Научная статья на тему 'А. П. Бородин — известный и неизвестный'

А. П. Бородин — известный и неизвестный Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1925
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. П. БОРОДИН / МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕАКЦИЯ БОРОДИНА—ХУНСДИКЕРА / РУССКОЕ ХИМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / BORODIN—HUNSDIECKER REACTION / BORODIN / ACADEMY OF MEDICAL SURGERY / EDUCATION / RUSSIAN CHEMICAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солод Олег Викторович, Алексеев Валерий Владимирович

Личность Александра Порфирьевича Бородина, благодаря своейнеординарности, вызывает неизменныйинтерес на протяжении вот уже полутора веков. Казалось бы, Бородин в России общеизвестен. Однако в тойже мере, если не в большей, он и недооценен. Его биография обросла множеством штампов, которые постепенно становятся в общественном сознании фактами. Широкое научное сообщество знает Бородина не столько как химика-исследователя, совершившего открытия мирового значения, сколько в качестве профессора Медико-хирургическойакадемии. Среди его основных достижений в области музыки отмечают включение в классические произведения национальных мотивов, хотя, по словам Ф. Листа, главное достоинство Бородина-композитора — не национальная принадлежность музыкальных идей, а новизна и оригинальность музыкальноймысли. Общественная деятельность Бородина обычно ограничивается его ролью в организации женских врачебных курсов и Русского химического общества, в то время как об издательскойи просветительскойдеятельности известно мало. Статья призвана восполнить пробелы, а также рассеять наиболее устойчивые из заблуждений, касающихся личности Бородина во всех проявлениях его многограннойнатуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. P. Borodin — known and unknown

Alexander Porfir’evich Borodin has attracted a constant interest during already one and a half century, as he is a renowned person. Borodin is supposed to be well-known. Nevertheless, he is greatly underestimated. His biography has gained a lot of stamps, gradually being transformed in the conscious into the facts. Borodin is known within a broad scientific mainly not as a research chemist who made world’s important discoveries but as a professor of Academy of Medical Surgery. The inclusion of national melodies into classical compositions is noted among his main achievements although according to F. Liszt the main virtue of Borodin as composer is not the national belonging of his music, but the novelty and the originality of musical ideas. The social activity of Borodin is usually limited to his role in the organization of female medical courses and the Russian chemical society. In the same time his publishing and enlightening activity is poorly known. The current article is intended to fill the gap and also to disperse the most stable delusions concerning Borodin’s personality in all manifestations of his miscellaneous personality.

Текст научной работы на тему «А. П. Бородин — известный и неизвестный»

УДК 547.067.3 Вестник СПбГУ. Сер. 4. 2013. Вып. 4

О. В. Солод, В. В. Алексеев

А. П. БОРОДИН — ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ

К 180-летию со дня рождения

Александр Порфирьевич Бородин — личность общемирового значения. Не случайно к различным сторонам его творчества периодически обращаются не только в России [1-4], но и в США, Великобритании, Франции, Германии, Норвегии, Италии, Бразилии [5-14]. В музее науки Лиссабонского университета ежегодно проходит мероприятие под названием Notas Químicas, на котором профессиональные музыканты Португалии исполняют произведения Бородина в химической лаборатории, а студенты и преподаватели в это же время проводят эксперименты, повторяющие его научные исследования (рис. 1). Можно ли назвать ещё одно имя российского учёного, удостоенного подобной чести?

Главным из «штампов», уже неразрывно сросшихся с личностью Бородина, является приписываемый ему «очевидный конфликт между наукой и искусством». Так назвал свою статью один из авторитетных зарубежных исследователей его творчества Дж. Кауфман [8]. Ту же самую мысль иногда выражают ещё конкретнее, называя Бородина «лучшим химиком среди композиторов и лучшим композитором среди химиков». По нашему мнению, обе эти фразы не соответствуют истине. Вторую из них обычно произносят, когда хотят сказать, что ни в той, ни в другой области человеку не удалось достичь выдающихся результатов. Ну а пресловутый «конфликт» определяется в причины этого.

Следует отметить, что подобным образом относились к Бородину не только потомки, но и современники. Даже многие из его друзей вполне искренне считали: оставь Бородин химию — и его успехи на музыкальном поприще были бы куда более весомы. И наоборот: прекрати он заниматься музыкой — стал бы вровень с выдающимися учёными своего времени. Эту точку зрения разделял даже Д. И. Менделеев: «Бородин стал бы ещё выше по химии, принёс бы ещё больше пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии» [2].

По нашему мнению, случись то или другое — результат оказался бы совсем иным. Мы потеряли бы не химика или музыканта. Мы потеряли бы Бородина, ибо

Олег Викторович Солод — доцент, Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова; e-mail: [email protected]

Валерий Владимирович Алексеев — профессор, Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова; e-mail: [email protected]

© О. В. Солод, В.В.Алексеев, 2013

Nofax Química%

Quando a Música в a Ciencia se cruzan no Laboratorio Chimico..

Nofm Químicm

m [email protected]. até 28 de Junho.

Рис. 1. Пригласительный билет на концерт Notas Químicas в Лиссабонском университете в июле 2011 г.

многогранность таланта определяла всю сущность его личности. Многочисленные ипостаси Бородина дополняли и питали друг друга, как ветви корня. Отсеки одну из них — засохнет всё дерево.

Впрочем, это лишь наша точка зрения. С ней можно соглашаться или нет. Но трудно не прислушаться к самому Бородину, который высказывался по этому поводу вполне конкретно: «... виной всему зависть и наша малая культурность; некоторые из присяжных музыкантов не могут мне простить, что я, занимаясь лишь в часы досуга музыкой, создаю такие вещи, которые обращают на себя огромное внимание, они же при всём старании не могут высидеть ничего путного. Учёные же мои коллеги косятся на мои музыкальные занятия, видя в них поругание над учёной мантией» [2].

Между прочим, «дуализм» Бородина вовсе не является уникальным свойством его личности. Музыкальное творчество учёного, которое ныне рассматривается как необычная черта натуры, было вполне естественным для того времени в среде русской интеллигенции. В то время, когда повсеместный духовный подъём, вызванный в обществе отменой крепостного права, сменился общим разочарованием, музыка оказалась одной из немногих областей человеческой деятельности, через которую могло проявляться самосознание народа в лице его наиболее выдающихся представителей.

В качестве примера можно привести фигуру Аполлона Селиверстовича Гуссаков-ского — химика и музыканта, чья биография удивительным образом перекликается

с жизнью и творчеством Бородина [15, 16]. Окончив факультет естественных наук Петербургского университета в 1863 г., Гуссаковский, как и Бородин, совершенствует знания за рубежом. По возвращении — читает курс химии в Петербургском лесном институте, где преподавал и Александр Порфирьевич. Параллельно Гуссаковский пишет музыку. Его музыкальное наследие немногочисленно, но о качестве этих работ вполне определённо выразился Римский-Корсаков: «Я считаю Гусса-ковского одним из самых крупных по таланту русских музыкантов» [15].

Признав, таким образом, целостность фигуры Бородина неотъемлемой данностью личности, рассмотрим отдельные стороны его таланта. Кстати, по мнению самого Бородина, черты его личности лучше всего передавал портрет, выполненный супругами Маковскими (рис. 2).

Бородин в науке. Подробный анализ научных работ Бородина выполнен в ряде зарубежных публикаций [10, 17]. Перечень его трудов приведён в книге Л.А.Зориной [3]. По современным меркам научное наследие А. П. Бородина представляется немногочисленным, насчитывая около 40 работ. Однако для того времени это было обычным явлением. Достаточно сказать, что полный список публикаций учителя А. П. Бородина — академика Николая Николаевича Зинина, чей вклад в мировую науку не нуждается в комментариях, также составляет чуть более 40 публикаций. К тому же многие исследования А. П. Бородина не доходили до редакций журналов, овеществляясь лишь в его лабораторных записях и докладах на различных заседаниях научного сообщества.

Защитив диссертацию на тему «Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорной», А. П. Бородин раз и навсегда ограничивает свои научные приоритеты областью органи-

Рис. 2. Портрет А. П. Бородина работы Е. Т. и Е. К. Маковских

ческой химии. Впрочем, иное вряд ли было возможно. Ведь его учителем был Н. Н. Зи-нин. Ещё до отъезда за границу Бородин выполнил цикл работ, посвящённых действию йодистого этила на гидробензамид и амарин. Затем, во время зарубежной командировки, продолжил научные изыскания в Германии и Италии. Работая в лаборатории Пи-занского университета, возможности которой были несопоставимы с петербургскими, Бородин получил первое фторорганическое соединение — фтористый бензоил.

В 1861 г. А. П. Бородин открыл и описал реакцию серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, получившую его имя:

О Вг2

И -^ К-Вг

Я О"Л§+ СС14

Впрочем, в англоязычной литературе эта реакция более известна как реакция Хун-сдикера, который не только обнаружил, что она носит общий характер, но и установил свободнорадикальный механизм взаимодействия. Однако если помнить, что Бородин впервые осуществил данное превращение за 80 лет до того, упоминание его имени в одном ряду с Хунсдикером вполне уместно.

Следует отметить, что А. П. Бородин не очень заботился отстаиванием своего приоритета в научных открытиях, щедро делясь славой с более удачливыми современниками. Так, одной из наиболее значимых его работ было исследование продуктов уплотнения валерианового, энантового и уксусного альдегидов. Однако в тот день, когда Бородин собирался сделать очередной доклад о своей работе, в академическую библиотеку поступил журнал со статьёй А. Вюрца об альдольном уплотнении. Александр Порфи-рьевич ограничился тем, что послал в немецкий журнал краткое сообщение о своих исследованиях, и впоследствии более не возвращался к этой теме. Причину можно найти в воспоминаниях его ученика М. Ю. Гольдштейна (впоследствии — приват-доцента химии Петербургского университета): «Моя лаборатория еле существует на те средства, которые имеются в её распоряжении, у меня нет ни одного помещения. Между тем как Вюрц имеет огромные средства и работает в двадцать рук» [2].

С 1873 г. А. П. Бородин вновь возвращается к амарину (4,5-дигидро-2,4,5-трифенил-имидазол — продукт взаимодействия аммиака с бензальдегидом), с которого начался его путь в науке. Однако в этой области он работал недолго. Получив нитрозамарин, не оправдавший ожиданий, он прекращает исследования, практически целиком передавая лабораторию на нужды учебного процесса.

С именем А. П. Бородина часто связывают и ещё одну органическую реакцию — разложения мочевины:

О Ц + ЗШВгО -► ът2 + СО2 + 2Н2О + 3ШВг

т2

Она стала частью метода, разработанного им в 1876 г. для практического определения мочевины. Бородин также сконструировал и газометрический прибор для проведения данной реакции в лабораторных условиях. Метод Бородина не потерял значения и в наше время [18].

Научные работы А. П. Бородина до сих пор находятся в круге внимания мирового сообщества. Достаточно сказать, что англоязычный сайт «История научного сообщества» в разделе «Русская и советская наука и технология. Химия» называет самых выдающихся химиков России — Ломоносова и Менделеева — и присоединяет к ним

«третьего химика этой генерации» Бородина. Учитывая это, вряд ли стоит считать Бородина «первым химиком среди композиторов».

Бородин как педагог. Существенной частью жизни Бородина была его педагогическая деятельность. Надо сказать, что тут ему досталось богатое наследство. Учитель и предшественник Бородина на кафедре химии Медико-хирургической академии Н. Н. Зинин качественным образом перестроил всю систему преподавания химии в медицинских вузах. Согласно концепции Зинина, медицина как наука представляет собой приложение естествознания к вопросу о сохранении и восстановлении здоровья. Естественные науки, считал Зинин, должны играть при медицинском образовании роль первостепенных, основных предметов, а не вспомогательных. Медик должен усвоить не столько отрывочные факты прикладного естествознания, сколько общий строй науки. Справедливость этих воззрений подтвердило время. Более 150 лет преподавание химии в медицинских вузах базировалось на зининских принципах.

Казалось бы, в таких условиях от Бородина требовалось немногое — продолжить дело учителя. Однако ему удалось не только это. А. П. Бородин встроил в зининскую систему знаний ещё один необходимый элемент — полномасштабный химический практикум. До тех пор занятий в лабораториях для студентов практически не было — только по учебникам. Так, Сеченов вспоминал, что в Московском университете, несмотря на чтение курса химии, в лабораторию студентов не пускали. С. П. Боткин считал, что именно Бородин положил начало правильному изучению химии студентами-медиками.

Сознавая громадную важность химии для врача, он в 1874 г., учитывая нелегкую жизнь студентов, буквально заваленных лекциями и занятиями, дал возможность работать в лаборатории каждому желающему. Кроме того, так как студенты не могли являться в лабораторию одновременно, она была открыта практически круглосуточно. При этом Бородин наладил неустанный контроль за работающими, во что вносил лепту каждый сотрудник кафедры.

Казалось бы, система преподавания химии врачам достигла идеала. Но в 1879 г. военной медицине был нанесён тяжёлый удар. Согласно реформе военного министра графа Д. А. Милютина состав Медико-хирургической академии ограничивался тремя курсами, на которые следовало зачислять студентов, прошедших первые два курса медицинских или естественных факультетов университетов.

Кафедра химии практически прекратила свое существование — ей отныне предназначалось лишь проведение вступительных экзаменов для кандидатов и чтение краткого курса лекций по медицинской химии.

Симптоматично, что современная реформа высшей медицинской школы во многом перекликается с той, что в конце XIX века разрушила всю систему преподавания — как в целях, так и в методах реализации. Поистине, история повторяется, особенно если её не знать.

Бесперспективность начатых реформ стала очевидной уже к 1885 г. Бородин вместе с будущим начальником Военно-медицинской (с 1890 г.) академии В. В. Пашутиным принял самое активное участие в разработке нового академического устава, восстановлении закрытых или сокращённых естественнонаучных кафедр.

К сожалению, он не дождался триумфа собственных идей. Новый устав академии был принят 29 мая 1890 г., уже после смерти Бородина.

Бородин как общественный деятель. Эта сторона личности Бородина остаётся относительно малоизвестной. И совершенно незаслуженно, ибо выдающиеся заслуги Бородина в области просвещения и популяризации науки никак не уступают его творческим достижениям.

Одно из наиболее известных проявлений этих заслуг — создание Русского химического общества. Его предтечей стал химический кружок, созданный Бородиным совместно с Менделеевым после их возвращения из-за границы. Впрочем, слово «создание» лучше заменить другим — «воссоздание», поскольку ранее химический кружок в Петербурге уже существовал. В 1854 г. его основали Н. Н. Зинин, А. А. Воскресенский, Ю. Ф. Фрицше и другие химики. Собрания кружка чаще всего проходили на квартире П. А. Ильенкова — профессора технологии Петербургского университета.

В 1857 г. Н. Н. Соколов и А. Н. Энгельгардт основали ещё один кружок, деятельность которого продолжалась до 1860 г., после чего химическая лаборатория была пожертвована Петербургскому университету. Настоятельная необходимость непосредственного общения представителей различных школ проявилась в 1860-1861 гг. в организации «химических обедов» у ректора Петербургского университета А. А. Воскресенского.

К середине 1860-х годов разрозненные «кружки по интересам» стали оформляться организационно. Первым в 1866 г. возникло Русское техническое общество. Среди химиков тенденция официального оформления неформальных связей не встретила единодушия. Во всяком случае, члены химического кружка при баллотировке вопроса разделились на две неравные группы. Семнадцать его членов были за создание общества, трое — против [19].

Окончательное решение принималось на Первом съезде русских естествоиспытателей и врачей в 1867 г. при непосредственном участии Бородина (рис. 3). Прошение в правительство было подано в январе 1868 г., а 26 октября того же года министр народного просвещения утвердил устав Русского химического общества.

А. П. Бородин, получивший диплом за номером 32 (рис. 4), принимал живое участие в работе общества, председательствовал на нескольких заседаниях.

Не менее бурно протекала жизнь Бородина в музыкальных кругах, объединённых в Русское музыкальное общество под патронажем Великой княгини Елены Павловны. Деятельность этого общества была ориентирована, прежде всего, на публику из высших кругов и западноевропейскую музыку. Такая политика встречала активное противодействие руководителя «Могучей кучки» М. А. Балакирева, которого поддерживал Бородин. После того как Балакирев получил предложение управлять концертной деятельностью РМО, участие Бородина в жизни общества возросло. Именно на его сцене была исполнена Первая симфония Бородина. После ухода Балакирева он вновь отдалился от РМО, но в конце 1883 г. стал директором его петербургского отделения. Правда, через два года, не в последнюю очередь под влиянием друзей, оставил этот пост.

Гораздо более активным было участие Бородина в деятельности другого музыкального общества Петербурга — Бесплатной музыкальной школы. Её предназначением было давать музыкальное образование тем, кто не имел на то средств. По словам Стасова: «Это явление, которого у нас ещё никогда не бывало. Никто не думал о действительном музыкальном воспитании нашего народа, никто не посвящал ему всего своего времени и таланта» [20]. Отношение Бородина к Бесплатной музыкальной школе лучше всего передаёт один факт: он не пропустил ни одного её концерта.

Хорошо известной стороной общественной жизни Бородина является его участие в создании и работе женских врачебных курсов. Однако и в этот вопрос следует внести ясность. Вопреки распространённому мнению, эти курсы вовсе не представляли собой одно учебное заведение. Таковых был целый ряд: Владимирские, Бестужевские курсы, а также «Женский курс при Императорской медико-хирургической академии для образования учёных акушерок».

Рис. 3. Члены химической секции Первого съезда русских естествоиспытателей 5 января 1868 г., в том числе (справа налево) сидят: А. Н. Энгельгардт (1), П.А.Ильенков (3), А.А.Воскресенский (4) и В. В. Марковников (5); стоят: Н.Н.Соколов (1), Д.И.Менделеев (2), Ф. Ф. Бейльштейн (4), Н. А. Меншуткин (6) и А. П. Бородин (7)

Рис. 4. Диплом члена Русского химического общества, выданный А. П. Бородину

«Женский вопрос» был в то время одной из острых социальных тем в России. Особенно это касалось высшего образования, которое для женщин оставалось практически недоступным. Первая русская женщина-врач Н. П. Суслова вынуждена была получать образование в университете Цюриха. На родине же посещать лекции приходилось тайком и то при определённой благосклонности преподавателей. К таковым, помимо А. П. Бородина, относились И. М. Сеченов и С. П. Боткин.

В декабре 1867 г. Е. И. Конради подала записку секретарю Съезда русских естествоиспытателей А. Н. Бекетову — ректору Петербургского университета. В ней была просьба о том, чтобы съезд ходатайствовал перед правительством о разрешении женщинам посещать университеты. В мае 1868 г. образованный Конради кружок (Н.В.Стасова, М. В. Трубникова, А. П. Философова) составил прошение ректору Петербургского университета об открытии в его стенах в часы, свободные от занятий студентов, женских курсов. Эту просьбу активно поддержал президент Медико-хирургической академии П. А. Наранович. Совет профессоров под его председательством подал в правительство «политически правильную» записку, в которой декларировались самые умеренные цели: дать возможность хорошо образованным матерям правильно выполнять лежащие на них обязанности по воспитанию своих детей. Второй целью предложенных курсов была подготовка преподавательниц для старших классов женских гимназий.

Бородин с готовностью откликнулся на предложение, сделанное ему секретарем совета Сеченовым: «Меня приглашают профессором химии в женский университет (или что-то вроде этого)... Лекции будут читаться женщинам в стенах нашей академии частью университетскими профессорами, частью нашими (Сеченов, Хлебников, я)» [2].

Первый результат всех этих действий проявился лишь в 1870 г. в виде разрешения на чтение публичных лекций совместно женщинам и мужчинам. Благодаря тому, что лекции читались в стенах Владимирского уездного училища, курсы получили название Владимирских.

Довольно быстро выяснилось, что в данной форме курсы имеют мало пользы. Но несмотря на это, они за неимением лучшего просуществовали до 1877 г.

Параллельно с ними в ноябре 1872 г. при непосредственном участии Бородина был открыт «Женский курс при Императорской медико-хирургической академии для образования учёных акушерок», который вполне можно считать первым женским медицинским институтом России. А. П. Бородин не только читал здесь лекции по химии, но и на добровольных началах выполнял обязанности казначея общества вспомоществования нуждающимся слушательницам, а также дирижировал хором студенток. Эта работа, казалось бы, отнимавшая у Бородина драгоценное время для творчества и науки, доставляла ему огромное удовольствие, что явно следует из его письма Л. И. Кармалиной: «Одно, что меня несколько хорошо настраивает, это — дела женских курсов, которые хотя и много отнимают у меня времени, но зато дают нравственное удовлетворение, совершенно отвечающее ожиданиям» [21].

Наконец, в 1876 г. были созданы полноценные Высшие женские курсы, получившие наименование Бестужевских, поскольку разрешение на их открытие было дано на имя профессора К.Н.Бестужева-Рюмина. Просуществовавшие около 10 лет курсы имели два отделения: словесно-историческое и физико-математическое. Бородин, как нетрудно догадаться, преподавал на втором.

Эффект от создания курсов оказался двояким. С одной стороны, врачебный корпус Российской империи получил в общей сложности 150 женщин-врачей. С другой — образованные девушки охотно пополняли ряды недовольных общественным строем. Как следствие, курсы были выведены из военного ведомства, что мгновенно привело к прекращению их финансирования. А. П. Бородин лично собирал средства, которые позволили бы курсам продолжить существование, но тщетно. Десятый выпуск оказался последним. Приёмный сын Бородина С. А. Дианин вспоминал: «Когда... пришлось ломать лабораторию и перевозить из неё вещи в академию, А. П. не выдержал и просто расплакался» [2]. Трудно сказать, насколько это событие подорвало здоровье Бородина, но факт остаётся фактом — менее чем через год он скоропостижно умер.

Наименее известной — и совершенно незаслуженно — остаётся издательская и просветительская деятельность Бородина. В начале 1970-х годов А. П. Бородин — совместно с П. А. Хлебниковым — профессором физики Медико-хирургической академии — редактировал журнал «Знание» (рис. 5). Более того, издание журнала было разрешено лишь на том условии, что Бородин станет одним из редакторов издания, число подписчиков которого достигало 1100 — весьма внушительная по тем временам величина [21]. Обязанности редактора Бородин выполнял лишь около года, но это не помешало ему оставить серьёзный след в общественном сознании страны.

Интересно, что эти два имени — Бородин и Хлебников — уже однажды стояли рядом. Оба они 3 мая 1858 г. впервые в истории МХА с разрешения учёного секретаря Конференции Зинина защитили свои дис-

Рис. 5. Обложка журнала «Знание» сертации на русском языке.

Сейчас трудно судить, как распределялись в журнале обязанности между двумя соредакторами, но широта тем, затрагивавшихся в его публикациях, очень созвучна энциклопедичному характеру натуры Бородина, а названия некоторых статей первого выпуска прямо указывают на него. Например, публикация под названием «Способность женщин к изучению точных наук». Автор статьи не указан, но нетрудно угадать его имя уже по одной цитате: «Перед разрешением у нас законодательным порядком вопроса об изучении женщиной тех отраслей высшего знания, которые до сих пор составляли монополию мужской половины человеческого рода, нам незачем говорить о нравственном праве женщины участвовать в умственной деятельности человечества. . . Нам кажется, что нас никто не уличит в пристрастии и произвольности, если мы выскажем твёрдую уверенность, что допущение русских женщин в университеты и академии... естественным образом удвоит число образованных людей в России» [22].

В целом подписчики журнала получали сведения самого разного толка: по естественным наукам, медицине, юриспруденции, социологии. . . Насколько это отвечало пожеланиям читателей? Ответ на этот вопрос содержится в № 1 за 1871 г.: «Требования на первые три книжки журнала „Знание" за 1870 г. более не принимаются, так как все экземпляры разошлись по подписке».

«Библиографический указатель русских книг (а также и иностранных, выпущенных в России)» и «Библиографический указатель иностранных книг» представляли читателям все новинки книжного рынка. Откликался журнал и на самые животрепещущие события. В разгар холерной эпидемии Бородин опубликовал на его страницах статью, посвящённую общедоступным дезинфицирующим средствам.

Но главной заслугой Бородина в должности редактора стала публикация в «Знании» работы Чарльза Дарвина «Происхождение человека и половой подбор». Таким образом, Бородин стал первым, кто познакомил широкие слои российского общества

3 Н А Н I Е

выходить съ Октября 1870 г., ежемесячно, книжками он 10 до 12 печатных! листок.

ЦОДА ЗА ГОДОВОЕ ИЗДА11Е ВЪ 1871 ГОДУ.

безъ доставки ii пересылм .... 8 руб.

съ доставкою на домъ въ С.-ГСетербурги. 8 — 50 коп. СЪ пересылкою И друпе города . . 8 — 80 коп.

ПОДПИСКА ПРИНИМАЕТСЯ:

ВЪ М0С№:

въ книаномъ иагазивИ И. Г. Со-НевмШ просвет, доиъ X 54. ) мпт. Страстной будьваръ, >о»ъ | АаемЬева,

Редавдш помещается на Литейной, домъ № 62, кв. № !5.

Редакторы-Издатели: Профессор! П. А. Хлебником..

Профессор! А. П. Бородгаъ.

ВЪ С.-ПЕТЕРБУРГ®:

въ пнвшоиъ квгшнг Черкеыва.

с дарвинизмом. Подобное не могло пройти мимо бдительного ока цензоров. Если же учесть, что Бородин и Хлебников уже имели так называемое «первое предостережение» министра внутренних дел за публикацию «вредных материалистических учений», нетрудно понять, что перед ними встал выбор: в корне изменить политику журнала либо отойти от дел. Бородин, а вскоре вслед за ним и Хлебников, выбрали второе.

Суммируя сказанное выше, можно сделать обоснованный вывод о том, что вклад А. П. Бородина в общественную жизнь России ничуть не меньше его научных и творческих достижений и должен быть оценён по достоинству.

Литература

1. ФигуровскийН. А., Соловьёв Ю. И. Александр Порфирьевич Бородин. М.; Л., 1950. 212 с.

2. ИльинМ., СегалЕ. Александр Порфирьевич Бородин. М.: Правда, 1989. 480 с.

3. Зорина А. П. Александр Порфирьевич Бородин. М.: Музыка, 1987. 190 с.

4. Дианин С. А. Бородин. Жизнеописание, материалы и документы: 2-е изд. М.: Музгиз, 1960. 404 с.

5. Filgueiras C. A. L. Between baton and test tube: the admirable career of Alexander Borodin // Quimica Nova. 2002. Vol. 25, N 6. P. 1040-1049.

6. HuntG. B. Aleksandr Borodin: chemist and composer // Chemistry in Britain. 1987. Vol. 23. P. 547-550.

7. Jacques J. The Borodin—Hunsdiecker reaction // Comptes Rendus de l'Academie des Sciences. Serie Ilc: Chimie. 1999. Vol. 2, N 3. P. 181-183.

8. Kauffman G. B., Bumpass K. An apparent conflict between art and science: The case of Aleksandr Porfir'evich Borodin (1833-1887) // Leonardo. 1988. Vol. 21. № 4. Р. 429-436.

9. Kauffman G. B., RaeI.D., Solov'ev I., Steinberg C. Borodin — chemist and composer // Chemical Engineering News. 1987. Vol. 65. P. 28-35.

10. RaeI. D. The research in organic chemistry of Aleksandr Borodin (1833-1887) // Ambix. 1989. Vol. 36. Part 3. P. 121-137.

11. SartonG. Borodin, 1833-87 // Osiris. 1939. № 7. P. 225-260.

12. ToreB. Aleksandr Borodin — chemist and composer // Kjemi. 1999. Vol. 59, N 3. P. 12-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Vik T. Aleksandr Borodin — lege, kjemiker, vitenskapsmann, terer og komponist // Tidsskr. Norsk. Lregeforen. 1998. Vol. 118. P. 4693-4696.

14. White A. D. Alexander Borodin: full-time chemist, part-time musician // J. Chem. Education. 1987. Vol. 64. P. 326-327.

15. Гозенпуд А. Погибший талант (А. С. Гуссаковский) // Советская музыка. 1951. № 4. С. 76-83.

16. Лысич Л. Забытые композиторы «Могучей кучки». Аполлон Гуссаковский // Музыкальная жизнь. 1973. № 3. С. 15-16.

17. Tijskens P., Lanzieri C. Borodin: lo scienciato. URL: http://guide.supereva.it/fisica_appli-cata/interventi/2000/09/12632.shtml (дата обращения: 05.12.2012).

18. Бородина метод // Медицинский справочник-энциклопедия. URL: http://medicl-cen-ter.ru/prirodnaya_medicina/84-borodina-metod.html (дата обращения: 05.12.2012).

19. Козлов В. В. Всесоюзное химическое общество имени Д.И.Менделеева (1868-1968). М.: Наука, 1971. 551 с.

20. Стасов В. В. Избранные сочинения в трёх томах. М.: Искусство, 1952.

21. Письма А. П. Бородина. Выпуск 1. М.: Музыкальный сектор, 1928. 420 с.

22. Способность женщин к изучению точных наук // Знание. 1870. № 1.

Статья поступила в редакцию 26 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.