го опыта прошлого - наша первостепенная задача. Ускорить эту задачу помогут следующие мероприятия:
1. Повышение уровня изложения материала по истории изучения иностранных языков.
2. Освещение передовой отечественной методической мысли по вопросам обучения иностранным языкам.
3. Правильное освещение методики сознательного обучения иностранным языкам, в которой нашли свое воплощение и дальнейшее творческое развитие передовые мысли великих демократов, прогрессивных русских ученых и педагогов. Воплощая все лучшее и передовое, что было создано нашими великими предшественниками в области изучения иностранных языков, мы создаем и совершенствуем методику.
Библиографический список
1. Габышева, С. Ф. Обучают языку Вольтера и Гюго / С. Ф. Габышева // Народное образование Якутии. — 2001. - № 4. — С.63-65.
2. Ганшина, К. А. Методика преподавания иностранных языков / К. А. Ганшина. - М., 1930.-С. 58.
3. Гольдшейн, Г. Русские прогрессивные деятели об обучении иностранным языкам / Г. Гольдшейн. // Иностранный язык в школе. - 1950. - № 5. - С.55-64.
4. Иностранные языки в средней школе в первые годы Советской власти (1971-1923). // Иностранный язык в школе. - 1955. - № 5. - С. 66-72.
5. Пивкина, 3. Для чего иностранный? / 3. Пивкина // Социалистическая Якутия, 30 июля 1969. -С.З.
6. Равкин, 3. И. История педагогики и современность / 3. И. Равкин // Советская педагогика. - 1988. - № 7. - С. 102-108.
7. Щерба, Л. В. Перспективы преподавания иностранных языков / Л. В. Щер-ба. // Иностранный язык в школе. - 1950. - № 1. - С. 9.
УДК 178.039:020
Ф. Ш. Хугистова
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ СОЗДАНИЯ НА КАВКАЗЕ РОССИЙСКИМИ ПЕДАГОГАМИ УЧЕБНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ
История подготовки народных учителей в России начинается по сути дела лишь с шестидесятых годов XIX в., после отмены крепостного права. В связи с освобождением крестьян Россия особенно нуждалась в большом
количестве школ, но еще большая потребность возникала в учительских кадрах.
«Страна испытывала вопиющую потребность в учителях» (Д. Д. Семенов), чувствовалась необходимость безотлагательной и повсеместной подготовки учителей.
Передовые русские деятели были проникнуты стремлением едать просвещение народу». Эту же благородную цель имел в виду и Д. Д. Семенов. 15 лет своей жизни он отдал делу подготовки народных учителей.
Д. Д. Семенов категорически возражал против мнения консервативных кругов, полагавших, что каждый мало-мальски грамотный человек может быть учителем народной школы. Его не удовлетворяла и существовавшая в то время организация подготовки учителей. Так, он отмечал, что деятельность различных учебных ведомств (Министерство народного просвещения военно-учебного ведомства, ГУ-го отделения императорской канцелярии и др.) носила в этом направлении неполный паллиативный характер. Она ограничивалась организацией педагогических курсов при уездных училищах и введением педагогики в духовных семинариях. Даже в передовых земских школах начала семидесятых годов (например, в школах Александровского уезда, Екатеринославской губернии, учрежденных Н. А. Корфом) Д. Д. Семенов отмечал недостаточную подготовку учителей в научно-педагогическом отношении. Успех этих школ он объяснял исключительным трудолюбием и терпением учителей, их преданностью делу народного просвещения. Народных учителей, по глубокому убеждению Д. Д. Семенова, должны готовить только специальные учебные заведения - учительские семинарии. «Только одни семинарии могут дать хороших учителей, хороших составителей учебников, хороших организаторов школ, если хотят, чтобы у нас существовали школы не только на бумаге, но и на самом деле».
Лучшим типом учительских семинарий Д. Д. Семенов считал министерские семинарии, а возникновение учительских семинарий признавал «результатом накопления педагогического опыта», «победой разумных педагогических оснований» [1]. Но в своей практической деятельности он стремился следовать в области подготовки учителей, руководствуясь положениям К. Д. Ушинского.
В педагогических сочинениях Д. Д. Семенова подробно рассматриваются вопросы организации вопросы организации учительских семинарии.
Так, он считал, что учительские семинарии должны быть открытыми учебными заведениями. К этому выводу Д. Д. Семенов пришел в результате изучения практики лучших западноевропейских учительских семинарий и на основе опыта Кубанской семинарии. Указанное положение отличается от соответствующих высказываний К. Д. Ушинского. Как известно, Ушинс-кий был сторонником учительских семинарий закрытого типа. Однако следует иметь в виду, что свой проект учительской семинарии К. Д. Ушинский
составлял применительно к сиротским учебным заведениям. Опыт Семенова проходил в других условиях [2].
Д. Д. Семенов пользовался большим уважением и авторитетом и среди своих коллег. Об этом свидетельствует весьма замечательный факт. Служащие семинарии по собственному соглашению на специальный счет вносили вклады для учреждения в семинарии стипендии имени своего директора - Д. Д. Семенова.
Благодаря Д, Д. Семенову Закавказская учительская семинария приобрела известность одной из лучших учительских семинарий России. Велико значение этой семинарии в развитии культуры народов Закавказья. Она явилась рассадником передовой русской культуры в Грузии. Энергичная деятельность Д. Д. Семенова как руководителя семинарии в значительной мере способствовала распространению прогрессивных педагогических идей К. Д. Ушинского в Грузии и других местах Закавказья. В стенах этой семинарии получили образование многие виднейшие деятели Грузии, Азербайджана и Армении, в том числе талантливый азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, известный писатель Мамед Кули-заде, выдающийся азербайджанский писатель и педагог Рашид Бек Эфенди ев, народный грузинский поэт Лука Разикашвили (Важа Пшавела). Д. Д. Семенов вместе с другими передовыми деятелями русской культуры оказывал благотворное влияние на развитие талантов и формирование взглядов замечательных сынов Закавказского народа.
В 70-е годы среди грузинской демократической молодежи были распространены идеи народничества. Как известно, народники защищали буржуазно-демократические, а не социалистические позиции. Их историческая заслуга заключалась в решительной борьбе с царским самодержавием, с остатками феодального строя и помещичьего гнета. Некоторая часть грузинских народников принимала участие в общерусской борьбе народников. Представители народнических группировок были сосредоточены и в г. Гори. Воспоминания современников и архивные документы говорят о том, что Д. Д. Семенов поддерживал близкие связи с демократической интеллигенцией, а также с народниками г. Гори. В частности, он предоставил возможность преподавать грузинский язык в семинарии народнику М. Кипиани, бывшему студенту Петербургского технологического института, ссылавшемуся в Сибирь «за участие в преступной пропаганде» на Кавказе. В семинарии М. Кипиани основал исторический кружок. Члены этого кружка посещали собрания народников. Народнические журналы печатали стихотворения отдельных семинаристов. Как впоследствии доносила жандармерия, «Кипиани собирал у себя разных лиц и читал с ними разные издания, направленные во вред правительственной власти». Д. Д. Семенов знал о подпольной работе М. Кипиани.
После убийства народовольцами Александра II (1881 г.) царское правительство предприняло суровые репрессии против борцов за свободу. Волна
репрессий докатилась и до г. Гори. Д. Д. Семенов был вновь обвинен в «неблагонадежности» и в распространении «вредного влияния» среди учащейся молодежи [3].
Педагогическая подготовка будущих народных учителей в Закавказской семинарии осуществлялась под непосредственным руководством Д. Д. Семенова. Он читал курс педагогики и руководил педагогической практикой семинаристов (кроме того, вел уроки географии в I и II классах семинарии).
В этот период плодотворно протекала общественная и научно-педагогическая деятельность Д. Д. Семенова. Он неоднократно выступал с публичными лекциями на общественно-педагогические темы перед населением г. Гори. Так, в отчете «О состоянии Закавказской учительской семинарии за 1880 год» мы находим следующие данные: в истекшем году по примеру прошлых лет для горийского населения были прочитаны три публичные лекции по элементарному обучению и воспитанию детей. Зал клуба не смог вместить всех желающих. Несмотря на ограниченную плату за лекции, сбор с них дал чистого дохода 100 рублей, которые розданы беднейшим ученикам семинарии и начальных школ.
Д. Д. Семенов принимал участие в работе отдельных общественных организаций. Он являлся активным членом «Всероссийского общества улучшения народного труда». На заседаниях горийского отделения этого общества он излагал свои мысли относительно распространения сельскохозяйственных знаний в народе.
По инициативе и при энергичных усилиях Д. Д. Семенова в г. Гори в 1881г. была открыта женская прогимназия, содержавшаяся за счет частных и общественных благотворительных средств. До последнего дня пребывания в г. Гори Д. Д. Семенов был председателем попечительского совета этой прогимназии. В этот же период он руководил работой учительского съезда, состоявшегося в г. Кутаиси.
В 1879-1883 г.г. Д. Д. Семенов продолжал сотрудничать в местной газете «Кавказ» и в столичных педагогических журналах. В 1879 г. он написал книгу «Комментарии к наглядному обучению по картинам «Времена года», в которой дал исторический анализ и психологическое обоснование наглядному обучению. Также он разработал методику наглядного обучения по картинам в школе и в дошкольном возрасте. В том же году была напечатана его брошюра «Об устройстве при учительских семинариях агрономических и метеорологических станций», в которой он, обобщая опыт русских учительских семинарий, предлагал ввести при учительских семинариях практические работы по садоводству, огородничеству и метеорологии [4].
Д. Д. Семеновым был также составлен «Проект нормального плана для учительской семинарии с общежитием на 50 человек».
Перечисленные работы Д. Д. Семенова наряду с некоторыми прежними его трудами были представлены семинарией на Московскую промышлен-
ио-художественную выставку 1882 г. и демонстрировались там вместе с экспонатами Кавказского учебного округа. Плодотворная педагогическая и общественная деятельность Д. Д. Семенова, его любовь к педагогической профессии, внимательное и заботливое отношение к людям - все это привело к тому что учащиеся различных национальностей полюбили своего нового директора, видели в нем старшего друга, отца и наставника. Теплые, дружеские отношения между Семеновым и его питомцами не прекращались и после окончания ими учебного заведения. Они всегда обращались к нему в трудную минуту за помощью и советом, делились радостями и горестями своей жизни, работы.
Учитель Г. Никурадзе, окончивший Закавказскую семинарию в 1879 г., рассказывает о своих трудовых делах: «Считаю долгом сообщить о том, что я ныне назначен учителем Окумской одно-классной школы... Школа, может быть и Вам известно, уже 3-й год закрыта по случаю войны; теперь она открывается, но с большим затруднением; в ней до настоящего времени уцелели только одни стены здания, а остальное школьное имущество все погибло во время военных действий. Приехал в Окум 20 августа, но к моему великому несчастью с первого дня учебного года моя школа не может быть открыта по многим причинам. Руководствуясь мудрою пословицей: «Труд и терпение все перетрут», я в разоренной упомянутой школе тружусь постоянно и переношу всевозможные невзгоды» [5]. В этом же письме Г. Никурадзе просит Д. Д. Семенова выслать ему программу вступительных экзаменов в Закавказскую семинарию (в Окуме имелось много желающих поступить в семинарию), а также помочь бедняку-горцу Д. Чантурия, окончившему местную школу, поступить в приготовительный класс семинарии. Вскоре последовал ответ: программы высланы; Д. Чантурия принят в младшее отделение приготовительного класса, которое в то время являлась единственным учебным заведением, готовившим учителей для грузинских и армянских начальных школ.
Официальные отчеты семинарии и попечителя округа, сохранившиеся в архивах, показывают, что впервые два года учебно-воспитательная работа в семинарии была поставлена плохо. Не было ни библиотеки, ни достаточного количества самых необходимых учебных пособий. Воспитанники жили в тяжелых материальных условиях. Сильно проявлялась национальная рознь между учащимися. Много усилий пришлось приложить Д. Д. Семенову, прежде чем удалось добиться улучшения всей работы по подготовке народных учителей для школ Закавказья. Для ознакомления с практикой учебного дела в национальных учительских семинариях он в 1878 г. совершил поездку в г. Симферополь, где в то время имелась татарская учительская семинария. Предполагалось в ближайшее время при Закавказской семинарии открыть татарское отделение. Для привлечения и набора будущих учеников в это отделение Д. Д. Семенов командировал Черняевского (переведенного из Кубанской семинарии) в Бакинскую и Елизаветопольскую губернии. Ему
удалось добиться перевода из Кубанской семинарии нескольких лучших учителей - Павлова, Соколова, Новоспасского, Чсрняевского.
Д. Д. Семенов проявил большую заботу об учащихся. В первый же год заведования семинарией ему удалось увеличить расходы на содержание воспитанников на 30%, а расходы на питание - на 75%. Он нашел возможным из разрешенных сумм изготовить каждому семинаристу по второй паре зимних блуз, заменил старые полувоенные из грубого солдатского сукна пальто, за которое горожане называли воспитанников «арестантами», новыми из добротного сукна. Выпускникам же разрешил шить гражданские пальто и сюртуки, которые отдавались им при выпуске. Число штатных стипендиатов было увеличено вдвое.
Постепенно Семенов расширил помещение семинарии, оборудовал больницу для учащихся. Была создана ученическая библиотека, значительно пополнилась литературой фундаментальная библиотека, главным образом, сочинениями выдающихся педагогов — Я. А. Коменского, А. Днстервега, К. Д. Ушинского, а также литературой на естественнонаучные темы. Физический и естественный кабинеты обогатились большим количествам учебно-наглядных пособий.
По линии учебно-воспитательной работы Д. Д. Семенов, прежде всего, устранил перегрузку учащихся, являвшуюся одной из основных причин низкой успеваемости. Были составлены новые учебные программы, в которых материал располагался значительно целесообразнее, чем ранее. Увеличилось числа часов на изучение русского языка. Так как большинство семинаристов отличалось крайне низкой грамотностью, то в первый учебный год выпускники были оставлены на период каникул в семинарии для повторного изучения русского языка.
Несомненной заслугой Д. Д. Семенова как руководителя учебного заведения, в стенах которого воспитывались юноши многих национальностей Кавказа, является его работа по привитию воспитанникам чувства равенства и братства всех народов. Вся обстановка в семинарии, взаимоотношении между учащимися и преподавателями способствовали уничтожению национальной розни и укреплению дружбы между воспитанниками различных национальностей. Об этом говорил Д. Д. Семенов, определяя задачи воспитания семинаристов:
«Предупреждать и устранять всякое проявление розни племенной или сословной.
Содействовать прочному сближению разноплеменных воспитанников между собой...
Развивать в молодых людях идею взаимной помощи» [6].
Активная общественно-педагогическая деятельность сделали Кубанскую семинарию в 70-х годах настоящим педагогическим центром Северного Кавказа. В короткие сроки семинария приобрела большое доверие у населения. Не только Кубанская область, Ставропольская губерния и Терская об-
ласть, но и земства южных губерний России и даже Харьков содержали своих стипендиатов в Кубанской семинарии и просили присылать учителей -воспитанников этой семинарии. В 1874 году из 95 учащихся семинарии только 40 являлись стипендиатами Кубанского казачества, остальные же были присланы из различных губерний.
За период с 1870 по 1877 гг. Кубанская учительская семинария (когда директором ее был Д. Д. Семенов) подготовила 155 народных учителей, в том числе 39 учительниц - довольно значительное количество для того времени.
Успешная прогрессивная педагогическая и общественная деятельность Семенова, а также «неблагонадежность» воспитанников семинарии - все это не могло не привлечь внимания царского правительства, боявшегося всего передового. Власти обвиняли Д. Д. Семенова в принадлежности к «вредному направлению», в «антигосударственном образе мыслей». Жандармское управление Кавказа доводило до сведения попечителя округа, что «преступной» пропагандой занимаются, главным образом, учителя и учительницы народных школ, окончившие курс в Кубанской учительской семинарии, и что таким пагубным направлением семинария обязана своему директору... «Вредное» и «пагубное направление» приписывалось также жене Д. Д. Семенова, «ярой последовательнице разрушительных теорий русских социалистов» и его дочери, которая «едва ли не превзойдет своих родителей своим вредным образом мыслей». Однако прогрессивную деятельность Д. Д. Семенова на поприще народного образования не следует понимать как его участие в революционном движении или хотя бы сочувствие этому движению. Он был далек от этого.
Сложившаяся обстановка вынудила Д. Д. Семенова уйти из Кубанской учительской семинарии. «Ввиду известных обстоятельств, - писал он попечителю округа в начале 1878 г.,- мое положение становится тягостным».
О переводе Д. Д. Семенова на новое место ходатайствовал его друг по Смольному институту JI. Н. Модзалевский, бывший в то время окружным инспектором. Несомненные заслуги Семенова в области подготовки народных учителей, его большой педагогический талант и известность в научно-педагогическом мире не позволили официальным кругам сразу отделаться от неугодного им человека. Решено было перевести его на глаза кавказского начальства, в г. Гори, на должность директора только что открывавшейся Закавказской учительской семинарии. К тому же в новом учебном заведении очевиден был полный провал всей работы. Нужен был опытный и авторитетный руководитель, знаток дела подготовки учителей. С чувством огорчения расставались кубанские семинаристы со своим директором. Велика была их любовь и привязанность к нему. Д. Д. Семенов описывал попечителю округа впечатление учащихся: «Выпускные семинаристы и кандидатки, придя ко мне, подняли страшный плач но поводу того, что я не буду у них на выпускных экзаменах, и что не будет моей подписи на свиде-
тельствах. Они хотели было писать Вам об оставлении меня. Я отклонил их от этого шага» [7]. Тревога и огорчения семинаристов были не напрасны. После ухода Семенова из Кубанской учительской семинарии она превратилась в обычное казенное учебное заведение, в котором воцарился чиновничий дух. За каждым шагом учащихся установилась полицейская слежка. Новый директор лично производил обыски в квартирах семинаристов. Под страхом предания суду были запрещены произведения Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Шевченко. Усилились придирки на экзаменах. Из семинарии удаляются не только «подозрительные» ученики, но и учителя — сторонники «прежних порядков» - Как заявлял Дивари, новый директор, ему «пришлось употребить немало трудов и усилий, чтобы дать воспитанникам новое направление» [8].
Передовые учителя семинарии выступили в печати с протестом против Дивари, уничтожавшего все то лучшее, что было сделано Семеновым в течение многих лет, и к чему так сочувственно относилась общественность.
Кубанская учи тельская семинария с этого времени перестала быть центром передовой педагогической культуры.
Библиографический список
1. Семенов, Д. Д. О средствах более быстрого и прочного развития народного образования в Закавказском крае / Д. Д. Семенов. ГМЫО, Груз. ССР, фонд 3(Г)УС, дело № 44, лист 2-3.
2. Семенов, Д. Д. Из путевых заметок за границей / Д, Д. Семенов // Педагогический сборник. -1865. - кн. П. - С. 1028 -1029.
3. ГМНО Грузии, фонд 3(Г)УС, дело № 1540.
4. ГМНО Грузии, фонд 3(Г)УС, дело № 89, лист 35.
5. ГМНО Грузии, фонд 3(Г)УС, дело № 57, лист 38.
6. Отчет о состоянии Закавказской учительской семинарии за 1878 г. ГМНО Грузии, фонд 3(Г)УС, дело № 26, лист 39.
7. Семенов, Д. Д. О Кубанской учительской семинарии // Народная школа. -1873,-№4.-С. 62.
8. ЦГИА Грузии, фонд № 422, арх. № 1114, листы 6-7.