Жизнь
В ПРОФЕССИИ
А.О. ЧЕРНЯЕВСКИЙ — ПОДВИЖНИК образования Азербайджана
Гусейн Мустафа оглы Ахмедов,
член-корреспондент АПН ССР, иностранный член РАО, Заслуженной работник высшей школы Азербайджана, профессор, доктор педагогических наук
В 60-х годах прошлого века, работая в Ленинграде в Центральном государственном историческом архиве и Государственной публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина, я обнаружил материалы 150-летней давности о смотрителе почтовой станции в селении Маразы Шемахинского уезда, Алексее Осиповиче Черняевском. «Сущему мученику четырнадцатого класса», человеку, который по должности занимался ямщиками, лошадьми, подорожным ночлегом проезжих, суждено было сыграть выдающуюся роль в развитии народного образования в Азербайджане второй половины XIX века.
В
Азербайджанских сёлах в развитии светского образования в определённой степени важную роль сыграли так называемые народные училища, возникшие в 50-х годах XIX века в селениях переселенцев из России, — православных русских общин — малокань. Эти школы возникли на средства населения и благотворительных обществ.
Переселенцы перевезли сюда и свои обычаи, традиции, нравы, морально-
религиозные ценности, форму и содержание образования подрастающего поколения.
Они также привезли и название своих будущих сел — мест жительства, например Андреевка, Астраханка, Славянка, Саратовка, Николаевка, Ивановка.
Царское правительство, высылая их за пределы Российской империи,
преследовало двойную цель. Во-первых, наказать их как духоборцев, а во-вторых, в какой-то степени укрепить свои позиции для будушей аннексии Кавказа Россией.
Возникшее в России общественно-педагогическое движение и начатые реформы 60-х годов XIX столетия в сфере народного просвещения и школьного образования в связи с отменой крепостного права оказали влияние и на Азербайджан. В Азербайджане, преимущественно в селях, возникли народные школы, дающие светское образование.
Народные школы в впервые возникли в русских сёлах Андреевка (1857), Астраханка (1857), Николаевка (1860), Пришиб (1860) Ленкаранского уезда, Хылмылл (1860) и в селении Маразы (1860) Шема-хинского уезда. Эти училища были организованы сельскими общинами и содержались за счёт средств населения.
Родители А.О. Черняевского происходили из Саратовской губернии. Они заселились в селе Маразы вблизи города Шамахи, где Алексей Осипович родился в 1840 году. Первичное образование получил в Шема-хинском уездном училище.
После окончания учёбы был назначен станционным смотрителем в селение Мараза. Своими успехами Маразинская школа была обязана Алексею Осиповичу Черняевскому, одному из инициаторов и участников её организации и первому учителю.
Интересные сведения об этом незаурядном человеке и его детище содержатся в годовом отчёте попечителя Кавказского учебного округа Я.М. Неверова царскому наместнику на Кавказе. Неверов посетил школу в марте 1867 года.
Попечитель пишет, что бакинский губернатор — генерал-лейтенант М.П. Кольюбакин «за неимением наставников, поручил заведование» школой в Маразах «станционному смотрителю в том самом селении Черняев-
скому. Черняевский, молодой человек 23 или 24 лет, обучавшийся в Шемахин-ском уездном училище принял на себя безвозмездное обучение, в школе». Станционный смотритель «повёл дело так хорошо, что через год с небольшим по открытии — школу его я нашёл несравненно в лучшем положении, чем подведомственные мне казенные начальные училища».
И далее: «...Не получив никакого научного, а тем более педагогического образования, любознательный и одарённый способностями от природы, Черняевский показал замечательные успехи на этом, совершенно новом для него поприще, потому что предался ему не по обязанности, а по внутреннему призванию, совершенно бескорыстно, из одной только чистой любви к делу».
В марте 1867 года в школе насчитывался 81 ученик. Таким образом, по числу воспитанников она не уступала даже уездным училищам. Большую популярность Маразинской школе принесла демократичность её основ. Обучение в ней было бесплатным, благодаря чему знания получали здесь крестьянские дети. Хотя в казённых училищах строго соблюдался принцип раздельного обучения, в Мара-зах существовало совместное: с 60 мальчиками в классах учились и девочки. В школе преподавали русский язык, арифметику, географию и естествознание. Телесные наказания, которые применялись в казенных и мечетских школах, в Маразах отсутствовали.
В Маразинской школе обращало на себя особое внимание наглядное обучение — прогрессивный принцип педагогики не только того времени, но и наших дней. Тем самым Черняевский выступал против механического метода, практиковавшегося значительной частью преподавателей казенных училищ. Попечитель отмечает, что у Черняевского, он «нашёл и попытку к наглядному обучению, и объяснителное чтение,
и отсутствие мертвящего механизма, состоящего в простом заучивании наизусть не понимаемых детьми фраз, который не разви-вет, а притупляет детей в других школах. Словом, у Чернясвского оказался природный педагогический такт». При этом стремление молодого человека к глубоким педагогическим знаниям было так сильно, что при своих скудных средствах «станционного смотрителя» он всё же выписывал для себя книги, пособия и много читал. Более того, что он написал статью «О народных школах за Кавказом» и её опубликовала газета «Кавказ», выходивщая в Тифлисе.
С помощью родителей своих питомцев Алексей Осипович в 1867 году добился постройки нового учебного помещения, где открыл и библиотеку, которой пользовались дети и взрослые жители села.
Между Я.М. Неверовым и А.О. Черняев-ским состоялся любопытный разговор. Попечитель сказал, что считает себя обязанным ходатайствовать перед наместником о награждении педагога за его прекрасные и бескорыстные труды. Тогда Черняевский попросил не делать этого, так как опасается, что родители его учеников, узнав о получении им награды, потеряют прежнее доверие к нему. И Неверов признал довод веским.
Вскоре в жизни Алексея Осиповича произошла решительная перемена. Он был назначен исполняющим должность учителя приготовительного класса Шемахинского уездного училища. Теперь Я.М. Неверову уже ничего не мешало обратиться с ходатайством о назначении. В одном из документов Кавказского учебного округа говорится, что в мае 1868 года наместник «осчастливил посещением» школу селения Ма-разы, «изволил наградить подарками бывшего учителя сей школы, ныне учителя приготовительного класса Шемахинского уездного училища Черняевского, и настояшего учителя школы, станционного учителя школы, станционного смотрителя Маразинской почтовой станции Борисовского, первого — серебряным, вызолоченным кубком, а последнего — серебряными часами».
В дальнейшем педагог-самородок был учителем и смотрителем Душет-Тионет-ского училища в Грузии, заместителем директора народных училищ Бакинской области, затем Кубанской области. Где бы ни работал Черняевский, он всюду стремился создавать подлинно народные школы, внедрять прогрессивные методы обучения, распространять реальные знания среди детей беднейших слоёв населения Кавказа. И всегда Алексей Осипович поддерживал тесную связь с Ма-разинской школой.
Расцвет педагогической деятельности А.О. Черняевского приходится на время его работы в Закавказской учительской семинарии в Гори. Здесь Алексей Осипович провёл полтора десятилетия — с 1879 по 1893 год, то есть со дня организации азербайджанского отделения, которым он заведовал до ухода на пенсию.
Черняевский часто приезжал в Азербайджан, чтобы привлечь молодых способных азербайджанцев к обучению в семинарии. В её стенах он воспитал целую плеяду педагогов — энтузиастов, которые потом возвращались в города и села Азербайджана, брали на свои плечи всю тяжесть народного просвешения в дореволюционных условиях.
Азербайджанское отделение ЗУС в течение сорока лет своего существования подготовило более 250 истинных народных учителей, вобравших в себя бесценные жемчужины азербайджанской народной педагогики. Опираясь на педагогические идеи видных представителей прогрессивной русской и мировой педагогической науки, на опыт передовых школ, они стали глашатаями науки, просвещения, культуры и искусства. Занимаясь вопросами науки и просвещения в отдалённых селах Закавказья, эти деятели озаряли умы молодёжи, неохваченной светским образованием.
Плеяда молодёжи, вошедшая в историю в качестве образцовых народных учителей, влюблённых в профессию учителя, преследующих цель дать народу знания, жертвующих собой ради блага народа, стала бесценным символом борьбы за науку, за просвещение в Азербайджане. Фиридунбек Кочарли, Рашидбек Эфендиев, Сафарали-бек Велибеков, Махмудбек Махмудбеков, Джалил Мамедкулузаде, Нариман Нариманов, Узеир Гаджибеков, Муслим Магомаев, Панах Гасимов, Фархад Агазаде, Теймур-бек Байрамалибеков, Сулейман Сани Ахундов, Бадалбек Бадалбеков, Азад Амиров, Ахмедага Мустафаев, Юсиф Гасимов, Му-сеиб Ильясов, Али Гамарли, Ахмед Сеидов и десятки других. Первые — это ласточки, первенцы семинарии, а последние — младенцы отделения. Каждый в отдельности — историческая личность, мастер!
Примечание: Автор этих строк считает себя счастливым человеком, так как получил образование и воспитание от трёх выпускников Горийской учительской семинарии.
Первый Али Гамарли, который отличался аккуратностью, в 1946 — 1947 учебном году был моим учителем в Педагогическом техникуме имени Клары Цеткин в городе Гянджа.
Второй — Николай Терентьевич Костин, который был моим преподавателем русского языка в Педагогическом институте имени Гасанбека Зардаби в городе Гянджа.
Третий — доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Азербайджанской республики, один из корифеев азербайджанской педагогики Ахмед Сеидов, который был моим научным руководителем и которого я по праву считаю своим духовным отцом. Под его руководством в 1958 году я защитил кандидатскую диссертацию и долгое время, около 25 лет, работал с ним плечом к плечу на кафедре педагогики, которой он заведовал. Сегодня, вспоминая их, преклоняюсь
перед памятью каждого с глубоким уважением.
В организации азербайджанского отделения и дальнейшего его развития А.О. Черняевскому принадлежит особая заслуга. Начальная школа, организованная им с большим мастерством, способствовала практическому изучению семинаристами правил нормальной школы, способствовала правильной организации, с педагогической точки зрения, учебно-воспитательной работы, применение наглядности значительно повышало эффективность обучения. В семинарии периодически проводились конференции, на которых широко обсуждались пути правильной организации народных училищ и новые методы обучения.
Черняевский сам в выпускных классах проводил специальные уроки по методу обучения грамоте, школоведению и чистописанию, вёл хозяйственную работу и отчёт, проводил образцовые уроки в начальной школе, работал над составлением нового учебника по звуковому методу.
А.О. Черняевский большое значение придавал личности учителя в народном образовании и распространению просвещения в народе. Руководствуясь положениями великого русского педагога К.Д. Ушинского, касающимися народного учителя и его подготовки, пропагандируя их в Закавказье, А.О. Черняевский говорил: «Душа начальной народной школы — это учитель. Успех учебной работы зависит от него; он является пионером просвещения среди сельского населения, оставленного в невежестве». В этом аспекте он отдельно отмечал роль выпускников азербайджанского отделения: «Действительно следует отметить, что большинство, абсолютное большинство выпускников Татарского (Азербайджанского. — Г.А.) отделения озаряло и озаряет лучом образования невежественные массы». Действительно, выпускники азербайджанского отделения
Горийской учительской семинарии сыграли исключительную роль в распространении народного просвещения и образования.
Без преувеличения можно сказать, что выпускники Горийской учительской семинарии сыграли такую же важную роль в развитии науки, просвещения, культуры и искусства не только в Азербайджане, но и на всём Кавказе, какую сыграли выпускники Московского государственного университета имени Ломоносова в России.
А.О. Черняевский, внедряя педагогические идеи К.Д. Ушинского в педагогическую среду того периода, основываясь на научно-методических принципах его учебника «Родное слова», впервые для детей азербайджанцев составил и издал одноимённый оригинальный учебник, отражающий в себе национальные особенности Азербайджана. Это одна из исторических заслуг великого педагога-просветителя. На титульном листе автор написал: «Посвящается моим воспитанникам-мусульманам». Изданный в 1882 году А.О. Черняевским учебник «Родная речь» (I часть) был также первым пособием, составленным по звуковому методу на Востоке. Неслучайно этот учебник длительное время удовлетворял потребности азербайджанских детей в учебном пособии. Успех этой книги создал благоприятную предпосылку для составления его второй части. Он совместно со своим воспитанником, учителем начальной школы при Азербайджанском отделении семинарии С.А. Велибековым составил и в 1888 году издал II часть книги «Родная речь». А.О. Черняевский написал методическое пособие по методике обучения азербайджанскому языку в азербайджанских школах. Он одновременно составил также учебник «Русский язык» для азербайджанских детей, отражающий в себе эту методику.
Деятельность одного из передовых русских педагогов на Кавказе — А.О. Черняевского — прекрасный пример неизменной верности делу народного образования, делу сближения культур азербайджанского и русского народов. Имя Черняевского не забыто и не забудется: оно прочно вошло в историю. Своей благодарной работой на поприщие просвещения азербайджанцев он снискал большое уважение.
Решением от 10 октября 1981 года ЦК Компартии Азербайджана во главе который стаял общенародный лидер Гейдар Алиев, Маразинская школа носит имя А.О. Черняевского, в городах Баку и Шемахи проведена научная сессия, посвящённая его жизни и деятельности, создан дом-музей.
Научно-педагогическая деятельность поборника дружбы русского и Азербайджанского народов А.О. Черняевского всегда были предметом внимания исследователей Азербайджана. Написаны многочисленные статьи. Ещё в 1981 г. под моим руководством З.М. Мехтизаде в Тбилиси защитил кандидатскую диссертацию. Автором этих строк напечатаны многочисленные газетные и журнальные стаьти, которые изданы в Баку и в Москве.
Деятельность А.О.Черняевского составляет яркие страницы «Педагогической антологии Азербайджана» (Москва, 1989), в монографии автора этих строк «Азербайджанская школа в XIX веке» (Баку, 2006), в учебнике «История школ и педагогические мысли Азербайджана» (Баку, 2013).
В связи с 125-летием издана книга «Ветен дили» («Родная речь», часть I) А.О. Черняевского. Автор этих строк перевёл её с арабского письма на современный язык и издавал в виде транслитературы и факсимиле, включая соответствующие статьи и словарь, организовал республиканскую научно-практическую конференцию, куда была приглашена целая группа учёных — академиков из Москва и Санкт-Петербурга.
В составе участников были известные учёные и практии образования.
По мнению участников, Азербайджанская конференция ещё раз подтвердила продуктивность азербайджано-русских научно-педагогических отношений, которые находятся на новом подъёме развития.
Баку, 30 сентября 2016