Научная статья на тему 'А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ И В.И. ВЕРНАДСКИЙ: СТРЕМЛЕНИЕ К ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО'

А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ И В.И. ВЕРНАДСКИЙ: СТРЕМЛЕНИЕ К ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
В.И. ВЕРНАДСКИЙ / V.I. VERNADSKY / А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ / A.S. LAPPO-DANILEVSKY / БИОГРАФИЯ / BIOGRAPHY / НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО / SCHOLARLY CREATIVITY / ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ ПРОШЛОГО / GENERALIZATION OF THE PAST / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / COMPARATIVE RESEARCH / АРХИВ РАН / ARCHIVE OF RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Афиани Виталлий Юрьевич

В статье содержится анализ биографий и научного творчества В.И. Вернадского и А.С. Лаппо-Данилевского. Выявляются совпадения, в том числе в стремлении к широким обобщениям, созданию фундаментальных трудов, связанные с различными факторами, включая происхождение, образование и принадлежность к петербургской научной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.S. Lappo-Danilevsky and V.I. Vernadsky: Endeavour to Generalization of the Past

The article presents the analysis of V.I. Vernadsky’s and A.S. Lappo-Danilevsky’s biographies and creativity. Coincidence is revealed in their aspiration for wide generalization and writing fundamental works, this being based upon various specific features including the scholars’ origin, education, and the St. Petersburg research school identity.

Текст научной работы на тему «А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ И В.И. ВЕРНАДСКИЙ: СТРЕМЛЕНИЕ К ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО»

В.Ю. Афиани

55

ВИТАЛЛИЙ ЮРЬЕВИЧ АФИАНИ

кандидат исторических наук, заведующий кафедрой археографии ИАИ РГГУ, директор Архива РАН

(Москва)

Тел.: (812) 534-28-28; Е-mail: academ_archive@mail.ru В статье содержится анализ биографий и научного творчества В.И. Вернадского и А.С. Лаппо-Данилевского. Выявляются совпадения, в том числе в стремлении к широким обобщениям, созданию фундаментальных трудов, связанные с различными факторами, включая происхождение, образование и принадлежность к петербургской научной школе.

Ключевые слова: В.И. Вернадский, А.С. Лаппо-Данилевский, биография, научное творчество, генерализация прошлого, сравнительное исследование, Архив РАН.

В.И. ВЕРНАДСКИЙ И А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ: СТРЕМЛЕНИЕ К ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО

В этом году мы отмечаем два юбилея - 150 лет со дня рождения В.И. Вернадского и А.С. Лаппо-Данилевского. Один - гений XX столетия, ученый-энциклопедист, предложивший новый взгляд на историю и будущее развитие человечества, Земли и Вселенной, другой - выдающийся историк и мыслитель, внесший огромный вклад не только в исследование истории России, особенно XVII-XVIII вв., в источниковедение и археографию, но и в методологию истории. Казалось бы, их пути сильно расходились.

А между тем в их биографиях и в научном творчестве обнаруживается немало общего.

Кажется, первым на это обратил внимание А.И. Кли-банов, доктор исторических наук, сотрудник Института истории СССР. В послесловии в первому изданию в 1990 г. первой части труда А.С. Лаппо-Данилевского -«Истории политических идей в России в XVIII в. в связи с развитием ее культуры и ходом ее политики», он писал, что «идея антропокосмическая», которую развивал Лаппо-Данилевский, вызывает «ассоциации с понятием ноосферы, разрабатывавшимся в трудах В.И. Вернадского»1.

Более обстоятельно говорил об этих сближениях мой учитель С.О. Шмидт, член оргкомитета нашей конференции, к огромному сожалению, ушедший в этом году. В выступлении на заседании Археографической комиссии в 1994 г., посвященной Лаппо-Данилевскому, он утверждал, что в процессе изучения взглядов ученого «перед нами могут раскрыться едва ли не планетарные масштабы личности ученого и осмысливаемого им, допускающие сравнение с жизнью и творчеством его великого сверстника (историк старше его на полтора месяца) и близкого знакомого -естествоиспытателя и философа академика Владимира Ивановича Вернадского...». С.О. Шмидт отмечал и близость общественно-политических «воззрений», и «особую чуткость восприятия происходящего в обществе, и ощущение долга ученого и гражданина не оставаться в стороне от общественной жизни и четко выражать свои позиции и публично», «глубокую преданность своим научным изысканиям», долгу ученого перед страной, жизнь «в постоянном напряжении ищущей исследовательской мысли», талант организаторов науки», патриотизм и их признание за рубежом, принадлежность «к самой избранной элите ученых». С.О. Шмидт также говорил, что «творчество обоих ученых характеризуется и, так сказать, методическим интересом к наукам и не своего спектра <...>. Оба прославились созданием новых направлений, отраслей в конкретных сферах научного знания, новых прикладных научных методик и в то же время новизной широкого философского осмысления проблем <. >. И в судьбе сотворенного ими, в восприятии этого тоже много общего - сделанное обоими учеными в конкретных областях науки было очень скоро признано и высоко оценено, а великие откровения их в сфере философии, миропознания отнюдь не сразу должным образом поняты»2.

В том выступлении на заседании Археографической комиссии РАН С.О. Шмидт фактически наметил своего рода программу дальнейших сравнительных исследований жизни и деятельности двух ученых.

Чем больше углубляются исследователи в биографии двух ученых, тем больше открывается общего. Во-первых, оба они имеют украинские корни, причем в одной и той же

Екатеринославской губернии, хотя Вернадский и родился в Санкт-Петербурге. Более того, между Вернадским и Лаппо-Данилевским, по утверждению некоторых специалистов, имеется отдаленное родство. Для обоих было очень значимо домашнее образование. Стремясь овладеть мировыми знаниями, они овладели несколькими европейскими языками. Оба окончили Петербургский университет. Учителями у них были выдающиеся ученые своего времени. Они учились на разных факультетах, и очевидно, что будущие ученые познакомились на заседаниях Студенческого научно-литературного общества, членом которого был В.И. Вернадский, а Лаппо-Данилевский стал секретарем общества, кстати сказать, после Александра Ульянова.

У ученых были близкие общественно-политические взгляды. Вернадский был одним из организаторов партии конституционных демократов и входил в ее руководство. Лаппо-Данилевский также придерживался либеральных вглядов и был членом той же партии. Оба избирались в Государственный совет.

Но были и различия, например, в характерах. Здесь уже упоминалось об отзывах современников о непростом характере Лаппо-Данилевского. «Он был трудный человек, - писал И.М. Гревс, - сам тяжело подходил [к людям] и к нему подойти было нелегко». Но «кто умел его понять и почувствовать, тот проникался к нему настоящим уважением и симпатией, стремился сблизиться, наслаждался общением»3.

Так вот, В.И. Вернадский был именно из тех людей. И мы можем с уверенностью сказать, что их связывали дружеские отношения еще с университетской скамьи. Тому немало документальных подтверждений. В обширной переписке ученого с супругой Н.В. Вернадской, хранящейся в Архиве РАН, (которая опубликована за 1886-1904-е гг.), нередки упоминания о встречах с «Лаппой», как по-студенчески называл его В.И. Вернадский4. В фонде В.И. Вернадского сохранилось также 23 открытки и письма Лаппо-Данилевского за 1900-1913 гг.5 Первые открытки связаны с подготовкой Вернадским работ о М.В. Ломоносове. Лаппо-Данилевский подбирает литературу в библиотеках Санкт-Петербурга, пересылает Вернадскому нужные книги, сообщает сведения, которые могут пригодиться в исследовании.

Другая тема переписки - выборы в Государственный совет и в Государственную думу. В апреле 1905 г. Лаппо-Данилевский пишет: «Как ни тяжело думать сейчас о выборах в Госуд. Совет, приходится заботиться о том, чтобы исход их был возможно более благоприятным для предстоящей деятельности Госуд. Думы, а потому А.А. Шахматов и я обращаемся к Вам со следующей просьбою: убедительно просим Вас и Ваших товарищей (В.О. Ключевского и проф. Алексеева) приехать сюда 8 апреля (10-го предполагаются выборы) и вечером того же дня пожаловать на квартиру к Андрею Сергеевичу Фаминцину для того, чтобы предварительно сговориться относительно выборов».

Очень эмоционально его письмо от 16 февраля 1911 г., посвященое уходу Вернадского вместе с другими профессорами из Московского университета, в знак протеста против реформ министра Кассо. Лаппо-Данилевский пишет: «Вчера я узнал из газет, что Ваша отставка принята: тяжело думать, что Университет лишился Вас и что Вы должны будете, под давлением произвола, бросить дело,

56

А.С. Лаппо-Данилевский и его эпоха

которому Вы служили четверть века, тяжело думать о том, как непрочна наша "культура", как она легко теряет почву под ногами и сменяется одичанием; как оно поощряется и насаждается во имя государственных целей, как политики руководствуются мотивами, между которыми гнев и месть играют не последнюю роль <...>; тяжело писать и о многом другом, что невольно приходит в голову <...>. Трудно примириться с мыслью, что Вы совсем покинули профессуру, хотя надежд на лучшее мало.

Простите за отрывочность этого письма. Просто хотелось сказать Вам о грусти и горечи, с которой я думаю о том, что произошло с Вами; да и не я один, конечно, так думаю; но от раздражительных дум до единства действий далеко».

В другом, обстоятельном, недатированном письме Лаппо-Данилевский размышляет о проблемах всеобщего образования и особенностях подходах к этому в Западной Европе и в России. Обычно письма и открытки он подписывал полностью, но здесь только «Лаппа».

Не только переписка с А.С. Лаппо-Данилевским заканчивается 1913 г., но и последнее упоминание А.С. Лаппо-Данилевского в переписке В.И. Вернадского с женой, также датировано l9l3 г., но их общение, конечно, на этом не закончилось. В.И. Вернадский о своем университетском друге не раз вспоминал и после его смерти.

В большинстве этих писем, за некоторыми исключениями, мы мало найдем упоминаний об обсуждении научных замыслов, работ друг друга. Но это еще не значит, что такого обмена между ними не было. В письме от 3 июня 1894 г. Вернадский писал: «Мне иногда даже как-то любопытно подвергать свое и чужое суждение критике <...»>, упоминая о споре с «Лаппой» «по вопросу об эндонимиче-ских браках (браках между близкими родственниками)»6. В дневниковой записи Вернадский в 1920 г., записывая впечатления от книги Ландовской о средневековой музыке и вспоминая о ее концертах в Москве, пишет о своем интересе к изучению истории музыки в России в XVIII в.: «В Петрограде в Академии мне не удалось этого сделать; говорили с Сергеем [Ольденбургом] и с Лаппой»7. Но самое интересное упоминание о более тесном, творческом общении двух ученых нашлось в переписке 1930-х гг. 17 июня 1936 г. Вернадский писал своему ученику Б.Л. Личкову: «Мои познания по логике не очень велики. В молодости я, конечно, читал Милля, потом когда-то имел разговоры с Лаппо-Данилевским, для меня интересные»8.

Оба ученых принадлежали к петербургской научной школе, для которой, как отмечают специалисты, характерно стремление к синтезу российских и западноевропейских традиций, опыта.

В.И. Вернадский с юности интересовался историей, профессионально занимался историей науки (эта тема стала для них с Лаппо-Данилевским общим полем научных исследований), а А.С. Лаппо-Данилевский - естественными науками. В «Методологии истории» Лаппо-Данилевский обосновывал само значение рефлексии в историческом познании, ссылаясь на разработку методологических проблем в математике, физике, химии, других отраслях естествознания9.

И всем этим, вероятно, следует объяснять те точки соприкосновений в теоретических воззрениях ученых, которые отмечают исследователи. Вслед за А.И. Клибановым об общности концепции человеческого развития у Лаппо-Данилевского идей В. И. Вернадского писала О.М. Меду-шевская10. О «космическом смысле социального развития», идее «реорганизации Вселенной» в результате развития исторического процесса и воздействия на него «великой индивидуальности человечества» в «Методологии истории» Лаппо-Данилевского, писал еще А.Е. Пресняков11.

Вернадский и Лаппо-Данилевский придавали особое значение научной мысли, ее роли в историческом развитии. Общее для них - рассмотрение истории человечества как органической части Вселенной, развития космоса.

Есть немало совпадений и в судьбе научного наследия ученых. Стремление к исключительной научной добросовестности, с одной стороны, а с другой - неблагоприятные внешние, политические и идеологические условия привели к тому, что труды, которые они считали едва ли не самыми главными, оставались неопубликованными при жизни ученых и многие годы после их смерти. Оба ученых в советское время были заклеймены как «буржуазные идеалисты», что не способствовало изданию их трудов. В советской историографии общим местом стала негативная характеристика теоретического наследия А.С. Лаппо-Данилевского. В обобщающих трудах писалось, что они «являются ярким проявлением глубокого идейного упадка буржуазно-дворянской исторической мысли периода империализма»12, отмечалось, что «бесперспективность теоретических построений историков либерального направления наряду с другими симптомами кризиса была особенно разительна на фоне несомненных достижений в изучении конкретных вопросов и особенно в совершенствовании методов изучения исторических источников»13.

У Вернадского оставались неизданными несколько важнейших его трудов, опубликованных многие десятилетия спустя после его смерти14. У Лаппо-Данилевского оказался также неизданным его фундаментальный труд, результат многолетних исследований - «История политических идей в России в XVIII в. в связи с развитием ее культуры и ходом ее политики». В результате не были осмыслены и включены в живой научный процесс важнейшие исследования и идеи ученых. Многое оставалось неизвестным даже специалистам.

И еще одно неслучайное совпадение. Сотрудники Архива Российской академии наук многие годы публикуют научное наследие В.И. Вернадского и А.С. Лаппо-Данилевского. В частности, дважды была издана первая часть «Истории политических идей в России в XVIII в.». Но до сих пор этот фундаментальный труд полностью не издан по ряду объективных и субъективных причин.

В.И. Вернадский приложил немало усилий для увековечивания памяти своего друга. Комиссия по истории знаний, которую он создал в 1921 г. и руководил, 28 февраля 1929 г. посвятила торжественное заседание по случаю 10-летия со дня смерти академика Лаппо-Данилевского, и в Трудах комиссии увидел свет выпуск, посвященный Лаппо-Данилевскому15. В.И. Вернадский и его сын Г.В. Вернадский принимали активные попытки для издания в СССР или в США «Истории» Лаппо-Данилевского, к сожалению, их намерения не реализовались.

В настоящее время подготовка к изданию полной рукописи «Истории политических идей в России в XVIII в.» вступает в завершающий период. К нам присоединились сотрудники ИИЕТ РАН, РГГу и издательство «Новый хронограф». Планируем издать этот труд в будущем году. Но, чтобы полностью завершить работу, предстоит еще немало сделать, и если кто-то из участников конференции захочет присоединиться к нам, работа для него найдется.

Вдова А.С. Лаппо-Данилевского в письме его ученику А.И. Андрееву в 1940 г., передавая в архив документы ученого, писала: «...Здесь теплится в душе маленькая надежда что, может быть, это не смерть, а только временный плен его мысли»16. Можно сказать, что теперь появляется возможность наконец-то реализовать эти надежды и выпустить к читателю идеи и мысли великого ученого.

1 Клибанов А.И. А.С. Лаппо-Данилевский - историк и мыслитель // Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв. М., 1990. С. 264.

2 Шмидт С.О. А.С. Лаппо-Данилевский на рубеже эпох // Шмидт С.О. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии. М., 1997. С. 167-176; Археографический ежегодник за 1994 год. М., 1996.

3 Гревс И.М. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский: Опыт истолкования души // Русский исторический журнал. 1920. Кн. 6. С. 68. С. 65, 66.

4 Вернадский В.И. Письма к Н.Е. Вернадской. 1886-1889. М., 1988; Он же. Письма к Н.Е. Вернадской. 1889-1892. М., 1991; Он же. Письма к Н.Е. Вернадской. 1893-1900. М., 1994; Он же. Письма к Н.Е. Вернадской. 1901-1908. М., 2003; Он же. Письма к Н.Е. Вернадской. 1909-1940. М., 2007.

Е.Ю. Басаргина

57

5 Архив РАН. Ф. 518. Оп. 3. Д. 922, 923.

6 Вернадский В.И. Письма к Н.Е. Вернадской. 1886-1889. М., 1988. С. 80.

7 Вернадский В.И. Дневники. 31 января 1919 - 4 апреля 1920. Киев: Наукова думка, 1994. С. 65.

8 Переписка В.И. Вернадского с Б.Л. Личковым. 1918-1939. М., 1979. С. 177.

9 Бычков С.П., Корзун В.П. Введение в историографию отечественной истории ХХ в.: Учебное пособие. Омск: Омск. гос. ун-т, 2001.

10 Медушевская О.М. Источниковедение в России XX в.: научная мысль и социальная реальность // Советская историография. М., 1996. С. 43.

11 Пресняков А.Е. Лаппо-Данилевский как ученый и мыслитель // Русский исторический журнал. 1920. Кн. 6. С. 90.

12 Историография истории СССР / Под ред. В.Е. Илерицкого и И.А. Кудрявцева. 2-е изд. М., 1971. С. 382-383.

13 Цамутали А.Н. Борьба направлений в русской историографии в период империализма. Л., 1986. С. 318.

14 Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965; 2-е изд. М., 1987; Он же. Размышления натуралиста. М., 1975. Кн. 1. Пространство и время в неживой и живой природе; Он же. Размышления натуралиста. М., 1977. Кн. 2. Научная мысль как планетное явление.

15 Материалы для биографии А.С. Лаппо-Данилевского Л., 1929 (Очерки по истории знаний. Вып. 6).

16 Цит. по.: ЧернаяЛ.А., Сорокина М.Ю. Предисловие // Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв. М., 1990. С. 13.

ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА БАСАРГИНА

доктор исторических наук, заведующая отделом публикаций и выставочной деятельности Санкт-Петербургского

филиала архива РАН (Санкт-Петербург) Тел.: (812) 534-28-28; E-mail: akhos@mail.ru Статья посвящена обстоятельствам присуждения А.С. Лаппо-Данилевскому степени доктора honoris causa Кембриджского университета летом 1916 г. Аннотирована групповая фотография русских и английских ученых, выполненная в Кембридже 11 августа 1916 г.

Ключевые слова: А.С. Лаппо-Данилевский, международные научные связи, Первая мировая война, история науки.

А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ -ПОЧЕТНЫЙ ДОКТОР ПРАВА КЕМБРИДЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

А.С. Лаппо-Данилевский получил степень почетного доктора права Кембриджского университета в 1916 г., когда «под гром пушек» шла коренная переоценка европейских ценностей. Первая мировая война оказалась важнейшим рубежом в развитии науки. Прежде единая республика ученых распалась, расколовшись по национальному признаку, что, впрочем, ускорило процесс формирования национальной науки в разных странах, включая Россию. Прервались международные связи1. Рушились традиционные представления о немецкой науке и культуре, на протяжении столетий служивших для России образцом университетского и академического строительства, немецкие ученые подверглись обструкции и оказались в состоянии международной изоляции2.

На фоне разочарования в немецких учителях усилился взаимный культурный интерес стран Антанты3. Трагические события Первой мировой войны как никогда прежде сблизили Россию и Англию и привели к расширению научных и культурных связей двух стран4. В феврале-марте 1916 г. британское правительство пригласило к себе российских писателей и публицистов, которые были приняты на самом высоком уровне - королем и многими министрами5. Важным шагом к установлению контактов между российской и британской общественностью стала совместная работа ученых и писателей двух стран над книгой «Душа России»6.

Свидетельством заметного усиления внимания к России стало создание в конце 1915 г. при Лондонском университете Школы славянских исследований (School of Slavonic Studies) - центра подготовки специалистов по славянским языкам и истории7. Министерство народного просвещения России, в свою очередь, инициировало обсуждение программы расширения академического сотрудничества с Англией.

В мае 1916 г. Академия наук учредила Комиссию для установления более деятельных научных сношений между Россией и Англией с широкой программой сотрудничества ученых двух стран, предусматривавшей разнообразные совместные научные предприятия8. В рамках научного обмена английские историки посетили Петербург. Во время этого визита обсуждались планы создания многотомного

труда по истории и культуре России на английском языке под редакцией академика А.С. Лаппо-Данилевского9.

Летом 1916 г. Лаппо-Данилевский был приглашен в Кембридж для участия в летней сессии «народного университета» (Local Lectures Summer Meeting), которую Комитет Кембриджского университета, ведавший расширением его деятельности10, решился созвать, несмотря на тяготы войны и как бы наперекор им, хотя программа лекций отражала поставленные войной вопросы11.

Заседания летней сессии открыл министр блокады и заместитель секретаря по иностранным делам лорд Роберт Сесил12. В своей речи он указал на спасительную роль России как военного союзника Англии, на ее самопожертвование и мужество, послужившие на пользу Англии, Франции и Италии.

Центральное место в программе собрания занимали Россия и Польша, изучение русской цивилизации, что дало повод назвать летнюю сессию «Русским сезоном в Кембридже». По свидетельству наблюдателей, «Россия и русское настолько преобладало, что можно было подумать, что и само собрание было устроено главным образом из желания сделать комплимент России»13.

Для участия в летней сессии были приглашены российские, польские и английские специалисты, причем предпочтение было отдано тем ученым из России, которые были известны не только своими научными трудами, но и политической и общественной деятельностью. Среди приглашенных были политические «англофилы» и поклонники английской демократии - лидеры кадетской думской оппозиции историк П.Н. Милюков и экономист П.Б. Струве. А.С. Лаппо-Данилевский представлял Академию наук. Профессор международного права и сотрудник Министерства иностранных дел Б.Э. Нольде не смог приехать. Из постоянно или временно проживавших в Англии русских к участию в сессии были приглашены историк П.Г. Виноградов, член Государственной думы трудовик А.Ф. Ала-дьин, для освещения польского вопроса - находившийся в то время в Англии славист, представитель Польского национального комитета в Думе, Р.В. Дмовский. Кроме коренных русских, в сессии приняли участие английские слависты, среди них полиглот и знаток России, много

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.