ТИПОЛОГИЯ МОДЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛИЗМА Лоскутов Н.В. Email: [email protected]
Лоскутов Никита Валерьевич - студент магистратуры, юридический факультет,
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Аннотация: на сегодняшний день в научной литературе насчитывается порядка 500 моделей федерализма, что вводит в заблуждение при изучении этого вопроса. Такое разнообразие связано с историческими, географическими, экономическими и другими особенностями, которые просматриваются на примере отдельных государств. Однако все модели строятся на двух основных теориях: кооперативном и дуалистическом федерализме. В статье анализируются, основные критерии для типологизации моделей федерализма, а также возможные перспективы их развития. Изучение теории федерализма позволит усовершенствовать общественные и политические отношения в федерации.
Ключевые слова: федерация, федерализм, государство, модель федерализма, теория федерализма
TYPOLOGY OF FEDERALISM MODELS Loskutov N.V.
Loskutov Nikita Valer'evich - Master student,
FACULTY OF LAW, MAR STATE UNIVERSITY, YOSHKAR-OLA
Abstract: today in the scientific literature, there are about 500 models of federalism, which is misleading in the study of this issue. This diversity is associated with the historical, geographical, economic and other features that are viewed on the example of individual states. However, all models are built on two main theories: cooperative and dualistic federalism. The article analyzes the main criteria for the typology of models of federalism, as well as possible prospects for their development. The study of the theory of federalism will improve public and political relations in the federation. Keywords: federation, federalism, state, model of federalism, theory of federalism.
УДК 342
Федерализм как концепция построения государства требует детального изучения, в том числе исследование его теорий, исторического происхождения и формирования.
В связи с различным географическим положением, разнообразными историческими ситуациями развитие федерализма в разных странах проходило по-разному, что привело к многочисленным мнениям различных ученых о количестве и идейном составе теорий федерализма.
Для детального изучения данного вопроса, в-первую очередь, необходимо определить критерии разграничения теорий федерализма. Поскольку модель федерализма это больше абстрактное понятие, которое формируется исходя из реальных признаков федераций в мире, то критерии выделения теорий федерализма будут строиться на признаках федеративного государства, но с особенностями, относящимися именно к моделям федерализма. [1]
К критериям можно отнести способ формирования федерации, субъектный состав, способ юридического (формального) закрепления федеративного устройства, способ взаимоотношения федерации и её субъектов.
В литературе можно встретить до 500 различных моделей федерализма, что вызывает трудности в их классификации и изучении. Основным считается мнение о
двух теориях, на которых строятся все остальные - кооперативная и дуалистическая теории федерализма. Их главные отличия в том, что дуалистический федерализм строится на четком разграничении полномочий между субъектами, их самостоятельность, закрепленную конституцией, когда кооперативный федерализм строится на соглашении, договоре между федераций и субъектами, на принципе солидарной власти и ответственности.
Эти две модели требуют отдельного внимания, но как уже определено, теории которые будут описаны далее, так или иначе сходны или основаны на кооперативной и дуалистической модели.
Первый «официальный» источник, в котором была описана модель федерализма, и который впоследствии стал основой для Конституции США 1787 года, стал «Федералист» или «Записки Федералиста» Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона, Джона Джея. В научных работах можно встретить эту теорию как «классическую», некоторые ученые даже выделяют её как единственную верную. Суть этой модели состоит в суверенитете субъектов и федерации, особой роли Конституции, активном участии граждан в жизни государства и общества.
Кооперативный федерализм в процессе исторического развития государственности в работах ученых по всему миру получал свои толкования и претерпевал изменения. Так, основой кооперативного федерализма принято считать взаимовыгодное сотрудничество уровней власти, разделение полномочий, совместное решение тех или иных задач. Такое толкование применимо к общемировому развитию федерализма, но не отражает особенности отдельных государств, что привело к необходимости изучения модели федерализма в разрезе конкретной страны или группы стран. Так появилось американское толкование кооперативного федерализма, который подразумевает отсутствие исключительных полномочий отдельных субъектов власти в государстве. И.А. Умнова пишет, что феномен совместного ведения, где полномочия (их еще называют сферами конкурирующей компетенции) осуществляются на основе сотрудничества.
Кооперативный федерализм американского толкования впоследствии был перенят европейскими учеными, которые переработали его с учетом особенностей развития отдельных государств, что привело к возникновению европейского кооперативного федерализма, основой которого стало особое взаимодействие федеральной власти и власти на местах, в форме постоянно действующих органов состоящих из представителей центральной власти и власти земель. В некоторых научных источниках такой федерализм называют «солидарным».
Применимо к России ученые склоняются к особой модели федерализма. Так называемая теория исполнительного федерализма строится на «верховенстве» исполнительной ветви власти, т.е. исполнительная власть является доминирующей и принимает наиболее важные и значимые решения в государстве.
В советской юридической науке стоит рассмотреть мнения В.В. Дорогина, который выделяет модели федерации, основанные на союзе и федерации, основанные на автономии. В первом случае, автор подразумевает СССР, во втором РСФСР. Однако стоит остановиться отдельно на том, что СССР хоть и провозглашалось республикой, но на практике имело ряд унитарных признаков, например, отрицание разделения властей, полный контроль за деятельностью местных органов власти и т.п., что создает ряд вопросов к политико-территориальному устройству СССР и возможности выделения модели федерализма в отношении Союза.
Многообразие мнений о теориях федерализма требует детального разбора отдельных критериев, по которым выделяют те или иные модели федерализма, следовательно, для изучения вопроса стоит остановиться на них подробнее.
Отдельное внимание следует уделить источнику формального закрепления федерации.
Так, государства, в которых полномочия, предметы ведения, сферы влияния центральной власти или субъектов определены конституцией, можно считать конституционными федерациями. В свою очередь, если полномочия и предметы ведения закреплены договором, федерация считается договорной. Отметим, что существуют конституционно-договорные федерации, в которых применяются принципы взаимодействия различных уровней власти применимые и к договорной федерации и к конституционной. Такой принцип взаимодействия может иметь несколько вариантов соотношения конституции и договора.
Следующим критерием стоит выделить принцип построения государственности. Стоит остановиться на национальном и территориальном принципе образования государства.
Национальный принцип подразумевает принципы национального суверенитета, где сохранение национального единства возможно лишь при образовании государства. И.А. Журавлева ставит в пример Советское государство. Автор пишет: «иллюстрацией может быть Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, содержавшая принципиальные положения о федерации в России и провозглашавшая: «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик».
Территориальный принцип построения государственности основан на объединении некоторой территории для совместного решения проблем, где основным критерием не является национальное единство. Такие территории могли быть объединены договорным или захватническим путем.
Стоит отметить, что существуют государства образованные по национально -территориальному принципу.
Еще одним критерием определения модели федерализма является способ образования государства. В различных источниках можно выделить два основных мнения: государства образованные «сверху» и «снизу».
В федерации образованной «сверху», как правило, инициатором выступает унитарное государство, ввиду необходимого преобразования государства, так например, Германия.
В федерациях образованных «снизу» инициатором выступают отдельные образования, желающие объединения в целостное государство, например, США.
Не стоит забывать, что к уже сформированному государству может присоединиться другое государство, что в некоторых источниках называют «сбоку».
Необходимо отметить такой критерий, как централизованная федерация и децентрализованная федерация. Такой критерий оценивания весьма спорный. Централизованная федерация подразумевает аккумуляцию власти у федеральных органов с последующим делегированием отдельных полномочий власти субъектов. В таком случае возникает вопрос, можно ли считать такое государство федеративным, или возникает опасность подмены понятий и централизованная федерация это не что иное, как унитарное государство.
А.С. Ященко, в своей работе отмечает, что различие между федерацией и унитарным государством с элементами децентрализации заключается в том, что во втором случае региональное руководство, не обладая суверенными полномочиями, не влияет на судьбу государства в целом, но, «когда государства централизуются и уничтожают в себе всякий след местного самоуправления, они неизбежно работают над собственным упадком и собственным исчезновением».
Еще одним важным критерием, определяющим модель федерализма, выступает определение симметричных или асимметричных федераций.
Симметричными называют федерации, в которых субъекты такой федерации имеет равный статус и равнозначны по отношению к центральной власти. В
асимметричных федерациях, в свою очередь, субъекты имею разный статус и различный набор прав и обязанностей.
По мнению И.А. Умновой: «не бывает в государственном устройстве симметрии в чистом виде, могут присутствовать лишь ее отдельные элементы».
Таким образом, многообразие мнений в вопросе классификации и систематизации теорий федерализма вполне обосновано. Кооперативная и дуалистическая теория универсальны и применимы ко всем государствам в той или иной мере. Однако активно меняющаяся ситуация на мировой арене в процессе образования новых государств и их преобразования, возникала необходимость совершенствования научных трудов, адаптации их к конкретным условиям, а также их применения на практике. В процессе исследования было определено, что каждое государство развивается уникально и имеет свои особенности, следовательно, и теория федерализма у таких государств в работах ученых претерпевает некоторые изменения.
Список литературы /References
1. Абдулатипов Р. Федеративная система: методология и политика / Р. Абдулатипов // Федерализм. 2008. № 1.
2. Гуляков А.Д. Основные модели федерализма / Гуляков Александр Дмитриевич. М.: А-Проджект, 2016. 898 с.
3. Карапетян Л.М. К вопросу о моделях федерализма [Текст] / /1.М. Карапетян. // Государство и право. - 1996. - № 12.
4. Конюхова И.А. Российский федерализм. Экономико-правовые проблемы / И.А. Конюхова. М.: Алетейя, 2008. - 320 с.
5. Курилкина О. Российский федерализм в условиях переходной государственности: моногр. / Ольга Курилкина. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 140 с.
6. Миронюк М.Г. Современный федерализм. Сравнительный анализ / М.Г. Миронюк. М.: МГИМО-Университет, 2008. 280 с.
7. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учебно-практическое пособие. М., 1998.
8. Федералист: политические эссе Гамильтона, Мэдисона, Джея // Сборник. М., 1993. 236 с.
9. Ященко А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства / А.С. Ященко. Юрьев, 1912. 820 с
10. Ященко А.С. Международный федерализм: идея юридической организации: моногр. / А.С. Ященко. М.: Нобель Пресс, 2013. - 752 с.