Научная статья на тему 'ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАЗАХСТАНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В УЧЕБНОМ РЕПЕРТУАРЕ ДМШ'

ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАЗАХСТАНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В УЧЕБНОМ РЕПЕРТУАРЕ ДМШ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
431
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ СБОРНИКИ / ФОРТЕПИАННЫЕ МИНИАТЮРЫ / ПЬЕСЫ / КАЗАХСТАНСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ / КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алмаханова Э. Д.

В данной статье автор рассматривает фортепианное творчество казахстанских композиторов с точки зрения возможности его использования в учебной практике музыкальной школы в виде циклов, сборников, альбомов. Детская музыка для фортепиано - одна из значительных и важных тем музыкального творчества композиторов Казахстана, к ней обращались и обращаются все композиторы.В фортепианном детском творчестве казахстанских композиторов преобладают такие жанры, как различные пьесы, миниатюры танцевального характера, колыбельные песни, сказки и др. Основой многих произведений служит фольклор, в них ярко выражен национальный колорит.Данные произведения могут существенно пополнить репертуар детских музыкальных школ, реализуя как образовательные, так и воспитательные функции музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PIANO WORKS BY KAZAKHSTANI COMPOSERS IN THE EDUCATIONAL REPERTOIRE OF A CHILDREN'S MUSIC SCHOOL

The article examines the piano works of Kazakhstani composers from the point of view of the possibility of its use in the educational practice of a music school in the form of cycles, collections, albums. Children's piano music is one of the significant and important themes of musical creativity among the composers of Kazakhstan, it has been and still is addressed by all composers.Such genres as various plays, miniatures of a dance character, lullabies, fairy tales, etc. are very prevalent in the creative output of Kazakhstani composers in this area of music. The basis of many works is folklore and they have a pronounced national flavor.These works can significantly replenish the repertoire of children's music schools, realizing educational and disciplinary functions of musical art.

Текст научной работы на тему «ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАЗАХСТАНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В УЧЕБНОМ РЕПЕРТУАРЕ ДМШ»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.117.3.105

ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАЗАХСТАНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В УЧЕБНОМ РЕПЕРТУАРЕ ДМШ

Научная статья

Алмаханова Э.Д.*

Кызылординский высший музыкальный колледж им. Казангапа, Кызылорда, Республика Казахстан * Корреспондирующий автор (a.j.elmira[at]mail.ru)

Аннотация

В данной статье автор рассматривает фортепианное творчество казахстанских композиторов с точки зрения возможности его использования в учебной практике музыкальной школы в виде циклов, сборников, альбомов. Детская музыка для фортепиано - одна из значительных и важных тем музыкального творчества композиторов Казахстана, к ней обращались и обращаются все композиторы.

В фортепианном детском творчестве казахстанских композиторов преобладают такие жанры, как различные пьесы, миниатюры танцевального характера, колыбельные песни, сказки и др. Основой многих произведений служит фольклор, в них ярко выражен национальный колорит.

Данные произведения могут существенно пополнить репертуар детских музыкальных школ, реализуя как образовательные, так и воспитательные функции музыкального искусства.

Ключевые слова: детские сборники, фортепианные миниатюры, пьесы, казахстанские композиторы, казахский национальный музыкальный фольклор.

PIANO WORKS BY KAZAKHSTAN COMPOSERS IN THE EDUCATIONAL REPERTOIRE

OF A CHILDREN'S MUSIC SCHOOL

Research article

Almakhanova E.D.*

Kyzylorda Higher Music College named after Kazangap, Kyzylorda, Republic of Kazakhstan * Corresponding author (a.j.elmira[at]mail.ru)

Abstract

The article examines the piano works of Kazakhstani composers from the point of view of the possibility of its use in the educational practice of a music school in the form of cycles, collections, albums. Children's piano music is one of the significant and important themes of musical creativity among the composers of Kazakhstan, it has been and still is addressed by all composers.

Such genres as various plays, miniatures of a dance character, lullabies, fairy tales, etc. are very prevalent in the creative output of Kazakhstani composers in this area of music. The basis of many works is folklore and they have a pronounced national flavor.

These works can significantly replenish the repertoire of children's music schools, realizing educational and disciplinary functions of musical art.

Keywords: children's collections, piano miniatures, plays, Kazakh composers, Kazakh national musical folklore.

Актуальность данной темы заключается в том, что музыка играет важную роль в жизни человека: она входит в мир ребенка уже в раннем детстве и сопровождает его на протяжении всей жизни. Трудно переоценить воспитательную роль музыки: «Она дает установку на положительные эмоции, на чувства радости и любви к жизни в первую очередь» [11, С. 16].

Замечательный композитор и педагог Д. Кабалевский отметил важность создания музыкальных произведений для детей: «Чтобы сочинять музыку для детей, мало быть композитором. Надо одновременно быть и композитором, и педагогом, и воспитателем...» [8, С. 96].

Создание детских альбомов, сборников, циклов фортепианных пьес для детей как особой жанровой разновидности музыкального искусства имеет свои глубокие корни и традиции. Здесь можно назвать «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Бирюльки» С. Майкапара, «Детский уголок» К. Дебюсси и многие другие произведения известных композиторов. Для них характерна опора на танцевальные и песенные жанры, простота, тяготение к изобразительности и звукоподражанию.

Все перечисленное свойственно и детской музыке композиторов Казахстана. Наряду с этим в ней ярко выражен национальный колорит: используются народные мелодии и напевы, ритмы народной музыки, воспроизводится звучание традиционных музыкальных инструментов. Необходим анализ данного репертуара с позиций проявления в нем национального стиля. В этом также заключается актуальность темы.

Цель исследования - проанализировать жанровое и стилевое развитие казахстанской музыки для детей, рассмотреть творчество казахстанских композиторов с точки зрения возможности его использования в учебном репертуаре музыкальной школы.

Новизна данной темы состоит в том, что рассматривается творчество композиторов Казахстана, создавших и создающих музыкальные произведения для детей. Детское фортепианное творчество казахстанских композиторов анализируется с точки зрения его использования в пианистической учебной практике.

Одной из актуальных задач при обучении ребенка игре на фортепиано является правильный выбор учебного репертуара, т.к. только при этом условии педагогическая практика будет эффективной и успешной. Перед педагогом встают такие вопросы: Каким в данном конкретном случае должен быть учебный материал? В какой

последовательности нужно его изучать? Конечно, существует учебная программа. Но она содержит наименования около пятисот сочинений различных жанров, включая этюды, произведения крупной и малой формы, гаммы и упражнения. Задача педагога - из всего этого богатого материала выбрать то, что соответствует индивидуальным особенностям и возможностям каждого ученика и важно для его музыкального воспитания. Из каких общих принципов и педагогических критериев следует исходить педагогу при составлении репертуарного плана ученика?

На наш взгляд, одним из основных принципов является прогрессивность репертуара, т.е. ориентация на эффективность, при которой выбранное произведение будет способствовать всестороннему развитию юного музыканта. Оно должно содействовать развитию необходимых музыкально-исполнительских способностей и навыков, обеспечивать разностороннее музыкально-художественное воспитание ученика, полноценное формирование технических средств, а также способствовать становлению его музыкального мышления и творческого мировоззрения. Исполнение учеником только тех произведений, которые ему «по силам», вряд ли будет способствовать развитию всех элементов его исполнительской индивидуальности. Однако не будет пользы, если еще неокрепшему ученику давать произведение, значительно превышающее по степени сложности те сочинения, которые исполнялись им ранее. Работа над каждым новым произведением должна опираться на предшествующий опыт и знания, чтобы ученик приобретал новые музыкальные качества, пополнял технический багаж, что в итоге позволит добротно исполнить выбранное произведение.

Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача: с одной стороны, он должен уметь предварительно определить необходимый объем художественного и технического потенциала, а с другой - сумеет и успеет ли ученик выработать недостающие навыки и качества в процессе работы над произведением.

В качестве примера обратимся к национальным произведениям, которые часто встречаются в педагогическом репертуаре, часто звучат на экзаменах, конкурсах и концертах: Таджикский танец №4, «Карлыгаш» (Ласточка) А. Жубанова, «Япурай» А. Затаевича, «Бал Хадиша» (имя девушки) Б. Мацуцин, танец «Камажай» Н. Мендыгалиева. Для полноценного освоения этих произведений ученику 3 -5 классов требуется два месяца занятий. При подборе пьесы на народную тему в репертуар ученика 5-7 классов необходимо разумно сочетать количественные и качественные показатели. Здесь можно назвать такие часто исполняемые сочинения, как «Степь», «Легенда о домбре» Н. Мендыгалиева, «Скерцо», «Камажай» А. Бестыбаева, «Айнамкоз» А. Затаевича.

Итак, мы видим, что создание рабочего плана ученика представляет собой весьма непростую задачу для педагога. Педагог должен свободно ориентироваться в учебном репертуаре пианиста, знать различного рода трудности, встречающиеся в том или ином произведении - концерте, сонате, пьесе, этюде, - чтобы верно оценить целесообразность работы над ним.

Приступая к составлению индивидуального плана, преподаватель должен проанализировать реальное исполнительское состояние и уровень способностей ученика, оценить динамику их развития. А затем, исходя из своих заключений, подбирать соответствующий репертуар, а также инструктивный материал (этюды, гаммы, упражнения).

Фортепианный репертуар для детей казахстанских композиторов отличается своей самобытностью, большей частью он основан на музыкальном фольклоре. Детские фортепианные циклы можно разделить на две группы. В первую группу входят произведения для детского репертуара, в них нет сложных исполнительских приемов. Пьесы, входящие в эту группу, имеют методическую направленность, они расположены в порядке постепеннного усложнения техники исполнения, благодаря чему их можно использовать на всех этапах обучения - от младших до старших классов. Произведения, составляющие вторую группу, ориентированы на эстетическое воспитание детей и, в первую очередь, имеют художественную ценность. Они не предполагают исполнения детьми, т.к. для исполнительского стиля данных пьес характерна виртуозность, сложная техника исполнения и др.

Первые фортепианные произведения для детей, созданные казахстанскими композиторами, появились в середине 30-х годов прошлого века. Вначале это были сочинения русских авторов, приехавших в Казахстан для оказания практической помощи. Позже появились сочинения Л. Хамиди, Б. Ерзаковича, А Гуревича. Эти произведения представляли собой обработки народных мелодий и песен, облегченные варианты-переложения оперных партий и были изданы в Алматы в виде сборника фортепианных произведений.

В 40-50-е годы объем фортепианного репертуара расширяется. Свои произведения для детей создают национальные композиторы Б.Байкадамов, С.Мухамеджанов, С.Каримбаев, К.Куатбаев, Б.Жуманиязов и др. Эти произведения характеризуются тем, что их авторы смело осваивают достижения западной, русской музыки, тем самым обогащая казахстанское искусство новыми принципами музыкального творчества.

В 1966 году был издан сборник «Двенадцать фортепианных пьес» композитора Н.Мендыгалиева. В пьесах композитором использован материал национального фольклора. Например, здесь можно назвать такие произведения, как «Серуен», «Две прелюдии», в которых автор сохранил национальный колорит. Десять миниатюр данного сборника имеют программные названия: они просты по форме, но заключают в себе элементы вариационности. Это облегчает работу с младшими школьниками при раскрытии содержания пьес, требует от них повышенного внимания к интонационным изменениям и смене окраски звука. Большинство пьес и сегодня входит в педагогический репертуар музыкальных школ.

Произведения композиторов 70-80 годов обогатили детский педагогический репертуар сочинениями в жанре сонатины, вариации, мазурки, вальса, марша, наполненными национальной интонационностью.

К ним относятся циклы К.Кужамьярова «Четыре пьесы», В.Новикова «Игрушки», А.Исаковой «Школьные годы», «Оркестровые голоса»; Ж.Дастенова «Листопад» и «Три пьесы»; О.Несипханова «Эстампы»; Т.Мухамеджанова «Эскизы»; С.Кибировой «Детский альбом»; пьесы К.Дуйсекеева, Б.Кыдырбековой, Б.Аманжолова и других.

В 1994 году опубликован сборник «Двадцать пять фортепианных пьес» для детей композитора К.Кужамьярова, в котором собраны двадцать пьес и пять инвенций. Отметим, что творчество композитора очень разнообразно: им созданы оперы, балеты, симфонии, инструментальные и вокальные сочинения, музыка для театра и кино. Но он всегда писал пьесы для детей, посвященные живым картинкам детских игр и впечатлений. Небольшие по объему

произведения, вошедшие в сборник, расположены в порядке постепенного усложнения технических и музыкальных задач.

Нужно отметить, что круг тем произведений для детей казахстанских композиторов очень широк: они связаны с детскими играми и занятиями. Здесь можно назвать следующие произведения: Б.Дальденбаев «Игра в лошадки»; Б.Кыдырбекова «Догони», «Деревянная лошадка», «Считалка»; Т.Мухамеджанов «Карусели»; Ж.Дастенов «На автодроме»; А.Исакова «Зимние забавы», «На переменку».

В последние десятилетия в Казахстане изданы несколько сборников произведений отечественных композиторов для детей: «Альбом фортепианных пьес» составитель А.Байсакалова (2009 г.); «Фортепианный алфавит» А.Мухитовой (2010 г.), содержащий свыше сорока произведений (казахские народные песни, песни Абая, Биржана, Жаяу Мусы, Мухита, кюи Курмангазы, Сейтека, пьесы Г.Жубановой, Е.Брусиловского, И.Дубовского); «Семнадцать пьес для фортепиано современных композиторов Казахстана» составитель А.Абдуллаева (2011г.), «Балбырауын» составитель А.Нурбаева (2011г). В сборнике «Фортепианные произведения композиторов Казахстана» (2008г) представлены произведения А.Абдинурова и Е.Андосова. Составители сборника педагоги Г.Ойнарбаева и З.Зарипова дают методические рекомендации по распределению пьес по степени сложности - для младших, средних и старших классов детских музыкальных школ [12].

Таким образом, мы проследили путь становления и развития детского фортепианного творчества казахстанских композиторов. На протяжении всего своего развития фортепианная музыка для детей наполнялась новым содержанием и расширяла свои жанровые границы. Современные композиторы Казахстана, сохраняя лучшие традиции казахского музыкального искусства, обогащают национальные традиции музыкальной культуры новыми идеями в области языковых средств выразительности и жанровых изобретений, в их творчестве наблюдается движение от миниатюры к крупной форме.

Итак, мы можем отметить, что детское фортепианное творчество казахстанских композиторов является ярким свидетельством постоянного интереса к фольклору, народности. Сочинения, адресованные детям, в доступной и понятной форме знакомят их с жемчужинами родного фольклора. Все фортепианные произведения казахстанских композиторов обладают рядом национально-жанровых свойств, их отличает тонкость передачи национального колорита, характерность образно-эмоционального строя и определенность технических задач, что позволяет использовать их в учебном репертуаре детской музыкальной школы. При этом перед педагогом стоит задача - ясно определить, что нужно включать в учебную программу учащегося для его всестороннего развития и овладения основами пианистического исполнительского искусства.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Байкадамова Б. Функциональные основы темообразования в казахской домбровой музыке (на примере кюев Курмангазы):Автореф. дис...канд.искусств. наук / Байкадамова Бахытжан; -Ташкент, 1984. - 21 с.

2. Байсакалова А.Б. Методические заметки к исполнению фортепианного цикла В. Новикова «Символы» / А.Б. Байсакалова // Проблемы методики преподавания и исполнительства. Вып. 5. - Алма-Ата, 1992. - С. 100-110.

3. Белозёр Л.П. Проблемы музыкального искусства науки и образования / Л.П. Белозёр // Музыка для детей в творчестве композиторов Казахстана. - Алматы, 2007. - С.52 - 58.

4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. [Электронный ресурс]. URL: www.edu.gov.kz (дата обращения: 12.01.2022)

5. Досаева А.Ж. Казахская фортепианная музыка / А.Ж. Досаева. - Алма-Ата, 1991. - 208 с.

6. Золотухина А. В. Формирование репертуара в детском творческом коллективе: методические рекомендации / А. В. Золотухина. [Электронный ресурс]. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/473611-metodicheskie-rekomendacii-formirovanie-reper (дата обращения: 12.01.2022)

7. Иванова Т. А. Принципы подбора учебного материала в скрипичном классе детской школы искусств / Т. А. Иванова. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2015/04/19/printsipy-podbora-uchebnogo-materiala-v-skripichnom (дата обращения: 12.01.2022)

8. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца / Д. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1984.- 206 с.

9. Калиакбарова Л.Т. Фортепианная школа Казахстана на рубеже столетий: исторический аспект / Л.Т. Калиакбарова, А.А. Калдаякова.- Алматы, 2013. - 96 с.

10. Калыбекова А.А. Роль психолого-педагогических дисциплин в формировании профессиональной готовности будущего учителя музыки к эстетическому воспитанию школьников: Дис. докт. пед. наук. / Калыбекова Аселхан Алишеровна. - Алматы, 1993. - 361 с.

11. Мироненко Е. Композитор Владимир Ротару / Е. Мироненко. - Кишинев: Центральная типография, 2000.- 186 с.

12. Фортепианные произведения композиторов Казахстана. - Алматы: Жибек жолы, 2008. - 94с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Bajkadamova B. Funkcional'nye osnovy temoobrazovanija v kazahskoj dombrovoj muzyke (na primere kjuev Kurmangazy) [Functional Foundations of Temo-Formation in Kazakh Dombra Music (On the Example of Kurmangazy Kuev)] : abstract of dis. ... of PhD in Art History / B. Bajkadamova. - Tashkent, 1984. - p. 21 [in Russian]

2. Bajsakatova A.B. Metodicheskie zametki k ispolneniju fortepiannogo cikla V.№vifova «Simvoly» [Methodological №tes for the Performance of the Piarn Cycle by V. №vifov "ЗутЬо^"] / A.B. Bajsakatova // Prablemy metodiki prepodavanija i ispolnitel'stva [Problems of Teaching Methods and Performance]. Issue 5. - Alma-Ata, 1992. - pp. 100-110. [in Russian]

3. Belozjor L.P. Problemy muzykal'nogo iskusstva nauki i obrazovanija:Sbornik [Problems of Musical Art Science and Education: Collection] / L.P. Belozjor // Muzyka dlja detej v tvorchestve kompozitorov Kazahstana [Music for Children in the Works of Composers of Kazakhstan]. - Almaty, 2007. - pp. 52 - 58. [in Russian]

4. Gosudarstvennaja programma razvitija obrazovanija Respubliki Kazahstan na 2011-2020 gody [State Program of Education Development of the Republic of Kazakhstan for 2011-2020]. Official Website of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan. [Electronic resource]. URL: www.edu.gov.kz (accessed: 12.01.2022) [in Russian]

5. Dosaeva A.Zh. Kazahskaja fortepiannaja muzyka [Kazakh Piano Music] / A.Zh. Dosaeva. - Alma-Ata, 1991. - p. 208 [in Russian]

6. Zolotuhina A. V. Formirovanie repertuara v detskom tvorcheskom kollektive: metodicheskie rekomendacii [Formation of a Repertoire in a Children's Creative Team: Methodological Recommendations] [Electronic resource]. / A. V. Zolotuhina // URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/473611-metodicheskie-rekomendacii-formirovanie-reper (accessed: 12.01.2022) [in Russian]

7. Ivanova T. A. Principy podbora uchebnogo materiala v skripichnom klasse detskoj shkoly iskusstv [Principles of Selection of Educational Material in the Violin Class of the Children's School of Arts] [Electronic resource]. / T. A. Ivanova // URL: https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2015/04/19/printsipy-podbora-uchebnogo-materiala-v-skripichnom (accessed: 12.01.2022) [in Russian]

8. Kabalevskij D. Vospitanie uma i serdca [Education of the Mind and Heart]. / D. Kabalevskij. - M.: Prosveshhenie, 1984.- p. 206 [in Russian]

9. Kaliakbarova L.T. Fortepiannaja shkola Kazahstana na rubezhe stoletij: istoricheskij aspekt [The Piano School of Kazakhstan at the Turn of the Century: A Historical Aspect] / L.T. Kaliakbarova, A.A. Kaldajakova. - Almaty, 2013. -p. 96 [in Russian]

10. Kalybekova A.A. Rol' psihologo-pedagogicheskih disciplin v formirovanii professional'noj gotovnosti budushhego uchitelja muzyki k jesteticheskomu vospitaniju shkol'nikov [The Role of Psychological and Pedagogical Disciplines in the Formation of the Professional Readiness of the Future Music Teacher for the Aesthetic Education of Schoolchildren]: Doctor's thesis. Pedagogy / A.A. Kalybekova. - Almaty, 1993.- p. 361 [in Russian]

11. Mironenko E. Kompozitor Vladimir Rotaru [Composer Vladimir Rotaru] / E. Mironenko. - Kishinev: Central'naja tipografija, 2000.- p. 186 [in Russian]

12. Fortepiannye proizvedenija kompozitorov Kazahstana [Piano Works by Composers of Kazakhstan]. - Almaty: Zhibek zholy, 2008. - p. 94 [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.