Научная статья на тему 'Ученые-химики: гении или обычные люди?'

Ученые-химики: гении или обычные люди? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
474
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ученые-химики: гении или обычные люди?»

Indrшshka I.V. Kurdukova A.U. "Л^у A E.

Индриушка Ирина Викторовна, Курдюкова Анна Юрьевна, Тихая Алена Евгеньевна

Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н.Толстого факультет естественных наук (5 курс)

УЧЕНЫЕ-ХИМИКИ: ГЕНИИ ИЛИ ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ?

По данным сайта KinoNews.ru, второе место в мировом рейтинге «100 лучших сериалов», начиная с 2008 года и по сей день, занимает криминальная американская телевизионная драма «Во все тяжкие». В основе сюжета лежит история об учителе химии, который, узнав о своей смертельной болезни, уходит вместе со своим бывшим учеником в бизнес по изготовлению метамфетамина - легкого наркотического вещества. Этот сериал породил в Интернете множество шуток: в умах молодых людей, далеких от естественных наук, создалось впечатление, что химик - это злой гений, который в любой момент может начать варить наркотики, помешивая при этом тротил.

В школах сегодня достаточно редко говорят о биографиях выдающихся ученых, что вызывает отсутствие интереса к их открытиям и, как результат, приводит к низкому уровню знаний у школьников. Для решения этой проблемы мы собрали необычные факты из жизни ученых-химиков и разработали викторину, направленную на формирование у участников мотивации к познавательной деятельности и на выявление уровня общей эрудиции. Викторина «Ученые-химики: гении или обычные люди?» была проведена со студентами и преподавателями в ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

При подготовке мы определили следующие группы задач:

• образовательные: активизация знаний и умений участников викторины, стимулирование познавательного интереса к открытиям ученых;

• развивающие: тренировка памяти, интеллектуальных способностей, пробуждение интереса к личности ученых, формирование навыка быстрого принятия решений;

• воспитательные: развитие навыка работать в команде, формирование доброжелательного отношения друг к другу, проявление взаимопомощи.

В ходе разработки и проведения викторины прогнозировались следующие образовательные результаты:

• предметные: получение сведений о малоизвестных подробностях биографии ученых-химиков, расширение представлений об их достижениях;

• метапредметные: тренировка умения ориентироваться в своих знаниях, отделять новую информацию от уже известного материала, слушать и быстро отвечать на вопросы, оценивать результаты своей работы;

• личностные: осознание ценности самообразования

Indrшshka I.V. Kurdukova A.U. Tikhaya A E.

При проведении викторины участники делятся на две команды, выбирают название и капитана. По правилам игры капитаны команд по очереди выбирают по 9 категорий вопросов. За верный ответ команда получает по одному баллу, к концу игры побеждают те участники, которые набрали наибольшее количество очков. Викторина включает в себя 18 категорий: сокрушительный удар; химик-композитор; дедушка русской химии; химик-аэронавт; награда императрицы; лаборатория на кухне; европейский бродяга; химик «в законе»; любовь Наполеона; известный синтез; изобретатель газированной воды; танец эпохи; первый нобелевский лауреат; мятежный химик; аптекарь-академик; дважды кавалер ордена святой Анны; блестящая карьера; химик-финансист.

СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ УДАР. Нокаут возможен не только в боксе, но и в науке. Так, один учёный нанес сокрушительный удар по витализму (учение о том, что из неорганического невозможно получить органическое), впервые осуществив синтез природного органического вещества. Как звали этого учёного?

Варианты ответа:

A) Ломоносов Михаил Васильевич

Б) Вёлер Фридрих

B) Юстус фон Либих

Ответ: Ф. Вёлер доказал (1828) возможность получения мочевины упариванием водного раствора цианата аммония, что считается первым синтезом природного органического вещества из неорганического. Кроме этого, из углерода он получил карбид кальция, а затем и ацетилен (1862).

ХИМИК-КОМПОЗИТОР. Одновременно осуществлять синтез и сочинять симфонию кажется невероятным, но один русский учёный смог совместить эти занятия! Так учёный внес неоценимый вклад в развитие музыкального искусства и открыл новые органические соединения. Наибольшую известность из его музыкальных произведений получила опера «Князь Игорь». Кто же этот человек?

Варианты ответа:

A) Бородин Александр Порфирьевич

Б) Зинин Николай Николаевич

B) Несмеянов Александр Николаевич

Ответ: А. П. Бородин в девять лет сочинил свою первую музыкальную пьесу. Достижения в области органической химии связаны с тем, что он (независимо от Ш. Вюрца) впервые предложил (1872) реакцию альдольной конденсации.

ДЕДУШКА РУССКОЙ ХИМИИ. Почему А.А. Воскресенского Д.И. Менделеев назвал «Дедушкой русской химии»?

Варианты ответа:

A) Он поседел во время взрыва в лаборатории

Б) Вел усиленную педагогическую деятельность

B) Ходил с тростью.

Ответ: Воскресенский вел усиленную педагогическую деятельность, стимулировал начало исследований органических соединений в России.Он воспитал таких химиков, как H.H. Бекетов, H.H. Соколов, HA. Меншуткин, А.Р. Шуляченко, П.П. Алексеев, Д.И. Менделеев и других.

ХИМИК-АЭРОНАВТ. Чего только ни сделаешь ради науки: и на гору взойдешь, и на воздушном шаре полетишь. Так и сделал Дмитрий Иванович Менделеев. Он проделал путь в 100 км с высотой полета 4 км. Для изучения какого явления Менделеев поднялся так высоко?

Варианты ответа:

A) Шаровая молния

Б) Гроза

B) Солнечное затмение

Ответ: Д.И. Менделеев провёл ряд исследований в области метеорологии. Им совершён полет на воздушном шаре для наблюдения солнечной короны во время затмения.

НАГРАДА ИМПЕРАТРИЦЫ. За что М.В. Ломоносов получил от Екатерины II награду в 2000 рублей?

Варианты ответа:

A) За открытие университета

Б) За написание оды

B) За чтение лекции

Ответ: Ломоносов написал оду на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Екатерины II.

ЛАБОРАТОРИЯ НА КУХНЕ. Кто из вас хотел бы иметь у себя лабораторию на кухне? Назовите фамилию ученого, которому удалось ставить опыты в собственной кухонной лаборатории.

Варианты ответа:

A) Бутлеров А.М.

Б) Ловиц Т.Е.

B) Лебедев С.В.

Ответ: Т.Е. Ловиц устроил химическую лабораторию в академической петербургской квартире, где проводил эксперименты до конца жизни и разработал метод кристаллизационной очистки веществ.

ЕВРОПЕЙСКИЙ БРОДЯГА. Нобеля называли «европейским бродягой», потому что он:

Варианты ответа:

A) Был выгнан своей женой на улицу

Б) Никогда не работал

B) Строил заводы по созданию взрывчатых веществ

Ответ: Нобель занимался изучением взрывчатых веществ, им были открыты заводы по производству нитроглицерина, бездымного пороха и динамита, поэтому его и прозвали «европейским бродягой».

ХИМИК «В ЗАКОНЕ». Роджер Бэкон просидел в тюрьме 14 лет за:

Варианты ответа:

A) Попытку раздробить алмаз

Б) Выступления против теоретической алхимии

B) Убийство французского герцога.

Indrшshka I.V. Kurdukova A.U. Tikhaya A E.

Ответ: Роджер Бэкон был монахом, который тайно занимался алхимией. Он считал, что опыт - единственный критерий истины, а такая точка зрения противоречила законам схоластики. За такое «вольнодумство» Бэкон и был заключен под стражу.

ЛЮБОВЬ НАПОЛЕОНА. Наполеон Бонапарт покровительствовал Клоду Луи Бертолле за:

Варианты ответа:

A) Родственные связи

Б) Спасение от смерти

B) Помощь в экспедиции

Ответ: Бертолле и Наполеон в Египетской экспедиции совместно изучали образование соды в натронных озерах. Бертолле был консультантом Наполеона, за что был назначен сенатором и удостоен графского титула.

ИЗВЕСТНЫЙ СИНТЕЗ. Благодаря какому ученому-химику мы можем лечить ветрянку с помощью зеленки?

Варианты ответа:

A) А.М.Зайцев

Б) Н.Н.Зинин

B) А.Л.Лавуазье

Ответ: Н.Н. Зинин синтезировал анилин, который лежит в основе анилинокрасочной промышленности. Она используется в производстве смол, лаков, духов и лекарственных средств.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ГАЗИРОВАННОЙ ВОДЫ. Благодаря какому ученому и священнику, открывшему кислород и газированную воду, сейчас мы можем наслаждаться шипучими напитками?

Варианты ответа:

A) Дж. Пристли

Б) Л. Лавуазье

B) Г. Кавендиш

Ответ: Известный химик и философ Джозеф Пристли в начале XIX в. защитил патент на изготовление содовой воды.

ТАНЕЦЭПОХИ.По какому поводу Мишель Шеврель танцевал с 18-ти-летней дамой?

Варианты ответа:

A) В честь своего сотого дня рождения

Б) В связи с синтезом

B) По поводу приезда в Африку

Ответ: 31 августа 1886 г. Шеврель отмечал свой сотый день рождения, где вальсировал с самой молодой участницей торжества. Этот химик известен созданием красителей. Умер учёный в возрасте 103-х лет.

ПЕРВЫЙ НОБЕЛЕВСКИЙ ЛАУРЕАТ. Чем занимался Я.Х. Вант-Гофф, когда ему не нашлось места для работы ни в одном из учебных заведений Голландии?

Варианты ответа:

A) Вёл споры с профессором Кекуле

Б) Сидел с детьми, пока работала жена

B) Давал частные уроки.

Ответ: Вант-Гофф давал частные уроки по химии и физике. А свою премию учёный получил за открытие законов химической динамики и осмотического давления в растворах.

МЯТЕЖНЫЙ ХИМИК. Каждому нужно немного бунтарства там, где он может себе это позволить. Среди химиков были такие люди: один из них участвовал в восстании 1848 г. против неаполитанского короля и выступал за объединение Италии. Кто же это?

Варианты ответа:

A) Н. Зелинский

Б) С. Канниццаро

B) М. Шостаковский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответ: С. Канниццаро и есть тот самый мятежный химик. А еще он является одним из основателей атомно-молекулярной теории.

АПТЕКАРЬ-АКАДЕМИК. Шведский учёный К. Шееле отказался от должности профессора химии и остался работать аптекарем потому, что он:

Варианты ответа:

A) Не любил общаться с людьми

Б) Страдал нервными срывами

B) Любил экспериментировать

Ответ: К. Шееле любил проводить химические эксперименты: новые вещества онсудовольствием вдыхал и даже пробовал навкус, за что поплатился жизнью.

ДВАЖДЫ КАВАЛЕР ОРДЕНА СВЯТОЙ АННЫ. За эту деятельность Юстус Либих был дважды удостоен ордена святой Анны:

Варианты ответа:

A) Развитие земледелия

Б) Изучение природы атома

B) Синтез красителей

Ответ: Ю. Либих получил два ордена Святой Анны в России, а в Германии - звание барона за развитие земледелия и повышение урожайности сельскохозяйственных культур.

БЛЕСТЯЩАЯ КАРЬЕРА. Известно ли вам, как Берцелиус стал президентом шведской академии наук?

Варианты ответа:

A) Работал по 20 часов в сутки

Б) Открыл взрывчатое вещество

B) Проанализировал 2000 соединений

Ответ: Берцелиус проанализировал более 2000 соединений. За это он в 29 лет был выбран членом Королевской шведской академии наук, а через два года- ее президентом.

ХИМИК-ФИНАНСИСТ.За что посадили в тюрьму химика и финансового деятеля Антуана Лорана Лавуазье?

Варианты ответа:

A) За убийство

Б) За кражу денег

B) За продажу наркотиков

Indriushka I.V. Kurdukova A.U. Tikhaya A E.

Ответ: Антуан Лавуазье был заключён в тюрьму за кражу денег, т.к. состоял в «Компании откупов». Члены этой организации вносили в казну все косвенные налоги за счет собственных средств, а взамен «откупали» эти налоги, взимая их с населения. Этот ученый определил состав воздуха и доказал, что мы дышим кислородом.

В ходе образовательно-познавательной викториныучастники не только познакомились с необычными фактами из жизни ученых-химиков, но и получили положительные эмоции.

1. Волков, В.А. Выдающиеся химики мира: Биогр. Справ. / В.А. Волков, Е.В. Вонский, Г.И. Кузнецова; Под ред. В.И. Кузнецова. - М.: Высш. школа, 1991. - 655 с.

2. Степин, Б.Д., Аликберова, Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения/ Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. - 2-е изд., стер. - М.: Химия, 1995. - 398с.

3. Зеленцов, В. В. Открытая химия: соответствует программе курса химии для общеобразовательных учреждений России: полный интерактивный курс химии для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов/ проф., акад. РАЕН В.В. Зеленцов. - Версия 2.5. - М.: Физикон Новый диск, cop. 2002. -электрон. опт. диск (CD-ROM): ил.

Литература

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.