композиторской и исполнительской школе чувствуется влияние Ф. Блуменфельда композитора и пианиста. Связки - взлёты приводят к кульминации, фактура становится ещё более насыщенной, последние возгласы: Адаскан! и в темпе Largamente, подводят к стремительному Allegro и к martellat-ной технике. Так заканчивается эта глубокая по философии пьеса.

адлскан заблудившийся

Пример 1 - Затаевич А. «Адаскан»

^аргам-ау - Моя милая.

Эта миниатюра - любование женской красотой. Синкопированный остинатный бас, оркестровка. И нежная мелодия в разных регистрах. Всё это требует пластичности, мастерства.

Изменчивый ритм: триольный, синкопированный, пунктирный.

Сложность в этой миниатюре - это полифонизация фактуры. Красивые гармонии, изложенные в 5 - 6 голосном звучании.

Также трудность представляет оркестровка фортепианной миниатюры. А.В. Затаевич искал пути гармонизации к народному мелосу.

Недаром, по достоинству эту пьесу оценили и С.В. Рахманинов и Р. Роллан.

Эта пьеса - жемчужина, образец композиторского письма. Начинается с пиано, развернутая кульминация в темпе Poco piu animato allargando и заканчивается тишайшим РРР.

КАРГАМ-АУ 7 МОЯ МИЛАЯ

Пример 2 - Затаевич А. «^аргам-ау»

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Балкадиша - Прекрасная Хадиша.

Изложена оркестрово. Стаккато ближе к пиццикато. Унисон и стоит в нюанс рр. Мыслить и слышать оркестрово! Пьеса концертного плана. Сравнение с прекрасным бутоном цветка, который закрыт и раскрывается полностью.

Трудность: полифонизация фактуры пьесы.В этой пьесе я слышу квартет.

Мастерски выписаны партии каждого инструмента. Исполнение только пальцевое стаккато. Старинная фортепианная школа, где использовалась техника «perle».

Немного надо добавить веса руки в Con brio, где идёт насыщение фактуры: 3 голоса и концертное изложение.

Казахская Балкадиша в красивом европейском уборе!

Кульминация и развитие дальше «прерывается» внезапным subito pp. Вспоминается начало пьесы в квартетном изложение, здесь вплетаются подголоски и заканчивается пьеса senza rail. ощущается внутренний динамизм

Пример 3 - Затаевич А. «Балкадиша»Акдарига-ай! О, счастье!

Трудность в этой пьесе - Это сочетание мелодии широкого дыхания и аккомпанемента на стаккато.

Последнее проведение темы с подголосками - устремлённость в верхний регистр -это апофеоз пьесы (ff, тремоло, marcato con йосо) - требует мастерства.

Два последних аккорда secco в верхнем регистре - о быстротечности времени (счастье миг!) Видимо, эта запись песни с северных районов, потому что мама моя любила напевать эту песню!

Когда-то А.В. Затаевичу не разрешили записывать тексты, объясняя тем, что в разных регионах поют по - разному. А также, не дали в помощники человека для записи текста. В этой пьесе надо идти от текста. Необходимо найти хотя бы подстрочник.

Эта миниатюра отражает упоение души, восторг!!

Трудность: пицукатто в левой руке (пальцевое стаккато). Рука как бы мягко перемещается по круг.

АКЛЛРИГЛ-АЙ! О. СЧАСТЬЕ!

Allegretto moderato J«M

Пример 4 - Затаевич А. «Акдарига-ай!»

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

1. Гизатов Б. Академик Ахмет Жубанов изд. «Жазушы». - Алма-Ата, 1972.

2. Ерзакович Б. Вступительная статья Члена - корреспондента АН Казахской ССР к сборникупьес А. Затаевич. - изд. «Энер», 1983.

3. Жубанов А. «Соловей столетий». - изд. «Жазушы» Алма-Ата, 1966 - 23 с.

4. Рахманинов С.В. Письма М., 1955, С. 132.

5. Затаевич А.В. «1000 песен казахского народа». - М., 1925 - 15 с.

6. Затаевич О.А. Музыкально-публицистическое наследие А. Затаевича. - М., 1965.

7. Роллан Р. - ЦГММК, ф.6 инв.№ 395, ед. хр. 15.

8. Композиторы Казахстана. Сборник очерков вып.2. - Алма-Ата «Энер», 1981. Затаевич А.В. «500 казахских песен и кюев». - М., 1931

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.