Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка учителей в конце XIX начале XX веков (на примере Самарской губернии)'

Профессиональная подготовка учителей в конце XIX начале XX веков (на примере Самарской губернии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1178
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ / УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ / TEACHERS' SEMINARY / TEACHERS' INSTITUTE / PRIMARY SCHOOL / UPBRINGING AND TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садчикова Мария Викторовна

В статье представлены исторические периоды профессиональной подготовки учителей, охарактеризованы учебные заведения каждого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers professional training in the late 19th early 20th Centuries (on Samara Region example)

Teachers professional training historic periods are presented, teachers training institutions for each period are characterized in the article.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка учителей в конце XIX начале XX веков (на примере Самарской губернии)»

УДК 371

Садчикова Мария Викторовна

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара makar-05.78@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ В КОНЦЕ XIX -НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ)

В статье представлены исторические периоды профессиональной подготовки учителей, охарактеризованы учебные заведения каждого периода.

Ключевые слова: учительская семинария, учительский институт, начальная школа, воспитание и обучение.

Развитие государственной системы подготовки педагогических кадров в России являлось сложным процессом, который обусловливался ходом социально-экономических перемен, переживавшихся обществом на том или ином этапе своего существования.

Исследователи выделяют пять периодов становления системы российского специального педагогического образования.

С некоторой долей условности первый период можно назвать церковно-просветительским. Он продолжался со времен расцвета Киевской Руси до эпохи бурных преобразований Петра I.

Время с конца XVII века по 1804 можно определить как период петровских реформ. Благодаря им в течение примерно 100-110 лет складывалась государственная система народного образования, создавались предпосылки для рождения средних специальных педагогических заведений.

Принятие в 1804 году Устава учебных заведений положило начало третьему периоду - становлению регулярной сети учебных заведений, призванных осуществлять подготовку учителей.

С октября 1917 года начался советский этап создания и совершенствования системы обучения учительских кадров.

И, наконец, с 1985 года среднее специальное образование вступило в пятый период своего развития, когда был сделан крупный шаг к высшей школе. За истекшее время в России появились новые типы учебных заведений: педагогические колледжи и учебно-педагогические комплексы.

Несмотря на сложность и противоречивость процесса развития педагогического образования, в России появились разнообразные типы учебных заведений, в которых готовились учителя.

Эта важная общегосударственная проблема всегда привлекала умы выдающихся людей России. Свои идеи о путях совершенствования под-

готовки учителей высказывали, кроме М.В. Ломоносова и В.Н. Татищева, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Д.И. Менделеев и другие ученые и общественные деятели.

Практический вклад в подготовку российского учительства внесли выдающиеся педагоги и организаторы народного образования К.Д. Ушинс-кий, Н.И. Пирогов, писатель Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, С.Т Шацкий и ряд других.

Рост общественных учебных заведений требовал количественных и качественных изменений в структуре педагогического образования. К марту 1917 г. в России насчитывалось 192 учительские семинарии, около 300 гимназий и прогимназий, более 350 женских училищ, 30 институтов и других учебных заведений, которые относились к средним специальным педагогическим учебным заведениям и составляли основу Российской педагогической школы [11, с. 4].

Рост числа начальных школ, особенно в 6070-х годах XIX века, остро поставил вопрос о подготовке для них учителей. Лучшие русские педагоги разрабатывали вопрос о подготовке учителей. Так, К.Д. Ушинский в 1861 году составил и опубликовал проект учительской семинарии. По этому проекту земства различных губерний открыли несколько земских учительских семинарий и учительских школ. Лучшими из них были возникшие в 70-х годах С.-Петербургская земская учительская школа, имевшая четырехлетний (а после революции 1905 года даже шестилетний) курс обучения, и Тверская женская учительская школа имени Максимовича. Еще раньше последователем Ушинского, известным методистом по географии Д. Д. Семеновым при активном участии местной общественности была открыта и прекрасно поставлена учительская семинария в г. Гори (Грузия).

В 70-х годах царское правительство стало ограничивать открытие земских учительских семи-

134

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Садчикова М.В., 2012

нарий и учительских школ. Вместо них создавались казенные учительские семинарии, в которых должны были воспитывать будущих учителей для народа в духе православия и «преданности престолу». Выработанное в 1870 году «Положение об учительских семинариях» и инструкция 1875 года предписывали учащимся семинарий неуклонное исполнение обрядов и требований православной церкви, посещение богослужений, соблюдение постов, говение, в свободное время чтение книг религиозного содержания.

Курс учительских семинарий был установлен трехлетний (после революции 1905 года он стал четырехлетним). В семинарии принимались главным образом окончившие двухклассные училища. При учительских семинариях были общежития, большинство семинаристов получало стипендии: казенные и земские. Сначала учительские семинарии были только мужскими, впоследствии стали открываться и женские. К 1 января 1917 года в России имелась 171 учительская семинария. В них преподавались закон божий, русский язык и литература, математика, естествознание, физика, география, история, рисование, пение, педагогика, методика первоначального обучения. Во многих семинариях (особенно в земских) преподавались также ручной труд и сельское хозяйство.

Учительская семинария по сравнению с гимназией и реальным училищем давала меньший объем общеобразовательных знаний. В периодической печати нередко указывали на этот их недостаток. Положительной стороной учительских семинарий была педагогическая подготовка учащихся. Преподавались педагогика с элементами психологии и истории, методика преподавания в начальной школе русского языка и арифметики. Педагогическую практику учащиеся семинарий вели в существующих при них образцовых школах.

Учительские семинарии не могли удовлетворить потребности начальных школ в учителях. Некоторое число учительниц начальных школ готовили женские гимназии с восьмым (педагогическим) классом. Учительницы, окончившие этот класс, обладали большим общим образованием, но меньшей педагогической подготовкой по сравнению с учителями, прошедшими учительскую семинарию. Известное число учительниц земских школ и значительное количество учительниц церковноприходских школ выпускали семиклассные женские епархиальные училища.

Часть учителей начальных школ в конце XIX и начале XX века давали одно-, двухгодичные педагогические курсы, организованные при городских училищах. Однако эти учебные заведения не удовлетворяли полностью потребности в учителях начальных школ. Часть из них получала звание учителя в порядке экстерна.

В Самаре первым педагогическим учебным заведением была земская четырехлетняя школа «для приготовления сельских учительниц» (1792 г.), которую посещали девочки всех сословий с тринадцати лет. Методические пособия для школы были выписаны из столицы: карты для наглядного обучения, инструменты для изучения физики и химии, глобусы и атласы. По свидетельству инспекторов народных училищ Самарской губернии учительницы, окончившие земскую школу, вполне удовлетворяют требованиям народной школы и обладают достаточными умениями и навыками преподавания, чего нельзя сказать об окончивших курсы в других учебных заведениях [1, с. 244]. Позднее в Самаре начала работу церковно-учительская школа, выпускавшая учителей начальных классов.

Педагогов среднего звена готовил учительский институт, куда принимались мужчины, окончившие учительские семинарии или городские училища и педагогические курсы при городских училищах.

Курс обучения в учительских институтах был трехгодичным и общеобразовательная подготовка, даваемая учительскими институтами, не достигала даже уровня общеобразовательной средней школы, но в них педагогическая и методическая подготовка была поставлена хорошо. Большинство видных методистов дореволюционного времени - авторов методических руководств по преподаванию русского языка, математики, естествознания и других предметов - были преподавателями учительских институтов.

Самарский губернатор Степан Волховский прекрасно понимал, что от общего образовательного уровня в конечном итоге зависит не только культурное, но и экономическое развитие региона. Поэтому уже 29 января 1851 года по его распоряжению была создана дирекция народных училищ Самарской губернии. К 60-м годам

XIX века в регионе было 6 уездных и 175 церковноприходских школ, в которых училось 7493 человека. На рубеже XIX и ХХ столетий Самарская губерния в экономическом отношении стала од-

ним из самых быстро развивающихся регионов российской империи. Однако в то время в городе не было ни одного высшего учебного заведения, ближайший университет находился в Казани. И хотя об открытии педагогического института просвещенная самарская общественность впервые заговорила ещё в 70-х годах XIX столетия, лишь в январе 1910 года на очередном земском губернском собрании присутствовавшие согласились, что «потребность в педагогическом институте в Самаре не убывает». Все доводы в пользу скорейшего открытия педагогического института только увеличиваются и получают ещё большее значение». Общественность ликовала. В октябре того же года проект первого самарского вуза был заказан на средства земского собрания в Педагогической Академии, находившейся в Санкт-Петербурге. Через три месяца этот проект был подготовлен и одобрен советом Педагогической Академии. Завершающим этапом стал указ императора Николая II, который высочайше разрешил открыть с 1 июля 1911 года учительский институт в Самаре. Просвещённая общественность нашего города встретила этот указ с ликованием.

Следует отметить, что в исследуемый период ни в отечественной, ни в зарубежной теории воспитания само понятие «система воспитания» не описывалось в понимании современных теорий воспитательных систем, однако как феномен педагогической действительности такое явление существовало давно, хотя и проявлялось в отдельных элементах, прошло длительный период становления и развития, прежде чем оформиться в целостную систему, которая придала процессу воспитания организованный и целеустремленный характер.

К общим целям воспитания и обучения будущего педагога было отнесено умственное развитие личности, развитие ее чувств, волевых качеств. Они определялись соответственно как способность «знать добро», «любить добро» и наличие достаточных «сил совершить это добро». В плане физического воспитания речь шла о том, чтобы помочь учащимся «сделать свое тело послушным орудием духа». Принципом такой подготовки учителей являлось единство обучения и воспитания. Особое значение придавалось формированию умственных и нравственных качеств будущего педагога. К первым были отнесены зрелость ума, исключающая произвол, умение пе-

редавать свои знания, понимание психологических особенностей воспитанника, знание внутренних мотивов к обучению, педагогический такт, умение находить уместные и действенные средства психолого-педагогического воздействия. Ко вторым - твердость нравственных убеждений, добросовестность в исполнении обязанностей, умение сочетать любовь к ученику со строгостью и взыскательностью, стремление к самообразованию, знание той среды, в которой формировался ученик. В целом считалось, что дело учителя не рабочий труд, а созидание живой человеческой личности, требующее «особого искусства и специальных познаний».

Учитель был обязан владеть такой совокупностью воспитательных средств, которая должны была, говоря современным языком, обеспечить превращение воспитанника в субъект воспитания, перевод его в режим саморазвития. Осуществление этого подхода оценивалось как высшая степень мастерства учителя. Воспитатель был обязан владеть искусством выбирать из различных побуждений такие, которые соответствуют возрасту и нравственному воспитанию воспитанника. В число воспитательных мер включались похвала и порицание, «естественные наказания, вытекающие из проступка», и «искусственные наказания, налагаемые вне связи с поступком». Формами последних могли быть наказания, затрагивающие чувство чести, наказания, основанные на лишениях (лишение прогулки, права на выход в город к друзьям и родным, лишение свободы и т.п.), принудительная работа, удаление из школы.

Многое в организации воспитательного процесса, в понимании особенностей возраста учащихся и степени «вольности» зависело от содержателей учебных заведений, их личной позиции, но направляющая роль министерства и окружного начальства почти всегда ощущалась. При этом училищные чиновники обычно не утруждали себя необходимостью давать какие-либо разъяснения. Язык их циркуляров был сух и категоричен: «Министерство признает неудобным выступление воспитанников средних учебных заведений в качестве исполнителей на вечерах и концертах вне стен учебного заведения» [6, с. 144].

С открытием вышеперечисленных заведений качество подготовки педагогических кадров, несмотря на некоторые недоработки, заметно повысилось. Учить читать и писать стали люди про-

136

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

фессионально подготовленные, заинтересованные, понимающие важность и сложность обучения.

Библиографический список

1. Алабин П.В. Двадцатипятилетие Самары, как губернского города (Историко-статистический очерк). - Самара: Изд-во Самарского статистического комитета, 1877. - 744 с.

2. Анисов М.И. Источники изучения истории педагогики в России. - М.: МГЗПИ, 1991. - 200 с.

3. Арсеньев А. Педагогическая практика в дореволюционных учительских семинариях России // Советская педагогика. - 1938. - N° 9. - С. 91-109.

4. Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России / сост. проф. В.Я. Струминский. - М.: Учпедгиз, 1959. - 319 с.

5. Колпаков А. Н. Педагогическое образование в Самаре: История высшей школы Самары. Книга третья. - Самара: АНО «Издательство СНЦ РАН», 2010. - 510 с.

6. Лаурсон А.М. Частные учебные заведения ведомства Министерства народного просвеще-

ния. Собрание действующих законоположений и распоряжений о частных учебных заведениях и о домашнем обучении. - СПб., 1912.

7. Наякшин К.Я. Очерки истории Куйбышевской области (бывшей Самарской губернии). -Куйбышев: Книжн. изд-во, 1962. - 622 с.

8. Романова И.В. Подготовка народных учителей земствами Средневолжских губерний в пореформенный период XIX века // Современные гуманитарные науки. - Тольятти, 2001. - С. 32-38.

9. Самара Куйбышев: Хроника событий. 15861986 гг. / под ред. Я.Г. Пыляевского. - Куйбышев: Книжн. изд-во, 1985. - 368 с.

10. Самарская летопись: Очерки истории Самарского края с древнейших времен до начала

XX века: В 2-х кн. / под ред. П.С. Кабытова, Л.В. Храмкова. Кн. 2: Самарский край второй половины XIX начала XX столетия. - Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1993. - 190 с.

11. Тибев Б.К. Правительственная политика образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX - начала XX в.: Авто-реф. ... д-ра пед. наук. - М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.