Научная статья на тему 'А. С. Ященко как первый Российский теоретик федерализма'

А. С. Ященко как первый Российский теоретик федерализма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
1133
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛИЗМ / СУВЕРЕНИТЕТ / SOVEREIGNTY / ФЕДЕРАЦИЯ / FEDERATION / КОМПАРАТИВИЗМ / СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СУВЕРЕНИТЕТА / THE SYNTHETIC THEORY OF THE SOVEREIGNTY / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / DECENTRALIZATION / COMPARATIVES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Калина Владимир Филиппович

В предлагаемой статье рассматривается одно из самых существенных направлений в научной деятельности выдающегося русского ученого-правоведа А.С. Ященко, внесшего неоценимый вклад в теорию федерализма. Его труды до сих пор актуальны и представляют значительный вклад в теорию и практику мирового федерализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.S. Yashenko as the first Russian theorist of federalism

This article is devoted to the one of the most essential areas in the scientific work, which was examined by the outstanding Russian lawyer A.S. Yashenko. He brought the invaluable contribution to the theory of federalism. His works are still actual and represent the considerable contribution to the theory and practice of the worldwide federalism.

Текст научной работы на тему «А. С. Ященко как первый Российский теоретик федерализма»

В.Ф. Калина

А.С. ЯЩЕНКО КАК ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ТЕОРЕТИК ФЕДЕРАЛИЗМА

В предлагаемой статье рассматривается одно из самых существенных направлений в научной деятельности выдающегося русского ученого-правоведа А.С. Ященко, внесшего неоценимый вклад в теорию федерализма. Его труды до сих пор актуальны и представляют значительный вклад в теорию и практику мирового федерализма.

Ключевые слова: федерализм, суверенитет, федерация, компаративизм, синтетическая теория суверенитета, децентрализация.

Судьба научного наследия А.С. Ященко уникальна. Покидая после октябрьского переворота Россию, он едва ли думал, что многие его идеи через несколько десятков лет будут востребованы на родине, а его имя будет поставлено в один ряд с выдающимися представителями отечественной правовой мысли.

Александр Семенович Ященко родился 24 февраля 1877 г. в Ставрополе в семье чиновника. После окончания юридического факультета Московского университета и двухлетней стажировки за границей (подготовка магистерской диссертации) преподавал в Московском университете. С сентября 1909 г. он - экстраординарный профессор Юрьевского (Тартуского) университета по кафедре энциклопедии и философии права. С этим университетом связано и создание главного труда его жизни, монографии «Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства», увидевшей свет в 1912 г. Эта работа вместе с опубликованной четырьмя годами раньше монографией «Международный федерализм» является непревзойденным по глубине анализа и широте охвата материала исследованием по проблемам теории и истории федерализма. Наряду с этим автор много внимания уделяет проблемам конститу-

© Калина В.Ф., 2011

ционного права, теории и философии права, сравнительного правоведения.

После защиты докторской диссертации в 1913 г. С.А. Ященко переходит на работу в Санкт-Петербургский университет, не порывая отношений с Юрьевским университетом, который в своих Ученых записках публикует его работы. Он активно сотрудничает с различными либеральными изданиями, демонстрируя весьма широкий круг научных интересов. На протяжении 1917-1918 гг. он преподает в Пермском университете.

В качестве эксперта по международному праву весной 1919 г. А.С. Ященко командируется в Берлин и по причине неприятия большевистского режима принимает решение покинуть Россию. В Германии А.С. Ященко занимается не только научной, но и публицистической, а также издательской деятельностью, стремясь объединить и поддержать интеллектуальную эмиграцию из Советской России. С 1924 и по 1933 гг. А.С. Ященко живет и работает в Литве (Каунасский университет), где заведует кафедрой международного права, и за год до смерти переселяется в Германию. Умер А.С. Ящен-ко 10 июня 1934 г. в Берлине.

До начала XX века идея федерализма, а тем более ее значение для России, мало волновала отечественных исследователей проблем государственного права. В самом общем плане большинство из них разделяло жестко централистскую теорию Г. Еллинека, утверждавшего абсолютную прерогативу федерального центра на суверенитет в федеративном государстве.

Хотя идея федерализма была достаточно древней и по своей сути выходила за рамки только территориального устройства государства, к началу ХХ в. по историческим меркам федерализм прошел сравнительно короткий путь. Североамериканский, латиноамериканский, швейцарский опыт уже давали определенный эмпирический материал для теоретических обобщений, но ни с точки зрения концептуальной проработки, ни в плане развития понятийного аппарата серьезных сдвигов в исследовании проблем федерализма с момента выхода в свет знаменитого «Федералиста» не произошло. Только с появлением работ С.А. Ященко и С.А. Кот-ляревского начинает создаваться более или менее единообразный понятийный аппарат.

Развитие науки государственного (конституционного) права в России, естественно, вызвало интерес и к проблемам федерализма. Так, А.С. Алексеев предлагал классификацию сложных государств по принципу самостоятельности его частей. В этом плане он рассматривал федерацию, империю и единое государство. В федерации субъекты сохраняют относительную самостоятельность. В качестве

примеров приводились США, Швейцария и Германская империя, хотя последняя официально федерацией не была. В империи метрополия ограничивает самостоятельность частей. В качестве примера он приводит Британскую империю. Наконец, в качестве единого государства он приводит Россию, где все части утратили самостоятельность. Не говоря уже о том, что все указанные формы, а не только последняя, являются единым государством, данная классификация ничего не добавляет в плане понимания специфики федерализма.

Один из пионеров отечественного компаративизма В.И. Сергеевич, исследуя и сопоставляя процессы присоединения (объединения) различных государств, выделял два способа: инкорпорацию и соединение. Оба эти способа, по его мнению, применимы к России. Первый - на стадии образования Московского государства. Второй -на стадии присоединения к России других государств, начало которому было положено присоединением Малороссии к России. О различных формах союзов и объединений писали И.А. Ильин, И.Е. Андреевский, Н.М. Коркунов, Б.Н. Чичерин и другие.

Роль А.С. Ященко в становлении и развитии теории федерализма трудно переоценить. Он подытожил весь теоретический арсенал, критически проанализировал существующие на тот период концепции, выдвинул ряд далеко идущих идей. Он логически точно, аргументированно и с большим научным тактом показывал ограниченность, а порой и ошибочность различных теорий федерализма. Вместе с тем он был сыном своего времени, а потому мог оперировать только тем эмпирическим материалом и теми воззрениями, которые были ему доступны.

К исследованию проблем федерализма А.С. Ященко подошел очень обстоятельно. Он скрупулезно изучил идеи юридической организации человечества в политических учениях от античности и до конца XVIII в. Результатом этих исследований стала его монография «Международный федерализм», изданная в Москве в 1908 г. Свои теоретические обобщения и выводы, содержащиеся в монографии «Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства», изданной в Юрьеве (Тарту) в 1912 г., он основывает на глубоком анализе национальных моделей федерализма.

В числе первостепенных вопросов исследования проблем федерализма всегда находились вопросы понимания его сущности и путей образования федеративных государств. Анализируя суть федеративных теорий, А.С. Ященко отмечает чрезвычайную запутанность вопроса о понимании природы федеральных образований, обилие попыток теоретического обоснования юридической конструкции федеративных политических форм и приходит к выводу, что федерализм «есть выражение политической интеграции челове-

ческих обществ, одно из политических средств органического соединения дотоле аморфно живших общин, этап на пути к истинному органическому единству»1. Он видит в федерализме одно из «наиболее сильных и верных средств обеспечения децентрализации»2.

А.С. Ященко рассматривает федерализм не только как принцип территориального устройства государства, но как некий универсализм во взаимоотношениях различных социальных общностей. Истоки такого подхода он находит в «Этике» Аристотеля, где проводится идея общности всех людей. В данном случае А.С. Ященко выходит в понимании федерализма за рамки его юридической природы и поднимается до философского осмысления его как принципа грядущего устройства общества. «Наилучшим образом общая польза и общие интересы людей могут быть осуществлены, - говорит он, - когда международная жизнь от анархического состояния многоначалия перейдет к всеобщей организации... Альтруистическая нравственная идея может найти свою реализацию только во всем человечестве»3. Видя основание государства как политического института в человеческой природе, А.С. Ященко утверждает, что «это основание носит не национальный, а универсальный характер. Нация не есть понятие замкнутое и самоудовлетворяющееся; она связана с более высокой идеей человечества, лишь отдельным членом которого она является. Единство человечества проявляется в органической связанности отдельных народов, из которых каждый своеобразно воплощает в себе общечеловеческое начало»4. Естественно, реализация идеи А.С. Ященко о «международной федерации», когда будут созданы международно-правовые механизмы обеспечения баланса интересов всех народов, дело далекого будущего.

А.С. Ященко выделяет три основных пути образования политических организаций: конфедерализм, федерализм и унитаризм. Конфедерализм - это форма, при которой каждая политическая единица вступает «в юридическое общение с другими политическими единицами, не подчиняя себя никакой высшей власти, а сохраняя за собой свой суверенитет - это будет политическая амор-фия... как не организованная, так и организованная». Федерализм, согласно А.С. Ященко, - это форма, при которой «каждая политическая единица объединяется с другими единицами в такой союз, в котором она теряет свой суверенитет, но и образуемая соединением центральная власть не получает суверенитета, а суверенитет принадлежит только согласной воле центральной и местной власти». К третьей форме - унитарной политической организации относится «такой политический союз, в котором она (политическая единица. -В. К.) теряет свой суверенитет, и верховенство принадлежит центральной власти»5. А.С. Ященко первым обратил внимание на опас-

ность образования федеративного государства на национальной основе. В данном случае он исходил не столько из политических, сколько из нравственно-психологических соображений. В национальном вопросе много неясностей, в нем коренятся многие трудноразрешимые конфликты. Их может питать «национальная идея партикуляристическая, разъединительная, стремящаяся к обособлению отдельных национальных групп в уже существующем обширном политическом целом; это национализм провинциальный, областной, племенной. Он имеет в виду не расширить сферу права, не увеличить объем политической системы, а сузить и раздробить уже достигнутое единство»6. Применение национального принципа, по мнению А.С. Ященко, неминуемо должно было привести к разрушению существующих государств. Это мнение, высказанное в начале XX в., получило печальное подтверждение на его исходе в виде распада СССР и трагических событий на территории бывшей СФРЮ.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что А.С. Ященко еще до начала Первой мировой войны, положившей начало краху мировых империй, за несколько лет до пресловутых тезисов Вудро Вильсона, большевистских лозунгов о праве наций на самоопределение вплоть до отделения и печально известной фразы «Берите суверенитета столько, сколько сумеете проглотить», предупреждал об опасности перехода грани в вопросе о суверенитете.

В отношении России А.С. Ященко считал федерализм непригодной формой государственного устройства. В то же время он понимал необходимость политической децентрализации как условия гармонического развития всех регионов страны. При этом он предупреждал, что надо отличать федерализм от децентрализации. Особенно большие опасения он высказывал по поводу национальной децентрализации России.

Стержневым вопросом всех теорий федерализма от истоков и до наших дней является вопрос о суверенитете. Крупным вкладом А.С. Ященко в развитие теории федерализма стала его «дуалистическая теория суверенитета», которую он сам, как нам представляется, более точно называл «синтетической». До появления данной теории господствующее положение занимала теория «делимого» суверенитета, согласно которой предполагалось деление суверенитета между федеральным центром и субъектами федерации. Ряд правоведов, в их числе Г. Еллинек, П. Лабанд и другие, полагали, что суверенитетом обладает только федеральный центр, поскольку без полного суверенитета никакое самостоятельное государство немыслимо. Противоположной точки зрения придерживались М. Зейдель и Дж. Кэлхун. Они утверждали, что суверенитет, как и

возможность сецессии, является неотъемлемым правом субъектов федерации7. Алексис де Токвиль и Г. Вайц занимали промежуточную позицию, полагая, что суверенитет принадлежит в равной мере как федерации, так и ее частям.

А.С. Ященко утверждал, что федеральное государство есть «соединение государственно-правового характера, и в нем имеется лишь одна суверенная власть, общегосударственная, но образуется она совсем особым образом, специфическим только для этой политической формы»8. Данное положение, как нам представляется, следует понимать следующим образом. Центральная (федеральная) власть представляет собой не какую-то обособленную сущность, стоящую над другими властными структурами (субъектов федерации), она представляет собой концентрированную волю всех граждан субъектов федерации, воплощенную (сконцентрированную) в федеральных властных структурах. В таком случае вопрос о суверенитете субъектов федерации снимается сам собой, ибо высшим носителем власти и единственным носителем суверенитета в федеративном государстве является народ, а не власти субъектов федерации, которые в данном случае являются частью народа, наделившего федеральный орган полнотой власти. Претензии на суверенитет, которые высказывали и пытались закрепить в своих конституциях власти республик в составе Российской Федерации, были по большому счету попыткой узурпации власти и воли народа самого субъекта Федерации. На непонимании сущности суверенитета федеративного государства пытались делать политическую карьеру лидеры популистского толка. Решительные меры, предпринятые руководством Российской Федерации по укреплению федеративных отношений как в организационном, так и правовом смыслах уже дали свои ощутимые результаты9.

А.С. Ященко обосновал положение о том, что власть каждого субъекта федеративного государства «тесно ограничена определенной компетенцией и в случае, если она выходит из своей компетенции, то федеральное, суверенное государство может заставить ее войти в границы своей компетенции, подвергая таким образом действия этой власти своему контролю». На этом основании он делает вывод: «Так как штаты, входя в состав федерального государства, теряют свой суверенитет, то, само собой разумеется, они перестают и быть государствами, так как суверенитет по определению есть существенный признак государства. Государство существует только там и тогда, где и когда имеется налицо суверенитет, следовательно, государственностью в полном объеме обладает только федеральное государство, образуемое из соединения центральной и местной властей».

А.С. Ященко справедливо полагал, что современная мировая цивилизация движется по пути все большей политической интеграции. Это сложный процесс. В нем мы можем наблюдать не только движение по пути прогресса, но и откаты, неоднозначное отношение населения различных стран как к самой идее интеграции, так и к политике правительства, направленной на ее углубление. Примером может служить Европейский союз, в котором время от времени возникают такого рода коллизии.

Творческое наследие А.С. Ященко обширно и разнообразно по тематике. Размеры статьи не позволяют охватить хотя бы даже часть его. Сегодня ни одно исследование проблем федерализма не обходится без обращения к его наследию. И само оно требует внимательного и глубокого изучения.

Примечания

1 Ященко А.С. Теория федерализма: опыт синтетической теории права и государства. Юрьев, 1912. С. 358.

2 Там же. С. 359.

3 Там же. С. 812.

4 Там же. С. 812-813.

5 Там же. С. 264.

6 Там же. С. 389.

7 Идеи Дж. Кэлхуна о раздельности суверенитета и праве на сецессию легли в основу сепаратистского движения на юге США, вылившегося в гражданскую войну.

8 Ященко А.С. Указ. соч. С. 320.

9 Приведено в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством большинство нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, укреплена властная вертикаль, прекращена практика заключения внутригосударственных договоров, проведено объединение ряда субъектов Федерации и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.